Для меня до сих пор загадка, почему возникло желание написать рецензию на этот фильм, отложив на время все неотложные дела и пожертвовав возможностью написать рецензии на более оригинальные и талантливые, с объективной точки зрения, работы.
Я ничего не знала о Хесусе Франко до того момента, пока не решила посмотреть этот фильм, который встретился мне в скудной поздней фильмографии Хельмута Бергера. Заинтересовавшись специфическим именем режиссера, я узнала, что этот испанец не менее специфичен, чем его имя: за 80 с небольшим лет жизни он снял больше 250 фильмов, большинство из которых либо балансирует на грани эротики и порнографии, либо безнадежно проваливается в последнюю. Также я узнала, что многие относят этот фильм к одним из лучших в его карьере или, по крайней мере, одним из немногих смотрибельных.
Стоит отметить, что я совершенно неопытна и неискушена в фильмах ужасов и триллерах. Предполагаю, что истинные ценители этого жанра не смогли бы простить этому фильму его примитивность. Я же вижу в нем не плоскость низкопробного эротического триллера, а однозначность и недвусмысленность страшной, жестокой сказки, со всеми необходимыми персонажами.
История пластического хирурга, одержимого желанием помочь изуродованной любимой сестре путем полной пересадки лица живого человека, нарочито нереалистична и условна. Это сказка о короле, который мечтает с помощью злого волшебника, вернуть красоту любимой сестре. Король (доктор Фламан) в исполнении одного из величайших актеров XX века, бога декаданса Хельмута Бергера жесток, безжалостен, отстранен от всего мира, предан лишь одному человеку и одной мечте. Роль плененной принцессы не столь однозначна. Формально на нее в фильме претендует невыразительная, развратная модель Барбара, тем более, что на ее спасение отправляется такой же невыразительный и скучный принц (частный детектив, нанятый ее отцом, и влюбленный в нее). Хотя по произведенному впечатлению на роль нежной и хрупкой принцессы больше подходит, трогательная в своей искренности, доверчивости и импульсивности, героиня Флоранс Герен. Она хотя бы вызывает сочувствие.
Про актерские работы трудно что-то сказать. Первое впечатление – Хельмут Бергер в окружении порноактрис. За исключением, правда, блестящей французской актрисы и музы Клода Шаброля Стефан Одран в эпизодической роли и Антона Диффринга. Впечатлила Брижит Лаэ. Ее Натали – лично для меня исключительно интересный пример совершенно плоского персонажа, такой собаки в обличье человека, находящейся вне какого-либо нравственного выбора, способной только на преданное исполнение команд. Не припомню в кино более яркого примера человека с животным сознанием.
Что касается режиссуры, то она показалась мне пусть неоднозначной, но интересной и по-своему завораживающей. Эффектно выстроенное герметичное пространство, намеренное игнорирование правдоподобности, довольно качественный черный юмор делают фильм занимательным, а местами и цепляющее специфичным.
Не могу не поставить этой брутальной сказке, в которой ни для кого не предусмотрен счастливый финал, с гениальным, невероятно ярким и сексуальным (даже сексуальнее, чем во времена своей ослепительной юности) Хельмутом Бергером в главной роли, –
7 из 10