К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Осталась лишь черная точка,
Туда и канула моя судьба
И съежилась
до той поры,
Когда времена
В абсолют сольются.

Антонен Арто – гениальная фигура, значение которой для культуры XX века безмерно и в то же время не вполне однозначно. Одни ставят его в ряд с Ницше и Достоевским, другие не находят в его наследии ничего ценного и интересного. Великий безумец, философ, предсказатель и теоретик, художник, актер и режиссер, поэт и драматург. Пытаться постигнуть Арто можно лишь отказавшись от вычленения какой-либо одной ипостаси, его жизнь вбирает в себя искусство, а искусство приравнивается к жизни, они тесно переплетаются, синтезируются, границы между ними зачастую полностью стираются.

Этому сложному человеку посвящает свою картину Жерар Мордилла.

Пара слов о театральной теории Арто, эскиз которой намечен в фильме. Крюотический театр, театр жестокости. Своеобразные философские наброски, отрицание театра как такового. В своей теории Арто проповедует отказ от какого-либо изображения, от разрушения изображения изображением. Задача творчества – раскрытие истинного смысла человеческого существования через уничтожение случайной субъективной формы. Как Ницше и Витгенштейн уничтожают своим творчеством форму философии, Пруст – форму романа, Метерлинк – форму драмы, Малевич – форму живописи, так Арто совершает попытку уничтожения театра. Театр для Арто создает высшую реальность на сцене, не имитирует жизнь и не противоречит ей, а развивает её и продлевает. Цель – освобождение от личности, мифологическое растворение, выход на бессознательный уровень (вроде уровня архетипов Юнга), с чем связана восточная идея пустоты («шунья», отсутствие знака, формы), отрицающая дихотомию, вбирающая в себя единство противоположностей, жизни и смерти. Крюотическая теория сближает Запад и Восток, смешивая современную европейскую традицию с впечатлениями от выступлений индонезийских актеров, балийцев, достигающих в танце состояния транса, она ритуальна, имеет музыкальную структуру. Такова концепция Арто в двух словах. Она завязана на жестокости, неотвратимость которой трагична, а повседневность ее в определенной степени экзистенциальна. Она наполнена эстетикой символизма и зачатками сюрреализма, она катартична.

Каков же сам Арто? И каким он представлен в фильме?

Страдающий мыслитель, балансирующий на грани гениальности и сумасшествия, между творчеством и дурдомом. Мы видим его уже не в качестве представителя парижского авангарда, теперь он лишь поблекшая тень, воспоминание о прошлой богемной жизни. Выбор Арто – постепенная гибель собственного «я», полный отказ от личностного начала, разрыв с миром и аскетизм. Только временами он способен вернуть себя – через работу и живопись, разбавляя реальность наркотиками (к ним, заглушающим головные боли, он пристрастился, будучи болезненным ребенком). Мы видим зрелого Арто: позади годы, проведенные в психиатрической лечебнице под электрошоком, эксперименты с пейотлем в галлюцинирующей Мексике, мнимая находка Святого Грааля во время поездки в Ирландию, мании преследования (от охоты полиции до якобы направленной на него разрушительной энергии Далай-Ламы), отказ от собственного имени и поиск истинного «я» (то подпись девичьей фамилией матери – «Нальпа», то греческим вариантом – «Антонаки», то именование себя «Явленным», уподобляясь Христу). Этот период – своеобразная попытка воплощения театральной системы уже не на спектакле тотального воздействия, а на себе самом, стремление распространить законы театра на свою жизнь.

Трудный характер, страстная и беспокойная натура Арто соединяет в себе, казалось бы, несоединимое. Максималист, он то и дело впадает то в одну крайность, то в другую. Нет границ ни в жизни, ни в искусстве, ни в употреблении опиатов, доза которых постепенно увеличивается. Эпатажная стилистика и манера Арто, завязанная на внешнем выражении внутреннего символа, на гипертрофированном изображении сущности изумляет (так, например, исполняя роль Карла Великого, Арто полз на четвереньках к трону, а члена совета директоров играл в гриме китайского классического театра). В фильме мы не увидим подробностей биографии или иллюстрации известных легенд о нем, но суть и монументальность личности, именуемой «Антонен Арто» передана сполна. Сами Фре в главной роли смотрится более чем органично.

И всё же картина Мордилла не столько об Арто. Она рассказывает историю молодого поэта Жака Превеля (Марк Барбе), историю его знакомства с идолом, и попытку в какой-то степени подобраться к разгадке феномена Арто, компания которого и манит, и отталкивает, пропитана болезненностью, дурманом, истерической игрой и смертью. Это поэзия. Это драма. Это что-то за гранью действительности, за пределами реальной жизни, приравненное к символическому сну, что постоянно держит в напряжении, давит душевным расстройством, неординарностью, талантом. Арто заражает Превеля собой, глубоко затягиваясь, и систематически затягивая в бездонную пучину отрицания и умирания.

«В компании Антонена Арто» – черно-белое камерное французское кино. В нем мало действия и ограничен круг героев. Оно исполнено с безукоризненным вкусом, наполнено диалогами о жизни, смерти, творчестве и безумии. При этом в повествовании присутствует некая недосказанность и тяжесть, прячущаяся за слоем густого сигаретного дыма. Здесь много мыслей, слов и чувств, холод сочетается с пылкостью, безразличие граничит с обожанием. Тут есть все и ничего. И подобная всеобъемлющая пустота по-своему прекрасна.

10 из 10

P.S. Интересно, как бы сам Арто отреагировал на данный фильм, разочаровавшись в возможностях кинематографа после выхода на экраны «Раковины и священника», снятого по его сценарию. Как бы то ни было, здесь есть о чем поразмыслить.

06 марта 2016 | 23:21
  • тип рецензии:

Мне очень понравился фильм даже не смотря на то, что я считаю, что Антонен Арто это личность, которую невозможно понять. Это гений и безумец, тот для кого слова утратили смысл, его мир навсегда останется недосягаем. Его жизнь - это вечное распятие и умирание. Можно лишь попытаться представить всю глубину его страдания, но никогда не смочь прикоснуться к его величию. Мы способны уловить лишь эхо того пронзительного крика, что исходит от всего творчества Антонена Арто. То, что ощущаешь, когда читаешь Арто не возможно так просто выразить словами, потому что слова это что-то совершенно поверхностное.

Мне понравилось, что фильм черно-белый, монохромные цвета здесь как нигде к стати. Актеры поразительно похожи на настоящих Арто и Превера.

Болезненность, истерика, надлом, опиумный дурман, сигаретный дым и компания Антонена Арто - это то, что так манило Жака Превера, манило это желание приблизиться к величию. Но даже став другом Арто, тот остался для него загадкой, его дружба с ним в какой-то степени поклонение, поиск родства. Под влияние Арто Превер сам начинает утрачивать жизнь.

Мне кажется, что фильм может быть интересен не только ценителям творчества Арто, но и любителям артхаусного и французского кино в целом. У этого фильма, безусловно есть вкус.

04 апреля 2014 | 12:58
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: