'Испытание' - самый трогательный и гениальный российский фильм за последние лет 5, не меньше.
Отец и дочь живут в степи. Ничто не может нарушить их покой. Каждый день отец уезжает на работу, а дочь остается заниматься хозяйством. Иногда в гости к девушке приезжает местный парень, влюбленный в нее. Но все меняется с появлением в степи молодого светловолосого парня, в которого влюбляется главная героиня. Закручивается любовный треугольник. Но в отношениях третий - всегда лишний. Смерть отца вынуждает девушку начать новую, уже совсем взрослую жизнь. Но вместе с новой жизнью приходит и локальный апокалипсис.
Поражает качество фильма: зрителю показана настолько глубокая и трогательная история, при этом снятая без единого слова. Только музыка и красота дикой степи. Очень хороша операторская работа. И, конечно же, невозможно не отметить блестящую игру молодых начинающих актеров - Елены Ан и Данилы Рассомахина и не пожелать им дальнейшего творческого роста.
Есть в мире человек. Он живет, он любит. И так изо дня в день. Все хорошо, и быть по другому не может. Но однажды он умирает. Умирает вместе со всем окружающим его миром. И весь ужас в том, что никто из нас от этого не застрахован. Или, может быть, мы все уже давно мертвы, и почему-то боимся наступления того, что уже наступило?
Друзья человеческой натуры, они словно сошли сума…
Именно так Мишель Сарду, французский певец шестидесятых, описал режим СССР... А ведь действительно Ленин и Маркс (основатель теории марксизма) наверное не раз перевернулись в гробу узнав чего стоило 'всеобщее равенство'.
Авторы картины не хотят показать нам техногенную катастрофу во всех ее оттенках, роль с которой прекрасно справляются фильмы документального жанра. Нам показывают отрывок из повседневной жизни персонажей, бессильных против воли судьбы... Или может просто воли ближнего ихнего.
Показывая нам жизнь обычных людей, неизбежно приближаясь к своему концу, на фоне красивой музыки и пейзажей, режиссер словно хочет показать там театральную трагедию с одним возможным исходом. И лишь одно различает этот фильм от театральной трагедии... История реальностью заменила судьбу.
И с грустной иронией, в ожидании неизбежного конца, без капли надежды, мы смотрим эту ленту и переживаем ужасную судьбу всех людей переживших ядерные испытания, которые только такая лента может передать.
При просмотре нового фильма Александра Котта «Испытание» не удастся услышать ни единого слова, но зато получится 3 раза улыбнуться, 1 раз погрустить и бесконечно созерцать.
Каждый мало-мальски приличный писатель мечтает написать помимо сатирических рассказиков - большой роман с философским подтекстом, художник помимо портретов на заказ – полотнище с каким-нибудь Бородинским сражением, а «мэйнстримовый» режиссер снять камерное авторское кино для души, которое потом окрестят «фестивальным», признают на престижном или не очень киносмотре, тем самым публично откроют в создателе крепкую творческую единицу, и он со спокойным сердцем и чистой совестью сможет продолжать снимать телесериалы.
Вот и новый фильм коммерчески вполне успешного и востребованного режиссера Александра Котта 'Испытание' очень напоминает такой опыт. Сценарий этого фильма несколько лет дожидался миллионов для создания блокбастера по задумке Павла Чухрая ('Вор', 'Водитель для Веры' и т.д.), но в результате он дождался только Котта с его концепцией и желанием снять картину совершенно противоположного толка.
И получилось ведь, оценил даже 'Кинотавр-2014'. Оценил, наверное, заслуженно, хоть эта лента и не открывает в кинематогрофе ничего принципиально нового, не является каким-либо прорывом и не блещет уникальными творческими находками, даже скорее наоборот, этот фильм во многом архаичен в стилистике своего киноязыка, да и сама идея конфликта личного и общего, временного и вечного, бренного и вселенского совсем не нова.
К примеру, что-то похожее мы уже видели у Ларса фон Триера в его «Меланхолии», разве что Триер запечатлел 'пир во время чумы' – шумный свадебный банкет перед столкновением Земли с планетой, надвигающейся из космоса, а у Котта, скорее, 'затишье перед бурей' – примитивистская, шепчущая история зарождения чувств перед техногенной катастрофой. И поэтому представляется, что приз все-таки за смелость. За смелость снять в 21 веке полуторачасовое кино без единого слова. Да еще так, чтобы получилось действительно красиво.
Взамен слов, что вполне логично, - музыка. Причем, в первую очередь, музыка безкрайней казахской степи. Фильм изобилует интершумами вроде щебета редких птичек, перелива колокольчиков, висящих на ветхом жилище героев, завываниями безудержного мозолистого степного ветра. Периодически и очень уместно в некоторых сценах вступает и музыка инструментальная – аутентичная, с легким флером тоски от неминуемо надвигающегося конца.
По-восточному неторопливое киноповествование само по себе может стать испытанием для среднестатического зрителя: больно уж неспешно разворачивается основная сюжетная линия - любовный треугольник, сложившийся аккурат перед испытанием ядерной бомбы в Семипалатинске в 1953г., между юной казахской девушкой, ее женихом из соседнего «аула» и невиданно откуда взявшимся обаятельным русским пареньком, буквально высадившимся пришельцем на их планету традиционного уклада жизни, где каждый день не отличим от предыдущего.
Только уже ближе к концу картины режиссер, будто б почувствовав, что внимание зрителя уже могло рассеяться, дает возможность ему улыбнуться во время нескольких комичных рыцарских дуэлей двух Ромео за сердце казахской красавицы, что позволяет угадать в создателе фильма автора популярнейших комедийных «Елок».
Но, на самом деле, с таким умницей-оператором как Леван Капанадзе фильм вообще мог бы обойтись без сюжета, ведь, кажется, в итоге, что он не про частную, пусть и трогательную историю, а про более универсальную и, прямо скажем, очень не новую идею конечности и алогичности человеческого существования, в котором уместнее созерцать, а не переживать. Это подчеркнуто виртуозной работой оператора, упивающегося симметрией кадров, превращающих эту самую симметрию в отдельного героя фильма, в символ величия природы и ничтожности человека перед ней. Ведь не вечна даже любовь, разница лишь только в том, что отверженные встречают ее конец с яростью и отчаянием, а влюбленные смиренно, взявшись за руки.
Резюмируя, стоит отметить, что в сухом остатке у Александра Котта получилась очень академичная картина, сделанная от и до будто бы по учебнику, больно уж она выверенная, стройная и гладкая. Но после просмотра, в целом, совсем не обидно, что для наслаждения от созерцания красоты «Испытания», ты все-таки выделил 1,5 часа своей скоротечной жизни.
Это тот фильм, который смотришь и хочешь, чтоб он длился и длился и никогда не заканчивался, до того он интересен красив и изобретателен.
А сюжет прост: Без крайняя казахская степь. Живет молодая девушка со своим отцом. Каждый день отец уезжает на работу, дочь ведёт хозяйство. За ней пытается ухаживать местный парень. Жизнь этих людей однообразна и рутинна. День похож на день долгий и длинный как сама степь. Всё меняется с появлением забавного белокурого парня, который приносит разнообразие в эту сонную степную картину. Далее, во избежание спойлеров, скажу только, что дело происходит в советское время в районе Семипалатинска.
Но главное в фильме это изобразительный метод. Создатели оставили только необходимое и отсекли все лишнее, а именно голос. Ведь фильм практически немой. Общение между героями происходит с помощью взглядов и жестов, а также красивейшей музыки, загадочных звуков природы. От этого фильм не стал скучным или трудным для восприятия. Наоборот ты смотришь, разглядываешь его как какую-то невиданную диковинку.
Что интересно, ведь этот фильм снял не кто иной, как Александр Котт. Создатель Ёлки2, Ёлки3, Брестской крепости, сериала Обратная сторона Луны и т.п. Он крепкий мейнстримовый режиссёр. Человек, которого не заподозришь в тяготении к высокому киноискусству. А «Испытание» именно такой фильм.
Создатели показали, как тонко природа взаимодействует с героями, сама становясь полноправным героем, также безмолвно говорит с людьми. Радуется, плачет горю, помогает, дает знаки.
Невероятно красивый и даже эстетский фильм, трогательный, юморной, ироничный, с множеством интересных изобразительных находок и неожиданным финалом. Точнейший баланс формы и содержания.
Бескрайняя казахская степь, практически безлюдная. На всю огромную площадь приходится пара домов. Молодая девушка, живет с отцом, помогает по хозяйству. Каждый ее день однообразен и размерен, одним словом рутина. Однажды в ее жизни появляется белокурый, улыбчивый юноша славянской наружности. С этого момента, спокойная жизнь меняется, так как у девушки, уже есть один местный ухажер, имеющий на нее виды. Завязывается любовный треугольник. Остается только наблюдать и ждать, что из этого получится, а получится довольно трогательная история, с довольно непредсказуемой и утопической концовкой…
Александр Котт снял поистине удивительную, практически немую картину, основными элементами которой, являются операторская работа, музыка, выразительные лица главных героев и метафоры. Диалогов нет, они подразумеваются, когда съемка ведется с дальней дистанции. Зрителю будет легко понять, о чем в тот, или иной момент, ведут неслышную беседу персонажи. Картина наполнена природными звуками, музыкой, голосом из радио, человеческим дыханием и другими выразительными звуками. Так как некоторые моменты, словно якоря, цепляют и погружают в созданную атмосферу, полтора часа превращаются в удовольствие, а не становятся испытанием для зрителя. Честно говоря, этого времени даже мало, хочется еще и еще наблюдать за происходящим и изобретательностью создателей.
Фильм снят с пиететом к зрителям, потому что проработана каждая деталь, мелочь. В нем даже шторка колышется в такт музыке. Присутствуют интересные находки – «ватные облака», «проглатывание солнца», а висящая на веревке одежда главных героев, которая при дуновении ветра начинает обниматься, вообще гениальная придумка. Таким способом, любовь еще не показывали.
Если я правильно помню, на всю Россию было выпущено всего 19 корпий «Испытания», так что его увидят далеко не все. Оно и понятно, ведь это кино элитарное, авторское, а значит не для массового зрителя. Вполне вероятно, что благодаря современной моде на динамичные, масштабные фильмы, блокбастеры, это дитя минимализма, может остаться недооцененным широкой аудиторией. Самое главное, на высоком уровне его оценили по достоинству - Главный приз Кинотавра, Приз Гильдии киноведов и кинокритиков и Приз за операторскую работу.
Что касается операторской работы, то Леван Капанадзе вполне заслуженно получил награду. По сути, это именно операторский фильм. Отлично сняты степные красоты, различные пейзажи, солнце, встающее или уходящее за горизонт, а план с жилищем молодой девушки и ее отца, в предрассветных сумерках, можно смело помещать на открытки. Хорошо передана мимика героев их взаимоотношения. Так например камера направленная на дно колодца с колыхающейся водой, в которой отражаются лица девушки и молодого человека, как бы говорит о том, что их чувства друг к другу еще не устойчивы, только оформляются, а нахлынувшие впечатления, будоражащие молодые сердца, должны прийти в спокойствие.
Исполнителей главных ролей, Елену Ан и Данилу Рассомахина, можно сказать, нашли на московских улицах. Просто искали людей с выразительными лицами. Елена в основном была смиренной покладистой, с серьезным выражением лица, что придавало ее образу загадочности, правда местами проявлялась полуулыбка, которая украшала лицо и давала понять, что за этой серьезностью, кроется нежное создание. Данила же напоминал этакого Иванушку-дурочка, в хорошем смысле слова. Его персонаж, белокурый, кудрявый юноша, с улыбкой до ушей, добрым, очаровательным и довольно выразительным лицом, и немного легкомысленным поведением. В общем, сошлись две полные противоположности.
В итоге, «Испытание» - это оригинальный, элитарный фильм, размеренный и выразительный, с трогательной историей юношеской любви, приятной, ласкающей музыкой, качественной операторской работой, красивыми кадрами и довольно неожиданной, эффектной концовкой.
Сегодня мне повезло убедиться, что Александр Котт совсем не зря получил главный приз «Кинотавра». Его «Испытание», несмотря на отсутствие такого средства выразительности, как человеческая речь, оказалось достаточно понятным, чтобы быть интересным, и достаточно сложным, чтобы заставить мозг думать, почти не останавливаясь.
Действие этой картины разворачивается на фоне бескрайней степи, где-то в Богом забытом месте, а главными героями являются такие же забытые и ничего не значащие для большого мира люди: отец и дочь, два парня, претендующие на ее сердце. Впрочем, так ли это, сказать точно нельзя: в картине нет слов, поэтому любые сюжетные перипетии так или иначе зритель трактует сам, и вовсе не обязательно эта трактовка правильная. Пейзажи этой степи безжизненны, причем безжизненны настолько, что нельзя понять, холодно героям или тепло. Эта аскетичность окружающей природы, окружающего мира будто призвана не отвлекать, заставлять сосредоточиться на том, что же происходит с этими людьми, порой столь же бесстрастными, как и окружающий пейзаж.
Все действие построено на каких-то мелочах, будь то мелочи визуального плана, или какие-то моменты действия, на основании которых можно строить предположение, что же происходит. Перед нами головоломка, где частями являются эти маленькие сюжетики из жизни жителей степи. Бессловесность создает впечатление, что мы наблюдаем не за людьми, их судьбами, их переживаниями, а за какими-то разновидностями живых существ, самой природы. Это ощущение усиливает и степь, и фактическое отсутствие примет времени, хоть каких-то. По обрывкам попадающих в кадр газет, звучащего радио можно составить представление, что действие происходит в недалеком прошлом, но этот клочок земли так оторван от внешнего мира, что запросто можно считать, что где-то в тысячах километров светят неоном города, и на экраны выходят современные блокбастеры.
Странного ощущения катастрофы, которое, казалось бы, должно было парить в воздухе, я здесь не наблюдала, хотя в некоторые моменты действия тревожность усиливается. Эта тревога той природы, когда не знаешь, не понимаешь, что произойдет, и просто наблюдаешь. Странный сложившийся любовный треугольник кажется основным, но в реальности он оказывается лишь отвлекающим маневром от главной драмы этой картины. Впрочем, даже глядя на этих троих, можно сделать логичные выводы: повесть о каких-то никому не нужных людях, которые и свободны, и заперты одновременно. Перед ними бескрайний мир, из которого, тем не менее, не выбраться. И весь круг общения – лишь те, кого знаешь, и случайные странники. Однако, несмотря на все это, в картине почти нет любви в привычных ее проявлениях, нет боли, выражающейся иначе, чем грустное выражение лица (хотя я не совсем права, слезы здесь есть, причем мужские, но это скорее слезы страха), нет привязанности, выражающейся иначе, чем привычка.
Более того, взаимоотношения кажутся слишком грубыми: героиня кажется почти рабыней, не замечающей этого, а молодые люди не могут придумать ничего лучше, чем драка. Персонажи не способны вызвать привязанности, хотя они могут разочаровывать, и их бывает жаль. Но сильнее всего…досадно от того, что они полностью забыты, не нужны, отсутствуют в этом мире. Герои будто считаются зверушками, и, как уже упоминала выше, манера повествования это лишь подчеркивает. От этого столь трагичная и неожиданная развязка, пусть и вполне просчитываемая логически на протяжении фильма. Но она столь…не гуманна, что поверить в ее реальность просто невозможно… Зато название картины – «Испытание» - становится удивительно очевидным, и вдруг начинает внушать ужас.
Удивительная картина, не позволяющая оторвать взгляд, отстраниться, уйти. Она притягивает, как магнит, заставляет слушать свою историю, складывать кусочки головоломки, чтобы все равно не угадать финал. Кажется, не характеры героев здесь главное, не место действия, а человеческие качества кого-то, кого даже нет в этой картине, жизненные принципы кого-то еще, а, может, и всей страны в целом. Думаю, этот фильм должен заставить пересмотреть свои взгляды, стать пацифистом, гуманным, справедливым. Иначе зачем этот фильм вообще было снимать? Он ведь об этом – сухое изложение фактов, страшный финал, который, однако, будто заставляет себя обдумать.