Бернардо Бертолуччи возвращается к тому, с чего начинал. Смотря фильм 'Ты и я' я заметил не одну ретроспекцию к 'Партнеру'. Главный герой - спрятавшийся в себя, молодой и наполненный противоречивыми устремлениями 14-летний парень попросту боится окружающего мира. Его юношеские прыщи на лице выдают усиленное действие тестостерона. Он уединяется в подвале, где проводит время за чтением вниз головой книг о Лестате.
Неожиданно в его жизнь проникает молодая, но уже видевшая гораздо большее - девушка. они представлены друг другу, как родственники. Она пытается преодолеть свою зависимость от сильных наркотиков, а он - находит свой источник для взросления.
Уже из этого, весьма ограниченного описания ленты становится понятно, что фильм будет балансировать на грани 'Помнишь ли Долли Белл' Кустурицы и уже упомянутого 'Патрнера' Бертолуччи. Местами лента напоминает 'Конформист' (в части воспоминаний героя о переживании молодости - там такие же мрачные тона были), местами возвращает нас к 'Луне', местами дает намеки на 'Мечтателей'. Но при этом, фильм, как мне показалось, так и не избавился от своей вторичности.
Конечно, Бертолуччи хорош своими намеками и недомолвками. Прекрасно, что в фильме почти нет родителей (да и про их ошибки молодости просто намекается). Только представьте себе, что сделал бы с таким сюжетом Томас Винтерберг или Ингмар Бергман - они просто сделали бы социальную драму.
Безумно повезло молодым актерам - им удалось поработать с одним из лучших режиссеров мира. У Теа Фалько яркие черты лица и красивая фигура. Кто знает, вдруг через несколько лет станет кинозвездой, как и Ева Грин? Весьма фактурная внешность и у Якопо Ольмо Антинори - молодого актера.
Но, в конечном итоге, этот фильм похож на старческое восхищение годами юности. Простое и незатейливое восхищение. Без сожаления и нервов, без раздражения и беспокойства. Наверное именно поэтому, этот весьма профессионально сделанный фильм кажется чрезмерно легким и скучноватым - Бертолуччи light(С)
Мне было бы куда интереснее посмотреть и послушать, как работал и что говорил Бертолуччи на съемочной площадке. Уверен, что эта лента наполнена символизмом, который понятен лишь одному человеку и если бы узнать, что именно Бернардо имел ввиду - ее просмотр был бы куда интересен. Понимая это, немного повысил оценку.
Вот она, первая работа Бернардо Бертолуччи почти после десятилетнего перерыва в творчестве и первая за 30 лет снятая на итальянском языке! Прикованный к инвалидному креслу, режиссер видит теперь мир под другим углом, его герои помолодели - на роль Лоренцо взят совершенно молоденький актер, чей тембр голоса пленил маэстро. . Отдавая дань своему любимому жанру - психологической драме, он все же создал фильм совершенно отличный от других своих произведений..
Вы не увидите тут откровенного эротизма, присущего почти всем картинам Бертолуччи, не увидите завуалированности происходящего. .- сюжет не сложный и все что хотят сказать создатели фильма лежит почти на поверхности. Есть две противоположности..Мальчик закрывшийся от всех в своем панцире и девушка стремящаяся всеми силами вернуться в тот мир, откуда сбежал ее сводный брат. Смогут ли они принять, понять друг друга а главное суметь помочь??
Фильм снят по роману Никколо Амманити, но ББ полностью изменил атмосферу книги, ее сущность. В романе все и заканчивается по иному... тут же, автор фильма оставляет надежду на спасение обоим героям, она чувствуется в каждом кадре, когда брат с сестрой утром выходят из подвала взявшись за руки...
Прекрасным фоном к сюжету послужила музыка Дэвида Боуи, его звучащий в картине шлягер 60-х 'Space Oddity'.
Хороший получился фильм, слабее, конечно, чем такие картины как ' Осажденные ' или 'Последнее танго в Париже'...но все же.
Перед нами подростковая, душевная драма итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи. Фильм называется «Ты и я». По совету одной заядлой киноманши я оценил данное кино, но которое сам бы врятли вышел. Картина погружает в историю подростков, полную бешеной, молодой крови, эмоций и душевной истории, произошедшей совершенно случайно. Кино такое специфическое и чисто европейское по своему стилю и атмосфере.
Лента рассказывает историю юного четырнадцатилетнего парня. Ему не интересно общаться с сверстниками, с матерью в последнее время он все время ругается, и парень хочет побыть один. Его класс едет на экскурсию, а парень сбегает и всех обманывает. Учителя думают, что он дома, а мать думает, что он на экскурсии. Сам же юный бунтарь прячется в подвале собственного многоэтажного дома. Здесь он хотел насладиться одиночеством, но его затея провалилась. Героя ждет знакомство с одной незнакомкой, которая, как неожиданно выясняется, связанна с его семьей…
Фильм мне запомнился по нескольким причинам. Во-первых, актера подобрали на главную роль необычного. Якопо Ольмо Антинори имеет такую угрюмую внешность, и его герой отличается от привыкших всех приятных главных персонажей. Он играет подростка, и буйного подростка с характером. Его герой получился живым, я бы сказал настоящим. Это и делает картину устойчивой и честной. Во-вторых, атмосфера в фильме стояла прикольная. Режиссер все детально продумал, и его кино смотрелось необычно, как-то тревожно, местами щекотливо. В-третьих, современный, итальянский кинематограф поддерживает свои ценности в кино и стиль, а я уважаю традиции. Кино смотрелось эмоционально, а страсти в героях так и кипели.
Данный кинофильм привлечет внимание любителям европейского кинематографа и тех, кто ценит душевные картины. Не смотря на тот факт, что кинолента подростковая, она глубокая и непростая. Я бы сказал своеобразная. Для зрителя с тонким вкусом.
«Ты и я» - итальянская, семейная драма 2012 года. Фильм не заурядный и с двойным дном, со своими «скелетами в шкафу» в истории. Мне данная история показалась настоящей и без нотки фальши, что делает картину ценной. Я эту киноленту оценил, и отношусь к ней нейтрально. Спасибо за внимание!
Бертоллучи всегда казался мне каким-то особо удачным компромиссом между режиссером-художником и режиссером-документалистом. Одно из самых приятных его качеств - это ненавязчивость. Он никогда не пытается ничего доказать, почти не морализаторствует и вообще всеми силами скрывает свой взгляд и старается не трясти своим мнением перед лицами добрых людей, обладая, таким образом, поразительной деликатностью для мастеровитого автора. Бертоллучи лишь фиксирует действительность, полностью уступая место героям, и в этом он проявляется как документалист. Но не все так просто с Бернардо, Бернардо гораздо хитрее, чем кажется. Я, например, все время как-то забываю, что фиксирует-то он действительность, созданную им самим же, где все работает по его законам. И в этом он проявляется как художник.
С фильмом 'Ты и я' вообще странно получается. Не то баланс был нарушен, и кино перекосило, не то Бертоллучи достиг своего совершенства, но, по-моему, этот фильм настолько самодостаточен, что не нуждается в зрителе.
Самый легковесный режиссер достигает такой легкости в этом кино, что даже складывается впечатление полного его там отсутствия. Так легко, что даже не чувствуется; так глубоко интимно, что даже неинтересно; так убедительно, так реально, что даже местами скучно. Такие незначительные события могут происходить в любом незначительном подвале, и вряд ли бы они остались замеченными, и вряд ли они даже стоят быть замеченными. В этом смысле фильм отражает этакую мелкую повседневную эмоционально-чувственную текучку в человеке, внутренний фон под саундтрек из наушников, тихие процессы, остающиеся скрытыми для чужого глаза. Какой-то тайный побег от чего-то незначительного, немного незаметной трусости, немного слабости, немного неприметной ломки, немного храбрости и какая-то невпечатляющая победа. И все это где-то в подвале, внутри, подкожно, неощутимо для окружающих. Так заурядно, так ровно, неброско, а вместе с тем из этого и складывается человек, потом жизнь, потом мир. И в этом случае оказывается очень верен слоган 'Пора открыть мир заново!', потому что здесь режиссер открывает целый новый 'блошиный', трудноразличимый мир. Ровным, неброским, бессюжетным и серым оказывается это кино. На этот раз это все-таки, наверное, комплименты. Честертон бы одобрил)
И вроде бы самого Бертоллучи в этом фильме нет, но одновременно весь фильм - это Бертоллучи.
Не буду вдаваться в фабульную часть картины, за меня это сделали другие, а порассуждаю лучше о смысле выхода данной картины в свет.
Бертолуччи в своём фильме поднимает следующие проблемы:
а) Ну, во-первых, это проблема подросткового возраста со всеми вытекающими отсюда последствиями. А в силу гиперотрешенности мальчика от мира - последствиями в квадрате. Сюда же стоит включить и отношение родителей с детьми-подростками.
б) Во-вторых, это, конечно, вопрос о скотской сущности мужчин, которые, осеменяя, не думают наперед. В результате этого получается, что выплачиваемые алименты трансформируются в дозы героина, а далее - в дикие ломки и разбитые судьбы.
в) Третьим пунктом стоит как раз наглядная антинаркотическая агитация. За неделю без дозы Тео Фалько (которая, на мой скромный взгляд, тащит на себе весь фильм) извивается ничуть не хуже любой китайской гимнастки, с той лишь разницей, что делает это она на грязном полу уборной.
Итак, я выделил 3 основных пласта проблем. Давайте теперь посмотрим на их аудиовизуальное воплощение и, что самое главное, на их раскрытие.
Относительно первой темы сказано крайне мало. Да, нам показали странности мальчика, но не показали пути их решения. Здесь есть две причины: открытый финал и, вытекающая из первой, нежелание режиссера вообще говорить об этом. Да, несомненно, он хотел показать его внутренний мир, раскрыть его сначала наедине с собой, а затем - с сестрой.
Второй пункт я выделю особо. Собственно, в большей степени из-за него и можно посмотреть это кино. Эта извечная проблема безответственности отцов визуализирована здесь крайне хорошо. С одной стороны, мы видим этого мальчика, который явно был лишен строгого отцовского воспитания. Исходя из его действий, я думаю, что отец вообще уделял ему мало времени. Мальчик замкнулся в себе. С другой - полная его противоположность, сводная сестра, которая вообще сбилась с пути. И я абсолютно не согласен с теми, кто говорит, что они похожи друг на друга. У них разные характеры, их объединяет лишь половинный набор хромосом и незнание дальнейшего пути. Да, они любят друг друга своей, особенной любовью, но это не делает их похожими друг на друга! Примечательно, что отец семейств здесь вообще редко фигурирует. В этом фильме он бездушен, он лишь плоть, которая дала жизнь двум Вселенным. Здесь же очень красиво показан конфликт между Оливией и матерью Лоренцио. Если давным-давно Оливия позволила себе бросить камень в неё, сгорая от ненависти и злобы, то к концу фильма, на мой взгляд, она простила её. Оливия смогла простить её именно благодаря Лоренцио, который был добр к ней.
Что касается темы наркотиков, то я буду краток. Ну лучше, чем Леонардо ди Каприо в фильме 'Дневник баскетболиста' раскрытие темы наркотиков я не встречал. Поэтому для меня именно его персонаж служит верхней планкой. История Оливии и её игра до этой планки не дотягивают. Но, повторюсь, это не умаляет её искренней игры. Она играла с надрывом, находясь во власти своего персонажа. Оставшаяся в её кармане пачка сигарет в финале предлагает зрителя додумать её историю самостоятельно. На мой взгляд, сорвётся, раз всё-таки взяла эту пачку с собой.
Подытоживая всё вышесказанное, могу посоветовать этот фильм, но далеко не всем. Поклонникам Бертолуччи - несомненно, здесь всё выдержано в его стилистике; эстетствующим и любителям 'немейнстрима' - да, думаю, понравится. Остальным - 50/50. Я оказался где-то посередине.
Несмазливый, «наш знакомый», герой, «нестандартная» потерявшаяся героиня, глухие безразличные родители, растиражированная вампирская беллетристика, популярная проверенная музыка, современные телефоны, скейтборды… И все это не ван Сент, это фильм итальянского классика, поэта, бунтаря и провокатора, склонного к идеализированию, знакомого нам по красивому визуальному ряду, по нетипичным, в меру экстравагантным героям, по пристрастиям к фрейдомарксизму и любви к искусству во всех его проявлениях.
Создадим ненавязчивую обстановку с приглушенным освещением, усадим пациента поудобнее, возьмем в руки карандаш и начнем наши наблюдения над этим нередким видом – «типичный интровертный подросток».
Условия:
- период наблюдения – одна неделя;
- никакого вмешательства и вопросов, вскрывающих детские травмы;
- сны, как обязательный элемент;
- время сеанса – около полутора часов.
Вот так зритель («психоаналитик») пытается вскрыть, понять и расшифровать распространенный болезненный вид млекопитающего, обитающего в эпоху всепоглощающей глобализации.
Стоп… зритель то ничего понять не пытается, если только не имеет данного душевного порыва. Это Режиссер ставит вопросы перед зрителем, которого он уже не выбирает после предыдущего кинотворения (хотя есть еще киноведы и прочие кинолюбы). Оставив в стороне провокационные моменты, копаясь с трех-четырех-полыми муравьями в полуподвальной забытой квартире с нечищенной ванной комнатой, мы все-таки попытаемся понять отношение нашего проводника к его героям. (что это такое и как это лечить?)
Итак, после всей этой плеяды обаятельных, харизматичных, очаровательных актеров, мы встречаемся не с самыми обворожительными молодыми людьми (хотя, кто-то может думать иначе, это мой личный взгляд). Вряд ли мы захотим походить на них после этого фильма, да и Бертолуччи, благо, вроде не призывает. В фильме они живут обычной жизнью, он прячется от всех, она – тоже. Им даже не приходится далеко прятаться или сильно ухищряться, чтобы оставаться незамеченными на виду у всех. Ни постоянные крики из подвала, ни свечение фонарем и разговоры над спящим родителем, ни заезженные приемы пряток не расшевелят «бдящего» родителя: маму, которая где-то рядом, но со зрением крота, и папу, который предпочитает профилактику предоставления полной свободы отрокам простой глухоте.
Что ж, со времен «мечтателей», родители вниманием к чадам все еще не обременились. А какой путь прошли дети?
Потеряв синематеку, оставив развлечения с угадыванием киношедевров и беготню по луврам, они разделили интересы. Каждый в своем углу. Броненосец мечется вокруг своих мисок и пожитков. И одурманенная бездомная безуспешно сливается со стеной. Надобность в третьем вообще отпадает (либо он просто переезжает в деревню и ухаживает за лошадьми). Ржавая, грязная ванная комната больше не призывает к совместному купанию, и даже очень теплые батареи и обилие нарядов как-то очень вяло, без былой живости, воодушевляет на игры в переодевания и примеривания.
«- А может быть посмотрим кино?
- Нет, я спать хочу.»
Насильно воссоединенные родственники на неделю станцуют совместный танец, предпримут попытку обкрадывания холодильника и заметят, как следует из названия, ключевой момент. Если мы потеряем собственное мнение, мы станем одинаковыми и начнем лицезреть мир таким, какой он есть. (!)
Внимание, вопрос. А есть ли у наших героев с шекспировскими именами это самое бесценное собственное мнение, это «я»? Высказывают ли они его, или прячась в своих коконах, походят на остальных «оригинальных» фотографов и вялобунтующих подростков? Положительны ли наши герои, любит ли автор их «я», ну или их «ты и я»?
«Чувствительный» брат верит на слово сестре-наркоманке, обещающей бросить пагубное пристрастие. Муравьи, казалось бы, и те его интересуют больше, но до поры, пока они в аквариуме, а потом собираем их на журнал и избавляемся простым выбрасыванием за окно, в мир, чужой и нерадушный. Девушка, слепо верящая в свою самобытность, топит это свое «я» в наркотиках и пиве. Страдающая, несчастная, брошенная всеми, принимает очередную дозу из рук «заботливого» брата.
Это ли типичные герои, или проблемные подростки? Это ли обыкновенные семейные проблемы, или страшные истории? Это ли индивидуальности, заточенные в клетки, или стертые обезличенные одинаковые муравьи?
Близки ли они нашему автору? Близки ли они нам? Время сеанса выходит, срок наблюдения исчерпан, свет в зале загорается, мы оглядываемся под звуки «Can you hear me, Major Tom?» и созерцаем мир, как желаем, таким ли, каков он есть или таким, каким хотим видеть его мы…
В этом фильме только два героя и еще несколько всего лишь персонажей. И это неслучайно: небольшая история (несколько дней, не наполненных никакими яркими событиями) на самом деле может быть истолкована как современная притча. Герои – 14-летний Лоренцо и его старшая сестра находятся в разной позиции по отношению к окружающему миру людей. Лоренцо, прыщавый зажатый подросток, готовится вступить в него, а его сестра там побывала, исковеркана этим миром и 'выныривает' из него на время, чтобы восстановиться. Вот на этой стадии они проводят вместе несколько дней в подвале жилого дома, где Лоренцо опасливо отлынивает от чрезмерного контакта с классом, уехавшим на лыжное катание. Лоренцо осторожно разглядывает предстоящую среду обитания, расспрашивает (контакт с персонажами), разговаривает с бабушкой, выслушивает диктаторские указания матери. Мир взрослых он видит над собой (отличный сон-аллегория) и ищет его образ. В зоомагазине он рассматривает разных зверей и спрашивает продавца о хамелеоне (!), наблюдает броненосца, запертого в узком пространстве и бегущего без остановки по ?-образному пути, огибая лоток с едой и лоток с питьем. Кто не в курсе: форма этого пути - знак бесконечности. Позже в какой-то момент Лоренцо и сам начинает бежать по петле бесконечности, но быстро берет себя в руки. Еще Лоренцо спрашивает продавца об игрушке - для кошек она или для собак. А продавец отвечает: без разницы! Но Лоренцо это не нравится, мир не должен стирать разнообразие, и мальчик говорит: нет, так не бывает!
В зоомагазине Лоренцо выбирает животных, моделирующих предстоящий ему мир взрослых: это муравьи. В последующем эпизоде мальчик читает описание муравьиного сообщества из энциклопедии, и мы убеждаемся в совпадении сообществ - та же специализация особей и предопределенность. А у людей еще и большая доля выдуманности бытия - понимание этого Лоренцо прекрасно демонстрирует, живо описывая матери по телефону свое несостоявшееся пребывание на лыжном курорте.
Единственный не шокирующий Лоренцо канал связи со взрослым миром - бабушка. Возраст и предощущение конца освобождают ее от условностей - она естественна и потому крайне привлекательна, и Лоренцо общается с ней без напряжения, с иронией, совсем не так, как с прочими взрослыми.
Оливия, сестра Лоренцо, пожила в том мире взрослых, окунулась в искусство, стала наркоманкой, завела хвост эротических связей и теперь ей предстоит восстановиться, прежде чем начать осмысленную упорядоченную жизнь. Она успешно занималась фотографией, и мы видим некоторые ее работы. Они оригинальны, но уродливы: все представляют собой исковерканные формы объектов.
Лоренцо внимательно изучает сестру, 'вынырнувшую' на мгновенье из взрослого мира - в одном кадре он буквально рассматривает ее в лупу.
Итак, обоим врослый мир не по душе: один не хочет в него погружаться, а другая уже залечивает раны. Где же выход? Он в слогане фильма: пора открыть мир заново, т.е. обновить его! И кто же должен это сделать? Ответ в заголовке: ты и я.