Всегда понимаешь, что трейлер – это пыль в глаза, ВАУ-пролеты и намеки на монстров, но чтобы вот так, ничтоже сумняшеся, моменты из трейлера оказались, В ПРИНЦИПЕ, единственными динамичными сценами – такое встречаешь редко. Оно и понятно, папенька Уилл Смит вознамерился максимально широко с минимальным бюджетом обеспечить будущее своему сыну. Всё это достойно похвалы, но не за наши же, простите, деньги!
Получилось довольно унылое кино с каким-то невнятным моралите про мальчика, который явно стоял в конце очереди, когда раздавали талант актера. Как-то он всё время щерится, кукожится, пытаясь выдавить из себя то страх, то гнев, но в итоге лучше всего у него получается «столбовая дворянка» без тени эмоций. Так и надо, будет нам дорогущий робот, но рядом с ним даже Три-Пи-О выглядит верхом актерского мастерства. Очень надеюсь, что мальчик созреет и либо научится, либо скроется с глаз наших и от кошельков наших долой. Сам папаша Смит, всё очарование которого кроется в ушастой рожице с забавными гримасами, в этой не-душераздирающей картине и вовсе играет эмоционального имбецила, чем весь свой шарм убивает наповал. А жаль, иногда он бывает хорош.
Но даже не топорная игра, и не слабенькие эффекты, а какой-то дырявый и непоследовательный сценарий и непомерно раздутое эго Уилла смущают больше всего. Пройдемте же!
1. Меня как-то сразу насторожило, что из всего множества планет люди поселились именно на той, где не понять кто не понять как создал слепых существ, которые могут определить присутствие человека только в состоянии мандража. А вот глазки просто приделать не пытались? Зачем такие сложности? Люди – довольно крупные создания… Или это намек, что самая сильная наша черта – это вонь?
2. Что за неведомые зверушки так возненавидели людей? Почему? Об этом сценарист скромно умалчивает, чем не просто подвешивает вопрос в воздухе, но ещё и заставляет усомниться в собственной адекватности. Ну ладно.
3. Почему космические корабли и дома, вдруг, сделаны из каких-то тряпок? Видимо, так дешевле, а о достоверности пусть ежик думает.
4. Куда делось всё огнестрельное и прочее оружие? Научившись строить космические корабли, люди разучились производить оружие? Сдается мне, тема пацифистов не раскрыта.
5. Китай детектед! И это я не про мальчика! Самая важная штука на любом корабле – маяк. Почему он упакован в какой-то кожаный чехольчик, сделан из какого-то хрупкого материала и разбивается там, где некоторые люди ухитряются не получить ни царапины? Почему горе-ингаляторы тоже сделаны из стекла и постоянно бьются? В этом фильме вообще что-то постоянно кончается, ломается или не работает. Видимо иных способов создания напряга сценаристы не придумали.
6. Нормально, что при непривычно высокой силе тяжести человек прыгает по горам, как козел уже через пару минут? Але! Вы физику знаете? Это что! Он ещё и неуязвим: падение с нескольких километров ему нипочем.
7. А мальчик вообще кушает? Или, может быть, у него есть иные потребности, кроме дыхания-то? Почему герои сутками обходятся без еды, а я и десятка часов потерпеть не могу? Надо тренировать волю?
8. Почему вся живность на планете не ломится в теплые места ночью? Куда она девается?
9. Какие такие процессы отвечают за засыпание от холода в течение 3 минут? Хронометраж не позволил?
10. А вулкан? Вы когда-нибудь видели извергающийся вулкан, по поверхности которого спокойно можно ходить, а в пещерках внутри него – холодненькая водичка. Вы когда-нибудь пробовали вот так спокойненько перешагнуть ручеек лавы? Да там не то, что причиндалы обжечь, там даже ногу поставить на камень невозможно. Температура, знаете ли по 1000 градусов – это вам не сауна.
В общем, кино – откровенная халтура. Нудно, затянуто, одни разговоры отца и сына и одни и те же воспоминания по кругу, душевные страдания не к месту и банальные повороты событий. Пара динамичных сцен без особой фантазии и совершенно чудовищная игра абсолютно всех актеров. Не советую.
С самых первых кадров произносится чуть ли не самый распространенный киношный штамп, где все люди негодяи насорили у себя на планете и прибирать не хотят. Причем закадровый голос вещает о войнах, о массовой добыче полезных ископаемых и вырубке лесов, в то время как на экране демонстрируют цунами и землетрясения. Может я чего-то недопонял? И во время этого еще титры крутили из которых стало понятно, то в главных ролях отец Смит, сын Смит, сценарий писал сам Уилл, а его жена выступила в роли продюсера. На этом можно было, и остановить свой просмотр. Пока не замелькали красивые кадры с космическими кораблями. И тут начинается самое интересное.
С самого детства я обожаю научную фантастику. Мои книжные полки до сих пор ломятся от произведений Роберта Хайлайна, Клиффорда Саймока, Фрица Лейбера, Гарри Гаррисона и др. Если посмотреть на историю Звездного пути, то можно понять, как далеко смотрели авторы. Жюль Верн и вовсе может считать себя пророком современных технологий. Несколько лет назад никто и подумать не мог, что мобильный телефон может совмещать в себе функции компьютера, видеокамеры и фотоаппарата, а ведь техника не стоит на месте, я более чем уверен, что существуют телефоны, которые могут определять пульс, измерять температуру и едва ли не думать за своего владельца. Буквально купленный года три назад, очень мощный (по тем меркам) компьютер, теперь может считать себя никчемным. Медицина и производство роботоизируются (как Азимов завещал). Сложно сказать что будет через 10 лет, и невозможно представить мир через 50. Фантастика прочитанная в детстве, становится реальностью.
Никто не удосужился пояснить в фильме, как далеко продвинулось человечество, кроме уничтожения планеты. Показали, что внезапно были отстроены космические аппараты, для внезапно далекого перемещения на дальние-дальние планеты (Марс и Луна с грустью провожали землян, обещавших основать на них свои колонии). С этого начинается вся тупость, никто не тестировал корабли на перелеты в другие системы планет, отдавшись единому порыву, все просто полетели в никуда. Но как только это упущение опускается ввиду того, что фильм посвящен совсем иным событиям, на меня валится очередной бред. Прошло около тысячи лет... И создается такое ощущение, что человечество отстало в развитии. Если посмотреть в историю возникновения человека, можно понять одно, война у него в крови. От эпохи к эпохе вооружение только совершенствовалось, и методы уничтожения себе подобных становились все более жестче и изощреннее. Т. е. легко предположить, наличие развитого вооружения. Но единственное на что были способны люди, это усовершенствованные ножи раскладушки, а еще космические корабли из паралона, прокладок и туалетной бумаги. Неправильные человеки. Если отойти от этого фильма и взглянуть на концепцию другого, то сразу вспоминается Аватар Джеймса Кэмерона, где космические корабли были похожи на произведение искусства инженерного разума, а вооружение ясно давало понять на возможное развитие воненных технологию будущего. К тому же осваивая планету первое что надо взять в руки, то что громче звучит и больнее бьет, а то мало ли какой яйцелоп по голове ударит.
Цитата:
/на этом месте можно написать любую чушь, и она будет звучать куда более красиво/
Казалось бы куда больше нелепости и нелогичности. Утопичный мир будущих людей на новой планете прерывали существа под названием Урса (привет Варкрафт!), которые вовсе не похожи на милых фэнтезийных лесных мишек, а скорее странный симбиоз чужого с тварями на планете из фильма Черная дыра, но жалких человеков не было в компании зэка-фурианца и тварь постелила огромное количество народа сотворяя древесное канапе, которое должно пугать. И кстати, насчет страха, урса не видит и не слышит, ориентируется только на запах страха. Ну разве не самый бесполезный животный организм? Как он не сдох в первый же день пребывания людей на планету? Как он выживал?! Однако люди оказались настолько тупыми, что не додумались как-то огородить свои дома и самих себя, не могли ходить в скафандрах которые бы блокировали запахи, не могли сделать купола на домах, не могли изобрести ген, который бы блокировал выделение нор-адреналина. Даже в Эквилибриуме было средство которое блокировало чувства. Но вот оно человечество будущего. Где даже медицина дальше вакцины которая совмещает противоядие и обезболивающее, да таблетки похожими на песочные печеньки с мармеладом, которые выделяют кислород – больше ничего не придумали. Да аппаратура сканирует красиво тело, но ничто не способно его заживить! Братья Стругацкие в своем Обитаемом острове описали идеального человека из будущего, их землянин был куда сильнее и проворнее любого человекоподобного туземца, хотя бы за счет того, что многовековые эксперименты над телом дали свои плоды, даже пуля в голову не страшна герою, ткани были предрасположены к регенерации. Тут же при переломе ног, герою пришлось вручную вскрывать кожый покров и при помощи пластиковой трубки делать шунтирование. ШУТИТЕ?!
Маразм крепчал. Я могу принять тот факт, что эволюция на Земле была способна сотворить огромное множество разнообразных организмов. Гигантские птицы и смертоносные пиявки это норма. Но вот как насчет резкого похолодания в тропиках?! температура падает намного меньше нуля, если все внезапно покрывалось ледяным слоем. Отчего у меня один только вопрос, если так происходит каждую ночь, то как вообще может что-то расти и цвести? А Уилл Смит? Огорода видимо не держишь...не знаешь, что любое похолодание приводит к гибели урожая. А может ты не знаешь, что на окраине Антарктиды нет лесов и полей травы с птицами и макаками?!
Сама история скучна и неоригинальна, сразу видно что Смит все делал под себя и свое чадо. Уже с первых минут он выделял своего ребенка как уникальный персонаж, а себя представил самым крутым супергероем без страха. Который мочит урс направо и налево, попутно попивая чаек и чатясь с дочерью на планшете. Оба героя весь фильм проводят с одним выражением лица, у старшего Смита хмурый и убитый вид, младший вот-вот нагадит в штаны, ну или заплачет. Все диалоги и поступки можно с легкостью прописать наперед, я думаю с этим справится не только любитель кинематографа, но и обыкновенный школьник из начальных классов. Такого примитива не видели даже игровые экранизации Уве Болла и фильмы кинокомпании Асилум (а там, казалось уже край примитивности).
Фрагмент аудиозаписи с собрания общества анонимных режиссеров. Исходя из этических соображений, фамилии некоторых действующих лиц убраны.
Ш: Здравствуйте, меня зовут Манодж, можно просто Ш, и я режиссер. Первый большой фильм принес мне две номинации на Оскар и всемирное признание. Я продолжал снимать и было время, когда меня называли новым Спилбергом, что я кстати всегда считал глупым – ведь как нас можно сравнивать? Я ведь не только режиссирую, но и продюсирую, пишу сценарии и даже лично играю.
А потом что-то случилось. Сюжетные повороты, которые раньше удивляли публику, стали ее смешить. Режиссура, чувство контроля и меры - все куда-то пропало. Через восемь лет, после номинации на Оскар, мне дали первую Золотую малину. Дела шли все хуже и хуже, и я уже собирался менять профессию и идти работать врачом, как всегда хотели родители, как мне позвонил Уилл Смит чтобы поздравить с днем рождения, и заодно предложить мне одну небольшую халтурку. Он сказал, что хочет сделать сыну подарок и просил поснимать их. Я думал, что речь идет о чем-то вроде похода в Диснейлэнд или семейного торжества и согласился.
Доктор: Так вы и попали на съемки “После нашей эры”?
Ш: Да. По сюжету, в будущем Земля внезапно стала непригодна для жизни, и люди переселились на другую планету. А потом какие-то пришельцы вдруг стали сбрасывать на людей монстров под названием Урса.
Доктор: Это случаем не пришельцы из “Знаков”? Или может из “Дня независимости”?
Ш: Я предлагал Смиту такую идею, но он сказал, что не стоит давать никаких объяснений откуда они взялись. И это наверно правильно - иначе как бы я сейчас, сидя тут, смотрел Роланду в глаза?
Доктор: И что же происходит дальше?
Ш: Смит старший играет генерала – настолько легендарного, что он может чувствовать гравитоны, что пока не удалось ни одному коллайдеру. У Смита не ладятся отношения с сыном, который пытается идти по стопам отца, и он берет его с собой на учения. Их корабль попадает в астероидное поле и разбивается о поверхность заброшенной Земли. Содержавшаяся на борту пленная Урса сбегает.
Урсы не могут видеть и слышать, и находят людей по феромонам, выделяемым им от страха. Убить Урсу крайне непросто, это могут сделать лишь не испытывающие страха люди, которых зовут “призраками”.
Голос из зала. А почему люди просто не могут надеть какие-нибудь скафандры, чтобы Урса не могла их унюхать? К чему все эти сложности с призраками?
Ш: Во-первых, Майкл, это будущее. Мы даже советовались с консультантами, придумали целый мир и объяснения почему в этом будущем летают космические корабли, сделанные из гипсокартона и скотча, нет огнестрельного оружия и нет скафандров. Правда в фильме нигде об этом не говорится, но предполагается, что мы все знаем, что произошло и почему, и говорить об этом нечего. Больная тема. Зачем на ней останавливаться? Так что я крайне горд проделанной работой.
А во вторых, Смит старший произнес мне ту же фразу, что ты сказал Бену Аффлеку, когда он спросил не проще ли NASA научить астронавтов бурить, нежели посылать на астероид нефтяников – “Заткнись и не мешай работать”.
Другой голос: А потом, Урса спрячется в джунглях, включит режим невидимости и начнет убивать выживших по одиночке?
Ш: Нет Джон, это же семейный фильм Смитов… Все кроме них погибли, отец сломал ноги и теперь сыну надо идти в лес, чтобы найти аварийный маяк и вызвать помощь.
Доктор: Так, а в чем твист? Может, в конце выясняется, что корабль попал в прошлое? Или все это было предсмертным видением? Или Урса была придумана отцом чтобы держать сына в повиновении?
Ш: Никакого твиста. Младший Смит весь фильм идет по лесу, время от времени сталкиваясь с компьютерными животными. Старший сидит в рубке, говорит с ним по радио и испытывает галлюцинации от обезболивающего. И кстати, обратите внимание на операторскую работу – все эти так любимые мной крупные планы лиц под разными верхними углами. Получился просто полный эффект погружения, настоящая магия кино.
Доктор: Так что же пошло не так? Почему вы сегодня пришли на нашу встречу?
Ш: Понимаете доктор, первой ласточкой стало то, что Смит отказался дать мне роль, что стало для меня ударом. Мне не дали сниматься в собственном фильме! Думаю, что он просто испугался моего исключительного актерского таланта. Я бы запросто перетянул внимание публики на себя.
Вы не подумайте что у меня мания величия - спросите любого, кто уже видел фильм и он скажет каков актерский потенциал сына Смита. Верно ведь говорят про природу и родителей. Я было надеялся на игру старшего Смита, но… посмотрите и сами поймете. Когда мы снимали сцену обеда, я признаюсь не выдержал и хотел уйти, но Смит остановил меня криком “Отставить! Сидеть!”. Этот эпизод даже попал в начало фильма
Но я все равно надеялся, что зрители буду в восторге. А в итоге плохие отзывы, фильм критикуют за актерскую игру, сюжет, спецэффекты. Во всем снова обвинят меня, хотя я даже не писал сценарий и не играл!
Голос из зала: Это все белые расисты!
Доктор: Спайк, мы же уже это проходили...
Голос из зала: Снимайся тут Том Хэнкс с сыном, уверен никто бы не высказал и слова недовольства по поводу актеров. А вот вышел фильм где все герои черные – и неудивительно, что белые ворочают носом. Сниму-ка я еще один фильм про дискриминацию моих братьев.
[после паузы]
Ш: Не знаю, что мне теперь делать. Может все же стать доктором, как вы?
Доктор: Попробуйте вернуться к истокам карьеры и снять сиквел к какому-нибудь из своих фильмов? Например, к “Шестому чувству” или “Неуязвимому”?
Ш: Я бы хотел, но Брюс Уиллис пока не вышел из запоя, в который вошел на съемках “Крепкого орешка 5”.
Доктор: “Знаки”?
Ш: Увы, но Мэл Гибсон сейчас единственный человек на планете, с которым я бы не хотел меняться местами
Доктор: А как насчет “Явления”? Меня всегда интриговало то, что будет с человечеством.
Ш: Знаете, это... это гениально! Мой новый фильм будет сиквелом 'Явления' и одновременно приквелом 'После нашей эры'! Сейчас же модно снимать трилогии, чем я хуже? Спасибо вам доктор! Вы снова вернули гармонию в мою жизнь.
Доктор: Ну что вы, не стоит благодарностей, это моя работа. И да, зовите меня Уве. Уверен, что мы с вами еще не раз встретимся…
Такой подлянки от Виллсмита я не ожидал… (раздосадованный паренек с 11-го ряда)
Однажды поздней ночью Уилл Смит возвращался с сыном домой после вкусных шашлыков, как вдруг машина предательски забуксовала в грязи. Папаша остался ковырять неровности ландшафта, а сынуле было поручено двинуть через цепь чекпоинтов в сторону ближайшей деревеньки, дабы позвать на помощь местных трактористов и отбуксировать незадачливых автолюбителей. Смит-младший поначалу очень-очень капризничал, лил слезы, не хотел никуда идти, кричал, что он каратэ-пацан всея Голливуда и вообще звезда, постоянно порываясь вернуться к машине. По дороге испуганному мальчугану докучали бездомные собаки, кошки, голуби, комары или же вовсе окрестные алкаши, которые загадочным образом «чувствовали феромоны страха», а также постоянно надоедал звонками глава семейства, возомнивший себя исключительным стратегом.
Примерно так выглядело исполненное напряженного экшена хоум-видео почтенной семьи Смитов, но чтобы никто не догадался, в кооперации со Шьямаланом Смита-старшего возвели в генералы (не в комдивы – и то хлеб), Смиту-младшему вручили нанотехнологичную палку, добавили немного гринписово-экологической межпланетной проблематики и нарисовали всяческих зверушек во главе с непобедимой чующей страх чупакаброй. Однако суть не изменилась, чернокожий парень с мимикой школьника, завалившего ЕГЭ по обществознанию, бороздит просторы враждебной к тому моменту планеты Земля, которая как обычная Земля, только без людей, и дикие обезьяны чуть более дикие. Ну да, пару раз нашего отважного бойскаута политически некорректно клевал высокополигональный орел-расист, косо смотрели зубастые ксенофобы из семейства кошачьих, а позже нетолерантно царапал финальный босс-монстр. Но то были явления чисто спорадические, а в остальное время ничто не мешало Джейдену Смиту плодить уныние и давить конкурентов в борьбе за Золотую Малину.
Берегите природу, семейные ценности, семейные ценности, ценности семейные. С точностью до семейных ценностей именно так дешифруется киноязык «После нашей эры». Господин Шьямалан даже брал крупным планом компьютерного орла, который истошно кричал над мертвыми тушками своих не менее компьютерных птенцов, чтобы иносказательно донести свою мета-мысль – дескать, и животным тоже нужна семья. Нет-нет, никаких спекуляций, просто не все сразу понимают метафоры голливудских индусов. А в остальном набор стандартный, загибаем пальцы: сюжетные нестыковки, экологическая проповедь, «ты должен перебороть свой страх», флешбеки с погибшими родственниками – автор делал все четко по учебнику. Но если говорить прямо, то Шьямалана даже чуточку жалко – рассудите сами, не шибко-то развернешься да и вообще немного не по себе, когда рядом стоит плечистый афроамериканец и властными жестами указывает, как надо делать звезду из его отпрыска. Вероятно, именно поэтому от греха подальше старший Смит в фильме практически не выходит из лежачего положения.
На самом деле смотреть «После нашей эры» абсолютно незачем. Если хочется увидеть, как главный герой из последних сил побеждает в драке – к вашим услугам фильмы с Ван Даммом и Сталлоне; если нравится, когда Шьямалан портит перспективное кино – изучите другие работы Шьямалана; если предпочитаете наблюдать скопление скорбных мин – загляните в поликлинику по месту жительства. Все просто. Словом, как давно поняли экономисты западной школы, почти у всякого блага существует альтернатива. Хотя, если вдруг вас интересует уникальная, не имеющая аналогов, роль Уилла Смита – то есть, что-то среднее между говорящей мебелью и немой парализованной кукушкой – тут уж выхода нет, придется бежать на сеанс сломя голову. О, эти летние блокбастеры всегда знают, чем завлечь народ.
Сейчас, в 2013 году, уже как то совсем не хочется рассуждать на тему того, каким когда-то интересным режиссером был М Найт Шьямалан. Причем «Шестое чувство», настоящее откровение в жанре, не единственная удачная постановка в карьере талантливого индийца; были и просто хорошие «Знаки», и довольно интересный «Неуязвимый», любопытный «Таинственный лес». Первым даже не тревожным звоночком, а ударом кувалдой по колоколу, стала «Девушка из воды», в которой было решительно не за что зацепиться, ну а «Повелитель стихий» так и вовсе поверг в шок даже наиболее упрямых поклонников, не говоря уже о выходящем за все рамки «Явлении», умудрившимся окупить бюджет практически в пять (!) раз.
«После нашей эры» в свою очередь, буквально кричит о том, что постановщик снимает высокобюджетный блокбастер в последний раз. А учитывая, что провалить фильм с Уиллом Смитом, это еще надо суметь, то такие выводы наиболее логичны, ведь в самом деле – зритель не такой идиот, чтобы раз за разом отдавать кровно нажатые денежки за очередную порцию труднопереваримаего зрелища. Фильм плох буквально всем; и бог бы с ним, с предсказуемым до зубового скрежета сценария, но как можно было напрочь завалить с таким бюджетом визуальную часть, решительно непонятно. Что-то подобное мы видели наверное, еще 5 лет назад у Эммериха в «10 000 лет до н. э», отличие лишь в том, что у Шьямалана тяга ко всему анимационному переросла в одержимость. В итоге экшн не только не цепляет (ибо поставлен он по обыкновению топорно), но и неприятно удивляет уродливостью тех, или иных образов, как собственно, и трансформация харизматичного Уилла в непроницаемого робота. Ведь ему к лицу беспечность агента Кея, но серьезные роли если и даются, то с трудом: вспомним неровную «Я – легенду», или «В погоне за счастьем». Здесь же актер и вовсе откровенно «не тянет», даже с учетом того, что история, положенная в основу действия, будет до самых титров вызывать стойкое ощущение дежа вю. Логично предположить в таком случае, что дуэт отца и сына и на экране смотрится органично, но кажется Джайден настолько далек от всякого рода актерства, что по неволе задумаешься, тот ли путь избрал Уилл своему отпрыску.
Допустим, это история взросления? В таком случае, крайне неудачная, ведь автор то и дело грубо пытается манипулировать чувствами зрителя, при этом реальной опасности жизни мальчика как бы и нет; в самом деле, Шьямалан и твисты давным-давно не сочетаются. Как извечный конфликт между поколениями – притянуто за уши, и к тому же не оригинально. Утопия о кризисе нашего с вами тесного мирка? Неубедительно, неряшливо, да и попросту не интересно, благо на затронутую тему высказывались люди, не в пример более талантливые. Если же не обращать внимание, на смехотворные амбиции, то зрителю останется еще более худший вариант. Уж кто-кто, а завсегдатай мультиплексов, всенепременно должен будет поразиться, как так, вроде и гигантские приматы есть, и космические корабли, и громкое имя на постере – а поди же ты, скучно! Вплоть до тривиального дыхательного акта, расфокусировки внимания ближе к титрам, ежеминутного поглядывания на часы, в надежде обнаружить там чудо-сдвиг во времени. Похоже, что для кого-то регулярно срывать богатый урожай 'Золотой малины', превратиться в подобие закономерного обряда, но что самое худшее - вполне заслуженно.
М. Найт Шьямалан – странный режиссер. У него необычное видение мира, и это видение он старается донести до зрителя. Но в нескладности и, возможно, кассовом провале своей новой ленты «После нашей эры» виноват все же будет не он, а та история, что лежит в основе. А придумал ее не Шьямалан.
Самая большая проблема этого фильма – отсутствие хорошего, качественного сценария. Ведь сама идея о взаимоотношениях отца и сына, о связи с природой очень хороша, многогранна и открывает много возможностей для своей реализации. Сюжет «После нашей эры» хромает на все конечности, что у него имеются. Время и пространство организовано так, что главный герой постоянно находится в пути. Такие хронотопы характеры для жанров фэнтези или фантастики, но здесь все упрощенно и примитивно. Такое ощущение, что зритель играет в квест: пройти такой-то путь до точки назначения, отбиться на этом пути от опасностей, а потом победить главного монстра и будет счастье. Именно к такой схеме и сводится весь сюжет фильма. Слишком просто, особенно для нас, искушенных и разбалованных зрителей.
Отношения отца и сына выстроены чересчур прямолинейно. Мальчик попадает в критические условия, и меняется его внутренний мир. Но сам процесс изменения показан с точки зрения его путешествия по планете, а не с точки зрения ломки и развития его внутреннего мира. Ленте не хватает психологизма, хорошо прописанных образов центральных персонажей. И отец, и сын как будто представляют собой каких-то собирательных героев. Зато смотрятся они друг с другом органично – как никак реальные отец и сын. Плохо показано становление мальчика, то, как он растет духом. Возможно, силы этого показать не хватает актеру. А та трагедия, что мучает отца, временами, кажется надуманной.
Но не все так плохо. Фильм есть и за что похвалить. Лично мне очень понравился фирменный почерк Шьямалана, выраженный в философских рассуждениях о бытие. Страх, который в данной ленте является одной из квинтэссенций сюжета, идет через всю канву повествования и служит тем определяющим фактором, что движет героями. Шьямалан старается показать, что страх – это в голове, что страх – это лишь выбор человека и что его можно преодолеть. Режиссер также ненавязчиво намекает на единение природы и человека. В ленте эти взаимоотношения выражены через отношения мальчика и большой птицы. Посыл верный, только вот художественно он сделан слабовато и даже наивно.
И за что точно картину ругать нельзя, так это за графику. Съемки поражают воображение. Что Космос, что дикая Земля, давно лишенная человеческого присутствия. Небо, горы, зелень, джунгли, водопады, животные – все это очень красиво и пугающе в своей красоте. Глазу есть на что посмотреть и чем полюбоваться. Даже канал Discovery может нервно покусать локти. Красивая картинка. Вот что есть, то есть. Не придерешься.
Актеры неплохи. Джейден Смит честно старается, но все же не хватает ему еще пока силы и харизмы, чтобы вытянуть целый фильм с кассовым потенциалом. Хотя мальчик хорош. И эмоции правдоподобные, и физически справляется отлично. Но все же силы отца в нем еще пока нет. Уилл Смит, честно говоря, смотрится в этом фильме каким-то лишним. А так хотелось бы увидеть его в интересном фильме в интересной роли. Актер-то он потрясающий во всех отношениях. Понравилась Зои Кравиц. Очень приятная девушка.
«После нашей эры» распадается на пазлы_картинки, мозаика не собирается. Этому мешает сильные бреши в сюжете, статичные герои и излишне прямолинейная история. А ведь потенциал есть. И даже есть в этом фильме что-то необычное. Дикая Земля, которая боится нас, людей, являющихся ее детьми. Странное кино. И отношение у меня к нему неоднозначное. История тянет фильм вниз, но ведь есть в нем верные и правильные мысли, которые не дают его заклеймить провалом полностью.
Тема постапокалипсиса и выживания человека в будущем конкретно, на Земле, или вне Земли, становится с каждым годом все популярнее в киноискусстве и на телевидении. Из числа заявленных сериальных премьер на осень этого года более половины продуктов - постапокалиптические или близкие к этому. То же самое происходит и на большом экране: After Earth из того же ряда, откуда 'Обливион' и другие. И, отвечая на вопрос, какой будет Земля после нашей эры, AE дает ответ: такой же, какой была до. Но человек станет другим. Хотя все таким же не стопроцентно продуктивным.
Было любопытно узнать о том, что AE имеет сопутствующие, спин-оффные продукты, так или иначе разъясняющие идею основного фильма, доктрину рейнджерства и сверхзадачи. Любопытно, но не более того. Так как сам фильм обнаруживает досадные слабые места и временами - отсутствие простейшей логики.
В первую очередь, очевидно преувеличена опасность главного врага человека - некой особи под названием урса (видимо, от латинского 'урсус' - медведь). Урса - сама по себе животное-недоделка. У нее отсутствует зрение и слух. Обострено лишь обоняние. Такая сущность не смогла бы стать доминирующей ни на одной из известных фантастам планет. И защититься от подобного сгустка недоразумения очень легко - достаточно одеть скафандр.
Во-вторых, несмотря на то, что человечество, вынужденное покинуть Землю (на которой вполне прилично могло бы еще существовать), находится на высочайшей стадии развития, смущает отсутствие роботов и кибернетических организмов, как обязательных спутников хомо сапиенс в будущем. Военный робот смог бы справиться с миллионом урс, как с кроликами. То же самое мог бы сделать киборг. Робот может сопровождать рейнджера в его путешествии по неизвестному миру.
Что же мы видим? Некий гениальный костюм, реагирующий на изменение состояния здоровья человека. Такой умный костюм мог бы сам лечить своего обладателя, с помощью встроенных игл для инъекций - к чему таскать какой-то смешной ранец времен наполеоновских войн? В умному костюму почему-то не прилагаются подобные интеллектуальные перчатки, способные защищать руки от кровососущих мокриц и им подобных паразитов.
Рейнджер, практически абсолютный гегемон в военной иерархии Вселенной, носит с собой контактное оружие - то есть находится практически на уровне рыцаря из средневековья. Как бы круто ни превращалось это оружие в копье, крюк альпиниста или серп с молотом, это по-прежнему примитивное копье неандертальца, и с таким оружием не завоевать даже одну из галактик. Рейнджеру, ни больше, ни меньше, нужны роботы-спутники, друзья-киборги и оружие, поражающее врага еще на расстоянии первого обнаружения. У него же есть только коммуникатор на предплечье, который разбивается при первом же падении (чего не скажешь даже о современных нам смартфонах).
Что касается главной философии картины - победы над страхом, это биологический нонсенс. Страх это то же самое, что инстинкт самосохранения. Именно страх, как субъективное ощущение опасности, помогает человеку принимать решения и концентрироваться на выполнении задач. Страх, в пределах разумного, а не дикая паника зверя. Не будет страха, не будет разума. Не будет осознания необходимости уничтожения источника страха и опасности. Отсутствие страха приведет к нулевой активности нервной системы, к полной физиологической апатии - человек перестанет быть человеком.
AE оставляет после себя ощущение непродуманности, слабой сценарной прожарки сюжетного мяса, недостаточной мотивированности героев и надуманности предлагаемых обстоятельств.
После относительного премьерного затишья длиной в несколько недель у нас, киноманов, вроде как появился повод для радости: на экраны вышел действительно крупный проект - масштабный, дорогой приключенческий боевик «После нашей эры». Я, правда, изначально сомневалась, что Джейден Смит тянет на роль главного героя. В итоге вынуждена констатировать - чуда не произошло.
Вообще, если талант, харизма и зашкаливающее обаяние старшенького - нестареющего Уилла - сомнению не подлежат (хотя «монолог Гамлета» почти сразу после крушения у него получился нудным и насквозь фальшивым), то насчет Джейдена я после просмотра стала сомневаться еще больше. Ребенок как ребенок. Божьего дара, каким в детстве уже блистали будущие суперзвезды Леонардо Ди Каприо и, к примеру, Кирстен Данст, я у младшего Смита пока не вижу. Ну и зачем его тянуть в кинематограф с таким первобытным рвением?
Снял это кино один из самых нестандартных режиссеров современности индиец М. Найт Шьямалан, у которого в фильмографии есть как замечательные работы вроде «Знаков», «Шестого чувства» и «Таинственного леса», так и оглушительные провалы вроде «Девушки из воды».
«После нашей эры», конечно, далеко не провал. Одна операторская работа чудо как хороша. Кстати, друзья, как же прелестна во всей своей дикой красоте Земля — когда она без нас... Но! Это детское кино — несмотря на разодранных гамадрилов и подвешенных к деревьям рейнджеров. С наивным пафосом вначале, наивным пафосом в конце. Дурацкими, словно кукольными костюмчиками. Несуразностями на каждом шагу. Например, почему люди, обладающие технологиями для стремительных межгалактических путешествий, с чудищами воюют банальными ножичками? Что такого опасного в одичавшей Земле (звери, как звери), если главного врага отец и сын Смиты (Рэйджы) привезли с собой? А уж оно там погуляло! Правда, опять неувязка — зачем урсе гоняться за тощим сопляком, в котором мяса на один зуб, и в то же время разбрасываться по деревьям целехонькими телами упитанных взрослых парней? Почему весь космолет развалился в — прямом смысле слова — в лоскуты, но бортовой компьютер (и вообще все, что героям надо) там работает? Что это за гора такая, которая снаружи вся в лаве горящей, а внутри — водой обливается? И разве не надо после нежданного купания снимать и просушивать даже самый совершенный скафандрик? Представляю, как персонаж Джейдена взопрел, бедняга!
И вот этот прелый ребенок носится по зарослям, дрыхнет в самый неподходящий момент, время от времени истерит, а относительную стойкость духа демонстрирует лишь дважды — в драке с урсой и в сценке втыкания иглы в сердце. Поневоле бросается в глаза скудость сценария, в общем-то не типичная для фильмов Шьямалана. А ведь идея была неплохая... А ведь был там, был хороший вариант развития сюжета. С птичкой-спасительницей. В конце концов, тема межвидового сотрудничества умных особей всегда благодатна. Вот бы и развили ее. Нет, блин — скатились на пафос
Конечно, сомнений в том ради чего и для кого снимали этот фильм у меня не было. Всем известно —У илл Смит очень хотел поработать со своим сыном. Показать, что не только он король экрана, но и отпрыск его не менее гениален, чем он сам. То есть фильм изначально создавался как семейное видео.
Простые родители своих детей на рядовую видеокамеру снимают и DVD потом подписывают: «Семейная хроника». Но у голливудских звезд иначе. У них home video в 130 миллионов долларов обходится. И смотреть его, естественно, должны не только родители и бабушки с дедушками, а весь мир. Положено так.
Тем не менее. Сюжет придумали, казалось, потрясающий. Трейлер сделали красивый. Тут два шага и даже знаменитый «Аватар» вспоминается. Название не менее интригующее. В Москву Уилл и Джейден Смиты приезжали ради премьеры. Как не посмотреть? Особенно если тема пришельцев и космоса всегда волновала?
Я шел и надеялся на хороший фантастический боевик, с продуманной историей про пришельцев, про то, почему люди покинули землю. И, конечно, с нитью драматических отношений отца и сына. Все вместе обещало дать 100 увлекательнейших минут на экране. Но увы. Выше семейного видео четы Смитов эта картина прыгнуть не смогла.
Набор штампов. Классических американских штампов. Причем, отмечу, что я не отношусь к ним плохо. Знаете, к этим всем - «Ты должен пройти этот путь до конца», «Только ты один можешь нас спасти», «Надо забыть о своем страхе. Страха не существует», «Пришло время быть сильным». Хорошие штампы. Я с большим удовольствием смотрю американские фильмы, где подобное встречаются, еще и грущу, что в российском кино такого не встретишь.
Но в подавляющем большинстве фильмов Голливуда эти штампы оправданы. Они из чего-то вырастают. Органично вписываются в сюжет. Здесь же этого не встретишь. Штампы просто спресованны в одну плотную кучу — на них все и держится. Сюжет невероятно предсказуем. Картинка, конечно, захватывает — взгляд от экрана не отрываешь, операторы компьютерной графики как всегда постарались — но чем все закончится, понимаешь буквально в первые 10 минут картины.
Подводя итог, скажу, что никакого удовольствия. Единственная интрига, какую я нашел в этом фильме — и то её никто раскрывать не собирался — это почему сына зовут Китай. И только это до сих пор вызывает недоумение. Все остальное предельно ясно. Семейное видео четы Смитов.
Люди никогда не ценили Землю. Их холодильники разрушали озоновый слой фреоном, дезодоранты отравляли воздух алюминием, а фабрики задымляли голубой небосвод. И вот однажды многострадальная планета больше не смогла терпеть паразитов, суетливо копошащихся на ее поверхности. Цунами, извержения вулканов, сдвиги тектонических плит, землетрясения, торнадо и глобальное потепление произошли одновременно, выжив, наконец, человека разумного в холодные просторы космоса. Однако человека не зря прозвали разумным, пускай даже это был другой человек. Лучшие его представители объединили серую массу под своим мудрым руководством, и, повели собратьев колонизировать иные миры. Доподлинно неизвестно, кто именно встретил neo-пилигримов на новом месте, но, тем не менее, совершенно очевидно, что бусами и огненной водой на этот раз не отделаться. Упрямо не желавшие колонизироваться аборигены селекционировали специально обученную зверушку – Урсу. Зверушка та выслеживала и уничтожала людей, ориентируясь по запаху, благо образумившееся человечество в единодушном порыве отказалось от дезодорантов, холодильников, автоматов, гранатометов, ракетных установок и прочей дряни, загрязняющей природу.
И если бы фильм действительно был обо всем, об этом, то во время просмотра было бы как минимум смешно, но, увы – это кино об отцах и детях. А впрочем, нет. Эта лента о путешествии для всей семьи. Какой такой, вы спросите, семьи? Разумеется для супружеской четы Смитов: Уилла и Джады, а также для их отпрыска Джейдена. Осталось только разобраться, каким ветром в эту прочную ячейку общества занесло расового индуса М. Найта Шьямалана. Не вызывает доверия эта милая история о том, что Уилл Смит де жаждал режиссерского внимания от Шьямалана долгие лета, а получил вот только сейчас, да к тому же так удачно все срослось, что и сына подрос и деньги завалялись. Скорее Найт выступает тут в качестве раба лампы и фигура явно номинальная. Что, собственно говоря, закономерно: когда плюешь в общество два раза подряд, прикрываясь своей самобытностью, стоит только взяться за коммерческий проект, будь готов, что общество плюнет в тебя. Тут уже так просто не утрешься. В итоге пресловутого мастера твиста по ходу действия не видно и не слышно, что и требовалось тирании Смитов. Остается только пожелать режиссеру творческих успехов, ведь реанимировать свою карьеру ему придется в сериалах, что, пожалуй, не столь уж безнадежное дело, учитывая их возросшую популярность.
А вообще семейный подряд в кино дело вполне обычное, обыденное даже. Вон и Никита Михалков снял фильм для дочи, ну и пускай неразборчивый зритель заругал, сердцу то не прикажешь. Родительская любовь слепа, глуха и главное упряма, и продолжение, например, Уилл Смит вполне себе держит в уме. Откровенно говоря картина то вышла не такая уж провальная, не хуже того же подвергнутого обструкции «Повелителя Стихий». Не ругать же её, право слово, за непоследовательность персонажей, слабые диалоги, плохо продуманный сюжет и топорную игру актеров. Засмеют ведь. Эдак любой потенциальный хит можно утопить в негативе, в то время как прозорливый зритель знает, что не это главное. Спец эффект есть, экшн есть! Динамика какая-то опять же происходит: то юного кадета на высоте 2345 метров над уровнем моря укусит орел, то обезьяны клыкастые нападут, пиявки радиоактивные присосутся и придется драматически падать грудью прямо на иглу. В каждой кабаньей норе, стоит только нырнуть под причудливо переплетенные корни, скрываются наскальные рисунки, нетленные в своей первозданной красоте.
Там же в глубине расположены сводчатые пещеры с озерами текущей лавы, озаряющие лицо героя в крайне выгодном свете. И все это, конечно, очень хорошо, вот только как-то уж слишком дежурно. Условно все очень. Есть отчаянные ситуации, но нет ярких героев. Есть путешествие, да только все время бегом, в спешке. Подросткам будет достаточно и этого, а вот вдумчивому зрителю трудно так просто взять и проглотить факт, что цивилизация, доросшая до космической эмиграции, в одночасье разучилась делать дальнобойное оружие. Даже самое примитивное, вроде пращи. А страшные человекоядные монстры, охотящиеся на людишек по запаху страха, как по заказу покрыты нежной шкурой, которую и зубочистка проткнет, если ей придать должное ускорение. Да и сами космические корабли выглядят не построенными на верфи, а наросшими где то на задворках экологически чистой цивилизации, как огромное гнездо. Поскольку иначе с разумной точки зрения не объяснить, почему они сделаны из дерева, пакли, марли и птичьей слюны, для улучшения клейкости.
Остается только решить стоит ли внимания эта отчаянная попытка сделать из сына второго себя, когда у сынули очевидного желания не обнаруживается.