Мелодрама, экранизация романа Кейт Снелл, посвященная тайному роману всемирно любимой и известной принцессы Дианы с 35-летним пакистанским кардиологом, который разгорелся еще до ее встречи с Доди Аль-Файедом. Вокруг их отношений, усугубленных излишним вниманием настырных СМИ, и вращается весь сюжет картины.
Скепсис к этой ленте у меня возник еще задолго до просмотра, ибо критики в унисон поливали фильм, который провалился абсолютно везде, где только можно, а исполнительница главной роли чудесная Наоми Уоттс еще в трейлере показала свою абсолютную непохожесть на Диану. Главная проблема картины лежит даже не в банальном и скучном сценарии, по подаче и визуальной манере напоминающем телевизионную мыльную оперу, а в выборе режиссера, который ранее вчистую запорол «Вторжение» с Николь Кидман. Мне кажется по меньшей мере странным решение пригласить на пост режиссера человека, который во всех своих интервью утверждает, что Диана ему всегда виделась пустышкой и вообще в ее личности он никогда не был заинтересован. Плевательское отношение к леди Ди и подобный подход невозможно не заметить в самой картине, которая сделана без грамма души, чувственности и искренности, а, самое главное, без почтения к этой женщине, из-за чего зритель вынужден наблюдать картонную и нудную лав-стори, которая перебирает то с дурной сенсационностью, то с истеричностью, а то и с откровенной фальшью. Ни о каком раскрытии характера и демонстрации того, из-за чего, собственно, ее так любили в мире, нет и в помине, Хиршбигель очевидно полагает, что для этого достаточно показать, как Диана занималась благотворительностью. Из-за этого режиссер не замечает другого важного факта - при всем таланте и часто неплохих попытках копировать речь и манеры Дианы исполнительница главной роли Наоми Уоттс при всем старании гримерши Норико Ватанабе («Мемуары гейши», «Убить Билла», «Пианино») не похожа на свой прототип даже со спины. Кроме того, как сказал кто-то из критиков, Уоттс «играет не Диану, а свою подругу Николь Кидман, играющую Диану», очень часто, «включая принчцессу», актриса выглядит чуть ли не пародийно, к тому же ей очевидно не хватает мягкости и лоска принцессы, которая в любой ситуации выглядела настоящей Леди с большой буквы. Дети же Дианы, принц Чарльз, и вся королевская семья вообще оставлены за кадром, Доди Аль-Файед появляется чуть ли не за 10 минут до конца фильма, а все остальное время приходится наблюдать неинтересную, снятую статичной, телевизионной камерой историю о том, как светская личность не может организовать свою личную жизнь и любовь из-за внимания настырных СМИ. Поэтому, все что остается – сожалеть, что память леди Ди почтили такой откровенно халтурной работой режиссера, трудившегося по принципу «и так сойдет», а также выразить соболезнования Наоми Уоттс, поскольку этот кассовый и творческий провал наверняка нанесет существенный удар по ее и без того не блестящей в последнее время карьере.
'Нас всегда было трое в браке. Чуть больше, чем нужно'.
Диана Фрэнсис Спенсер не просто очередная принцесса Уэльская, не просто бунтарка и белая ворона среди почтенных аристократов, не просто трагедия британского народа. Она была любимицей миллионов по всему миру, воплощением добра и милосердия и по сей день остается политическим феноменом Великобритании. Женщина, у ног которой были и чопорный принц Чарльз, и могущественные миллиардеры с Ближнего Востока. Одиннадцать лет назад Леди Ди вошла в первую тройку списка ста величайших британцев в истории (100 Greatest Britons, BBC), уступив лишь премьер-министру Уинстону Черчиллю и инженеру из Портсмута Изамбарду Брюнелю.
Картина повествует о двух последних годах жизни 'принцессы людских сердец' - годах приоткрывающих тайну настоящей любви Дианы и доктора пакистанского происхождения Хасната Хана. Сценарист Стивен Джеффриз со всей английской педантичностью подошел к процессу воссоздания трагического фрагмента из жизни одной из самых известных женщин современной истории. Помимо изучения множества архивных материалов, в качестве консультанта была приглашена Кейт Снелл, автор книги 'Диана: Ее последняя любовь', проведшая свое собственное журналистское расследование. Режиссером ленты стал немец Оливер Хиршбигель, номинант на Оскар за фильм про последние 10 дней из жизни Адольфа Гитлера. В роли Дианы создатели увидели Наоми Уоттс - британку, дважды номинированную на Оскар ('21 грамм' и 'Невозможное'), способную, по мнению режиссера, гармонично объединять себя и своего героя.
Слава богу, что создателям удалось воплотить в жизнь образ Дианы не превращая действо в конкурс двойников. Образ получился максимально аутентичным, не вызывая у зрителя никаких сомнений и не выглядя при этом клоном принцессы. Но одним внешним сходством невозможно создать полноценный образ народной любимицы, а фактов её неполитической жизни не так уж и много. Виндзоры - адепты конспирации. Оттого и получилось, что Стивену Джеффрису пришлось помимо своей излюбленной драматургии, выступить диктатором воображения над реальностью и породить картину чудесного женского мира. Излишне сахарного, чрезмерно лучезарного и неестественно самоотверженного. Пускай и получилась история обретения женщины, но потерялась ожидаемая 'английскость', да простят меня филологи. Уверен, что их отношения с Ханом носили менее литературный характер, а показанное в фильме откровенное виляние хвостом перед Додди не больше, чем примитивный ход в стиле 'Секса в большом городе'. На этом фоне так просто расслабиться, забыв, что восток - дело тонкое, слишком.
Но, почему в принцессе привычно видеть именно принцессу? В первую очередь она - женщина, которая хочет прервать эту невыносимую бесконечность изолированности и эмоциональной пустоты. Тем более, что у королевских особ и жизнь особая: замкнутая и насыщенная одновременно, с долей паранойи и неким смятением перед неподвластностью обстоятельств. А стремясь к маленькому женскому счастью, так просто оступиться. Именно в Хаснате она увидела ту недостающую поддержку, человека, который не видел в ней принцессу, что оказалось и хорошо, и плохо, и одновременно.
'Где-то между добром и злом есть сад! Я буду ждать тебя там...'
К утру 6 сентября более миллиона человек выстроились вдоль маршрута похоронной процессии от Кенсингтонского дворца до Вестминстерского аббатства, где каждая минута похорон отмечалась печальным и торжественным ударом колокола.
Где-то между добром и злом есть сад. Я буду ждать тебя там [ц.]
Принцесса Диана была и остается одной из знаменитейших женщин своего времени. Элегантная, женственная, воспитанная, настоящая аристократка, которой она и родилась, Диана много своего времени посвящала благотворительности. Ее любили люди, потому что она действительно заботилась и пеклась о них, а не потому, что она – государственное лицо, часть королевской семьи и ей просто положено это делать. Во все свои деяния она вкладывала душу. За это ее и любили. Она была очень светлым человеком, утонченной и умной женщиной. И как жаль, что жизнь ее столь рано и столь трагически оборвалась. Леди Ди могла сделать еще очень и очень многое.
В основе фильма Оливера Хиршбигеля «Диана: История любви» лежат последние два года жизни принцессы и ее недоказанный роман с кардиохирургом пакистанского происхождения Хаснатом Ханом. На мой взгляд, в локализованном русском названии приставка «История любви» лишняя, ибо в центре сюжета все же не взаимоотношения героев, а именно личность Дианы Спенсер, ее поступки и решения и ее внутренний конфликт. Диана состоялась как общественный деятель, была широко известна свой благотворительной деятельностью и борьбой за прекращение производства противопехотных мин [уже после ее смерти эта борьба возымела эффект, жаль, что Диана так этого и не узнала]. И в ленте во главу угла ставится личностный конфликт самой Дианы. Она была любима и обожаема народом и страной, ее боготворили, но сама она глубоко в душе оставалась несчастной женщиной, лишенной любви и простого человеческого тепла. С достоинством перенеся развод со своим мужем принцем Чарльзом Уэльским, она хотела простого человеческого счастья, которое все же смогла познать незадолго до смерти.
Фильм спорный и не совсем радужно принятый прессой. Реальный Хаснат Хан так и не одобрил эту картину и по-прежнему не общается с представителями СМИ. Но мне хочется отойти от всей историчности и достоверности этой биографической ленты и просто насладиться ее красотой, которая, бесспорно, в этой картине присутствует. Хрупкой красотой Наоми Уоттс, которая поразительно похожа на реальную Диану, красотой ее тонкой игры, что плещется в глазах актрисы, красотой созданного образа хрупкой, но сильной женщины, красотой взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Сюжет слегка затянут, иногда не хватает динамики, но если отбросить все эти мелкие огрехи, то перед нами добротная лента об одной из самых знаменитых женщин нашего мира и о ее судьбе, которую сложно назвать счастливой, если интерпретировать так, как в фильме Хиршбигеля. Журналисты преследовали ее на каждом шагу, ловили каждый взгляд и поворот головы, не давали спокойно дышать, ее обязанности, ее семья, то, кем она родилась – все это лишило ее возможности простого женского счастья.
Наоми Уоттс великолепна. Такая хрупкая, тонкая, но притом сильная. И какой-то едва различимый трагизм не покидал ее персонажа на протяжении всего хронометража, его тень так и не сходила с лица этой талантливой белокурой англичанки. К слову, в темном парике Наоми была как девочка. Нэвин Эндрюс, знакомый большинству по роли Саида в сериале «Остаться в живых», хорош и, на удивление, достаточно гармонично смотрелся с Наоми в паре. Остальные актеры не столь важны. В этой истории есть всего лишь двое.
«Диана: История любви» - это романтичное и красивое полотно, рассказывающее о принцессе Диане Уэльской и о двух последних годах ее жизни, о ее возможном романе с кардиохирургом Хаснатом Ханом, которого самые смелые называют любовью всей ее жизни. Как все было на самом деле, знала лишь одна Диана и сам Хаснат, но с миром никто этим не поделился. И не надо. У каждого человека есть право на что-то свое, личное. А нам остается лишь только гадать, выказывать домыслы или принимать чьи-то версии. «Диана: История любви» - хорошая кинолента. Но кто знает, сколько в ней правды?
Чуть более месяца назад хронология вновь напомнила миру громкую, но отнюдь не приятную дату – годовщину гибели принцессы Дианы Уэльской. Спустя двадцать лет события той роковой парижской ночи для многих в мире остаются тяжёлыми воспоминаниями, а в мировой политике так и не появилась и вряд ли появится в ближайшее время женщина, столь же желанная и близкая одновременно. При том, что у самой Дианы, несмотря на высокое общественное положение, практически не было политических амбиций, и даже особый статус и семейные дрязги с мужем Чарльзом не отняли у неё самого дорогого – умения быть любящей женщиной и преданной матерью.
Фильм Оливера Хиршбигеля, обещавший зрителям простой сюжет и сентиментальную лёгкость, на деле оказался не менее обманчив, чем ослепляющая улыбка леди Ди, которой она в равной степени одаривала беженцев, пострадавших от военных действий, больных в госпиталях или вполне благополучных граждан на бесчисленных официальных встречах. Лишь немногие были способны отдавать себе отчёт в том, какие душевные терзания скрывались за этой искренней любовью к миру, которому она не боялась распахнуть свою душу. «Диана. История любви» предлагает ещё одну версию позднего периода жизни принцессы, основанную не только на фактах её биографии, но и на субъективном исследовании из разряда тех, которых в биографической литературе насчитывается немало.
Тем не менее, даже обвинения в неточности или голливудских штампах не грозят отнять у фильма Хиршбигеля заслуженное право называться одной из самых удивительных экранных историй о не менее удивительной женщине минувшего века, озарившей его ярким светом, как это сделала в своё время Мэрилин Монро. Стоит признать, что попытка представить Диану в качестве постоянно рефлексирующего человека, отчаянно убегающего от прошлого и живущего между спонтанностью и здравомыслием, существенно разбавила величественный образ «королевы сердец», укоренившийся в общественном сознании по ту сторону. После просмотра драмы Хиршбигеля тихо и незаметно приходит понимание того, что вместе с иконографическим персонажем, судьбой которого успел проникнуться в детстве, ты сам опускаешься с небес на землю с чем-то качественно новым в своём сознании. А если отбросить фальшь и всяческие мифы о жизни, которая на самом деле была вовсе и не лирической сказкой, а борьбой за право быть счастливой, на выходе останется весьма суровая повесть о человеческой реальности, поразительно схожая с миллионами других. И многое в ней зависит уже не от подлинной биографии, а от тех, кто взял её за основу – съёмочной группы и, конечно же, актрисы.
Наоми Уоттс, за плечами которой совершенно разные роли, исполнила, вероятно, самое сложное перевоплощение в карьере. Визуальное попадание в цель можно отметить лишь в некоторые моменты, однако за внешними различиями чувствовалось, что этой актрисе под силу приблизиться к психологическому состоянию своей героини. Уоттс, в карьере которой не хватает разве что заветной статуэтки, с годами продолжает удивлять не только своеобразием в игре, но и отличной физической формой, которой в её возрасте может похвастать далеко не каждая голливудская дива. На сей раз ей, правда, приходится биться лишь за «идею», а не за приз американской киноакадемии, но в этой ситуации никому не должно быть обидно. Да и в том, что Оскар за роли великих людей вручают крайне редко, есть своя правда. Если в России, например, когда-нибудь снимут достойный художественный фильм про Доктора Лизу или подобных ей людей, это будет уже само по себе праздником. Ведь люди, которые сумели сделать чёрно-белый мир вокруг хоть чуточку светлее, стоят памяти тех, кто в нём живёт.
Принцесса Диана – одна из самых известных женщин нашего времени. Не просто известных, но и обожаемых миллионами людей. За шестнадцать лет, прошедших со дня ее гибели, многие факты той роковой ночи, да и вообще многое из ее биографии, стало все больше оберегаться и замалчиваться. Все реже и реже ее вспоминают как общественного деятеля, а все что касается ее личной жизни, вообще считается закрытой территорией, на которую без особой надобности не вступает даже желтая пресса.
Тем более стало неожиданностью появление нового фильма не просто о «Королеве сердец», а об истории ее любви к кардиохирургу пакистанского происхождения Хаснату Хану. Действительно, что-то тогда писали об этой связи – то ли до, то ли после ее гибели. Охранники опять же рассказывали, как она привозила его в своей машине на заднем сиденье под пледом во дворец. Но вот вопрос – зачем нужно было сейчас извлекать на свет эту почти забытую всеми историю? Сейчас, когда поутихли скандалы, когда новое поколение уже и не знает всех высказанных и невысказанных предположений, касающихся ее жизни и смерти. Когда королевская семья вновь любима, когда имя Чарльза уже привычно звучит вместе с именем Камиллы. Зачем? Возможно, авторы фильма просто захотели отдать долг памяти когда-то любимой Принцессе?
Но еще до выхода фильма на экраны было ясно: любой шаг вправо или влево в процессе повествования может привести прямо в суды, и всю оставшуюся жизнь авторам придется, в лучшем случае, работать только на возмещение морального ущерба. Так и получилось. Уже с начала фильма понимаешь, что под запретом буквально все. Венценосную семью показывать нельзя, упоминать нельзя – разве только то, что документально зафиксировано. Детей показывать – ни в коем случае. Об общественной деятельности Дианы – лучше поменьше распространяться. Принцессу нельзя показывать в эротических сценах, а лучше вообще сделать ее бесполым существом. Ум показывать нельзя, характер нельзя. А что же тогда можно?
Оказывается, можно и даже нужно показать, что в жизни Дианы не было никакого мусульманина Доди Аль Файеда, никаких серьезных отношений с этим плейбоем быть, в принципе, не могло. А был один достойный – правда тоже мусульманин, но из песни слов не выкинешь – хирург, отношения у них были высокие, жениться он на ней не собирался, на вхождение в королевскую семью не покушался и так далее. Но чем больше в фильме продавливалась эта идея, тем меньше в нее верилось. А наоборот, укреплялось мнение, что задача фильма окончательно переписать уже подзабытые романтические истории принцессы Дианы и в таком виде закрепить их окончательные официальные версии.
В итоге фильм получился странный. Выхолощенный. Ни биография - и ни история любви. Нарезанный из каких-то плохо связанных обрывков сюжетов. Диана показана практически вне связи со своей общественной деятельностью ( то, что есть – это практически ничего). Поэтому титры в конце фильма, отмечающие ее заслуги в борьбе с противопехотными минами, выглядят как бы прилепленные сбоку неизвестно зачем.
Красивой любовной истории тоже не получилось. Вся любовь – это целомудренные объятия на фоне заката. Да еще весь фильм главные герои за ручки продержались. Я не сторонники особого эротизма, любовь можно передавать разными художественными способами. В знаменитом французском фильме «Мужчина и женщина» нет ни одной постельной сцены (по крайней мере на память они не приходят), но там есть огромная любовь. Здесь нет любви и в помине.
Да и какую любовь могут вызывать два таких аморфных, выхолощенных персонажа – это то тоже большой вопрос. Обе главные роли не удались, ровно настолько же, насколько не удался фильм.
Роль принцессы Дианы, в исполнении Наоми Уоттс, на мой взгляд – полный провал. Я не хочу оценивать масштаб актерского дарования этой актрисы, но просмотрев ее фильмографию, с удивлением отметила, что видела огромное количество фильмов с ее участием, но вспомнить не могу ни в одном. Не смотря на то, что Наоми старше своей героини на добрый десяток лет, Диана в ее исполнении выглядит банальной старлеткой. А ведь это была незаурядная Личность. Мое стойкое убеждение, что великих женщин должны играть соизмеримые по масштабу актрисы. А в фильме Диана не производит впечатление необыкновенной женщины. К концу фильма вообще возникает вопрос «Это и есть КОРОЛЕВА СЕРДЕЦ?»
Доктор Хаснат Кхан в исполнении Навина Эндрюса – худшая из всех его ролей, которые мне довелось увидеть. Законченный эгоцентрик с пустыми глазами, вызывающий полное недоумение – что вообще могла в нем найти Диана? И как ни уходили авторы от Доди Аль Файеда, его эпизодическая роль в исполнении Кэса Анвара получилась убедительней.
Я думаю, что картина была заведомо обречена на провал. Даже такие мастера, как Оливер Хиршбигель не в состоянии в полной мере раскрыть столь сложный образ, как принцесса Диана, если им приходится сталкиваться с такими ограничениями. Я думаю, что и роли у актеров не получились, потому что особенно и играть им было нечего. Хотя в фильме чувствуется искренняя любовь к Диане и желание рассказать о ней трогательно и нежно. Что все-таки и помогло авторам в последних кадрах фильма буквально из ничего выдавить слезу у зрителя.
На самом деле, Диана была такой многогранной личностью, что можно даже и не вдаваться в подробности: было – не было, с Доди – или с Хаснатом. Она останется в памяти и без этих скандальных историй, даже без принца Чарльза. Сама по себе. Просто как Диана. Но время таких фильмов о ней, наверное, еще не пришло.
Для меня, как и для миллионов жителей этой планеты, личность Дианы является культовой. Её внешность, речь, манеры, поведение на людях и отношение к ним — поистине уникальны. Их невозможно спутать и тем сложнее сыграть на экране.
На мой взгляд, актрисе Наоми Уоттс не удалось вжиться в роль ни на сотую процента. Мало того, что актриса абсолютно не похожа на принцессу Ди, по каким-то причинам режиссёр не позаботился о том, чтобы Наоми Уоттс «на зубок» выучила мимику, жесты, походку и т.д. принцессы Ди и смогла передать их на экране. По тем же непонятным причинам не ясно, почему гримёры не смогли перевоплотить внешность актрисы в принцессу Ди, что еще больше подливает масла в огонь и вызывается негодование.
Перед просмотром данного фильма, я посмотрела 2 документальных фильма о жизни принцессы. После чего, у меня сложилось стойкое впечатление, что Наоми Уоттс лишь заучила фразы принцессы Ди, при этом не вкладывая в них те эмоции, которые поистине испытывала Диана.
На мой взгляд, картина совсем недоработанная, я бы даже сказала «сырая»: события быстро сменяю друг друга, при этом не показаны явные мысли, чувства, переживания главных героев. Всё слишком быстротечно и не вызывает желания сочувствовать героям. А как мы знаем, зритель должен чувствовать себя участником фильма, забывая на время о реальности, в которой он находится за её пределами.
По правде сказать, документальные фильмы: «Диана: История ее словами» и «Принцесса Диана: 7 дней после» вызвали у меня больше эмоций, нежели данная экранизация.
Диана Фрэнсис Спенсер, принцесса Диана, леди Ди, 'Королева Сердец', некоронованная властительница душ миллионов людей. Во всей послевоенной истории Соединенного Королевства не было, пожалуй, более знаменитой фигуры, помимо, конечно же, Маргарет Тэтчер, чем принцесса Диана. О непростой жизни этой женщины написано и снято уже немало художественных и документальных произведений разной степени паршивости, но о ее смерти - еще больше. Диану не просто любили, ее воистину обожали, боготворили и поклонялись, однако любовь сотен миллионов людей не могла стать ей заменой настоящей любви, обрести которую леди Ди так и не удалось.
Немецкий режиссер Оливер Хиршбигель, завоевавший всеевропейскую славу вначале философским 'Экспериментом' 2000 года, а в 2004 году закрепивший успех фестивальным 'Бункером', рассказыыающем о последних днях Адольфа Гитлера и всеобщей агонии Третьего Рейха, в 2013 году решил во второй раз в своей кинокарьере обратится к биографическому материалу, взяв за основу не просто знаменитую и выдающуюся, а фактически уже ставшую мифом фигуру британской принцессы Дианы, история жизни которой давно уже стала притчей во языцах, весьма интересной изначально была идея рассказать зрителям не самые известные факты ее биографии, в первую очередь, детали ее романа с пакистанским хирургом Хаснатом Ханом.
Однако фильму 'Диана: История любви' не удалось стать по-настоящему громким кинематографическим событием и прыгнуть на уровень, заданный оскароносной 'Королевой' Стивена Фриерза картине Хиршбигеля не удалось вовсе. Не самый известный широкой общественности роман с Хаснатом Ханом в фильме из истории рядовой влюбленности и взаимной увлеченности превращен в скроенную по лекалам большинства среднестатистических голливудских мелодрам историю любви, и имена реальных Дианы и Хасната лишь еще больше усугубляют положение фильма, разгромленного в пух и прах как критиками, так и зрителями, ибо намного лучше бы было, если б лента не трактовалась так нарочито как истинно реальная история, ведь полученный результат являет собой пример скорее наспех и без усердия и любви к прототипам собранной кинематографической мозаики, в которой иногда не хватает некоторых и наиболее важных частей, ибо преимущественно фильм Хиршбигеля пережевывает в десятый раз всем известные факты о Диане, скрадывая намного большее количество по-настоящему интересных подробностей, отчего немало параллелей возникает с википедичным 'Джобсом' Джошуа Майкла Стерна - обилие очевидных фактов в угоду полному отсутствю чего-то нового, кроме поданной весьма сомнительно и скучно истории взаимоотношений Дианы и Хасната Хана, который от участия в работе над картиной вовсе отказался(при гипотетическом его согласии сценарий Стивена Джеффриса был бы куда как богаче, насыщеннее и интереснее). Фильм местами скатывается в дешевый бульварный мелодраматизм; реальный же исторический контекст просто остается за кадром и зритель не видит ни отношений Дианы с Королевским домом, ни явной любви к детям, а ключевой персоне Доди Аль Файеда и вовсе отведена роль эдакого декоративного бодигарда/ручного миллиардера с роскошной яхтой.
Сам же фильм снят Хиршбигелем весьма педантично, но без явной искорки, неоригинально и очень тривиально. Для всякой конспирологии, придавшей бы фильму излишний оттенок желтизны, в его сюжетных рамках не нашлось, что можно назвать несколько утешающим и умиротворяющим фактором.
Единственным положительным элементом фильма стала лишь актерская игра Наоми Уоттс, которая при всей своем внешнем несоответствии образу Дианы сумела вылепить и вжиться в столь неоднозначную героиню, давно уже ставшую обьектом культа. От особенностей мимики и вплоть до походки - Наоми Уоттс весьма убедительна, но вытянуть фильм лишь своей актерской игрой Уоттс не в силах и картина вязнет в глубоком болоте клише и всеобщей ординарности, ибо и ее главный партнер по фильму - Нэвин Эндрюс в роли Хасната Хана - выдает лишь слабые потуги к драматическому накалу.
'Диана: История любви' Оливера Хиршбигеля - один из тех фильмов, которые умудряются весьма жестко разбить в кровь все возлагаемые на него чаяния и надежды. Очень тривиальная и очень разочаровывающая картина, которую отчасти спасает от полного фиаско лишь игра Наоми Уоттс, но этого все таки маловато для по-настоящему хорошего и интересного фильма о столь знаковой персоне, как леди Диана Спенсер.
Это моя первая публичная рецензия на сайте kinopoisk.ru, так что строго прошу не судить.
Побывал я в Хельсинки и посмотрел в кинотеатре Maxim фильм Diana режиссера Оливье Хиршбигеля, известного по фильму «Бункер» о последних днях жизни диктатора. Фильм «Диана» меня глубоко поразил. Попробую поделиться своими мыслями об увиденном.
Несомненно рекомендую смотреть фильм Диана на оригинальном британском английском (ремарка для тех кто понимает little differences (с) Pulp Fiction). Только в нашей, передовой с точки зрения синематографа стране, фильмы уродуют и коверкают переводами. Весь цивилизованный (и не очень) мир смотрит картины на оригинальном языке с субтитрами. Представьте на минуточку, каково смотреть, скажем, Высоцкого в дубляже на английском? Или Штирлица с профессором Преображенским в переводе? Так вот и британским произношением красотки Наоми Уоттс следует упиваться в оригинале, а не в переводе.
Лэди Ди или Диана Фрэнсин Спенсэр, она же Её Высочество принцесса Уэльская — о ней сказано и написано очень много. Этот фильм не о политике. Это — кино о любви и об одиночестве самой известной и обожаемой женщины планеты Земля своего времени, а возможно и всего ХХ века.
В самом начале фильма знаменитое интервью, в котором Диана признается о присутствии третьей персоны (Камиллы) в браке с Чарльзом и сама говорит: «Не стать мне Королевой Великобритании, хочу быть королевой человеческих сердец». Диана, без сомнения, самая знаменитая и, вероятно, самая элегантная, утонченная и стальная девушка планеты. (Именно девушка, так как погибла Диана всего в 36 лет!!!).
При этом Диана безнадежно несчастна и одинока. Её сердце и душа разбиты изменой мужа и расставанием с мальчиками. Она живет без детей, бесконечно любимых Уильяма и Гарри, одна-одинёшенька в замке. Видит сыновей украдкой и очень страдает, что они не рядом с ней.
От тоски и стремления сделать жизнь людей во всем мире лучше, Диана активизирует свою общественную деятельность. Африка, голодные и больные дети, противопехотные мины и многие другие проблемы человечества волнуют Диану.
Авторы фильма удачно, по-киношному, вставили случайно брошенную фразу в адрес Дианы — «Вы всем дарите любовь. Вам нужно самой научиться принимать любовь». Во время «регулярного» визита в Британскую больницу Диана внезапно встречает любовь всей своей жизни. Простого врача арабского происхождения. Не в объятия богатого Доди аль-Файеда бросилась Диана, как думали с подачи прессы многие, включая меня. Влюбилась наша героиня в обычного парня, кардиохирурга, вовсе не красавца, который живет в конуре, а передвигается на стареньком Опеле. Она, Принцесса Уэльская, а он араб и кардиохирург! Сюжет фильма построен именно на любви Дианы и доктора Хасната Хана. Политика и Королевская семья попросту отсутствуют в фильме.
Хаснат вовсе не ухаживает за Дианой в традиционном понимании кинематографа. Он не дарит Диане цветы и не устраивает ужин в ресторане. Он лишь показывает ЕЙ «свою» больницу, а она сама решает судьбу за них двоих: «может быть, Вы согласитесь пойти на ужин ко мне домой?» — нервничая, говорит Диана? Не в ресторан же она позовет его, чтобы на утро знал весь мир подробности?! «Как мне с Вами связываться» — в шоке спрашивает Хаснат. «По мобильнику» — отвечает Диана.
Очевидно, что во время свидания у себя во дворце Диана пытается готовить сама, но это полный провал. Хаснат, с разрешения Дианы, после ужина заказывает по телефону, звоня в ресторан, свежий и сочный гамбургер с доставкой на дом, в смысле — во дворец. Невероятно жизненная и реальная сцена, на мой взгляд.
Наоми Уоттс я верю. Она потрясающе сыграла Диану, хотя по жизни она на 9 лет старше своей героини.
Наоми Уоттс передала целую палитру качеств Леди Ди, но прежде всего — ее аристократичность. Ведь именно Диана была выбрана Елизаветой II, как представительница голубой крови и чета «будущему» Королю Великой Британии Чарльзу в пику любовной связи с «простолюдинкой» Камиллой. Наоми элегантна, обворожительна, одновременно — накоротке с простыми людьми и беззащитна перед любовью. Она способна прокатиться в багажнике старенькой Вольво (если я правильно помню марку автомобиля), чтобы обмануть папарацци, карауливших у входа во дворец денно и нощно. Диана-Уоттс одевает парик (черные длинные волосы) и идет на свидание в ресторан с любимым мужчиной, а после гуляет по улицам Лондона, никем не узнанная, взявшись с Хаснатом за руку. Свидание с любимым мужчиной — бесценно. Для всего остального есть MasterCard.
Даже туфли, войдя домой во дворец и, оставшись одна, героиня Наоми Уоттс снимает невероятно женственно, по-королевски. Так могла только Леди Диана.
На мой взгляд, сценарий фильма безупречен. Все до мелочей, по-театральному, классически продумано сценаристом Стивеном Джэффрисом. Его первый сценарий был написан к фильму Распутник, на основе его собственной пьесы, которая идет на сцене лондонского театра «Royal Court». Нет никакой пошлости или скабрезности в обсуждаемом фильме. Сценарий не подвисает на 30-40 минуте «матча», как зачастую бывает. Сюжет закручен классически и не отпускает зрителя ни на мгновение.
Снят фильм по-настоящему, не в павильоне. Герои не вклеены в кадр. Музыкальное сопровождение и костюмы на уровне. Присутствует уместный британский юмор на фоне общей грусти от истории с печальным концом.
В конце фильма я плакал. По-мужски, сдержанно, чтобы никто из окружающих меня жителей Республики Финляндии не видел.
Оффтоп. В фильме лишь в одном эпизоде появляются Принцы Уильям и Гарри. Диана встречает сыновей по прилету на пути из пункта «А», прижимает к материнской груди, целует и машет ручкой вертолету, улетающему в пункт «Б». Предполагаю, что принцы были слишком юны, чтобы перенять что-то от мамы с безупречным вкусом. Мама боролась с противопехотными минами, а оба сына армейские служаки, рвущиеся в горячие точки. Такова ирония судьбы.
Я не кинокритик и не страстная поклонница принцессы Дианы (уважаю ее, конечно, но без лишних эмоций), поэтому фильм мне понравился. Не назову его шедевром, но снят он достойно, смотрится легко и оставляет приятные впечатления.
Это не фильм-биография, и бесполезно ждать от него достоверности. Скорее, это кинофантазия о том, какой женщиной была Диана, попытка представить себе ее характер.
Образ, который создала Наоми Уоттс, получился разносторонним и правдоподобным. Как-то сразу верится, что Диана могла быть именно такой. В фильме я увидела женщину, которая жила сердцем и умела сполна отдаваться любви. Сильную, смелую, неординарную, своенравную, непосредственную. И в то же время - хрупкую, нежную и ранимую.
Диана в фильме - не 'глянцевая' принцесса-небожительница, а обычная женщина, у которой течет тушь, когда она плачет, у которой тоже иногда рвутся колготки, которая может часами ждать звонка от любимого мужчины. Если не готовы увидеть такую леди Ди, то лучше не смотрите.
В общем, это довольно женский фильм. И он не отличается психологизмом и смысловой глубиной. Но все же 'Диана' - это интересно рассказанная история о женщине. К тому же, Наоми Уоттс - действительно отличная актриса, играет она очень хорошо. Поэтому к просмотру рекомендую.
Фильм о «единственной настоящей любви леди Ди» получился, быть может, неплохой мелодрамой. Но его совершенно невозможно смотреть как фильм о реальной принцессе Диане.
Наоми Уоттс для этой роли явно не хватает величественности. Говорят, ей удалось скопировать походку, жесты и мимику принцессы. Однако это ничего не дало. Возможно, для Дианы она слишком по-модельному красива, слишком миниатюрна. И слишком хорошо играет на публику – киношной Диане фотографы доставляют истинное удовольствие, и остается немного удивительным то, какое раздражение они начинают вызывать позже.
Сама история получилась достаточно правдоподобной и драматичной. Главное, что мешает – неизбежная попытка сопоставить ее с образом всемирно известной принцессы. Поверить в то, что эти события могли происходить с настоящей Дианой, довольно сложно.
По сути, авторы фильма рассказывают грустную историю женщины, которой так и не суждено было найти настоящую любовь. То, что испытывает к ней киношный Хаснат Хан, любовью назвать сложно. Его истерики, отказ от любых попыток быть вместе, метания от одного решения к другому… Особенно отвратительно выглядит сцена в парке, где Хаснат заявляет, что не может жениться на Диане, но не хочет с ней расставаться, то есть, по сути, предлагает остаться любовниками, не обременяя себя ответственностью. Это поступок, достойный любящего мужчины? Едва ли.
Сама же Диана предстает здесь миленькой глупенькой блондиночкой, которая вмиг забывает о своих детях, едва увидев симпатичного доктора. Причины ее активной благотворительной деятельности сценаристы сводят к желанию произвести впечатление на любимого человека. Получается, что все ее благие дела – плод любви. И это могло бы стать сильным эмоциональным ходом, если бы было просто художественным вымыслом, а не вымыслом о жизни конкретной, всем известной принцессы.
О самой природе этой внезапной любви мы не узнаем ничего. Просто так случилось. А ведь истинная, великая любовь, которая, по фильму, связала Диану и Хасната, всегда имеет в основе что-то кроме внезапной вспышки. Это может быть неочевидно, неявно, но в фильме, который посвящен именно истории любви, это должно быть. Иначе трудно поверить, что это чувство действительно было самым глубоким в жизни Дианы.
В итоге мы имеем красиво снятую историю, которую очень трудно назвать биографической – ведь основана она в основном на слухах. И возникает вопрос: зачем нужно было эксплуатировать здесь образ Дианы? Разве нельзя было раскрыть эту тему на другом материале, чтобы образ настоящей принцессы не мешал восприятию выдуманной истории? Можно было вполне. Но это, во-первых, лишило бы авторов возможности привлечь большое количество аудитории личностью героини, а во-вторых, усложнило бы работу сценаристов – история Дианы известна всем, так что можно было не задерживаться на объяснении контекста. Дошло до того, что в фильме не говорится, как погибла Диана. Вот она входит в лифт, вот звонит телефон, а вот сообщают, что принцессы не стало. Зачем конкретизировать? Все ведь и так знают, что произошло. И все-таки подобные пробелы делают фильм неполноценным.