Впоследствии лет рассматриваемый фильм разрастётся в целую франшизу, состоящую из девяти выпусков, однако роднить ленты будет неизменный «страшный» жанр, английская земля и формат хоррор-альманахов. Заглавия же картин с персонажами – отчуждены друг от друга.
Первая постановка является характерным для фантастического хоррора сборником устрашающих баек с общей завязкой, показывающей поезд, где собрались несколько человек. Во время пути один из них оказывается доктором по разным таинственным вещам и оккультным наукам, исполняемый звездой британских ужасов Питером Кушингом (Peter Cushing). Он обещает погадать на картах Таро каждому, открыв будущее. Так в дело вступают поочерёдные страшилки, изобилующие самобытными рассказами, радующими различными сюжетными линиями. А раз в вагоне имеется Кристофер Ли (Christopher Lee), выводящий амплуа скептика, и ещё совсем молодой Дональд Сазерленд (Donald Sutherland), то калейдоскоп приятен вдвойне.
Начальная история «Оборотень» знакомит нас с архитектором, недавно продавшим свой фамильный особняк. Новая владелица надумывает сделать перепланировку, прося профессионального совета, к тому же она обеспеченная привлекательная вдова и отказаться от поездки было бы глупо. Приехав на место, наш герой сталкивается с семейным суеверием о захороненном в подвале оборотне…
Сегмент выполнен в неторопливой манере, постепенно впуская зрителя в микромир просторного поместья на острове с немногочисленным количеством действующих лиц, где царит зловещая недосказанность и загадочные взгляды. Остросюжетный мистический зачин, оттенённый детективом, сгущает краски, виляя на поле возможного прозаического подвоха, а после превращаясь в откровенный хоррор на тему оборотня и давнего проклятия, удивляя неожиданной кульминацией. По части бутафорских излишков ждать подобное не стоит, тем паче косматых чудищ на экране, ведь автору интересно само повествование, наполненное трагическим фатумом.
Вторая байка «Ползучая лоза» рассказывает об семье с мужем, женой, маленькой дочерью и собакой, у которых в саду вырастит странная разумная лоза, начавшая убивать!..
Кренясь в фантастику с попыткой подачи подоплёки научных теорий об эволюции растений, мини-фильм всё же пользуется инструментами «ботанического» хоррора. Благодаря этому нас ждёт очень прямолинейная зарисовка без вложенной интриги, зато любопытная в показе лиственных мутантов, осаждающих дом, будто какие-нибудь зомби. Имеются неожиданные нападки и убийства, но весьма сдержанные в визуальном плане.
Третий рассказ «Вуду» базируется на музыканте, гастролирующем на Карибах. Оттуда он украдкой привозит мотив культа Вуду, принадлежащий местному божеству Дамбале. Несмотря на предостережения, основа ложится в сочинённую песню, предназначенную для исполнения на сцене клуба…
Пожалуй, получился самый несбалансированный сегмент альманаха, отдавая большую часть хронометража на музыкальные партии и демонстрацию центрового неуклюжего персонажа с вечно не сходящей улыбкой, что заметно теснит атмосферу ожидаемого ужаса, превращая зарисовку почти в комедию. Лишь ближе к самому апогею в сценарии начинает фигурировать мистика с ожидаемой расплатой колдовских сил. Впрочем, кульминация совершенно не яркая, не сумевшая затмить идущее ранее на толковой жанровой точке.
Предпоследняя байка «Бестелесная рука» будет отведена строгому высокомерному искусствоведу, которого вынесет на всеобщий смех художник. Решив отомстить, критик сбивает того машиной, отчего пострадавшему ампутируют правую руку. Но лишённая тела конечность замышляет страшную вендетту!..
Гротескный хоррор – стержень рассматриваемой страшилки, несущий нравоучительное семя. В жанре существует немало различных фильмов ужасов об отрубленной руке, охотящейся на людей: то комично, то пугающе. Тут всё разыграно в серьёзном ключе, пускай большим счётом действие на экране напоминает курьёзную зарисовку про медленно ползающую кисть по полу, что подкравшись, норовит взобраться повыше и вцепиться мёртвой хваткой за шею. Вышла занимательная история, от которой не заскучаешь.
Завершает набор жутиков из вагона рассказ «Вампир», знакомящий с доктором, который женился на француженке и живёт вполне счастливо в милых поцелуях и объятьях за завтраком, но вот незадача – она вампир!..
На мой взгляд, выдалась лучшая история киноленты с весьма занимательной фабулой, вольно пытающейся переложить концепцию о леди-Дракуле, питье крови, превращением в летучих мышей в антураже среднестатистической семьи, маленького городка и прозаической современности, да ещё добавив увлекательную нотку дилеммы для главного героя, не знающего как поступать, ведь с одной стороны супруга-то любящая красавица, а с другой она монстр, высасывающий жизнь из местных детей! Но и это не все прелести – развязка удалась, сумев подарить «двойное дно» в и так заманчивом сюжете.
Конечно же, не обойтись в фильме без эпилога, завершающего альманах на громкой, но логически ожидаемой ноте, чтоб зритель получил положительное впечатление от произведения, которое снято профессионально именитым мастером Фредди Фрэнсисом (Freddie Francis), оставившим своё имя в анналах английского хоррора сейчас уже классической поры, что всегда славилась роскошными декорациями и внятной актёрской игрой. И если Вам нравятся «солянки», собранные из небольших ужастиков, и любите жанровую эпоху 60-х, сейчас кажущуюся несколько наивной, то, думаю, с удовольствием согласитесь прокатиться в компании загадочного доктора Террора, который обязательно предложит погадать на своих картах.
Определённо Френсис сделал мощную и атмосферную картину с превосходным сюжетом. В первые же минуты фильма нужно отметить отличный приём съёмки: камера направлена со стороны доктора Террора и поочерёдно снимает каждого его спутника, это значит он сам всматривается в их лица.
Первая история выдалась весьма жуткой и интересной с шокирующим финалом.
Вторая история. Здесь монстром является не понятно откуда взявшееся хищное растение, напоминающее по своей форме обычный кустарник или вьюнок. Приехавший на место учёный устанавливает, что данный вид способен думать и обладает каким-то подобием нервных клеток. В итоге растение оплетает своими ветками весь дом и семья главного героя остаётся взаперти.
Странности: почему нельзя было сжечь это растение, пока оно не разрослось до таких размеров. После убийства растением собаки, мама спокойно отпускает свои дочь играть в сад.
Третья история понравилась больше всех. Жаждущий славы и денег музыкант записывает ритуальную музыку приверженцев Вуду. После этого с ним начинают творится странные вещи. Финал этой истории на мой взгляд самый жуткий и пугающий, немного схож с финалом первой истории.
Четвёртая история прежде всего выделяется отличными спецэффектами. Живая рука сделана превосходно и даже сейчас смотрится внушительно. Так же понравилось публичное осмеяние искусствоведа. Во время гадания на картах тарро в поезде, искусствовед не постучал по ним три раза.
Пятая история о вампирах. Здесь мы тоже не увидим их в привычном нам обличии: с клыками и бледным цветом лица. Конец также мощный как и в других историях.
Картина от одного из постановщиков 'Дня Триффидов' Фредди Френсиса. Чуть позже, спустя почти десять лет, он же переснял аналог фильма, а точнее очень похожую историю в 1972 году - 'Байки из склепа'. В плане эффектов и визуальной части, 'Байки' превосходят 'Террора' безусловно и бесспорно. Но вот по построению сюжета, этот фильм все-таки лучше.
Фильм состоит из нескольких новелл-предсказаний, которые в общем то не имеют никакого смысла, по большому счету, так как исход предрешен еще задолго до начала раскладывания карт. Фильм не лишен и нескольких явных ляпов, например критик даже не прикоснулся к колоде, то есть предсказание ему и вовсе может не считаться. Так считается ли предсказание остальным? Или все это страшные истории, никак не влияющие на жизнь пассажиров? Ответ зритель узнает под конец всех развернувшихся событий картины.
Первая из историй повествует об оборотне и семейных распрях по поводу красивого особняка. Маленький бюджет не позволил сделать ни качественного оборотня, ни толковых эффектов. А прыгающая немецкая овчарка своим рыжеватым мехом вызывает лишь ухмылку. Но история не лишена атмосферы. Таинственный дом, жуткая ночь, волчий вой за окном, таинственный подвал и изумительная музыка.
Вторая история отсылает нас именно ко 'Дню Триффидов' данного режиссера, но на этот раз вкратце. Слепых тут нет, но есть запертые растениями люди, а так же умный мужчина-герой и маленькая девочка, есть здесь и изучение растений, ну и сами растения-людоеды, разумеется. Конечно с 'Триффидами' история и рядом не лежала, но сам факт идеи растений-убийц мне лично приходиться по душе. Растения сделаны не очень, черезчур они пластиковые какие-то, когда в листе обнаруживают мозг с помощью микроскопа, вновь ухмыляешься от таких сумбурных ляпов. Но хорошая игра актеров положение спасает. Девочка очень убедительно грустит по 'рыжику', её мать восхитительно талантливо кричит при виде мертвого тела, уронив при этом поднос. Растяпа-отец пытается не терять самообладания, постоянно его все-таки теряя и панически вращая глазами. Ученые выглядят действительно крайне умными и начитанными, серьезность этих персонажей удивляет. История на голову выше предыдущей, но можно было бы и лучше.
Третье 'предсказание' повествует о музыканте и культе вуду. Пожалуй, самая слабая в фильме. В ней и вовсе не происходит ничего. Она выглядит как мюзикл, причем обилие музыки, которая мягко говоря 'на любителя', делает её просто противной. Страшного в ней нету вообще. Музыкант ворует мелодию танца верховному лоа Вуду (Дамбалла-Ведо) и играет её в извращенно-джазовом стиле. В итоге начинается ветер, какие-то посторонние звуки, непонятно-нагнетаемый страх героя идущему по ночному городу и в конце-концов какой-то разрисованный реппер хватает его за шкирку, ворует ноты, а сам музыкант видимо умирает от разрыва сердца, или просто падает в обморок... Плакат 'дом ужасов доктора террора' на одной из стен в очередной раз вызывает улыбку, этакая самореклама как в Космобольцах Мэла Брукса. Повторюсь, история не страшная вообще ни капли, а музыка в ней мне лично отнюдь не по-душе. Худшая из пяти новелл, однозначно.
Наконец история добирается до самого скептически-настроенного пассажира. Критика изобразительного искусства. На эту историю, видимо, и ушел весь основной бюджет картины. Потомучто рука выглядит крайне убедительно, в плане внешности, хоть и двигается не совсем, как подобает. Большой привет 'Семейке Адамсов' и старенькому рассказу про 'руку-убийцу'. История довольно предсказуемая, но страшная. Внимания стоит явно.
Последняя история посвящена доктору, и замыкает всю ленту своеобразным вампир-муви, в котором мы можем видеть самый непредсказуемый финал из всех. Однако эффекты здесь довольно слабоваты, особенно финальное превращение выглядит нелепым и уж чрезвычайно глупым. Бюджета на последнюю пятую новеллу не осталось, видимо, совсем. А жаль. Здесь действительно есть чем попугать зрителя. Довольно страшный момент первого внезапного появления летучей мыши, пожалуй это самая страшная сцена во всем фильме. Непредсказуемый финал делает историю лучшей, однако куда мощнее настоящий финал всей картины, когда предсказания уже закончились.
Именно итоговый финал всей ленты - воистину потрясающий, показывая тем самым, что истории историями, а вот реальность - это действительно страшно! Самые жуткие сцены оставлены на финал. Множество сплетенных в едино, кошмарных факторов - Восхитительное окончание фильма! Только благодаря финалу весь фильм и стоит глядеть. Истории, в принципе, одноразовые, и особых эффектов ожидать не стоит, но вот развязка действительно хороша, оставляя реальное желание иметь сей фильм в своей коллекции, и признать его хорошим.
Первые четыре карты покажут вам вашу судьбу, пятая подскажет как изменить её (с).
Эта замечательная картина повествует о людях которые волею случая оказались попутчиками. Шесть джентльменов: четверо молодых людей ранее не знакомых, высокомерный искусствовед, и таинственный человек в черном, который заснув выронил из рук саквояж, из которого то и высыпались 'заветные' карты. Этот фильм антология из нескольких историй, один джентльмен - одно предсказание. Ну и конечно же сам доктор Террор.
Теперь я понимаю почему Стивен Кинг включил эту картину в список ста наиболее значимых фильмов жанра с 1950 по 1980 год. Должен сказать что я все чаще убеждаюсь что даже ограниченные в бюджете фильмы начала второй половины двадцатого века с лихвой выигрывают у современных 'конкурентов' и затмевают их. Тогда именно играли в кино а не снимали его. Благо и сейчас есть профессионалы не позволяющие себе вольностей, выступающие своим злейшим врагом, который только и ждет момента для укола и злорадства. Наверное так и развивается мастерство?
Если вы хотите увидеть интригующую историю (я лично смотрел на одном дыхании), увлекательную и приятную актерскую игру (отдельных оваций заслуживают Питер Кушинг и Кристофер Ли), качественную режиссерскую и операторскую работу, насладиться замечательным сценарием (который на самом деле доставляет наслаждение) то вам без сомнения нужно посмотреть этот фильм. Я в свою очередь собираюсь посмотреть и другие фильмы студии Amicus Productions.
Также обратите внимание на постер, это не влияет (?) на ощущения от просмотра, но все же как это здорово! Я бы очень хотел увидеть такой раритет вживую.
В этом фильме нет глубокой философской составляющей которая наведет зрителя на размышления о смысле жизни, это не 'Заводной апельсин' Стенли Кубрика, да и вряд ли кого-то сейчас удастся им напугать. Но получить удовольствие от просмотра и своими глазами увидеть 'дом ужасов', а именно так и называет свою колоду доктор Террор, я думаю это отличный выбор времяпрепровождения.
Впечатляющий, запоминающийся фильм ужасов режиссёра Фредди Фрэнсиса, снятый в стилистке новеллы, конечно идея визуализации не нова, нечто подобное мы наблюдали в замечательной ленте Марио Бавы ' Чёрная суббота или три лица страха ', но в фильме есть и оригинальное нововведение : в отличие от фильма Бавы, где история новелл ведётся непосредственно от рассказчика (примечание : которого великолепно воплотил Борисс Карлофф ) и напрямую обращёна к зрителям, то в этом кинопроизведении истории обращаются к самим участникам событий на экране и это очень интригует, намного интереснее смотреть когда видишь происшествия не своими глазами, со стороны, а глазами и ощущениями персонажей, к которым отсылаются данные новеллы, но в фильме интересен не только сюжет (огромная заслуга сценариста Милтона Суботски ) и особенность режиссёрской подачи, он прежде всего запоминается отличным саундтреком, который волшебно и мрачно исполнил некто Elisabeth Lutyens.
Больше всего конечно хочется отметить несравненного Кристофера Ли великолепно, воплотившего сварливого искусствоведа, этот актёр имеет огромный 50 летний стаж игры в подобных фильмах, и я надеюсь он сможет ещё порадовать своих поклонников подобными 'образами ' :)
Итак, отличный фильм, достойный образец 'Хоррор-новеллы ' в котором есть и отличная игра актёров, и крепкий сюжет, и великолепное музыкальное сопровождение.
Дом доктора Террора — антология историй ужасов от кинокомпании Amicus
Смело. Очень смело. Боюсь, что мне нечего больше сказать об этой безвкусице.
Формально перед нами фрагмент диалога из одной истории. Но на самом деле таким образом авторы будто разбивают невидимую стену со зрителем. Они добавляют в ленту элегантную беседу с воображаемым критиком. Это лишь на первый взгляд он обсуждает картину. Все его слова можно отнести и в адрес самого фильма.
- А Вы считаете себя компетентным судьей?
- Мой авторитет еще никто не ставил под сомнение.
- В таком случае, почему Вы никогда не даете мне идеальных советов?
- Я могу дать Вам только один совет. Бросьте это дело... Взять к примеру этот шедевр: сплошные пятна и никакого таланта. Что означает эта картина?
- Ничего особенного. Зритель должен отреагировать. Найти свой смысл исходя из собственного опыта. Каждый увидит что-то свое..
И таков посыл авторов ленты. Они предлагают нам занимательную антологию из нескольких историй, в которых каждый из зрителей должен увидеть нечто свое, личное, скрытое. А истории эти универсальны, ибо повествуют о Добре и Зле.
История первая.
Архитектор Джим Доусон отправляется в деловую командировку. Он увлекается очаровательной богатой вдовой, а при этом находит гробницу оборотня Космо Вальдемара. Доусон с большим интересом пытается проникнуть в эти тайны. Его энтузиазм сталкивается с холодностью окружающих. Будто эти тайны являются таковыми для него одного. А ведь так и есть. И тот циничный прагматизм с которой Джим Доусон относится к жизни вернется ему. Пока он думает, что занимают позицию исследователя — за ним самим внимательно следят.
История вторая:
Собаку задушило растение, невероятно. Растение обладает интеллектом, умением определять врага. А может ли такое растение завоевать мир?
Вот такая невероятная история разворачивается перед нами. Самая обычная семья сталкивается с опасным растением — убийцей. Опасность, исходящая от него заключается в непредсказуемости. Так мы получаем краткий парафраз хичкоковских «Птиц», но без психиатрической подоплеки. Только действие, только хоррор. И пусть не слишком зрелищно, зато атмосферно.
История третья:
Музыкант Бифф Бэйли отправляется в поездку на Карибы. Там он узнает тайную музыку, которую используют при ритуалах в честь местного божества. Бэйли получает строгое предупреждение о недопустимости какого-либо повторения этой мелодии. Но музыкант очарован возможным успехом, прибылью и отсутствием авторов, которым нужно было бы оплачивать компенсации. Но разве такое поведение по сути не является воровством?
Размышления авторов этой страшной истории оказываются весьма и весьма интересными.
История четвертая:
В картинной галерее встречаются критик Франклин Марш и художник Эрик Ландор. Часть их замечательного диалога приведена в самом начале этой статьи. Очевидно, что чопорный тщеславный критик не собирается учитывать интересы творца. Но если его самолюбию будет нанесен урон, то он пойдет на все, чтобы любыми способами защитить свое неуемное эго. Подробности развития сюжет воспроизведут «Руки Орлака» и предопределят появление ленты «Рука» Оливера Стоуна. Ну а замечательная игра Майкла Гафа и Кристофера Ли выделит эту новеллу среди всех остальных.
История пятая:
А тут блеснет Дональд Сатерленд. Он сыграет лишенного воли мужчину, который вынужден идти на поводу у всех. Вроде он все чувствует, понимает, но стремление угодить каждому приводит его к кризису. Тема вампиров и подозрение, которое падает на его красивую супругу — это лишь повод для проверки характера.
Пролог и эпилог.
А этот сюжет, на мой вкус, самый сильный в этом фильме. Здесь мы познакомимся с загадочным доктором Шреком, которого гениально исполнит Питер Кушинг. На протяжении всей ленты Шрек будет показывать своим неслучайным попутчикам карты Таро, предвещая близкую смерть. Варианты развития событий — это лишь фантазии об иных возможных линиях судьбы. Однако истинная значимость хитрой улыбки Шрека будет оценена по достоинству лишь в самом конце. Завершение этой истории должно было быть действительно шокирующим. И у авторов это получилось на славу. Лента ныне является безусловной классикой и эталоном стиля.
Мозговитые растения, вампирские интриги, вуду-джаз и обезьяна-художник
В купе поезда собирается шесть человек. Один из них, представившийся как Шандор Шрек (фамилию следует переводить как 'Terror', замечает он одному из спутников), доктор метафизики, роняет колоду Таро. Остальные (за исключением одного чопорного джентльмена, считающего это и суеверием, и мошенничеством) выражают интерес к картам; доктор Шрек объясняет, что у человека две судьбы, обычная и мистическая, и карты тянутся ко второй, и соглашается погадать, но просит отнестись к этому серьёзно. Итак... Один из них, продавший недавно родовое поместье, вернётся туда, когда купившая его вдова решит провести перепланировку и обсудить это с бывшим хозяином. Обследуя по её просьбе фундамент он находит саркофаг оборотня, некогда объявившего, что этот дом его и что однажды он вернётся, а его место в гробу займёт хозяин дома. Конечно, стоит герою отвернуться, как гроб открывается, и его обитатель ускользает в ночную тьму... Другой возвращается из отпуска и обнаруживает на стене дома плющ. Когда он пытается избавиться от сорняка, плющ выбивает у него секатор. Друг-ботаник выдвигает предположение, что это новая ступень эволюции растений. Пока он изучает под микроскопом растительный мозг в листьях, плющ, понявший, что его раскрыли, душит учёного... Музыкант отправляется с оркестром на остров Паити, где местный коллега рассказывает ему про обряды вуду, но не советует пытаться на них посмотреть - вторжения на священную церемонию не простят ни аборигены, ни боги. Однако джазмен, привлечённый упоминанием о 'почти голых девушках' (что характерно, девушки на церемонии оказываются вполне одетыми - виной всему кодекс Хейса?), всё же подглядывает за священными танцами и записывает мелодию. Вернувшись на континент, он исполняет её в своей интерпретации, и ресторан, где он выступает, разносит шквальный ветер. Но это не останавливает почему-то самоуверенного музыканта... Наконец, соглашается попытать судьбу и скептик - он искусствовед и знаменитый критик. Однажды художнику, которого он унижал с особенным удовольствием, удаётся публично выставить его дураком. Промаявшись несколько дней, критик в припадке гнева переезжает обидчика на машине, и художник теряет правую руку - а затем кончает с собой. После этого ампутированная рука начинает преследовать критика... Последний пассажир приезжает домой с невестой из Франции. Вскоре после этого к нему обращается ребёнок, без видимых причин демонстрирующий симптомы потери крови. Коллега героя, заметив следы на шее мальчика, готов поверить, что это - дело клыков вампира, и вскоре изобличает француженку... Получивших столь мрачные предсказания путешественников вскоре ожидает и ещё один неприятный сюрприз, о котором, полагаю, несложно догадаться.
В смысле качества съёмки фильм очень неровный. Спецэффекты порой неплохи - например, ползающая рука впечатляет, но чаще - просто кошмарны в плохом смысле (например, каждая сцена с летучей мышью вызывала у меня приступы хохота). Порой монтаж или операторская работа радуют, но большей частью они довольно невзрачные и, что много хуже, дешёвые на вид. Вообще фильм чисто эстетически выглядит так, будто снят на сдачу с какого-то другого, успешного кино, и это (не сам бюджет, но такое впечатление) очень, очень нехорошо. Актёры честно работают с тем, что им дали (вы уже могли догадаться, что это не самый гениальный из вообразимых сценариев), но хоть какое-то впечатление производят только Кристофер Ли и Питер Кашинг, да, возможно, Макс Адриан, и все скорее благодаря характерной внешности, если быть честным. Возможно, всё это задумывалось как своего рода пародия - по крайней мере, иронии 'Дом ужасов...' точно не чужд - иронии в стиле 'Баек из склепа', особенно ранних. Но если это и пародия, то фильм всё равно не смотрится - тогда уж стоило бы или идти в трэше до конца, или всё-таки написать сценарий получше.
Интерес к киноанаталогиям ужасов, любовь к Кристоферу Ли или желание включить что-то потешное в качестве кинофона для попкорновой вечеринки могут стать причинами для просмотра 'Дома ужасов доктора Террора', но обязательным я его никак не назвал бы.