Только что избранный Папа Римский в гражданской одежде сбегает из Ватикана, чтобы почувствовать воздух свободы и понять, чего хочет он сам, и что клетка, хотя и золотая, но все же клетка.
Оказавшись в любимой главным героем стихии театра, плавно перетекающим в жизнь, он так и не решается сыграть главную роль на этой огромной сцене, хотя всю жизнь мечтал об актерской карьере. Но ведь еще Шекспир говорил знаменитые слова о театре жизни, и только немногие люди отваживаются не играть с этой драгоценной игрушкой.
Есть над чем подумать – много планов при внешней легкости и ироничности подачи: кардиналы (играющие в волейбол, принимающие сильные успокоительные, играющие в карты, мечтающие о капучино с пенкой), не желающие быть избранными папой – это как солдат, не мечтающий стать генералом – но чего только в жизни не бывает – а в кино и подавно.
Режиссер-агностик ненавязчиво намекает на потерю Западом смыслов и веры, и тут не поможет прославленный психоанализ и лучший психоаналитик.
В любом обществе есть опасность и соблазн заменить содержание формой, но, может быть. обратившись на Восток, к русской культуре, выросшей на твердой почве православия, поисков правды и истины, для него еще не все потеряно?
Радует в этой трагикомедии то, что наш Чехов, оказывается, не смотря ни на что, понятен и любим и европейцами.
После смерти Папы Римского, понтификат которого был долог и славен, собирается новый конклав с целью избрать нового главу Римско-католической церкви. После нескольких баллотировок без явного фаворита члены Коллегии Кардиналов решают избрать Мельвиля, в качестве компромиссного кандидата. Для завершения процедуры выборов новоиспеченному Папе остается только выйти на балкон Собора Святого Петра и благословить верующих, но Мельвиль не может выйти к верующим из-за приступа панической атаки. Его осматривает врач, но заметных отклонения в физическом здоровье не видит и кардиналы решаются обратиться к помощи психоаналитика. Сеанс не дает никаких результатов из-за строгого ограничения тематики вопросов и присутствия кардиналов при встрече Мельвиля и психоаналитика. Пресс-секретарь Ватикана решается на тайный выезд Мельвиля в Рим на прием к другому психоаналитику, надеясь что сеанс «тет-а-тет» сможет помочь новоиспеченному Папе. Встреча опять не дает видимых результатов, но случается невероятное – побег Мельвиля. Перепуганный пресс-секретарь ничего не говорит кардиналам, наспех сочиняя, что «Папа молится в своих апартаментах и скоро выступит перед верующими»…
В последнее время Католическая церковь является постоянной мишенью для насмешек и нападок, священники и кардиналы часто оказываются замешанными в скандалах, многие положения католического вероучения кажутся безнадежно устаревшими. И деятели из всех видов искусств не упускали возможности покритиковать или высмеять Католическую церковь, и примеров можно найти множество: «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, «Золотой век» Луиса Бунюэля и т.д.
Но данный фильм Нанни Моретти не является злой сатирой, автор не ставит своей целью опровергнуть или поставить под сомнения какие-либо догматы католицизма, это скорее трагикомедия об ужасе маленького человека.
И этими «маленькими людьми» является в данной картине все кардиналы и очень показательна в этом плане сцена баллотировок во время конклава. Зритель, посмотревший сериал «Борджиа», знакомый из газет или документальных фильм с финансовыми скандалами «Банка Ватикана» или читавший про Католическую церковь Средневековья, будет ожидать закулисных интриг, подкупа кардиналов, угроз, но тут его постигнет разочарование, в этом фильме все кардиналы просят Бога: «Господи, только не меня». Высшие духовные лица в данном фильме отнюдь не алчущие власти коршуны, а простые старички, мечтающие «о лучших в Риме пончиках с заварным кремом».
Также автор высмеял психотерапию, которую на Западе считают панацеей от всех проблем. Психотерапевт, мастерски сыгранный Нанни Моретти, начинает искать причины панической атаки Мельвиля в его снах, а другой психоаналитик, бывшая жена персонажа Моретти и ушедшая к другому психоаналитику, считает источником всех бед человеческих недостаток родительского внимания. И устами одного из кардиналов автор задает герою Моретти колкий вопрос: «А нужно ли такое огромное количество психотерапевтов?».
Но не нужно забывать, что данный фильм лишь частично является комедией, в нем есть и доля трагизма. И чтобы выразить эту долю трагизма, автор применяет столь любимые европейскими режиссерами чеховские мотивы. И Мельвиль, бесподобно сыгранный Мишелем Пикколи, является чеховским героем, перекликающийся с Тригориным из «Чайки». Новоиспеченный Папа меньше всего хотел быть избранным на высшую должность и вообще он подался в духовный сан из-за заваленного в молодости прослушивания в театральную школу и до сих пор может цитировать наизусть Чехова. Но в результате слабости других кардиналов Мельвиль оказался перед сложной моральной дилеммой – либо исполнить долг перед верующими, который для него непосилен, либо исчезнуть совсем и заниматься любимым делом.
В заключение хочется сказать, что получилась неплохая трагикомедия с бесподобным Мишелем Пикколи, не растерявшим свой актерский талант в 87 лет, и она достойна просмотра, но «У нас есть Папа» никак нельзя назвать шедевром.
Мягкий, трогательный фильм рассказывающий о небольшом размышлении, которое увлекает нового Понтифика. На три дня он пропадает из поля зрения всех решает облачиться в мирскую одежду. Он пытается осмыслить произошедшее и найти в себе силы. Такая нехитрая завязка переходит в трогательное изображение значительных событий для многих верующих.
В этом фильме не будет особой интриги или визуальных красот. Милая история посвящена восхищения католическими институтами. А почему бы и нет? Известная на весь мир атрибутика, нестареющий Мишель Пикколи, чемпионат мира по волейболу среди священников - все это не вытягивает фильм, но создает вполне благожелательную атмосферу. Другое дело, что конструктивизм этой атмосферы никак не может позволить мне поставить фильму более низкую оценку и сменить цвет рецензии.
Хотя, это творение Нанни Моретти никак не назовешь оригинальным. У меня создалось впечатление, что основная идея заимствована из небольшой сценарной линии гениальной ленты Майкла Андерсона 'Башмаки рыбака' 1968 года. Несмотря на свою непризнанность, эта лента для меня является шедевром. А любые сравнения идут совсем не в пользу итальянской ленты.
В качестве дополнения, позволю себе немного пофантазировать. Вот только представьте, как повысилась бы смотрибельность фильма, если бы небольшие роли священников сыграли Марчелло Липпи, Эрик Кантона и Фабио Капелло. Знаменитости вполне смогли бы выразить на экране смирение, а для многих зрителей их участие стало бы приятным бонусом.
В новой работе частого призера главных кинофестивалей Нанни Моретти (Nanni Moretti) рассказывается о Папе Римском, который вдруг испугался возложенной на него миссии и ненадолго сбежал в мирскую суету – сразу после назначения, так и не появившись на балконе для официального приветствия /болельщиков/ верующих.
Вероятно, сверхзадачей режиссера было показать тяготы принятия церковного трона (который многим кажется слишком мягким) и разглядеть под маской священнослужителя то человеческое, что никому не чуждо.
Вопросы поставлены глобальные, персона выбрана знаменитая, заглянем же в темные коридоры Ватикана, где под золотыми фресками почтенные старцы, подобрав багряные юбки, разыгрывают Божественную Комедию, не забывая про волейбол.
Папу изображает Мишель Пиколли (Michel Piccoli) - крепкий, 86 летний мужчина с мудрым лицом и подозрительно белозубой улыбкой и делает это совершенно удивительно: его скованная мимика и потерянные глаза рассказывают больше, чем путаная болтовня приглашенного психоаналитика и церковных вельмож. Но это не глаза понтифика – он обычный человек, который всегда мечтал стать актером, ездить на гастроли, притворяться на сцене… не сложилось. В пышном убранстве трудно дышать и, несмотря на искреннюю веру, новый глава сбегает от паствы и пытается разобраться в себе. Он мягок и безучастен ко всему – тем неожиданнее видеть его кричащим, нервным стариком, слишком робким, чтобы сразу настоять на своем. К сожалению, в фильме его до странности мало. Примерно половина действия отдана церемониалу, быту священников и попыткам Ватикана скрыть текущие проблемы. Вместо психологической драмы мы получаем экскурсию для туристов и пресс-релизы для отвода глаз.
Религиозность здесь подана беззлобно, буднично и даже смешно. Разодетые в тюль и прах кардиналы по-детски радуются и умиленно шебечут: «Папа!Папа!» Только что это был один из них, а теперь – уже избранный Богом (большинством голосов) монарх Святого Престола. Совершенно на пустом месте раздувается культ личности: ему аплодируют, поют, славословят. Он для них теперь супергерой и волшебник, «первый и последний слуга Господа на земле», как говорит о нем «компетентное лицо с бородой» в телевизоре. Его переспросят:
- И что из этого следует? - и тот сконфужено ответит, что не знает – просто импровизировал…
Сочиться елеем хорошо, когда спектакль разыгран по нотам – сгодится любой трюизм, декорации отвлекают от смысла. Без главного игрока все рушится, поэтому чересчур задумчивого Папу умоляют вернуться. Пока его нет, публику развлекают пузатой тенью в святейшеских окнах, но обман не может длиться вечно.
Заметьте: я не раскрываю сюжетные повороты – лишь то, о чем заявлено в трейлере, но сюрпризов будет немного. У меня складывается ощущение, что в кино стали все реже снимать хорошие, внятные истории, зато море демагогии и резонерства. Слишком в лоб или абсолютно по лбу. Конечно, найдутся искатели скрытых смыслов и фанаты духовных десертов, которые сумеют выжать из папских сомнений сок благочестия…
Тем не менее, что он за человек - мы не узнаем, о чем хотел сказать режиссер - непонятно. Зачем Моретти вообще влез в собственный фильм с бестолковой ролью психоаналитика, если по делу он говорил три минуты и все оставшееся время играл с кардиналами в карты и мячик?
Когда «папа выбирает маму», а «мама выбирает папу» не плохо бы подумать
Посмотрел фильм. Остались грустные впечатления. Нет, недостатков в изложении сюжетной линии, тем более в актёрской игре, я, как зритель, не заметил. Да, и звёздный состав этого не предполагал. Кто старше 30 лет и родился в России, тот безусловно знает легендарного Ежи Штура. А если и незнакомо имя, то характерные персонажи прочно впечатались в сознание, благодаря искусно сыгранным ролям и ярким образам героев. Одно только «Дежа вю» чего стоит! То же самое можно сказать о Мишеле Пикколи. В основном люди интересующиеся историей европейского кинематографа скажут о ком идёт речь, услышав его фамилию. Но число признающих талант мастера заметно прибавится при упоминании ленты «Большая Жратва». Кто не улыбнётся вспомнив оттуда эпизод с фортепианным пассажем и диареей?
Жалко, что не всегда находится место в современной киноиндустрии постаревшим героям. Не вина мастеров, по крайней мере в данной ленте, того что мы видим на экране. «У нас есть папа» насквозь надуманное и искусственное повествование. Признаться хорошо показанное. Но, несмотря на все старания режиссёра, отдельные фрагменты добрых сентиментальных сцен никак не перекрывают общего впечатления от натянутости и неестественности сюжета. Отчего фильм может остаться в памяти, но никак не способен задеть струны в сердце зрителя. Никто не хочет быть папой? Не верю. А что у многих появиться желание сбежать, как Понтифик из папского дворца, от экрана во время первых минут просмотра, верю вполне. Мне показанный здесь католический конклав чем-то напомнил Евровидение. Ну, не могу всерьёз воспринимать мужика в вечернем платье с женским макияжем и бородой. Точка. А здесь авторы по-моему делают то же самое. Я не сторонник сексизма, но сторонник хорошего кино. Если что. Когда «папа выбирает маму», а «мама выбирает папу» не плохо бы подумать. А взявшись снимать об этом фильм, тем более комедию, неплохо бы подумать об этом вдвойне. Всё-таки Нанни Моретти — не зачёт! Только моя «удалённость» от европейской ментальности и высококлассная работа киногруппы позволяет мне поставить нейтральную оценку фильму.
Первые минут пятнадцать обещали интересный фильм - ирония по отношению к ватиканским играм, съемки собственно в Ватикане, Пикколи конечно. Увы, дальше фильм свернул к чему-то в жанровом смысле тяжело определяемому, но с преобладанием мягкой сентиментальности. Право, есть что-то глубоко порочное в съемках умиляющихся миру великих старцах кинематографа перед их неизбежным уходом. Как Мастроянни в фильме Торнаторе 'У них все хорошо', так и здесь Пикколи мягко улыбаются и щурят слезящиеся глаза, получают аплодисменты( за карьеру в основном).
Большой актер Пикколи с совершенно фантастической актерской карьерой( которой не было у мало уступающих ему Монтана и Нуаре), начиная примерно со 'Ста ночей Симона Синема' превратился в живой памятник себе, появляясь то с Годаром то мельком у Иоселиани. Даже и в силу возраста и физических ограничений ждать особо от него ничего актерского не приходится - но дома не сидится и в силу деликатности он излишне часто откликается на зазывы, даря свое имя и внешность. Фильм Моретти не то, чтобы ирония, а умиление всему. Апогеем авторской манеры являются сцены игры стариков в кардинальских одеждах в волейбол - все умиляются, но чего в этом особенно значимого или интересного? Легкая ирония по отношению к нравам Ватикана особенно слащаво смотрится например рядом с 'Аудиенцией' Марко Феррери, у которого так удачно играл именно Пикколи.