К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Семейная хроника» - экранизация Дзурлини романа В. Пратолини, осуществленная весьма скромными художественными средствами. Камерность рассказываемой истории вступает в противоречие с названием, предполагающим эпос: предпочитая долгие общие планы, продолжительные эпизоды с минимумом персонажей, режиссер создает произведение, резко контрастирующее с густонаселенными, насыщенными неожиданными ситуациями итальянскими картинами.

Во многом, ориентируясь на Антониони, Дзурлини порой злоупотребляет молчанием, слишком много пряча в подтекст, в то же время, по мере развития повествования характеры раскрываются полнее, эмоциональная сдержанность персонажей уступает место взрывам негодования и раздражения. Построив картину вокруг истории сложных отношений двух братьев, режиссер противопоставляет два типа личности: надломленность и разочарование в жизни Энрико – юношеской восторженности и беззащитности Лоренцо.

Практически полностью удалив из нарратива исторический фон, напоминающий о себе лишь редкими деталями, Дзурлини сосредотачивается на анализе переплетения любви и зависти, осуждения и сочувствия, пронизывающих отношения братьев. Лишь в эпизодах в больнице история приобретает подлинную трагическую глубину, неприятие смерти выражено в них с завораживающей искренностью, вместе с тем, в них раскрепощается и актерская игра, избавленная от необходимости прятать эмоциональные реакции персонажей.

Создавая частную историю, Дзурлини почти по-экзистенциалистки (в духе фильмов И. Аллегре) высказывается на тему обреченности жизни, мечтаний и планов молодости. Используя прекрасное музыкальное сопровождение, созданное Гоффредо Петрасси, режиссер усиливает драматизм внешне обыденных сцен. Мастроянни работает в свойственной ему динамичной исполнительской манере, позволяющей ему правдоподобно играть надломленных жизнью, одиноких интеллигентов, одним взглядом он может передать боль не только личную, но и общечеловеческую, делая конкретный образ символом человека ХХ века.

Задача Ж. Перрена была гораздо уже: ему требовалось создать персонаж, ограниченный возрастом и скудным жизненным опытом, но полный надежд на будущее, с чем он справился весьма удачно (сложное развитие этого героя от воодушевления к разочарованию станет драматургически узлом «Пустыни Тартари», последнего фильма Дзурлини, где Перрен играет главную роль). В целом, «Семейная хроника» не лишена недостатков формального характера: замедленный ритм, излишне сухая актерская игра (за исключением сцен в больнице), изолированность рассказываемой истории от исторического контекста, но моменты подлинного драматизма искупают их все, ведь для итальянского кино столь редки такие вдумчивые, интеллигентные размышления о жизни и смерти, к которым принадлежит и «Семейная хроника».

31 декабря 2015 | 22:07
  • тип рецензии:

Пожалуй, одна из лучших ролей Мастроянни. Если не обращать внимание на музыку и некоторые несущественные недостатки, то фильм очень хорош, и тем не менее очевидно, что именно Мастроянни его определяет, можно даже сказать тащит. Замечательная работа Перрена тускнеет рядом с харизмой Мастроянни.

Слишком навязчивое использование музыки. Вот начало картины, еще совершенно неясны характеры персонажей и их связи, герой Мастроянни получает сообщение о смерти брата, после чего следуют кадры движения Мастроянни по улице, чрезмерно патетический и затянутый крупный план возле стены, кадры в комнате - на протяжении этих кадров идет настоящее изнасилование музыкой - нескладная и грубая попытка эмоционального воздействия на зрителя, его вовлечения, и что еще очень важно - несвоевременная, т. к. зритель ещё не готов сопереживать - грубо говоря: он не знает этих людей и их отношения. И далее на протяжении всего фильма музыка продолжает резать уши каким-то корявым ножом, музыки слишком много и она не соответствует, нарушает гармонию, отвлекает внимание и т.д.

Есть некоторые проблемы с подачей материала, в первую очередь с текстовым. При том, что используется ещё и закадровый голос остается ощущение некоторой невнятности материала и его излишней литературности.

8 из 10

16 августа 2017 | 02:42
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: