В Вилларибо и Виллабаджо снова праздник: снимают кино. Но пока в Виллабаджо отмывают противный противень, в Вилларибе уже вовсю готовят реквизит для съемок. Четверо актеров изображают своих тезок, зажравшихся мелочных буржуа, решивших продолжить славные традиции патрициев, возведя их в абсолют. То есть, в прямом смысле наесться до смерти. Автор сценария, убей себя об торт! Практически весь немаленький хронометраж состоит из сцен обжираловки, еще раз обжираловки, подготовки к обжираловке, обсуждения её самой и газов в результате несварения. Такая вот эстетика. Как говорят сами герои — четыре благородных бургундца собрались на гурманскую конференцию. Мероприятие чревоугодия усугубляется еще и похотью, ради которой вызываются кентервильские девушки легкого поведения. Но участь их незавидна: они подлежат замене одной мадамой рубенсовских идеалов аналогичного невесомого поведения (только бескорыстного) и готовой разделить обед с каждым, пока ужин не разлучит их. Говоря обыденным языком: нормально мужики посидели, культурно.
Один сын верного турецко-подданного предупреждал: «Не делайте из еды культа!» Предупреждению не вняли, а зря. Мешанина кадров позиционируется эпатажной демонстрацией мерзостей чревоугодия, однако переплюнуть доктора Ганнибала Лектера ей не удается. Подобный поворот мог бы стать вершиной падения во грех (или низиной, если хотите) и достойно завершить буйство умеренного неадеквата. Ведь спустя сорок лет, когда от тысяч фотографий обнаженных девушек и видеороликов шокирующе-отвратительного содержания удерживает не мораль, а банальное опасение подхватить компьютерный вирус, только поедание себе подобных может вызвать какое-то порицание. Увы, но проверка временем сделала ленту неактуальной: святой Грааль офисного планктона — Пятница, — видел и не такое грехопадение, а туристическая мантра «all inclusive» вкупе с русскими активно отдыхающими гражданами (из Тагила, к примеру) вообще возводит показанное в жизненную норму.
Есть мнение, что в фильме продемонстрирована сатира на вечно голодное общество потребления. Но ведь общество потребления потребляет не столько пищу, сколько предметы роскоши, зачастую ненужные и излишние. С галерки подсказывают, что дом полон дорогих и безвкусных вещей, что как бы символизирует. Позвольте парировать: это вещи хозяина дома, отца Филиппа. К самому Филиппу (равнодушно принимающему дар китайского консула) и персонажам они не имеют никакого отношения, никак не раскрывая их характеры и лишь очерчивая безликие функции — безвольная тряпка, мачо, творческая натура и широкий специалист узкого профиля. Да, изредка Мишель настучит на клавишах пианино мелодию, Марчелло в гараже любуется скоростной «бугатти», восхищаясь конструктором, но это и все. Мелкие мазки на фоне общей мазни. Может, потому и имена героев созвучны с именами актеров: мол, это не история, тут ничего нет всерьез, лишь фарс и кураж?
Ко всему прочему, в фильме ничего не говорится о героях. Небольшие презентации в начале, представляющие не столько персонажей, сколько изображаемые ими стереотипы, и все. Что сподвигло их на кухонное геройство? В чем кроется смысл высмеивания? Просто продемонстрировать какая это мерзость? Ладно, в голодные послевоенные годы (или лихие 90-ые, что кому-то ближе), еще можно проникнуться классовой ненавистью к портящим продукты представителям высшего сословия, но какая уж тут сатира, когда «кровь стынет в волосах и ноги сами сжимаются в кулак»? И мораль — где она? Или мы имеет просто показать ради «показать»? Бессмысленное занятие, зацикленная самоцель, бунт во имя бунта. В конце концов, увеличить плотность отвращающей мерзости на единицу времени можно набрав на роли людей с чрезмерным ожирением, несмотря на проблемы со здоровьем, не отказывающихся от обильной жратвы. Тогда бы и финал был бы логичным, и цель осмысленной, и мораль ясной.
Некоторые могут подметить, что сюжет есть ничто иное как аллюзия на современную жизнь. Непрерывная погоня за едой в тоскливом ожидании смерти. Уныло, но жизненно. И лишь персонаж Марчелло, любитель азарта, больших скоростей и привычки брать от жизни все, не желает мириться с таким овощеподобным раскладом и бросает друзей ради погони за мечтой. Но судьбу не проведешь, а от сценария не убежишь даже на винтажном спортивном болиде. Остальные даже не рыпаются, покорно ожидая участи, которую сами же себе и избрали, не в силах найти цели в бессмысленных жизнях и достойного занятия в качестве лекарства от надуманной скуки.
Как тут не вспомнить мсье Паниковского: «Жалкие, ничтожные личности…»
Я хожу по комнатам мёртвых, по улицам мёртвых, городам мёртвых - людей без глаз, без голов; людей с фабричными чувствами и стандартными реакциями; людей с газетными мозгами, телевизионными душами и школьными идеалами.
Этот удивительный рассвет, который прямо сейчас растекается сквозь пальцы... Старинный дом переполненный всевозможными историями еще спит и не подает никаких признаков недавней трагедии четырех закадычных друзей решивших на некоторое время попросту отдохнуть от мирских сует. Отдохнуть ли? Об этом знает только сам дом и, пожалуй, несколько второстепенных персонажей. Пролог для всякого зрителя знаменует эпилог для персонажа. И все что остается зрителю – это незаметно приоткрыть старую дверь, которая приведет его на кухню...
Марчелло, Мишель, Филипп и Уго с неподдельной радостью встретят вас там. Только посмотрите на этот стол! Жратвы так много, что можно прокормить целый квартал в течение недели! Закуски и всевозможные супы служат лишь в качестве легкого аперитива. Все остальное же будет немного позже. Подождите и заодно послушайте, как Мишель будет петь старую песню для коровьей головы. Через несколько часов должны подъехать летние бабочки и в качестве особого блюда – местная учительница младших классов также пообещала посетить нашу скромную обитель. Все будет хорошо! Наверное…
Марко Феррери снял удивительно правдивое кино о существах, которые пожирают сами себя в отчаянной попытке хотя бы на одно краткое мгновение позабыть о прошлом и будущем. В их распоряжении только настоящее и все его неподдельные радости. Нет, не радости. Искренние, животные желания и в этот единственный раз их можно будет воплотить в реальность. «Большая жратва» - это вкусный, пошлый и местами чересчур откровенный фильм, который показывает самые известные, и будем честны – основные пороки человечества. Уникальный отблеск реальной жизни на озере всех мыслимых фантазий и преувеличений, которые Феррери выставил на обозрение зрителю для достижения нужного эффекта.
Это история о внешне успешных и самодостаточных подобиях людей коим не хватило банальной смелости для более быстрого и надежного способа навсегда покончить с собственным жалким существованием. Гротескные, фальшивые правила общественных приличий со временем покинут главных персонажей. Недоуменно покачав головой уйдут и шлюхи прихватив с собой значительную сумму. Останется только учительница младших классов, море всевозможной жратвы и печальные воспоминания. С каждой новой главой разваливается на части старинный дом, как и последние остатки здравого смысла. Карикатурные, жуткие и, конечно же, последние часы перед рассветом знаменуют собой вышеуказанный пролог для зрителя обыкновенного. Все на свои места! И не забудьте поросенка! Спектакль, повесть, история или исповедь. Как ни называй этот фильм, но он должен пройти сквозь всякого человека решившегося на его просмотр. Вновь собираем этот чертов дом! И что там насчет Бугатти? Сумели починить эту развалюху? Значит мы все готовы. Будем ждать следующего скрипа этой кухонной двери…