К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Мне, увы, не пришлось держать в руках издание книги Орсона Скотта Карда «Игра Эндера» и с литературным источником я не знакома. Но, на мой взгляд, такие престижные премии в области научной фантастики как премия «Ньюбела» и премия «Хьюго» просто так не выдают. Это уже априори говорит о качестве того материала, который оказался в руках кинематографистов. Фильмы, в основе которых лежит любой художественный текст – это уже хорошая вещь [но исключения везде бывают, само собой]. И «Игра Эндера», бесспорно, хорошее качественное кино. Скорее всего, оно могло быть и лучше. Но фильм ценен моралью и идеей, а лично для меня это знак того, что сия лента попадает в категорию «must see».

В этой картине за слоями фантастики и нагромождениями космических кораблей кроется обычная человеческая психология, вопросы общечеловеческой морали и гуманный посыл ко всем людям. Этим фильм и хорош. Тот, кто считает, что раз в «Игре Эндера» центральные персонажи дети, то значит и кино детское, глубоко заблуждается. Фильм поднимает совсем не детские вопросы. Он ставит героев перед выбором, он показывает психо-эмоциональный рост главного персонажа, ломку идеалов и ценностей, убийственную систему, в которой человек всего лишь винтик. Возможно, какие-то сюжетные ходы наивны, а речь персонажей звучит слишком идеалистически, но все это мелкие огрехи, потому что идея мощная и глобальная. И автор очень ярко демонстрирует нам последствия антигуманной политики, последствия большого механизма лжи. Кино проповедует добро. И за это его стоит любить. Война ужасна по природе своей. Ужасно, когда ломаются и калечатся судьбы, когда совершается геноцид. И ужаснее всего, когда такие вещи происходят из-за простого недопонимания. Война – это крайняя мера. Кульминация фильма так и вопит об этом, как и глаза Эндера, полные боли и отвращения к самому себе и к окружающим людям.

Сюжет местами провисает. О некой доли наивности я уже говорила выше. Помимо нее придраться можно к тотальной гениальности Эндера во всех вопросах. Просто чудо-ребенок. Но я придираться не буду, ибо мир, в котором мы с вами живем, может являть на свет вундеркиндов. Их мало. Они единичны. Но они созданы для того, чтобы быть не такими как все. И у этой медали есть обратная сторона, которую герой познает на себе.

Фильм не идеален. Какие-то диалоги кажутся лишними и ненужными, иногда пафоса становится слишком много на одну минуту хронометража, слишком много громких слов и выразительных взглядов. Но сама идея и тот посыл, что она в себе содержит, утягивает это кино наверх, и никакой балласт в виде не совсем удачных диалогов или скучных сцен не утянет фильм вниз. Этим лента и хороша. Она заставляет думать, заставляет задуматься и осмыслить, в каком мире мы живем, метафорично рассказывает нам о том, что мы есть, о выборе, который совершает каждый в своей жизни, а потом живет с этим выбором.

Аса Баттерфилд мне очень нравится. Необычный парень. Взгляд у него глубокий и вместе с тем пугающий. Он может далеко пойти – все задатки для этого имеются. И в «Игре Эндера» он не то, что не потерялся на фоне такого титана кино как Харрисон Форд, а, возможно, даже был ярче, но совершенно точно на одном уровне. Форд играет с блеском и с силой. Впрочем, по-иному он давно не умеет. Хейли Стайнфелд и Эбигейл Бреслин – две очаровательные девушки, которые слишком быстро растут. Они прибавили фильму теплоты. И понравился Бен Кингсли. Харизматичен как всегда. Хотя я не уверена, что татуировка на лице все же была нужна. Смотрится несколько карикатурно.

В наш прогрессивный век зрителя сложно удивить спецэффектами. В этом фильме размах и грандиозность космического флота поражают воображение. Но мы видели и покруче. С визуальной точки зрения фильм красив и даже роскошен. Космос, космические корабли, космические станции – это впечатляет. Качественно сделано. И радует, что фильм берет не только обложкой, но и содержанием.

«Игра Эндера» определенно найдет своего зрителя. Им могут стать как поклонники книги, так и люди, что любят качественную фантастику. Гуманистическое кино в наш техногенный век – это даже какое-то редкое явление. Фильм проповедует мир тогда, когда все так любят воевать. Побольше бы Земле таких людей как Эндер. И нет, не гениальных, а понимающих и осознающих, знанием обладающих. Именно в этом заключается сила этого мальчика, а отнюдь не в его гениальности.

31 октября 2013 | 20:20
  • тип рецензии:

Человечеству в очередной раз потребовался супергерой, суперчеловек, к которому обращены надежды на сохранение цивилизации, и, не моля Бога, оно решило само воспитать себе спасителя, создав космическую академию, куда забрасывали протестированных курсантов, заглянув предварительно к ним не в душу, но в мозг.

Некоторые нерадивые комментаторы, торопясь успеть с заметкой в номер, не утруждая себя просмотром самой картины, поспешили пересказать сюжет легендарной книги Орсона Скотт-Карда, ложно полагая, что тот, будучи сценаристом, перенесёт её на экран один к одному. Правда же состоит в том, что автор купировал своё произведение, оставив за рамками фильма сетевой проект брата и сестры Эндера, устроивших блоггерскую игру с сознанием землян, пока из главного героя вытравливали человеческое.

Нравственный аспект воспитания занял центральное место в истории становления личности, чьей миссией должно было стать сокрушение цивилизации, командование несметными войсками на звёздном поле межгалактических сражений, на пути к которым ребёнок превращается в юношу, а мальчик становится командиром армады, оттачивая стратегию в условных боях условных команд, перед которыми стоят условные цели, к которым ведут условные потери, и поэтому никто не вспоминает о ценности средств.

Эта условность может стать серьёзным разочарованием, обманывая тинейджерские ожидания ожесточённых баттлов с вихрем полётов и ураганом штурмующих бастионы стрельб, но останется в памяти несколькими головокружительными атаками, когда отряды сходятся в стремительно вращающейся светящейся среде, куда, как в воронку, затягиваются взгляды зрителей, предвкушающих сокрушительный и победоносный удар.

Однако, каждый следующий день Эндера – это лишь новая партия, состоящая из одних и тех же фигур, где его задача состоит в том, чтобы дать ответ на всё новый вызов противника, побеждая, чтобы продолжить игру, замыкающуюся на наблюдательном мостике полковника Граффа (каменнолицый Харрисон Форд), чья роль вмещает в себя воспитателя, тренера и психиатра, манипулирующего сознанием вверенного ему юнца.

Нравственный аспект, составляющий основу литературного романа, целиком и полностью переносится на экран художественного произведения, отслеживающего путь физического, карьерного и интеллектуального роста главного героя, пусть здесь даже более взрослого, чем его книжный прототип, но не менее хрупкого и вдумчивого, какой представляет его исполняющий роль Эндера Виггина Аса Баттрефилд.

Взаимодействие привычных и привходящих обстоятельств в контакте собственной воли и желаний руководства приводят в движение возмущённый разум юного победителя, ставящего под сомнение свои способности, постоянно цепляясь воспоминаниями за образ своей любимой сестры, становящейся проводником гуманизма вопреки замыслу начальников, пытающихся вывернуть наизнанку принципиальность Эндера, сомневающегося в себе и во всём.

В игровом процессе роль каждого члена команды сводится к функциональному взаимодействию с командиром группы, вверяясь его воле, не показывая воли своей, а единственным, кто может спорить с начальством остаётся бескомпромиссный Эндер, сам двигающий своих подчинённых, управляя ими с оглядкой на полковника, который орудует маленьким командиром, не представляющем предначертанной ему участи великого полководца и безжалостного врага.

Поэтому не должно удивлять скромное место подчинённых Виггина, кто сознательно, а кто вынужденно скрывающихся за его неширокой спиной, оставляя лидеру место на авансцене театра военных действий, где уставший от тренинга Эндер ждёт конца игры, как избавления от долга, не догадываясь, что пребывая в заблуждении, оторвался от реальности, оставшейся где-то в звёздной дали.

В напряженном ритме игровых боёв почти нет места лирике и 'связям', лишь мельком брошенный взгляд и необычный привет товарища, деловые отношения с коллегой (впавшая в детство Хейли Стайнфелд), союзнические с сестрой (подозрительная Эбигейл Бреслин) и нечаянная ликвидация соперника (слетающий с катушек Мойзес Ариас) – эти лица вместе с неприметным бойцом по имени Бин (притаившийся Арамис Найт) служат венцом над сияющим в перекрестье взглядов Эндером, мановением руки смахивающим с пульта битые карты и открывающего новые, поджидая свой неизбежный джек-пот.

Вспоминая тщедушного соотечественника Баттерфилда адмирала Нельсона или низкорослого императора Наполеона Бонапарта многим придётся поверить в хлипкого стратега, забыв о сказках про накачанных протеинами победителей, не обижая пренебрежением телесной слабости Суворова, в котором не сомневались, потому что верили в дух.

Несломленный дух интеллектуала Асы Баттрерфилда пригодился режиссёру в момент истины, когда убийственная правда опустошает победителя, возвращая его из программной оболочки к реальности, где уже свободный от лжи наставника Эндер сам себе отвечает на вопрос, кто есть Эндер Виггин, кто сделал его, и кем он был в этой игре. Но ещё важней то, что последует после торжествующего «Game over!», потому что жизнь продолжается, надо решаться, и это вам не игра.

29 октября 2013 | 19:23
  • тип рецензии:

Орсон Скотт Кард фантаст примечательный хотя бы потому, что получал две престижнейшие премии в своей области два года подряд, чего не позволяли себе ни Артур Кларк, ни какой-нибудь Айзек Азимов. Уж не знаю, какие зерги в этом виноваты, но период моего активного увлечения подобной литературой минул, а «Игра Эндера» так и не прописалась на моей книжной полке. Что ж, кажется, появился шанс это исправить. Экранизацией романа, изданного еще в 1985, на Фабрике грез заинтересовались еще в те времена, когда спецэффекты не занимали терабайты памяти, а понятия «Дисней» и «Звездные войны» напрямую не пересекались. Автор, боявшийся за «перекраивание» своего детища сам участвовал в написании сценария и продюсировании, что, в общем-то, еще больше прибавляло интереса к дорогому фантастическому фильму по мировому бестселлеру.

Фильм «Игра Эндера» повествует о мире будущего, где человечество столкнулось с многоглазой угрозой дальнего космоса в виде расы насекомообразных пришельцев, целыми роями обрушившихся на Голубую планету. После пары особо жарких контактов земляне решили, что главной силой в борьбе с захватчиками могут стать дети, чей ум более гибок и способен к боям в условиях космической мешанины из огневых точек и юрких истребителей. Паренек Эндрю (Эндер) Виггин, с детства тренируемый в рамках военной программы, выглядит в глазах командира Граффа будущим военным гением. Поэтому его не на шутку сжимают в тисках сурового военного воспитания, стараясь сделать из него будущего Цезаря или хотя бы Наполеона. Сам же Эндрю, конечно, упорен и находчив, но вынужден бороться с внутренними демонами: жестокими наклонностями, страхом и своим сложным нравом. Со временем «игра» становится лишь серьезнее и тяжелее.

Что сразу интересно, так это то, что фильм делает упор не на экшен и эффекты, а на драму взрослеющего раньше времени ребенка. Причем, основной конфликт фильма даже не противостояние человека и пришельца (или Эндрю с местным майором Болью). Это противостояние войны (насилия) и мира, как таковых. Дети, призванные самим своим существом быть уж никак не убийцами, подготавливаются к настоящему геноциду другой расы; Эндер сталкивается с темной стороной души, потом раскаиваясь; а командующий Графф начинает символизировать образ самой войны, где главное победа, а не методы ее достижения. Фильм получился отнюдь не легким приключением, а вполне серьезным экскурсом в мир смертельного противостояния, где есть сюжетное место и сильным переживаниям и напряженным моментам. Врага бьют так, чтобы больше не поднялся. Врага, чтобы одолеть, надо понять, и уважать как учителя, но сдать экзамен у него можно лишь пройдя дорогой борьбы, ведь диплом войны алый лишь благодаря крови. Прошедший высшую школу войны Эндер оказывается неготовым к тому, чтобы пожинать плоды своей профессии, ведь плоды у насилия ужасны.

Фабула сюжета «армейский лагерь для малолетних в космосе» интересна, но некоторые штрихи вышли не особо изящны. Вернее, отсутствие тех или иных штрихов. В первую половину вполне заметна убыстренность событий, вставленных в кинохронометраж. Это касается, например, быстрых переходов Эндера между «факультетами» своего наноХогвартса. А в рамках всего фильма словно не хватает дополнительных деталей, чтобы создать полный паззл этого трепещущего мира будущего, что живет по ту сторону экрана. Обновленную Землю мы почти не видим, звездный флот показывают не долго, основные события происходят на довольно «стерильной» космобазе. Но за подобными вещами, наверное, надо обращаться к книге, да и не слишком они портят впечатление от просмотра.

Экшена, тем более действительно эффектного, не так много, а пара масштабных битв с роем пришельцев безусловно занятна, но благодаря специфике « куча на кучу», заставляет вспомнить мешанину в чьем-нибудь блендере. Графика, впрочем, очень добротная, что обязательно доставит особые ощущения всем инсектофобам в последние минуты фильма (пришельца близко покажут только в конце). В рамках проекта создателям удалось привлечь плеяду добротных актеров, которые достойно справились со своими обязанностями, будь то старая гвардия в лице Харрисона Форда (командующий Графф) или же молодое подкрепление, где в центре внимания Эйса Баттерфилд (Эндер).

В фильме нет лихих космических полетов, юмора, любовной линии. Но это едва ли недостатки для него. Он наверняка не войдет в одну линию с мастодонтами жанра и не соберет миллиард зеленых бумажек в прокате. Но картина берет не вспышками бластеров, а серьезностью; давит не на покорновое настроение, а на сюжет и драму. «Игру Эндера» посмотрят фанаты книги, а, не читавшие ее, возможно, наконец прочтут. Этот фильм способен обрести своего благодарного зрителя, и, быть может, им окажетесь как раз вы. А, быть может, уже оказались?

31 октября 2013 | 17:38
  • тип рецензии:

В последнее время все чаще и чаще на экраны стали забредать экранизации всяких-разных мировых бестселлеров, написанных скучающими домохозяйками или прочими любителями, и 'Игра Эндера', признаюсь, вначале и вызвала у меня подобные ассоциации - а все потому, что я не удосужился изначально узнать, что поставлен фильм по книге известного ( особенно в США) писателя фантаста, написанной аж в прошлом веке. Именно этот факт, о котором я узнал незадолго до премьеры, и толкнул меня на просмотр - больно уж хорошие были у первоисточника отзывы. И пусть с самой книгой я еще не знаком, но фильм мне понравился, став, наверное, главным сюрпризом 2013 года.

Вообще, картины научно-фантастического жанра - редкость, но в этом году их было уже многовато: целых три (Гравитацию язык не поднимается отнести к НФ). Это и 'Обливион' Косински, и 'После нашей эры' Смита-старшего, и 'Элизиум' Бломкампа. Но вот, если попытаться выделить лучшее их этих картин, то я скорее назову визуал, но уж точно не сюжет и смысловую составляющую - хоть она и присутствует в данных картинах. Но при этом или же идеи не доведены до ума, недокручены, или сами сюжеты полны ляпов, которые даже при учете жанра ляпами и остаются - настолько они нелепы, надуманны или притянуты за уши. Но в Эндере главное именно сюжет, сама история и те мысли, что она в себе несет: по части содержания - это чуть ли не самый умный, цельный и законченный продукт в нынешнем году. Никакого визуального выпендрежа, попсовости и глупости здесь нету, как и досадных, бросающихся в глаза ляпов.

Но картина не идеальна, ведь кино - не книга, тут важна и аудиовизуальная составляющая. И здесь она могла бы быть лучше - тот же оператор мог бы меньше увлекаться крупными планами, например. Но совершенству нет предела, да и технические недочеты спокойно оправдываются тем, что картина снята за небольшую сумму 100 млн. долларов и является независимой, а окупаются опять же сюжетом. При том кастинг проведен очень удачно - актеры справились с ролями хорошо, да и авторы смогли привлечь в свой проект и знаменитостей( Харрисон Форд, Бен Кингсли), и номинантов на известные награды даже среди молодежи( Хейли Стайнфелд, Эбигейл Бреслин). Визуально выглядит приятно и стильно, смотрится с интересом и удивляет в конце (а меня, как человека, достаточно хорошо знакомого с литературной и кинофантастикой, удивить непросто).

Есть, по хорошему, лишь две серьезные ошибки, допущенные создателями 'Игры Эндера': во-первых, рекламная компания не совсем верна, ведь по трейлеру и не скажешь, что перед нами серьезный научно-фантастический фильм, а не обычное развлекалово для подростков; во вторых - выпускать картину одновременно с Тором очень рискованно. Надеюсь лишь, что фильм окупится и мы сможем увидеть сиквел. Но даже если не сможем, то не страшно - фильм выглядит достаточно самостоятельным продуктом и кучи вопросов не вызывает. В итоге, перед нами один из лучших представителей научно-фантастического жанра, схожий скорее с такими образцами подростковой фантастики, как 'Инопланетянин' или 'Полет навигатора', чем со всякими 'Перси Джексонами'. Фильм серьезный, неглупый, и вполне подходящий для просмотра всем возрастам - даже взрослые люди смогут смотреть без тошноты.

P.S. И еще - 'Игра Эндера' в некоторых моментах схожа с Гарри Поттером и вероятно найдутся те, кто, не зная, в каком году написана литературная основа фильма (1985) будут обвинять авторов в плагиате, воровстве идей. Не надо так делать.

01 ноября 2013 | 07:32
  • тип рецензии:

То, что поначалу смотрится как диетическая калька 'Звёздного десанта', оборачивается экзистенциальной драмой с неожиданными ответами. СПОЙЛЕРЫ!! Сюжет: будущее, несколько десятилетий назад на Землю напали насекомообразные пришельцы. Их атака была героически разбита, но флот инопланетян готовится к новому выступлению. У человечества есть стратегия: армией среди населения отбираются талантливые дети и подростки, чтобы выпестовать из одного одаренного человека гениального полководца для беспрекословной победы. Некоторые уверены, что Эндер - тот самый спаситель Земли.

В фильме четыре смысловых слоя, один другого прекрасней. Для начала будущее, как и положено, предстаёт в декорациях причудливой антиутопии, где военные - 'звёзды' и герои для прочих людей. Отбор жёсткий, но каждое детское сердце стремится к тому, чтобы стать новым Спасителем. Военная структура - идеальная мегамашина, её слоган: стань винтиком, и, возможно, дослужишься до большого болта. Возможно здесь - главное слово, конкуренция бешеная, так что иерархия в 'Дьявол носит Prada' видится очередью в туалет в МакДо. Однако, впервые в кино (на моей памяти) мегамашина предстаёт в истинном свете. Добровольный вход туда - контракт с дьяволом, ты отдаёшь себя, а твой подъём - фиктивность, кошелёк на верёвочке. Если в 'Матрице' и 'Тёмном городе' мегамашина рисовалась как устройство, забирающее тебя и дающее взамен некие блага, то здесь - никаких чудес и волшебства, чистое пользование человека как объектом.

Второй - зыбкое поле пубертатной психики. Ошибка (или намеренное ослабление линии) создателей - небольшой накал в плане рефлексии. Подросток - маленькая бомба, в этот период происходят гормональные взрывы и срывы, характер подвергается адовой 'турбулентности', тут не то что наступление армии - себя контролировать невозможно. Но авторы выбирают этот возраст как основную точку становления сил. Если первая идея в 'Эндере' подана буквально, через прямую агитацию, то вторая уже заходит на территорию 'Повелителя мух', где не всё так однозначно. Фильм обращается к подростку с вопросом выбора, не предполагая аутсайдерской позиции: если ты готов к взрослой жизни, принимай взрослые решения. А также: быть взрослым больно, но это будет боль по твоим правилам.

Третий смысл я недавно оформил для себя в фразе: 'Становясь сильным, ты постепенно обретаешь величайшую уязвимость'. Эндер, добившись статуса полководца, уничтожает не только планету иной расы, он тем самым и самоуничтожается, потому что 'миссия выполнена'. Винтик, каким важным он ни был для завершённой задачи, программой удаляется. Здесь заложена мысль-бомба: большинство 'неуспешных' людей видят этот финал и отчаянно сопротивляются карьере, успеху, достижению цели. Написать роман, снять фильм, покорить Эверест, изобрести лекарство мешает маячащий впереди провал бездны - что с этим делать дальше?! Такое может разрушить до основания взрослого человека, подростка просто должно раздавить. Но в фильме рефлексия проходит под наркотиком, рейтинг - 12+.

Четвёртый смысл поднимает фильм на невероятную высоту. Пройдя через ад мегамашины, переломив себя и закончив войну, Эндер обретает миссию - посвящение себя ДРУГОМУ существу. И, хотя на этой ноте фильм заканчивается, продолжения здесь не нужно.

2013 киногод богат сюрпризами, но 'Игра Эндера' - из приятнейших. Он не безупречен: авторы хотели ублажить все возрастные группы, поэтому местами сумбурно, поверхностно, не хватает действия и драматических коллизий. Но, будь сценарий написан иначе, фильма бы не было. Это в 1997 году продюсеры могли себе позволить дать денег Верхувену на помпезный стёб - 'Звёздный десант'. Но даже с этими недостатками 'Игра Эндера' сильнее своего 'старшего брата'.

03 ноября 2013 | 02:49
  • тип рецензии:

Начну с того, что тему борьбы землян с жукоподобными, обладающей своей 'королевой-маткой' инопланетными существами открыл величайший писатель-фантаст, давно ставший классиком Роберт Хайнлайн в своём романе 'Звёздный десант', изданном ещё в 1959 году и не так давно малоуспешно зкранизированом господами из Голливуда (в смысле близости к оригиналу, с которым я хорошо знаком). А в 1985 году появляется чуть ли не под копирку списанный у живого тогда ещё мэтра роман Орсона Скотта Карда 'Игра Эндера' (сюжетная разница почти лишь в том, что у Карда курсанты почти пацаны и готовят их не для 'зубодробилки' а для интеллектуальной стратегической победы, и в том, что 'жукеры' имеют мощный звёздный флот, а у Хайнлайна, кстати, непонятно, каким образом его жуки добрались до Земли, у них ведь никакой техники не было!). Как это у писателей не дошло до 'плагиатного' судилища, мне не ведомо. Возможно, всё обошлось благодря ещё одному важному моменту-различию в романе Карда, о чем ниже.

Итак, что мы читаем у обоих писателей и видим в обоих фильмах?- Жесточайшую, безжалостную муштру новобранцев, где 'отдыхает' наша пресловутая 'дедовщина', где человек человеку волк (читай- враг, конкурент), где чудом удаётся сохранить в себе хоть что-то человеческое и найти хоть каких-то друзей... Почему? Да потому, что нам показывается, как формируется настоящая Армия Агрессора, а не Защитника! И агрессор этот всем хорошо известен- Американский Империализм! Да, с окончанием 'холодной войны' и победе в ней США (во многом благодаря нашим безмозглым правителям, а, вероятнее, просто предателям) термин 'империализм' стыдливо исчез из мирового политического лексикона. Но это не значит, что сам империализм исчез! Как говорится, как волка ни назови, он всё равно волк! Это именно американский империализм развязал войны во Вьетнаме, Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии. Его сущность, описанная Лениным (какой бы он там ни был, но он был прав!) не изменилась до сих пор, и, судя по нашему фильму, не изменится и в 'космическом' будущем. Но не все ещё души потеряны! Наш гениальный мальчик Эндер, ставший адмиралом космофлота после выполнения того, чего от него ждали, понял, что сотворил, и ужаснулся! Потому что он Гений действительно от Бога, а не от Сатаны (кого-то наподобие в фильме прекрасно играет мой любимый Харрисон Форд- то ли это Буш-младший, то ли вообще Дядя Сэм во всей красе). И когда в картине прозвучал вопрос, почему надо уничтожить жукеров, которые вообще-то на Землю с тех пор не нападали (а нападали ли на самом деле, или их чем-то спровоцировали, и они ответили?) и прозвучал однозначный ответ 'Потому что их вообще не должно быть!', я резко хотел вырубить фильм. Хорошо, что не поспешил. Гений (разум!) нашего парнишки восторжествовал: 'Я же уничтожил целую планету разумных существ! А кто-нибудь попытался их понять, поговорить с ними?' И он приступил к выполнению нормальной, человечной миссии 'дипломатия вместо канонерок'. И преуспел в ней, хоть и немного... Вот в этом и состоит ещё одно, может, главное отличие романа Карда от романа Хайнлайна. И поэтому я добавляю картине 'Игра Эндера' один балл- за, пусть и вялое, но всё-таки противодействие империализму! И ёщё. Задумайтесь, почему в обоих романах инопланетные пришельцы представлены какими-то жуткими насекомыми?- Да потому что их никому не жалко давить- как тараканов на столе... А будь они гуманоидами, похожими на нас, к примеру, с голубыми глазами, как у вашей любимой девушки? Вы бы, наверное, подумали, прежде чем спускать курок? Между тем империализм сейчас во многих странах мира запросто убивает не жуков и не гуманоидов, а людей, без разбору, правых и виноватых, с голубыми или карими глазами (а как они могут оправдаться перед беспилотником-дроном, управляемым из Лэнгли?). Неужели и в будущем ?

Вот что главное в этом фильме, господа-товарищи, а вовсе не его художественные достоинства или недостатки. Зрите в корень, и узреете всё!

8 из 10

05 ноября 2013 | 22:37
  • тип рецензии:

Несмотря на то что я еще с детства увлекаюсь творчеством писателей-фантастов, будь то Азимов или Брэдберри я опасался идти на данный фильм. И дело тут даже не столько в том что мне нравятся книги Орсона Скотта Карда и герои что действуют в них, а в том что в этом году вышло уж больно много блокбастеров-пустышек. Фильмов в которых помимо красивой обертки ничего по сути и нет. Но любопытство все же пересилило скептицизм и я пошел на просмотр сей картины, о чем как не странно не пожалел. Итак, это – «Игра Эндера».

Но начну я пожалуй с одного, но существенного недостатка. И заключается он как не странно в хронометраже. Нет, я понимаю, что несмотря на нехилый бюджет данная картина является достаточно экспериментальной и не все зрители смогут оценить увиденное по достоинству (даром что к концу картины зал опустел ровно наполовину), но давайте вспомним, пожалуй, наиболее удачную экранизацию книги – «Властелин колец» Питера Джексона. Не смотря на то что каждый из трех фильмов длился практически три часа старина Джексон не смог переложить многие события на экран. Многие фанаты все еще не простили режиссеру отсутствие Тома Бомбадила и скорей всего не простят никогда. Или еще один хорошей пример – «Игра престолов». Там на одну книгу выделили десять серий по часу каждая, но опять же многие события и герои не нашли отражения в сериале, а некоторые события были несколько переделаны дабы уложится в хронометраж. Десять часов, подумать только. «Игра Эндера» же идет сто минут и разумеется этого недостаточно чтобы должным образом раскрыть того или иного героя, продемонстрировать внутренний мир Эндера со всеми его страхами, переживаниями и надеждами, а так же показать политический строй нашей с вами родной планеты и то что люди у власти в своих решениях руководствуются далеко не благородными порывами и любовью к ближнему своему. Собственно в современном мире все точно так же, но что ж поделать если даже спустя тысячу лет правительство будет руководствуется собственной выгодой, а не всепрощением? И все же Гэвин Худ все же умудрился пройтись по всем ключевым событиям в книге. В жертву была положена логическая часть и многие вопросы, увы и ах, так и останутся без ответа. Заострять свое внимание на этих вопросах я не буду, так как это повлечет спойлеры, которых мне хотелось бы избежать, но эти вопросы есть и у зрителя что не знаком с первоисточником они могут вызвать чувство глубокого недоумения. И единственное что остается мне в этом случае предложить так это либо почитать оригинальное произведение благо ответы на все, ну или практически на все, вопросы там даны либо дождаться сиквела если таковой появится.

Теперь же что касается плюсов картины. Во-первых, это прекрасная подборка актеров, как на главные, так и на второстепенные роли. И я говорю не о Харрисоне Форде и Бене Кингсли, так как по-хорошему экранного времени у этих актеров не так уж и много, а я имею в виду юных актеров. В книгах Орсона Скотта Карда дети по большей части ведут себя как взрослые и это обусловлено многими факторами, в том числе и политическими и актеры в данной картине так же ведут и действуют себя не как подростки, а как взрослые и умудренные опытом люди. Замечу не кривляются в безуспешных попытках изобразить взрослых, а играют взрослых и порой очень легко забыть что перед тобой не взрослые и умудренные дяди и тети, а юноши и девушки у которых отобрали детство ради жуткой войны, начавшейся буквально на пустом месте. Во-вторых, это то что режиссер хоть и вскользь но все же сумел показать что же из себя представляет командованье Земли и какого оно мнения о детей что отказались от детства, семьи и друзей ради каких-то эфемерных целей. А представляют они сборище циничных товарищей, для которых дети это средство для достижения цели и то что потом психику этих самых детей придется склеивать по кусочкам это вообще никого не волнует. Вполне жизненно, да. В-третьих, это то что создателям спецэффектов удалось сделать главное. Они создали жуков, которые не вызывают стойкого чувства отвращения и желания схватить в одну руку дихлофос, а в другую гигантский тапок и показать таракану-переростку кто в доме хозяин. Жуки в этом фильме не выглядят отталкивающе и это заслуга как того, что они не покрыты стекающей слизью так и того, что в их глазах присутствует разум. Именно такими я себе и представлял «Жукеров». В-четвертых, это пусть и достаточно простоватые, но от этого не менее зрелищные бои. Да, возможно многие скажут что эпическим битвам не хватает тактики, но в этом случае я рекомендую обратиться к классики, а именно к «Звездным Войнам». Кучка истребителей против всей мощи имперского флота. Там героям тоже не хватало тактики, но они брали упорством, хитростью и изворотливостью. Так же и тут. Хитрых и многоуровневых комбинаций вы, уважаемый зритель, здесь не увидите, но зато все подано красиво и с огоньком, собственно как и положено блокбастеру.

Подводя итог, хочется сказать, что данное кино получилось ярким и красивым, с интересными героями и что немаловажно оно получилось неглупым. Единственное о чем хочу вас предупредить это все-таки экспериментальное кино и не смотря на то что оно выглядит как блокбастер оно им не является ведь тут во главе угла стоит интересная история, а никак не красивая картинка. Но если вас это не смущает, то милости прошу в кинотеатр.

7 из 10

01 ноября 2013 | 07:20
  • тип рецензии:

Данный фильм снят по ставшему уже классикой НФ одноимённому роману Орсона Скотта Карда. В главных ролях снялись заслуженный ветеран Голливуда Харрисон Форд и звезда прошлогоднего «Хранителя времени» («Хьюго») Cкорсезе Эйса Баттерфильд. Также необходимо отметить отменно сыгравшего одну из пусть второстепенных, но крайне важных ролей Бена Кингсли.

Скажу сразу, основное из книги успешно сохранено. Да, многое выкинуто за борт, в том числе и вся земная геополитика и политприбамбасы былых лет. Это правильно. Сокращена, и значительно, линия семьи Эндера. С другой же стороны, время его пребывания в стенах военной школы, наоборот, сжато чуть ли не предела. Но понять всё это можно. Беда в другом – периодически фильм просто провисает. Далее, возникают вопросы по кастингу. Тот же круглолицый негр из недавней (попытки) реинкарнации «Конана-варвара» (с Дж. Момоа) на сержанта тянет не так чтоб идеально. Сержант Зим из верховенского «Звёздного десанта» из него походя бы отбивную сделал и в наглядное пособие для учащихся превратил. Возникают и вопросы к майору-психологу. С другой же стороны, нельзя не восхищаться блистательным и великолепным Харрисоном Фордом. Суровый полковник, старикан в синем мундире, он занят важнейшим из всех дел – воспитанием. В данном конкретном случае – воспитанием героя. Героя в античном смысле этого слова. Человека, без колебаний посылающего на смерть и готовому самому при необходимости идти на неё. Воина с горячим сердцем, холодным разумом, стальным кулаком и сильной волей. Готового приказывать и подчиняться. А при нужде и искупаться в крови. Седой старший офицер, глядящий на отражение космоса в забрале скафандра… И ведь дело его правое. Потому что главное – подготовить ответ на былое вторжение инопланетной расы, стоившее жизни миллионам людей… Тут уже не до абстрактного гуманизма. Полковник выполняет свой долг – подготовить ответ Земли на внешнюю угрозу. Максимально эффективный и наиболее безопасный для землян. И он прав в этом.

Да, полковник воспитывает юного Эндера. И при этом он ломает его. Выковывает из мальчишки стального бойца… Сам же Эндер – простой мальчик. Простой, да не слишком. «просто простым» дороги в ту школу не было… Как жаль, что создатели картины так сильно сжали пространство книги, слишком уж быстро происходит становление Эндера как полководца и бойца, слишком уж убыстрено его взросление… Но всё это, однако, не мешает зрителю внимательно смотреть фильм. Да, поначалу в нём маловато драйва и экшена, зато ближе к финалу мы сможем насладиться просто эпической битвой двух космических флотов, снятой в лучших традициях «Звёздных войн», «Звёздного пути» и «Звёздного десанта».

Космическая баталия показана просто замечательно, как, кстати, очень красива была изображена и некая вольная игра, оказавшаяся на проверку с двойным дном… Но я отвлёкся, простите. Итак, сошедшиеся в яростном бою звездолёты землян и жукеров не могут не радовать взор и не восхищать сердце. Эх, любимые мною когда-то спейс-оперы Дока Смита, Гамильтона, наших Снегова и Зоричей… Это было просто невероятно красиво. Позволю себе ещё раз сказать здесь самое искреннее «браво!» Форду, которого с полным на то правом можно назвать краеугольным камнем всей этой картины. И явно большое актёрское будущее ждёт молодого Эйса Баттерфилда…

А ещё это история взросления. Взросления мальчика, ставшего достойным своего человеческого звания.

Режиссёр Гэвин Худ снял хорошее кино. Хорошее, пусть и немного неровное. Его «Игра Эндера» возымела достойную уважения дерзость встать рядом с такими в чём-то схожими с ней шедеврами жанра, как «Звёздный десант» П. Верховена, «Враг мой» В. Петерсона и «Солдат» П. Андерсона. Чтож, пусть картина Худа и не является шедевром, но внутренний стержень у этого фильма определённо есть. Достойное всёж кино.

Резюме:

Хорошая космическая фантастика. Боевая и гуманистическая одновременно. Очень даже неглупое кино.

05 ноября 2013 | 22:44
  • тип рецензии:

Больше этого фильма я, наверное, жду только 2-го Хоббита. И могу сказать, что, прочитав с удовольствием книгу, с нетерпением ждала, что и, главное, как мне покажут это всё на экране, ибо не представляла, как можно заставить 10-летнего ребёнка сыграть мучения совести, присущие взрослому человеку, как можно показать его рост, как духовный, так и в плане военного командира, как можно вообще показать в 2-часовом фильме все тактические приёмы и как, самое интересное, будут показаны сцены в тренировочной боевой комнате - с невесомостью, 'звёздами', пистолетами и чисто детской игровой смекалкой. Надо отдать должное, все мои ожидания оправдались, им был найден либо логичный способ перенесения на экране, либо вполне приемлемый приём замены одной переменной на другую.

По поводу 10-летних детей проблему решили радикально - дети в фильме старше. Эйса Баттерфилд прекрасно справился со своей ролью. Огромные глаза, симпатичная мордашка и вечное чувство сомнения в себе. Если бы Эндеру по книге было лет 15-16, то он бы выглядел именно так, а посему создатели фильма, не мудрствуя лукаво, взяли и 'увзрослили' Эндрю Виггина. Но об этом было известно давно, говорено-переговорено, так что ничего удивительного. Потрясающий парнишка играл Боба. И хоть по книге Эндер познакомился с Бобом не сразу, здесь же это знакомство выглядело вполне себе органичным. Да и остальные ребята гармонично вписались в эту команду юных гениев.

Книга 'Игра Эндера' является одним из тех произведений, которые читать очень сложно, но безумно интересно. Все эти тактики, психологическое давление и предрешённость судьбы действуют на психику, заставляя напрягать мозг и рисовать в воображении всё то, что описано в книге. Поэтому было интересно наблюдать за тем, как всё это нашло своё воплощение на экране. Могу сказать, что хоть историю становления Эндера командиром самой сильной армии драконов и упростили/укоротили донельзя, но всё же самого главного не упустили.

Очень понравились сцены в тренировочной комнате. Это на самом деле было красиво и захватывающе, особенно первый (а по фильму и последний) бой Эндера в составе армии саламандр. Сцена потрясает своей красотой, я сидела, затаив дыхание. Да и вообще, зная наперёд все события книги, всё равно чувствовала напряжение и очень сильно переживала за юного героя. Ну и финальная схватка в игровой комнате сразу с 2-мя армиями саламандр и леопардов впечатлила, честно. Я не удивилась тому, что в фильме опустили все те бесчисленные тренировки, все те бесчисленные часы за симуляторами боёв, всё то, что обдумывал Эндер за месяцы пребывания в боевой школе. Но даже опустив не всё, но очень многое, всё же главное показали: командирами становятся не сильные и крупные, желающие показать себя с лучшей стороны, а те, у кого просто нет выбора, кроме как побеждать, те, кто побеждая, вызывают зависть, восхищение и ненависть, те, удел кого одиночество.

Тренировочные битвы Эндера и его команды уже после школы сняты так, что в эти моменты я действительно пожалела, что из-за досрочного выхода 'Тора-2' этот фильм в IMAX у нас не показали.

Вообще надо отдать должное и сказать спасибо создателям фильма за сохранённую до самого конца интригу. Я перед сеансом никому не рассказала о финале, так что, можно сказать, что у моих спутников было преимущество - они не знали самого главного, что мне впечатления не испортило, но всё же интриги не создало. Даже когда вроде всё стало ясно, моя сестра никак не могла поверить в происходящее.

Единственное, чего я ожидала более подробно, это мысленной игры, в которой был тот самый великан, которого Эндер никак не мог победить. Но особо не удивилась, когда игре уделили минимум времени.

В фильме немного теряется счёт времени. Не совсем понятно, сколько прошло времени с момента появления Эндера в боевой школе до момента последней битвы, в то время как в книге прошло несколько лет, за которые Эндер успел побывать в составе чуть ли не всех армий школы, подружиться и отдалиться от всех своих друзей, позволить сестре уговорить себя лететь и спасать планету и, собственно, победить в войне. Но если учитывать, что автором сценария, а заодно и продюсером является О. С. Кард - автор одноимённой книги, то, думаю, неуместны какие-либо претензии. Если уж его всё устраивает, то те, кто читал и так всё поймут. А кто не читал, всё равно поймут, проверено на собственной сестре!

Понравилась концовка. Она отличается от книги, но всё равно сводит итог к тому, что Эндеру приходится стать голосом тех, кого нет...

10 из 10

P.S. Жаль, что фильм вышел вместе с 'Тором-2'. Рядом с таким гигантом у него просто нет шансов на коммерческий успех, а жаль.

02 ноября 2013 | 01:02
  • тип рецензии:

Увидев в кинотеатре трейлер к этому фильму, я, как любитель разнообразной космической кино-фантастики, решил обязательно посмотреть. Я не читал одноименную книгу и поэтому не буду к ней отсылаться. «Игра Эндера» стала мне интересна по следующим причинам. 1 – одну из главных ролей играет Харрисон Форд, которому скоро предстоит снова стать Ханом Соло. Вот и интересно, какой у него получится еще один космический персонаж. 2 – судя по трейлеру, у фильма хоть и несколько примитивные спецэффекты, но есть чутье на фантастику и атмосферу. 3 – символичное название, где фигурирует намек на еще одного избранного. Ведь Ender содержит в себе слово «конец»(end), а с окончанием «er» получается уже лицо, которое осуществляет акт окончания. Говоря проще, человек по имени Эндер – тот, кто должен положить конец. Надо полагать, конец буйству инопланетян. Что же, захотелось все выяснить по-конкретней. И фильм оказался не на шутку увлекательной историей, довольно насыщенной и бодрой, с внятной смысловой стороной, которая заставит не раз и поволноваться, и поразмышлять. Но самое важное – удалось подать пример идеального ритмичного действия, где вовсе не экшен и не взрывы(хотя и это есть, где надо) рулят вечеринкой. А еще захотелось вспомнить такие фантастические образцы, как «Звездный десант» Пола Верховена и «Солдат» Пола У. С. Андерсона. Причем разворошить в памяти классику захотелось уже во второй раз за год. Первым таким случаем стал «После нашей эры».

Инопланетное вторжение описано во вступлении, которое подается глазами главного героя. И его классно сыграл Эйса Баттерилд. Тут становятся ясны сразу две ключевые вещи. Прежде всего, сценаристы не зацикливаются на глобализме событий и пафосных речах о гибели человечества, и тут нет излишнего позерства. Во-вторых, сюжет максимально близко сводит с Эндером, и именно на внутреннем мире главного героя все и завязывается. Он, как и многие в его возрасте, является подчиненным сурового будущего военизированной действительности, порожденной атакой «жукеров». И совсем скоро становится предельно ясно, чем именно этот парень так важен для строгого персонажа Харрисона Форда, который играет ключевую роль в здешних военных кругах. Причем это по-настоящему интересный персонаж, и его отношения с Эндером понятны. Среди других высокопоставленных чинов сразу надо выделить темнокожего командира, которого здорово сыграл Нонсо Анози. Что же до подобных Эндеру молодых героев, то больше всех запомнилась Хейли Станфелд. Она воплотила одного из немногих людей, способных воспринимать «гадкого утенка» Эндера как друга.

В картине время требует, чтобы солдат готовили с младшего возраста, и должны использоваться исключительно те возрастные особенности мышления, которых уже нет у старших. А главный герой обладает исключительными данными. Но это объясняется в фильме не очередными воплями про «судьбу» - здесь акцент на логике и мысли. Можно гарантировать тем, кто еще не смотрел, что этот юный гений сможет удивить своими стратегическими решениями. Кроме этого в сюжете четко проиллюстрировано, насколько тяжело обладать выдающимися способностями в команде обычных людей. И будет немало моментов, чтобы искренне посочувствовать главному герою. Отношения с другими детьми у него строятся очень нелегко. Но его стойкость и железный характер восхищает. Перед тобой человек, который словно знает все наперед, и от этого особо не волнуется за настоящий момент. Он способен найти выход в любой ситуации(как Риддик!). Он не станет уважать того, кто этого не стоит. А его интеллект позволяет заставить старших по званию идти на уступки. И его слезы в конце фильма понятны.

В картине налицо отменное чутье ритма, равновесия и баланса. Оператор Доналд МакЭлпайн снял все без трясучки. Спецэффекты – на высоком уровне(трейлер обманчив!). очень похвальна тяга к разнообразию в сюжете. Тут нет самоповторов и медлительности. Настроение, с одной стороны, нигде не рвется, а с другой, постоянно лавирует. А что, все решают мелочи! Первый запуск корабля с Земли был показан днем, а еще один – уже ночью. Такие вот детали позволяют с разных сторон посмотреть на одно и тоже. Диалоги полны лишь по делу, и нет ни единого отвлечения на сторонние рассуждения. Финал картины оказывается очень неожиданным и, в каком-то смысле, не очень приятным. Но стоит вспоминать весь сюжет, как его неизбежность очевидна. Как и логика всех сюжетных мотивов. Композитор Стив Яблонски написал замечательный саундтрек, который с точностью и увлечением ведет по всей сценарной дистанции. И хотя здесь явно ощущаешь, что авторы не делали ставку на спецэффекты и всякий «выпендреж» технологий, все равно не покидает ощущение, что ты во все увиденное готов поверить. А отсутствие 3D не мешает голове немного закружиться, когда Эндер и Петра парят в невесомости.

Уделяя много внимания личностям главных героев, фильм не теряет свой бодрый запал, и смотрится на одном дыхании. Изящная атмосфера создает почти сказочное ощущение. Оно и понятно. Если ключевую роль в картине играют именно дети, то она должна быть ориентирована на младшую аудиторию. И будь мне не 22, а 12, я бы умер от радости. «Игра Эндера» интересна, полна и честна. И ей удается рассказать непростую и даже тяжеловатую историю, вообще избегая визуального насилия. А такое бывает редко, когда фильм силен достаточно, чтобы не именть нужды подкупать тебя лишь хорошей картинкой.

9 из 10

06 ноября 2013 | 14:52
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: