Детские уроки по методологии обучения, лидерству и этике… плюс общий антивоенный посыл (что понятно)
Войны заканчиваются, когда мы концентрируемся не на себе, а на враге, потому что мы вдруг понимаем, что враг такой же как и мы... Мы и есть тот враг, с которым так усердно боремся всю жизнь, стараясь победить самих себя. Потому и победить не можем силой, так как и сами не любим проигрывать (не важно кому).
Принцип действия Римской империи заключался в том, чтобы превращать своих врагов и завоёванные территории в своих друзей и соратников. Плюс римляне всегда хотели быть на голову выше во всех смыслах своих врагов, и это им удавалось столетиями, пока враг не пришёл как бы изнутри (жадность, коррупция, гордыня и прочее) и не разрушил всё, хотя некоторые считают, что великую империю разрушило христианство. По аналогичному принципу развития военной мощи и влияния, описанному выше, действовали империи до и после Римской. Аналогично действуют сегодня те же США, пускай и не успешно в основном, как и все прочие в экономическом, политическом и прочих военных ипостасях. Ведь в любом случае никто никому подчиняться не хочет, но каждый хочет жить по своим правилам и взглядам, поэтому у американцев с их доктринами ничего не выходит - они всегда ставят себя выше других, пускай прямо об этом и не говорят как бы, но факт остаётся фактом: жизни американцев для американцев превыше всех прочих.
Этот фильм практически начинается с пародии на знаменитые кадры Дня независимости (1996). Американцы вообще любят драться с кем угодно и где угодно: под землей, в воде, на суше, в воздухе, в космосе, в иных измерениях... - мы всё это видели уже в кино.
Американцы стараются учиться на своих ошибках. Вьетнам тот же многому их научил. Думаю из Афганистана недавнего они тоже извлекли уроки. Наш фильм как раз был снят уже как бы после завершения основных военных фаз американцев на Ближнем Востоке и в Южной Азии начала этого тысячелетия. И эти фазы косвенно отображаются даже и в этом фильме, хотя этого на первый взгляд и не видно. Если же копнуть глубже, то первоисточник-рассказ нашего фильма был написан практически сразу после Вьетнамской войны и во время ещё продолжавшейся холодной войны (вот именно идеологически наше кино корнями уходит в основы противостояния СССР и США). Потом появилась одноимённая книга, которая стала рекомендуемым чтением для многих военных организаций, включая Корпус морской пехоты США.
Давайте вспомним все эти фильмы о Вьетнамской войне, которые снимали американцы изначально. На чём они концентрировались? На враге? Нет. Там враг был бесформенным, просто рисовался толпой с калашами (у нас же это по фильму бесформенная толпа инопланетян). Апокалипсис сегодня, Взвод и прочие концентрировались в основном на самих военных американцах, на их психозе, на их отношениях между собой, если это так можно назвать, так как часто военные тогда мало друг друга знали, успевали только познакомиться, а потом могли погибнуть или получив ранение, отправиться домой восвояси потрёпанными или в гробу. Тот же День независимости по сути на инопланетном не концентрируется, а лишь на военных и прочем гражданском населении Америки. Американцы всегда практически снимают кино о себе, даже если это кино связано с американцами, которые оказываются не в своей тарелке, на чужбине.
И вот наш герой-малютка оказывается в боевой командной школе. Детей кидают на борьбу с иноземными захватчиками, которые постепенно побеждают как будто бы. Иронично. В этой связи уже американцы становятся как бы страной третьего мира, а инопланетяне как бы Римской империей, порабощающей. Нам показывают жизнь главного героя. Он ведёт борьбу, но больше со своими товарищами по службе, так скажем. Он высокомерен в чём-то, горделив, как и все, кто обладает в чём-то преимуществом, талантом, мозгами - тут не избежать надменности никак вообще, что в целом касается и США сегодня, заполучивших преимущество практически во всех значимых сегодня сферах жизни. И нашего героя учат быть воином-тактиком или даже стратегом в синтетическом костюме и пластиковом шлеме. Он должен стать лидером, но как?
Что вообще такое лидер?
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе, организации, команде, подразделении, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
Если посмотреть на историю США, то там очень многое зависело, так или иначе, от лидеров, в первую очередь от тех президентов вплоть до нынешнего Байдена. Не даром у них именно президенты на клочках банкнот всегда нарисованы. И это не меняется. США - это по сути страна лидеров мнений, военных сил, экономики, политики, профсоюзов, общественных движений, отдельных штатов, полицейских управлений и прочего. От лидера(ов) очень многое зависит, если не всё. А на войне так и подавно.
В нашем кино показывают какие-то принципы лидерства, основополагающие, но сумбурно. В нашем фильме показывают на примере игр тактические и стратегические принципы планирования и ведения боя, когда тактически можно пожертвовать боевой единицей для превосходства на поле поле боя и стратегически пожертвовать многими для полной победы в бою. Плюс захватываются аспекты того, что указано было в начале статьи о римлянах, которые старались превратить врагов в друзей.
К сожалению, наше кино, учитывая его концовку (и другие книги в серии), подразумевало продолжение, которого нет.
Я не читал книгу, по которой снят фильм, а потому моё мнение - это мнение человека, оценивающего кино исключительно как самостоятельную боевую единицу, а не как экранизацию романа.
И вот с этой точки зрения мне кажется, что 'Игре Эндера' отчаянно не хватило хронометража. Дело в том, что каждый эпизод в отрыве друг от друга довольно интересен. Но собранные вместе, они превращаются в какой-то калейдоскоп событий, которые идут с такой плотностью, что переходы между ними выглядят недостоверными, отчего, соответственно, страдает атмосфера.
В качестве примера: пройдя отбор в школу офицеров, Эндер меньше, чем за час экранного времени, умудряется сменить аж три команды. И не сказать, что подьём по 'карьерной' лестнице сопровождался какими-то хардкорными испытаниями и давался главному герою нелегко. Всё дважды сработало по схеме: Эндер отличается чем-то, герой Харрисона Форда делает восхищённое лицо, говорит что-то в духе: 'Да, это тот, кто нам нужен' и - добро пожаловать на уровень выше.
Попытавшись запихнуть довольно объёмную, я так полагаю, историю в 110 минут, режиссёр столкнулся и с другой проблемой. Произведение хоть и называется 'Игра Эндера', но включает в себя множество второстепенных персонажей, а потому Гэвин Худ судорожно пытается в ультракороткие промежутки времени придать хотя бы нескольким из них индивидуальные черты. Но получается сделать лишь грубые мазки: вот хороший парень, вот плохой парень, вот плохой парень, который станет хорошим - и всё в том же духе. А потому из актёрского состава запомнилось лишь двое: Эйса Баттерфилд, в котором я не сразу узнал главного героя из 'Мальчика в полосатой пижаме' и Харрисон Форд. Первый справился со своей ролью хорошо, второй - неплохо, но без блеска.
В итоге мы имеем фильм, в котором действие развивается подобно снежному кому, катящемуся с горы: события мелькают всё быстрее, количество персонажей всё растёт, но запомнили мы только тех, кто был в начале, когда ком был ещё маленьким. А скорость всё выше, и выше, и выше...
А потому финальная битва, к которой по идее, мы должны подойти с трепетом и предвкушением чего-то масштабного, настигает нас, когда мы недостаточно разогреты и не подготовлены: что, этот мальчишка сейчас будет решать судьбу человечества? Так он же буквально пару кадров назад в форме цыплячьего цвета в учебке скакал? А те ребята, которые вокруг него, они что-то умеют вообще, кроме как здороваться, улыбаться и ходить вслед за капитаном?
В итоге создаётся двоякое ощущение: с одной стороны, смотреть фильм безусловно интересно, с другой, чувство эпичности происходящего, которое является обязательным элементов в фильмах, рассказывающих о борьбе за выживание целой планеты, так и не приходит. Будь 'Игра Эндера' на полчаса длиннее - и получилось бы очень хорошо. А так -
Неплохой сюжет, моральные дилеммы, развитие персонажа всё вроде есть, но при этом фильму не хватает целостности. События идут в достаточно рваном темпе, как и рост главного персонажа. Чувствуется, что для такого большого объём не хватает времени фильма. Герой очень быстро растёт и бац пару тренировок и он уже командующий флотом. Моральные дилеммы не до конца раскрыты. Ценность безопасности, риски, готовность пожертвовать жизнью ради миллионов. Всё довольно однобоко. Те же превентивные удары, практически никак не оправдываются, хотя вон в США это считалось чуть ли не доктриной при возможности уничтожать страны, которые могут быть потенциальными соперниками. А тут чужая раса, и как-то мало раскрыто. Так что в целом неплохой фильм, но слишком рваный.
Фильм посмотреть мечтал давно. Разумеется, по причине участия в нём Харрисона Форда и Бена Кингсли, а также космической тематики… Разумеется, прекрасно знал о провале в прокате и для себя решил разобраться почему же так стряслось…
…Что меня разочаровало… Ни о каких фантастических баталиях здесь речи и не идёт. О каком-то своём фантастическом мире, со своим антуражем и персональными атрибутами, обстановкой – в принципе тоже! Касаемо обстановки – недалекое будущее с сопутствующими новшествами в лице ультрасовременной машины полковника (Форда) и чуть более современных космических кораблей, чем мы имеем сейчас. Всё остальное – в принципе наше.
Если честно, не знаю для кого больше эта история: для подростков ли, для взрослых или в принципе для зрителей любых возрастов, но знаю уже одно – речь вестись будет сугубо о подростках. А точнее о подростке – об Эндере – худощавом юноше, который, несмотря на юный возраст, а уже оказался втянут в военную кампанию по поиску, а затем и подготовке юных рекрутов-стратегов во имя будущей войны/победы с инопланетянами, с которым у землян давние счёты. Весь процесс подготовки и отбора герой Эндер находится под чутким контролем упоминавшегося выше полковника в лице небезызвестного Харрисона Форда, ну а ближе к концовке в кадре замаячит и татуированный Бен Кингсли.
Касаемо локаций – коридоры станции, апартаменты станции и тренировочное поле. А также частичка школы и дома Эндера. В общем-то и всё – удивлять здесь нечему. НО! Как оказалось, это не главное. Фильм берёт другим, а именно своей историей и своими персонажами. Мальчик, игравший Эндера, как и другие ребята на фоне – мне очень понравились. Дополнительный плюс – что лица их невылизанные и незамусоленные на экране. Присутствие Форда всегда рядом – мне лично очень импонировало. Форд в этом фильме – серьезный персонаж! Офицер-полковник! Потому и ведет себя соответственно.
Фильм развивается по классической методике, заканчивается ожидаемым «эндом», но изюминка в финале также есть! В центре всего сюжета именно становление парня, его терзания, его мысли и посыл авторов фильма о человечности в подобных патовых ситуациях, когда, правы по большому счёту обе стороны: и атакующая в лице военных, искренне защищающая интересы землян, и миротворческая в лице Эндера. Благо, авторы фильмы сумели свести финал к общему знаменателю, максимально удобному обеим из сторон!
Мой итог фильма:
Качественный интересный хороший художественный фильм о недалеком военном будущем и юном подростке. Камерный примерно настолько, как и «План побега» со Сталлоне и Шварценегером», но, как и «План побега», эта камерность и узкая локализованность никак не сказывается на моей симпатии не только ко всем героем фильма, но и ко всему фильму в целом!
Начиная смотреть данный фильм, я полагал, что это очередная бездарная фантастика в которой подросток спасает мир, но был приятно удивлён нетривиальным сюжетом и тем, что в итоге подросток... так, ну это был бы уже спойлер. Он на самом деле хорошо снят и это касается как актёров старшего поколения, так и подростков. Как эффектного визуала, так и практических эффектов. Фильм вполне сошёл бы в качестве летнего блокбастера, но имеет приятное дополнение в виде противоречивого сюжета и противоречивых же решений Эндера. Итак, пройдёмся по плюсам и минусам.
+1. Вам не придётся наблюдать за тупыми подростками, каждый персонаж интересен и собрали их в космическом флоте не для баловства. Никаких пляжных эпизодов и нелепых любовных линий, здесь нет лишнего.
+2. Очень крутые сьёмки тренировок и самих космических сражений, хотя поначалу что-то может показаться вам не слишком впечатляющим, это будет играть свою роль и все сюжетные ружья стреляют.
-1. Создатели очевидно пренебрегли некоторыми аспектами истории или сгладили углы. Вам может показаться, что всё целостно, но при просмотре знайте, что жестокость и её последствия нужно умножать на два.
-2. Финал. Финал ужасно меня взбесил и расстроил. Уверен, он устроил многих людей, но весь фильм Эндер шёл по головам ради своей цели и как же он распорядился плодами победы? Лично для меня, концовка настолько плоха, что я поставил единицу, но не могу не признать, что фильм просмотра стоит, особенно на фоне его откровенно глупых конкурентов.
Когда я впервые узнал об этом фильме из трейлера, он не вызвал у меня никаких особых эмоций. Очередная ноунейм-фантастика, подумал я тогда. Лишь позднее я узнал, что сей шедевр основан на вполне кошерной книге (о которой знаю, увы, пока только по наслышке, хотя и держал в руках). Однако это только отпугнуло, ибо я хорошо знаю, как нынче экранизируют что игры, что книги. Пока мой приятель не посоветовал мне это кинцо. При этом он обильно сыпал отсылками к любимому нами обоими Масс Эффекту, что меня и подкупило. Я это к тому, что большая часть моих позитивных впечатлений обусловлена во многом не только и не столько самим фильмом, сколько тем огромным количеством фантастических произведений, с которыми он перекликается в моей памяти, и которые каждое по своему горячо мной любимы. Давайте начнём со Слона в Комнате-с сюжетной канвы. Это очередная история про Супер-Избранного, которого чуть ли не в пробирке вывели, чтобы спасти мир. Потому что на одном только этом допущении держится аутентичность стремительного карьерного роста главного героя в военной академии, созданной для особо одарённой земной молодёжи. Тут память заполонили флешбеки из Звёздного десанта и Schola Progenium из W40k, немного присыпанные сверху HellDivers) Но не будем отвлекаться. Сама реалистичность предлагаемых обстоятельств как в начале, так и по ходу фильма, вызывает вопросы, но задаваться ими или нет и какие ответы на них дать-решать зрителю, но мой интерес к фильму вызвало другое. То, КАК герои себя реализуют в этих обстоятельствах. Конечно, почти никого, кроме ГГ в фильме толком не раскрыли, что немного удручает. Обычно я жалуюсь на слишком длинный хронометраж, но здесь ещё часок был бы реально кстати. Пока выглядит довольно бледно, да? Почему же я поставил такую высокую оценку? Перехожу к сути. Это один из немногих фильмов, где воспеты, и даже на удивление неплохо сыграны, внутренние качества персонажей. Интеллект, хитрость, способность к самопожертвованию, любопытство, сострадание, креативность, и, в меньшей степени-чувство юмора-это действительно то, что необходимо настоящему лидеру, и каждому человеку в целом. Потому что люди должны стремиться к лидерам, которые могут их научить, как стать лучше. Именно это мне показалось одной из важнейших тем фильма. Ещё одной важной линией предстаёт момент, обсуждаемый в фильме многократно под разными углами, и играющий решающую роль в развитии сюжета и главного героя-вопрос применения насилия, его необходимости в различные моменты жизни. И именно здесь ключевым моментом является жизненный опыт. То, чего герою пока ещё не хватает, и здесь нам тоже неплохо бы извлечь урок. Однако, есть и третий, связанный с сюжетом момент, за которым, как мне кажется, и стоит ответ, почему вообще Голливуд решил выделить 110 лямов на фильм, не относящийся к известной франшизе и ориентированный на молодёжь. Пропаганда толерантности. В тот момент, в 2013 году миграционный кризис ещё не успел набрать тех оборотов, что он имеет сейчас, но умные дяди наверху (прямо как в фильме), уже знали, к чему всё должно привести и к чему нужно подготовить умненьких мальчиков и девочек. И потому толкали и до сих пор толкают им с экранов слёзные речи о том, что с пришельцами можно договориться, если иметь немного доброй воли. Что в этом случае она обязательно будет встречена с той стороны. Но, как показали дальнейшие события, есть вполне объективная причина, почему покорённых врагов конвертировали в свою религию. Существу с другой культурой, в которой не карается то, что запрещено в твоей, и наоборот-невозможно доверять настолько, чтобы выстраивать с ним стабильные и долгосрочные деловые отношения в рамках одного общества. А это, в свою очередь, создаёт серьёзные предпосылки для войны. И здесь война в корне отличается от драки, не смотря на попытки фильма отождествить и вывести одно из другого. Чувствуете? Не смотря на всю хроническую поверхностность, свойственную экранизациям, сюжет открывает неплохие глубины для анализа как происходящего, так и стоящих за этим посылов создателей и продюсеров. Я уже не говорю про то, что в фильме не часто показывают, как главный герой действует с помощью интеллекта в целом. Не знаю, как вам, а мне понравилось.
Немного по актёрской игре. Как это часто бывает в подростковых фильмах, она во многих местах довольно сильно проседает. Впрочем, вполне возможно, задумка и была в том, чтобы показать, что лидер всегда действует так, как должен, не смотря на переполняющие его эмоции и юный возраст. Однако как тогда объяснить то, что актёры в некоторых моментах ещё и недоигрывают?
Далее, со стратегией финальной битвы вышла полная ерунда. Технологии войны-это инструменты исполнения стратегии, и если уж одарённый юнец должен был её разработать, то корабли под поставленные им задачи должны были строиться уже после его избрания и становления! Именно для того, чтобы избежать той ерунды, в которую, ради пущего драматизма, превратилась финальная битва.
Словом, пусть сюжет и подкачал с логикой, но интеллектуальную нагрузку он всё же несёт, и сыгран был в общем и целом, приемлемо. Значит, решающее слово за визуальной частью.
Спецэффекты здесь просто отменны. Всё бахает и взрывается, даже эпичную финальную битву из прошлого прокручивали аж несколько раз. Но даже там, где бахать особо нечему, декорации на высоте. Даже графон в тех местах, где действие происходит виртуально, выполнен на должном уровне. Даже захотелось поиграть в Battlefleet Gothic: Armada. Ок, пора закруглятся, пока этот краткий обзор не превратился в рекламный буклет)
Данный фильм является отличным образчиком зрелищной научной фантастики, где есть и экшн и драматургия. Недалекое будущее, планета Земля пережила ужасное нападение инопланетян. Новая военная программа отбирает в стратегов и тактиков исключительно одаренных детей. Родить третьего ребенка в семье можно только исключительно под проект противодействия инопланетной угрозе. Главный герой как раз такой, третий ребенок, вундеркинд со скрытыми лидерскими качествами. Фильм рассказывает историю его пути от 'школьного умника' до адмирала космического флота.
'Игра Эндера' отличное кино сразу по всем фронтам.
Сюжет - кроме довольно средней фантастики мы имеем и психологию становления личности. Это мини инструкция как в кратчайшие сроки вынуждено вырастить из способного мальчика смелого лидера. Но парень становится не просто талантливым полководцем, в нем присутствует и величайший лидер способный к дипломатии и сопереживанию. За холодной расчетливостью его ума, скрывается так же и доброе сердце. Реакция Эндера на завершение игры и последующий его поступок заставляют зрителя вынести мораль из просмотра ленты, а этого огромный плюс для кино.
Актерский состав - два стареньких метра Форд и Кингсли, плюс с десяток актеров детей справившихся на ура. Эйса Баттерфилд сыгравший главную роль одним только взглядом передает часть своего персонажа. За его игрой, как в прямом, так и в переносном смысле наблюдать одно удовольствие.
Музыкальный ряд - футуристические техно мелодии очень хорошо создают атмосферу напряженности. Тот момент, когда музыка добавляет кадру выразительности и эмоции, а не просто фонит.
Спецэффекты - без каких либо нареканий, достойный бюджет, достойное3D и декорации. Отдельное спасибо что показано все ярко и красочно, без холодного и мрачного космоса и станции.
Из минусов - единственное на что обратил внимание это возвращение Эндера на Землю после стычки на корабле. Видится мне космическая станция проделала пол пути до планеты неприятеля, а тут Эндер летит обратно домой, а после уговоров на какую то отбитую у неприятеля планету. На лицо катастрофическая потеря времени, проще говоря кино ляп.
По итогу - большинство негативных отзывов об этом фильме исходит от фанатов книги первоисточника. И как и всегда в этих случаях совершенно необоснованно, ибо недалекие критикующие не понимают что формат книги ну никак не возможно уложить в пару часов игрового фильме. Приходится идти на компромисс и чем то жертвовать, иногда жертвовать многим. Гевин Худ талантливый режиссер, а снять фильм так что бы он соответсвовал книге не сможет ни Худ, ни Камерон, ни даже Спилберг. Книга есть книга, фильм есть фильм. Не известно почему картина не собрана ожидаемой в прокате кассы, ведь фильм этот яркий, интересный, и если хотите простой, без мудреностей которыми частенько грешат набивая себе цену. К просмотру рекомендован, потому что
Этот фильм я смотрела тогда, когда он вышел, ещё тогда он мне понравился. Не из-за спецэффектов, а из-за идеи. Прошло 5 лет и руки дошли прочитать книгу и пересмотреть фильм.
Я не буду сейчас обсуждать игру актеров, спецэффекты, графику... Это для массы. Той, что ходит в кинотеатры 'позырить'. Для них да, тут они 'уже видели', тут вот 'похоже', там вот 'скучно', тут 'вообще непонятно зачем было это вводить'.
Я сразу поняла, что сценарий фильма писал автор книги. Которая мне ОЧЕНЬ понравилась. Книга невероятно сильная. Но фильм - это не книга. Он не может в полной мере передать все чувства героев, он не может в тот короткий хронометраж запихнуть все ГОДЫ, что Эндер страдал в Боевой школе. Может быть, на это был бы способен гениальный режиссер, способный снять фильм на 3 часа и все эти часы умеющий продержать зрителя в напряжении, что невероятно трудно. Можно было бы снять сериал. Но от этого идея бы размылась, потерялась.
Автору книги, судя по всему, дали задачу - напиши так, чтобы уложиться в 2 часа фильма. И чтобы было интересно. Автор СМОГ. Было интересно, правда. И при этом он включил в фильм все ключевые сцены, повлиявшие на героя. Да, в фильме весь период его 'взросления', становления показан конспектом. Но ведь по сути эти годы были призваны служить одному - чтобы талантливый мальчик Эндер ЗАБЫЛ, что война реальна. Что жукеры - разумные существа, а не враги. В книге автор не зря так подробно все описывает, это заставляет зрителя тоже забыть об этом. Мы с интересом следим за становлением героя в искусственной среде, но ведь по сути это НЕ ВАЖНО!!! Только потому, что прошли эти тренировки, только потому, что все было искусственное, игровое, сам Эндер забыл о милосердии в угоду победе!
В фильме автор без сомнения выкинул все это, оставив ключевые моменты. Да, мы не видим, как Эндеру было плохо в учении, как ему было одиноко. Мы не переживаем все это. Потому что в фильме это не нужно. Фильм - это жвачка, предназначенная для тех, кто не хочет читать книги, не хочет думать. И такому зрителю просто скучно было бы смотреть на борьбу главного героя с обстоятельствами, не разовую, а каждодневную, зритель хочет все и сразу, ему не хочется видеть каждодневный тяжелый труд, он любит сказки... И ему дали эту сказку. Но тем не менее автор остался верен себе. Он оставил самое важное. Он изо всех сил постарался, чтобы зритель хоть что-то понял из фильма и потянулся за книгой. Хотя бы чтобы узнать 'почему'. Привлеченный яркой оберткой, попытался заглянуть в суть. Кто-то смог, а кто-то ничего не понял, потому что тут 'ой как в гарри поттере', за штампами не увидел сути. Люди любят штампы. Но 'Игра' ломает их тогда, когда все не заканчивается победой. 1 я книга - становление Эндера как личности. И для него самым важным была не победа и не подготовка к ней, это навязанный ему взрослыми мусор, а выводы, которые он сделал...
Я очень прошу тех, кто ещё не смотрел этот фильм, и тех, кто смотрел его давно... прочитайте книгу. А потом смотрите фильм. Вы поймете из него намного больше. Если посмотрите чуть глубже...
Эндер мне понравился, вы можете видеть в нем что угодно, но актер старался выжать из персонажа все, что в нем понял. И что ему объяснили. Идею фильма он схватил.
Единственным недостатком, который меня расстроил, было абсолютное нераскрытие историй Питера и Валентины. Но в формат фильма они бы уже явно не вошли, да и скучно такое обывателю...
Автору пришлось пойти на компромисс, создавая кино для широкой аудитории, а не узкого круга понимающих людей. Он справился. Но все же... сначала читайте книгу.
Буквально позавчера я решил пересмотреть экранизацию романа Орсона Скотта Карда про Эндера Виггина. Если вы не читали вчерашнюю рецензию на книгу, то вкратце: главный герой, подросток-гений, отправляется в армейскую школу, потому что в нем чувствуют потенциал будущего командира всего Звездного Флота. А дело вот в чем — несколько десятилетий назад человечество едва выжило в столкновении с инопланетной расой жукеров. Шли годы, которые обе стороны потратили на подготовку к более масштабной битве. И главной частью этой подготовки стал Эндер Виггин.
Здесь я по большей части буду сравнивать экранизацию с первоисточником. Последний глубже, интереснее, размереннее. Там больше пространства для развития и раскрытия персонажей, для описания подготовки Эндера и его друзей к военным действиям, а также самих военных действий. Я советую и прочитать книгу, и посмотреть фильм, но в первую очередь книга. Иначе, вы будете знать финал, и книгу читать будет не так увлекательно.
В чем разница между книгой и фильмом? На первый взгляд её немного. В соответствии с романом в экранизации оставили основные сцены, сделав часть из них менее жесткими, чтобы урвать рейтинг 12+ и большой кусок целевой аудитории. В фильме сцены подготовки показаны лишь наполовину, и развитие персонажа, которого сыграл Эйса Баттерфилд, уж очень стремительное. Я почувствовал в нем глубину, но почти не почувствовал сложное и самостоятельное выстраивание характера, self made man. Причем здесь нет вины актера. Эйса — человек, с которым после просмотра фильма на 100% будет ассоциироваться Эндер. Если читать книгу после, то в образе главного героя ты будешь вспоминать этого актера, даже если смотрел фильм лет за 5 до прочтения книги, как это было у меня.
Из фильма практически полностью убрали сюжетную линию, связанную с Питером и Валентиной — братом и сестрой Эндера. Питер показан в одной сцене и упоминается еще в паре. Валентины здесь чуть больше — она помогает Эндеру найти себя и мотивирует дальше идти к цели. Но их жизни, что отдельны от судьбы Эндера, в фильме никак не показаны. Хотя в первоисточнике они играют немалую сюжетную роль.
Также в фильме частично изменен финал, хотя основной сюжетный ход оставлен без изменений. И здесь у меня был большой вопрос к актерской игре. Я не буду обозначать действие, чтобы не спойлерить, но в одной из ключевых эмоциональных сцен уровень игры разделился на три уровня. Эйса Баттерфилд — молодец, все остальные актеры-дети — от «хорошо» до «средне», но взрослые, среди которых, на минуточку, Харрисон Форд и Бен Кингсли, выглядят ну очень деревянно. Сравнивать сцену в первоисточнике и адаптации бессмысленно, книга здесь явно выигрывает.
В целом же, фильм получился достаточно интересным и передающим общее настроение книги. Он хорошо работает, если нужно вспомнить, о чем роман Карда, но перечитывать нет времени. К просмотру он также рекомендуется.
В свое время была на премьере данного фильма. И, честно говоря, мне он понравился настолько, что сюжет могла бы пересказать, но в детали не смогла бы вникнуть. Был и прошел. Держи свои 5/10. Пересматривать особо не хотелось, но порекомендовать могла. В моем кинематографическом мире это хороший показатель, берем в расчет и жанр, и актеров, и прописанный сценарий…и нет я не настолько гурман, могу смотреть все, со всеми, без срока давности. Совсем недавно, ковыряясь на всевозможных форумах, нарвалась совершенно случайно на комментарий, который меня заставил взглянуть на этот фильм другими глазами. А заключалось высказывание в коротком сопоставлении фильма с книгой (то, что я так люблю), и высказывание в адрес сценариста. Все дело в том, что сценаристом был сам автор книги (ууу и это я тоже люблю).
Ну что ж… челэндж я приняла. Прочитала книгу… проглотила точнее. Вот в 14 лет она бы была для меня просто шедевром, а сейчас - это (кто-то использовал подобное описание) Гарри Поттер в космосе. Есть что обсудить, но, это в другом месте я буду разглагольствовать о литературной составляющей. Оценка, не плохо, и что самое главное, что сценарист реально за морочился и взял полностью каркас книги и интересно его преподнес. Нет не так, красиво его спродюсировал. Немного из интересного, ведь эту книгу долго не могли экранизировать. Орсон Скотт Кард боялся, что не смогут передать весь замысел его сюжета. Ну и вуаля, сам написал сценарий по своей книге. Честное пионерское, пересматривая второй раз после прочтения, я обращала внимание на реализацию не только отдельных моментов, но и всего сюжета в целом. Абсолютно другие эмоции и впечатления. И да… he did a great job.
А теперь немного глубокого анализа. Размышляя о возрастной психологи, часто приходила к выводу что детский организм очень эластичный, гибкий, подвижный. Знающие и умеющие реализовать задуманное люди, многое могут сделать с подобным пластилином. И вот в этом произведение, (до простят меня фанаты книг и экранизаций, но хотелось бы объединить эти два произведения в одно) очень хорошо прописанное пособие к действию. Ведь жанр фантастика не отменяет главной сюжетной составляющей – межличностное становление, неокрепшего организма. А ребенок — это, по сути, отдельное существо. Онo может быть очень жестоким и очень сочувственным, а может быть и тем, и другим. Что ж, вот вам и Эндер Виггин. Маленький, худенький, такой хрупкий и в тот же момент сильный и умный.
«Возможно, то, что ты знаешь о своём безумии, не даст ему захватить тебя?»
Это проклятье! Подобные качества лишают детства. И его лишили…чтобы спасти мир, и уничтожить врага. А ведь его могли сломать.
«Я так долго жил с моей болью, что теперь не могу без нее.»
И после просмотра становится грустно. Ведь агрессоры, в определенном смысле не только пришельцы, но и люди. Да они ошиблись, и напали первые, но ведь дело в том, что они не знали как с нами общаться, они не знали, что мы разумны. Назовем это трудностями перевода. Как говорят американцы, lost in translation.
«Значит, мы воюем просто потому, что не можем поговорить».
И что сделали мы...ьстерли их расу под ноль, причем чужими руками. Без желания наладить диалог. Ничего не напоминает?!
Учите люди языки и культуры той планеты, где вы живете. Того и гладишь перебьем друг друга еще до пришествия других разумных внеземных цивилизаций.
– У них есть влияние, но нет власти.
– По-моему, влияние и есть власть.