Неплохой сюжет, моральные дилеммы, развитие персонажа всё вроде есть, но при этом фильму не хватает целостности. События идут в достаточно рваном темпе, как и рост главного персонажа. Чувствуется, что для такого большого объём не хватает времени фильма. Герой очень быстро растёт и бац пару тренировок и он уже командующий флотом. Моральные дилеммы не до конца раскрыты. Ценность безопасности, риски, готовность пожертвовать жизнью ради миллионов. Всё довольно однобоко. Те же превентивные удары, практически никак не оправдываются, хотя вон в США это считалось чуть ли не доктриной при возможности уничтожать страны, которые могут быть потенциальными соперниками. А тут чужая раса, и как-то мало раскрыто. Так что в целом неплохой фильм, но слишком рваный.
Довольно известный в англоязычной среде любителей фантастики роман Орсона Скотта Карда, спустя почти двадцать лет и тернии кинопроизводства, все же вышел на большие экраны. Давайте называть вещи своими именами. Сегодня искушенного зрителя уже не удивишь историями об избранном ребенке, которому предстоит великое будущее (особенно после саги о Гарри Поттере, с которой вы найдете немало, если не сказать уйму аналогий). Как и научной фантастикой в космосе и темой защиты будущего Земли от клешней инопланетных существ, столь чуждых нашему пониманию. Пожалуй, заведомо главным врагом экранизации «Игры Эндера» было время, которое неизбежно ушло для историй, не способных по-настоящему удивить.
И если традиционно в литературном оригинале мотивация, глубина персонажей и насыщенность окружающих их событий выше, то в фильме 2013 года остались только поверхностные мазки. Зрителю говорят о мире будущего, который пережил иноземное вторжение и сейчас нацелен на милитаризацию. Но это все - за исключением пары отрывков видео и пафосных слов героя Харрисона Форда, нам не объясняют, почему нам вообще должно быть интересно, что здесь происходит. То, что история о человеческой цивилизации еще не значит автоматически, что мы должны сопереживать ее героям – вед они блеклые и безликие в эмоциональном и сюжетном плане. В этой связи возникает стойкое желание познакомиться с книгой, но это уже совсем другая история, а мир фильма неживой. Более того, абсолютно большая часть экранного времени пройдет в коридорах космической станции, в местных бараках и одной красивой открытой локации с невесомостью. Это весь мир фильма Ender's Game.
Как уже было отмечено выше, историей избранного мальчика уже не удивишь, особенно когда, опять же, очень неуверенно возникает эмпатия к этому персонажу. И не потому, что актер плохо отыгрывает или не ясна мотивация героя. Дело в том, что сама концепция «из грязи в князи», которая так успешно тешит нашу социальную сущность, здесь была перекручена. Это не будет спойлером, если сказать, что местный полковник, в исполнении Форда уже с самого начала вбил себе в голову, что Эндер – особенный и на этом фоне перипетии протагониста кажутся искусственными. Вот школьный задира, а вот уже армейский задира, вот матч за право первенства, а следом тяжелый экзамен. Все эти преграды почти не вызывают эмоций при просмотре, хотя сам фильм, как подростковая фантастика, поставлен отлично.
Если говорить о концепции истории, она совмещает традиционную боевую фантастику – первым приходит ассоциация со Звездным десантом, причем даже больше с книгой, обыгрывающей отсылки к мировому милитаризму 20 века. Также тематика борьбы за лидерство вызовет у завсегдатаев кино ассоциации с Бегущим в лабиринте, Дивергентом – хотя книги были созданы куда позднее. Эндер должен не просто оправдать возложенные на него надежды мальчика с блестящим умом, но и объединить вокруг себя ровесников. Эта часть фильм поставлена отлично, с грамотной причинно-следственной связью, как для ребят до 15 лет. Фактически весь экшен фильма заложен в двух специфических (нужно смотреть, чтобы понять) сценах сражений и в паре отличных командных игр кадетов. В целом же, не стоит ждать масштабной космооперы, как и каких-то других восторгов от фильма.
Фильм исключительно для тех, кто знаком с оригинальным романом. Позвольте пояснить почему.
Во-первых, события книги происходят на протяжении нескольких лет, в течение которых Третий (он же Эндрю 'Эндер' Виггин) вырастает из ребенка в подростка точно так же, как меняется его восприятие окружающего мира, характер, физические данные. Меняются и окружающие его люди, особенно его брат и сестра (сюжетная линия которых полностью вырезана из фильма).
Во-вторых, в книге иная последовательность некоторых ключевых моментов.
В фильме же создается впечатление, что все происходит за считанные дни. И это оснрвная причина того, что ни персонажи, ни сюжет не раскрыты полностью. Концовка сюжета целиком и полностью обусловлена ходом этого самого сюжета в книге, но не в фильме. Фильм снят добротно, его рчень приятно смотреть, но было бы лучше, окажись фильм хотя бы дилогией (а лучше трилогией или сериалом). Тогда можно было бы ввести зрителей в курс дела, показать всю изматывающую подготовку главных героев, показать причины их конфликтов и несогласия друг с другом.
А Бонзо? Насколько нелепа в фильме эта линия? Насколько нелепо все их противостояние (учитывая, как персонажи книги отличались от киношных внешне)? А ведь она такая же ключевая в плане подвода Эндера к его дальнейшим действиям, как и его изучение формиков, как и его прохождение игры разума и ночные кошмары, как и его конфликт с братом. Все это практически вырезано. Рали чего? Пары минут мельтешения и взрывов? Непонятного срыва?
Фильм неплох, но слишком уж сжат и урезан. И потому его нельзя рассматривать как самостоятельное произведение. Или прочтение книги станет для вас обязательным условием перед просмотром фильма, или фильм станет для вас наглядной иллюстрацией при последующем прочтении романа.
Это тот тип фильмов, которым обязательно нужна 'режиссерская версия' с двумя часами вырезанных сцен и комментариев
Фильмом, собственно, заинтересовался, потому что читал книгу. В общем-то, удивительно, что ее не экранизировали раньше – тут и военная романтика, и «фантастическая» школа (ну, разве что готовят тут не магов, а боевых пилотов, зато даже свой «квиддич» есть), и зашкаливающие антивоенный и антифашисткий пафос, и прочая политкорректность.
Начать стоит с того, что я и от первоисточника не в восторге – книга очень прямолинейная и декларативная, сюжет больше рассчитан на подростков, а, зная развязку, читать и вовсе скучно: собственно, 90-80% смысла книги во ВНЕЗАПНОМ повороте сюжета в конце. Мне не повезло – я случайно узнал развязку до прочтения и временами скучал. Впрочем, книга не велика по объему.
Тем более странно, что даже не слишком объемный роман создатели фильма сильно урезали. Практически выброшены сюжетные линии Валентины и Питера, а характеры самих персонажей не раскрыты. Питеру, самому неоднозначному и колоритному персонажу романа, и вовсе уделены буквально считанные секунды экранного времени. А ведь он очень важен для становления характера Эндера! К сожалению, отсутствие линии брата и сестры Виггинов вполне объяснимо – фильм позиционируется, как красочный научно-фантастический блокбастер для подростков, а в случае углубления этой сюжетной линии он превратился бы в вялую политическую драму с элементами триллера. Да и затруднительно передать на экране деятельность блоггеров и развитие политических интриг в Сети.
Так что нам осталась только головокружительная и зубодробительная военная карьера маленького Эндера (мне не показалось, что происхождение его прозвища в фильме забыли разъяснить?) Что тут сказать – даже футуристическая космическая война ломает людей, особенно, если люди эти – подростки, почти дети. Критиковать саму идею использовать на войне вундеркиндов неуместно – это уже будет претензия к первоисточнику.
А экранизация, впрочем, вполне достойна. Спецэффекты хороши (правда, космические сражения излишне красочны, на мой вкус, слишком «балетными» получились маневры истребителей – это не авиашоу, а бой, все-таки), актеры подобраны неплохо (сам Эндер, правда, какой-то невзрачный, но это уже такая голливудская 'традиция' – второстепенные персонажи колоритнее), концовка такая же ударная, как в книге (в фильме, пожалуй, еще эффектнее за счет «немой сцены»). Ну и смысл книги не пострадал – благо идея там несложная (но правильная).
Из актеров хочу отметить, конечно, Харрисона Форда – он еще тот, и полковник Граф из него получился отличный. И Бен Кингсли сыграл Мейзера Ракхэйма – «космического волка» с весьма экзотической внешностью.
Итог: вполне нормальный научно-фантастический фильм для подростков, поднимающий проблемы войны и толерантности. Как экранизация – средне: смысл передан, основная «фишка» прошла, но сюжет жестко урезан. Сам по себе – вполне достоин просмотра, но взрослого зрителя, или читавшего книгу, не впечатлит.
Данная рецензия является предупреждением всем тем ВЗРОСЛЫМ любителям ДОБРОТНОЙ фантастики, которые вывернули наизнанку всю классическую фильмотеку жанра и ищут рыбешку помельче да поновее - и именно так, к своему невезению, попали на этот фильм.
Главный варнинг: данный фильм рассчитан сугубо на юного зрителя. С самого начала все происходящее скатывается к простецкой банальщине. По сути, сам фильм является детской версией жесткого боевика Космический десант, из которого отцензурили всю жестокость, заменили актеров на подростков и детей, после чего отдали на съедение соответствующей аудитории.
Как назло, фильм постоянно сверкает претензионностью на глубокие философские и социальные размышления, но... Разве можно сравнить уровень жестокости детских взаимоотношений в этом фильме и, например, роскошном и куда более честном Повелителе мух? А если вы пытаетесь копнуть в глубину межвидовых отношений, то почему престарелый фильм Враг мой одной левой кладет на лопатки поверхностный подход Эндера?
Все, что происходит в фильме для взрослой, испытанной классикой фантастики аудитории, избито и заезжено.
В связи с этим очень прошу вас не терять два часа своего времени и найти другое, более толковое кино. Я знаю - меня заминусуют подростки и люди, неизбалованные просмотром ХОРОШЕГО кино данного жанра. Но я обращаюсь к тем, кто меня должен услышать. Ступайте мимо, не засоряйтесь одноразовым видеохламом.
И еще одно. Все-таки фантастику такого плана лучше читать, а не смотреть.
Я почитал рецензии к фильму - в основном люди пишут о поверхностном стиле фильма. Всё неглубоко, непонятно, выглядит как штампы. А прочел книгу - и она производит впечатление. Поэтому предлагаю вам вместо просмотра фильма - прочесть книгу. История одна, и впечатления от неё вы либо не получите (от фильма), либо получите ещё какие (от книги).
В книге (она так и называется - 'Игра Эндера') картина раскрывается детальная, глубокая, задевающая за живое. Книга получила 2 главных книжных НФ-премии.
Несмотря на возраст сюжета, читать книгу легко, никаких несовпадений или недодуманностей в технологиях нет, написана как сегодня. Автор ухватывает суть, порой обходя форму стороной (и страхуя себя от обязательных несовпадений этой формы с тем, что будет в результате прогресса). И получается прекрасно.
Сюжет без спойлеров: описывается развитие гения с очень раннего возраста под очень жестким прессом обстоятельств. Причем развитие, направленное на его победу всегда и во всём. Место его 'Я' в этом развитии, место близких людей.
Поднимаются грани коммуникации людей в коллективе, установления и поддержания отношений, иерархии - под свежим углом, нигде не встречал раньше такого описания.
Мне показалось, что вместо какого-то вывода, финала, итога, к которому и ведёт вся книга, который и есть часто самая трогающая часть - вместо этого вся история равномерно будоражит на всём протяжении.
Шутка юмора: столь достойное произведение было создано видимо как поясняющая предыстория к другому (по оценкам не менее достойному) произведению.
Ender's Game - пожалуй красив, но, при этом, фильмом является бессмысленным и, если вдуматься, слабым.
Протагонист (Батерфилд) предсказуем, а его действия, которые сюжет подает как гениальные тактические решения, и на которых основывается и строится характер этого персонажа, в лучшем случае - просто адекватны происходящему.
Антагонист (Форд) - персонаж плоский, без внятной предыстории и мотивации, упивающийся своими всемогуществом и вседозволенностью, что не мешает ему оставаться в рамках социальных норм.
Основная интрига фильма в названии, да и та внятна не разрешена. Снято все это по книге, которая, бают, хороша - может в ней кроются объяснения всем недоразвитым характерам и недоразвернутым сюжетным поворотам.
Посмотреть можно, свежесть фильму придает совсем юный возраст основного актерского состава вперемешку с относительной брутальностью происходящего (переломанные позвоночники, выеденные глазницы и геноцид планетарного масштаба), да и Хан Соло все еще мастерски трепыхает бровями; но поскольку сиквела в котором самое вкусное и должно было произойти ждать не приходится, я бы рекомендовал только большим любителям научной фантастики.
Цитаты, похвалы, какие-то дикие сравнения и заумь, как попытка показаться умнее - не для 'простых мнений'. Тут - номер - девяносто шесть и название ленты 'Игра Эндера'
Несколько раз возникало желание написать это мнение, и несколько же раз откладывалось. Причина - проста, отношение к картине оказывалось другим каждый раз. В миг после просмотра - сплошная критика, и не спасал даже тот факт, что научная фантастика сейчас не такой уж и частый гость в большом кино. На смену критике пришло равнодушие – пожалуй, самая плохая эмоция для любого рода творчества, и мысль разговора об «Игре Эндера» и вовсе затухла. Правде же, чего вдруг говорить о предмете, который тебе не интересен? Но с этим кино все оказалось не все так однозначно. Это и станет темой нашего разговора. И для начала честное предупреждение:
Внимание! Создатели фильма вынесли спойлер в трейлеры, в теглайн, на постеры. Ввиду чего даже человек, который не интересовался этой лентой не смог бы избежать спойлера «Это не игра».
Волшебно. Правда. Брать титульное наименование книги, тут же отрицать его название, выдавая спойлер даже тому, кто шел к премьере с закрытыми ушами и глазами. Допустим, такого размера шило в мешке, а особенно таком дырявом, как нынешний интернет, действительно утаить сложно. Но подобные примеры в истории случались, и произведения такого рода экранизировались — и вполне можно было выйти с гордо поднятой головой!
К примеру, взять и переписать концовку. Правда, поступок весьма спорный – чего доброго можно навлечь на себя ярость… Нет, не так… ЯРОСТЬ множества фанатов первоисточника, и весьма справедливую, надо отметить, ибо концовка действительно такая, как надо. Возможным и более изящным решением могло быть смещение акцентов внутри всего повествования, сместив его на личность Эндера, на его обучение и на военные действия. Действительно, такая попытка была, но ее провалил сам первоисточник. Эндер – не совсем нормален, он чуть ли не искусственно выведен и лишен части переживаний и эмоций.
Согласитесь, как-то не легко сопереживать персонажу, который, собственно, сам не сильно-то и парится. Главный герой проходит свою личную эволюцию, сражается с конкурентами, врагами и внутренними демонами, но он в конце-то концов и должен это делать! И нет никакого противоречия – Эндер заслуживает свое положение в здешнем табеле о рангах, не смотря на все уникальные задатки – он их верно реализует, не паразитируя на звании избранного. Баланс на месте — в синопсисе, в книге, на словах но не в кино.
В ленте мальчик ведет игру-тренировку, каждый следующий уровень которой все тяжелее и труднее. Ему говорят, что именно такие как он будут стоять на страже безопасности нашей цивилизации и что он - будущее высшего руководства армии Земли. Эндер учится, борется с личными страхами, с соперниками и обществом сверстников и развивается. Да эта часть повествования лучшая чуть ли не во всем фильме! Перед нами избранный, который добивается всего сам, являя верный пример для подражания для подростков. На Эндера свыше ничего не валится– он карабкается вверх, исключительно реализуя свой потенциал. Все выше и сложнее, шаг за шагом. Он проводит лучшую свою партию и вдруг оказывается — «Это не игра»!
Нееет! Ладно Вам! Кто бы мог подумать! Внезапность –то какая! Как не игра???
А ставка-то создателями сделана именно на этот факт. Шок пытаются вызвать тем, что мы и так знали. И получается, что чувства главного героя обесценены, его подвиг – тоже, значение всего этого – такое себе, а рейтинг ленты весь ужас геноцида инопланетной расы и кровавой жертвы нивелировал просто щелкнув пальцами. Нам являют нечто бездыханное, мямля, что в книге, совсем недавно, эта часть повествования жила и здравствовала.
Финал, своей логикой умудряется перечеркнуть вообще все повествование, но после катарсиса это не так заметно и становится откровенно начхать.
Жаль. Все шло так хорошо. Хорошо сыграно, с очень даже спецэффектами и рассказом о подростке, который не такой как все, но перед тем, как ему представится возможность себя показать, ему необходимо выжить в среде подобных себе, прогрызая путь на самый верх. Круто же… Эх…
Как итог: не-игра показала не-сборы. И с огромной долей вероятности перед нами и не-серия фильмов. Жаль. Один просмотр «Игра Эндера» заслужила. Пересматривать ли, с учетом того, что Вы знали спойлер еще до начала просмотра и могли уделить внимание книге, которая, как водится, лучше? Тут уж никаких игр – вряд ли…
Вот уж развелось фильмов про спасающих мир подростков. В одном они перестраивают устои общества, в другом воюют за справедливость, а в третьем просто бессмысленно воюют. Из разряда таких третьих и «Игра Эндера».
Согласитесь, название звучит интересно и привлекающе, но это только до тех пор, пока не узнаёшь, что Эндер – имя главного героя. Это звучит так же глупо, как «Игра Васи» или «Игра Пети”. Далее, читаем аннотацию. В ней говорится, что детей отбирают в элитную академию, чтобы научить спасать человечество (это если очень вкратце). После такого начинает казаться, что не очень-то серьёзно создатели фильма, да и сам главный герой, относятся к своей миссии. Но давайте по порядку.
Главный герой. Нам показывается его наличие и, вероятно, считается, что мы узнаем мальчика в процессе развития сюжета, но нет, этого не происходит. Ни одно его внутренне качество так и не раскрывается зрителю, кроме феноменальной способности всегда и везде лезть на рожон. Оно красиво называется «я не хочу подчиняться старшим по званию просто так». Тип такой «моё уважение надо заслужить. Я такой весь мелкий и классный, а ты командир, но мне плевать».
У главного героя есть сестра и брат, причём к сестре он питает очень нежные чувства, а брат показывается всего один раз. Чувак просто приходит и без причины душит младшего брата, но всем норм. Типа «он просто жестокий, с ним это бывает».
В общем, Эндер проходит какие-то странные тесты и попадает в школу стратегов, которые должны будут бороться с врагами человечества – жукерами. О таинственных пришельцах информацию зрителю нужно выуживать по крупицам из обрывков разговоров, но в результате целостной картины происходящего мы так и не получаем.
Парень показывается нам невероятно умным, решающим сложнейшие стратегические задачи за минуту. Этакий Цезарь с Наполеоном подрастающего поколения. Тут у меня возник вопрос: как он, такой умный, может считать Мэзер Ракхейма талантливейшим стратегом? Объясню, в чём дело. В качестве исторической хроники по 40 раз за фильм показываются кадры легендарного первого сражения с жукерами, которое закончилось победой землян. Но только благодаря тому, что талантливейший стратег направил свой истребитель в один из головных кораблей противника. Извините, вы можете назвать его героем, как мы называем героем Гастелло, но причём здесь стратегия? Правда, этот ляп нам объяснят в конце, и довольно неплохо, но мне печально от того, что тот, кого считают гением и надеждой человечества, совершил такое простое рассуждение только к 60-ой минуте фильма.
Обучение продолжается. Нарываясь на неприятности в любой возможной ситуации, парень магических образом превращается из умничающего фрика в лидера чудаков, которые всегда на первом месте. Логически это не обосновано, но в этом фильме это никого не волнует. Парень с лёгкостью перескакивает этапы обучения, кажется, за пару дней, ибо исчисление времени здесь имеет такое же значение, как и логика происходящего. Такую же несущественную роль в фильме играет и продолжение затронутых линий. Вот мальчик играет в команде Саламандр, вроде он такой молодец, а чем закончилась игра, узнавай как хочешь. Или что в конце концов случилось с главой этих самых Саламандр, мы тоже не узнаем. Кстати, дикий хохот у меня каждый раз вызывал чернокожий сержант, наоравший на Эндера в самом начале обучения. Да, мелкий его унизил после разок и этого было бы вполне достаточно, но несчастного сержанта как личную няньку таскали по всем планетам вслед за парнем.
В общем, после многих странных и непонятных событий, которые зачем-то происходят, Эндер попадает на финальное испытание, по результатом которого будет решено, станет он командующим флота Земли или нет. Тут же будто кто-то переключает рубильник идей в голове у режиссёра с «ужасно» на «сильно». К этому моменту герой уже начинает задумываться о том, что своего врага надо понять, а когда поймешь – полюбишь (этот бред сказала сестра ГГ, но я, видимо, слишком глупа, чтобы понять мудрость этой идеи). Парню приходит в голову мысль, что за жукерами неплохо бы понаблюдать, чтобы понять их мотивацию и предугадать действия. Но ему это не позволяют и ребёнок истребляет инопланетян, сам того не ведая. Это невероятно сильный момент: мальчик толкает финальную речь, и ты действительно понимаешь, как тут надо действовать, о чём стоит думать, кто прав в этом фильме, а кто просто дурак.
Что касается актёров, опущу вас с небес на землю - они все до одного ужасны. Эмоции на их лицах отсутствуют как вид. Всё, что появляется – пара морщинок на лбу Петры, когда она вроде бы переживает, и складки на переносице у Эндера, который показывает этим выражением лица все свои чувства. Что меня ещё убило: у парня постоянно глаза на мокром месте. В нужное время он пускает скупую мужскую слезу, а в остальных у него просто будто слёзы в глазах застыли, хоть по сюжету это совсем неуместно.
В общем, если вы готовы выдержать полтора часа какой-то ерунды ради сильнейших 20 минут, которые вас заставят по-другому посмотреть на этот фильм и, может, даже о чём-то задуматься на досуге – эта картина для вас. Кто склонен выключать кино после скучнейшего начала –лучше не смотрите, там и полчаса сложно высидеть. Но, честно говоря, я считаю, что потраченное время с лихвой окупилось мощью эмоций и откровеностью финала.
По итогам этого фильма сразу же выделяются несколько впечатлений, который с лихвой перекрывают простенький сценарий и нехитрые спецэффекты. И самым первым номером я выделю участие Харрисона Форда. Этот, не слишком симпатичный мне актер, нужно отдать должное - в каждом из фильмов 2013 года выложился на отлично. Своим участием он может быть и не 'вытягивал' ленты, но в полной мере доказал не только хорошую форму, но и старание. Этот состоятельный мужчина, пересекший недавно отметку в 70-лет каждый раз показывал погружение в роль, старался и высекал эмоции. 'Игры Эндера' он однозначно украсил. Отдав все лидерство молодому актеру он настолько грамотно ему ассистировал, ни в коей мере не выделяя себя, а просто проживая экранную роль, что каждая сцена с его участием становится приятным островком разума на фоне общей заурядности.
И тут, на слове 'заурядность' мы переходим к впечатлению второму. Оно связано с тем, что большая часть ленты оказывается заурядным нагромождением бесхитростных спецэффектов. Узнав бюджет фильма я очень удивился, ибо большая часть сцен снималась в весьма скромных интерьерах, а космические баталии ни могут идти ни в какое сравнение не то, что со 'Звездными войнами', но даже и с забытыми 'Затерянными в космосе'. Но даже не в вопросах так и напрашивающегося аудита проигрывает фильм. Он проигрывает в отсутствии событийности. Повторяя по своей сюжетной канве 'Дюну' Линча - в которой большую часть повествования уделено вопросам обучения и внутреннего становления героя, в 'Эндере' мы сталкиваемся ровно с тем же. Однако, самое запоминающееся испытание, которому подвергнется герой произойдет лишь по прошествии часа (учитывая небольшую погрешность).
Справедливости ради, нельзя не отметить, что меня приятно поразил финал. Гуманистическая нотка отрицающая милитаризм даже в вопросах, связанных с выживанием человечества, выглядит отнюдь не утопично. В устах юного героя мысль о том, что нужно думать не о том, чтобы победить, а о том как победить делает висты фильму. Вообще, тот эмоциональный конструктивный потенциал, который проявляется в финале ленты нейтрализует все приведенные выше огрехи. И остается лишь сожалеть, что боевые сцены оказались не просто тусклыми, а неинтересными и первый час ленты оказался лишним. На мой вкус, эта лента имела куда больший потенциал.