Мюриэль или Анатомия пост-алжирского синдрома от Алена Рене
Прежде всего фильм привлекает именем режиссера - Алена Рене, а также тем, что в главной роли играет Дельфин Сейриг.
Это - прекраснейшая актриса, которая на мой взгляд, обладала колоссальнейшим потенциалом. К сожалению, использованным относительно немного.
Фильм сделан в блестящей тонкой и безукоризненной манере Алена Рене. На фоне рассказа о нескольких любовных романах, настолько запутанных, что достаточно сложно уследить за поступками героев, Рене поднимает проблему пост-военного синдрома.
Речь идет о войне в Алжире, с которой вернулись двое мужчин. Они ведут себя очень по разному, но в то же время тема войны незримо витает во всем фильме. Рене показывает насколько травмированы эти мужчины, не выходя за пределы жанра - легкой любовной мелодрамы.
Даже трагическая концовка - может только быть нарисована нашим воображением. Рене на нее только намекает.
Кстати, а Мюриэль вы так и не увидите в этом фильме. Мюриэль - это девушка, которая погибла на войне, по вине одного из героев фильма. И эту смерть он сильно переживает.
Понятно, что в те годы, во Франции тема Алжира была табуированной и Рене 'отрабатывал' политическую часть по полной программе - но, сейчас, этот фильм может быть использован разве что как источник для цитат для новых режиссеров.
В итоге:великолепно снятое психологическое кино. Но мое отношение к нему формируется исключительно исходя из того, насколько интересно это кино смотреть. Вольер, кстати, как и Ален Рене француз, сказал, что 'Все жанры хороши, кроме скучного'. Так вот, история о Мюриэль необычайна скучна. Через полчаса фильма все режиссерские находки, равно как и актерская игра Дельфин, перестают интересовать. Единственное что остается в остатке - затянутый темп повествования.
«Мюрриэль, или Время возвращения» - третий полнометражный художественный фильм любимого мною Алена Рене.
Небесспорный и, на мой взгляд, не совсем удачный. Между тем, я получил удовольствие от его просмотра и попробую сейчас объяснить этот парадокс.
Начну с того, что и в этом фильме, как и в некоторых предыдущих, Рене использует тему войны. Точнее, пытается использовать. Я имею ввиду, что известность Алену Рене принес не художественный, а документальный фильм об узниках Освенцима «Ночь и туман». Затем последовала экзистенциальная «Хиросима, любовь моя», в которой трагическая любовь главной героини сопоставляется с трагедией сотен тысяч погибших в Хиросиме.
И вот «Мюрриэль».. Девушку с этим именем мы, кстати, не увидим, она была убита Бернаром и его сослуживцами во время войны в Алжире в ходе пыток.
Таким образом, отсылки к военной теме - это молодой человек по имени Бернар, страдающий вьетнамским синдромом, и Альфонс, который в разговоре также часто возвращается к теме иной войны – второй мировой.
Очевидно, автор пытался указать на несправедливость алжирской войны (в шестидесятые годы болезненная тема для французов) и жестокость любой войны, ломающей человеческие судьбы, но получилось это как-то неумело, контурно, неубедительно. В сущности, эта тема не раскрыта, а только обозначена. Трагедия искалеченного войной Бернара по мере приближения к финалу начинает восприниматься как фарс.
В целом к концу просмотра меня не покидало впечатление, что начав снимать драму, автор понемногу перевёл её в жанр абсурда.
Альфонс, который 23 года не виделся с любовью своей молодости Элен, решается приехать к ней, не только не сообщая о том, что женат, но и с молодой любовницей. Это не выглядело бы абсурдно, если бы не режиссерский замысел изобразить страдания главного героя от неразделенной любви.
В свою очередь Элен, пригласившая Альфонса в гости, накормив его ужином, уходит с любовником в казино.
Эмоции, которые пытаются изобразить актеры, входят в резкий контраст с событиями, которые происходят с ними на экране.
Именно по этой причине я считаю, что фильм получился слабым по драматургии.
Но есть причины, по которым его стоит посмотреть.
Замечательная операторская работа Саши Верни.
Прекрасная игра актеров Дельфин Сейриг и Жана-Батиста Тьере.
Самых высших оценок заслуживают мастера грима и костюмеры. 30-летняя Дельфин Сейриг вполне убедительно смотрится в роли 42-летней женщины во многом благодаря хорошему гриму.
Лично мне также понравилась музыка Ханса-Вернера Хенце, хотя многие со мной не согласятся.