4-ого октября 2024 года на большие экраны вышла долгожданная картина 'Платформа 2' - продолжение одноименного фильма 2019 года. Режиссером обеих картин является Гальдер Гастелу-Уррутия.
Сюжет продолжает рассказывать о том, как люди пытаются выжить в загадочном многоэтажном сооружении, по середине которого расположена самостоятельно движущаяся с едой по направлению сверху - вниз платформа.
+ В картине всего один положительный момент - ее концептуальные преемственность и связь с первой частью: загадочное сооружение, платформа, атмосфера безысходности и смирения. На этом все.
x Истории персонажей толком не проработаны - было ощущение при просмотре, что сами актеры не верят в то, что говорят. На протяжении всего фильма замечаешь только заученный текст без каких - либо внутренних и внешних его проработок со стороны актеров, будь то внутренние переживания героев или напряженный разговор.
x Сюжетная линия невнятная и кривая. В картине появляются сюжетные детали, которые на протяжении полного метра или никак не проясняются и остаются до финальных титров без разъяснений, или присутствует малопонятное и поверхностное пояснение, которое порождает еще большее количество вопросов и вызывает смятение - сцены с детьми, значение картин в жизни главной героини, роль и место проповедников в масштабе многоуровневого сооружения. Обращение за пояснением к первой части - 'Платформа' (2019 года) - не дает должного объяснения. В итоге ответы на вопросы приходится или додумывать зрителю самому, или так и оставить их без ответа в воздухе.
x Полный метр имеет сумбурный и сбивчивый характер, который выражается в беспорядочном темпе повествования и отсутствия проработанности сюжетных деталей: новые правила; новые люди; новая иерархия; поверхностные и бессмысленные разговоры; пустые и нераскрытые в должной мере для понимания образы героев; искусственно созданные напряжения и противостояния между героями, которые сводятся к простой мысли - каждый против каждого; бесполезные для сюжетного развития дополнительные сцены/эпизоды (с детьми, с собеседования, разговора о побеге между персонажами Милены Смит и Наталии Тены), которые не привносят необходимой и ожидаемой информации; персонажи сюжетно как быстро и неожиданно появляются, так и уходят. Из всего вышеперечисленного получается невнятная каша, за которой необходимо следить, чтобы окончательно не выпасть из сюжетной канвы.
x Запоминающихся и харизматичных героев здесь нет. Актерский состав справился со своими задачами, но степень проработанности персонажей поверхностная, из - за чего при просмотре присутствует равнодушие к пустым образам и событиям, которые происходят с главными героями.
x В первой части все события были сосредоточены на платформе и самом сооружении: герои задавались вопросами, узнавали, находили ответы, предполагали, думали, действовали. Вторая часть главным образом концентрируется на персонаже Милены Смит - все действия и события прямо или косвенно связаны с ней, ее мыслями и переживаниями. Платформа и ее смысл уходят на второй план.
• Несмотря на то, что данная картина вышла в 2024 году, хронологически/сюжетно она является приквелом/предысторией 'Платформы' 2019 года.
'Платформа 2' является неудачным и слабым фильмом, единственным достоинством которого является полученное 'наследство' от первой части - идея, остальные составляющие выглядят искусственно и обособленно.
С другой стороны, после второго «Джокера», наверное, можно сказать спасибо, что без песен и танцев.
Сюжет «Платформы» всё тот же. Многоэтажное здание, каждый этаж которого соединяет один общий колодец. На каждом этаже находятся два человека. Каждый день опускается платформа с едой, и даётся немного времени, чтобы успеть поесть, после чего платформа спускается ниже.
Раз в месяц происходит рокировка, и тот, кто был на нижнем этаже, может оказаться наверху, и наоборот.
Это основной сюжет обеих частей «Платформы».
Что же нового во второй части, кроме того, что участники решили договориться между собой и не есть сверх меры?
Да ничего!
Если отбросить замедленные сцены, галлюцинирование персонажей и прочие медитативные элементы, то всё, что привнесли в картину, это испорченная атмосфера.
Не понимаю, зачем нужно было разрушать существующую первой части, создавая из триллера липкую, вязкую, противную жвачку.
Не порадовали и максимально крупные планы, и максимально тёмные сцены. Похоже, решили сэкономить и сняли не на зелёном фоне, а просто в подвале.
Но что ещё больше «дешевит» картину, это монтаж. Уж не знаю, задумывались ли некоторые сцены, или их вставили по принципу «Зря что ли снимали? Давай добавим! Не выбрасывать же!». Монтаж слабый.
Ну и за объяснение аллегории — просто нижайший поклон (табличка: sarcasm). Думаю, даже ребёнок разберётся, что к чему. Тогда кем же нужно считать своего зрителя, чтобы объяснять ему всё на словах?
Предлагаю пока не поздно переименовать картину в «Платформа — аллегория структуры власти и социальной несправедливости», чтобы точно все всё поняли.
Наверное, что не вызывает особенных нареканий, это игра актёров. Потому трудно сидеть и минуту щёлкать зажигалкой неубедительно. Хочешь не хочешь, а лежащего на кровати человека всё равно сыграешь хорошо.
Сюжет, а точнее трогательные истории персонажей, — это отдельная песня. По-моему, даже актёрам было неловко пороть всю ту чушь, что им написали.
Да и «сюжет» — это громко сказано. В целом предстоит смотреть на то, как ребята полтора часа катаются на лифте и убивают друг друга. На этом всё.
Если коротко:
1) От первой «Платформы» осталась только платформа.
2) Ребята изобрели машину времени, потому что полтора часа показались вечностью.
Не для всех. Для тех кому нравятся трилогия Куба и первая Платформа
Фильм, на мой взгляд, довольно хорош и является приемлемым продолжением первого фильма, который я считаю в числе самых сильных в этом жанре. Это не то, что я ожидал от второй части, но я не разочарован.
Большой плюс двух фильмов в том, что в них присутствует идея. Саму концепцию платформы можно осмыслить по-разному и во многих смыслах, как она показывает социальное поведение людей внутри системы, в этом и прелесть этих фильмов.
Главной темой первого фильма была метафора капитализма, главные герои подобраны с разным жизненным укладом, своими действиями они наглядно показывают, как устроена жизнь внутри платформы, что в какой-то части находится в олицетворении нашего мира.
Второй фильм посвящён в целом идеи социализма. Интересно продумали новые правила для людей, которые помогают поддерживать данную систему.
Два фильма представлены таким образом, чтобы убедить зрителя, что нет идеальной системы, они все несовершенны. Применение слишком строгих мер контроля может обернуться ещё худшими последствиями, чем когда в системе нет правил. Вторая часть довольно хорошо передает эту идею. Ни одна из сторон не права, никто не выигрывает в яме, нет способа создать здоровую экосистему для всех, и в этом вся идея. Особенно это подчеркивается общей концовкой.
Главными недостатками второй части является недостаточная проработка главных персонажей и самих диалогов между ними, так как в первой части многие диалоги можно было разбирать на цитаты. Нет эффекта вау от самой системы платформы, сам механизм уже изучен, к сожалению, ничего глобально нового не показано (без учета перехода с капитализма на социализм), но мрачную, безысходную атмосферу фильм точно не потерял.
Фильмы построены таким образом, что оставляют после себя значительное количество вопросов, но в этом их и фишка, что после просмотра есть что обсудить и порассуждать. Ответы во второй части понемногу даются, но не на все вопросы. С другой стороны, не хочется, чтобы было как с достаточно провальной третьей частью куба. Комментарий режиссера: «Мы расскажем все на этапе, на котором завершится вся сага. На данный момент фильм разработан и создан так, чтобы вызывать дискуссию и порождать споры, а не давать конкретные объяснения. Во всей истории есть логика, но она намеренно построена таким образом, чтобы вызвать дебаты с финалом, в котором мы не знаем, живы они или мертвы, что правда, а что ложь… В картине есть подсказки для тех, кто ищет ответы. Фильм полон пасхалок».
На счёт сценок с детьми есть много трактовок. Я думаю, что сцены с детьми – это метафора на платформу со взрослыми, так как дети изначально все равны, они катаются по очереди на горке и радуются жизни, спустя какое-то время они хотят большего и начинают соревноваться друг с другом, проявляя свою эгоистичность.
Также мне нравится ещё следующая трактовка: «Можно предположить, что дети олицетворяют будущее общества. Помещая их на последний, самый жестокий уровень, те, кто правит вертикальной тюрьмой, посылают зрителю сигнал — если «человечество» (то есть обитатели «Ямы») не договорятся, чтобы еда дошла до всех уровней, ребенок (читай — будущее) умрет. И каждый месяц, со сменой уровней, начинается новый эксперимент…»
К сожалению, у данного фильма не будет средней высокой оценки, так как он рассчитан не на широкую аудиторию. Многие не понимают его и ставят ему слишком низкий балл. Для меня это хорошая вторая часть, у авторов есть идеи для продолжений фильма. Чувствуется, что авторы могут гораздо мощнее сделать. Остаётся только надеяться, что Netflix выделит им бюджет. Особенно бы хотелось увидеть другие виды платформ с другой системой и в более технологическом виде, и с большим количеством уникальных идей.
Что ж, на первую часть я рецензию написал, нужно поругать и вторую. А ругать есть за что. Потому что и первый-то фильм не был никаким шедевром, а больше напоминал слона в посудной лавке со своими прямолинейно-лобовыми аллюзиями, а второй только усилил накал эмоций. У нас вот есть главный герой-девочка, имя которой с индонезийского переводится как 'жещина'. Само имя вы никогда не сможете запомнить и произнести, но главное же аллюзия, смотрите. А другого героя вообще зовут Замятин. Вот это да, вот это ничего себе, как мы сослались на легендарную антиутопию. Для школьников это делается что ли?
В общем, кино, которое, как выясняется, не сиквел, а приквел первой части, из замкнутого триллера превращается в какое-то дурацкое роуд-муви с кучей кровищи. Хотели экшена — нате вам экшена. Правда, зритель так и не понимает, почему тот или иной персонаж поступает, как он поступает, потому что раскрывать нам их снова не будут. Поступают и поступают. Так надо.
В целом, фильм продолжает нам объяснять концепцию этой самой Ямы, которую мы и так поняли уже с первого раза. Для этого даже в конце повторяется финал первого фильма. Чтобы все всё поняли. Режиссеру надо работать проповедником, там очень ценится вот это умение по сто раз повторять одно и то же для тупых. А повторяет он потому, что ничего нового для нас у него нет. Чуть больше деталей, чуть меньше сюжета, вот и готов приквел. Слепая Фемида с бородой ходит, вообще находка, конечно. Тонко.
Из нового тут виден почерк великого и ужасного Нетфликса, который занялся франшизой. Теперь у нас актёры чернокожие, азиаты, безрукие, безногие, толстые, косоглазые, дауны, весь набор. Странно, что тему геев не раскрыли. Вообще что-то с сексуально-любовными темами режиссер жадничает. Не по-христански это, видимо. Разумеется, никто не будет раскрывать эти повесточные темы, просто надо, чтобы были.
Ну и главное, чего я так и не понял. Если спастись для героев — это добраться до самого низа, то зачем было городить весь этот огород? Что мешало сесть на лифт и просто поехать? Сюжет к концу просто разваливается на куски, даря нам фан-сервис из героев первой части.
Зачем это вообще снимали — не ясно. Но авторы наверняка себе кажутся какими-то интеллектуалами, разговаривающими эзоповым языком. С таким успехом можно мемы в соцсетях посмотреть, там такой же язык и такие же 'истины'.
Первая часть платформы в свое время смогла привлечь большое внимание аудитории. Продолжение же проекта имеет достаточно посредственную оценку. Что с ним не так?
Вторая часть предлагает посмотреть на иерархичную систему платформы, под другим углом, столкнув между собой две точки зрения.
Если в первой части, варвары, которые отрицали социальные договоренности, воспринимались как антагонисты, с которыми лоялисты должны бороться за воцарение закона и справедливости, равенства и достатка, то во второй же части, авторы показывают изъяны такого миропредставления, так как замечаются перегибы на местах.
Нам представлен герой, который свято верил в правила и порядок, всецело их соблюдал, и был готов привнести в эту систему большее количество сил и ресурсов, однако за такое рьяное рвение - получил наказание, со стороны блюстителей закона. Разочаровавшись в бывшем своде правил, главный герой переходит на сторону анархии и истинной свободы, бунта и революции.
Если смотреть на то, как представлены два полюса в этом фильме, то можно заметить, что лоялисты представлены в виде сторонников социализма. Где каждому положен свой кусок хлеба, где малейшее излишество и посягательство на чужой кусок - влечет за собой полное разрушение пищевой цепочки. От каждого требуется соблюдать закон, договариваться об обмене, и защищать права.
А если ты не согласен с подобным сводом правил, если тебе эта система не по нраву и поражает тебя в своих же правах? Ведь в самой яме, так таковых правил сообщества нет. Защищаются исключительно права самой движимой платформы, с которой спускается еда. Единственное, что не могут себе позволить участники - это оставлять продукты питания у себя на этаже. В противном случае - они будут заживо сожжены или заморожены.
То, каким образом будет построена социальная иерархия, каким образом будет функционировать общество и его институты внутри ямы - решают исключительно участники проекта. И в этом случае, те, кто не готов стать лоялистом и не готов поддерживать установленный обществом свод правил - остается за бортом.
Эти люди так же поражены в правах, они так же имеют право питаться чем угодно и как угодно, ведь сама материя - это не регулирует. Регулируют пищевую цепочку исключительно члены данного общества. Поэтому совершенно закономерно, что найдутся те, кто готовы начихать на все правила социума, ведь с их стороны есть закономерный вопрос: «А судьи кто?»
Кто является арбитром правды и порядка? На этот вопрос в яме не способен ответить никто. Поэтому сторона анархии, сторона свободы и истинного выбора без ограничений со стороны общества так же не является ложной, не является злом.
Таким образом, авторы рассматривают вопросы справедливости и свободы, прав и понятий с разных сторон, не вешая ярлыки правых и неправых, предоставляя сделать выбор на чьей стороне истина - зрителю.
После просмотра второй части испанской 'Платформы', у меня возник единственный вопрос. А для чего и для кого это снималось?
В 2019 году первая часть картины вызвала восторг большинства зрителей - завораживающий, интересный, держащий в напряжении до конца триллер. Идея фильма действительно уникальна: 333 этажа и на каждом по двое заключённых, ежедневно ожидающих платформу с едой. Из-за эгоистичности человеческой природы, общего неравенства и жадности на нижние этажи еды не достаётся. Голод - убийца моральных достоинств людей, и многие постепенно превращаются в чудовищ, кровожадных убийц-каннибалов. Иная часть - уходит из жизни по собственному желанию.
Предполагаю, что большая часть зрителей ждала от второй части подробностей создания этого странного места и почему там происходит то, что происходит... Режиссёр решил всех 'обдурить' и превратить качественную антиутопическую работу в несуразное месиво.
Продолжение сконцентрировано главным образом на противостоянии двух противоположных группировок в виде 'лоялистов' и 'варваров'. Основные действия происходят вокруг главной героини - Перемпуан, которая старательно пытается установить порядки в 'дыре'. И эти порядки здесь устанавливаются не самым мирным способом...
В картине избыточное количество жестоких сцен, которые, в большинстве своём, не имеют кинематографической пользы для восприятия общего смысла. Происходящее на экране зритель видит очень смазанным, сумбурным, в глаза бросается отсутствие понятной структуры. Общая тяжесть сцен кажется нереальной, наигранной. Размытая неинтересная концовка - также большой недостаток в общую их копилку у данного кино.
Пару слов об актёрской игре. То что требовалось от актёров - они сыграли, но не более. К главной героини у зрителя вряд ли появится сочувствие, сопереживание. В её игре не хватало той 'изюминки', которая позволила бы насладиться ролью Милены Смит. Ну нет ничего цепляющего в её эмоциях и действиях, ничего не поделаешь. Всё 'по методичке' - актёры просто сделали то, что от них требовалось в соответствии с замыслом режиссёра.
Не будем только о плохом, перечислю некоторые плюсы данного кино:
- Неплохое музыкальное сопровождение
- Общая атмосфера и вид тюрьмы, проработанные детали.
- Вполне удачный подбор актёрского состава (речь скорее об образах, а не об игре)
- Маленький хронометраж, нет затянутости
Знаете, достаточно тяжело разочаровываться во второй части прекрасного, необычного кино. Абсолютно неоправданная метафоричность везде и всюду - большая ошибка создателя 'Платформы 2'. Сцены, где режиссёр может быть и пытается донести общий смысл, оказываются сложными и непонятными для среднестатистического зрителя. А для кого тогда этот фильм? Любителей сцен с ужасающими кровавыми драками...? Чтобы картина называлась достойной, оправдано должно быть любое действие, любой шаг в сторону. И оправдать это должен хорошо донесенный до зрителя общий смысл. Этого, к сожалению, не произошло. Замысел продолжения 'Платформы' скорее всего навсегда останется большой загадкой для большинства смотрящих.
Я начинала смотреть этот сиквел, зная, что многие люди низко его оценили. Мол, он намного хуже первой части и вообще не стоит внимания. Не могу с этим согласиться.
В первой части франшизы (а я надеюсь нас ждёт в будущем и третья часть) нам продемонстрировали, что будет с Ямой, если в ней будут царить анархия и хаос, а каждый заключённый сможет творить всё что ему вздумается (в нашем случае - есть любую еду в любых количествах). Не очень приятная картина.
В сиквеле нам предлагают посмотреть на обратную сторону медали - в Яме уже действуют определённые правила, есть свой Закон, какой-никакой порядок. Казалось бы, сплошные плюсы: еда достигает более низких уровней, между этажами развита коммуникация. Но чем дольше мы смотрим фильм, тем больше понимаем, что тут работает аксиома Эскобара... Так что же лучше? Полная свобода действий или жёсткий Закон? Лоялисты противостоят Варварам, а чью сторону к финалу займёте Вы - решать Вам.
Люди делятся на два типа. Если вы не оценили и первый фильм и его блестящие метафоры - то сиквел не изменит ваше мнение, так как ничего в корне нового он не приносит. А вот тем, кого концепция Платформы сразу зацепила, сиквел тоже должен понравиться.
Для меня единственный минус картины такой же, как у первой части - излишний символизм и туманность происходящего. Всё-таки хотелось бы получить хотя бы тонкий намёк на разгадку секретов Ямы, но, может, это нас ждёт в следующих фильмах, если они будут.
Если честно, я не особо понимаю такой популярности у этого фильма. Он не выглядит чисто коммерческим, потому что очень много некого стороннего глубинного смысла. При этом, этот глубинный смысл, на самом деле не такой уж глубинный, а довольно поверхностный, но заваленный какой-то странной, как бы авангардной формой, смахивающей на психиатрический диагноз или очень плохой трип. Я к тому, что если пытаться вникнуть во всё происходящее, чтобы прям докопаться до какой-то сути, то натыкаешься только на абсурд и кровавые ошмётки. И на ум приходит то, что на самом деле никакого прям глубокого смысла нет. Есть интересная идея и очень мрачная девиантная подача, с довольно простой концепцией. Вертикальная власть, где чем выше тем лучше, но будто надо соблюдать какие-то законы, что бы низы не умерли от голода. Проблема в том, что низы это не основа, а законы это как бы страховка. Но в реальном мире это не работает. Потому что в этой тюрьме, по своему желанию можно опуститься только ниже. И создатели, сами понимают поломку такой аллегории. Поэтому придумали каких-то, как бы сектантов-полицейских карателей, которые непонятным образом объединяются и они и есть блюстители закона. И это всё выглядит так, что блюстители это делают не ради общего блага, а потому что им нравится власть и вселять страх. И получается, что смысла во всём этом нет, если проецировать на обычную реальность. Конечно, можно найти какие-то параллели и притянуть идею за уши. Но глобально мы видим постапокалиптическую искусственную структуру. Типа эксперимент. И если бы это именно так и подавалось, то было бы интереснее. А вешая над этим псевдофилософию, авторы только сбивают с толку, напуская пыли.
Сюжет. Как и в первой части, какие-то люди попадают в многоуровневую тюрьму колодец. Судя по всему, многие по своему выбору. У людей есть одна вещь с собой. По центру колодца опускается платформа с едой. На платформе лежит еда всех людей, которые что-то заказали, когда попали в тюрьму. Предполагается, что есть они будут только своё, что бы досталось всем. Но в реальности, естественно происходит не так и до нижних уровней еда не доходит. Поэтому, на нижних уровнях люди часто умирают от голода или людоедствуют. Но, за соблюдением законов следят, так называемые помазанные с приспешниками, которые если узнают, что нарушаются какие-то ими установленные правила, то калечат или убивают непослушных. Вот в этой нездоровой ситуации оказывается главная героиня, которая пытается... А что пытается, похоже она и сама толком не понимает. Очевидно, как и большинство зрителей.
Смотреть особо не рекомендую. Муть ещё та. Но общая идея интересная и есть много кровавых и жестоких сцен. Если хочется позаморачиваться, то на здоровье.
Самый недооценённый фильм года на мой сугубо личный взгляд. Очевидно, что выше первой части не прыгнуть, это было понятно по трейлеру. Получился ещё более мрачный артхаус, а такое широкой публикой никогда не будет оценено по достоинству. Да и сами сценаристы делали больше упор на картинку, не пытаясь разжёвывать детали повествования.
А ведь сюжет наполнен довольно яркими метафорами. Только слепой здесь не увидит аллюзии на Фемиду и закон, который она охраняет, взаимосвязь коллективной ответственности взрослых перед детьми и т.д. Всё перечислять смысла нет, имеющий глаза да увидит.
Невероятно впечатлила игра Ховика Кеучкеряна. Этот перфоманс, который он выдал буквально за полчаса нахождения в кадре просто бесподобен. Изначально представ в образе типичного отрицательно персонажа, которого казалось бы нужно ненавидеть на протяжении всего сюжета, он буквально выдаёт за тот хронометраж, что отведен ему, просто сумасшедшую палитру эмоций. В итоге его персонаж тебе импонирует и вызывает сопереживание. Самый, пожалуй, проработанный персонаж картины.
В общем, можно ещё долго распинаться, но это просто нужно смотреть. Желательно не предвзято, так как первая часть была эталоном с точки зрения преподнесения метафор, превзойти которую было невозможно. Вторая часть просто как довольно удачная интерпретация. И как вишенка на торте сцена после титров.