После просмотра второй части испанской 'Платформы', у меня возник единственный вопрос. А для чего и для кого это снималось?
В 2019 году первая часть картины вызвала восторг большинства зрителей - завораживающий, интересный, держащий в напряжении до конца триллер. Идея фильма действительно уникальна: 333 этажа и на каждом по двое заключённых, ежедневно ожидающих платформу с едой. Из-за эгоистичности человеческой природы, общего неравенства и жадности на нижние этажи еды не достаётся. Голод - убийца моральных достоинств людей, и многие постепенно превращаются в чудовищ, кровожадных убийц-каннибалов. Иная часть - уходит из жизни по собственному желанию.
Предполагаю, что большая часть зрителей ждала от второй части подробностей создания этого странного места и почему там происходит то, что происходит... Режиссёр решил всех 'обдурить' и превратить качественную антиутопическую работу в несуразное месиво.
Продолжение сконцентрировано главным образом на противостоянии двух противоположных группировок в виде 'лоялистов' и 'варваров'. Основные действия происходят вокруг главной героини - Перемпуан, которая старательно пытается установить порядки в 'дыре'. И эти порядки здесь устанавливаются не самым мирным способом...
В картине избыточное количество жестоких сцен, которые, в большинстве своём, не имеют кинематографической пользы для восприятия общего смысла. Происходящее на экране зритель видит очень смазанным, сумбурным, в глаза бросается отсутствие понятной структуры. Общая тяжесть сцен кажется нереальной, наигранной. Размытая неинтересная концовка - также большой недостаток в общую их копилку у данного кино.
Пару слов об актёрской игре. То что требовалось от актёров - они сыграли, но не более. К главной героини у зрителя вряд ли появится сочувствие, сопереживание. В её игре не хватало той 'изюминки', которая позволила бы насладиться ролью Милены Смит. Ну нет ничего цепляющего в её эмоциях и действиях, ничего не поделаешь. Всё 'по методичке' - актёры просто сделали то, что от них требовалось в соответствии с замыслом режиссёра.
Не будем только о плохом, перечислю некоторые плюсы данного кино:
- Неплохое музыкальное сопровождение
- Общая атмосфера и вид тюрьмы, проработанные детали.
- Вполне удачный подбор актёрского состава (речь скорее об образах, а не об игре)
- Маленький хронометраж, нет затянутости
Знаете, достаточно тяжело разочаровываться во второй части прекрасного, необычного кино. Абсолютно неоправданная метафоричность везде и всюду - большая ошибка создателя 'Платформы 2'. Сцены, где режиссёр может быть и пытается донести общий смысл, оказываются сложными и непонятными для среднестатистического зрителя. А для кого тогда этот фильм? Любителей сцен с ужасающими кровавыми драками...? Чтобы картина называлась достойной, оправдано должно быть любое действие, любой шаг в сторону. И оправдать это должен хорошо донесенный до зрителя общий смысл. Этого, к сожалению, не произошло. Замысел продолжения 'Платформы' скорее всего навсегда останется большой загадкой для большинства смотрящих.
Что ж, на первую часть я рецензию написал, нужно поругать и вторую. А ругать есть за что. Потому что и первый-то фильм не был никаким шедевром, а больше напоминал слона в посудной лавке со своими прямолинейно-лобовыми аллюзиями, а второй только усилил накал эмоций. У нас вот есть главный герой-девочка, имя которой с индонезийского переводится как 'жещина'. Само имя вы никогда не сможете запомнить и произнести, но главное же аллюзия, смотрите. А другого героя вообще зовут Замятин. Вот это да, вот это ничего себе, как мы сослались на легендарную антиутопию. Для школьников это делается что ли?
В общем, кино, которое, как выясняется, не сиквел, а приквел первой части, из замкнутого триллера превращается в какое-то дурацкое роуд-муви с кучей кровищи. Хотели экшена — нате вам экшена. Правда, зритель так и не понимает, почему тот или иной персонаж поступает, как он поступает, потому что раскрывать нам их снова не будут. Поступают и поступают. Так надо.
В целом, фильм продолжает нам объяснять концепцию этой самой Ямы, которую мы и так поняли уже с первого раза. Для этого даже в конце повторяется финал первого фильма. Чтобы все всё поняли. Режиссеру надо работать проповедником, там очень ценится вот это умение по сто раз повторять одно и то же для тупых. А повторяет он потому, что ничего нового для нас у него нет. Чуть больше деталей, чуть меньше сюжета, вот и готов приквел. Слепая Фемида с бородой ходит, вообще находка, конечно. Тонко.
Из нового тут виден почерк великого и ужасного Нетфликса, который занялся франшизой. Теперь у нас актёры чернокожие, азиаты, безрукие, безногие, толстые, косоглазые, дауны, весь набор. Странно, что тему геев не раскрыли. Вообще что-то с сексуально-любовными темами режиссер жадничает. Не по-христански это, видимо. Разумеется, никто не будет раскрывать эти повесточные темы, просто надо, чтобы были.
Ну и главное, чего я так и не понял. Если спастись для героев — это добраться до самого низа, то зачем было городить весь этот огород? Что мешало сесть на лифт и просто поехать? Сюжет к концу просто разваливается на куски, даря нам фан-сервис из героев первой части.
Зачем это вообще снимали — не ясно. Но авторы наверняка себе кажутся какими-то интеллектуалами, разговаривающими эзоповым языком. С таким успехом можно мемы в соцсетях посмотреть, там такой же язык и такие же 'истины'.
С другой стороны, после второго «Джокера», наверное, можно сказать спасибо, что без песен и танцев.
Сюжет «Платформы» всё тот же. Многоэтажное здание, каждый этаж которого соединяет один общий колодец. На каждом этаже находятся два человека. Каждый день опускается платформа с едой, и даётся немного времени, чтобы успеть поесть, после чего платформа спускается ниже.
Раз в месяц происходит рокировка, и тот, кто был на нижнем этаже, может оказаться наверху, и наоборот.
Это основной сюжет обеих частей «Платформы».
Что же нового во второй части, кроме того, что участники решили договориться между собой и не есть сверх меры?
Да ничего!
Если отбросить замедленные сцены, галлюцинирование персонажей и прочие медитативные элементы, то всё, что привнесли в картину, это испорченная атмосфера.
Не понимаю, зачем нужно было разрушать существующую первой части, создавая из триллера липкую, вязкую, противную жвачку.
Не порадовали и максимально крупные планы, и максимально тёмные сцены. Похоже, решили сэкономить и сняли не на зелёном фоне, а просто в подвале.
Но что ещё больше «дешевит» картину, это монтаж. Уж не знаю, задумывались ли некоторые сцены, или их вставили по принципу «Зря что ли снимали? Давай добавим! Не выбрасывать же!». Монтаж слабый.
Ну и за объяснение аллегории — просто нижайший поклон (табличка: sarcasm). Думаю, даже ребёнок разберётся, что к чему. Тогда кем же нужно считать своего зрителя, чтобы объяснять ему всё на словах?
Предлагаю пока не поздно переименовать картину в «Платформа — аллегория структуры власти и социальной несправедливости», чтобы точно все всё поняли.
Наверное, что не вызывает особенных нареканий, это игра актёров. Потому трудно сидеть и минуту щёлкать зажигалкой неубедительно. Хочешь не хочешь, а лежащего на кровати человека всё равно сыграешь хорошо.
Сюжет, а точнее трогательные истории персонажей, — это отдельная песня. По-моему, даже актёрам было неловко пороть всю ту чушь, что им написали.
Да и «сюжет» — это громко сказано. В целом предстоит смотреть на то, как ребята полтора часа катаются на лифте и убивают друг друга. На этом всё.
Если коротко:
1) От первой «Платформы» осталась только платформа.
2) Ребята изобрели машину времени, потому что полтора часа показались вечностью.