- Max thinks he created me. He crippled me! He deformed my work! — He made all your dreams come true. He gave you a career.
Дебютная работа Майкла Грандаджа, безусловно, произвела на меня положительное впечатление. Я очень долгое время ждала этот фильм и, к счастью, оказалась не разочарована. Когда эта картина вышла в прокат, я была волонтером на кинофестивале «Voices», и времени на просмотр совсем не было. Но в один прекрасный день у нас оказалось два свободных часа от фильмов и волонтерства, и мы, в отличие от остальных, в это время рванули на другой конец города в кино на «Гения». С тех пор мы официально получили звание «самых преданных индустрии кино волонтеров». Вот такая история моего просмотра этого фильма, и я до сих пор очень рада, что эти два часа были посвящены ему.
Если бы я не знала, что это дебютная работа Грандаджа, то сама никогда бы так не подумала, потому что все выполнено очень качественно и выдержанно. Да, чувствуется, что режиссер этого фильма связан с театральной деятельностью, потому что эта театральность ярко ощущается, но когда речь идет о фильме, посвященном творческим личностям, то это явление всегда на руку. Оно же и создает такую магическую атмосферу, что не передать словами. Лично у меня мурашки побежали уже на первых кадрах: Америка 30-х гг., туман и чьи-то шаги, капли дождя, тяжело падающие на тротуар. Уже эти первые минуты настраивают зрителя на нужный лад. Второй сильный кульминационный момент приходится на середину фильма (сцена на железнодорожном вокзале), дабы не спойлерить, не буду расписывать этот момент, но гарантирую, что Вы его прочувствуете каждой своей клеточкой, когда будете смотреть.
«Max Perkins discovered Ernest Hemingway and F. Scott Fitzgerald. But he never met anyone like Thomas Wolfe».
Хотелось бы заметить, что в настоящее время популярны фильмы про известных писателей, музыкантов, но мало кто снимает про людей, которые за ними стоят. Грандадж сделал это, создал, по сути, фильм-восхваление Макса Перкинса – редактора таких великих писателей как Хемингуэй и Фицджеральд (их также можно увидеть в фильме в качестве эпизодических персонажей). В основе сюжета лежат отношения Макса Перкинса с одним из его клиентов, писателем Томасом Вульфом, представителем «потерянного поколения», известным своими объемными романами.
- We can do it.
- How long?
- Nine months, if you resist the temptation to add more.
- I have to be able to add more.
- The book is 5,000 pages long.
- Point taken.
Грандадж оказался мастером детали, он смог даже мелочь сделать значимой. Конечно, самой яркой деталью фильма стала шляпа Макса Перкинса, которая под конец перерастает в метафору его души. В фильме немало комичных моментов благодаря творческому почерку, эксцентричности Томаса Вульфа и сдержанности, даже местами замкнутости, его издателя. Они представляют собой две противоположности, две крайности, за счет этого наблюдать за ними становится очень интересно, за их химией, слушать их впечатляющие диалоги, большинство из которых достаточно ироничны именно из-за этого контраста.
Одним из немногих недостатков этого фильма является игра Джуда Лоу, по-моему, он перестарался с эксцентричностью и взбалмошностью своего героя, переиграл так сказать. А вот Колин Ферт как всегда бесподобен в образе серьезного аристократа, этот британец всегда великолепен в подобных ролях. Также в фильме появляется Николь Кидман в достаточно ярком, запоминающемся, но противоречивом образе девушки Томаса Вульфа.
Другим недостатком является финал фильма, который разочаровывает. Данная кинокартина выдержана в неторопливом темпе развития событий, но к концу этот спокойный темп, отвечающий за всю атмосферность фильма, сильно ускоряется, что приводит к очень резкому завершению, что создает это чувство смазанности.
«That's what we editors lose sleep over, you know. Are you really making books better or just making them different?»
Таким образом, фильм «Гений» смотреть, конечно, стоит хотя бы ради этой прекрасной атмосферы Америки 30-х гг., ради потрясающего Колина Ферта, и, наконец, ради того, чтобы узнать историю двух великих творцов. Да, фильм не лишен недостатков, но на общем фоне они кажутся незначительными и не мешают получить удовольствие от просмотра. Так что смотрите и получайте удовольствие!
Гений. Гений редактирования и гений дружбы. Мастер, распознающий алмаз и делающий из него бриллиант. Таков Макс Перкинс (Колин Ферт), благодаря которому мир узнал Фицджеральда (Гай Пирс), Хемингуэя (Доминик Уэст) и — Томаса Вульфа (Джуд Лоу). Мудрый, терпеливый, видящий больше других, понимающий больше других и готовый делать для других больше других. При поддержке своей жены (Лора Линни) и в противоборстве с любящей Вульфа Алин Бернстайн (Николь Кидман).
Но мир его практически не знает. А гении, которых мир знает, используют его для решения собственных проблем. Вечная тема. Кто помнит тренеров, учителей, редакторов, издателей, менеджеров, жен, подруг, нянь, мам, пап, дядь, дедушек, бабушек и друзей тех, кого мы почитаем как гениев? Мало и редко кто. А надо. Поэтому плюс фильму только за то, что он про такого человека.
Еще плюс за актерский ансамбль. Просто посмотреть на этих людей уже удовольствие. Эстетическое.
Следующий плюс — за намеченные темы и поднятые проблемы. Да, первые рассыпаны штрихами, вторым нет решения. И за это многие фильм критикуют: дескать, так много и так ни о чем. Но я все-таки придерживаюсь той точки зрения, что автор не обязан давать решения. Он может поднять вопрос, заострить проблему. А решение — каждый ищет сам.
Здесь ключевая — гений второго плана, гений в тени. Это — вечная проблема редактора. Увидит он или нет шедевр, бестселлер в ворохе принесенных слов? Удачно или нет подскажет автору, что исправить, что вычеркнуть, что дописать?.. Где границы вмешательства в авторский текст? А с позиции читателя сразу закрадывается сомнение: а чье произведение нам подается как шедевр, кто автор, чьим текстом мы восхищаемся?.. Сам Перкинс не всегда уверен, правильно ли он поступает, ориентируясь не только на авторский замысел, но и на читателей и коммерческую ситуацию. «За каждым великим писателем стоит великий редактор, который, оставаясь в тени, трансформирует рукописные опусы в те настольные романы, оторваться от которых потом не может уже не первое поколение».
Еще одна вечная тема — гений творчества и гений личности. Молодой Вульф предстает перед нами эгоистичным, самовлюбленным, захлебывающимся от впечатлений и фонтанирующих эмоций, случайно встретивший человека, готового привести его творческий хаос в порядок. Он впадает в крайности и не чувствует полутонов. Он упивается собой и не сочувствует тем, кто пребывает в другом состоянии, решает другие проблемы. И тут позиция автора обозначена двумя великолепным репликами. Сначала Перкинс бросает Вульфу: «При всей своей болтовне с миллионами красивых слов ты и понятия не имеешь, что такое «жить», смотреть в глаза другому человеку и болеть о нем». А затем Фицджеральд объясняет: «Жизнь — это длинная дорога. Зачем обижать тех, кто готов пройти её вместе с вами?»
Случайно ли, что в фильме Вульф выглядит графоманом, которого оценили только благодаря редактору и издателю? А типаж — при всем обаянии Лоу — настолько отталкивающий, что читать его книги не хочется. Нам не достается признанный и повзрослевший Вульф. Потому что не в нем дело! Дело — в Перкинсе, который готов снять шляпу, прощаясь с несостоявшимся будущим. Он — гений!
Остальное — детали. Не всегда удачные, предсказуемые, театрально прямолинейные. Чего стоят только сцены ссоры Вульфа с Бернстайн, ее разговоры с Перкинсом и его женой! Истерично стареющая женщина, жаждущая внимания человека, занятого лишь собой, — насколько это комильфо? Или пафосные диалоги великих людей 'на зрителя', словно на авансцене в зале?.. Но можно принять как правила игры. Как художественную условность.
Главное — это главный герой. Перкинс. А перед ним действительно можно снять шляпу!
Биографическая картина о писателе Томасе Вулфе и его творческой карьере. Фильм, который, к великому сожалению, остался мало кем замеченным. Это достойная история дружбы между юным писателем и профессиональным редактором. Их отношения постепенно перерастают в нечто большее. Они становятся единым организмом, питающими друг друга. Редактор Макс предоставляет Томасу массу профессиональных советов, а Томас показывает ему жизнь, энергию, которую ему некуда девать. Эта энергия частенько играет с ним злую шутку, но для Макса, Томас будто родной сын и не отказывается от него вне зависимости от его 'выкрутасов'.
Режиссура великолепно передает дух времени. Эту серую, пасмурную погоду, что расслабляет глаза и позволяет проникнуться энергии Томаса. А сценарная работа очень тонкая и отлично подает главных героев и конфликты, возникающие между Томасом и Максом, между ними и их женами и между самими женами.
Но есть еще одна наиважнейшая часть фильма, которую, я считаю, лучшей частью любой глубокомысленной картины- фильм заставляет задуматься. Он дает пищу для размышлений в плане наших отношений с близкими сердцу людьми. Как по мне, катализатором этого являются лова Ф. С. Фицджерадьда:
'Жизнь- дорого долгая. Так зачем обижать того, кто готов пройти ее вместе с Вами?'
Фильм более чем достоин просмотра за свою глубину и игру актеров. Наконец Джуд Лоу показал себя в заметной роли не только джентльмена по отношению к дамам, но и в действительно серьезной роли великого писателя.
'Жизнь - это длинная дорога. Зачем обижать тех, кто готов пройти её вместе с Вами?'
Фильм 'Гений' - биография о дружбе известного писателя Томаса Вульфа и литературного редактора Макса Перкинса, открывшего миру таких людей, как Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй. Фильм для человека, который не читал ни биографию автора, ни его книг, оказался полной неожиданностью в плане своей правдоподобности и откровенности.
Томас Вульф, как гласят открытые источники, является крупнейшим писателем 'потерянного поколения' и великим прозаиком XX века. Довольно интригующе, не так ли? Кажется, что такой человек должен обладать глубокой силой мыслью и тонким чувствованием жизни. Это архетипичное заблуждение, когда писателям приписываются великие знания, живёт в людях по всему миру. Отсюда у многих любовь к разным цитатам и ссылкам, как к непреложной истине. Тем более любопытно, что Томас Вульф в фильме показан совсем не великим человеком, за которым бы хотелось пойти, а совсем наоборот.
Вульф из той породы людей, которых сейчас называют графоманами. Несомненно, свои тексты он пишет очень выразительным, красивым и образным языком, но добавляет много воды. На его счастье, он встречает Макса Перкинса, человека, обладающего нюхом на хорошие книги. Тот понимает, что книга Вульфа достойна внимания (видимо, хоть по фильму это и не очень понятно, Томас способен делать тонким и меткие наблюдения), но её необходимо сильно урезать. Так начинается их сотрудничество и дружба.
Макс Перкинс (Колин Фёрт) - добропорядочный семьянин, который, что по-театральному символично, никогда не снимает шляпу (ружьё, которое было просто обязано выстрелить!). Он мечтал о сыне, но судьба наградила его многочисленными дочерьми. Поэтому неудивительно, что в Томасе (Джуд Лоу), в каком-то смысле, он обретает сына. А что Томас? Он живёт с замужней женщиной (Николь Кидман), которая оставила семью ради него и которая жестоко его ревнует, устраивая сцены и скандалы, периодически развлекается с девушками лёгкого поведения и ищет новых впечатлений, чувствуя, что только тогда он живёт. Томас Вульф оказывается до невозможности самовлюбленным эгоистом, который и книги-то писал не про кого-нибудь, а про себя самого, уверенный, что его персона должна быть интересна всем окружающим. Он хочет видеть только себя, слышать только себя и совершенно не может ни слушать других, ни сочувствовать им.
Все три ведущих актёра прекрасно передают характеры своих персонажей. Говорящая мимика Фёрта и его всепонимающий взгляд, артистичность Кидман, разбавляющая неспешное повествование, экспрессивность Лоу - актёрская игра составила половину успеха этого фильма. Но после него осталось двоякое чувство: теперь мне любопытно прочитать произведения Вульфа, чтобы понять, что открыл в них гений Перкинса, но читать книги гения Вульфа совсем не хочется - к такому, каким он показан в фильме, нет желания прислушиваться.
Кто из них Гений? Тот, кто написал великое произведение, или тот, кто сумел открыть его миру? Каждый зритель сам для себя отвечает на этот вопрос. Макс Перкинс не считает себя кем-то выдающимся, беспокоясь о том, что своим вмешательством он мог сделать книгу только хуже. Эта побочная линия о творце и редакторе знакома всем, кто хоть как-то связан с творчеством. Но один человек редко способен создать что-то грандиозное - за великим творениями, как правило, стоят множество людей. И им тоже следует отдавать почести, а не оставлять 'невидимками'.
Малоизвестный британец Майкл Грандадж, несмотря на отсутствие весомого опыта в съёмках биографических драм (да и просто в съёмках фильмов с привлекательным сюжетом, первоклассными актёрами и обязательной номинацией, как минимум на 5 статуэток 'Оскар'), с абсолютной легкостью снял своего «Гения» и, по правде сказать, получился он у него на «ура». Заманить в свой фильм двух видных британцев (Колина Ферта и Джуда Лоу), вечную умницу - красавицу Николь Кидман, подогнать под это дело душещипательный сценарий о дружбе и писательском ремесле и, вуаля, готов фильм в лучших традициях американской драмы. Хотя нельзя с точной уверенностью отнести «Гения» к картине высшего режиссерского и сценарного мастерства, от просмотра которой каждую секунду наворачиваются слезы на глазах; отругать и проорать после просмотра сухое - «банально» тоже невозможно.
Действия биографической драмы «Гений» разворачиваются в Нью-Йорке 30-х годов. Страшный экономический кризис, нищета, самый разгар «Великой депрессии», в общем, одни сплошные беды. Однако кризис не затронул американскую интеллигенцию: в самые тяжёлые времена снимались лучшие кинокартины, писались величайшие романы, в театре ставились пьесы, а в самых обычных барах можно было застать гения Фицджеральда, выпить по рюмашке с Хемингуэем или поздороваться с Кэтрин Хепбёрн. В такой интеллектуально яркой гуще жил и работал издатель Макс Перкинс - строгий, немного хмурый редактор, открывший в своё время миру гений Хемингуэя и Фицджеральда. Однажды, в руки этого прагматичного работяги, попадает рукопись молодого никому неизвестного Томаса Вулфа. Преодолев за пару вечеров огромный талмуд философский писанины, Перкинс выносит вердикт молодому писателю – настоящий гений. Правда, затем звёздный издатель заставляет Вулфа урезать половину своего написанного романа. Уже в далекие 30-е поколение людей обходило стороной книги подобные «Войне и миру» (все-таки куда лучше сходить в кино и посмотреть на очаровательные ножки актрисы, чем просидеть ни один час за философским размышлением очередного страдальца). Наконец, книга выходит в свет, имя Вулфа становится популярным, а между писателем и издателем устанавливается не просто рабочий контакт - они становятся закадычными друзьями, а, если быть точнее, родственными душами. Перкинс знакомит Вулфа со своей семьёй и, как представитель старшего поколения, периодически даёт наставления своему молодому приятелю, а Вулф, в свою очередь, вливает в старика радость к жизни: отводит его в джаз клуб, показывает старую квартиру, где он раньше проживал, пытается влить в него хоть капельку безрассудства и безответственности. Две противоположности: прагматичный Перкинс с суровой ухмылкой на лице и взбалмошный Вулф становятся настоящими друзьями, а ещё образуют творческий союз, благодаря которому в свет выходят книги, ставшие настоящей классикой.
Нельзя с точность определить, кто в итоге настоящий гений: талантливый писатель Вулф, выдающий в день по 5000 слов и пишущий огромные тома романов за полгода или же тихий редактор, через чьи руки проходят сырые мысли признанных американских гениев. Без сомнения гениален и тот, и другой, однако только Перкинс обладает качеством, за счёт которого его можно внести в ряды истинных гениев: издатель способен искренне дружить, чего не скажешь об эгоистичном Вулфе. Перкинс дает советы своим подопечным, он переживает за их будущее, с легкостью одалживает деньги почти нищему Фицджеральду, рыбачит вместе с Хэмингуэем и, конечно же, волнуется за Вулфа, когда тот попадает в больницу. Настоящий гений дружбы - вот, кто такой Майкл Перкинс и вот, где скрывается истинная гениальность человека
Сам фильм «Гений» получился довольно трогательным, а к концу картины жалко становится всех: и уставшего Перкинса, который мирится с взбалмошными выходками Вулфа, и героиню Николь Кидман, изнывающую от любви к американскому писателю, и самого Томаса Вулфа – несчастного одинокого гения, порой не осознающего всю цену своих совершенных действий. Картину приятно смотреть еще и из-за театральности некоторых моментов (неудивительно, ведь режиссер фильма начинал с постановок спектаклей). В общем, фильм получился глубоким, с хорошей актерской игрой и продуманным сценарием.
Что скрывается за книгами, которые мы читаем? Что скрывается за их авторами? За Фицджеральдом, с его «Великим Гетсби», за Толстым, с его «Войной и миром»?
Всегда ли гениальность является хорошей, доброй стороной человека? И что вообще может произойти с тем, кто сам осознает свою гениальность?
На эти вопросы мастерски отвечает режиссер картины «Гений», дебютант, Майкл Грандадж. В свой первый фильм взяв себе звезд первой величины – харизматичного Колина Ферта и потрясающего Джуда Лоу – он, кажется, обеспечивает своей картине успех. И правда, на первых порах, при просмотре, вы будете вместе с героями переживать, беситься, смеяться от души – в общем испытывать дикий интерес к фильму. А диалоги между героями так и вообще захочется просто расхватать на цитаты. Но в какой-то момент этот сумбур сойдет на нет, фильм успокоится, утихомирится и до конца пойдет своим тихим ходом сквозь череду скучных моментов. Да, все они прочувствованы автором, это видно, и даже немного интересно, но все равно клонит в сон. Хотя неожиданные порывы эмоционирующего героя Джуда Лоу будут периодически будить вас своими пощечинами.
Интересный сюжетно, но проседающий, вследствие неправильной реализации, фильм все же западает в душу, а в голове главный герой еще долго будет прокрикивать тирады про любовь к своей стране, в пылу тряся своими плохо уложенными кудрями.
Бывает, что мы портим отношения с родными, близкими, друзьями. Происходит это из-за гордыни, из-за работы, из-за недостатка внимания. В конце концов, естественно, только по вине человека, который не смог понять важность и ценность этих отношений. К сожалению, не всегда получается вернуть те взаимоотношения, которые были раньше. Быть может, что человек не всегда способен осознать всю значимость любви и дружбы. Быть может, что нам необходимо сначала потерять, чтобы начать ценить.
Картина рассказывает про дружбу издателя и писателя, которая обернулась определённым испытанием как для них самих, так и для близких им людей. Сюжет весьма интересен для прямолинейного понимания, но лучше копать глубже, обдумывать события, делая из них метафоры. Фильм построен на великолепии переносного смысла.
Мощные актёры дарят прекрасную игру, которая втягивает зрителя в события ленты. Фёрт, Кидман, Пирс и Линни, естественно, опытные ветераны актёрского ремесла. И здесь отработали достойно. Однако подчёркиваю не их, а Джуда Лоу, который смог сыграть глупого гения. Быть может, что неразобравшегося в самом главном.
Иные аспекты ленты на уровне. Стоит отметить грамотную операторскую работу. Красивые кадры дождливой улицы, задумчивые лица, городские панорамы. Также видеоряд сопровождает приятная музыка.
Таким образом, Майкл Грандадж снял крайне нужный фильм, который рассказывает про каждого из нас. В той или иной степени. Так или иначе. Ибо все любили, дружили, разочаровывались, прощали. Это и есть жизнь.
Фильм 'Гений' - это метафора нашей жизни. У каждого из нас есть жизнь. Это наша книга. Слова - это хорошие люди, которые встречаются нам на нашем жизненном пути. Сначала мы имеем тысячи страниц, великолепную повесть, изысканную, прекрасную, но потом вычёркиваем эти слова, стремясь угодить определённым интересам. И, разумеется, жалеем об этом, пытаясь вернуть утерянные нити любви и дружбы. Иногда это возможно, а иногда мы сделать этого не можем. Цените достойных и добрых людей, дружбу и любовь. Это ценнейшие вещи, которые ещё держат этот мир, впитавший в себя лицемерие, эгоизм, подлость и предательство.
В фильме “Второй шанс” герой Кристофера Пламмера как-то в ответ на исповедь главного героя говорит: сегодня на мне шляпа менеджера, я пришел не как друг.
И это менеджерская шляпа в этом фильме как символ доведена до абсолюта. Фильм вообще наполнен символами, но фильм получился отнюдь не шаблонный.
С творчеством Томаса Вулфа я не знакома - Томас Вулф для меня герой рассказа Брэдбери “О скитания вечных и о земле”, про редактора Максвелла Перкинса вообще услышала впервые. Вообще, без знания истории и фактов фильм смотреть легче - не придираешься к деталям, хотя не зная правды, сложно оценить ее прочтение автором фильма, его отношение к героям.
На первом месте - актеры. Актерский состав потрясающий и играют они потрясающе. Особенно Колин Фёрт, образ редактора, созданный им получился многогранным и, мне кажется, точным. Сначала, он беспристрастный судья, немногословный, сдержанный, глубокая морщина пролегла на его челе - он видел перед собой столько судеб. Но постепенно этот образ все больше и больше раскрывается - он не просто беспристрастный редактор, он сосоздатель великих произведений, о котором мало, кто знает, он опекун писателей, он человек с несбывшейся мечтой, он терзается сомнениями. Образ вначале получается такой, что кажется этот человек забыл как радоваться, а если и радуется, то глубоко внутри, поэтому когда он смеется, улыбается, зритель тоже чувствует себя счастливым.
- Хорошо, что Лев Толстой не был с тобой знаком, а то была бы у нас не “Война и мир”, а “Война и ничто”
- Правильно ли убирать что-то, может быть “Война и мир” лучше чем просто “Война” - вот из-за чего редактор не спит по ночам.
Фильм приоткрывает совсем другую сторону, мы и в самом деле привыкли воспринимать книгу, как продукт творчества автора, но тут мы видим редактора, который, кажется, вкладывается совсем не меньше. И пусть он ничего не создает, но он делает алмаз бриллиантом.
В тот момент, когда он отпускает Тома от себя, так спокойно, хотя и видно, что ему не просто, кажется, что это его менеджерская шляпа делает его таким. И кульминацией образа, конечно, является тот момент, когда он все-таки эту шляпу снимает, читая последнее письмо Тома.
Про образ Томаса Вулфа
Есть такое мнение, что если писатель рано умер, то мы потеряли его творчество - живи он дольше, написал бы больше. И в рассказе Брэдбери что-то подобное и показано. Но в этом фильме совсем не так, и это приятно.
Как-то сразу нам показывают Фицджеральда, который говорит, что ему нужно было умереть после “По ту сторону рая”, далее в фильме практически напрямую проводится параллель между Фицджеральдом и Вулфом - Фицджеральд пишет по 100 слов в лучшие дни, а Вулф - бесконечный поток слов. И кто знает, не случилось бы так с Вулфом?
В общем фильм прекрасен, может помогла писательская тема. Среди безусловных плюсов - продуманные символы, закольцованность, игра актеров, простроенный и развивающийся сюжет.
В 1929 году Макс Перкинс, редактор одного крупного издательства, которое выпустило в тираж таких авторов, как Эрнест Хемингуэй и Ф. Скотт Фицджеральд, замечает молодого и талантливого писателя Макса Вулфа, которого отвергли около шестидесяти издательств. Вместе они начинают прокладывать дорогу к успеху.
Если честно, то я не ожидал от фильма чего-то выдающегося. Думал, что это совершенно обычный байопик о писателе и его внутренних тараканах. По сути, так оно и оказалось. Это совершенно стандартный биографический фильм. В нем нет какого-то сложного сюжета. В нем нет чего-то того, что заставит вас еще долго думать о нем. Просто биографический фильм. Но то, как подан этот фильм, вам понравится.
Прежде всего, хочется отметить актерские работы. Колин Ферт играет обычную для себя роль. С каждой новой сценой его персонаж раскрывается, становится нам более симпатичен. Ферт мастерски исполнил обычный для себя образ. Он является мастером в изображении скромных джентльменов. Джуд Лоу же играет абсолютную его противоположность. Его персонаж является эмоциональным и легкомысленным. Он талантлив только в одном - писательстве. Ему плевать на всех окружающих. Для него является главным закончить и издать свои книги. Это дело всей его жизни. Джуд Лоу меня просто поразил в этой роли. Если поначалу казалось, что он дико переигрывает, то к середине картины к нему привыкаешь. Лоу является главным украшением всего фильма. Он отлично показал практически все эмоции, одержимость своими книгами. Если я где-нибудь услышу имя Томаса Вулфа, то теперь буду вспоминать именно образ этого шикарного актера. По поводу Николь Кидман, Гая Пирса и других актеров второго плана сказать нечего. Они молодцы, но им практически нечего было играть.
Хочется сказать и несколько хороших слов о режиссере. Для Майкла Грандаджа 'Гений' - это первая полнометражная лента в карьере. Он выбирал отличные планы и сотворил отличную атмосферу 20-х годов прошлого века. Если он будет продолжать в том же духе, то его ждет блестящее будущее.
Также большим плюсом для меня стал органичный саундтрек Адама Корка. Его музыка естественно вписывалась в каждую сцену фильма.
Минусы есть, но для меня они были не особо значительны. Например, мне не особо понравился монтаж ленты. Я не чувствовал время. То ли прошло несколько месяцев, то ли несколько лет. Этого вы не поймете. Также хочется отметить, что сильнейшая сцена фильма была полной отсебятиной. Я не хочу спойлерить, но после просмотра фильма и прочтения статьи о Томасе Вулфа в Википедии вы все поймете.
'Гений' - это сильнейший фильм. Дело не в каком-то сильном сценарии. Главными плюсами ленты являются актеры и режиссерская работа. Если вы любите фильмы о писателях и деятельности, связанной с ними, то фильм вам понравится. Если же вам не особо интересны эти моменты, то вполне вероятно, что фильм вам придется не по душе.
'Гений' немногословен, несмотря на длинные монологи героев, как правило, связанные с цитированием строк из романов Томаса Вулфа. Он неяркий и лаконичный, выполненный в серо-коричневых тонах городского пейзажа 30-х годов.
Это фильм о вдумчивой, неторопливой работе, о мужской дружбе и об отношениях отцов с сыновьями. О том, что настоящее произведение рождается дважды - не только в момент написания, но и в часы и дни долгой правки, когда все шероховатости настоящего алмаза сглаживаются, все грани обретают остроту и выразительность, и текст становится тем самым бриллиантом, который позже попадает в руки всем искателям сокровищ в книжных магазинах.
История дружбы издателя Макса Перкинса и писателя Томаса Вулфа была материалом сложным хотя бы потому, что не изобиловала какими-либо яркими драматическими событиями. Материал для экранизации опасный, но, что называется, фактурный.
И создателям байопика удалось успешно пройти по узкой грани между скукой зрителя и благородным враньем о несуществующих перипетиях жизни двух главных героев.
Джуд Лоу в неряшливых мятых рубашках с несвежим воротничком, с грязными руками и нелепыми кудрями на лбу как всегда блестяще играет дерганого, взбалмошного Вулфа, противовесом которому выступает настоящий джентльмен Колин Ферт.
Который, к слову, будучи даже в пижаме дома вечером, не снимает своей шляпы.
И это единственный образ в фильме (хотя, может быть, это и любопытная биографическая деталь), который наиболее явно символизирует сдержанность Перкинса, его 'упакованность', застегнутость на все пуговицы. Ту же самую символическую роль беспорядочности отводят кудрявому чубу Вулфа.
Томас за все экранное время ни разу не появляется перед зрителем в головном уборе. Любопытное противопоставление.
Процесс написания романа и его правки показан коротко, емко, убедительно. Великолепна сцена, где Перкинс и Вулф идут к поезду и по пути вымарывают целый кусок главы, постепенно отрезая все лишнее, убирая всю словесную шелуху, оставляя только зерно смысла, раскрывающееся буквально в двух строках.
Перкинс - настоящий гений редактуры. Он не истерит, не орет, не припирает писателя к стенке, а спокойно задает ему вопросы, постепенно приводя того к истинному пониманию собственного произведения.
И конечно, не мог не прозвучать важнейший для всех пишущих и правящих тексты вопрос - становится ли произведение после редакторской правки лучше или оно попросту будет другим?..
Женские образы 'Гения' - отдельный разговор. Любовницу Томаса Вулфа, которую играет Николь Кидман, поначалу хочется задушить, повесив на лоб табличку 'стерва'. Но потом, во время последнего разговора с Вулфом, ее горечь и боль раскрываются с новой стороны. Зритель уже не может брезгливо осуждать ее как ранее.
Жена Перкинса - полная ей противоположность, настоящая мать большого семейства из пяти дочерей, домохозяйка и отличная супруга. Правда, уже который год она пишет пьесу... А героиня Кидман, когда Вулф уезжает в Европу, приходит к Перкинсу в издательство со слезами на глазах и крошечным пистолетом в дамской сумочке.
Женщин двух гениев в этом фильме объединяет их удивительная бесталанность в мире искусства и самоотверженное служение своим мужчинам. Правда, каждая делает это по-своему, но суть от этого не меняется.
'Гений' - это отчасти и руководство к действию для всех современных редакторов, и пожелание для писателей. А для зрителей - замечательная интеллектуальная разрядка между очередной серией 'Ледникового периода' и 'Стартрека'.