- Хорошо, что Толстой не был знаком с тобой, а то мы получили бы роман 'Война и Ничто'! (с)
В летний сезон блокбастеров, представьте себе, можно устать от череды зрелищных фильмов, напичканных визуальными эффектами. Глаза и уши начинают уставать от красивой картинки и громких звуков. Тем самым, душе требуются истории, в которых 'визуальные эффекты' преподносятся не в буквальном смысле. За последние 9 дней нежданно-негаданно обнаружились три кинопроизведения, с блеском соответствующие душевным ожиданиям: 'Разрушение' Жан-Марка Валле, 'Человек - швейцарский нож' Дэниэлов и 'Гений' Майкла Грандаджа. О последнем и пойдет речь в моем тексте.
Когда человек, чья деятельность связана с поиском драгоценных камней и их последующей огранкой (опять-таки не нужно воспринимать это в буквальном смысле), наконец, понимает, ЧТО он обнаружил, его настоящие чувства вряд ли способны поддаться описаниям. Лучше всего (и то не до конца) о таком смогут рассказать только последующие грандиозные успехи. Как часто бывает, в один из множества ничем не отличающихся дней на стол матерого редактора попадает очередной материал. Настолько толстенный, что можно утвердиться в сомнении, а стоит ли вообще приниматься за чтение. Но ежели первые строчки текста заволакивают всё внимание читателя покровом своих красоты и силы, то смысл такой не воспетой профессии, как литературный издатель, приобретает настоящий судьбоносный характер.
Проникновенная и до боли эмоциональная история о взаимоотношениях Максвелла Перкинса и Томаса Вулфа проносится перед глазами ураганом бушующих впечатлений. Сценарий Джона Логана предусматривает не столько стандартные отношения талантливого писателя и опытного редактора, сколько их взаимную дружбу, наставничество человека постарше над энергичным молодцом, семейно-любовную драму с женщинами. Также он, не отвлекаясь, легонько прикасается к той тяжелой эпохе, не забывает о Фицджеральде с Хемингуэем. Пленяет продуманной сюжетной линией и острыми репликами. Немудрено, что 'Гладиатор', 'Авиатор', 'Последний самурай' не покрылись пылью по прошествии времен.
Принимая во внимание театральный 'багаж' Майкла Грандаджа, с большого экрана 'Гений' смотрится во всем изыске театральных подмостков. Даже цветокоррекция показывает, будто театральная постановка сжалась до двухмерного измерения. Кое-где есть необходимые паузы и одинокие раздумья, где-то взрыв эмоций и коллективные 'мозговые штурмы'. От 'Гения' веет искренней человеческой драмой. Как было сказано в фильме, жизнь - длинная дорога, и на этом пути всегда потребуется хотя бы один человек, который будет ни много ни мало 'гением' дружбы. Действительно сложно оставаться искренним другом, когда дружбу окружают успех, слава и деньги. Так что чуть ли не третьестепенная сюжетная линия с отчаявшимся Фицджеральдом наглядно показала, каков на самом деле Максвелл Перкинс. Одно дело - профессиональные отношения, и совсем другое...
Был в фильме момент, когда одна из дочерей издателя по телефону четко сказала, как показалось, своему ухажеру, что 'она не любит кино, а читает книги'. Довольный взгляд Колина Фёрта был исчерпывающим. Но я не об этом. Что бы ни случилось с нашей так называемой цивилизацией, именно книги останутся с человечеством. Исчезнет электричество, будет потерян интернет, гаджеты навсегда разрядятся. Кроме палок и камней, которыми вновь начнут орудовать люди, найдется применение огромным залежам книг из самой обычной бумаги. В воображении рисуется впечатляющий образ: мириады читателей, поймавших тишину и читающих романы, поэмы, пьесы, рассказы.
Макс Перкинс (Колин Ферт) - редактор, благодаря которому стали известны Фрэнсис Скотт Фитцджеральд и Эрнест Хемингуэй. Он берется за публикацию романа начинающего писателя Томаса Вулфа (Джуд Лоу), которому ответили отказом другие издательства. Перкинс понимает, что ему в руки попал потенциальный бестселлер, а Вулф наконец-то находит человека, готового его поддержать. Но чем известнее становится Томас, тем сложнее становятся их с Максом отношения.
Как изобразить на экране гения? Фильм с одноименным названием предлагает два варианта. Много и театрально махать руками, истерически бросать высокопарные фразы, безудержно хохотать и тут же впадать в ярость. Либо же элегантно молчать, застегивать последнюю пуговицу рубашки, иступленное делать свою работу и даже за обеденным столом не снимать шляпу. Выбирайте, какой гений вам ближе? Вот только есть подвох. Когда на тему гениальности рассуждают те, кому она бесконечно далека, ничего хорошего, как правило, не выходит.
Сразу стоит оговориться: 'Гений' - вовсе не плохой фильм. История взаимоотношений одного из самых известных в США редакторов, остававшегося в тени культовых личностей, и писателя, которого называли самым талантливым среди его поколения, достойна экранизации. Она честна, правдива и дотошно выписана из биографии Перкинса. Другое дело, что отыгран 'Гений' слишком уж претенциозно. Заметно, что дебютанту большого кино Майклу Грандаджу очень хотелось снять пронзительный фильм об удивительных людях, но постановка вышла чересчур пресной и банальной, без какой-либо изюминки. Она качественно исполняет информационную функцию, знакомя зрителя с Перкинсом и Вулфом, но как художественное произведения не предлагает публике ничего примечательного.
Самое обидное, что даже Ферт и Лоу топчутся на месте не в состоянии подтолкнуть 'Гения' в правильном направлении. Джуд слишком усердствует в клишированном образе самовлюбленного таланта с огромным эго, Ферт привычно немногословно и аккуратно изображает идеального члена общества. Подобие разнообразия вносит экзальтированная героиня Николь Кидман, хорошо смотрятся в кадре Гай Пирс и Доминик Уэст в ролях столпов американской литературы, но в 'Гении' нет абсолютно ничего, что не выглядит предсказуемым, а ведь непредсказуемость - пожалуй, одна из главных черт, присущих личностям с уникальным даром.
В конце фильма герой Ферта наконец-то снимает шляпу, с которой не расстается, демонстрируя, как изменил его жизнь ворвавшийся в нее ураганом Вулф. А вот зрителю снимать шляпу перед создателями 'Гения' вовсе не обязательно - разве что из уважения к дебюту Грандаджа да большим артистам. В название вынесено громкое слово, которому вовсе не соответствует достаточно будничный фильм.
Для тех, кому интересна литература со стороны автора
Завязка
Есть картины, задача которых – вдохновлять. Есть другие, заставляющие задумываться, часто помимо воли. 'Гений' – из обоих семейств.
Примечание: если вам совсем неинтересно, как пишутся и редактируются книги, то можете дальше не читать и, тем более, не смотреть. Этого в фильме много.
Этот фильм о дружбе и творческом союзе гениального американского писателя Томаса Вулфа и не менее гениального редактора и издателя Макса Перкинса. Горячий, резкий, одержимый своим делом, немного не от мира сего автор, и восприимчивый, спокойный и не менее преданный своей работе редактор.
Томас Вулф – один из гигантов литературы первой половины двадцатого века: когда слышишь или читаешь его слова, получаешь почти тактильное удовольствие. Но до редактуры его книги никуда не годились: слишком много любования собой и словом и банально слишком много текста: пять тысяч страниц первой версии его второго романа – это даже по современным меркам слишком. После нескольких лет правок, сокращений и битв за каждое слово с Перкинсом осталось всего девятьсот, и книга 'О времени и о реке' закрепила статус Вулфа как одного из величайших американских прозаиков.
Персонажи
Почти весь фильм мы наблюдаем взаимоотношения двух главных героев; если другие персонажи и есть в кадре, они лишь оттеняют Макса и Томаса (за редкими исключениями). Джуд Лоу и Колин Фёрт справились прекрасно: оба героя хоть и очень, очень разные, но сыграны просто прекрасно. Весь фильм держится на том, как актеры отыгрывают столкновение характеров: именно благодаря им мне в память врезалось столько сцен.
На втором плане в 'Гении' вполне просторно: пара писателей, семьи Тома и Макса – вот и все. Лора Линни в роли Миссис Перкинс плосковата (но у нее по сценарию простой персонаж), а вот Николь Кидман выделяется: ее Алин Бёрнстайн оставила мужа и семью, чтобы быть с Вулфом, и эта сильная, гордая, завистливая и, кажется, совершенно против воли влюбленная женщина очень интересна.
Впечатления
Я рекомендую 'Гений' всем, кому интересна литература с обратной стороны – со стороны писателей и издательств. Если вам по нутру эта тема, то от фильма будете в восторге, как я. Потому что актеры, потому что сценарий, потому что атмосфера.
Если же совсем неинтересно, как появились ваши любимые книги, то... Погодите, странно, что вы читаете этот блог в таком случае... Ладно, к делу: тем, кому неинтересны творческие муки, смесь техники и вдохновения в работе автора и редактора, конфликт между личной жизнью и тем, сколько времени и сил требует недописанное произведение; вам я советую проходить мимо: фильм, почти наверняка, покажется невероятно скучным.
Выводы
'Гений' – глубокое, профессионально сыгранное и снятое кино о творчестве и дружбе. Рекомендую всем, кому литература интересна не только потребительски.
На первый взгляд фильм «Гений» имеет все составляющие хорошей кинокартины. Здесь и сильный актерский состав, и хорошо прописанные диалоги, плюс биографическая история, и казалось бы на выходе должна получится отличная драма. Но почему-то в этом фильме все это не работает и в итоге на экране - скучное серое повествование, которое вряд ли захочется посмотреть еще раз.
Первое, что бросается в глаза при просмотре - это Джуд Лоу. Да именно актер Джуд Лоу, а не писатель Томас Вулф. Актер местами не доигрывает и не выделяется той особой зачаровующей харизмой, которая так покорила Максвелла Перкинса и миссис Бернштайн, и конечно совсем не напоминает своим поведением озорного мальчишку, который заряжает своей энергией людей вокруг и оставляет пустое место в их сердцах. А ведь в фильме Вулфа описывают именно так. Остальных же актеров пожурить не за что, разве что иногда не совсем было понятно какая эмоция на лице у Колина Ферта, в основном проглядывалась только озадаченность и легкая грусть.
Но, наверное, самая главная проблема этого фильма состоит в том, что между героями (актерами?) абсолютно отсутствует какая-либо химия. В процессе просмотра ты не чувствуешь ни той одержимой любви и безумия миссис Бернштайн, ни дружбы между главными героями, ни теплых отношений Перкинса с его подопечными, в общем ничего. Это как будто документальный фильм, сыгранный актерами. В итоге ты не проникаешься переживаниями и надеждами героев, не чувствуешь ни симпатии, ни отвращения ни к одному из них. Поэтому и кульминация не вызывает никаких эмоций.
Единственным плюсом могу выделить вышеупомянутые диалоги героев, в которых цитируются книги Томаса Вулфа. После просмотра захотелось ознакомиться с его творчеством. И на этом пожалуй все.
В «Гении» весьма красноречиво рассказывают о многих вещах: дружбе, любви, жизни, гениальности, патриотизме, но так и не дают всего этого прочувствовать.
«Потому что со всей твоей болтовней, со всеми своими миллионами красивых слов, ты понятия не имеешь, что значит жить».
«И всех этих авторов вы редактировали?» - «Ну, Толстой – точно не моя работа»
1929 год. Молодой начинающий писатель Томас Вулф (Джуд Лоу) получает от ворот поворот, кажется, во всех издательствах Нью-Йорка, прежде чем натыкается на знаменитого редактора Макса Перкинса (Колин Ферт). Человек, выпускавший в свет романы Хеммингуэя и Фицджеральда, проникается рукописью Вулфа, проглатывает её взахлеб, и молодой автор наконец получает шанс для дебюта – как выяснится впоследствии, вполне успешного. Совместная работа сближает Перкинса и Вулфа, давая начало долгой дружбе этих двух непохожих друг на друга людей.
Пожалуй, к профессии литературного редактора вообще менее всего применимы эпитеты «кинематографичная» и «зрелищная». Так что «Гения» следует похвалить уже как минимум за то, что создателям фильма удалось, наконец, воздать должное представителям этого ремесла, да еще и сделать это в увлекательной, нескучной манере. Колин Фёрт в роли легендарного редактора, не снимающего шляпу даже будучи в пижаме, ожидаемо хорош, хотя ему вновь не приходится выходить за рамки привычного для себя образа «истинного джентльмена» (спокойный, сдержанный, элегантный, увлеченный своим делом). Иными словами, ничего такого, что Ферт не демонстрировал бы раньше, в «Гении» нет. Зато Джуд Лоу выдает одну из лучших ролей в карьере – эмоциональный, шумный, экзальтированный молодой человек со склонностью к графомании, готовый ради написания великого романа пожертвовать едва ли не всем, что имеет. Парадоксально, но фильм, описывающий один из важнейших и интереснейших этапов американской литературы, создан сплошь британцами: режиссер и исполнители четырех главных мужских ролей – выходцы с Туманного Альбиона. Разбавляет их компанию австралийка Николь Кидман, являющаяся, к слову, самым слабым звеном ленты. При всем уважении к Кидман, здесь она не на своем месте. И без того немногочисленные эпизоды с её участием выглядят искусственно, наигранно, словно она очутилась не в то время и не в том месте. А вот Гай Пирс в роли Фрэнсиса Скотта Фицджеральда хорош, сцены с ним – одни из лучших в картине и даже жаль, что их так мало. Эрнест Хеммингуэй (Доминик Уэст) и вовсе появляется всего лишь раз – также к сожалению.
А из-за кулис всей этой компанией рулит британский режиссер Майкл Грандадж. Слово «кулисы» здесь не случайное: Грандадж – режиссер театральный. «Гений» стал его дебютом в большом кино, и к постановке киноленты он подходит, очевидно, держа в уме приёмы, используемые на театральных подмостках. Моментами фильм напоминает пьесу – много диалогов, мало локаций, порой нарочито экспрессивная актерская игра. Частично это идёт в ущерб сюжету: действие ленты разворачивается в годы Великой Депрессии, но на экране это отражается с трудом. Известно также, что Вулф читал лекции в университете, много времени проводил в Европе, в частности в Германии, выступал против дискриминации евреев (из-за чего немецкое правительство в итоге даже запретило ему въезд в страну) – но ничего этого в «Гении» нет. Макс Перкинс по ходу действия начинает задаваться вопросом, насколько велико его вмешательство в произведения авторов, которых он редактирует. Делает ли он их на самом деле лучше и какова должна быть истинная роль редактора? Однако эти размышления о неоднозначности ремесла также даны лишь намётками, пунктиром.
Сентиментальный финал заставляет Перкинса в прямом и переносном смысле наконец снять шляпу перед Вулфом – гениальным писателем, но сложным человеком. Ну а сам персонаж Ферта предстает в картине не только и не столько гением редакторского дела, сколько гением дружбы (что, кстати, прямым текстом и проговаривает один из персонажей), обыгрывая таким образом двойственность заголовка. Так, из простых метафор и где-то даже озвучивания вполне очевидных, лежащих на поверхности вещей, рождается «Гений» - крепкий байопик не без слабых мест, который вряд ли одарит зрителя какими-то откровениями, но способен зацепить своей эмоциональной искренностью и неординарностью темы.
Долгожданный и крайне многообещающий в плане каста и режиссера Майкла Грандаджа фильм оказался во многом несоответствующим ожиданиям. В хорошем смысле слова! Этот фильм своею театральностью и посылом скорее напоминает замечательную пьесу Питера Шеффера «Амадей», только во главу угла здесь ставится не Гений и Злодейство, а Гений и Дружба, и как выясняется, с достоинством и благодарностью принять ее может не каждый – для того, чтобы дружить тоже нужен большой талант.
Строго говоря, сама эта история даже не про писателя Томаса Вульфа и издателя Перкинса, а наоборот, про самого Максвелла Перкинса - человека, в общем-то, мало кому известного, потому что его фигуру заслонили фамилии писателей, книги которых он издавал и теперь они как солдаты смыкают ряды на полке за его спиной в кабинете, как бы говоря стоящим полкой ниже томам Льва Толстого - «подвиньтесь!»
Сам же Перкинс Колина Ферта, вполне благополучный человек, у которого есть все, включая любимую жену (Лора Линни), пятерых дочерей (да, такой своеобразный американский мистер Беннет), и самое главное - работа, которая вместе с тоннами бумаги поставляет ему удивительные типажи писательской братии. И, казалось бы, после вальяжного и самоуверенного Эрнеста Хемингуэя (Доминик Вест) и невротика Скотта Фицджеральда (Гай Пирс), Перкинса уже мало что может поразить или обескуражить, ведь все эти писатели - эгоцентричные и нервозные, талантливые и невыносимые приносили ему свои детища и доверяли свою судьбу, и каждого он принимал с полной степенью открытости и искренности, а они платили взаимностью. Он «гений дружбы» сказал про него Фиджеральд!
Однако наступает момент, когда жизнь преподносит Перкинсу еще один профессиональный сюрприз. Начинающий писатель Томас Вульф (Джуд Лоу), цветистая и пышная писательская экзальтация которого со страниц его опусов перетекает в разговорную речь и каждая реплика в какой-то степени кусочек его романа, становится новым клиентом Перкинса. Так и хочется сказать новоявленному писателю словами Базарова «об одном прошу тебя: не говори красиво!». Но нет, он весь такой стремительный, беспокойный, очень обаятельный и бесконечно милый, ураганом врывается в жизнь и кабинет Перкинса, заполняя собой все пространство. Вульф проделывает такой трюк со всеми, тем самым вовлекая и увлекая за собой, а потом также бездумно бросая за ненадобностью.
Боевая подруга Вульфа Элин Бернстайн (пожалуй, одна из лучших по драйву ролей Николь Кидман), лучшая тому иллюстрация. Когда вниманием Вульфа полностью завладел Перкинс, то сцены ревности, разыгрываемые Элин по праву могут считаться эталонными в плане мастерства и вкуса – ничего лишнего! Она и правда великолепна с точки зрения актерской техники! Только все тщетно, Вульф уже несется дальше!
В отличие от остальных клиентов Перкинса неугомонный Вульф, пока удача играет на его стороне, оказывается неспособным принять дружбу Перкинса, потому что в этом случае любящими глазами надо смотреть на кого-то другого и сопереживать ему, а Вульф умеет это делать только в романах, ну и немного в отношении самого себя. В жизни ему требуются, чтобы все влюбленные глаза были устремлены только на него. Пожалуй, в паре сцен в джаз-клубе или на крыше старого дома герои находят некоторую общность, некий объединяющий жизненный поток, который несет их вместе, но Перкинсу для этого требуется несколько минут, иначе он захлебнется, в то время как Вульф только входит во вкус. И опять этот типаж базаровского «лишнего человека»-эгоцентрика с очень чувствительной душой проигрывает основательному, верному и надежному как соль земли Максу Перкинсу. Пожалуй, Колин Ферт как никто другой умеет передать эту невероятную сердечность и великодушие, которое под конец фильма заставит вас опять влюбиться в него!
Безусловно, в фильме много гиперболизированного и он действительно напоминает экранизированную театральную пьесу, за что упрекали режиссера критики, но именно театр умеет выкристаллизовать картинки и детали любого творческого процесса, в том числе и того, что происходит в голове писателя и издателя от момента попытки собрать в предложение толкающиеся на кончике карандаша слова до появления книги в витрина магазина, при этом обходясь без визуальных спецэффектов аля mind palace Шерлока – здесь все образы проносятся только в вашей голове. В результате фильм является интереснейшим и сопереживательным экспериментом в области творчества, где тебя не мучают подробностями чьей-то биографии, зато дают возможность посмотреть на то, что же делает писателя писателем и, перефразируя Ахматову, узнать из какого сора вырастают романы и их писатели.
Лукавить не стану: фильм «Гений» привлек мое внимание актерским составом. Почему-то искренне верилось, что там, где играют Колин Ферт, Джуд Лоу и Николь Кидман, ну просто не может получиться плохое кино. И вера моя не была подорвана.
С первых минут пленка с эффектом сепии погружает тебя в особый мир Америки тридцатых годов. Отсутствие цвета, ярких красочных кадров, полностью компенсирует полная красок игра актеров. Ничто не отвлекает зрителя от живых эмоций, диалогов, наполненных эпитетами, гиперболами и всеми возможными художественными средствами. Особенно приятно было слушать кусочки литературного текста, зачитываемые героями Ферта и Лоу. Дыхание замедлялась: хотелось тишины, чтобы полностью раствориться в звуках голоса, доносящего до тебя живые строчки.
По мере просмотра фильма, у меня создавалось ощущение, что я смотрю хорошую классическую театральную пьесу, где есть не похожие по характеру герои, но так необходимые друг другу, где есть развитие сюжета, кульминация, очень уместный юмор и даже театральная пауза, во время которой и сам зритель вместе с героями может остановиться и подумать. Есть множество деталей, которые зритель может замечать, и не понимать, или понимать со временем, что в итоге помогает собрать пазл воедино.
Приятное, вдумчивое, заставляющее думать кино. Мы так привыкли ждать от фильмов подвоха в виде нестандартной ориентации героев, запретной любовной связи и прочих так тиражируемых в современном обществе отношений, что кино, в котором со зрителем говорят о таких простых, но таких важных вещах, как дружба, верность, сострадание, умение любить, как можешь, как умеешь, умение давать и делится с другим, хоть и не родным, но ставшим близким тебе человеком, становиться чем-то особенно ценным.
Мало что знаю о Томасе Вулфе, еще меньше о его издателе Максвелле Перкинсе, но пройти мимо фильма о литературе с Колином Фертом и Джудом Лоу в главных ролях, где, помимо прочего, обещают показать Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и Эрнеста Хемингуэя, просто нельзя, если, конечно, вы человек гуманитарного склада ума и всех вытекающих из этого привычек.
— Если работать каждый день по вечерам, когда нас никто не тревожит, то справимся.
— Как долго?
— Девять месяцев.
— Если будешь стараться и устоишь перед соблазном что-то добавить.
— У меня должна быть такая возможность.
— Том, в твоей книге уже 5000 страниц!
Есть расхожая фраза о том, что за каждым талантливым художником (или успешным мужчиной) стоит женщина. Эта формула подходит и для отношений одаренного редактора Макса Перкинса с его авторами: за каждым ярким писателем стоит сильный редактор. Хемингуэй, с его самомнением, с его пышущей здоровьем натурой, пробился бы и без Перкинса. Фицджеральда, во многом определившего свой век, могли бы заметить и другие издатели, но случай Вулфа - особый, его действительно во многом создал Перкинс, когда другие отказались.
— Я приношу тебе то, что вырвано из самого сердца, а ты говоришь: «Не подходит!»
Невротическая, пульсирующая, фонтанирующая личность в сочетании с болезненной потребностью безудержно много писать, добавлять к сказанному бесконечные абзацы, нанизывать целые страницы отвлекающих от главного образов - это поистине грандиозный вызов для любого редактора. И Макс Перкинс, разглядев талант и своеобычие авторского стиля, с самоотречением бросился в эту работу, из-за которой он потерял покой и сон, множество нервных клеток, но обрел друга и подарил миру еще одного удивительного писателя.
— Слушай, ты отдаешь 80 страниц Юджину на платформе перед прибытием поезда. Тебе не кажется, что там и без того много лишних подробностей? Сколько можно ждать поезда?
О совместной работе Тома и Макса ходят легенды. Один чуть ли не тележками ввозил рукописи в кабинет и бился за каждое написанное слово, а другой безжалостно заставлял вымарывать десятки тысяч слов, очищая генеральный замысел от наносного. И в фильме этот процесс показан волшебно. Пожалуй, это гимн редакторам. И как это смешно и тонко показано. Давно так не хохотал в ночи.
— Том, мы говорили о строке-связке. Об одной строке, чтобы связать абзацы. А ты принес 50 страниц про доктора. Там вся история его жизни и его отца.
— Мне нравится доктор.
— Мне тоже. Я обожаю доктора. Но Боже, 50 страниц!
— Чтобы стать романистом, надо учиться отсеивать, придавать форму.
— Зачем?!
— Мы работаем уже два года, а книга стала короче только на 100 страниц.
— Нужна верхушка айсберга, Том, а ты принес весь айсберг!
Конечно, Перкинс в какой-то мере соавтор Вулфа, и вместе они творили, дружили, жили. И понятно, что у всего этого есть и обратная сторона - страдание близких, оставленных без внимания, отвлекающих от главного дела, не понимающих всей его важности, но имеющих свои законные и справедливые потребности. И здесь проявляется еще одно отличие писателя и редактора: автор, увлекаясь, забывает всех, ему никто не нужен, редактор, даже увлекаясь, не забывает о том, насколько важна семья.
— Такие писатели попадаются всего один раз в жизни.
— Детство у дочерей тоже один раз в жизни.
Об актерской игре. Ферт и Лоу сыграли двух гениев и сделали это гениально? один - лед и рассудительность, другой - пламень и страсть. Им веришь сразу и во всем, каждую секунду: и в творчестве, и в дружбе, и в размолвках. Мощная химия между персонажами. Гай Пирс в роли Фицджеральда не очень убедил, не так я себе представляю Скотти. Та же история с Домиником Уэстом в роли Хемингуэя, но все равно было приятно видеть очередные киновоплощения таких больших писателей. Николь Кидман и исполнители ролей домочадцев Перкинса порадовали.
— Есть книги, которые должны быть длинными! Слава Богу, Толстой не был с тобой знаком! А то был бы у нас роман «Война и ничто».
Чего мне не хватило, почему не 10? Катарсиса, наверное. Это очень мое кино, которое хочется цитировать чуть ли не целиком. И эмоции были, слегка не хватило их глубины. Но желание познакомиться с творчеством Вулфа - это дорогого стоит. Хотя бы ради этого стоит снимать такое кино.
'Гений' немногословен, несмотря на длинные монологи героев, как правило, связанные с цитированием строк из романов Томаса Вулфа. Он неяркий и лаконичный, выполненный в серо-коричневых тонах городского пейзажа 30-х годов.
Это фильм о вдумчивой, неторопливой работе, о мужской дружбе и об отношениях отцов с сыновьями. О том, что настоящее произведение рождается дважды - не только в момент написания, но и в часы и дни долгой правки, когда все шероховатости настоящего алмаза сглаживаются, все грани обретают остроту и выразительность, и текст становится тем самым бриллиантом, который позже попадает в руки всем искателям сокровищ в книжных магазинах.
История дружбы издателя Макса Перкинса и писателя Томаса Вулфа была материалом сложным хотя бы потому, что не изобиловала какими-либо яркими драматическими событиями. Материал для экранизации опасный, но, что называется, фактурный.
И создателям байопика удалось успешно пройти по узкой грани между скукой зрителя и благородным враньем о несуществующих перипетиях жизни двух главных героев.
Джуд Лоу в неряшливых мятых рубашках с несвежим воротничком, с грязными руками и нелепыми кудрями на лбу как всегда блестяще играет дерганого, взбалмошного Вулфа, противовесом которому выступает настоящий джентльмен Колин Ферт.
Который, к слову, будучи даже в пижаме дома вечером, не снимает своей шляпы.
И это единственный образ в фильме (хотя, может быть, это и любопытная биографическая деталь), который наиболее явно символизирует сдержанность Перкинса, его 'упакованность', застегнутость на все пуговицы. Ту же самую символическую роль беспорядочности отводят кудрявому чубу Вулфа.
Томас за все экранное время ни разу не появляется перед зрителем в головном уборе. Любопытное противопоставление.
Процесс написания романа и его правки показан коротко, емко, убедительно. Великолепна сцена, где Перкинс и Вулф идут к поезду и по пути вымарывают целый кусок главы, постепенно отрезая все лишнее, убирая всю словесную шелуху, оставляя только зерно смысла, раскрывающееся буквально в двух строках.
Перкинс - настоящий гений редактуры. Он не истерит, не орет, не припирает писателя к стенке, а спокойно задает ему вопросы, постепенно приводя того к истинному пониманию собственного произведения.
И конечно, не мог не прозвучать важнейший для всех пишущих и правящих тексты вопрос - становится ли произведение после редакторской правки лучше или оно попросту будет другим?..
Женские образы 'Гения' - отдельный разговор. Любовницу Томаса Вулфа, которую играет Николь Кидман, поначалу хочется задушить, повесив на лоб табличку 'стерва'. Но потом, во время последнего разговора с Вулфом, ее горечь и боль раскрываются с новой стороны. Зритель уже не может брезгливо осуждать ее как ранее.
Жена Перкинса - полная ей противоположность, настоящая мать большого семейства из пяти дочерей, домохозяйка и отличная супруга. Правда, уже который год она пишет пьесу... А героиня Кидман, когда Вулф уезжает в Европу, приходит к Перкинсу в издательство со слезами на глазах и крошечным пистолетом в дамской сумочке.
Женщин двух гениев в этом фильме объединяет их удивительная бесталанность в мире искусства и самоотверженное служение своим мужчинам. Правда, каждая делает это по-своему, но суть от этого не меняется.
'Гений' - это отчасти и руководство к действию для всех современных редакторов, и пожелание для писателей. А для зрителей - замечательная интеллектуальная разрядка между очередной серией 'Ледникового периода' и 'Стартрека'.
Фильм Гений. Для многих фильм покажется унылым и монотонным, и в котором присутствует через чур много диалогов. Для меня же он оказался открытием. Наблюдая развитие сюжета, я невольно начал задумываться как тяжела жизнь писателя. И как она вдвойне тяжела для того, кого уже коснулась слава хотя бы раз. И ты вынужден и в дальнейшем поддерживать свой имидж. То как одним это дается легко и просто, вроде Томаса Вульфа, способным в день выдавать по 100 страниц печатного текста, и другим, как Френсис Скотт Фицжеральд, которым нужно буквально вымучивать по слову ежедневно, чтобы написать очередной роман.
Этот фильм о дружбе двух знаменитых людей, в Америке 30ых годов. Издателя Максвелла Перкинса и писателя Томаса Вульфа. Об их знакомстве и взаимоотношениях на протяжении творческой карьеры Вульфа. В фильме очень четко показано отличие писателя-бриллианта от писателя-алмаза, и какая роль во всей этой огранке красоты отведена издателю-ювелиру. В фильме очень хорошо передано то, как издатель в исполнении Колина Ферта относится с отеческой любовью к своим писателям, в которых он поверил, и издал. К Эрнесту Хемингуэю, Скоту Фицжеральду ну и конечно к Томасу Вульфу. Макс к нему относится с отеческой любовью, как к сыну, о котором он давно мечтал, имея уже 5 дочек. Томас же в лице Макса нашел отца, умершего много лет назад.
Фильм в общем и целом мне понравился. Мои 7 из 10 тому подтверждение. Понравилась переданная атмосфера 30ых годов, понравились персонажи отлично сыгранные Колином Фертом и Джудом Лоу, понравился посыл который хотели передать, о связке автор-издатель. В общем считаю что получилась крепкая хорошая драма, заслуживающая времени на её просмотр.