Впервые «Близкие контакты» смотрел в конце 80-х, в видеосалоне, в скверном переводе на небольшом квадратном телеэкране в неотреставрированной версии... Ждал фильма об агрессивных пришельцах и волновался, что же земляне смогут противопоставить этой агрессии. И разочарованию моему тогдашнему не позавидуешь. Земные власти повели себя как идиоты, пришельцы оказались безвредными, но и бесполезными, а главный герой бросил жену с тремя детьми и улетел вникуда. «Бред сивой кобылы», - решил я и на долгие годы выбросил фильм из головы.
Пересмотрев его почти 30 лет спустя, внезапно осознал, что данная картина может оказаться совсем не тем, чем представляется на первый взгляд. Конечно, это довольно смелая теория, почти конспирологическая, и у меня нет убедительных аргументов в её пользу, только собственные впечатления, но я почти убеждён. Это фильм о безумии провинциального электрика, а все инопланетяне - плод его воспалённого воображения.
До какого-то момента нам показываются реальные события, окружающие главного героя: бесконечно гомонящие дети, вечно недовольная супруга, ночные вызовы на работу... И во время одного из таких вызовов психика электрика сломалась. Он начинает видеть то, чего нет. Один только странный насвистывающий старикан чего стоит. И ребёнок, которого он чуть не сбил, и его миловидная мать, и, собственно, разноветные явления в небе - всё это родилось в его поехавшем мозгу, а затем началась эскалация безумия. В итоге в какой-то момент парня свезли в психушку и чёртову скалу он видел только по телевизору, а все подробности путешествия и сам факт контакта - лишь его патологический психоз.
Настоящие шедевры проверяются временем и с этим трудно спорить. Любой современный фильм можно охотно назвать шедевром, отказываться видеть очевидные недостатки и всячески возносить фильм на пьедестал культа, но сможет ли он удержать свои позиции в течении долгих лет ? Это уже другой вопрос. Казалось бы, нынче очень мало фильмов, которые могут совершить подобное и это толкает пересматривать старые, но уже давно ставшие классикой фильмы. В том числе и данный фильм режиссера Стивена Спилберга, который можно смело назвать эталоном научной фантастики и фильмов по инопланетянах. Возможно сейчас Стивен Спилберг перестал снимать эпические и фантастические ленты с оглушительными бюджетами и сборами, но пока есть в памяти фильмы подобные этому, величие Спилберга и его огромный вклад в развитие кинематографа просто неоспорим.
Вот и в очередной раз вернувшись к своей излюбленной теме контакта людей с инопланетянами, Спилберг снял возможно ничуть не динамичное и не переполненное зрелищем, но достаточно умное и сильное кино. Спилберг разрушает стереотипы, что фильмы об инопланетянах должны сопровождаться тотальным и зрелищным уничтожением матушки Земли. Скорее предоставляя весь элемент зрелища в роскошных визуальных эффектах инопланетных тарелок, которые даже по нынешним меркам захватывают дух и поражают воображение. Что уж говорить о том, как Спилбергу удаётся удерживать градус интереса при том, что как таковых инопланетян можно будет увидеть лишь в последние несколько минут ленты. Данным фильмом Стивен Спилберг напрочь разрушает стереотипы инопланетной фантастики и создаёт образ более серьезного, глубокого и поистине сильного кино, смотреть которое одно удовольствие даже спустя 36 лет со времен создания картины.
Голливудская киномашина плоха тем, что рано или поздно, ей удаётся 'опошлить' абсолютно всё. Тема волшебников вылилась в детскую гексалогию о Гарри Поттере, истории о вампирах и оборотнях в любимую девочками подростками сагу Сумерек, а фильмы об инопланетянах обязательно сопровождаются вторжением и уничтожением матушки земли. Интересно то, что в данном случае Спилберг пошел против системы и впервые показал инопланетян ничуть не агрессорами, а скорее путешественниками и исследователями. Где человечество и матушка Земля оказалась под лупой исследований и наоборот.
Фильм очень сильно развивает тему контакта с внеземной цивилизацией, к которой пожалуй не готова ни одна из сторон. Фильм очень интересно и объемно отражает на экране реакцию человечества на ответ к вопросу 'Одни ли мы во вселенной ?'. Каждый из нас задаётся данному вопросу. Но главный вопрос в другом. Готовы ли мы получить ответ, или же некоторые вопросы так и должны быть неразгаданной тайной на века ? Фильм очень умный и глубокий. Ведь иным образом не объяснить, как Стивену Спилбергу удалось приковать зрителя к экрану монитора даже при практически полном отсутствии 'зеленых человечков' на экране.
Выживший после схватки с большой белой акулой людоедом, актер Ричард Дрейфусс очень эффектно перекочевал в следующий фильм режиссера Стивена Спилберга. Где в очередной раз доказал наличие своего уникального таланта. Говоря откровенно, Дрейфусс никогда не обладал заметной и харизматичной внешностью. У него обычное лицо, но именно это позволяет в полной мере воспринимать его обычным парнем с народа. Вот и именно это позволяет в данном случае искренне проникнутся его игре и верить не только каждому слову, но и действию на экране.
Музыкальная составляющая ленты впечатляет. Будучи неизменным композитором фильмов Спилберга, композитор ленты Джон Уильямс создал еще один шедевр в своём творчестве. Музыка получилась очень атмосферная, волнительная, глубокая, пронизывающая и эффектная. Местами перебирая определенные жуткие переходы, музыка отлично разряжает обстановку, малость играет на нервы, но представляет собой образ достойного спутника всей картинки разворачивающейся на экране в течении свыше двух часов экранного времени.
9 из 10
Близкие контакты третьей степени - это бессмертная и проверенная временем классика инопланетной фантастики. Фильм идущий против системы своих собратьев по жанру, но даже спустя 36 лет с момента выхода, умудряющий произвести огромное и неизгладимое впечатление.
После феноменального успеха фильма «Челюсти», режиссер Стивен Спилберг обращается к своей излюбленной теме инопланетного пришествия, от которой он фанател еще в детстве. Тогда фильмов на тему инопланетян практически не было и зрителя легко можно было удивить чем-то новым в этом сеттинге. Стивен это понимал, однако, решил не работать спустя рукава и очень тщательно проработал тему. В итоге, снова феноменальный успех и множество самых разных технических приемов, которые после будут цитироваться во многих художественных картинах будущего. Близкие контакты третьей степени – классика научно-фантастического жанра и икона тематики инопланетян.
Вся остальная часть фильма целиком и полностью посвящена людям и их реакции на множество необъяснимых явлений, происходящих в небе над их городом. Все они наполнены волнением и сомнениями. Угроза ли идет к ним с неба? Или спасение? Или просто новая раса, желающая познакомится с земными обычаями?
Вообще на протяжении всего фильма перед современным искушенным зрителем будет столько знакомых моментов, что под финал возникнет ощущение «по-моему, за эти двадцать лет кинематографисты успели каждую идею фильма процитировать». Я имею ввиду, что буквально каждый эпизод этого фильма позже перекочевывал в другой схожий по тематике проект, поскольку они действительно очень похожи. Вспомните, например сцену высадки инопланетного корабля над домом семьи. Белый свет, дрожащий дом, не работающие телевизоры, взбесившееся игрушки. Ничего не напоминает? Правильно, разумеется, это сериал «Секретные материалы», сцена похищения сестры Малдера. И таких моментов в фильме полно.
Итог рецензии думаю, будет банальным, но я даже не знаю, как по-другому высказаться. Фильм действительно достоин внимания, но, как и большинство картин 70-х, размеренная манера подачи сюжета в совокупности с устаревшей картинкой может совершенно не понравится современным любителям кино. И, тем не менее, поклонникам творчества режиссера и конечно самой тематики инопланетян – мои искренние рекомендации.
Спилбергу, постоянно проявлявшему интерес к внеземному, лучше и успешнее всех своих современников удалось в 1977 году поставить кино не только выполненное с яркими эффектами, обогнавшими своё время, но и привнести в жанр развлекательного кино немного мыслей. Мыслей, от самого автора заставляющих задуматься о том, или хотя бы рассказать в форме жанра фантастики, приближенной к научной тематике, что во Вселенной мы не одни. Ещё стоит заметить, что для меня, человека не сильно любящего Спилберга, картина «Близкие контакты третьей степени» является работой с руки от другого Спилберга. Все же по некоторым элементам исполнения, как операторская работа и классическая музыка Джона Уильямса(80% снятого Спилберга материала, действует под его музыку). Отдельные съемки, выполненные в павильонах, что, кстати, очень заметно, и то, что Спилберг умеет делать, с момента появления его «Челюстей», — не хило напрягает при отдельных секундах, держа в напряжении, сродни фильмам Хичкока. Эх, всё же для себя признаю, пусть фамилия Спилберга у меня давно ассоциируется с пафосом, но признаю, он талантливый человек, умеющий всё это собирать в почти идеальную комбинацию, и самое главное он это всё отменно исполняет.
А если же говорить обо всех актёрах, то они тут на нужном месте наблюдателей, из всех стоит выделить Ричарда Дрейфусса, в роли которого отлично бы смотрелся сам бы Спилберг, в своём безумном желании добиться ответов на важные вопросы. А сам же создатель всего этого космического светового представления с обменом музыкальной азбуки, сделал нужное, он прочитал кучу материала, и сам лично интересовался у очевидцев полётов НЛО, провел отдельное своё расследование.
Ещё одна тема часто присутствующая в фильмах этого талантливого мастера, имеющаяся тут, добавляющая побольше драматизму, это привычная тема семейных отношений, которую Спилбергу всегда удавалось сделать добротно и качественно.
Кино после просмотра, которого, хорошо понимаешь почему «Интерстеллар» должен был первоначально реализован им, человеком, к которому у меня неоднозначное отношение. Но человек, который, наверное, создал одно из лучших сближение человечества с внеземными цивилизациями, показав всё это очень красиво, с душой и полной самоотдачей.
-Папа, реши за меня задачки.
- Я не обязан решать за тебя задачки. Я затем и закончил школу, чтобы больше не решать задачки.
Фильмов о первом контакте с инопланетянами столько, что невозможно их сосчитать. Причем они снимаются в разных жанрах, иногда даже совсем неожиданных. Боевики, комедии, ужасы, даже мелодрамы попадаются. Но все же самый популярный жанр кино, в котором прописались инопланетяне, это фантастика. И «Близкие контакты третьей степени» один из лучших ее представителей.
По всему миру начинают происходить странные события. Из ниоткуда возвращаются пропавшие самолеты. Люди начинают видеть неопознанные летающие объекты и различные светящиеся шары, а также слышать один и тот же звуковой сигнал. Они уже здесь! Вот только неизвестно пришли ли они с миром…
Стивен Спилберг долгое время экспериментировал, пытаясь найти свой жанр. К 1977-ому году он попробовал свои силы в ужасах, боевиках, драмах, но мегауспешные «Челюсти» так и остались его лучшей работой. И вот решил снять фантастический фильм, и даже принял участие в написании сценария. В итоге фильм стал культовым, среди поклонников научной фантастики. Хотя, как по мне, его культовость сильно преувеличена.
Задумка очень даже неплохая, тем более для тех лет. Как поведут себя люди, если Землю вдруг решат посетить пришельцы. Не конфликт с инопланетянами, а именно первый контакт. История делится на несколько сюжетных линий, показанных от лица нескольких людей. И каждая из сюжеток по своему интересна. Ну а финал, если не удивит, то поразит точно.
Но главное, что хотелось бы отметить – визуальный ряд. Для 1977-го года это высший пилотаж. Стивен Спилберг никогда не скупился на спецэффекты. Вот и здесь картинка радует глаз. И это еще до появления «Звездных войн» и «Чужого». Я не знаю как это всё сделано и снято, явно не с помощью хромакея. Весь визуал, не сказать, чтобы уж очень реалистичный, но выглядит получше, чем даже многие современные фантастические фильмы.
Актерский состав мне неизвестен. Ни одного знакомого имени в касте я не нашел. Но всё же попробую оценить актерскую игру, хоть и не могу сравнивать с другими работами актеров.
Больше всех выделился Ричард Дрейфус. Он сыграл одну из главных ролей – электрика Роя Нири, который стал одержим поисками НЛО после случайного контакта с ним. Дрейфус достаточно неплохо отыграл резкие перепады настроения. Сначала рассеянность и прострацию, потом одержимость идеей. Также можно отметить Мелинду Диллон. Тоже неплохо отыграла. Сильно не удивила, но ее уровень актерской игры выше среднего.
Фильм был представлен в различных номинациях на Оскар, и два из них он взял. Один за лучшую операторскую работу. Лично я ничего особо выдающегося в этом плане не заметил. Второй за особые достижения. Поначалу я думал, что это подразумевает спецэффекты, но увы, нет. За “Монтаж звуковых эффектов”.
Есть и минусы в этом фильме. Один из них сильная затянутость. Насколько я знаю, существует еще и другие версии с альтернативными концовками, а также режиссерская версия с дополнительными сценами. Однако я бы наоборот бы сократил хронометраж. Столько лишних диалогов и сцен, которые если вырезать, то ничего особо не поменяется - они лишь растягивают время. Смысл фильма при этом явно не пострадает.
В целом фильм, несмотря на затянуть, очень даже неплох. В чем-то он даже уникален, поскольку обычно все фантастические фильмы с участием пришельцев являются либо комедиями, либо боевиками. А вот на такую тему я работ в кино еще не встречал.
Признаюсь честно - я не люблю работы Стивена Спилберга. Для меня он всегда был эдаким американским Михалковым - режиссером, умеющим делать талантливые фильмы, но, зачастую, этот талант покрывая таким слоем пафоса, что попросту перестаешь верить этому фильму. Спилберг для меня, как интересный режиссер, существует лишь в нескольких картинах и именно поэтому, перед просмотром 'Близких контактов...' я вооружился всем своим скепсисом. Но, очевидно, что Спилберг ранний, Спилберг до 1993 года, это несколько иная личность, чем та, которую мы привыкли видеть в его более поздних работах. Особенно 'другим' Спилбер стал мне казаться после 'Списка Шиндлера'...
Но 'Близкие контакты...' - это совершенно не такой Спилберг, это совершенно другой Голливуд - этот фильм настолько наполнен той романтикой, которая заставляет нас всматриваться в звезды, верить в то, что мы не одни во вселенной...
Сегодня фильм выглядит немного наивным - простой сюжет, незамысловатые сценарные ходы, хотя видно, что к съемкам подошли с размахом, полностью отрабатывая двадцатимиллионный бюджет. Но несмотря ни на что, это фильм искренний, снятый увлеченными людьми, людьми, которые 'хотят верить', и ты смотришь его и тоже начинаешь верить. Вот такие картины проникают глубже всего, заставляя мечтать.
Я рекомендую этот фильм всем любителям фантастики, особенно научной - вы смело можете поставить коробку с этим фильмом на полку с пометкой 'Классика' и возвращаться к нему в те моменты, когда вам вдруг надоест всматриваться в звездное небо в ожидании своего близкого контакта.
Пока не были сняты «Челюсти», все относились к Спилбергу, как к простому неважному режиссёру, и его предложение о съёмке фильма про летающие тарелки многие киностудии воспринимали, как шутку. В итоге никто не ставил на необычный и умный сценарий, все поставили на самого режиссёра, чьи кинообразы становились всё масштабней и величественней.
«Близкие контакты...» - кино мощное и по затратам и по исполнению. Яркое и в тоже время почти документальное, по серьёзности подхода к делу. Хотя как можно назвать документальным кино про контакт с инопланетянами, когда все документы, проливающие на это свет, были лично съедены Эйзенхауэром в остром приступе недостатка скрытности? Для Спилберга фундаментом послужила жёлтая пресса, люди, отныне надевавшие шапочки из фольги и неопасные доклады про людей, видевших в безоблачную ночь двигающиеся огоньки по небу. Так и начинается кино — с необъяснимых появлений. Учёные находят давно затерянные самолёты, корабли, а простые граждане получают тугие лучи загара в мутные ночи и начинают испытывать видения про странный продолговатый предмет, который отныне начинают рисовать.
Контакты третьей степени по сюжетному развитию напоминают грамотный зомби-хоррор: начинается всё с небольшого инцидента, никто ничего не понимает; потом всё больше и больше людей с этим сталкиваются, появляются статьи в газетах; в итоге люди уже стаями бегают, заражённые этой новостью, и собираются официальные диалоги с правительством, которые уверяют, что работают над проблемой и просят оставаться граждан в своих домах. Но хоррором это, естественно не является, хоть припугнуть лишний раз и может, а в своё время, так и вовсе, наверняка, пугало посерьёзней ужастиков про Дракулу. Ибо инопланетяне земному этикету не обучены и встреча с землянами почти всегда напоминает терроризирование сильными прожекторами, громкими странными звуками и жутким шатанием того, в чём нецивилизованный гуманоид спрятался от диалога с большим братом. Спилберг любит НЛО, он начинал познавать киноискусство с представлений о межгалактическом зоопарке, и в своих представлениях Спилберг всегда старался «давать им шанс» (так и было до 2005, но Война Миров всё же считается представлением не Спилберга, а некоего парня по имени Герберт — Стивен там был исключительно, как касса, а не идея). Людям полюбился образ инопланетян-захватчиков и бравых американцев, которые, не развившись до галактических путешествий, сражались против высоких технологий заточенной палкой и чей-то там матерью. Людям нравится воля и несгибаемость, битва за родную планету с правом и дальше саморазрушаться без чьего-либо вмешательства. Спилберг же мечтает отправиться к далёким звёздам и его образы настолько совершенны, что операторы и звукорежиссёры из фильма в фильм номинируются на оскары.
И не сказать, что «Близкие контакты» полны положительными персонажами, или хотя бы тем, кому сильно сопереживаешь, ибо главный герой, сыгранный спилберговским альтер-эго - Дрейфуссом — как один из первых хипстеров, не возжелал чисто и спокойно рисовать свои видения на листках бумаги, как все нормальные, а начал тащить всякие какашки в дом и лепить из этого огромную гору посреди комнаты, убеждая попутно свою жену, что ей понравится, видимо, запах альпийских гор и чистота (и жёстко притянут за уши факт того, что это ему в итоге сослужит сомнительную добрую службу). А мой личный оскар вручается Кэри Гуффи за создание в кино образа САМОГО раздражающего в мире ребёнка, который то из дома убежит по автодороге погулять, то игриво раскрывает все двери, за которыми пытается укрыть его мать от жутких огоньков. В момент последнего с ним инцидента я его ненавидел всем сердцем и надеялся на его скорейшее похищение (хотя детей всегда любил). Вне зависимости от этого, Спилберг создал доброе и сочувственное кино, в котором люди помогают друг другу и стоят плечом к плечу, а власти не отстреливают зевак на засекреченных объектах, и даже животных ради мистифицированной эпидемии не травят, а просто усыпляют и бережно раскладывают вдоль дорог на оцепленной зоне. А общение с инопланетянами происходит, как некий симфонический баттл, от красоты и чудности которого мурашки бегут по спине вне зависимости от того, какую музыку вы предпочитаете.
Единственным вкладом в массовую культуру, видимо, так и можно считать эту мелодию из пяти нот, которая используется многими музыкальными группами в своих песнях, да и компьютерные игры с действиями в космосе просто не могут теперь без неё жить. Образ добрых и любопытствующих пришельцев не прижился нигде, кроме как в сердце Спилберга (и парочки последователей). Отныне и навеки в кинематографе инопланетянина либо представляют в качестве источника зла и бед, потому что такой удел лучше раскрывает человеческие страх и волю, либо нивелирует его ценность и уникальность множеством рас в мегагалактических франшизах типа Звёздных Войн и Звёздного пути. Очень и очень редко некий эфемерный «инопланетянин» становится заветным финишем на пути мечтаний и опровержением галактического одиночества человека. Ангел грациозно спустившийся с небес в поисках друзей, а не террора.
Имя Стивена Спилберга давно прогремело на весь мир, и сейчас он считается одним из самых ярких и эффектных голливудских режиссёров. Принято считать, что Спилберг - создатель шедевральных кинокартин. И это чистая правда. Лента 'Близкие контакты третьей степени' уникальна по своему сюжету и яркости. Блестяще сыгранная Ричардом Дрейфуссом роль, которая запомнилась многим. Потрясающие спецэффекты, передающие невероятную реалистичность всего происходящего. Казалось бы - тема инопланетян довольно избитая и потёртая. О различных космических существах было снято множество фильмов ('Чужой', 'Хищник', 'Нечто', 'Бездна', 'Вторжение' и др.). Но 'Близкие контакты третьей степени' отражают всё то необычное, что представляют себе миллионы людей на Земле.
Вспомнить хотя бы сцену, в которой инопланетяне забирают от мамы маленького мальчика. Она пронизана трагизмом и волшебством, отчаянием и необыкновенным ощущением чего-то нового.
Спилберг создал целый мир пришельцев, обитателей других планет, обеспечив тем самым близкие контакты со зрителями - при просмотре этой киноленты погружаешься в сюжет полностью, и уже не можешь оторваться до конца фильма. Лично у меня от него исключительно положительные впечатления. Одна из самых талантливых картин об инопланетянах.
Безусловно, Близкие контакты третьей степени, является жемчужиной в коллекции выдающегося режиссера Стивена Спилберга.
Он снял воистину захватывающий фильм с напряженным сюжетом, саспенсом и достоверной игрой ведущих актеров, среди которых хочу особенно выделить альтер-эго Спилберга - Ричарда Дрейфусса и француза Франсуа Трюффо. Если с первым актером Спилберг себя ассоциировал на экране, то второй был данью режиссера к новой волне во французском кинематографе.
Картина Спилберга и драматична, и комедийна. Спокойно смотреть на подобие помешательства у разных персонажей (воздвигание монумента, или горы из чего-либо) простот невозможно. Режиссура в картине очень сильна, актеры на высоте, но также нельзя не отметить саундтрек Джона Уильямса, который для создания мелодии для общения с инопланетянами перепробовал сотни композиций. А сама мелодия состоит всего лишь из пару нот.
Близкие контакты третьей степени относятся к проверенной классике фантастического кино. Обязательно ознакомтесь с этой картиной, или пересмотрите ее. Такие душевные и захватывающие фильмы сейчас встречаются очень редко!
Если вы любите хорошую фантастику, обязательно посмотрите этот фильм. Стивен Спилберг и до выхода БКТС прославился масштабами съемок и немаленькими бюджетами. Но сейчас, даже не вериться, что в те далекие годы за 20 млн. долларов удалось снять такой зрелищный фильм.
Тема контакта с инопланетным разумом чуть ли не центральная в творчестве Спилберга. 'Близкие контакты' посвящен целиком и полностью этой теме. Необходимо отметить, что перед созданием фильма, Спилберг долго изучал свидетельства очевидцев об НЛО, а так же различного рода необъяснимые факты пропажи и неожиданного появления военной техники в самых неожиданных местах.
Многие говорят, что в фильме недостаёт экшена, так присущего Спилбергу. С этой точкой зрения я совершенно несогласен, просто тут экш совсем другого рода, ну а от финальной сцены просто не оторвать глаз!
обязательно посмотрите, если еще не сделали этого.