Взглянув на современный мир, ты невольно задаешься вопросом, куда катится человечество и какие цели и принципы оно преследует. Кажется, что людей заботят только деньги, нажива и личная выгода, а будущее их вообще нисколько не заботит. Случается, что ситуацию могут исправить обычные неприкаянные люди, которые делают правильные вещи, потому что просто другого не знают. В таком положении оказался главный герой трагикомедии «Будучи там».
Синопсис Садовник Шанс всю свою жизнь прожил, не выходя из дома своего хозяина, знакомясь с окружающим миром лишь посредством телевизора и чернокожей служанки Луизы. Но однажды хозяин умирает, и риелторы прогоняют Шанса на улицу. Скитаясь по Нью-Йорку, садовник чуть не попадает под машину Евы, жены нью-йоркского миллиардера, которая решает приютить Шанса у себя дома. Однако Ева и ее муж еще не подозревают, насколько садовник Шанс изменит их жизнь и жизнь целой страны.
Оценивая игру членов актёрского состава, я бы, прежде всего, выделил Питера Селлерса, Мелвина Дугласа и Джека Уордена. Первый, по сути дела, воплотил образ неприкаянного дитя природы, который неожиданно оказался в этом мире, а его чистое и доброе сердце непреднамеренно начало менять окружающих людей. Мелвин Дуглас, исполнил роль миллиардера Бена, который на склоне лет решает сделать последние шаги, чтобы хоть как-то сделать этот мир к лучшему, а вдохновляет его на это, конечно, садовник Шанс. Наконец, по-настоящему насмешила игра Джека Уордена, сыгравшего Президента США, который всегда полагается на совет старого Бена, а тут его мнение кардинально меняет загадочный садовник Шанс.
Можно сказать, что режиссёр Хэл Эшби снял своего сочетание комедии, драмы, мелодрамы и даже библейской притчи (судя по концовке). В целом «Будучи там» производит приятное впечатление, поскольку главный герой невольно окунается в безумное движение этого мира, где везде и всюду его подстерегает опасность. Улыбку вызывают сами ситуации, в которых оказывается главный герой, чье представление о мире и жизни в целом ограничены лишь телевидением. Однако режиссер нас настойчиво пытается убедить, что именно тщедушность и невинность главного героя сумели изменить мир. Смотрится это красиво, но не столь убедительно, как хотелось бы. Тем не менее, концовка действительно удивила, оставив целую плеяду мыслей в голове.
Сценарий фильма основан на романе польского писателя Ежи Консинского. Я, конечно, не буду вдаваться в подробности сути сюжета, т. к. написал о них выше. Скажу лишь по своей структуре «Будучи там» может напомнить «Форреста Гампа», поскольку здесь главный герой с интеллектом десятилетнего ребенка невольно оказывается значимой персоной, существенно влияющей на ход истории. В него влюбляется главная героиня, хотя, наверное, он даже и не понимает, что такое любовь. Однако знакомство с миллиардером Беном изменило его жизнь, поскольку впервые он по-настоящему испытал дружеские чувства.
Итог Вообще «Будучи там» - фильм неплохой. Он добрый, интересный, на самом деле, ты не предполагаешь, чем завершится эта история. И хотя мне показался он чересчур наивным, по-моему, он понравится обычному зрителю за пускай знакомую, но важную идею, что «добро меняет мир к лучшему».
Хэл Эшби - родился в семье фермера, когда ему исполнилось девятнадцать, он пережил ужасную личную трагедию- отец будущего режиссёра покончил с собой. После этого, не в силах оставаться в родной Юте, Эшби отправляется на запад страны- в Калифорнию, где устраивается печатником в компанию 'Юниверсал'. Счастливый случай, сводит его, с уже довольно опытным постановщиком Норманом Джуисоном, который становится его другом и принимает Хэла на должность монтажёра своих кинокартин. Именно Джуисон, помог Эшби заполучить первый проект, уже в качестве самостоятельного постановщика...
Фильм 'Будучи там'- стал седьмой режиссёрской работой в кино Хэла Эшби, при том что все предыдущие шесть его картин, уместились окромя в 70-е годы, поистине декадентского времени для Америки. Откровенная манера авторского высказывания, была неугодной официозности продюсеров, с которыми режиссёр бился всю свою карьеру. Так же, как и темы которые он затрагивал в своих лентах- ратуя за здравый смысл, уважение человеческой личности, свободу поведения.
Если в предыдущих своих фильмах, он фокусировался на частностях, в данной картине критичной целью была вся система общественного и государственного уклада.
Некто, с говорящей фамилией Гарден и 'синдромом Форреста Гампа', настолько адекватен окружающему его цивилизационному идиотизму, что оказывается способен 'влиять' на интимную жизнь самого президента страны...Каждый, кто соприкасается с ним, наделяет его теми качествами, которыми возможно хотели бы обладать они сами. Именно так, чаяниями человеческой глупости, творятся кумиры, поднимаясь всё выше, на 'Олимп умонастроений' миллионного стада 'ослов'.
Этот фильм- великолепная политическая сатира и удачная абсурдистская карикатура на общество, познающее мир через экран телевизора. Классическая комедия положений о 'не том человеке', или если хотите 'международном человеке загадке', который смог 'поставить на уши' 'сильных мира сего', всего лишь своей простотой и видением мира, как он есть. Но это не в коем разе не сказочка про 'Ивана-дурачка', а скорее притча о блаженном. А юродивых почитали всегда, правда здесь никто так и не догадается, о его 'ненормальности'. Человек, как известно- обманываться рад.
Юмор Эшби в данном случае, гораздо деликатнее современной 'шутки в лоб', при этом, не о какой политкорректности режиссёр похоже и не слышал. Абсолютная удача была взять на роль Ченси - Питера Селлерса, который создал талантливейший трагикомический образ, незаслуженно обделённый Оскаром за лучшую мужскую роль 79-го года. Плюс конечно замечательная история по книге Ежи Косинского (судьба которого, точнее его жизненный финал, ужасным образом срифмовался с 'эпилогом' отца самого Эшби). Ну и как не сказать про музыку в фильме- замечательный проход главного героя(впервые за полвека оказавшегося вне стен своего жилища) по чёрному гетто, под лихую джаз-роковую интерпретацию 'Так говорил Заратустра' Рихарда Штрауса, в исполнении мастера стиля фьюжн бразильца Эумира Деодато...
В самом начале хотелось бы сказать о потрясающих актёрах, мастерски создавших свои образы в этом фильме. Самых ярких персонажей сыграли Питер Селлерс, Ширли МакЛейн, Мелвин Дуглас.
Если вы слишком много душевных сил потратите на просмотр этого фильма, пересмотрите его попозже ещё раз. На второй взгляд он кажется лишь мудрой комедией, заставляющей улыбнуться над несовершенством собственных представлений о мире.
А что же с первым просмотром?
Кажется, что попадаешь в жуткий мир людей настолько пошлых, банальных, зашоренных, настолько уверенных в своём превосходстве и совершенстве, что невозможно решить, улыбнуться их глупости или всё-таки зарыдать над ней.
Совсем страшно становится, когда, смотря дальше, понимаешь, что фильм этот не только про вымышленных героев, но и про реальных политиков, бизнесменов, обывателей, про кого-то из твоих знакомых, родственников и даже про самого тебя. Замирая, следишь за событиями этого кино, почти не дыша, испытывая личный стыд за каждую глупость и лукавую мысль обитателей картины.
В фильме противопоставляются два мира. Сначала мы видим небольшой домик, небольшой садик и самых незначительных, в смысле общественного положения, людей. Там и провёл, служа некоему старику, всю свою жизнь садовник Чэнси.
Этот старик – кто он? – сумасшедший, державший практически на рабском положении садовника («мне запрещалось покидать пределы дома», - скажет Чэнси), или мудрец, понимавший ценность этого человека, не желавший, чтобы мир воспользовался его чистотой, искренностью, неангажированностью? А чистота и искренность – сохранились бы они, если бы «пределы дома» покидать было можно? Или старик своими запретами сотворил этот чудесный человеческий экземпляр? Сотворил, то есть, дал шанс, да так и назвал – Чэнс.
Следующий мир, куда попадает садовник – мир больших домов, важных людей, глобальных проблем, да и понятие «сад» разрастается там до невероятных пределов.
Как только Чэнси выходит на улицу, он сразу же попадает на свалку. Теперь его окружает грязь, неприветливые люди, малолетние хулиганы. Контраст этот авторы фильма подчёркивают ещё и чудесной сумасшедшей песенкой, которая звучит в этот момент.
Чэнси, ничего не знающий о жизни вне дома старика, болтает со всеми о травинках и былинках, о смене времён года, об удобрениях и сборе урожая. Но господа из мира денег, власти и страстей слышат совсем другое.
Мир настолько циничен, что поговорить о садике, о погоде, о цветочках мы больше не способны. Проблем вокруг нас столько, что все мысли только о том, как справиться с ними, как заработать себе ещё немного счастья. В это-то время душевный покой и волшебное счастье проходят мимо, так и не дождавшись, когда ты взглянешь на них.
Каждый из героев фильма интерпретирует слова садовника по-своему, слышит то, что услышать ему необходимо. Кто-то находит в нём поддержку, кто-то начинает видеть в нём грозную силу.
Окружающие могут верить или не верить в то, что он говорит, итог одинаков – они обманывают, утешают и запугивают самих себя.
В этой части фильма есть немало комических моментов, связанных с интерпретацией того, что сказал Чэнси. Среди них разговоры о «закрытом доме», о «месте наверху», и, конечно же, о смене времён года.
Все так поверили в свою значительность и значимость своих занятий, что их сумел обмануть, сам о том не подозревая, блаженный садовник.
Вот он знакомится с президентом, вот тот уже цитирует Чэнси, выступая перед прессой, вот наш герой уже сам приглашён на телевидение в передачу о большой политике, а вот сильные мира сего тихонечко и его самого прочат в президенты…
И вот уже сын старика-творца ступает по водной глади.
Кому ещё мало метафоричности? Кто хочет большего символизма?
Но есть и другая сторона. Чэнси удаётся быть «неразоблачённым» ещё и благодаря телевидению. Он видел тысячи передач на десятках каналов – варианты на все случаи жизни, но… становимся ли мы полноценными членами общества, только насмотревшись телевизионных каналов? Важно не умение повторить, а способность понять, проанализировать, может быть, порефлексировать.
И если ты даже вспомнишь, что сделать в той или иной ситуации, но не будешь подозревать о причинах, о корнях, о смысле – поможет ли тебе это? Станешь ли ты не кукольным, а действительно полноправным участником жизни?
Глядя на нелепого садовника, то размахивающего руками, то принимающего странные позы, зритель, несомненно, уверен, что невозможно было не разгадать, что этот человек, на самом деле, не вполне осознаёт, что и для чего нужно делать – например, уж очень манерно он здоровается, уж очень путано разговаривает, и так странно целуется. Только редкий наблюдатель расширит эту мысль и до себя, и себе в укор поставит собственное попугайничество, поддакивание, кривляние. А ведь так много тех, кто привык к подсмотренным, удобным, но не прочувствованным, не рождённым собственными душевными усилиями и размышлениями, словам, делам и мыслям.
Этот фильм заставляет задуматься. После просмотра остается такое непонятное сначала, противоречивое ощущение, что первое время ты просто смотришь в потолок и думаешь, что же это такое.
Фильм о человеке, который всю свою жизнь не выходил из дома старика, на которого работал садовником. Мистер Шанс Садовник ничего не видел в жизни, да собственно и не имел никакой жизни, кроме возделываемого им сада, хозяина, его служанки и сначала радио, а потом телевидения. После смерти старика-хозяина, 'жизнь' Шанса в корне меняется.
Дальнейшее действие фильма многопластово: одновременно зритель наблюдает нехитрые события через несколько призм.
Мы видим мир глазами мистера Шанса, который очень недалек, но сдержан и терпелив, он вежлив и аккуратен, молчалив и оттого люди сами додумывают ему качества, трактуют его поведение, редкие фразы и молчание. Так, выжидая, пока кто-то очередной своим трактованием ситуации 'поведет' его, а потом следуя за кем-то из людей, Шанс продвигается по сюжету фильма.
Кто он? Неумён, необразован, не умеет ни читать, ни писать, не умеет ничего, кроме работы в саду, разговора про сад, осуществления бытовых нужд и копирования поведения людей, которое он где-то видел, в основном по телевидению. Шанс не вызывает у зрителя какой-то особенной симпатии, он по сути дела персонаж-пустышка, без амбиций, без стремлений, без потребностей выше уровня физиологических... все мысли, которые он выражает - это наблюдения, сделанные за годы работы в саду. Его воспринимаешь, как аутичного ребенка, испытывая сострадание, жалость...
С другой стороны, мы видим мир глазами людей, окружающих мистера Шанса. Бизнесмены, слуги, доктор, президент Соединенных Штатов... Они все, запутавшиеся в своих амбициях, потребностях, мыслях, во всем том, чего нет у Шанса, ощущая его свободу от этой путаницы, но не осознавая ее, симпатизируют ему. Им кажется, что в нем их спасение, с ним спокойно и ему можно доверять. Конечно, в нем ведь нет никакого умысла, в отличие от всех людей, с которыми им доводилось иметь дело. И все они хватаются за него, как за соломинку. В итоге даже готовы избрать его президентом своей страны. Его, неграмотного и недалекого человека, без амбиций и устремлений.
Отдельный пласт - взгляд женщин на ситуацию. Женщины в фильме показаны еще более недалекими, чем сам Шанс. Каждая из женщин, показанных в кадре, в принципе не способна выглянуть из своей тесной коробочки (своего тела обычно) и кроме своих примитивных потребностей увидеть что-то еще. Они все слепы до безобразия и отвращения. Ну как может женщина испытывать вожделение к человеку, который есть аутичный ребенок? Это возможно только в том случае, если кроме себя она вообще ничего не видит вокруг.
И еще один пласт - это сопровождающий весь фильм телевизор. Он включен в большей части кадров, он работает в фоновом режиме, приковывая внимание Шанса и незамечаемый остальными. Он отражает свое видение событий, он транслирует информацию между участниками сюжета, он как будто и есть главный мозг всего фильма. При этом что мы видим на экране? Сплошной поток тупейших шоу и передач, отвратнейших мультфильмов и роликов. Этот пласт ясно дает нам почувствовать, что та эйфория, которую испытывают герои фильма от мистера Шанса и его идей, крайне неуместна при том, что он есть продукт телевещания, телепрограммирования... он есть осуществленное в органике телевидение. Пустышка.
И в итоге остается мысль: чем именно диктуется наше поведение? Вот мое лично? Почему я испытываю те или иные эмоции, почему выполняю те или иные действия? Потому что это определяется МНОЙ (моими идеями, мыслями, стремлениями), и это значит, что я человек. Или потому что это определяется внешним потоком бестолковой информации, вливаемой в меня со все сторон? Насколько я слепа, ограничиваясь собой и запутавшись в мелочности и эгоизме? Тогда я пустышка.
Ужасающе колоритная сцена похорон, на которой один только доктор (обладающий все-таки проницательностью и понявший, что Chance The Gardener - это действительно садовник), действительно переживающий кончину хорошего человека, мистера Бена. Остальные же слепы и не чутки до той степени, что даже стоя у гроба своего друга совещаются о том, кого же поддержать в президентской гонке.
Сам же Шанс, не проникаясь ничем в своей манере, вообще удаляется в парк, к деревьям, которые ему близки и понятны, от людей.
Сатирическая трагикомедия. Обнажающая порочность человека и его слабость в весьма, казалось бы, невинной форме.
Лента начинается с красивой классической мелодии. Она величественна, спокойна, благородна, таким кажется окружающим центральный персонаж фильма Чанси, но музыка прерывается телевизионной программой. В этом, мне кажется, заключается суть характера персонажа. Его внешние качества не соответствуют его душевному миру. Общество видит в нем искреннего, возвышенного человека, на самом деле, он не умеющий писать и читать фанат телевизора.
Chance («шанс») Gardener («садовник») всю свою жизнь проработал садовником в доме Старика. После смерти мистера Дженкинсона герою пришлось покинуть место, откуда никогда не выходил.
И хотелось бы сказать, что это «естественный персонаж», привязанный к растениям, душевно чистый и т.д., но герой не любит, не привязан к кому бы то ни было. Просто люди желают видеть в Чанси добродетель, глубину внутреннего мира, стремления, которые ему не присущи. Почему? Потому что окружение и все интересующиеся личностью Чанси подходят к нему с «обычными» мерками.
«Жизнь это состояние ума». И если ум, зависит телевизора, это единственная ценность, все знания человека черпаются из «ящика», то какова должна быть его жизнь? Жизнь – повторение телепередач.
Фильм любопытный. Хотя многим и покажется скучным. К сожалению, сюжетная линия не очень ясная и приходится многое домысливать. Не то чтобы я против домысливания, но есть подозрения, что это обычно - результат недоработок.
Не пересказывая сюжет, дополню, что аннотация, к тому же одинаковая почти на всех сайтах, не раскрывает ничего, кроме внешней фабулы, формы. И не мудрено - жанр картины размыт по нескольким измерениям. В значительной части это комедия, где-то гротеск, где-то сатира. А где-то - и откровенная насмешка. Видимо, зритель жаждет именно этого: позлорадствовать над сильными мира сего. А потом встать с кресла перед экраном и спокойно пойти на работу, продолжать этих сильных обслуживать.
По поводу формы: лет 12-15 назад я водил своего импозантного и забавного импортного шефа по Москве. Зашли в 'Охотный ряд', под землю. Там он вдруг стал внимательно наблюдать за демонстрацией шуб. Я шутя спросил: - Фредди, не заказала ли тебе жена шубку из песца? - Нет, меня больше интересует то, что внутри шуб, был его ответ. Понимает!
Может ли идиот выжить среди профессиональных лицемеров? Фильм говорит - да. Ясно, что любые привлекающие внимание детали фильмов обычно выдумка. Не обошлось без творческих преувеличений и здесь. Вы сами найдёте эти моменты по ходу пьесы.
Молчание - золото, разговор - беда! С самовлюблёнными болванами самое лучше - молчать. А уж они додумают за тебя то, что им только и нравится. Таков основной внешний мотив картины. Надо попробовать!
Интересные наблюдения над западным менталитетом возникают при просмотре. Ведь любой фильм снимается в расчёте на то, чтобы зритель мысленно следовал его сюжету по некоторым типичным и общеизвестным деталям как по маякам в тёмном море. И концовка - желанный берег в награду. Здесь концовки не задумано. Театр абсурда не закончил своё представление, и люди продолжают притворяться. Ну что-же, если у них есть такая возможность, этого по крайней мере логично!
P.S. Сегодня кажется уже символичным, что в картине присутствует и советский след. Советский дипломат с бутафорскими золотыми звёздами Героя Советского Союза как участник светского раута, где блистает наш безобидный идиот. Конечно же, он ничем не отличается от прочих лицемеров, иначе было бы неправильно. Тем не менее, трудно представить россиянского посла в подобных обстоятельствах, привлечённом в столь отвлечённом от конкретики фильме для придания ему правдоподобия. А фраза 'Нынче русский язык становится модным' тогда говорила о влиянии и присутствии той страны больше всех вывесок и рекламы на улицах россиянских чудовищных лицемерных городов. Если ранее клоунами нас представляли на Западе, то ныне нас ими делают временные управители страны.
За глубокое погружение в подсознательное, пусть и средствами лёгкими, поверхностными оценка
Фильм превосходный. Очень трогательный, с прекрасной игрой Питера Селлерса. Актер он, надо сказать, замечательный. Вспомните тот же кубриковский 'Доктор Стрейнджлав...'. Фильм иносказательный и ироничный. Давно я не смотрел кино такого уровня.
Отмечу несколько моментов. Прежде всего, психологический портрет главного героя. Сочетание «взрослой» меланхолии и «детской» непосредственности и возбудимости. С одной стороны, его не привлекают вещи сложные, вроде 'Неоконченной' Шуберта, он предпочитает вещи легкие, подвижные, вовлекающие. Мультики, фитнес. Ему это интересно. Это одна сторона. И вторая – та самая меланхолия, которая так легко читается в его печальном лике. Что делать, ведь о любви он ничего не знает. Людские страсти ему чужды. Он категорически наивен и чист, tabula rasa.
Второе, это люди. Им только дай повод, просто поприсутствуй рядом – все вылезет наружу.
Смотрел фильм две недели назад, но до сих пор нахожусь под впечатлением.
Шанс /Питер Селлерс/ – садовник, всю жизнь проведший в саду богатого человека и в его доме. Умственно не совсем полноценен, не умеет читать и писать, о жизни ему известно только по телевизионным передачам, которые он обожает смотреть. Беззлобный, простой, прямой человек
Мелвин /Бенджамин Рэнд/ – богатый и очень влиятельный пожилой человек, советник президента по финансовым вопросам, очень серьезно болен. Не выходит из своего огромного дома, один из этажей которого практически превращён в больницу
Ив /Ширли МакЛейн/ – жена Мелвина, значительно моложе мужа, искренне его любит и страдает из-за того, что он болен
Роберт /Ричард А.Дарсайт/ – личный врач Мелвина, порядочный, но слегка подозрительный
Президент /Джек Уорден/ – в хороших отношениях с Мелвином, весь в работе, переживает не лучшие времена в отношениях с женой
Эта картина может показаться скучноватой из-за своего медленного повествования. Здесь все медленно двигаются, медленно разговаривают и события не стремительны в целом. Но незаметно такой темп погружает в историю полностью.
До самого конца казалось, что это какой-то непонятный околокомедийный фильм. «Я сам обманываться рад» - такой девиз картины, на мой взгляд. Каждый видит то, что он хочет видеть, даже если человек, показавший ему это, имел совершенно не то в виду. А ещё все склонны усложнять услышанное, видеть тайный смысл там, где его нет, пытаться узреть глубину, отрицая, что всё на самом деле просто и прямо.
И вот показан последний кадр, абсолютно невозможный и фантастический, который полностью меняет представление о картине. И ты начинаешь понимать, что сейчас была не реальная история и не комедия, а философская притча, над которой ты будешь ещё долго размышлять. Мне понравился фильм, хотя любителям динамики и неожиданных интересных поворотов сюжета я его крайне не рекомендую.
Поэт идущий и по воде под светом звезды по имени Солнце.
Пожалуй эта картина одна из самых мудрых, бездонных в своей мудрости, она очень сильно перекликается с такой феноменальной работой как Белый Бим Ростоцкого... Не в плане сюжета, а в глубине, богатстве и направленности смыслов...
Среди огромного людского стада от обычных родителей рождаются поэты, это вовсе не те, кто умеет складывать слова с помощью рифм, а лишь те, кто существуя среди людской жадности, завести, циничности всегда не сравнимо духовно выше этого голдящего, дерущегося и часто воюющего друг с другом стада и эти поэты по другому не умеют. Эти поэты не гордятся свой духовной высотой и чистотой, вовсе нет, и в силу своей чистоты они часто не понимают всей омерзительной низменности и пресмыкаемости окружающих. Эти поэты любят и уважают людей, хотя те и не достойны такого отношения, а в итоге поэты зачастую поднимаются на пустынный холм обжигаемый звездой по имени Солнце!
...И мы знаем, что так было всегда,
Что Судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым.
Он не помнит слово 'да' и слово 'нет',
Он не помнит ни чинов, ни имен.
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон,
И упасть, опаленным Звездой
По имени Солнце...
Фильм будет интересен не всем, но я порекомендовал бы его будущим кинокритикам и тем кто ожидает от кино не только развлечения. В момент выхода картина успела стать культовой. Также, в своё время, это была комедия, которая сейчас отнюдь не кажется смешной, но картина от этого не проигрывает. Это милая, добрая, душевная, я бы даже сказал: исцеляющая работа.
После просмотра у меня остались только положительные эмоции. Неспешное повествование позволило прислушаться к миру и к себе. В ней много добра и мудрости, а также дефицитного в наше время оптимизма.
Игра актёров завораживает. Я был просто ошеломлён мимикой Ширли МакЛейн: как он делает невинное личико и этим поступком просто влюбляет в себя! Очень интересен звуковой ряд. Особенно композиция сопровождающая Шанси когда он идёт вдоль проезжей части с тростью и чемоданом из своего бывшего дома-работы.
Можно ещё многое сказать, но думаю будет лучше всё увидеть самим.