«Крепче стисни крест» или «красавчик» Фредди идет на охоту
«Кошмар на улице Вязов» - очевидно, самый известный из всех фильмов ужасов в истории кино, или если не всех, то во всяком случаи, среди сериалов о маньяке-убийце, то бишь, слэшеров. В большей степени это даже касается не фильма, а самого Фредди Крюгера, ведь ни Майкл Майерс, ни Джейсон Вурхиз, и уж тем более, ни Кожаное Лицо, при всей своей знаменитости, не приобрели такой популярности, как герой «Вязов», чье имя стало нарицательным. Откуда же, такая слава?
Причиной удачи или провала того или иного фильма почти всегда является случай. Но не только в нем дело. «Кошмар на улице Вязов» преподносит нам совершенно оригинальную идею об убийце, преследующем свои жертвы во снах, а что может вселить больший ужас, нежели ночной кошмар, ставший явью. Садист, пусть даже самый кровавый и безжалостный, но действующий в реальном мире, уже малоинтересен, так как его можно одолеть. Но даже и не это главное. Против такого преступника можно сплотится, и бороться вместе с друзьями, родителями, полицией, наконец. Преимущество же маньяка-извращенца, совершающего свою охоту во снах в том, что удел его жертвы – полное и безраздельное одиночество, которое, нередко и приводит к печальной развязке. А для того, что бы одержать победу над ночным кошмаром, недостаточно пистолета, ножа или топора, здесь требуется нечто другое.
«Кошмар на улице Вязов» пронизан религиозностью и психологизмом. Даже считалочка о Фредди Крюгере содержит в себе христианский подтекст, в словах «крепче стисни крест». Фильм показывает, что лишь вера в Бога, вера в добро помогут справится со страхом. У главной героини Нэнси над кроватью висит распятие, а перед сном она произносит молитву, поэтому только ей удается выжить после резни Фредди Крюгера. Те же, кто не придавал вере особого значения, погибли, хоть и не заслуживали этого.
Кроме того, «Кошмар на улице Вязов» тесно связан с фильмами о виртуальной реальности, вроде «Ванильного неба», «Экзистенции» или знаменитого «Начала». В этих фильмах прослеживается попытка понять мир сна, мечты и подсознания, а еще, затрагивается сама проблема вымышленной среды: что это такое? можно ли там выжить? как отделить сон (мечту) от реальности? «Кошмар на улице Вязов», при том, что это фильм ужасов, имеет вполне оптимистические соображения о том, что сон – это только сон, и боится его только тот, кто боится. Фредди Крюгер питается страхами, а больше даже убеждение детей в том, что его нельзя уничтожить. А убеждения – это подсознание, это психологический аспект, а значит и сам Фредди является не чем иным, как порождением нашего разума. Стоило Нэнси осознать все это, как Фредди Крюгер стал для нее не опасен.
Сам же «герой», Фредди Крюгер, в теперешнем восприятии мало пугает. В своей идиотской шляпе, грязном полосатом свитере и нелепых брюках он похож на клоуна, который, к тому же, постоянно смеется. Жуткий вид он обретает только благодаря обгоревшему лицу, ну и, конечно, ножикам на руке. Однако самим нам (зрителям) все же вряд ли хочется встретить такого вот «красавца» в собственном кошмаре.
Если говорить о самом фильме, то, конечно, сразу на лицо его низкобюджетность, однако разве есть дорогие фильмы ужасов? Игра актеров оставляет желать лучшего, хотя это, в общем, предсказуемо. «Кошмар на улице Вязов» может привлечь внимание современного зрителя еще и присутствием в нем юного Джонни Деппа. Я лично, не могу сказать, что любимого всеми Джека Воробья в «Кошмаре» не узнать, - он вполне узнаваем, просто намного-намного младше (хотя по роли Гленна здесь, не скажешь, что с годами он стал великим актером). Не обошлось в картине и без «ляпов»: к примеру, перед гибелью Гленна по радио сообщалось, что время - 12 часов ночи, потом же, после убийства, Нэнси просила своего отца по телефону, взломать дверь в ее дом через двадцать минут, «ровно в 00:20», таким образом получается, что и убийство Гленна, и приезд полиции, и все прочее, не заняло даже одной минуты!
Что до положительного, то особую таинственную атмосферу фильму придает музыкальное сопровождение. Хоть и незамысловатая тема «Кошмара на улице Вязов», но она запоминается и четко ассоциируется с фильмом.
Несмотря на многочисленные проколы «Кошмара на улице Вязов» в художественном и постановочном плане, сей фильм все же был, есть и, я полагаю, останется эталоном для всех любителей «побояться перед экраном».
Сняв несколько откровенно жестоких и кровавых слэшеров без примеси сверхъестественного, режиссер Уэс Крейвен решил обратить свое внимание на мистику и начал работу над сценарием к ленте про кошмарного маньячка, который приходит к подросткам во снах и жестоко их убивает. Сам фильм получил название «Кошмар на улице Вязов» и ныне он считается классикой, которая не имеет срока давности.
Главной героиней фильма является Нэнси Томпсон в исполнении Хизер Лангэмкемп. Девушка живет на улице вязов вместе со своей матерью, которая имеет проблемы с алкоголем. Семья Нэнси практически разрушилась, отец полицейский живет отдельно, но всегда готов помочь своей дочери в сложной ситуации. Но в последнее время Нэнси сталкивается с проблемой, которая кажется практически нерешаемой.
Дело в том, что в своих снах она видит страшного обгорелого человека в полосатом свитере, шляпе и ножами на руках. Он постоянно ее преследует и грозится убить. Вместе с тем в районе участились случаи гибели подростков в снах, и полиция не может объяснить, что же именно произошло. Но проведя небольшое исследование, Нэнси и ее парень убеждаются, что за преступлениями стоит Фреддли Крюгер, убийца детей, который смог вернуться с того света, чтобы снова утолять свою жажду крови.
Наверное, «Кошмар на улице Вязов» можно назвать лучшим фильмом в карьере Уэса Крейвена. Ну как минимум до этого хоррора он не снимал настолько многогранные и серьезные жанровые работы, которые являются не только кровавым аттракционом, но и глубинным исследованием наших внутренних страхов и тревог.
Интересно, что самого Фредди Крюгера режиссер старается нам часто не показывать, чтобы он не успел надоесть зрителям. Злодей появляется только тогда, когда это необходимо истории и он является таинственной, сложной фигурой, которая старается шутить, но выходит это предельно мрачно и вообще с Крюгером лучше не пересекаться вообще. Но так как человек долго не протянет без сна, то свидание с убийцей у его жертв гарантировано.
Еще тут сыграл свою первую значимую роль в кино Джонни Депп. Ему достался образ парня Нэнси и пускай он ничем серьезным тут не отличился, но сыграл хорошо и именно этот фильм стал для него пропуском в голливудский кинематограф. Причем вместе с Хизер Лангэмкемп Депп выглядит очень органично. Они воплотили очень достоверные романтические отношения.
«Кошмар на улице Вязов» - это несомненная классика своего жанра и тот фильм, который точно стоит посмотреть всем тем, кто соскучился по хорошему хоррору. Да, фильм совсем не новый, но он действительно интересен и умеет напугать.
О чём мы думаем когда спим? О чём мечтаем? Какие воспоминания тревожат наше воображение? Или какие опасности, приходится преодолевать в мире грёз?
Прочитав несколько очерков из газет, в которых описывалась смерть группы молодых людей, причина которой были кошмары во сне. Кинорежиссёр Уэс Крэйвен, вдохновляется страшными событиями и до придумывает образ маньяка, наложив при этом воспоминания из детства. Напугавшее лицо бездомного, напугавшего маленького режиссёра.
Согласно сложившемуся правилу в Голливуде, нельзя обойтись без имени. Ёмкого, громкого и запоминающегося. В то время по кинотеатрам гремел - Майкл Майерс из «Хэллоуина» (1978), пугал детишек у озера — Джейсон Вурхис из «Пятницы 13-го» (1981), а ещё раньше, в Техасе, маньяк с кожаным лицом, бегал за подростками с бензопилой. Возможно, что на момент придумывания имени — Фредди Крюгер, спустя годы станет именем нарицательным и войдет в умы массового зрителя так глубоко и надолго, что называть фильм «Фредди Крюгер» станет проще, чем долгое «Кошмар на улице Вязов».
Сейчас в это особенно сложно поверить, но на момент придумывания и создания фильма, студия New Line Cinema была банкротом. Декорации, спецэффекты и грим создавались на коленке, актёры готовы были сниматься за еду, а некоторые участники съёмочной группы и вовсе бесплатно. Экономия видна в каждом кадре фильма. Свет, ракурсы, игра актёров. Тем не менее, безобразный запоминающийся грим и изобретательные трюки с бутафорской кровью, стали отличительной чертой и пошли на пользу кинокартине. Нельзя сказать, что экономия как-то сказалось на конечном результате ленты, но промолчать о трудностях, легших с основу многомиллионной франшизы, невозможно. Фильм, буквально вымученный. Но сейчас каждый знает — мучения оказались не напрасны.
Уэс Крэйвен, как режиссёр и сценарист, придумывает концепцию мира во сне, тем самым развязывает себе руки. Погружая зрителя, пришедшего в кинотеатр, в воображаемый главного героя. И при этом, заставляет принимать условия того, что происходящее на экране не обязано быть реальным и поддаваться законам физики. Фонтаны крови до потолка, истерзанное тело, парящее в воздухе, удлиняющиеся руки маньяка. Данный революционный подход в хорроре, ещё не раз положительно скажется для фильма.
На момент выхода фильма, в широкий прокат, публика с восторгом приняла творение Уэса Крэйвена. Пугающий характерными чертами и жутким гримом. Удивляющий неожиданными приёмами. Вводящий в ступор чёрным юмором. Шляпа, полосатый свитер и опасные лезвия, закреплённые на перчатке. Запоминающийся образ, послужил отличным маркетинговым феноменом и заложил канон в массовой культуре. Даже самые именитые режиссёры фильмов, много раз будут обращаться к этому каноничному образу.
Для многих, в том числе, для молодого актёра — Джонни Деппа, данный фильм послужил мощным трамплином в мир большого кино. Для Деппа роль оказалась дебютной. Как он признавался позднее, в кино он попал случайно и не планировал сниматься. Боюсь, лишившись такой случайности, зрители могли бы потерять одного из лучших голливудских актёров. И не увидеть множество ярких образов, которые стали узнаваемыми, в том числе, благодаря Джонни Деппу.
Сложно недооценить влияние и культурный феномен, заложившийся Уэсом Крэйвеном. Массовое сознание, уже никогда не будет прежним. Даже сейчас, когда фильму почти 40 лет, он, конечно, не вызовет бурю восторга насмотренному зрителю, но точно отметится парой запоминающихся и ярких сцен, способные поразить воображение.
Слэшер — поджанр ужасов, в котором маньяк преследует и убивает жертв-подростков, возникший благодаря легендарному «Психо» Хичкока, хотя сам Шедевр короля триллеров слэшером не считается.
После успеха эталона слэшеров «Хэллоуина» Карпентера, вышедшего в 78-м году и собравшего 60 миллионов долларов (47 из которых на родине, в Америке), в 80-х возникла волна популярности слэшеров. Яркие примеры: «Кошмар на улице вязов» (1984) и «Пятница 13-е» (1980).
Но творение Уэса Крэйвена сильно превосходит «Пятницу» во всех планах, кроме кассового успеха, так как первая часть ленты о Джейсоне заработала на родине 40 миллионов, хотя и «Кошмар на улице вязов» был очень успешным в прокате, собрав 25,5 миллионов в Америке. «Кошмар на улице вязов» пострашнее, с более оригинальной идеей и более интересным маньяком, известным всем киноманам Фредди Крюгером!
Фредди Крюгер — жестокий убийца детей, за что родители жертв сварили его заживо в котельной, где он работал сторожем и совершал свои злодеяния. Но через много лет после этих событий Фредди таинственным образом начинает преследовать подростков в снах, в которых он не менее опасен, чем когда был жив. Теперь он не обычный маньяк, а некий демон, паранормальная сила, которая хочет убивать. Он без плоти, весь обгоревший, как и при жизни носит перчатку с очень опасными острыми лезвиями, которыми кромсает своих жертв, красный свитер и черную шляпу. Фредди совсем не хладнокровный убийца, он эмоциональный психопат, которому нравится забавляться с жертвами, как коту с мышкой, он обладает неким злодейским черным юмором, что является неотъемлемой частью его характера, за которую многие его и любят. В общем, благодаря старанием Роберта Инглунда, сыгравшего Фредди Крюгера, и Уэса Крэйвена, придумавшего образ, появился один из самых запоминающихся маньяков в кино, по праву занимающий 40-е место в списке 50 лучших злодеев по версии Американского института кино!
Также важную роль играет, как я уже говорил, оригинальная идея фильма. Ужас в том, что от Фредди не убежишь, ведь как ты не будешь стараться, ты все равно уснешь, а только ты окунешься в это загадочное царство Морфея, Фредди придет за тобой… А даже если ты не уснешь, ты все равно умрешь, ведь человек не может жить без сна больше одиннадцати дней.
Совсем не понимаю людей, которые говорят, что старые ужастики не страшные: многие из «старых ужастиков» поинтереснее новых, и «Кошмар на улице вязов» в их числе.
Кстати, здесь дебютирует тогда еще юный Джонни Депп, сыгравший одну из жертв Фредди Глена Ланца, парня главной героини Тины Грей.
В общем, «Кошмар на улице вязов» — классика, до сих пор страшный фильм, икона слэшеров со странной и неожиданной концовкой. У фильма есть менее удачные продолжения, которые смотреть, в отличии от оригинала, вовсе не обязательно.
Раз, два — Фредди заберет тебя
Три, четыре — запирайте дверь в квартире
Пять, шесть — Фредди всех вас хочет съесть
Семь, восемь — Фредди к вам придет без спроса
Девять, десять — никогда не спите дети…
Мне кажется, что ужасы - это один из самых сложных жанров в кинематографе. Ужастик должен быть не просто страшным, но и иметь какую-то идею. Современные фильмы ужасов оставляют желать лучшего: вместо сюжета какой-то полнейший бред, куча крови, много трупов и никакого смысла. Хотя некоторые выделяются из общей массы, например, Пункт назначения, Звонок. В общем, я решила посмотреть что-то более качественное - классику жанра, тем более, что имя Фредди Крюгера я знаю с детства, а фильма так и не видела.
Первые 5 минут я просто не могла удержаться от смеха при виде Джонни Деппа, очень уж он забавный. Но потом стало как-то не очень смешно, а немного жутковато. Основным достоинством этого фильма является переплетение сна с действительностью. Трудно понять, где заканчивается кошмар и начинается реальность. Главная героиня - довольно храбрая девушка, она бросается во все авантюры, чтобы спасти своих друзей и победить этого мерзкого человека - Фредди Крюгера. Его внешность полностью отражает его внутренние качества. Он просто ненормальный подонок, который не щадит никого. В фильме до самого конца сохраняется интрига, и нельзя понять удастся ли Нэнси избавиться от Фредди.
В этом фильме затронута такая сторона человека, которую до сих пор пытаются понять многие ученые. Это наши сновидения. Мне, например, постоянно что-то снится. И по истечению времени трудно вспомнить, что происходило на самом деле, а что было лишь сном. Недавно мне приснилось выдуманное моим разумом место, которое я видела во сне много лет назад. Оно мне показалось таким родным, как будто я действительно когда-то там была. Однажды мне снилось, что я была маньяком и убивала людей, а потом получила пулю в висок и чувствовала, как она проходит через голову. Всё увиденное оказывает влияние на наше подсознание и переплетается в сновидениях.
Сам фильм 'Кошмар на улице вязов' мне понравился, особенно засел в голове жуткий стишок: 'Раз, два - Фредди в гости жди. Три, четыре - двери затвори. Пять, шесть - крепче стисни крест. Семь, восемь - тебя не спать попросим. Девять, десять - больше не надейся'. Чем-то он мне напоминает считалочку про 10 негритят, в которой каждый негритёнок постепенно умирал.
Всё-таки не зря этот фильм был когда-то таким популярным, актеры прекрасно изображали страх на лицах, а Крюгер его внушал, и без новейших спецэффектов всё было довольно правдоподобно. Ещё мне понравилась финальная песня, в которой поётся 'It is not real. It's just a dream'.
'Кошмар на улице Вязов' несомненно является классикой жанра ужасов, и написать про этот фильм я не мог, так как 'Кошмар на улице Вязов' мне всегда очень сильно нравился, и несмотря на солидный возраст фильма, он и сейчас способен напугать побольше чем большинство современных ужастиков. В этом и есть главная прелесть фильма, так как со временем он смотрится ничуть не хуже, несмотря на то, что 'Пятница 13' выглядит сейчас заметно устаревшей, а таким фильмам, как старенький 'Ужас Амитивилля' и 'Полтергейст' вообще нечем напугать современного зрителя. А вот похождения Фредди Крюгера до сих пор смотрятся на отлично.
Уэс Крэйвен создал гениальную идею, где главный злодей приходит к героям во время сна и убитые во сне, они умирают и наяву. Сон дает очень большую площадку для развития фильма, так как во сне герой может быть где угодно и фантазия создателей не ограничивается одним местом, как например Хрустальное Озеро в 'Пятнице 13' или тихий провинциальный Хэддонфилд из 'Хэллоуина'. Как результат, продолжения 'Кошмара на улице Вязов' смотрятся с гораздо большим интересом, чем продолжения уже упоминавшихся 'Пятницы 13' и 'Хэллоуина'.
Теперь стоит рассказать о главном действующем лице фильма - Фредди Крюгере. Фредди Крюгер, наверное, мой самый любимый злодей из ужастиков. Может быть Джейсон Вурхиз, Майкл Майерс, Кожаное Лицо и выглядят поэффектней, но по харизме с Фредди Крюгером не сравнится никто. Ведь они все безмолвные 'мясники' методично истребляющие молодежь, а Крюгер упивающийся действом 'остроумный' психопат, для которого не главное убить, а главное вселить страх, 'поиграть' со своей жертвой, прежде чем убить ее. Очень хорошо, что Фредди сделали говорящим маньяком, без этого персонаж лишился бы большей части своего обаяния, ведь именно во многом его убойные фразы делают 'Кошмар на улице Вязов' особенным фильмом. И несмотря на то, что иногда, на мой взгляд, Фредди Крюгер становился больше клоуном чем убийцей, это не умаляет достоинств данного персонажа. Актер Роберт Инглунд безусловно достоин самых высших слов за созданный им образ, и несмотря на то, что он не запомнился в других фильмах, мне кажется лучше сыграть одну гениальную роль( хотя Инглунда и Фредди Крюгера можно даже не разделять, одного без другого представить практически невозможно), чем сыграть сотни серых ролей.
Какими достоинствами обладает фильм 'Кошмар на улице Вязов': в первую очередь этот фильм очень кровавый и атмосферный. Радует, что фильм очень динамичный, с самого начала фильм захватывает очень сильно и напряжение при просмотре не пропадает до финальных титров. Также стоит отметить очень хорошее музыкальное исполнение фильма и непредсказуемый финал. Из актеров, кроме Роберта Инглунда запомнилась Хезер Лэнгенкэмп, играет она просто великолепно, а вот остальные запомнились не очень сильно, многие хвалят за этот фильм Джонни Деппа, но мне кажется, что смотрится он довольно средне и будущую суперзвезду Голливуда разглядеть в данной роли довольно сложно.
В заключение хочу сказать, что данный фильм я никогда не забуду и буду любить всегда, ведь как ни крути 'Кошмар на улице Вязов' относится к тем ужастикам на которых я вырос, и жанр ужасов потускнел бы очень сильно, если бы 'Кошмара на улице Вязов' никогда не было.
Вот и добрался я до классики жанра: 'ужасы'. Сразу скажу: фильм мне понравился - Уэс Крейвен большой молодец. За этот фильм и за 'Крик', ему можно сказать большущее спасибо! Сделал фильм на века, очень многие современные ужастики с треском проигрывают этому фильму. Это не банальный 'бу-ужастик', которых сейчас расплодилось немерено, а скорее использует приёмы саспенса и это хорошо, такие фильмы гораздо дольше задерживаются в памяти, например: из недавнего, приятное впечатление произвёл фильм 'Оно' 2014 г.
Если бы я посмотрел этот фильм будучи ребёнком, возможно моему восторгу не было бы предела, что и случилось, когда я впервые смотрел 'Смертельную битву'. Всё-таки, дети очень впечатлительные. Но даже с учётом прожитых лет этот фильм может удивить и доставить удовольствие, а это дорогого стоит.
Тема сновидений, сама по себе очень интересная, я поражаюсь почему так мало фильмов на эту тематику! Именно поэтому, я с невероятным интересом ждал выхода фильма 'Начало' от Нолана. А так навскидку могу вспомнить лишь несколько фильмов по этой тематике. Помню по Кингу смотрел интересный фильм, но к сожалению, названия не помню.
Не спать долго очень тяжело это каждый может проверить, хотя есть люди, которые совсем не спят, но их единицы. Именно поэтому интересно смотреть за главной героиней и когда она уже не в силах побороть сон, кричишь ей: 'Не спи'! Но потом понимаешь, что это неизбежно случится и дальше с великим вниманием продолжаешь смотреть.
В фильме все части гармонично соединены между собой. Актёры играют неплохо, по-крайней мере не бесят, а это уже хорошо. Звуковое сопровождение потрясающее это нужно слушать, создаёт ощущение тревоги, вкупе с различными звуками (шорохи, скрежет) задаёт правильный тон картине. Камера находит интересные ракурсы и показывает неожиданные сцены. Уж сколько я кровищи в фильмах повидал и думал, что не увижу более кровавой сцены, чем в 'Живой мертвечине', но 'Кошмар на улице Вязов' по одному эпизоду может встать в ряд с этим фильмом, настолько это было эффектно.
Фильм не идеален, если захотеть можно разнести его в пух и прах, но я не стал этого делать, так как эти огрехи (нелогичность, иногда тупизм) мне совершенно не мешали смотреть фильм. Честно говоря, в некоторые моменты, когда Фредди гонялся за главной героиней мне было смешно, так что это не только ужасы и это никак не отвлекало от основного напряжения. Этот фильм достоин того, чтобы поставить его на свою киноманскую полку. Концовка наишикарнейшая это как удар серпом по яйцам, браво!
Тридцатого августа этого года умер Уэс Крэйвен. Помним, любим, скорбим. У этого режиссёра есть все, что нужно было для того, чтобы навсегда остаться в истории - блестящая фильмография и новаторство. И вот я решил пересмотреть 'Кошмар на улице вязов'.
Фильм считается основоположником жанра, что называется 'молодёжный хоррор'. Не то чтобы мы раньше не видели молодёжных хорроров. Тут суть в другом. Здесь мы увидели эталон киношного маньяка. Да, Фредии Крюгер (я называю его ласково - Федя Крюков) является идеалом. Почему? Да потому, что в нем нет ничего человеческого, хоть сам он и человек. Страшный, жестокий, злой он думает только о том, как запугать жертву и как поинтереснее ее убить...
Одно дело - создать маньяка, другое - преподнести. Поначалу мы вивим Фредди лишь мельком, или в темноте. Мы даже не знаем толком, сон это или реальность. И получаем ответ. Изощренное, но ничуть не пошлое, убийство. И лишь постепенно мы вливаемся в 'мир' Крюгера. Мир, который не реален. Но смерть в нем зато очень даже реальна.
Персонажи были довольно приятными и располагающими к себе. Что об актёрах. Я не буду обсуждать актерскую игру в фильме 1984 года. Отмечу лишь, что было приятно увидеть современных актёров в молодости, например, Джонни Деппа, Лин Шэй, Аманду Уэйсс и многих других.
Таким образом, этот фильм открыл серию других, которые стали для многих ужастиками детства. Светлая память Уэсу Крэйвену.
Его зовут Фредди. Фредди Крюгер. И этим все сказано.
Сюжет. Этот фильм впервые я посмотрел еще в детстве - до сих пор мороз по коже от сцены, когда Фредди говорит Тине - Господь сегодня я. И еще было действительно жутко, когда окровавленное тело Тины в простыне явилось во сне Нэнси. И до сих пор жуть берет. Сам Фредди Крюгер выглядит в фильме очень натуралистично и правдоподобно - его грязная и засаленная шляпа, грязный свитер в зелено-красную полоску, обожженное до мышц костей лицо и, конечно же, его легендарная перчатка с лезвиями на пальцах. Одним словом - красава. Он был, есть и будет одним из самых жутких маньяков за всю историю мирового кинематографа. Но, на мой взгляд, Конструктор смерти (Пила) выигрывает у Крюгера по всем параметрам. Это очевидно. Короче говоря, ужастик моего детства. Да и сейчас смотрится на высоте.
Игра актеров. Роберт Инглунд просто прелесть - сыграл та твердую пятерку. Из него получился отличный старый добрый Фредди Крюгер. Это факт. Хезер Лангенкамп тоже отлично передала атмосферу страха и ужаса в этом легендарном фильме ужасов - она очень талантливая актриса. Джонни Депп справился со своей ролью на отлично - море крови из его кровати это что-то с чем-то. Остальные актеры тоже все молодцы - респект, уважение и низкий поклон. Короче, все молодцы - что я могу добавить? Ах да. Таскание Тины по потолку это просто сущий ад. Ей Богу. Крюгер просто подонок - убил невинную девушку - подлец. Мало его что сожгли, его еще надо было расчленить по кусочкам, чтобы знал, что такое настоящая боль. Хотя, с другой стороны, ему ведь тоже было больно - гореть заживо. В общем, хорошая актерская игра.
Декорации. Грим Фредди просто жесть - аж жилы просвечиваются на скулах - мерзость. Но, тем не менее, получился настоящий Кощей бессмертный по-американски. Это факт. Я думаю, что многие со мной согласятся. А как иначе - это же Фредди Крюгер с большой буквы. И этим все сказано. Короче, декорации что надо.
Философия. Бомбовская. Особенно слова Шекспира - Смущенье Солнца, влажная звезда. О, Боже! Я замкнулся в скорлупе - себя царем Вселенной почитать. И я бы мог, когда бы ни эти сны. Мурашки по коже от таких красивых речевых оборотов. Короче говоря, основная философская линия фильма - зло рождает зло. Ибо все мы под Богом ходим и не без греха. Аминь.
Итог: Кошмар на улице Вязов по истине легендарный и один из самых страшных фильмов ужасов, который я видел. Никаких претензий к фильму не имею. Моя оценка:
Без этого культового фильма, подарившего миру одного из архизлодеев жанра и неимоверное число сиквелов, вряд ли обойдется хотя бы один список величайших фильмов ужасов. Оно и понятно: более влиятельный хоррор еще нужно поискать. За формирование нехитрых канонов пресловутого жанра слэшер – таких, какими мы привыкли их видеть – стоит благодарить именно создателей «Кошмара» и вышедшей за несколько лет до него «Пятницы, 13». Но в отличие от прозаической и по сегодняшним меркам довольно неизобретательной «Пятницы», история про убийцу из сновидений идет дальше и осмысляет уже знакомую зрителю сюжетную конструкцию поочередных убийств распутных юнцов в мистическом ключе.
Одним из главных достоинств «Кошмара» определенно можно считать его центрального антагониста. Фредди Крюгер, ставший одним из самых запоминающихся образов в истории хорроров – не бездушный убийца вроде Майкла Майерса, но эдакое воплощение всего подчеркнуто мерзкого (интересно, что хлещущая из него зеленая кровь сейчас выглядит чуть ли не обязательным элементом трэш-фильмов). К тому же Фредди играет с жертвами, выдумывая для каждой новый способ умерщвления. Как умрет следующий персонаж? В этом как раз и состоит главная соль слэшеров – и режиссер (он же сценарист) Уэс Крэйвен не дает зрителю спуску, изобретая для каждого из героев одну смерть ужаснее другой.
Дополнительного накала фильму добавляет постоянное балансирование персонажей на грани реальности и сна. Эта условность развязывает авторам руки и позволяет из сцены в сцену вводить зрителя вместе с героями в состояние постоянной тревоги и страха от взаимопроникновения двух этих миров. А жутковатый и минималистичный электронный саундтрек Чарльза Бернстайна в этом здорово помогает.
А еще здесь свою первую роль сыграл Джонни Депп – и фильм стоит смотреть хотя бы ради его очаровательного персонажа в смешном коротком топе, раз за разом засыпающего в самый неподходящий момент.
Да, сценарий – это не самая сильная сторона «Кошмара» и в нем хватает как логических дыр, так и типичных для жанра глупых и опрометчивых поступков; и многие рукотворные эффекты уже скорее выглядят неотъемлемым элементом жанра, чем правда пугают. На мой взгляд, главное в фильме – это дух того самого «ужастика из 80-х», способного даже спустя почти четыре десятилетия развлекать, принося старое доброе (guilty?) pleasure от убийства одного за одним всех центральных персонажей. Мистическим образом картина с помощью изобретательных спецэффектов, зловещей атмосферы и жуткого антагониста приковывает внимание к заученной формуле слэшера и на протяжении всего фильма, вплоть до изящного финального твиста, дает ощутить какое-то первобытное удовлетворение от осознания того, что Фредди не раз еще вернется – со своими обязательными металлическими когтями и шляпой – и новыми убийственными трюками на потеху зрителю.