Давным-давно, в 1984 г. помирал жанр фильмов-слэшеров. Бастард джиалло и психологических триллеров 60-х, слэшер как таковой зародился в 1974 г., с выходом то ли «Техасской резни бензопилой», то ли «Чёрного рождества». Джон Карпентер сей жанр узаконил своим истинно велелепным «Хеллоуином», а на поток его поставила «Пятница, 13-е». Сколько за время первого бума слэшеров вышло таких фильмов с кучкой похотливых подростков и убийцей - не счесть. Одни были неплохими, иные омерзительными, но большинство было просто трешем. Ни вам развития персонажей, ни сколько-нибудь адекватного сюжета, ни нормальной игры актёров, ни даже столь вожделенной нами крови (спасибо цензорам). Разумеется, никакой жанр с таким послужным списком не смог бы прожить счастливо даже и 2-3 лет, и вскоре слэшер начал тихо вымирать. Однако его спас Уэс Крейвен и сие его творение.
Трейлер к «Кошмару» обещает нам шедевр, сочетающий фэнтези с истинным ужасом. Прав ли он, действительно ли страшен этот фильм? Вам судить, но лично я, пересмотрев около двух сотен всяких ужастиков, нашёл действительно страшными лишь «Отвращение» Поланского, «Исчезновение» 1988 г. и, да, 'Кошмар на улице Вязов'. А начинается он в маленьком квадратике посреди чёрной пустоты, где некто мастерит из подручных материалов орудие для убийства. Убийства жестокого и со вкусом: каждый из нас видел знаменитую перчатку с ножами, и, наверное, каждый вздрогнул, когда сразу после появления названия фильма этой перчаткой разрывается ткань. Это, вероятно, одна из метафор сна девушки по имени Тина: ткань, отделяющая сон от яви, скоро будет совершенно изорвана. Ещё Тина встречает в совершенно ирреальной, гротескной котельной козочку (сама она - невинный агнец на заклание) и, собственно, всеми любимого Фредди Крюгера. От страха Тина просыпается, и замечает, что её блузка покрыта порезами. Да, правило фильма очень простое: смерть во сне тождественна смерти наяву. Именно в этот миг каждый зритель осознал, что Крейвен покусился на самое драгоценное для него «безопасное место», куда можно спрятаться от надвигающихся монстров - наши сны.
Перепуганная Тина просит своих друзей и парня провести с нею ночь, и здесь перед нами предстаёт парадокс: возможных жертв в фильме всего четверо! Сравним колоссальное число трупов в похождениях Джейсона, которое как-то раз достигло едва ли не двух десятков. Но с другой стороны, здесь жертвы гораздо более раскрыты как личности: помимо Тины, это её парень Род и друзья Нэнси и Глен. Род с Тиной занимаются сексом, а потом Тина засыпает и, соответственно, гибнет: её смерть весьма эффектна (чего стоят одни только растяжимые руки Крюгера). В итоге Род в страхе убегает, а Нэнси вскоре осознаёт, что её преследует маньяк во сне, и решает не спать вовсе.
Про сюжет и концовку дальше говорить преступно, ибо это будет беспощаднейший спойлер по отношению к тем, кто фильм не видел. Со всех возможных точек зрения «Кошмар» представляет собой практически шедевр, бриллиант среди «мусорного» жанра: это относится и к игре актёров (особенно Лангенкамп и Инглунда), и к работе режиссёра и оператора, и к абсолютно логичному сюжету, и к поразительным спецэффектам, и к саундтреку. Про влияние фильма на кинематограф говорить и нечего: посмотрите недавно вышедший «Бабадук», например.
Но что же делает фильм страшным? Нет, разумеется, сам вид Фредди Крюгера, заживо сожжённого психопата (как он со смехом режет себе пальцы!..) в красно-зелёном свитере и с перчаткой с ножами, не даст вам заснуть. Но кто он такой? Что он такое, если его абстрагировать и проанализировать? Это некий паразит ужаса, некая совокупность детских страхов, всего того, что может побудить нас-детей совершить самоубийство. Это тьма в наших душах, тьма с горящими глазами. Крейвен ничего нового не придумал, он лишь одушевил эту тьму. В такой интерпретации фильм приобретает неожиданную глубину: героине удаётся победить и пережить свои подростковые страхи, осознать, что они суть страхи и не более.
Да, перед нами шедевр, перед нами фильм о страхе как он есть, о том демоне, что гложет нас и будет мучать нас вечно. Мы можем его побороть и запрятать в легенду, как сделал то Крейвен. За это и нужно сказать ему, безвременно ушедшему, откровенное спасибо: спасибо, что не дал нам спокойно спать.
Для меня, почти что весь франчайз 'Кошмар на улице вязов' является неким объектом почитания, чем-то уникальным, что прошло со мной многие годы, вызывая приступы паники по ночам что в детстве, что и сейчас. Поэтому, когда недавно я сел в очередной раз пересматривать первую часть(словом, не самую мою любимую в серии) с целью четко сформировать своё мнение здесь, я пытался максимально абстрагироваться от своего фанатизма к франчайзу, а это было ой как не просто.
Надеюсь, что все и без меня знают про все трудности, с коими столкнулся Вэс Крейвен при съёмках этого фильма, поэтому я, пожалуй сразу же перейду к разбору фильма по-пунктам.
Режиссура и операторская работа. В этом плане, откровений вы здесь не увидите. Кадры, зачастую статичны, либо же с минимальными верчениями камеры на 90 градусов. В те годы, большего навряд ли можно было позволить, учитывая тяжелое и грамоздкое оборудование. Однако, можно отметить, что подобная работа очень сильно влияет на атмосферу и в некоей мере нагнетает(чем то похоже на Хэллоуин Карпентера).
В плане режиссуры, все снято на достойном уровне. Да, видны некие ограничения в бюджете из-за чего не удалось сделать сны и погони более качественными (правда, как показали дальнейшие части, уж лучше атмосфера оригинала, чем тонна спецэффектов 4,5,6 частей), но несмотря на это, тут присутствуют реально клёвые сцены и занимательные эффекты.
Сценарий, сюжет, атмосфера. Атмосфера восхищает, несмотря даже на минимум локаций и персонажей. При просмотре ты сам ощущаешь себя в каком то дурном сне, благодаря музыке (про неё позже) и творящемуся на экране.
Сюжет и сценарий в свою очередь не подкачали. Диалоги не плохие, отлично показывают подростков того времени. Критических сюжетных так же не было обнаружено.
Ещё, радует загадочность сценария, ведь мы весь фильм ничего не знаем о Крюгере кроме того, что он некогда был [спойлер]. Этот ход напускает загадочности, а как мы знаем, человек больше всего боится неизведанного.
Так же радует, что фильм не скатывается в резню и скорее посвящен борьбе с врагом, чем тупому крошилову.
Саундтрек. Музыка в фильме меня изрядно озадачила, ведь вместо гнетущего оркестра, в сценах погонь и расправ играет простенькая электронщина из 80-ых. Это очень странный ход, особенно для слешера.
В остальном же, в сценах где Крюгер не пытается кого-то прикончить, музыка держит интригу. Опять же, заглавная тема стала культовой и ее знают даже те, кто фильм не видел, а все благодаря пробирающему мотиву, наполненному нотками неизведанного.
Актёры и их персонажи. Про Фредди Крюгера я даже не вижу смысла говорить, Роберт Инглунд исполнил свою роль на 12 баллов из 5, даже несмотря на то, что в фильме его персонажа всего то минут на 15-20.
Остальные актеры справляются вполне на уровне. Персонажу Хэзер Ленгенкамп реально сопереживаешь до конца, а это самое важное в слешерах, по-мимо самой составляющей рубилова.
Итог В совокупности, все эти факторы возвели первый 'Кошмар' в пантеон культовых фильмов, ведь он показал, как надо снимать хорроры, при этом имея короткие сроки и мизерный бюджет. Что можно пугать не кровякой (чем и брало большинство хорроров до этого) или жуткими чудащами, а качественным сценарием и шикарной атмосферой, а так же реально загадочным злодеем.
Об этом фильме знают. Этот фильм дал старт не только ещё одной франчизе, но и жизнь одному из великих киноманьяку - Фредди Крюгеру. Благодаря тому, что создал Уэс Крейвен можно смело считать 'Кошмар' эталоном фильмов ужасов.
Героиню Тину мучают в кошмары, в котором за ней гонится некто в чёрной шляпе и с лезвиями на руках. Эти сны превращаются в настоящую игру на выживание, где шансов выжить становится всё меньше и меньше, и однажды Тина лишается подобного шанса - она оказывается жестоко разрезанной этой маньяком во сне, что приводит к её гибели в реальности. Близкая подруга Тины - Нэнси - пытаясь понять причину смерти подруги сама сталкивается с ночными кошмарами, в котором тот же человек преследует её, пытаясь убить...
Благодаря отличной задумке и великолепно поданной идее, Уэсу удалось воссоздать чуть ли не лучший фильм ужасов в своей фильмографий. Невероятно, но этот фильм способен изрядно пощекотать нервы даже у самых стойких ценителей кинематографа, и если не атмосферой, а скорее действиями.
Вы никогда не задумывались о том, что ваши сны могут стать вашим оружием против вас? Каково вам узнать, что если вы заснёте - вы можете не проснуться? Во сне вас поджидать он - одетый в грязный полосатый свитер, в черную как ночь шляпу, лицо всё искорежено ужасными ожогами, а на правой руке у него - перчатка, с маленькими лезвиями на конце. В своих снах вы оказываетесь в его царстве кошмаров, где он может догнать вас и жестоко разрезать. Но зачем? Что движет этим маньяком ?
Фильм пугает многими моментами, начиная с простых моментов испуга до решительной беготни маньяка за героями. Особенно пугают убийства - неожиданные, жестокие, кровавые. За героев действительно переживаешь и сочувствуешь им. Вообще, несмотря на небольшое обилие диалогов, фильм захватывает своей необычной задумкой и структурой, что заставляет фильм смотреть его до мрачного и необъяснимого финала, пугающим и не оставляющим никого равнодушным.
Здесь хороша и актёрская игра, и композиций, служащие прекрасным дополнением к происходящему.
'Кошмар на улице Вязов' - настоящий эталон фильмов ужасов. Пугающий, необъяснимый, завораживающий. Борьба с кровожадным Фредди Крюгером не окончена, и она ещё будет продолжаться в течении семи сиквелов, но настоящего мастерства первой части им никогда не достигнуть.
Мне кажется, что ужасы - это один из самых сложных жанров в кинематографе. Ужастик должен быть не просто страшным, но и иметь какую-то идею. Современные фильмы ужасов оставляют желать лучшего: вместо сюжета какой-то полнейший бред, куча крови, много трупов и никакого смысла. Хотя некоторые выделяются из общей массы, например, Пункт назначения, Звонок. В общем, я решила посмотреть что-то более качественное - классику жанра, тем более, что имя Фредди Крюгера я знаю с детства, а фильма так и не видела.
Первые 5 минут я просто не могла удержаться от смеха при виде Джонни Деппа, очень уж он забавный. Но потом стало как-то не очень смешно, а немного жутковато. Основным достоинством этого фильма является переплетение сна с действительностью. Трудно понять, где заканчивается кошмар и начинается реальность. Главная героиня - довольно храбрая девушка, она бросается во все авантюры, чтобы спасти своих друзей и победить этого мерзкого человека - Фредди Крюгера. Его внешность полностью отражает его внутренние качества. Он просто ненормальный подонок, который не щадит никого. В фильме до самого конца сохраняется интрига, и нельзя понять удастся ли Нэнси избавиться от Фредди.
В этом фильме затронута такая сторона человека, которую до сих пор пытаются понять многие ученые. Это наши сновидения. Мне, например, постоянно что-то снится. И по истечению времени трудно вспомнить, что происходило на самом деле, а что было лишь сном. Недавно мне приснилось выдуманное моим разумом место, которое я видела во сне много лет назад. Оно мне показалось таким родным, как будто я действительно когда-то там была. Однажды мне снилось, что я была маньяком и убивала людей, а потом получила пулю в висок и чувствовала, как она проходит через голову. Всё увиденное оказывает влияние на наше подсознание и переплетается в сновидениях.
Сам фильм 'Кошмар на улице вязов' мне понравился, особенно засел в голове жуткий стишок: 'Раз, два - Фредди в гости жди. Три, четыре - двери затвори. Пять, шесть - крепче стисни крест. Семь, восемь - тебя не спать попросим. Девять, десять - больше не надейся'. Чем-то он мне напоминает считалочку про 10 негритят, в которой каждый негритёнок постепенно умирал.
Всё-таки не зря этот фильм был когда-то таким популярным, актеры прекрасно изображали страх на лицах, а Крюгер его внушал, и без новейших спецэффектов всё было довольно правдоподобно. Ещё мне понравилась финальная песня, в которой поётся 'It is not real. It's just a dream'.
Ещё в раннем фильме 'Смертельное благословение' Уэс Крейвен нашёл свою коронную на тот момент фишку с пересечением реального и вымышленного. Причем если в первой половине своего творчества он тяготился к смешению сновидческого с миром реальным, то в дальнейшем роль снов перешла к их проекции, которую прозвали кинематографом. Но именно в 1984 году был снят его самый успешный с художественной точки зрения фильм, который наверное, один из самых успешных и с точки зрения зрительского успеха, хотя сериал 'Крик' вполне может с ним по соперничать. Забавней тот факт, что это был первый фильм произведённый студией 'Нью Лайн Синема', прежде занимавшейся исключительно дистрибьюцией фильмов других студий.
Не удивительно, что история подростков, за которыми охотится какой-то потусторонний маньяк во снах, не могла не найти отклик. Ведь сама идея 'городских легенд', глубоко засела в основе довольно молодой американской культуры, которая пока не сочинила собственной мифологии. Потому вовсе не удивительно, что весь фильм создаётся двойственная ситуация, что всех этих кошмаров вполне возможно, могло и не быть за пределами воображения особо впечатлительных подростков. Благо сны так реальны, а мир так иллюзорен, что не сложно и перепутать. Но в сиквелах от этих идей не осталось и следа, а сами сны стали может и изощренней технически, но уже без той загадочной атмосферы, которую создавал Уэс Крейвен.
«Фредди идёт! Постарайтесь заметить его первыми… до того, как он заметит Вас!»
У каждого режиссера, к имени которого прилагается приставка Культовый, имеется по меньшей мере одна знаковая франшиза, выступающая его Визитной карточкой. Именитый мастер хоррора, незабвенный голливудский классик Уэс Крейвен может похвастаться сразу несколькими холодящими кровь историями, обессмертившими его светлый лик до скончания кинематографических веков. Ироничный триллер 'Крик' обаятельно высмеял каноны жанра, и вместе с тем нагнал нешуточное напряжение в кадр, в то время как жуткие, местами даже отталкивающие 'У холмов есть глаза' заставили аудиторию с широко открытыми глазами наблюдать за изуверствами бешеных мутантов, буквально упивающихся человеческой кровью. Но в первую очередь воспоминания о таланте Уэса Крейвена всплывают в памяти при упоминании мрачного шутника в полосатом свитере и шляпе, имя которому Фредди Крюгер. Икона ужасов, самый излюбленный кино-маньяк за всю историю хоррора попал на экраны в 1984 году, ознаменовав своим появлением серьезную конкуренцию для таких старожилов человеко-разделочного цеха, как Майкл Майерс, Джейсон Вурхиз и Кожаная Морда. Идея разорвать тонкое полотно между явью и сновидениями пришла к Уэсу Крейвену отнюдь не из простой фантазии, а после весьма тревожных событий, происходящих одно время с безобидными подростками, боящимися засыпать. Согласно известным из газеты «Los Angeles Times» данным, невинные дети родом из Камбоджи так и не смогли противостоять некоему неизведанному врагу, приходящему после того, как закрываются глаза, а их смерть до сих пор остается загадкой с изрядной долей неизвестного. Углядев в трагичных и необъяснимых смертях практически идеальный материал для неординарного, насыщенного многочисленными культурологическими ссылками фильма ужасов, постановщик не решился отдавать перспективные наброски в иные руки, самолично прописав сценарий и выступив единоличным руководителем съемочного процесса истории, впоследствии озаглавленной 'Кошмаром на улице Вязов'.
Сам же сюжет фильма разворачивается в милом и тихом городке Спрингвуд, где некогда произошел ряд ужасающих преступлений, оконченных не менее жестким и беспрекословным образом. Местные жители похоронили воспоминания о прошлом в самых далеких уголках памяти, отгораживая детей от кошмара, произошедшего в не таком уж и далеком прошлом, однако истинное зло невозможно уничтожить без остатка. Оно все равно отыщет способ, чтобы вернуться. И то, как это произошло в Спрингвуде, не может не пугать. Главной героиней истории становится симпатичная старшеклассница Нэнси (Хизер Ландженкамп), проживающая на злосчастной улице Вязов. Как и любая другая девушка в ее возрасте, Нэнси думает не только об учебе, с которой у нее все складывает просто замечательно, но и про любимого парня, вечеринки и отдых с друзьями. Со стороны кажется, что у героини нет никаких проблем и ее жизнь протекает по уверенному пути, однако внезапно появившийся среди сновидения человек с обожженным лицом отныне не дает ей покоя. Из раза в раз засыпая в уютной и безопасной комнате, Нэнси понимает, что ей грозит встреча с нарушителем спокойствия, все ближе и ближе подбирающегося к ее сознанию. И все бы можно было списать на банальный ночной кошмар, если бы подобные сны не снились иным детям с улицы Вязов. Ситуация набирает серьезные обороты после первых смертей, явно связанных с ночным гостем, и у Нэнси и ее товарищей нет иного выхода, кроме как взяться за собственное расследование, стараясь опередить следующий ход потустороннего маньяка, зачастившего в гости к подросшим детям с улицы Вязов…
Приступая к разработке «Кошмара на улице Вязов», Уэс Крейвен изначально не собирался снимать очередной бессмысленный кровавый аттракцион на потеху публике. Вместо этого постановщик воссоздал на экране завлекающую мистическую романтику, пронизанную от начала и до конца ореолом потустороннего торжества с мрачной улыбкой. Атмосфера постоянно наступающего на пятки кошмара не прерывается до самых финальных титров и никогда не знаешь, чем обернется та или иная сцена, ведь маньяк, вернувшийся из небытия, не собирается останавливаться на пустых шутках. В его планы входит изощренная, насыщенная извращенными соками смерть, поданная как произведение искусства. Крэйвен ни на миг не отпускает бразды управления съемочным процессом, стараясь из каждой сцены выжимать максимум, подготавливая аудиторию к самому напряженному финальному противостоянию, которое только можно было придумать в имеющейся истории. Оставшиеся наедине с Фредди Крюгером герои не могут ни на кого рассчитывать. У них попросту нет иного выхода, кроме как вступить в схватку, для которой необходимо подготовить не так тело, как силу духа, ведь только она способна бросить вызов тому, кто властвует над снами. Неумолимый Крейвен постепенно накаляет саспенс до наивысшей отметки, давая нам понять, что в некоторых случаях невозможно рассчитывать ни на полицию, ни на родителей, а необходимо столкнуться с кошмаром лицом к лицу. И самое тревожное здесь то, что иногда одного только бесстрашия предельно мало и проигрыш может обернуться катастрофическими последствиями. Но таковой, к сожалению, иногда бывает наша с вами реальность, о чем Крейвен говорит честно и без лишних прикрас.
Помимо воистину выдающихся режиссерских достижений маэстро хоррора, излившихся на пленку в «Кошмаре на улице Вязов», необходимо отметить старания отличного актерского состава, среди которого затесался дебютант полного метра Джонни Депп и будущий символ жанра ужасов Роберт Инглунд. Совсем молодой и еще не испорченный славой Депп воплотил роль любимого парня главной героини, Нэнси, справившись с задачей на вполне достойном уровне. Уже тогда, в 1984 году, будущий любимчик Тима Бертона обладал недюжинной харизмой, дополненной обезоруживающим магнетизмом, устоять перед которым не мог никто. И все же «Кошмар на улице Вязов» запомнился не тем, что в нем сыграл Джонни Депп, а эпохальной ролью Роберта Инглунда, воскресившего самого Фредди Крюгера. Режиссер Уэс Крейвен не спешил эксплуатировать ироничный талант Инглунда, а старался привлекать его лишь для самых мистически интимных, атмосферных эпизодов, когда необходимо излить концентрированный саспенс бурлящим потоком на ожидающего зрелищ зрителя. Возможно Инглунда на экране в действительности немного, но он прямо-таки упивается всеми отпущенными ему минутами, оставив по себе настолько глубокий след, что буквально ощущаешь на своем теле порезы от заточенной перчатки Фредди. Отдельно стоит упомянуть и Хизер Ландженкамп, чья карьера так и осталась привязанной к «Кошмару на улице Вязов» несмотря на несомненную привлекательность и драматический талант актрисы. Воплотив самую желанную потенциальную жертву мистера Крюгера, Ландженкамп смогла стать сильным эмоциональным центром постановки, наделив свою героиню, Нэнси, твердым, но не каменным характером, благодаря чему ей по-настоящему хочется сопереживать. А когда наступает час решающего противостояния, пальцы как-то сами сжимаются в кулаки, словно это поможет Нэнси справиться с проклятием из иного мира.
В итоге хочу сказать, что «Кошмар на улице Вязов», это образцовый мистический фильм ужасов, нерушимая классика жанра. Его место в истории нельзя отодвинуть, потому что некоторые истории находится вне времени.
Когда я был маленьким мне всегда родители запрещали смотреть этот фильм, но сами знаете, чем больше запрещаешь, тем больше хочется этот запрет нарушить... И тайком я пытался смотреть 'Кошмар на улице Вязов' - этот фильм меня бросал в страх, по ночам я не мог спокойно заснуть, а если и засыпал, то просыпался среди ночи от кошмаров... Но теперь я вырос и смотрю этот фильм с улыбкой, но некоторые сцены меня все равно бросают в дрожь! Еще моя мама говорила, когда фильм только появился на видеокассетах, а видик в то время был роскошью и был только у единиц, то они всем подъездом дома собирались в одной квартире и смотрели 'Кошмар на улице Вязов'.
Итак, теперь поговорим о самом фильме. Сама задумка про детоубийцу с обожженным лицом, который приходит только во сне - гениальна! Такое мог придумать только Уэс Крэйвен, он замечательный режиссёр и сценарист фильмов ужасов. Чего только стоят его фильмы как: 'У холмов есть глаза', 'Последний дом слева' и т.д. Крэйвен - талантлив, и как никто другой знает свое дело! Что-то я захвалил его... По фильму, актерский состав подобран очень хорошо. Радует и дебют Джонни Деппа в роли Гленна. Да и вообще все бесподобны!
Крюгер, о это самый узнаваемый маньяк из маньяков, такой известностью никто не может похвастаться. Фредди Крюгер уже стоит по известности на одном уровне с Дедом Морозом. Актер Роберт Инглунд замечательно сыграл Крюгера, да и лучше него с этой ролью никто бы не справился. В фильме Крюгер как бы играет со всеми своими жертвами, говоря современным языком стебётся... Вспомним первые сцены, где он гоняется за Тиной, потом он показывает ей всякие гадости типа: отрезания собственных пальцев, а из ран хлещет противная зеленая жидкость! Бррррр!
А вообще ребята, лучше возьмите и посмотрите этот фильм! Получите заряд положительных эмоций на весь день, услышите замечательные саундтреки в фильме, в стиле 80-х годов! Вы точно не потратите время зря!
В каждом жанре есть основополагающие фильмы. Если задаться целью отыскать корни молодежного хоррора, то придется вернуться в конец 1970-х и начало 1980-х. Совершив прыжок во времени, рано или поздно мы уткнемся в «Хэллоуин», «Пятницу 13-е» и «Кошмар на улице Вязов». Каждый из этих фильмов оброс нескончаемыми продолжениями. Но если первая из вышеперечисленных картин во многом является родоначальником жанра в том виде, в котором он возрождался и умирал на протяжении последних тридцати лет; то «Кошмар» стал необходимым толчком для нового витка развития молодежных фильмов ужасов в середине 1980-х гг.
Уэс Крэйвен выбрал совершенно беспроигрышную идею для своего фильма: люди всегда пытались истолковать и объяснить свои сны. А что если сон перерастет в нечто большое? Что если ты погибаешь во сне, то умираешь и в реальном мире? Какой бы кошмар нам не снился, мы всегда просыпаемся за мгновение до того, как с нами случится нечто плохое и непоправимое. Но что произойдет, если мы не сможем проснуться? Что если наши сны будет контролировать кто-то другой?
Практически любой фильм данного жанра можно условно поделить на три акта. Первый – это игра со зрителем до того момента, когда убийца появляется во всей своей маньячкой красе. Здесь важно заинтриговать зрителя, кинуть ему приманку для неминуемого просмотра оставшегося хронометража. По началу Крэйвен предпочитает не показывать Фреда Крюгера, а лишь посматривает на него украдкой: то глазик мелькнет, то перчатка с коготками, то голос закадровый прозвучит. Зритель заинтригован.
Когда произошло эффектное первое убийство (ползание Тины по потолку и её последующее потрошение вышло крайне запоминающимся), и маньяк представлен зрителям, режиссеру предстоит еще более сложная задача: не растерять на пути к финалу интригу и напряжение. Уэс создал эффект непрекращающейся паранойи и стер границу между реальностью и сном. Чем дольше не спит Нэнси, чем больше вызревает в ней страх, тем больше зритель погружаются в атмосферу нереальной реальности.
И, наконец, акт третий – финальная схватка жертвы и убийцы, когда они сойдутся лицом к лицу, и лишь один из них доживет до финальных титров. Но здесь важна не столько последняя погоня и неминуемая перемена ролей: когда преследователь становится преследуемым, сколько момент убийства любимого парня героини, после чего ей уже будет нечего терять. Кровавый гейзер из молодого Джонни Деппа не то что справился с поставленной задачей, он её перевыполнил настолько, что при просмотре других тин-хорроров схожий сюжетный твист невольно сравниваешь с изобретательностью данной сцены.
Вдобавок, именно в этом фильме Уэс Крэйвен создал новую икону злодеев – Фредди Крюгера, одного из самых эффектных и запоминающихся маньяков со своим неповторимым орудием убийства: у Кожаного Лица была пила, у Майкла Майерса – нож, у Джейсона Вурхиса – мачете, у Фредди – перчатка с лезвиями и безграничный контроль над человеческими снами.
В 1984 году вряд ли кто мог предположить, что фильм получит шесть продолжений и сериал; карьера Уэса Крэйвена пойдет в гору; Джонни Депп из паренька, случайно попавшего на пробы фильма, впоследствии превратится в голливудскую мега-звезду; через несколько лет о Хезер Лэнгенкэмп забудут практически все; а Роберт Инглунд построит всю свою карьеру вокруг отрицательно персонажа данной картины. Пересматривая фильм, всё это не так уж важно. Главное – Уэс Крэйвен создал кино, навечно вошедшее в золотой пантеон тин-хоррора.
Теперь уже несомненно, что 'Кошмар на улице Вязов' 1984 года - образец тинейджерского триллера - ужастика, а режиссер Уэс Крейвен во многом благодаря персонажу Фрэдди Крюгера заполучил репутацию мастера ужасов. Можно представить, как он удивил весь мир этой работой, сразу же после своей предыдущей трэш-поделки 'Болотная тварь'. И хотя такие фильмы всегда находят своего зрителя, именно убийца из снов со знаменитой перчаткой с лезвиями считается одним из самых знаменитых и оригинальных монстров Голливуда.
В отличие от популярных в 80-е слэшеров 'Пятница 13', 'Техасская резня бензопилой' и всевозможные 'Сожжения', этот ужастик предлагал принципиально новую схему запугивания зрителей. Сейчас уже мало кого удивишь огромными и загадочными маньяками, рубящими на куски людей в 'суровой реальности'. Двадцать лет назад это могло напугать и удивить многих, но убийца из детских снов - что-то действительно оригинальное. Представить с первого раза, что кто-то может обрывать жизнь человека не из материального мира, в котором мы живем, а из сновидений, непросто. А еще это страшно, потому что жертвы маньяка - дети.
Даже история о происхождении Крюгера не могла дать объяснения тому кошмару, который творился на Elm Street. Неповторимая атмосфера именно детских кошмаров нигде не была такой очевидной, как здесь. Знаменитая 'считалочка', темные тесные улочки, заброшенный дом, та самая печь, в которой находят перчатку Крюгера, и, наконец, зловещий образ маньяка - все это можно было увидеть лишь в 'Кошмаре на улице Вязов'. И в то же время, в отличие от тех же Джейсона Вурхиза и Кроули, Крюгер - ироничный и хитрый злодей. Он преследует своих жертв не спеша, играя с ними, и временами это доставляет ему самому немало проблем.
Фрэдди очень любит обратить любое убийство в настоящую жесткую хохму, которая не только способна до жути напугать, но и развеселить зрителя. Главная героиня Нэнси, обычная школьница, умудряется избегать веселящегося маньяка вроде бы по чистой случайности. Но со временем становится ясно, что Крюгер сам дает небольшой шанс на спасение, потому что уверен в своей 'неприкосновенности'. он ведь нематериален, а что могут сделать взрослые, которые его не видят и не верят рассказам напуганных школьников? Кстати, это тоже интересно - Фрэдди Крюгеру противостоят сами подростки, а не их родители, у них просто нет другого выбора.
Первый фильм, несмотря на разнообразные продолжения истории уже с другими действующими лицами, но все тем же Крюгером-Инглундом, все равно остается самым оригинальным. Да, в дальнейшем были более жестокие и изощренные казни, маньяк даже осмелился появляться в реальности. Но второй раз повторить успех столь увлекательной затеи уже не получится, просто потому, что эффект неожиданности уже израсходован. Поэтому 'Кошмар на улице Вязов' - уникальный фильм ужасов, классика жанра, самый знаменитый маньяк, как угодно, но более интересного и качественного тинейджерского ужастика не придумали.
На мой взгляд - самый лучший 'Кошмар на улице Вязов' просто потому, что без него мир не узнал бы Фрэдди Крюгера.
Один раз мне на глаза попалась книга, в которой были два романа `Молчание ягнят` и `Кошмар на улице Вязов`. Взяла я ее из-за `Молчания ягнят`. Этот роман мне не понравился, а вот роман о легендарном киношном убийце Фредди Крюгере - более чем. К своему стыду, к тому времени я не видела ни одного фильма. Так что было интересно читать, просто чувствовалась атмосфера ужастиков 80-х. А потом у меня появился диск со всеми частями `Кошмара`, так что мне оставалось лишь сидеть и наслаждаться.
Первая часть - самая лучшая. Несмотря на все усилия режиссеров создать что-то более оригинальное и самобытное, им это не удалось, и первая часть остается самой лучшей и самой интересной. Это фильм совсем с небольшим бюджетом, снятым находящейся в то время на последнем издыхании студией `New Line Cinema`, может заворожить и даже немного напугать. Почему немного? Я смотрела его в сознательном возрасте у себя дома. Я не могу, к сожалению, разделить восторг тех, кто в девяностых годах смотрели это в подпольных видеосалонах, где был лишь один переводчик, и тот несколько гнусавый.
Пугающие сцены убийства Тины, ползающей по потолку, ее коронный пронос по зданию школы в трупном мешке, убийство Глена с фонтаном бутафорской крови, сны Нэнси, в которых она отчаянно пытается разобраться - все сделано на высшем уровне.
Грань между реальностью и сном оказалась стерта. Уэс Крэйвен занял новую нишу - сны. Ведь люди с древности пытаются изучить их природу. Кто-то говорит, что сны - отражение наших переработанных мыслей, кто-то уверен, что сны - это окно в будущее. Гипотез много. А Уэс Крэйвен сыграл на этом, поставил ставку и не ошибся. Он прославился и создал одного из самых ярких и величайших голливудских убийц - Фредди Крюгера. Ведь не так много можно назвать действительно одиозных личностей-злодеев, известных всем и каждому. Дракула, Фредди Крюгер, Ганнибал Лектер - вот, пожалуй, и все. Можно упомянуть Джейсона Вурхиса, Майкла Майерса и еще некоторых. Но это уже более мелкий пошиб. В фильме неясно, где реальность, а где сон. Так и остаются вопросы - неужели все это Нэнси лишь приснилось? Неужели все эти ужасы она просто испытала во сне?
Роберт Инглунд стал звездой после этого фильма. Яркий, харизматичный и даже несколько брутальный. Всю свою карьеру он построит на этом образе. Скоро должен выйти римейк уже с другим актером. Мне кажется, он должен быть просто гениальным, чтобы хоть немного затмить игру Роберта Инглунда. Ничего, доживем - увидим. Но этот актер и прославивший его образ навсегда останутся легендой. Джонни Депп тоже убедителен. Совсем юный мальчишка с модными тогда длинными волосами. Я его еле узнала. За его сегодняшним творчеством я не особо слежу, хотя Джек Воробей неплох. Жаль, что у Хэзер Лангенкамп так и не сложилась удачная карьера в кино. Ведь старт был отличным. Но не срослось.
Этот фильм получил несколько продолжений, но ни одна не смогла затмить яркость и самобытность первой части. Смотрите этот шедевр Уэса Крэйвена - и наслаждайтесь просмотром!