К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Ловишь момент между ударами сердца и...' пишешь рецензию на этот фильм. Да, сейчас в большей степени будет ностальгическая эйфория, нежели хладнокровный разбор, но ведь это же тот самый 'Кошмар на улице Вязов'. Именно тут впервые появился Фредди Крюгер.

Из всяких интересных передач и документальных фильмов об ужастиках я узнал, что Уэс Крэйвен вообще был новатором. 'Витька новатор! Это же две нормы!' Когда все клепали всяких Майклов Майерсов и Джейсонов Уорхизов, Уэс взял и сотворил впечатляющего персонажа - Фреда Крюгера. Согласитесь, само сочетание имени и фамилии звучит. А то был бы какой-нибудь Мухаммед Ли и было бы не так интересно. Так вот, наш новый злодей оказался вполне успешным проектом, так как убивал своих жертв во сне, а это давало необъятный простор для творчества. Нет никаких рамок типа детского лагеря, заброшенного мясокомбината, леса, острова и прочих локаций. Локация одна - сон, а там можно нарисовать хоть лес на пляже, хоть мясокомбинат в детском лагере. В общем это было действительно что-то новое и потрясающе в своей пугающей силе.

По фильму, конечно, видно, что изначально он не рассчитывался на многосерийность и такую пролонгированность во времени. Потому как там начинается смешение сна и реальности, всё как-то запутывается и вообще не совсем понятно чем-таки фильм закончился и что случилось с Фредди и остальными товарищами. В других сериях как-то всё более понятно: вот тут победили, подарив Фредди зеркальце, тут родили его обратно, тут похоронили, тут взорвали и так далее. А первая часть однозначного ответа не даёт. Это не плохо, это непривычно.

А в целом, отличный ужастик, эпохальный, подаривший миру нового харизматичного злодея, который завоевал сердца множества поклонников жанра. Пусть всегда будет Фредди. И не надо нам римейков.

8 из 10

08 июля 2012 | 16:22
  • тип рецензии:

«О, Боже, я замкнулся в скорлупе!.. Себя царём Вселенной почитать… и я бы мог, когда б ни эти сны…».

«A Nightmare on Elm Street». «Кошмар на улице Вязов». Словосочетание, которое острее любого меча обоюдоострого. Оно проникает глубоко в душу, оставляя там след, который наполняется затем любовью. Любовью, которая чиста словно детская слеза. Любовью ко всем, кто оказался причастен к созданию шедевра с мировым именем.

Помню, как меня встрепенул ролик ко второй части цикла. Но ещё тогда я не знал, что трейлер шёл ко второй части. Поэтому, когда в 1998 году мне удалось натолкнуться на сей кинофильм, сердце сжалось от тогда ещё ужаса и от нетерпения. Тогда, зная, что я жаждал посмотреть ужастик про Фредди Крюгера, меня поднял с постели отец: «Тут про Фредди Крюгера показывают. Не будешь смотреть?». Как не буду? Я аж подскочил. Тогда в самый первый раз своего первичного же просмотра я смотрел со сцены в котельной. Помните?

- Я тебя поймаю!.. (в другой интерпретации: « - Догоню!»)

- Это всего лишь сон!
- Иди к Фредди!


Что можно сказать? А говорить можно столько, что впору даже создавать форум. Я был потрясён увиденным! С самого первого раза мне запомнился сон Нэнси. Тот, в котором она проваливалась ногами в ступени. Тот, в котором Фредди Крюгер выпрыгнул из зеркала. И как Глен не выполнил просьбу Нэнси. Как он выходил из-за деревьев, говоря: « - Я здесь! А что?» (на вопрос: спит или караулит). Само собой – фонтан крови из кровати! (а как бы ещё можно было ТАКОЕ не запомнить?). Финальный аккорд запомнился тоже. Причём, полностью. С того момента как Нэнси завела будильник до самых финальных титров. Тогда я принял всю концовку как должное. Ни разу не задавшись логичным вопросом: «А что вообще произошло?»…

Так… Вот теперь поговорим о другом. Не о первых восприятиях пятнадцатилетнего подростка, а уже о том, когда фильм был полностью «раскушан», пересмотрен вдоль и поперёк и разобран на «винтики».

Да, стали видны ляпы. Но говорить о них не буду, чтоб не испортить впечатления тем, кто их не заметил. Ну а что? Это ведь обратная сторона имевшейся на ту пору инфраструктуры. И конечно они простительны. Ведь кино-то у нас не рядовое. «Кошмар на улице Вязов» положил начало долгоиграющей франшизы. Разумеется, исток у нас – этот фильм. Фильм 1984 года режиссёра Уэса Крейвена. Студии «New Line Cinema». Фредди Крюгер в фильме убивал детей и подростков в их снах так или иначе причастных (конечно, не напрямую) с жителями улицы Вязов, устроившим самосуд над ним самим. В реальной же жизни Фредди Крюгер спасает студию от закрытия. Но об этом упомянем лишь вскользь. Это для контрастности. Фигуру Крюгера невозможно переоценить.

Особняком стоит музыка композитора Чарльза Бернштайна. Сопровождение кадров мрачной, но столь любимой мелодичной музыкой стало ещё одной визитной карточкой фильма. В последующих частях эта музыка чаще или реже, но, так или иначе, ещё будет возбуждать своей органичностью. Лишь во второй и в пятой частях её исключили из них. Если правильно посчитал, то вся композиция включает в себя всего лишь 21 ноту! (хотя, конечно, в ней и аккорды присутствуют). Далее менялись вариации, менялась тональность, но прописанная ещё здесь (в самой дебютной части) музыка стала словно знамя, которое с гордостью несёт этот фильм!

По образу Крюгера я уже ничего говорить не буду. Уже столько пропето дифирамбов, что повторяться не хочется. Достаточно сказать, что Фредди Крюгер – это памятник кинематографа! Его уже не изменить. Актёры могут меняться (как в 2010-м), но герой – вечен!

10 из 10

26 мая 2012 | 14:24
  • тип рецензии:

We don't need another hero
We don't need to know the way home
All we want is life beyond the thunderdome


Я не просто так начинаю свою рецензию с песни Тины Тернер. Вроде бы, саундтрек к Безумному Максу (третья часть), но только мне послушать эту песню, как сплывается образ не Макса, а Фредди Крюгера. Нам не нужен другой Крюгер - так и хочется петь эту строчку, а в кармане Майкла Бэя десятки миллионов, чтоб снимать бездарные ремейки, среди которых и Кошмар 2010 года. Да, я говорила, что этот проект не спасли ни Эрл Хейли, ни Мара, ни другие актеры. Позор таким людям, как Бэй...

Но о ремейке я высказалась в предыдущей рецензии, а здесь будут аплодисменты и кидание алых, как кровь, роз оригиналу 1984 года. Кто он - Спрингвудский потрошитель? Сын монашки и одного из психопатов, самый ненормальный школьник, который убивал молотком пушистиков в классе, в конце концов, убийца детей из Спрингвуда. Когда над ним совершили самосуд, он не просто ушел в ад, а захватил Спрингвуд, и вся дьявольская сила в руках... Дети в ловушке, родители в панике, а полиции не понять сверхъестественное. И только сильная (не в физическом смысле), смелая и мужественная девчонка Нэнси сможет разобраться в этом...

Крэвен, как я знаю, начинал с 'Последнего дома слева', очень хорошего ужастика 70-х годов, где ощущена романтизм пейзажей и ужасы грешных людей. Такое и присуще к детищу из поджанра 'слэшер'. И в отличие от продолжении картины, нету детского трэша и развлечении в американских горках под глэм-рок. Только красивая съемка, чудная музыка Бёрнстина и глубокий саспенс. Пусть маэстро Крэвен и господин Бёрнстин получат по 10 алых роз.

Я кидаю другие 10 алых роз Роберту Инглунду. Другого актера из той эпохи в роли Крюгера я представить не могу. Он говорил, чтобы создать неповторимый образ, вдохновлялся игрой актеров как Клаус Кински. Да, чувствуются нотки великих и ужасных Носферату и Маркиза де Сада. Таким Крюгером мы запомнили, как злодея, развратника и убийцу, и это успех, мистер Инглунд!

Последние розы отдаю актерам, сыгравшие молодых людей. Если бы Нэнси сыграла Дженнифер Грэй, то запомнилась намного больше, чем Бейби из 'Грязных танцев', но в это время, актрисе было 24 года. Деми Мур и Кортни Кокс вряд ли бы запомнились, ведь тоже были старше 19 лет. Так что, Хэзер Лэнгенкэмп - единственная и неповторимая Нэнси Томпсон. Кстати, а где актер, который сыграл Глена? Ах, да... Джонни Депп! Тот самый Джек Воробей, я извиняюсь, Капитан Джек Воробей, Вилли Вонка, Безумный Шляпник, Суини Тодд! А все начиналось с паренька Глена. Прекрасное начало, прекрасная игра, спасибо, мистер Депп! Другим актерам - тоже.

Твой сон может стать самым ужасным местом на земле?
Превратиться в кровавую игру на выживание?
Ты обязательно задумаешься…
Если придет он… Сны убивают


10 из 10

16 апреля 2012 | 00:46
  • тип рецензии:

Самый лучший фильм Уэса. Я его очень люблю. 'Кошмар на улице Вязов' знают все, любят все, а кто не любит - тот 'нарядился какашкой и портит праздник'. Это очень интересная история и больше всего в ней притягивает идея, концепт. За основу взят слэшер - маньяк убивает подростков. Однако переделано это абсолютно по-своему, по-крэйвеновски. Убийца теперь существует только во сне, его нельзя убить, поскольку он сам себе отрубает пальцы и режет живот, из которого выбиваются клубни червей... Я раньше думал, что Тина - главная героиня фильма, т. к. смотрел на кассете и не до конца. Меня удивил тот факт, что Тину зарезали. Сволочи! Кстати, кадр того, как Тина стаскивает с Фредди кожу позже перейдет в Крик, где в начале Кейси тоже будет стягивать маску с убийцы. Это мне понравилось - фильмы Уэса технически пересекаются. Кроме того, как я уже сказал 'Кошмар' переделывает штампы, поэтому идейно стыкуется с фильмом Крэйвена 90-х.

Больше всего в 'Кошмаре' мне нравится сюжет. Картина очень легко смотрится и как нормальный фильм ужасов - пугает. Это не пародия, что важно, и не трэш какой-нибудь. Это один из тех фильмов, где каждая сцена продуманная и отлично запоминается. Кинематографическая эйфория! Нравятся главные герои - Нэнси и Глен (которого играет Джонни Депп). Было бы нехорошо забыть про Деппа, тем более что он тут так старается. Нэнси я считаю самой интересной героиней: как она ловко все подстроила в конце! Кстати, о конце - он классный, странный и непонятный. После первого просмотра вводит в ступор).. Чисто идейно - ответ надо искать в книжонке, которую читают главные герои. Способность противостоять своему страху - основа основ 'Кошмара'. Фредди есть, но ты должен уметь быть лучше его, сильнее его. Можно спать, но нельзя бояться. Уэс тогда увлекался всякой бесовщиной, связанной со снами, поэтому весь его интерес вылился в этот фильм.

В этот дико стильный фильм. Он отлично снят).. Например, сцена в классе Нэнси. Девушка засыпает, за кадром парень читает отрывок из какого-то произведения, перед классом появляется труп Тины, монтажная склейка - Тина проводит ладонью по окровавленному мешку, куда положили ее труп и так тихонько завет: Нэээнси. Очень здорово, и зловеще. Пугает. Еще - превосходные специальные эффекты. Не как в современном кино, где сидишь и глаза пучишь, и ничего не впечатляет. А реально завораживающие своей простотой эффекты. Фильм выглядит страшным и впечатляющим. Я его смотрел, наверное, раз пятьдесят. Гениальное кино.

10 из 10

05 апреля 2012 | 22:18
  • тип рецензии:

Сон. Котельня. Погоня. Острые как лезвия и давным-давно заржавевшие когти противно скользят по стене, испуская салют искр. На полу сидит молодая девушка, бьющаяся в страхе. Она не понимает, кто этот чудовищный тип, с красным свитером, прилипшим к обгоревшей плоти. Почему он вторгается в ее сны, что он вообще здесь забыл? Это Фредди Крюгер. Он был насильно зачат, и все свое существование прожил в отчуждении. Ребенком он до смерти забивал крыс молотком, а когда вырос, насиловал и убивал детей с улицы Вязов. Его сожгли заживо, но он восстал, отдав душу демонам.

Его цель - новое поколение. Выжившие дети его убийц. Он истребляет их самыми изощренными способами. Он очень гадок, но с приличным чувством юмора. Он непобедим, но есть у него слабость - огонь. Глупые детишки не понимают этого, им хочется жить. И они по очереди умирают... Вот так Уэс Крейвен говорит первое слово в жанре 'слэшер'. Молодежные фильмы ужасов, иначе говоря. В наше время оплотом этого направления является стандартная схема: группа подростков, нелюдное место (загородный дом, озеро) и один убийца. Но 'Кошмар' - это экскурс от подобных картин. Объясняется этот факт довольно просто: у всего на свете есть начало, вот и 'Кошмар' - это вводный фильм, с которого нужно начинать знакомство с жанром.

Сама история создания довольно заманчива. Ее окутывает мистический клубок загадок и тайн. Например, сама идея - не вымысел, Крейвен черпал вдохновение из реальной истории погибших во сне подростков. Перед смертью они выделяли то, что во сне к ним являлся страшный человек. Жутковато, верно? А имя главного злодея - месть Уэса бывшему школьному забияке. А образ протагониста - детский страх Крейвена, аккурат бродяга, пугавший его долгое время. Вот и сам Фредди Крюгер - это воплощение детских страхов, чреватых смертью. Фильм спас компанию New Line Cinema от банкротства и дал старт многочисленным продолжениям, в том числе неудачному, на некоторый взгляд, ремейку. Он построил часть кинематографа, он построил дом.

Прекрасная съемка, а-ля Джон Уотерс, в которой бутафорский реквизит виден на лицо. И это не недостаток, а огромный, ностальгический плюс. Стильно, очень даже справно, хотя в некоторых моментах, а нет, не было такого. Зашкаливающая саспенсом атмосфера, наколенная до предела, кровавое месиво, кажущееся местами смешным. Это классика, несмотря на уже ее некоторую комичность в нашем веке. Фредди все также ужасен и противен, забавен и циничен. Надоедливыми стали лишь диалоги. Навязчивые и бесполезные. Тогда Крейвен еще не раскрыл себя как настоящего сценариста. Вскоре, ошибки будут учтены и немедленно исправлены. Видеоряд также детально сочетается с музыкальной дорожкой. Главная тема в исполнении Чарльза Бернстейна роскошна, она придает настоящую изюминку всей 'Вязовской' фабуле.

Комедия вкупе с ужастиком - это и есть слэшер. Нет никаких поисков проповедей, лишь свободные и предсказуемые очерки. Настоящий клад, в котором бессчетное количество крови и нескончаемые взвизгивания персонажей сопровождаются четко выстроенной сюжетной линией, хоть довольно и предчувствующей. Знайте, Фредди все еще жив. Он терпеливо ждет своего возрождения, томно подтачивая свои лезвия. Поэтому, порекомендую вам две вещи: заприте двери и... НЕ СПИТЕ!

04 апреля 2012 | 17:32
  • тип рецензии:

Есть фильмы настолько великие, что каждый раз, когда какой-нибудь малолетний критик пытается лить на них грязную жижу, я старательно сдерживаю в себе позыв дать наглецу в челюсть. Не судите строго, я по натуре добрый человек, зато кровопускание в честь доказательств глупости того или иного шедевра не люблю. А 'Кошмар на улице Вязов' образца восьмидесятых - как раз и есть тот самый шедевр, который я смотрю с детства и зачастую пересматриваю.

Помнится, моё первое знакомство с юморным лицедеем-юмористом с улицы Вязов произошло лет эдак в 7, когда радивые предки оставили меня дома одну всего на часок. А любопытной дочурке только и надо, что полазать по закоулкам родительской видеотеки. Мои мама с папой всегда были ярыми фанатами старинной мутотени в стиле 'Пятницы 13', но мне смотреть никогда не давали ни кадра (в 7 лет-то!), а потому я наслаждалась исключительно битвами Тома и Джерри да наших отчечественных волка и зайца. Хотя нынче я отчётливо понимаю, что мультяшные колотушки сковородкой вызывали у меня ровно такие же эмоции, как и первый просмотр 'Кошмара'. Видимо, ген любителя фильмов ужасов во мне сидел от рождения. Правда, и умер он тоже с 'Кошмаром', потому что заставить меня посмотреть тот или иной хоррор просто невозможно: буду сравнивать. Не сюжет и героев, само собой, а восприятие и впечатления.

Ещё помнится, что первый раз дядя Фредди напугал меня до жути, но и полюбила я его тоже безоговорочно. Это потом жизнь подкинула мне парочку дурацких фильмов с невыразительными злодеями, и я всё чаще и чаще возвращалась к старине Фредди, дабы получить желаемую порцию харизмы и выразительности главного пакостника. Адский заразительный смех Крюгера пугал до дрожи в коленях (мой преподаватель по химии угорал примерно также - ещё больше драматизма), а абсолютно несочетающаяся гамма одежды (красный-зелёный-чёрный) била по зрительному восприятию, а когда Крюгер был в постоянном движении (нёсся стремглав за дурочкой Тиной, размахивая перчаткой), цвета сливались, и я осоловевала окончательно. Но мне это нравилось. Надеюсь, своим плохим зрением я обязана не свитеру Фредди.

Не будучи особой поклонницей слэшеров как таковых, я однако неплохо знакома с классикой, и типы вроде Майкла Майерса и Джейсона Вурхиза не импонируют мне совершенно. Их молчание и методичное, пошаговое действие заставляет вздремнуть в подушках. Только не говорите, что задача серийного убийцы - только убить и всё. Должен же он выражать хоть каплю эмоций. Фредди в этом плане - чудо и лицедей. Играм с жертвами нет конца, и когда нам кажется, что кто-то из кроликов наконец-то отрывается от преследования, происходит фатальный выверт, и мы понимаем, что всё это время Фредди просто гонял и мучал свою жертву. Именно этому динамизму, скачкам и подпрыгиванию я отдаю больше предпочтений, чем методичному загону спицы в чей-то глаз. Тем более глаза -моё больное место. А Инглунду респект: он гениален.

Зрелищность 80-х - это вам не зрелищность нулевых, а потому мы не ждём суперспецэффектов, которые будут будоражить наши зрачки, пока мы не скончаемся от приступа зрительного экстаза. Но! Крейвен сделал всё возможное, чтобы создать достойную визуализацию. Скажу просто и по-деревенски: когда мы видим гейзер крови, мы реально верим, что это гейзер крови. А вовсе не компьтерная пустышка, сделанная за тысячу баксов лохматым пьющим Томом/Джоном или кем-нибудь другим. Мне по душе эти незатейливые и не особо дорогие (давайте уж начистоту),спецэффекты, однако они действуют на точки восприятия почище, чем отрубленные руки и откусанные уши.

Итог: замечательный фильм, лучшее, что я когда-либо видела в жанре. Сравнивать с фантасмагорическим идиотизмом образца нулевых бессмысленно, т. к. между рублём и копейкой всё же есть разница. Новый Фредди - позорище, пятно на кинематографе, старый же - шикарный дядя, который никогда не умрёт. Буду стращать им будущих детей, если не будут слушаться (тут предполагался смайл).

30 марта 2012 | 00:05
  • тип рецензии:

В детстве я любил различные фильмы ужасов. Именно с детства помню кинофильмы про Майкла Майерса и Джейсона Вурхиза, которые меня сильно пугали. Я смотрел все фильмы с этими маньяками. Но почему-то Фредди Крюгер меня не интересовал, и я игнорировал франшизу «Кошмар на улице Вязов». Думаю, потому что мне не интересны были его комментарии. Мне больше нравились тихие убийцы, которым не нужно было что-нибудь говорить. Помню, года два назад, когда вышел ремейк, я сразу его посмотрел. Честно, остался доволен. В отличие от истинных фанатов франшизы, мне ремейк понравился. На протяжении всего экранного времени было жутко и страшно. И вот теперь, я решил посмотреть самую первую картину, которая дала начало популярному циклу фильмов ужасов.

Хорошо, что ремейк не слизан полностью с оригинала. Поэтому мне этот фильм было смотреть интересно. Не скажу, что первый фильм про Фредди Крюгера – шедевр, но выглядит он неплохо. В фильме присутствует атмосфера страха, и способствует этому, в основном, удачный саундтрек. Вообще, Уэс Крэйвен придумал довольно оригинальную идею для фильма ужасов. Во всех остальных фильмах ужасов 70-х и 80-х, которые относятся к слэшерам, маньяки по какой-нибудь причине просто преследовали и убивали жертв (как правило, подростков), но здесь Крэйвен предположил, что убивать могут и во сне. Только во сне ты не сможешь убежать, а это как раз и хуже, чем наяву.

К Уэсу Крэйвену, как к режиссеру, я отношусь вполне хорошо. Он, в любом случае, раньше снимал неплохие фильмы ужасов. Из актеров, конечно же, я хочу отметить Роберта Инглунда, сыгравшего Фредди. Он подарил зрителю незабываемый образ еще одного маньяка, ставшего уже легендой в жанре. На мой взгляд, страшнее было бы, если б он не шутил, но, думаю, в таком случае Крюгер вряд ли получился таким успешным персонажем. И как же не упомянуть Джонни Деппа. Тут он впервые появился в кино и впоследствии стал актёром, хотя сам не стремился к этому.

Итог: безусловно незабываемый фильм, который заслуженно является классикой жанра. Должен быть просмотрен фанатами ужастиков и просто уважающими себя киноманами.

7 из 10

04 марта 2012 | 17:46
  • тип рецензии:

Если честно, я - человек впечатлительный, и фильмов ужасов не смотрю, но порой подруги убеждают посмотреть какой-нибудь ужас. До просмотра этого фильма нам попадались современный поножовщины с литрами крови, кишками и т.д. без всякой смысловой нагрузки и страшного сюжета, но этот фильм превзошел все мои ожидания.

Не фильм, а подарок!

Как известно американские фильмы не отличаются особой логикой и фантазией тоже. Но этот фильм был просто шикарен. Есть и очень страшные и смешные моменты, убийства не гуманны, но можно смотреть не закрывая лицо ладонями. Во время просмотра в помещении летает холодящий душу страх, оборачиваешься после каждого непонятного шума, каждое мгновение щиплешь себя, желая узнать не спишь ли ты, действительно кошмар. А потом бессонные ночи.

Игра актёров прекрасна, тихая волнительная музыка идеально подобрана к нужным сценам, особую роль играет считалочка про Фреди, после фильма не уснешь!

В общем, я уже все сказала, и мое решение насчёт этого фильма оправданно.

18 января 2012 | 17:56
  • тип рецензии:

В чём прелесть 'Кошмара'? В его незатейливости! Те факторы которые при создании фильма могли обречь его на провал, в конечном счёте и вознесли его на вершину кино в жанре слэш-хоррора. Страшно представить, каким был бы 'Кошмар', если б ему дали полноценный бюджет, если б он не был 'последним шансом' ничем в то время не примечательной компании 'Нью Лайн Синема' спастись от банкротства, если б создателям не пришлось в целях экономии средств изобретать новые, оригинальные, до селе не используемые (во всяком случае в массовом количестве) приёмы, для того чтоб и нам сделать красиво, и в нищенский бюджет уложиться.

Бесспорным плюсом этого фильма является почти полное отсутствие 'погружения' в предысторию. Всего раз встаёт вопрос 'а почему?' на который мама-алкоголичка даёт краткий ответ 'а потому'. Всё! И слава Богу! Нам дают возможность насладиться зрелищем, при этом не заставляют копаться в грязном белье обитателей Спрингвуда пятнадцатилетней давности.

Отдельного 'вау!!!' заслуживает игра Роберта Энглунда, который хоть и сказал за весь фильм всего три с половиной слова, его самого хоть и было видно более менее чётко ровно ноль раз, но именно ему фильм обязан чередой сиквелов.

Также стоит отметить, что именно в этом фильме явился миру Джонни Депп. А потому 'Кошмар' будет интересно посмотреть и поклонникам актёра, дабы узреть 'с чего всё начиналось' и 'ой, он тут такой молодой!', и тем, кто его на дух не переносит, ибо интересно увидеть, что Депп не всегда был сотворённой Бартоном вечной куклой-эмо, с накрашенными глазами и повадками сельского педераста; тогда в далёком 1984 году он сыграл обычную рядовую роль.

Итак, если вы всё же набрались мужества посмотреть 'Кошмар на улице Вязов', выключайте свет, тащите с собой на диван миску с семечками/поп-корном и даже не надейтесь уснуть!

7 из 10

24 октября 2011 | 13:34
  • тип рецензии:

Не зря в фильме несколько раз цитируется Шекспир. Великий драматург практически в каждой пьесе отдавал дань непознанному. Привидения, живые мертвецы, ведьмы...и, конечно, сны. Сновидениям в творчестве Шекспира посвящаются целые трактаты. И я более чем уверен, что Уэс Крэйвен подробно ознакомился с некоторыми из них, как и с пьесами знаменитого англичанина. В моменты высшего накала борьбы добра и зла, предчувствий смерти, острого психического дисбаланса, вызванного поиском героями самих себя, персонажи шекспировских пьес видят сны. А многие так и просто существуют в них, находя их более реальными, чем сама реальность.

Тема снов увлекала искателей иррационального всегда. Потому что в нашей такой обыденной, практичной, рациональной, отлаженной жизни, в которой все контролируется и объясняется, именно сны мы не можем ни контролировать, ни объяснить. Они остаются полуоткрытым окошком в странный мир, в котором все пережитое или увиденное искажается, потаенные мысли расцветают, задушенные желания обретают свободу, а скрытые страхи - силу.

В романе Стругацких 'Обитаемый остров' ученые на планете, где оказался Максим Каммерер, считывают сны умалишенных и показывают их по телевизорам в качестве развлекательно-зомбирующего средства. Я думаю, в жизни такие записи действовали бы куда сильнее, чем любой ужастик.

Среди шедевров жанра хоррор, созданных в 80-е и во многом определивших дальнейшее его развитие, лента Уэса Крейвена 'Кошмар на улице Вязов' как никакая другая близко подобралась к кафкианской метафизике, смазывающей границы сна и реальности и оказывающейся не в силах запереть дверь в подсознание, которая у обычного человека запирается с пробуждением.

Угнетающая, мрачная, наполненная иррациональностью и абсурдом, зловещая картина талантливого, но очень неровного в своем творчестве мастера ужаса сразу была воспринята как нечто этапное. Она стала настоящим явлением, беспрецедентным культом, на долгие годы обозначившим границы развития жанра. И дело даже не в том, что с выходом 'Кошмара', началась 'Кошмаромания', вылившаяся в 8 фильмов, сериал, кучу комиксов, книжек, пародий, а в том, что режиссеры всего мира бросились искать вдохновение в снах и в их вероломном вторжении в нашу жизнь.

Крэйвен раскрыл тему кафкианского полета: оставаясь в рамках развлекательного жанра, он создал умное, пугающее, стильное, гипнотическое кино, в котором сон и явь настолько перемешиваются, что в финале оставляют зрителя в восхищенном замешательстве с непрерывно крутящимся вопросом - был ли весь фильм сном, приснившемся девчонке, или все происходило в снах лишь наполовину, или это все была объективная реальность? И, хотя ответит на этот вопрос каждый по-своему, одно только умение так его поставить вызывает безграничное уважение к Крэйвену - умелому манипулятору фантазиями и страхами. Ведь на самом деле мы все подсознательно боимся снов. Этот страх - самый глубинный, мы еще не вышли из лона матери, а уже видим сны - и никому не известно, какие картинки показывает нам наше еще не сформированное воображение. Зато известно, что малыши видят кошмаров больше, чем взрослые - и опять же - какие? о чем? Все это огромная тайна. И Крэйвен позволяет нам одним глазком заглянуть в один такой кошмар.

Тот, кто говорит, что фильм не страшный, кривит душой. Стоит только чуть-чуть перенести на себя увиденное, и начинают подрагивать колени. Или никто из вас не просыпался в холодном поту от навалившегося свинцовой тяжестью кошмарного сна?

Фильм не только страшный, он нервически тревожный, ведь той спасительной грани, как в других фильмах - между днем и ночью, светом и тьмой - здесь нет. Даже преувеличенно яркие дневные краски не спасают от кошмара, потому что и они могут оказаться сном. Он вызывает повышенное чувство опасности и настороженности, ведь страх этот - не внешний, это не зомби и не оборотень, он - внутри нас, что-то вырывается из нас, из нашего подсознания и нас же убивает. Как победить сон, сводящий тебя с ума? И не укрыться никуда, как от зомби или вампира - ведь не спать ты не сможешь.

И все это сливается в жуткое ощущение присутствия чего-то иррационального и в нашей жизни, где тоже есть место снам, и это гнетущее ощущение не только пугает, но и завораживает, заманивает, как все таинственное.

В 80-е, чтобы создать хороший фильм ужасов, был необходим хороший сюжет и увлекательный сценарий, а также чувство стиля, умение сохранить равновесие в кадре и работать с 'живым материалом' - не только с актерами, но и с психологией зрителя, чтоб быть ему близким и понятным, ведь спецэффекты не могли взять на себя львиную долю привлекательности. Все вышесказанное Крэйвен предоставил в совершенном виде, не забывая даже о своеобразном черном юморе и иронии, свойственной всем лучшим творениям этого жанра.

Хорошая актерская игра - особенно Хизер Лэнгенкэмп - очаровательного создания, в котором нет и тени пошлой и тупой своры стандартных подростков в кино, которых хочется мочить вместо убийцы. Здесь же ловишь себя на том, что действительно волнуешься, переживаешь за это симпатичную, смелую девчонку, оставшуюся один на один со своим страшным сном, победить который невозможно по определению. Поэтому конец фильма я считаю идеальным. И, конечно, хорошо было бы без продолжений - очень завершенная в своей незавершенности картина получалась!

Рони Блейкли внесла свою немалую лепту в успех фильма, играя мать, пытающуюся уберечь дочь от собственного кошмара и сбежать от него сама. Свои сны она разбавляет алкоголем и мучается от понимания бесполезности любых попыток сбежать от прошлого. Дебют Джонни Деппа в кино тоже не прошел незамеченным. Что-то все-таки есть жалкое в его лице, его герой слаб и растерян, при этом вызывает сочувствие. Жалость и сочувствие станут определяющими в первой звездной роли Деппа - 'Эдварде Рукиножницы', где, по иронии судьбы, он будет играть человека с лезвиями вместо пальцев.

Ну, а для Инглунда роль стала проклятьем. Став заложником образа и жанра, он, тем не менее, обессмертил свое имя. Нужен ли именно он был фильму? Да. Увидев римейк, я ужаснулся, насколько там Крюгер никакой. Значит, Крюгер - это не просто актер в маске. Это все-таки характер, созданный именно Инглундом и ставший самым знаменитым маньяком в кино. И его 'невсамомделишность' делает его еще опаснее.

Среди жанровых лент 80-х 'Кошмар' навсегда останется образцовым фильмом. И я не ностальгирую по детству. Я его в детстве не смотрел. Но о фильме с такой богатой историей и с таким негасимым к нему интересом имеет смысл говорить уже, как о культурном феномене. Собственно, он таковым и является. Как 'Челюсти' в 70-е, но побогаче. Я в восторге от этого кино. И Шекспиру бы понравилось.

10 из 10

13 сентября 2011 | 15:34
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: