Есть такой французский писатель Жан-Кристоф Гранже, именно по его книгам поставили 'Багровые реки', он - мастер остросюжетного триллера и психологического детектива. Предпоследней на сегодняшний день его книгой стал 'Пассажир'. И вот сложилось такое впечатление, что писал свой новый триллер с невообразимой завёрткой Гранже под впечатлением от картины некоего Рене Манзора, написавшего и снявшего окутанные загадкой 'Лабиринты'. Нет, я очень люблю Гранже, один из моих любимых писателей, и 'Пассажир' читался на одном дыхании, но если бы я увидел раньше 'Лабиринты', то смог предугадать ход действия, да и, соответственно финал.
Итак, в клинику для душевнобольных попадает девушка по имени Клод (Сильви Тестю). Она - главная обвиняемая в жутком серийном убийстве, в настоящей бойне, устроенной в вагоне метро. Но вменяемый человек на подобные зверства не пойдёт, значит надо решить, не больна ли Клод психически? Для этого пребывает психоаналитик Бреннак (Ламбер Вильсон). Постепенно он узнаёт всё больше и больше о девушке, оказывается внутри неё сидит несколько личностей, называющих себя именами древнегреческих героев. Самый опасный - Минотавр, возможно, он и виновен в гибели людей в метрополитене? Дело запутанное и с такими заболеваниями справиться чрезвычайно сложно. Бреннак ставит себя под угрозу, потому что Минотавр, выйдя наружу, готов на страшные вещи. Параллельно идёт расследование детектива Маттиаса (Фредерик Дифенталь), который знаменит тем, что подходит к следствию нестандартными методами. Например, он рисует картины, страшные своей готикой, но они как подсказки. Вот такая вот интрига фильма. Сюжет- половина дела и Манзор основательно постарался, чтобы привлечь зрителя необычностью ходов, кромешной тайной и удивительной по всем моментам развязкой. Чего стоит добавление, что всех троих - Клод, Бреннака и Маттиаса - кое-что связывает. Поклонники остросюжетных, полных загадок триллеров могут потирать руки от удовольствия.
Да, сюжет - это половина дела, как считают некоторые заслуженные в мире кинематографа люди, но есть же ещё и вторая половина, необходимая, чтобы фильм вышел как минимум неплохой. Вот с остальным у Рене Манзора чуть, но всё же были огрехи. Во-первых, это подборка тональности в картине. Оператор Пол Гюлай, который во всех своих пяти работах сотрудничал исключительно с Манзором, подобрал мельтешащую картинку. Да, светлых тонов должно быть минимум, иначе жанр не позволяет, но зачем это внедрение запредельной блеклости? Эффект реализма происходящего терялся, казалось, что всё происходит во сне-кошмаре. И всё же это больше придирка. Во многих фрагментах Пол Гюлай справился, особенно это было заметно со сценами с героем Фредерика Дифенталя: страшно, таинственно, аллегорично, готично. Это нравилось. Огрех номер два - это звучание. В стенах лечебницы зачем-то придумали жужжащий звук, будто всё время работает промышленный вентилятор. Этот звук сбивал и заставлял нервничать. Но ничего, опускаешь это, пытаешься вслушаться в диалоги и вновь погружаешься в таинственный омут 'Лабиринтов'.
Хороши актёры. Сильви Тестю удачно обыгрывает свой сложный персонаж, потому что ей несколько раз приходится меняться в поведении. Довольно убедительно, отточено, разносторонне. Так и задаёшься вопросами: 'Виновна ли? Опасна ли?'. Вот и благодаря её игре в напряжении смотришь картину в ожидании финала. Ламбер Вильсон человек чуть известнее, чем Тестю. Он получил номинацию 'Золотая малина', хотя эта заслуга сомнительного качества, но вообще фильм 'Женщина-кошка' по себе вещь отвратная. Ламбер Вильсон вжился в роль психоаналитика, пытающегося всеми силами раскрыть тайну пациентки. Вот только с его персонажем связана сцена одна (не скажу какая, вдруг Вы ещё не видели 'Лабиринтов'?), когда кое о чём можно было догадаться, но это уж вина не актёра. И Фредерик Дифенталь. Да-да, тот самый забавный и немного глупый полицейский инспектор Эмильен из комедийного экшна 'Такси'. Вот и оказывается, что умеет он играть собранных, немного мистических следователей, а не комично-пародийных служителей буквы закона. В финале становится не по себе от его эмоциональности, не потому что сыграл плохо, а потому что этого так и требовал поворот событий и Фредерик Дифенталь превосходно справился с напряжённой сценой. Есть ещё Эдуард Монтут, но его вспоминаешь потому что и он принял участие в 'Такси' и хоть был на втором плане, но сыграл неплохо, вот и опять они сошлись с Дифенталем.
'Лабиринты' настоятельно рекомендуются тем, кто рад качественным картинам жанра триллер/детектив. Завёртка у этого фильма - Альфред Хичкок позавидует. Так что: смотрите и удивляйтесь, на то будут причины.
Некогда, была написана книга потрясающим писателем Дэниелом Кизом, а то есть в 1981году. Книга эта называется 'Множественные умы Билли Миллигана'. Так вот, когда автор подарил миру эту историю одного человека, основанную на реальных событиях, она возымела настолько бешеный фурор, что права на экранизацию мечтали достать буквально все...и я думаю не стоит говорить, что правообладатели этой истории позаботились о том, что бы не было конфуза с украденным сюжетом.
Теперь по теме. Фильм мягко говоря не очень. Сюжет описывать не буду, без спойлеров. Режиссера можно похвалить за то, что с полностью слизанного сюжета, он попытался внести отсебятину, дабы разнообразить сюжет, и конечно вывернуть на изнанку концовку и испачкать общее впечатление о главном герое, сделав из него просто человека 'с койки'. Этот фильм, очень не удачная попытка в тихую экранизировать шедевр, скомкать и изломать сюжет, что бы можно было смело заявить что это исключительно творчество режиссера. Брешь... Ощущение что 70% диалогов выписаны из книги, жаль что сценаристы решили себя не утруждать лишний раз. Вообще не очень понятно какая изначально идея фильма. Конечно возможно ради публики и стоило делать из фильма супер блокбастер-триллер-драму, дабы народ просит зрелищ. Но ведь слишком тонкая тема взята, под столь большой обзор простого зрителя, и бросание очень важных моментов из угла в угол, дабы запутать и нагнать толку на сюжет - это проигрыш. Хотя не мне судить конечно. Но всё же фильм на мой взгляд абсолютно пуст, затыканный вставками запутанной истории.
Ps: моя рецензия, это негодование. Так сказать, обида за шедевральную книгу. Всем советую книгу о которой написано выше.
Рене приглашает нас посетить лабиринт, лабиринт через призму собственного взгляда. Пытаясь нас запутать, обмануть и даже где-то запугать он стремится показать не искушенному зрителю весь кошмар в котором прибывает главный герой. Блестящая идея мифа о минотавре в виде архаического Молоха постоянно требующего жажды крови (по Фромму) подстёгивает и придаёт вкус фильму. Но за собой оставляя много вопросов и противоречий. Кого сталкивает режиссёр в фильме: своих персонажей между собой или зрителя с сюжетом (заставляя сопереживать)? Концовка в стиле 'выстрела' обрушивается, выводя драматизм ситуации, но не раскрывая его полностью. То, что должно пылать - лишь искрой вспыхивает и гаснет, оставляя дым сомнений. 'Диссоциативное расстройство идентичности' (DID) в частности РМЛ предлогает большой арсенал для режиссёра. Блуждая по лабиринту фильма и распутывая клубок событий невольно задашься вопросом - для кого и для чего он снят? для студентов психиатрических факультетов или рядового человека?
Режиссёр Рене Манзор вновь ударился в психоделические дела. Как и в «Переходе», режиссёр копается в подсознании своих героев, чем ещё больше запутывает сюжет и делает фильм более, чем странным и туманным.
Фильм «Призраки» снят в популярном кассовом жанре психологического триллера, но о кассовости и зрелищности Рене Манзору приходится только мечтать. Сюжет фильма тянется монотонно и медленно. Создаётся впечатление, что твой мозг авторы хотят закрутить, завертеть и оставить в конце фильма с ехидной усмешкой: «Ну как шедевр?» А шедевра никакого и нет.
Очередной раз удивляешься современному французскому кинематографу: имея такой солидный запас славного прошлого (фильмы Клода Зиди, Жоржа Лотнера, Клода Лелуша, Жана-Пьера Мельвиля, Робера Энрико и многих других замечательных режиссёров) в погоне за «всем американским», растерял в последние годы своё французское «я», свой французский шарм, непередаваемую французскую струю романтики и напряжения.
А пока во французском кино всё скучно, туманно и тоскливо. Только вывеска французская, а содержание чужое. Даже среди актёров нет индивидуальностей, нет личностей (одни сплошные оттои, озоны, диффентали).