«красный, желтый, голубой - выбирай себе любой», только не забывай почему именно этот…
Только что просмотрела 'Transpotting' второй раз и изменила свою оценку с 9 на 10 - была маленькая и глупая, половины не поняла, 'но я исправлюсь'.
Творение Дэни Бойла, основанное на книге Ирвина Уэлша, рассказывает нам о наркоманах, но стоит особняком от других фильмов, повествующих о зависимости: это не удручающая социальная реклама, пытающаяся 'выжечь' на коре головного мозга чувство отвращения к веществам; не реальная жизненная история о том, что такое низ жизни человеческой и как под него заглянуть; не даже путешествие по закоулкам подсознания вслед за волшебной пилюлей, позволяющей видеть музыку и трогать стихи. 'На игле' - это циничное издевательство над социумом, выполненное 'с особой жестокостью'.
Автор не считает нас придурками (как не считает придурками наркоманов, 'ну, точнее, не до такой же степени придурками') и не тратит полтора часа на рассказ о том, что 'наркотики от дьявола, один раз попробуешь и умрешь, и дети твои левшами будут'. Все это вежливо отодвигается на второй план и заботливо скрывается за всякими символами, типа обилия продуктов человеческой жизнедеятельности на экране, однако иногда дает-таки о себе знать осторожно(но настойчиво) высовываясь наружу, ненавязчиво напоминая о всем известных истинах и возвращая нас в 'нужное' состояние. А достигнув нужного состояния (то есть помня все-таки, что наркотики это бяка), мы можем в полной мере насладиться упоительно-смешным рассказом о том, какое мы все д. рьмо, и какое кругом нас д. рьмо, и какое внутри нас д. рьмо.
Показывая социум глазами практически самого низкого его члена, Уэлш ставит последнего чуть ли не выше всего общества, раскрывая вопрос осознанности выбора и исследуя тему 'чем больше проблем(зависимостей) - тем полнее жизнь(?)'. Издевательство идет обстоятельное и по всем статьям, так сказать: будь то проблемы воспитания детей, судебная система, повсеместно открытые двери для любого придурка-карьериста, 'стремления' молодежи, да даже отношение общества к различным табу, таким как секс с подростками (самый умный персонаж ходит в школу) или !наркомания(история с Томми шикарна в своей пародийности) - над всем этим картина дает повод посмеяться, даже может про себя поплакать, и, самое главное, подумать и сделать выбор, или, точнее, подумать над самой возможностью выбора, над тем, зачем тебе все-таки нужны эти семья, работа, квартира, костюм-тройка, огромный телевизор, взносы, удобный диван, набор 'Сделай сам'...
Фильм 'На игле' обязателен к просмотру примерно так же, как бессмертный 'Титаник', революционный мультфильм 'История игрушек' или любая картина Клинта Иствуда. Но 'На игле' следует смотреть не затем, чтобы до одури полюбить этот фильм, и не для того, чтобы поставить галочку 'Просмотрено'. А просто чтобы знать, что такое наркотики, кто такие наркоманы, и, наконец, сделать все, чтобы собственная жизнь никогда не стала похожа на то, что нам так 'красочно' продемонстрировал Дэнни Бойл.
Да, пожалуй, слово 'красочно' довольно точно отражает картинку - невыносимо грязные туалеты, исписанные подъезды, взрывы гнева, кровь, ломки и еще много чего 'интересного', что тенью преследует любого наркомана. Галлюцинации главных героев порой настолько жутки, что фильм начинает пугать, будто ужастик. Ездящие стены, ныряние в унитаз, ползающий по потолку младенец - лишь частичка этих кошмаров.
Нереально выложился Юэн МакГрегор - его игра выше всяких похвал. Людей с психическими расстройствами или зависящих от наркотиков играть всегда сложно, но МакГрегор справился блестяще. Никогда особо не замечала этого актера, но после этого фильма обязательно уделю время картинам с его участием. Впечатлил Джонни Ли Миллер, сыгравший такого же наркомана. И вообще, практически все актеры честно вжились в свои роли, поэтому перечислять всех - лишь трата времени.
Пожалуй, 'На игле' - как раз тот фильм, который открыто обнажает всю грязь и мерзость того мира, который мы пытаемся не замечать. Но от этого 'На игле' не становится банальным, проходным или просто несмотрибельным фильмом. Скорее очень даже наоборот. Фильм, который нужно посмотреть хотя бы ради того, чтобы никогда не попасть в ТОТ мир.
'На игле' Ирвина Уэлша - книга, в которой много смешных шуток. Но это суровая и супер последовательная книга о маргиналах. И с точки зрения Уэлша - маргиналы всегда ведут себя как маргиналы. Например предают.
'На Игле' Дэнни Бойла - фильм, в котором достаточно смешных шуток. И этот фильм, который смотрится как комедия, хотя совершенно точно показывает ужасы маргинальной жизни. Но без суровости и нагнетания.
И я бы никогда не сравнивал фильм и книгу, если бы экранизация не получилась настолько дословной и при этом настолько другой тематически. Потому что еще раз: Уэлш написал чернуху, внутри которой было эпизодическое веселье, а Бойл снял веселье в декорациях чернухи. И при этом, события в двух произведениях совсем одинаковые, хотя понимаются совершенно иначе. Хоть Уэлш и писатель с подворотни - его маргиналы были крайне драматичны, а их мелкие конфликты - сложнее обвинений в консьюмеризме, кроме которых в киношной 'На игле' никакого другого содержания нет.
НО ПРИ ЭТОМ
Этот фильм очень весело смотреть
Кроме того - тут хватает изобретательных способов неординарно показать то, что вы видели в кино десятки раз. Чего стоит только сцена, с погружением в ковер. Многие из этих оригинальных сцен, в принципе, автосемантичны - их можно вырывать из контекста и показывать друзьям, которые ничего не знают о 'На игле', просто для того, чтобы показать каким кино бывает. И все это без каких-либо притязаний на гениальность
Начну с того, что незнаком с творчеством Ирвина Уэлша, но видел две экранизации его романов: 'Грязь' и, как ни странно, 'На игле'.
Хоть я и не знаком с творчеством данного писателя, но могу сказать, что Уэлш показывает нам другую сторону Шотландии; какой грязной, прогнившей, утонувшей в пороке она может быть.
Экранизация очень сильная и вообще не разочаровала меня никак. Я и вправду увидел другую сторону: грязные пабы, наркоманские притоны и прочую несуразицу. Фильм пропитан тем временем, которое я не застал, - девяностыми.
Нам показывается поколение, которое не пережило, ровным счетом, ничего. Это поколение отрицает все ценности современного мира, и оно само выбирает кривую дорожку.
Главный герой - Рентон - обычный наркоман, часть того поколения. Человек, который пытается исправиться, но срывается, а затем пробует спастись еще и еще. Его мысли стоят дорогого, они отражают все ужасы, которые происходят с ними. Но такое обычным людям вряд ли понять, ведь мы не пережили такого, мы сидим в своих уютных квартирах и смотрим на все это со стороны.
Не хочу рассказывать весь сюжет, так что перейду к тому, как снят фильм. Мне очень понравились многие кадры, например: когда Рентон уходить в пол, что как бы показывает, будто его хоронят, и когда его везут в неотложку, где показывают всяких фриков, которые будто спасаются.
Саундтрек просто мечта. Он с легкостью передает атмосферу тех времен и в целом приятен для восприятия.
Актерский состав очень хорош, в особенности два актера: Юэн МакГрегор и Роберт Карлайл. Они меня очень сильно впечатлили.
В общем, фильм достойный. Грязный, откровенный, пошлый. Я думаю, это и есть то, что пытался показать в своей книге Уэлш. Данный фильм позволяет хотя бы немного узнать о буднях наркомана. О том, как он ворует, чтобы получить дозу, как он получает удовольствие от прихода и как он пытается спастись. Но минус два балла за чертову рекламу, которая периодически прям так и лезет в глаза.
В принципе плевать мне культовый, не культовый этот фильм. Шедевр, не шедевр.
Я его посмотрела в годы своего отрочества, когда он только-только вышел. И для меня это было из серии: «Вот оно самое». Не могу сказать, что фильм потряс основы моего мироздания, заставил о чем-то глубоко и надолго задуматься, как пресловутый «Реквием по мечте». Но за это я его и люблю. За всю ту безбашенность и полное безумие. Это и вправду фильм не о наркотиках, вернее не только о наркотиках. Это фильм о выборе. О бесконечном выборе, что мы делаем каждый день.
Постановка картины мастерская, операторская работа на высоте. Актеры заслуживают отдельных похвал. И конечно, невозможно не отметить саундтрек, который после выхода фильма был выпущен отдельным альбомом, на котором были представлены Leftfield, Blur, Primal Scream, Pulp, New Order, Elastica и пр. В 1997 году был выпущен второй, дополнительный альбом.
З.Ы. А оригинальное название фильма мне нравится больше.
Что управляет тобою? Кредит, ипотека, своевременная оплата коммунальных услуг, желание успеть к вечернему выпуску новостей, чтобы убедиться, что все так же плохо. Зачем тебе все это? Ты привык к этому, зависим. Почему бы не повисеть на чем-нибудь другом, что не будет заставлять так напрягаться, изображая активную жизнь? Пойдем, я покажу кое-что иное, только захвати немного денег. Ты не пожалеешь. Во всяком случае, в первый раз. А дальше… Давай жить сегодняшним днем, может быть вечером тебя собьет поезд или в обеденный перерыв ты, поедая свой любимый салат с сухариками, подавишься одной маленькой крошкой. Неужели ты позволишь какой-то крошке решать жить тебе или нет? Если пойдешь со мной, то твоя жизнь начнет зависеть только от тебя. А о качестве продукта я позабочусь. Ну, так что, пойдем в новый героиновый мир?
Ты решился, хорошо. Пока мы идем, я расскажу тебе немного о твоей новой жизни. Есть деньги – вмажешься, схема – проще некуда. Жить по ней – удел миллионов, мы лишь одни из них. Во время торча ты будешь любить героин, во время перекумаров – ненавидеть. Ничего удивительного, но коли любишь торчать, принимай ломку как должное. Постепенно ты привыкнешь. Или умрешь от передоза. Как повезет. Не удивляйся резким желаниям соскочить; уходам в ремиссию. Твои заколоченные двери все равно откроются на следующий день, баян опять будет торчать в твоей вене и ты, проклиная самого себя, завалишься на пыльный пол нашего притона.
Эйфория. Это чувство не покинет тебя. По крайней мере, 6 часов. Если дилер забодяжит товар, то часа 2-3. Но в любом случае ты будешь рад испытывать это ощущение снова и снова. Ты привыкнешь и не сможешь жить без этого. Во время ломки вряд ли ты будешь рад тому что выбрал такую дорогу, но когда загонишь медленного себе в трубы, то этот шаг покажется тебе самым правильным за всю свою кредитно-ипотечную жизнь. Ты ведь понимаешь, что из этой жизни выбраться живым не удастся, так почему бы не разукрасить её разными цветами? Черный и белый вполне подойдут.
Ну, вот мы и пришли к заветной двери. Заходим? Нет? Ну ладно. Одним меньше, одним больше. Ничего не изменится. А я, пожалуй, вмажусь ещё раз. А потом соскочу. Правда.
Все подростки сейчас думают о любви, закапывают свое детство, а ведь главное в жизни - наркотики (с)
Антиобыденные фильмы, отрицающие остатки оксида углерода на руках после рукопожатия, прекрасный дом и сад, отсутствие тревог и сюрпризов, уже сами по себе стали обыденностью. Да и никакой альтернативы американской или же европейской мечте не придумано... по крайней мере не было придумано до романа Ирвина Уэлша.
Четверка неудачников, скитающихся по шотландским притонам и пабам в поиске смысла и удовлетворения что только не делает, чтобы 'кайфануть' на прожженном сигаретами ковре, в окружении ложек и шприцов. Причем героин у них - не самоцель, а лишь средство достижения внутренней гармонии с редкими моментами, когда хочется завязать, давая себе тысяча первое обещание, что 'больше ни грамма'.
Вся суть первого, действительно масштабно засевшего в головах зрителей, фильма Дэнни Бойла в абсолютной, до смешного откровенной честности. Это не пропаганда героина, и уж точно не пропаганда отказа от наркотиков. Это просто история нарколюбителей со всеми их бессмысленными попытками завязать, с отношениями на личном фронте, с родительскими разборками, с кайфом и мучительной ломкой. От этого кино смотрится налегке, ты понимаешь конкретно этих четверых разбойников на все 100% не смотря на то, что никогда не понимал, как это - носить килт и играть на волынке.
Так же немаловажно то, что происходит на фоне поворотов судьбы главных героев - перемена эпох. Панк уже не в моде: Игги Поп и The Clash забываются, а в моду входят танцевальные ритмы эпохи 'диско'. Клубы и дискотеки тогда были чем-то новым и непривычным поколению Лу Рида и Дэвида Боуи. Все начинает покрываться дешевой целлофановой вуалью и плесневеть. Дэнни Бойл не упустил и этой важной черты, более того, это делает картину последовательно, законченной, на таком фоне гораздо легче уловить эмоциональные волны главных героев.
Вопрос не в том, шприц или жизнь, игла или семья, доза или большой телевизор. Вопрос не в том, надо или нет. Вопроса просто нет, а по-этому нет и ответа.
Британцы мне нравятся тем, что все чтобы они не делали, по истечении определенного времени, выходит как бы вам сказать, как нечто неизведанное. Британские ученые делают прогнозы на будущее, изобретая другие формулы счастья, кинематограф идет другим путем, но по тому же миру, другими словами им есть что нам сказать - всегда.
Фильм Донни Бойла 'На игле'(1996) производит мягко сказать впечатление. Наркотики становится приколом у поколения 'нулевых' и подрастающих школьников. Конечно я слышала об этом фильме, но одно дело слышать, другое дело смотреть. Он начинается с того, что главный герой бежит со всей силой. Обычно, когда я смотрю подобное, невольным образом выходят на подсознание собачьи бега. Только в собаках есть эта экспрессия, схожая с улепетывающим человеком. Ты с первой же минуты начинаешь сопереживать.
'Выбирай жизнь. Выбирай работу. Выбирай карьеру. Выбирай семью. Выбирай большие телевизоры, стиральные машины, автомобили, компакт-диск плэйеры, электрические консервные ножи. Выбирай хорошее здоровье, низкий уровень холестерина и стоматологическую страховку.' После этого чтива невольно хочешь сказать: 'Выбирай толпу'.
Фильм о выборе это понятно, но и о так называемой системе 'совке' в целом мире и в обществе, состоящих из подруг, родителей, потребителей, и отбросах общества. Очевидная реальность, которая режет глаза, как едкий запах дохлой кошки.
В этом и заключается весь смысл фильма. А чтобы всё это не было так скучно и уныло, фильм решили скрасить смешными моментами и яркими, интересными героями. Такими как: вечно пьяный и вспыльчивый Бэгби (Роберт Карлайл) и вечно ищущий во всем выгоду Больный (Джонни Ли Миллер), которые, по-моему, сполна получили по заслугам. А также невезучими безобидными Томми (Кевин МакКидд) и Обрубком (Юэн Бремнер), которых жизнь несправедливо наказала. И наконец, Рэнтон, который всё-таки смог преодолеть все проблемы и жить дальше, хотя с его манерой жить, не думаю что он долго продержится...
И даже весь свежий воздух в мире ни хрена здесь не поможет
Периодически пересматриваю этот фильм, когда нападает апатия и депрессия. После него хочется перемен,'торчать от чего-то другого'.
Книги Ирвина Уэлша я не читал, поэтому насчёт адаптации ничего сказать не могу. Но вот что мне понравилось в этом фильме о четырёх асоциальных членах общества. Режиссёр постоянно показывает две стороны быта наркоманов. Расслабленное и местами даже смешное повествование меняется горькой правдой. Такое ощущение, что тебя дубиной по голове огрели и смыли в тот самый худший туалет в Шотландии.
Почти ко всем героям проникаешься. Не с самого начала фильма, конечно. Возможно Бэгби раскрыт не очень хорошо, а возможно он просто неисправимый мерзавец. Хотя он с ними присутствует тоже как торчок, только видимо адреналинозависимый. В сценах, где начинаются потасовки, Роберт Карлайл хорошо постарался, чтобы показать как он ловит с этого кайф.
'На игле' как-будто вскрывает больные гнойники по всему телу: сколько ты готов ходить по кругу, чтобы решиться на перемены? Смотри, как глубока твоя яма.