Весьма интересный проект. При условии что попытки создать анимационный, массовый развлекательный продукт практически не предпринимались с середины 90-х годов, то это безусловно хорошая новость.
Хотел уже было похвалить отечественных аниматоров и сценаристов, но... это все же международный проект. Он создавался специалистами из нескольких стран и скорее является, как выразились, 'диалогом культур'. На мой взгляд, это делает сериал только лучше, так как он становится более узнаваемым и контекст сюжета может быть разнообразнее, что для формата такого продукта лишь идет ему на пользу.
Я не увидел там какой-то пропаганды, на которую многие ссылались в комментариях. Это серии на основе литературных зарисовок по мотивам рассказов из разных эпох, включая, как я понял, некоторые народные сказки. А почему бы и нет? Свою задачу, приобщение к русской культуре, он выполняет, а это главное.
Отдельно хочу выделить качество анимации. В каждой серии - свой стиль и это отлично. Здесь и закос под дисней и под 'Хэви метал', и даже есть серия в стиле советский рисованных мультфильмов. Подобрано хорошо, картинка создает хороший контекст для сюжета.
Очень хотелось бы больше такого продукта. Главную фишку 'любви, смерти и роботов' он тоже в себя вобрал - он затягивает!
Русская литература - это огромный пласт разнообразных историй, в котором есть место даже для хоррор составляющей. Вспомнить хотя бы советского 'Вия' (1967), который даст прикурить и классическим ужасам студии 'Universal'. Видимо эта мысль и зародилась в головах у создателей 'Антологии русского хоррора', но давайте обо всем по порядку.
Первый эпизод: 'Дочь крысолова'
Послереволюционный Петроград. Вокруг царит разруха и уныние. Черно-белые тона как нельзя лучше подчеркивают гнетущую атмосферу, в которой нет места надежде. Главные герои, в лице дочери крысолова Нины и сторонника революции Антона, по воле случая натыкаются на группу оккультистов, оказавшихся кровожадными крысами.
Довольно жуткий эпизод, который в какой-то момент превращается в настоящий боевик с кровью (она здесь в изобилии) и оторванными конечностями.
Второй эпизод: 'Семья вурдалака'
Маркиз д’Юрфе с дипломатической миссией отправляется в Венгрию, но вскоре вынужден переждать ночь в крестьянском доме. Тут и происходит самое интересное: хозяин и его семья запирают все двери и окна, боясь того, что бродит снаружи.
Пожалуй, самый атмосферный эпизод, который разбавляет не всегда уместный юмор маркиза. Тот скептически относится ко всему происходящему, а заодно пытается 'подкатить' к дочери хозяина.
Третий эпизод: 'Можарово'
Психоделическая антиутопия о классовом неравенстве. Элита, живущая в Москве, отгородились от провинции стеной, но периодически отправляет в глубинку поезда с гуманитарной помощью. Выяснить, что же там творится на самом деле жаждет журналиста Алиса Ганина и другие пассажиры.
Серия напоминает кинговскую 'Мглу' - за окном густой туман, а пассажирам мерещатся всякие ужасы. Главное правило - выходить наружу строго запрещено. Разумеется что-то пойдет не по плану.
Четвертый эпизод: 'Лесной царь'
В недалеком будущем все повязано на кредитах - местной валюте, за которую можно купить себе даже статус. Мальчик по имени Лёша решает принять участие в VR-игре, но в итоге застревает в кибер-пространстве. Отец пытается спасти его, но сталкивается с полным безразличием окружающих.
Пугающая серия, в которой фактически полностью отсутствуют хоррор-элементы, а главным 'монстром' выступают обычные люди.
Пятый эпизод: 'Князь'
Банда мародеров, разодетых в богатырские костюмы, собирает кубик Рубика и попутно грабит и убивает людей под палящим солнцем выжженных пустошей. Но даже среди такой компании найдется 'молодец', не слишком разделяющий увлечения других.
Постапокалипсис в древнерусской обертке - наверное так можно описать данную серию. Брутальный боевик в духе 'Безумного Макса' и 'Звездного десанта'.
Шестой эпизод: 'Гробовщик'
Будни одинокого гробовщика, который перебирается в Москву вместе со своими дочерьми-близняшками, чтобы открыть похоронное бюро 'До свидания'.
Одна из самых удачных серий, отдающая дань советской анимации и работам Тима Бёртона ('Труп невесты' вспоминается в первую очередь).
По итогу получился достойный проект, который, правда, понравится далеко не всем. Кому-то захочется сравнить его с 'Любовь, смерть и роботы', а кто-то вспомнит эпизоды 'Черного зеркала'. Но задел на будущий сезон определенно неплохой, ведь есть еще столько историй, которые можно рассказать.
Если абстрагироваться от заложенных подтекстов (например, представить, что ты японец и смотреть данные мультики так, как мы смотрим их аниме), а обращать внимание только на анимацию и истории, то вполне неплохо.
Вторая плоскость.
Как мне представляется главная и основная. Данный сериал является ярко выраженной пропагандистской работой.
Что мы видим в первой серии - злобное большевистское быдло всех лупит и угнетает при каждом их появлении в кадре. Одна надёжа - бесстрашный дореволюционный аристократ, который противостоит заразе. Прозрачная параллель между кровавыми крысами и революционерами, которая несколько раз проговаривается по ходу мультика, но и без этого всё по визуальному ряду понятно, что хотят сказать 'творцы'.
Вторая серия про Сербию. Поэтому в ней никакой политики, чернухи и тому подобного, видимо, для того, чтобы немного разбавить густой напор пропагандистской чернухи. Лучшая пока серия в плане истории, рисовки и общей атмосферы.
Третья серия - постоянный фокус на коррумпированности власти. Не понятно кто хуже, то ли московские упыри-коррупционеры, то ли упыри-людоеды с российских просторов. Россия - чёрная дыра, в которой ждёт лишь хтонический ужас и ужасная смерть. Единственный островок цивилизации - Москва, но там царит ложь и коррупция. В общем, как всегда, выхода нет, потерянная страна, потерянный народ (желательно при этих словах забиться в истерике). Увидев в титрах, что данный мультик снят по произведению такой одиозной личности как Д.Быков, даже не удивился, скорее всё встало на свои места. Одной этой фамилии уже достаточно, чтобы понять про что и о чём данный сериал на самом деле.
Приятно, что такие друзья России как Канада и Молдова, в эти непростые времена, озаботились русскими писателями и русской культурой, и решили всем нам подарить сей прекрасный бриллиант творческих потугов.
Стоит ли смотреть? Думаю, стоит. Хотя бы в целях ознакомления как работает западная пропагандистская машина, да и сами истории местами небезынтересные.
Если будете смотреть с детьми, желательно пояснять где и как им пытаются промыть мозг 'наши уважаемые западные партнёры' и их доморощенные приспешники.
Если бы истории в сериале были такие, как во второй серии, то могла бы получиться реальная годнота, но имеем, что имеем.
Не хоррор, только кроваво-мясные аллюзии на знаменитые и не очень произведения. При этом за исключением шестой серии истории изобилуют отсылками лишь на популярное мировое наследие, что заставляет задуматься, а есть ли возможность дать референс на что-то истинно Наше, такое что широко известно не только лишь в узких кругах.
И плюс и минус в продолжительности. Что-то не успевают раскрыть, а что-то коверкают вообще неясно зачем.
Сразу скажу, что не смотрел титры, не изучал первоисточники, потому сравнивать с ними не буду. Отмечу лишь то, что скорее всего на связано с литературными оригиналами, а появилось от неземной любви к 'отсылочкам' у каждого Творца.
Первая серия это буквально антисоветский аниме-фанфик. Непонятно скрывает под собой второе дно или же мне так только показалось.
Затем у нас оборотни, да не простые. Плюсом лишь небольшая, но не то чтобы уникальная, особенность главного героя.
Я уже подумал что вся антология будет придерживаться старины, околосказочных и мифических историй. Но не тут-то было
Третья серия резко забрасывает нас в альтернативную историю повседневности. Флёр недосказанности может захватить и заставить пофантазировать о выдуманном мире.
Четвёртая серия кидает нас в 'светлое' будущее. 'Один в поле не воин' - если коротко. Пожалуй лучший комментарий к происходящему в мире, при этом не лишённый именно нашей российской идентичности. Тут и неанонимные анонимки ради выживания, и жизнь в кредит с тотальным контролем, и небольшая фантазия на тему того как может на этот раз повернуться расслоение общества. Особо порадовал момент с чипом здоровья в качестве идеального пересказа жутких ковидных времён и всей им присущей охоты на ведьм. Но немного кринжануло от незнания технических терминов отцом играющего-умирающего.
Пятая серия. Ну это буквально смесь Безумного Макса и Дня Опричника. Тема сисек раскрыта наполовину.
Ну и закрывается первый сезон крайне старомодно выглядящей, но всё же симпатичной мультипликацией. Наши мертвецы самые мёртвые мертвецы, ну а все (и не только остальные) просто сдохнут. Миленько.
Да произведение сочится пропагандой и штампами, но разве не интересно иногда посмотреть на пропаганду с другого берега и понять наконец, что неважно кто вещает 'правду' важно лишь зачем?
Да оно толком не русское, но старается влезть в нашу русскую душу. Но здесь ведь не было ни одного медведя с балалайкой и водкой, а это уже что-то.
Да вторичное. Но разве можно создать что-то принципиально новое? Да и проблема отсутствия или искажения нашего культурного следа в мировой истории лежит лишь на нас. Отвечая на чужую пропаганду своей мы лишь грызёмся и плодим низкопробное и отвратительное нечто. Давайте хоть раз на будем отвечать, а просто поищем тех, гениев, которыми всегда полнилась наша земля. Может у них есть истории получше, почище и роднее?
Анимационная 'Антология русского хоррора' - очень удачный проект
Мне искренне зашла стилистика, посыл и визуальные решения (не все).
Куча режиссеров со всего мира сделали оммаж литературе ужасов, созданной на русском языке.
Тут и анимация на тему 'Крысолова' Грина (вообще самое страшное, что я когда-либо читал), и абсолютно бёртоновская реализация 'Повестей Белкина', и киберпанк-версия 'Лесного царя' Жуковского. В шесть серий уместились еще богатырская вариация 'Безумного Макса', экранизация 'Семьи вурдалака' Алексея Толстого и мрачная роуд-муви по Дмитрию Быкову 'Можарово'. Две последние, кстати, самые удачные.
Вышло пугающе, местами даже посоветовал бы не смотреть в ночь. И главное с большущей любовью к русской культуре в хорошем смысле этого слова.
Чуть-чуть похоже на 'Любовь, смерть и роботы', местами копирует 'Черное зеркало'. Но это шедевры своих жанров, так что в этом нет ничего страшного. Во втором сезоне очень жду мистики Гоголя, 'Псоглавцев' Иванова, мб даже 'Серебряного волка' Куприна. А там можно и на Пелевина с Лукьяненко замахнуться.
Наверное стоит сразу сказать, что для тех кто ждал оригинальный хоррор в духе дзюндзииты - это будет скорее разочарование, поскольку новых смыслов и новых сюжетов здесь нет. Перед нами собственно визуализация плюс (местами) адаптация уже существующих историй (третья серия, как по мне, вообще взята не у Быкова, а с тредов двача, где откопали пасту про Подольск), так что речь пойдет о том, как выполнена именно это задача
И тут, трудно сказать наверняка, потому что с разных точек зрения оно по-разному. Впрочем, давайте по порядку
1. Визуальное оформление. Нельзя сказать, что оно сделано плохо. Рисовка меняется каждую серию (при том непонятно на руку ли это продукту, потому что имеются явные перекосы в качестве, походу в виду непропорционального скилла художников в разных стилях: сравните вторую/третью серию с четвертой или шестой), из-за чего не успевает приесться или надоесть. Плюс хочется отметить, что для каждой серии был подобран соответствующий визуальный стиль, что не может не радовать (еще бы было везде одинаково хорошо сделано - цены бы не было).
2. Нарратив. Тут тоже между сериями явные перекосы: как в последней серии ты целиком погружаешься в историю и переживаешь за персонажей (в чем конечно еще и заслуга Александра Сергеевича - такую хорошую, почти что хрестоматийную, историю трудно испортить, но это не отменяет проделанной работы и заслуг авторов), и как, скажем в той же второй серии тебе скучны персонажи. Проблема некоторых серий в отсутствии должной экспозиции - персонажи просто-напросто не успевают нормально раскрыться за 15 минут, и непонятно, почему нельзя было ну хоть сколько дать им еще времени, походу весь бюджет ушел на графон и музло (отменная кстати электроника) в 4 серии. Ну и да, по поводу злых комми в 1 серии - не знаю к чему это вообще там, поскольку это не имеет вообще никакого отношения к сюжету (если конечно мы не говорим об аллегориях, болеющими СПГС).
3. Саунд-дизайн. Он есть, и он неплох. Это уже хорошо. Хотелось бы больше, глядишь и истории начали бы лучше дышать при просмотре, но имеем, что имеем. То, как свели удары баса с ударами под конец четвертой серии - мое уважение.
И что мы в итоге имеем? Говорить о целостности не приходится, как по причине разноплановости историй и отсутствия общего нарратива (если опять же не прибегать к СДВГ, и да - общий посыл (скажем политический, который кстати если и есть, то довольно посредственный в плане качества) не равно общий нарратив, так держу в курсе), так и по причинам описанным выше. То есть на регалии самостоятельного произведения этот, назовем его так, сборник, претензий иметь не должен. А в таком случае, можно сказать, что это довольно неплохой способ провести 1-2 вечера, так как, если не вдаваться в детали и закрыть глаза на пару вещей, вставленных непонятно зачем, смотрится довольно приятно. Такой вот способ ознакомиться с классикой крипи литературы, если угодно.
---И отдельно про 'хоррор' часть - имхо, ее тут нет. Драма - есть. Претензии на составляющие триллера - тоже имеются. Но извините меня, если вы вкинули пару крипи-клише и кровяки нарисовали - это не делает произведение 'хоррором'. Последнее вообще относится к страшилкам только по причине, скажем так, соседства, так то все эти кровь, кишки и убийства это скорее к жанру слэшера.---
Да, продукт реально называли как наш ответ на 'Любовь, смерть и роботы'. Я воспринял этот пассаж как реально дерзкий выпад и не ожидал увидеть что-то путное, но...
Важно отметить, что все эпизоды имеют за собой крепкую литературную основу, чем могут похвастать далеко не все серии нетфликсовского альманаха. И адаптация материала получилась достойной, не смотря на жанровый (хоррор).
Лучше всех получился 'Лесной царь' - балладу Жуковского не просто перенесли в сеттинг киберпанка, но и добавили антиутопии - система рейтингов и не очень светлое будущее.
Наряду с этим было немало отсылок: имя персонажа Ганнибал Лектер, похожесть героя 'Гробовщика' на Джонни Деппа.
Увы не обошлось без огрехов - история 'Князь' получилась непроработанной аллюзией на 'Безумного Макса', но такой глубины или серьезных вопросов, как другие эпизоды она перед зрителем не поставила. Также очень большой вопрос к художественному решению.
Остальные новеллы вполне себе на достойном уровне и как мне кажется, 2-3 из них можно было бы смело включить в 'Любовь, смерть и роботы'.
В сериале присутствует крайне интересная закономерность.
Такое ощущение, что над нечетными (1,3,5) и четными (2,4,6) сериями работали совершенно разные команды, которые между собой совершенно не пересекались.
Огромное различие как в качестве стилистики, так и в повествовании и подачи истории.
С художественной точки зрения сравнивать эти серии даже как-то нечестно. Первая серия еще куда ни шло, да, анимация неуверенная, непостоянная, но виден артистический подход, многие сцены выглядят красиво! Но 3 и 5… Страшный сон аниматора. Векторный реализм в принципе мало когда обещает успех, но когда прямо рядом с ним идут действительно хорошо отрисованные серии, то резкое понижение уровня еще больше бросается в глаза. После (субъективно лучшей в сериале) 2 серии, с уникальным стилем, плавной анимацией и вручную отрисованными сценами 3 серия выглядит как ремикс детей волшебников
Смею предположить, что над нечетными сериями работала более неопытная в данном направлении русская команда. Но, как говорится, главное начать! (и покормить художников)
Насчет историй многого не скажу. Поднимались...интересные темы, но во многих сериях мораль имела уж очень яркий пропагандистский характер, что не так плохо возможно!, но подача…Такое ощущение, что ребенку объясняют что хорошо, а что плохо. Большевики - плохо, власть - плохо, славяне? (Я все еще не знаю, что они пытались сделать в 5 серии) - плохо. Интересные задумки меркнуть в тумане пропаганды. И опять же, такая проблема была ТОЛЬКО в 1,3 и 5 сериях. Остальные либо вообще не содержали политического контекста, как вторая и шестая, либо раскрывали его завуалированно, через метафоры.
Да и даже в 6 серии, самой политическо-окрашенной из, так скажем, «западного комплекта», этот самый политконтекст не относится ТОЛЬКО к России и может быть перефразирован для любого государства.
Вообще хочется отметить, что пропаганда в рамках данной задумки в принципе не была обязательна? Немного неясно, почему так нужно было связывать русский хоррор и политический комментарий, но тут все на волю создателей.
По итогу имеем смешную нарезку из 2 сериалов: один интересный художественный хоррор с акцентом на русский сет, и второй неясный мультик с ютуба с, может быть, прогрессивными идеями, но исполнением как в дешевых роликах о безопасности в метро..
К просмотру советую, но если вы ценитель хорошей анимации и интересной истории, то 3 и 5 серии лучше пропустить…
современная адаптация русской литературы, своего рода 'Любовь, смерть и роботы' в отечественном антураже.
1 серия 'Дочь крысолова' - годная рисовка и анимация, по атмосфере и цветовой гамме напоминает 'Город грехов'. Сюжет динамичный и мрачный, но сама идея на любителя.
2 серия ' Семья вурдалака' - изобилует юмором, который не даёт проникнуться атмосферой, но анимация всё ещё хороша, да и дизайн вурдалака неплох.
3 серия ' Можарово' - анимация и рисовка... мда. Антиутопичный сюжет напротив, интереснее предыдущих, так что в целом какое-то равновесие наверное достигнуто, но в целом реализация разочаровывает.
4 серия 'Лесной царь' - создаёт впечатление что почти весь бюджет ушёл именно на неё. Рисовка, анимация, идея, атмосфера, контраст между 2D и 3D, дизайны и характеры персонажей - всё на уровне. Серия не особо хоррорная, но цепляющая. Минус - тематично отличается от остальных серий, так что немного выбивается из 'состава'.
5 серия 'Князь' - это та ещё кислота. Абсурдность вызывает и смех и дискомфорт, как и очевидная пародия на 'Безумного Макса', но при этом здесь на стольких уровнях стебутся над реалиями нашей действительности, что обделить эту серию вниманием было бы глупо. Жаль только что хоррора здесь по сути не наблюдается.
6 серия ' Гробовщик' - старая добрая стоп-моушен анимация и мрачноватая картинка радуют глаз, закадровое повествование с чёрным юмором развлекает, а простой динамичный сюжет подкупает. Лично мне именно эта серия зашла больше всего.
По итогу имеет достаточно сырую, слабую, а главное не страшную работу с большим потенциалом, но учитывая маленький хронометраж 'Антологию русского хоррора' едва ли можно назвать пустой тратой времени.
По ощущениям — «любовь, смерть и роботы» в русской обертке. Интересный проект, есть потенциал, учитывая то, что анимация сейчас быстро развивается в разных направлениях.
Приятное разнообразие стилей радует.
Из шести серий в сюжетном плане понравились лишь две: «можарово» и «лесной царь». В остальных, по моим ощущениям, не хватило контекста.
Из трейлера ожидала «Гробовщика» атмосферы Эдгара Алана По, но по итогу самое большое разочарование (с другой стороны, это лишь мои ожидания). Серия во многом отличается от остальных, из-за стиля повествования больше всех похожа именно на сказку (в какой-то момент поймала себя на мысли «угадай автора произведения по говору диктора»)
Буду ждать второй сезон. Из проекта может выйти действительно крутая и впечатляющая вещь.