К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Самый недооцененный, а по скромному мнению автора этих строк, безоговорочно, лучший фильм главного сказочника современного кино, маэстро Тима Бёртона - режиссера в любви к коему с равной искренностью признаются и красящие волосы гуталином подростки и высоколобые критики, с чьей подачи он удостоился почетного Золотого льва за вклад в мировое киноискусство от одного из самых эстетских фестивалей мира. Стоящий особняком в фильмографии режиссера “Эд Вуд” номинально относится к байопикам, хотя скорее является ностальгической фантазией на тему старого Голливуда, где атмосфера ушедшей эпохи и яркие образы авантюристов от синематографа гораздо важнее монотонно изложенных биографических фактов. Подобно Квентину Тарантино, умудряющемуся снимать великолепные картины, вдохновляясь зачастую низкопробными и дешевыми лентами, Тим Бёртон создал один из самых ярких фильмов о деятелях кино, основываясь на биографии бездарнейшего из них. При этом Бёртон снял необычайно личный фильм – режиссер не раз подчеркивал свою, во многом, схожесть с Вудом (большинство лирических героев Тима живут в мире своих фантазий и редко находятся в гармонии с окружающей действительностью).

Сокрушительно провалившийся в прокате фильм на самом деле обладает впечатляющим актерским составом. Брызжущий энергией и энтузиазмом заглавный персонаж относится к героям Деппа из тех славных времен, когда каждая новая роль актера вызывала не только подлинное восхищение, но и вполне резонный вопрос: “Это что, один и тот же человек?” Форменным бенефисом обернулась роль Мартина Ландау. Бела Лугоши в его исполнении – это побитый судьбой, выброшенный Голливудом за ненадобностью на обочину жизни старик (“Я просто пугало в отставке”), живущий исключительно воспоминаниями о былой славе, а дни нынешние презрительно стирающий морфином. Находящийся на грани бедности и даже не мечтающий о новых ролях Лугоши, находит в Эдде опору и поддержку, а также новые силы для работы. Как всегда прекрасен Билл Мюррей. Его персонаж Банни, верный друг Эдда, мечтающий о перемене пола, абсолютно органично смотрится в компашке Вуда, об умении которого собирать вокруг себя экстравагантных персонажей до сих пор ходят легенды. Прекрасны обе женщины Эдварда: Сару Джессику Паркер все знают исключительно из-за того самого сериала, но и здесь она очень миленькая (“У меня, правда, лошадиное лицо?”), а у Патриции Аркетт получилось настолько понимающая и нежная героиня, что экранному Вуду можно и позавидовать. Не менее хороша Вампира – явно уставшая от происходящего вокруг дурдома, чуточку надменная и, кажется, сама не понимающая, как ее угораздило попасть на этот праздник жизни женщина (играет ее очень красивая актриса, если кто помнит маму Икобода в “Сонной Лощине” того же Бёртона, то это - она). Могучий борец Тор (играет его для пущей аутентичности реальный рестлер), эксцентричный предсказатель Крисвел (“Как ты узнал, что в семидесятых мы будем на Марсе?” – “Догадался” - “Правда…” - “Просто выдумал. Все это чушь собачья”) - еще парочка членов кинематографической dream team.

Сочные, проработанные образы – это только часть без малого гениального сценария, написанного драматургами Ларри Карацевски и Скотом Александером, начинавшими свой путь в кино – даже не верится – с эпопеи про трудного ребенка, а впоследствии ставшими настоящими гуру на ниве жизнеописания одиозных личностей (порно-магнат Ларри Флинт, комик-провокатор Энди Кауфман – хорошая компания для режиссера-трансвестита). Но даже самый распрекрасный сценарий в руках неумелого постановщика может превратиться в безжизненное и пустое чтение текста перед камерой, так что начинающим сценаристам необычайно повезло – сам Тим Бёртон обратил внимание на их работу. Именно режиссура Бёртона стала гарантом качества всех аспектов картины: от диалогов, которые хочется цитировать, до музыки, сочиненной на этот раз не Дэнни Элфманом, штатным композитором Тима, а не менее уважаемым Говардом Шором.

Несмотря на весьма бодрый темп и массу смешных фрагментов, ближе к середине начинают преобладать минорные нотки: Вуда бросает девушка, очередной “шедевр” не приносит успеха, а оставшийся без средств к существованию Бела тщетно пытается лечиться от наркозависимости. Накручивая градус драматизма, режиссер тем самым подводит нас к завершающей части любого биографического фильма – моменту триумфа. Ведь кто по обыкновению удостаивается чести быть воспетым на экране? Люди, добивающиеся заветной цели, невзирая на все преграды и жизненные неурядицы, и чем тернистее будет путь героя к победе, тем больше уважения он вызовет. Но, как мы помним, Эд Вуд не знал успеха при жизни, а значит, по логике, фильм о нем должен заканчиваться безрадостно и горько. Однако Тим пошел по другому пути. Всецело соответствуя традиции американской драматургии (в основе, которой лежит оптимизм), он в тоже время блестяще ее высмеивает, рисуя перед нами благостный финал, который случайно заглянувшие на огонек зрители могут принять за чистую монету и подумать, что после всех холостых выстрелов герой фильма таки научился снимать. В тоже время, кто сказал, что кино обязательно должно беспрекословно следовать реальным фактам? Режиссеру достаточно использовать интересную личность лишь в качестве отправной точки для создания полотна, раскрывающего волнующие автора темы. А иначе, зачем все это? Простой пересказ жизни человека это задача документального кино, тогда как удел кино художественного – раскрытие личности автора, его мыслей и чувств. Для этого, конечно не обязательно сочинять с три короба (ага, вы это Кену Расселу, скажите), но немножко творческой свободы и свое видение вселенной героя ради внятности фильма не повредят.

Исходя из всего выше сказанного, нужно понимать, что созданный Бёртоном образ “худшего режиссера всех времен” – это дань уважения всем самоучкам, необузданное желание которых снимать кино зачастую заслоняет перед ними качество проделанной работы, а ряд воспоследовавших неудач не в состоянии заставить поверить в отсутствие у себя таланта. Кроме того, герой Джонни Деппа – человек, как и Тим, творческий (талантливый или нет, дело десятое), а это ли не повод поговорить о наболевшем. Думается, даже такие большие мастера как Бёртон в начале карьеры задавались, подобно герою фильма, вопросом: “А что, если это не мое, а что, если у меня нет таланта?” Да и постоянно творящийся на съемках у Вуда кавардак – точная метафора столкновения творческого начала с производственными проблемами, когда задуманные миры рушатся из-за отсутствия бюджета или самодурства продюсеров. И сцену встречи Эда с великим Орсоном Уэллсом режиссер дает не для контраста между гением и бездарностью, а для того, чтобы вложить в уста сполна настрадавшегося от произвола студий Уэллса фразу: “Виденье стоит того, чтобы за него бороться. Зачем тратить жизнь, воплощая чужие мечты?” Думается, под этой фразой Бёртон подпишется не задумываясь.

23 августа 2011 | 18:24
  • тип рецензии:

Самый лучший фильм Тима Бертона!

Самая лучшая роль Джонни Деппа!

Ландау – падаю на колени, спасибо за Белу…


Эд Вуд

Это трагедия, ребят. Трагедия из открытого космоса. Посмотрите внимательно на Тима Бертона. Разве он льет сопли в конце? Разве он пытается выдавить слезу? Нет, но слезы обязательно потекут. Все душераздирающие сцены, серьезно, находятся где-то в середине фильма. Бертон делает такую штуку, которая не понравится многим любителям драмы.

Он выруливает на позитив. У режиссера Вуда все плохо, если убрать пелену, но Бертон так сильно любит Эдварда, что не хочет грустить. Вот этот лохматый гот, е-мое, извращает всю суть кинематографа. Я вам отвечаю, здесь колоссальная драматическая почва, которую специально оставляют за кадром. Браво, Тим!

Гот идет другой дорогой. Бертон превращается в самого Вуда, честное слово. Ярчайший пример, Бертон показывает Эдди (и его девушку) под дождем. Они смеются, они радуются, они любят. Я не могу-у-у, Бертон разбивает твою душу в клочья (когда знаешь, что впереди у Эдварда). Бертон – это мост, во вселенную под названием Эд Вуд.

“Криминальное чтиво” – гениальное кино. “Криминальное чтиво” – великое кино. Сэм Джексон сыграл так, как никто никогда не сыграет. Он нереально крутой в том фильме Тарантино, клянусь вам. Оскар получает – Мартин Ландау за роль Белы Лугоши! Все, нет никакого Сэма Джексона. Ландау вырубает Джексона. Ландау выходит за пределы актерской гениальности. “Дергай за веревочки, дергай за веревочки!” – орет Мартин в образе Белы. Лугоши – один из любимейших актеров (так получилось). Мой Дракула, мой Игорь, мой оргазм, мой дом у дороги. Навсегда.

Драма Вуда. Он был мечтателем. У него не было передних зубов. Сильнейшая фраза - “Моя мама хотела девочку”. Понимаете, Вуд полюбил женскую одежду. Детство, психика, родители, война. Я хотел только одного, обнять Эдварда. Плохой режиссер, снял много ереси, скатился до порнографии и т.д. Пускай, хочу его обнять еще сильнее.

Драма Лугоши. Его забыли, он постарел, стал бомжем. Сильнейшая речь - “Карлофф? Ты попробуй Дракулу сначала сыграй, щенок! Франкенштейн просто ходит и рычит. Дракула – вот она роль, нужно быть настоящим венгром, вся игра в глазах!”. Он подсел на наркотики (Бертон шикарно показал зависимость Лугоши, как его из больницы выгоняли). Ландау идеален в образе Белы. Я понимаю, что внешне они не особо похожи, но это была фантастика.

Джонни Депп – мне безумно жаль, что тебя (особо) не отметили за роль Вуда. Положа руку на сердце, стопроцентное свинство. Он заслужил громких аплодисментов, как и Тим. Сошлось абсолютно все (музыка, каст, черно-белый цвет, постановка и т.д.)! Я обожаю это кино. Оно всегда со мной. Удивительный байопик. Максимальная оценка.

P.S.

Воплощайте только свои, а не чужие мечты! С вами был Крисвелл, спокойной ночи…

10 из 10

04 сентября 2018 | 23:47
  • тип рецензии:

Эдвард Вуд младший был признан худшим режиссером за всю историю кинематографа, что привлекло к нему внимание и породило новое поколение поклонников. В наше время Эд стал очень популярным. В 1994 году, был снят автобиографичный фильм об Эдварде Вуде. Это одна из ранних, одна из странных, одна из интересных, одна из НЕ мистических работ Тима Бартона.

Фильм Бартона не только довольно точно описывает образ жизни Вуда и историю создания трех самых известных его фильмов («Глен или Гленда», «Невеста Монстра» (в девичестве — «Bride of the Atom») и «План 9 из Открытого Космоса»), снятых, между прочим, оператором-дальтоником, но и детально воспроизводит немало эпизодов из них, а все актеры подобраны таким образом, чтобы иметь максимальное внешнее сходство с прототипами. Справедливости ради надо сказать, что гениально сыграл в этом фильме не только Ландау, но и вообще все участники постановки, начиная с самого главного - талантища Джонни Деппа.

На фоне всех этих фриков особняком смотрелся бывший Дракула, Бела Лугоши, с которым Вуд познакомился в начале пятидесятых. В исполнении Мартина Ландау. Бартон, который воспринял близко к сердцу тему искренней дружбы молодого режиссера с легендарной звездой хоррора (у самого Тима нечто подобное было с культовым актером Винсентом Прайсом (Vincent Price)), помимо комедийных и драматических эпизодов, в своем фильме еще отлично показал легендарные методы работы Вуда, энтузиазма которого хватало на то, чтобы снимать по двадцать-тридцать сцен за день, в то время как другие режиссеры едва могли осилить лишь одну. Впрочем, подобная быстрота работы достигалась очень просто - Вуд почти никогда не делал больше одного дубля, даже если налицо были явные ошибки, что позволяло ему закончить съемочный период иногда в течение нескольких дней!

Для реализации этого проекта Тим Бартон выбрал самую правильную и очевидную стратегию — стилизацию под черно-белые фильмы пятидесятых, что получилось у него, как всегда, гениально. Снят фильм довольно просто, без особо сложных операторских трюков и спецэффектов, а музыкальное сопровождение композитора Говарда Шора (Howard Shore, единственный раз, когда Тим не работал с Дэнни Эльфманом) грамотно подогнано под музыкальные стандарты дешевого хоррора и фантастики пятидесятых, с нарочито пафосными трубными проигрышами и обильным использованием терменвокса. Вкупе с первоклассной режиссурой Бартона и замечательной игрой отличных актеров, все вместе это создает потрясающий эффект погружения в эпоху дешевого кино пятидесятых, когда были возможны вещи сейчас абсолютно немыслимые! Аудитория, впрочем, это гениальное кино не оценила, и на 623-х экранах фильм собрал жалкие шесть миллионов. Зато на оскаровской церемонии картина отхватила сразу двух оскаров (Ландау и Бэйкеру), была восторженно принята критиками.

Фильм повествует о жизни Эдварда Вуда, о его вечных стремлениях попасть в Голливуд. Этот фильм — ода оптимизму, а жизнь Эда Вуда — пример, что бывает, когда люди теряют веру в себя и опускают руки. Об неувядающем оптимизме Эда, который любил одеваться в женскую одежду, чувствуя себя комфортнее, который до страсти обожал кино и всегда оставался добрым и наивным.

Фильмы были его страстью. Женщины были его вдохновением. А ангорские свитера — слабостью. Если нужно было снять плохой фильм, то Эд Вуд был в этом деле лучшим.

12 декабря 2010 | 21:36
  • тип рецензии:

Должна признаться, что до просмотра этого фильма знала о Эдварде Вуде-младшем только то, что он худший режиссер в истории Голливуда. И, естественно, никаких его фильмов я не видела, и о подробностях его личной и никакой другой жизни не слышала.

Но участие в фильме Джонни Деппа, режиссура Тима Бертона, не говоря об участии массы неплохих актеров, явились веской причиной его посмотреть. Я ни секунды об этом решении не пожалела. Фильм увлек яркими образами, необычной формой и конечно увлекательным содержанием.

Как оказывается, фильмы посвящают не только выдающимся и талантливым людям, но и людям особенно бездарным. Вот и Эд Вуд прослыл как самый худший режиссер за всю историю кино. Хотя многие с этим поспорят. Не знаю, каким он был режиссером, хотя желание увидеть его творения после фильма появилось, но личностью он был весьма незаурядной. Он жил миром кино, он мечтал о кино, он хотел снимать фильмы, и он снимал их не смотря ни на что: ни на отсутствие денег, ни на разгромные рецензии, ни на отсутствие хороших актеров, ни на постоянные трудности. И снимал он их в любых условиях, в любое время дня и ночи и за рекордные сроки. То, что в результате получалось – это отдельный разговор, но его потрясающий энтузиазм, страсть к своему делу и бурлящая фантазия, благодаря которой он сочинял свои умопомрачительные сценарии и воплощал их в жизнь, по крайней мере заслуживают уважения и восхищения.

Кому бы удалось снять жуткий космический ужастик с участием зомби на деньги Баптистской церкви? А ему удалось. И это не единственный его подвиг во имя кино…

И конечно интерес, который просыпается у зрителя к этому необычному персонажу, который помимо всего прочего питал слабость к женской одежде, обусловлен прекрасным актерским исполнением и замечательным режиссурой. И это касается не только Джонни Деппа, который любого персонажа делает фантастически обаятельным, и Эд Вуд у него получился симпатичным чудаком, одержимым страстью к кино. Каждый персонаж этого фильма настолько хорош и колоритен, что глаз от них оторвать просто невозможно. Билл Мюррей, Сара-Джессика Паркер, Мартин Ландау, Джеффри Джонс, Майк Стар и многие другие просто неповторимы. Кроме того, несмотря на явно непростую реальную жизнь Эда Вуда, Тим Бертон снял ее с большой долей юмора и в своей неповторимо-готической манере. Мы словно окунаемся в атмосферу 50-х годов, где живет чудаковатый кино-энтузиаст, окруженный разношерстной компанией сподвижников, готовый ради создания своего очередного «шедевра» и в огонь и в воду, и компенсирующий дефицит режиссерского таланта завидной трудоспособностью, находчивостью и неуемной фантазией.

Как вы могли заметить, мне очень понравился этот фильм и хотелось бы сказать большое (хоть и запоздалое – с 1994-то года) спасибо создателям фильма, за то что они воссоздали в кино «подлинную историю Эдварда Вуда-младшего», человека, фантазии и мечты которого явно опережали время, в котором он жил.

9 из 10

12 марта 2010 | 16:32
  • тип рецензии:

Моя подруга порекомендовала посмотреть этот фильм и сказала что он очень скучный. Села смотреть и поняла что она не права. Фильм потрясающий! Актёры играют очень хорошо, у них получилось показать атмосферу того времени. Их игра была такой же как в те года. Сильно понравился Джонни Депп. Он смог передать всю сущность души Эда Вуда, к концу фильма мне стало очень жаль этого человека и я даже чуть было не пустила слезу. Тим Бёртон меня тоже очень порадовал, уже не впервые.

Эд очень любит кино, но не умеет его делать качественно, в этом и вся беда. Если бы он доверил режиссуру фильма кому нибудь другому, то его картины возможно получились бы удачными, но он хотел всё делать сам.

На самом деле я очень восхищаюсь Эдом, его любовь к фильмам, желание поделится с людьми своими мыслями, по моему это восхитительно! Его картины не получились, потому что он не умеет правильно делать свою работу, но и наставника у него не было, того кто смог бы ему всё объяснить. Хотя я думаю, что он бы его всё равно не слушал.

Жаль, что этот человек в конце своей жизни сдался. Очень жаль. Но он не зря родился, он ведь помог стольким людям, все кто снимался у него в фильмах обрели успех и всё это благодаря ему, он брал их на роль не потому что они известны, а потому что он смог увидеть в обычных людях некую искру с первого взгляда!

9 из 10

11 мая 2011 | 21:58
  • тип рецензии:

Эдвард Вуд-младший, чья жизнь послужила темой для данного фильма, получил известность благодаря тому, что был удостоен звания «худшего режиссёра всех времён», которое дали ему два кинокритика — Майкл и Гарри Медвед — в своей книге «The Golden Turkey Awards» в 1980 году (то есть через два года после смерти Вуда). Часто гениев живших в разные времена их современники считали сумасшедшими, а признание приходило спустя долгие годы. Похоже, что в случае с Эдом Вудом это было не так – может звание худшего режиссера всех времен он и не заслуживает, но гениальным постановщиком его назвать тяжело.

В фильмах Вуда часто снимался его любимый актёр Бела Лугоши, который прославился как классический исполнитель роли Дракулы, но к моменту знакомства с Вудом стал вышедший в тираж звездой. В жизни Вуда было немало интересных моментов, о которых хотелось рассказать, но фильм довольно детально их воспроизводит, поэтому не буду о них писать, чтобы не испортить вам впечатление от будущего просмотра.

В основу сценария фильма легла биографическая книга, в которой были собраны воспоминания жены и друзей Вуда, Рудольфа Грея «Кошмар Экстаза» («Nightmare of Ecstasy»). Поэтому как я уже упоминал, в фильме довольно подробно и вполне правдиво рассказывается о карьере в кино Эдварда Вуда, хотя в отличие от многих биопиков, картина не является чистой драмой, а скорее трагикомедией.

Во многом этому способствует то, что режиссурой картины занялся неподражаемый Тим Бертон, который заинтересовался первоначальным сценарием фильма, и решил снимать его в чёрно-белом цвете. Однако это не понравилось компании Columbia Pictures, которой принадлежали права на проект, и она отказалась от него. Но Бёртон все, же быстро подыскал подходящую студию, коей явилось подразделение Disney Touchstone Pictures.

Touchstone Pictures однако, поставили Бертону условие — при всей творческой свободе Бёртон должен был снять фильм в чёткие сроки при фиксированном бюджете в 18 миллионов долларов. На этих условиях Бертон и снял фильм бюджет, которого был в 100 раз больше, чем у всех фильмов Эдварда Вуда-младшего вместе взятых. И хотя, под стать фильмам Вуда, он также провалился в прокате, но был широко оценен критиками (премии Оскар, Золотой Глобус, Сатурн).

В главной роли Эдварда Вуда Бертон решил снимать своего любимого актера Джонни Деппа, с которым на протяжении своей карьеры он сотрудничал в восьми кино-проектах. Джонни Депп сыграл Вуда очень хорошо, и с присущей ему оригинальностью. Особенно здорово он передал своеобразную манеру речи Вуда, да и вообще сыграл ярко и запоминающееся.

Но лучшая роль в этой картине, безусловно, принадлежит Мартину Ландау, блестяще сыгравшему актера Бела Лугоши. Перед Ландау изначально стояла довольно сложная задача – достоверно сыграть Белу Лугоши, актерские манеры которого хорошо известны американской зрительской аудитории, ведь персонажи которых в свое время играл Лугоши, до сих пор считаются культовыми, и свежи в памяти зрителей, в отличие, например, от скромных ролей самого Эдварда Вуда-младшого. Благодаря отличному гриму, который, кстати, был отмечен премией Оскар 1995 года за лучший грим, было достигнуто поразительное визуальное сходство Лугоши и Ландау, но, а сам актер превосходной игрой практически перевоплотился в своего персонажа. За исполнение этой роли Мартин Ландау получил целый ряд престижных наград, в том числе Оскар и Золотой Глобус за «Лучшую мужскую роль второго плана».

Кроме того в картине много ярких и колоритных небольших ролей персонажей, которые в реальной жизни сотрудничали с Вудом, чего стоит только Банни в исполнении Билла Мюррэя. Перечислять их не имеет смысла, так как сыграны они все достойно, даже Сара Джессика Паркер, роли которой мне не особо нравятся, сыграла вполне неплохо.

Стоит ли смотреть этот фильм? На мой взгляд, однозначно стоит, потому что фильм интересный, яркий и стильный. То что «Эд Вуд» стабильно находится в рейтинге 250 лучших фильмов по версии IMDB, только подтверждает зрительские симпатии к этой картине. Но все, же этот фильм может понравиться далеко не каждому, определенную роль здесь играет, нравятся ли вам Бертоновская фирменная манера постановки - слегка гротескная, и неординарная, да и интересно ли вам наблюдать за кинематографом тех лет, его деятелями и производственным процессом. В противном случае картина просто может показаться скучной. Лакмусовой бумажкой может послужить «Человек на луне» Милоша Формана с Джимом Кэрри – если вам понравилась направленность картины Формана, то и «Эд Вуд» пойдет на ура. Но это уже решать вам, я считаю, что Бертон просто молодец, потому что «Эд Вуд» отличается от его более сказочных или комиксоидных режиссерских работ, но при этом поставлен все равно замечательно.

Оценки по пятибалльной шкале

Зрелищность 4

Актерская игра 5

Режиссерская работа 4+

Сценарий 4

Кратко о фильме хорошее кино

Нужно ли смотреть решайте сами

18 марта 2011 | 00:43
  • тип рецензии:

Дебри колючих кустов, готовых укусить и до смерти исцарапать, - это и есть в сущности кинопроизводство. Чтобы достигнуть своей цели, приходится преступать порог нерасплетаемых терний, заблуждений, тупиков и ложных соблазнов, придерживаясь верной мотивации, способной прорезать непреодолимый мрак невзгод и привести, подобно тонкому лучу света, к желаемому. Возьмём за базисный пример Голливуд, ставший обобщающим понятием киноиндустрии. Он капкан, который захлопывается вследствие неверного движения, и чтобы выбраться из этой ловушки, сверкающей зубьями наглой коммерции и критики, понадобится что-то большее, чем целесообразность, наивные амбиции, чёткие видения... Необходима вера, в помощь освещающая устройство положения, необходимо знание своей силы, свойственности не стоять на месте. Тысячи режиссёров — жалкие, известные, великие — на протяжении всей своей деятельности ищут самую радикальную тропу к цели. И тысячи ремесленников кинематографа ходят по головам своих содеятелей, поднимаясь к вершине славы, или же скатываются в помойку неудачников, претерпевших сокрушительный провал. Кинопроизводство — это и борьба за место под солнцем, и тщетные выискивания этого места в холодной тени. Война под покровом невинной конкуренции. Карьера испытывает «кинодела», вынуждая его бежать по скользкому бордюру чередующихся проблем и неприятностей. Важно не споткнуться об них, держаться на ногах или же уметь на них вставать.

Так вот Эдвард Вуд-младший, о котором изящно декламируется в почти шедевре Тима Бёртона «Эд Вуд», постоянно «валялся», при каждой попытке подняться он плюхался, но не сдавался. Кто он такой? В свою эпоху это был Ангел Неудачи, «самый несчастный человек на Земле» с точки зрения киноиндустрии. Он идиот, оптимист, наивный ребёнок, пускающий слюни по сокровенным грёзам, но в этих же слюнях тонущий и уходящий на дно. Человек он странный, ибо пристрастен к женской одежде, которую он подбирает со вкусом. Вот только этого вкуса у режиссёра катастрофически не хватало при создании кинофильма, а также написании сценария, продюсировании и актёрской игре. Эдвард сгрудил в себе самые необходимые для своей профессии качества: ответственность, организованность, убедительность, чувство юмора. Но именно вкуса не хватало юному бедняге, чтобы с разумным и наиболее верным подходом отснять на плёнку индивидуальный шедевр, коммерческий хит. У героя всё получалось наоборот: отвратительная постановка, фальшивая игра актёров, картонные декорации, грубый монтаж... Вуд будто видит, чего он должен добиться, но не смотрит себе под ноги на пути к решению намеченной задачи, шагая по грязным лужам или увязывая в болоте. Его творческое осязание малочувствительно, оно не воспринимает явных недочётов. Его голова, набитая вредоносными придатками капризным требованиям спонсоров и актёров, как у звероподобных игрушек для автомобильных салонов, самовольно кивает головой. Вуд только и делает, что кивает, кивает, кивает... Он на всё кивает даже в душе и уме, принципиально примиряясь с безобразным качеством продукта, каждый раз фильтруя его через своенравные доктрины в «изумительное творение». Только получается у него, скорее, «изумительное дерьмо».

Но это же дерьмо, каким бы оно зловонным и неприязненным казалось, со временем устоялось в ценный материал, испещрённый ошибками. Их-то многие легенды и асы киноискусства, которых мы знаем и любим, стараются не допускать. Эдвард Вуд-младший словно компас, но с той лишь разницей, что по нему нужно ориентироваться методом от противного: куда указывает стрелка, оттуда нужно идти в противоположную сторону. Не думайте, что Вуд был «черновиком» от судьбы. Режиссёр-неудачник со временем стал идолом, которому Голливуд по должному обязан возвести памятник, который будет вдохновлять киноманов. И не из жалости это - из уважения.

По иронии, картина о провалах самого худшего режиссёра провалилась в прокате, не окупив своего бюджета даже на одну треть. Феноменально явление, ведь «Эда Вуда» снимал как никак сам Тим Бёртон, который накопил для проекта очень даже привлекательную труппу актёров: это и ершистый Джонни Депп, и Сара Джессика Паркер, от которой не в каждом фильме услышишь фразу: «У меня правда лошадиное лицо?», и бледнолицый Билл Мюррей, и колоритный Джеффри Джонс. Возможно, зрителя отпугнул чёрно-белый формат или название с именем самого бездарного режиссёра, но картина не заслуживала такой участи. Пока её не признали культовой и даже самой лучшей работой Бёртона, хотя его стилистика отобразилась здесь слабее всего, но «мелководная» ирония и тихое безумство в фильме проявляются.

И всё-таки «Эд Вуд» - полноценный байопик, и серьёзность истолкования самого яркого промежутка из жизни режиссёра попадает в двойной фокус. Вместе с самой жизнью Вуда и его скитаниями по безнадёжным изыскам наизнанку выворачиваются и все законы кинопроизводства. На зрителя производится эффект «чистого восприятия», когда весь сюжет раскладывается перед нами не просто в реальную жизненную историю с существовавшими личностями, а в подноготную лекцию с философскими уроками о пороках и прелестях кинематографа. Фильм превращается в книжку с живыми иллюстрациями конфликтов, соперничества, интриг и кульминаций. Вместе с героем мы входим в беспрестанное течение «тёмных пятен», падений, обломов, поражений. Эдвард всё терпит, со всем смиряется. И он учится, но не на своих ошибках, нет. Он учится давать цену другому, «постороннему» счастью, хранящемся в семье, друзьях, любви, самой жизни, уготовившей герою такой горький рок. Даже в грозном волнующемся море весомой поруки Вуд не боится распускать белые паруса оптимизма и держаться до конца. Даже в окружении стольких бед и кошмарных поворотов событий он не опускает голову. Эдвард Вуд для нас уже не лузер. Он - человек.

9,5 из 10

«Эд Вуд» - один из самых лиричных и, безусловно, самых поучительных фильмов Тима Бёртона, который должен не просто пылиться на полке в золотой коллекции киномана, а храниться на витрине, потому что это действительно замечательное кино о... Кино. И человеке, который любит кино и выражает эту любовь его уродованием.

04 июня 2011 | 15:17
  • тип рецензии:

Коммерческий успех дилогии «Бэтмен» и «Эдвард руки-ножницы» позволил режиссеру Тиму Бартону взяться за более авторский и куда менее мейнстримный проект. Следующий свой фильм Бартон решил посвятить одной из самых неординарных фигур в истории мирового кино. Эдвард Вуд младший (10 октября 1924 — 10 декабря 1978) — американский режиссёр, актёр, продюсер и сценарист. Был удостоен звания «худшего режиссёра всех времён». Несмотря на далеко не впечатляющие результаты, этот человек искренне любил кино и пытался творить именно искусство.

Перед этим фильмом, я специально просмотрел три основные ленты Эда Вуда «Глен и Гленда», «Невеста монстра» и «План 9 из открытого космоса», чтобы лучше понять закулисную жизнь Вуда. А из этого фильма очень хорошо можно выяснить одну важную вещь: совсем уж без таланта Вуд не был. Вы только представьте, писать настолько бредовые сценарии, но при этом уметь находить спонсоров. Он умел заразить своей любовью к кино почти всех, с кем разговаривал. Ведь согласитесь, далеко не каждый может уговорить человека сняться в фильме, который уже на стадии сценария выглядит просто невразумительным.

К тому же, если совсем близко присмотреться к сюжетам его фильмов, можно увидеть и те самые зачатки действительно интересных идей, которые после использовали многие другие режиссеры, поклонники фильмов Вуда. Да и не только поклонники. Например, в том же «План 9» Вуд открыто говорил о том, о чем после пытались сказать нам создатели «День, когда Земля остановилась». Просто, ему бы хорошего редактора для сценариев и боле толковую реализацию. Хотя с теми финансами, что ему выделялись чего-то действительно достойного вряд ли получилось бы снять.

В данной ленте, Бартон отказался от своего готического стиля, погрузившись целиком и полностью в стиль старых фильмов ужасов. А некоторые фишки откровенно позаимствованы из самих фильмов Вуда. Например, вступление, когда человек поднимается из гроба и рассказывает историю, практически полностью скопирована из того самого «План 9», который после признали худшим фильмом в истории. Так что, в любом случае, стилистики у этой ленты хватает.

Хоть я и не являюсь большим поклонником байопиков, тем не менее, этот проект – один из лучших представителей жанра. Да и я просто люблю фильмы, раскрывающие закулисную жизнь кинематографа. А когда в центр сюжета поставлена еще и такая неординарная личность, следить за событиями становится вдвойне интереснее. Разумеется, это будет интересно только тем, кому импонирует данная тематика. Все-таки, следить за тем как Вуд договаривается то с одним продюсером, то с другим – радость уж точно не для всех. Понравится только тем, кто в теме.

Данный проект – вторая совместная работа Тима Бартона и Джонни Деппа. Надо сказать, Тим не зря так доверял Джонни, поскольку последний играет действительно великолепно. Роль Эда Вуда удалась ему на все 100 процентов. Лично я, никого другого в этой роли представить вообще не могу. Остальные персонажи являются лишь неким дополнением в истории, и поэтому следить за ними не так уж интересно. Сара Джессика Паркер, играющая первую жену Вуда, на мой взгляд, оказалась единственным вменяемым персонажем. Ну, еще и Патриция Аркетт. Думаю именно благодаря таким женам режиссеры и продолжают творить и благодаря им набираются сил для следующих работ.

Хотя нет, кое-кого я безжалостно забыл. И имя ему – Мартин Ландау. Человек, гениально сыгравший самого Белу Лугоши, пожалуй, единственного персонажа в этом фильме, которому выделена ничуть не меньшая роль, чем самому Эду. Их дружбе посвящена большая часть ленты и Мартин, пожалуй, единственный, кто по части актерской игры может составить конкуренцию Деппу. Лугоши в этой ленте просто неподражаем. Хотелось бы отметить еще и Билла Мюррея, но его здесь слишком мало, хотя конечно, его присутствие лишь красит этот фильм.

Эд Вуд- лента далеко не для массового зрителя, поскольку следить за жизнью какого-то киношника будет интересно далеко не всем (о чем и свидетельствует провал картины в прокате). Но киноманам, интересующимся историей кинематографа и любителям жанра байопиков обязательно надо посмотреть эту картину, поскольку другой подобной личности в кинематографе нет. Хотя, может быть в будущем таковым будет Уве Болл, но пока прогнозировать ничего не берусь.

9 из 10

16 сентября 2010 | 12:22
  • тип рецензии:

Обнаружив уже в первых работах склонность к пародированию ужасов, Тим Бёртон в этом байопике воздал должное человеку, некогда поставившему на поток производство дешёвых хорроров. Он не столько иронизировал здесь, сколько совершенно искренне вдохновился судьбой одного из рядовых ремесленников голливудской Фабрики Грёз. Стилизуясь под картины Вуда, Бёртон во имя абсолютной иллюзии предпочёл отказаться от цвета и сделал фильм чёрно–белым.

Приступая к проекту об Эдварде Д. Вуде-младшем (10.10.1924 – 10.12.1978), он вновь пригласил на главную роль Джонни Деппа, с которым уже сотрудничал вместе за 4 года до этого над образом другого Эдварда, у которого вместо рук были ножницы. Однако данная работа потребовала от 31-летнего актёра (названного вскоре по одному из опросов самым сексуальным исполнителем в мире – позади оказалась даже Мэрелин Монро) использования куда более обширного арсенала выразительных средств.

Депп не просто раздвинул рамки своего экранного амплуа, а откровенно удивил, причем больше всех самого постановщика, не ожидавшего, что актёр, чей артистический потенциал казался не столь уж великим, будет способен так разительно измениться. Когда Кэти Вуд, вдова режиссёра, случайно застала Деппа в парике, женской одежде и с косметикой на лице, она ни сколько не была удивлена, наоборот, уверила всех, что её муж и Джонни похожи друг на друга, как две капли воды.

Для того чтобы облегчить себе путь к перевоплощению, Деппу, в первую очередь, пришлось сфальсифицировать зубы, что сразу помогло добиться внешнего сходства. Как только манипуляции с зубными протезами была закончена, актёр сразу почувствовал, что стал другим человеком. Искусственные зубы изменили внешний вид челюсти, в результате чего у Деппа появилась кошачья улыбка, та самая, которой обладал только один человек – Эд Вуд…

В центре повествования - отношения Вуда и его любимого артиста Белы Лугоши, который прославился в 1930-е годы исполнением роли графа Дракулы. С профессиональной точки зрения карьера Лугоши в начале 1950-х уже подходила к закату, а Вуд отчаянно хотел снять свой первый фильм, причём непременно со звездой, пусть и с бывшей. Старый Лугоши был ему нужен так же, как самому Лугоши, сидевшему на наркоте, были нужны деньги. Несмотря на всю авантюрность проекта, оба они в одинаковой мере нуждались в поддержке друг друга.

После кончины экстравагантного постановщика, не вписывавшегося в общепринятые стандарты, бывшие коллеги сделали Вуду посмертный подарок: назвали «самым плохим режиссёром Голливуда всех времен». А меж тем этот человек, не отличающийся большим умом и наличием вкуса, беззаветно любил кино и простодушно верил в собственную гениальность. Эд Вуд выделялся не только странным поведением, но ещё и снимал абсолютно кичевое кино, что совсем не мешало ему оставаться добродушным эксцентриком.

Кроме того, этот непосредственный в эмоциях трансвестит-фетишист был неисправимым оптимистом-параноиком, пожизненно окружившим себя лузерами и аутсайдерами всех мастей. Однако благодаря недюжинному темпераменту и энтузиазму Вуд всё-таки преодолел всеобщее презрение к своей персоне и оставил заметный след в истории кино. В период с 1951-го по 1971-й он снял 15 фильмов, сыграл 14 ролей и написал кучу сценариев.

Вуд умел снимать очень быстро – по десятку сцен за день – и ограничивался преимущественно одним-единственным дублем. Он интуитивно пришёл к выводу, что кино – это, прежде всего, условность, а не какая-то имитация жизни. Дурновкусье Вуда, казавшееся столь очевидным его современникам, с течением времени парадоксальным образом приобрело статус арт-кино.

Культурная среда 1990-х реанимировала полузабытых режиссёров прошлого, в том числе и Эда Вуда. Через четверть века потомки окончательно реабилитировали «самого плохого постановщика всех времён», назвав его одним из родоначальников независимого кино. Больше того, трэшевый стиль Вуда сочли оригинальным и даже кое в чём новаторским, а фильмы начали считать не просто культовыми, но и опередившими своё время. А после того как Тим Бертон превратил его имя в миф, работы Вуда стали активно спрашивать в видеотеках.

14 декабря 2012 | 11:23
  • тип рецензии:

Я никогда не устану повторять, насколько гениальны Джонни и Тим и их совместные проекты. И так же никогда не устану убеждаться в их гениальности.

Фильм потрясающий, поставлен классно и Эд Вуд именно то что надо в исполнении Деппа, именно тот безумный увлеченный взгляд, этот огонек в глазах наивности и веры в себя в свой мир, который он так хотел показать всем, но не очень это умел.

04 мая 2006 | 00:50
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: