К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Мало кто из людей может признать, что он мёртв внутри. У этих людей ещё не всё потеряно, есть шанс ожить снова. Одним из таких людей является Исак Борг — Виктор Шёстрём. Доктор отправляется в дальнее путешествие на машине, чтобы получить награду за 50 лет работы. Он берёт с собой жену своего сына Мэриан Борг — Ингрид Тулин. По пути они останавливаются на земляничной поляне. Исак окунается в прошлое, точнее прошлые разочарования.

Путь долог, воспоминаний много. Исаку снятся кошмары, он встречает других людей. И жизнь открывается в другом свете. Он жалеет, что это случилось поздно, но ведь у сына впереди ещё жизнь!

Фильм прост, чем и прелестен. Далеко не каждому удаётся увидеть себя со стороны и осознать хоть что-то.

Стоит отметить, что земляничная поляна — strawberry fields, можно трактовать как воспоминания, связанные с земляникой. Ведь возвращение в прошлое у Исака начинается как раз с земляничной поляны.

Кинокартина получила ряд наград. В Золотом глобусе «Земляничная поляна» получила награду как лучший иностранный фильм. На Венецианском фестивале фильм был удостоин премии итальянских критиков. На Берлинском кинофестивале — две награды, номинацию на премию Оскар и две номинации Британской академии.

Не скажу, что фильм вдохновил меня или воодушевил. Финал какой-то размытый. Думаю, «Земляничной поляне» подходит лозунг «Результат не главное. Главное — процесс». В любом случае Ингмар Бергмани съёмочная площадка проделали хорошую работу, заслуживающую внимания. Но не ждите умопомрачающего финала, наслаждайтесь процессом.

08 ноября 2018 | 05:12
  • тип рецензии:

Я очень редко смотрю кинематографическое «старьё», такое вечное, сложное и занимательное. Недавно я все-таки добралась до ленты Ингмара Бергмана «Земляничная поляна» 1957 года. Всего полтора часа черно-белой скандинавской классики, а столько вопросов.

Когда зимой я решилась на знакомство с Тарковским через его «Жертвоприношение», то лишь слышала о том, как на него повлиял Бергман. Здесь же, наконец, я стала узнавать воочию конкретные мысли, кадры — нечто, что уже видела.

Во-первых, Бергмана все-таки надо знать. Без всякой ерунды о величайших режиссерах двадцатого столетия — это вам и так во всех статьях напишут. «Земляничная поляна» — далеко не первый фильм режиссера, среди которых наиболее известны «Седьмая печать», «Сцены из супружеской жизни», «Фанни и Александр». Он снимал игровые и документальные фильмы, писал сценарии к большинству из них, а также поставил немало театральных пьес. Основные темы, которые режиссёр рассматривал в своих фильмах — кризис: семьи, веры/религии, личности... И, пожалуй, вне зависимости от пола, возраста и статуса, эти темы волнуют всех.

Во-вторых, в фильме «Земляничная поляна», в силу ограничений в цветовой схеме, не на что отвлекаться, кроме сути — и игры. Так что только лица и диалоги имею значение, и раньше так было всегда. Надо сидеть и всматриваться, вслушиваться, работать головой. Ни вам видов, соотносящихся с рефлексией персонажей, ни особого саундтрека (смысл аналогичен), ни откровенных сцен или общих дальних планов. Только суть. И красивая Ингрид Тулин.

В-третьих, система символов, выстроенная тонко и незаметно. Знаки быстро цепляют подсознание, но понимание приходит далеко не сразу. То странный сон, то стая птиц, то особые часы, то промелькнувший в диалоге вопрос — все вместе подводит к сути фильма, к теме, которая в данный момент беспокоит режиссера (в «Земляничной поляне» это — кризис личности).

В итоге мы получаем рассуждение режиссера — но не в виде какой-то бесцельной распластанной рефлексии, как это принято делать в кино теперь. Напротив, мы получаем профессиональное сырье, прорабатывая которое, мы приходим к собственным ответам на свои, вероятно, даже еще не поставленные вопросы. Хочется сказать, что лучше быть к этому готовым. Что практически невозможно.

Коротко о сюжете

Главный герой, стареющий врач, собирается на мероприятие, где его ожидает награждение. Накануне ему снится странный и пугающий сон, который заставляет задуматься над тем, какова суть его жизни — и не проживает ли он ее впустую?

По ходу фильма главный персонаж погружается в воспоминания, видит новые сны (а сны ли это?), ведет диалоги, и непременно всплывают вопросы к прожитому: что было зря, о чем стоит жалеть и не допущена ли где-то самая страшная в жизни ошибка.

Smultronstallet в дословном переводе со шведского означает «земляничное место». Данное выражение является идиомой, служащей для обозначения любимого места, заветного уголка, связанного с положительными эмоциями и воспоминаниями. Пожалуй, если не копаться в корнях, можно упустить связь названия и сюжета. В данном случае поляна — место, которое вспоминает стареющий врач во время поездки, место, свободное от сомнений и сожалений, где проведена была добрая юность.

07 мая 2018 | 19:16
  • тип рецензии:

Фильм скорее не об одиночестве, а о том – на что нам еще не наплевать. Человек всегда может найти для себя что-то ценное как в прошлом, так и в настоящем. По той причине, что у всех у нас есть некоторая слабая, лоховская часть, которую можно обмануть. «Земляничная поляна» - то, чем можно обмануть Бергмана в пересчете на общечеловеческие ценности. Для того, чтобы выставить все это напоказ подобным образом, нужно не только умение, но и многоуровневое понимание процессов. Смысл для старости на экране находят многие режиссеры, но далеко не все человеческое уродство могут трансформировать в фарс. И на порядок при этом сложнее не растерять глубинный смысл. Диалоги местами отдают чем-то нереальным, но выглядят забавно. Пожалуй, это единственное узкое место, где можно открыто заявить о вкусовщине. В остальном фильм идеальный, если подобная характеристика применима к Бергману вообще.

Благодаря ярким контрастам утлая старость перемежается с глупой и образованной юностью, утренняя явь с мистическим сном, от фильма веет какой-то особой земляничной свежестью. А ироничный взгляд смягчает кое-где выплескивающуюся темную водицу сумасшествия. Фильм полностью оправдывает свое название. Отформатировав с помощью Бергмана мозг можно, если и не найти для себя новый смысл, то точно уж – вспомнить о том, что где-то также есть только твое – для тебя настоящее, для тебя ценное, для тебя истинное. И что самое главное – «Земляничная поляна», несмотря на кажущуюся заумность, более интересна первым впечатлением, собственным будоражащими тебя совпадениями и длительным послевкусием. Что касается возможной интерпретации фильма, то анализировать его можно до бесконечности. Здесь уже – кому что нравится.

03 сентября 2017 | 21:49
  • тип рецензии:

Фильм рассказывает о пожилом мужчине, который отправляется получить почетную докторскую степень, но на самом деле можно сказать, что он отправляется и в иной путь – по своей жизни. Все начинается с тревожного сна, а после продолжается цепочкой воспоминаний, встречами с новыми людьми и со старыми знакомыми и очередными снами. Можно не раз услышать, как говорится об одиночестве, эгоизме, черствости. Увидеть, как это начинает беспокоить Борга старшего. И в тот момент, когда между Марианной и Исааком происходит разговор, мужчина решает пересмотреть свою жизнь. Ведь, по сути, каждое воспоминание – это распутье на дороге. Каждое решение в прошлом – это выбор куда свернуть. И после разговора со своей невесткой, Исаак понимает, что он вновь на очередном распутье. Его жизнь почти закончена и он действительно уже на пороге смерти. Так разве сейчас не лучший момент пойти навстречу людям? Хоть немного открыться и стать чуточку мягче?

На первый взгляд фильм кажется простым. Все мы рано или поздно начинаем переосмысливать свои слова, действия, жизнь. И вроде все понятно. Но в голове само собой возникает вопрос: “зачем сводить главного персонажа с новыми людьми?” И ответ есть, он также незамедлительно приходит в голову: “параллель”. Да, в фильме присутствуют параллели, но от этого у меня остался странный осадок, словно я что-то упустила, не увидела.

К сожалению, фильм заинтересовать меня не смог. Хотя возможно, пересмотрев его через пять или десять лет, я открою в нем нечто новое, увижу то, что сейчас не смогла.

5 из 10

03 мая 2015 | 23:07
  • тип рецензии:

Тема одиночества для Ингмара Бергмана является, пожалуй, определяющей. Одинок человек с друзьями, с семьей, в своей стране, в чужой стране, в любую эпоху - будь то средневековье, будь вторая мировая. Вопросы религии, веры, страха перед смертью поднимаются почти во всех фильмах. Так как именно страх перед смертью порождает одиночество, а одиночество, в свою очередь, страх перед смертью. Вспомните «Причастие» - к чему вопрошал Христос и что было на самом деле его казнью? Одиночество.

Профессор Исаак Борг добровольно одинок. По-чеховски одинок. От пошлости и суеты одинок. Но чем он платит за возможность не соприкоснуться к бытовыми, житейскими дрязгами? Всей своей жизнью. Так как ее суть – бытовые житейские дрязги. Он сам об этом говорит в начале картины. Понял – и решил избежать.

Казалось бы все очень понятно, логично, оправданно. Но откуда тогда тоска? Откуда чувство долга перед близкими? Почему старого профессора волнуют чувства других людей, в жизнь которых он не хочет входить никак?

Ответ тот же – смерть. И «туда» никто ничего не возьмет. Знания, научные труды, почетные звания – все останется в мире живых. Разве не страшно выглядит процессия лучших ученых умов всея Королевства Швеция? Ряды мертвецов, одиноких стариков, отказавшихся от жизни. Не наука здесь, конечно же, виновата, а переусердствование, крайность, доведшая многих до мизантропства.

Возвращение, пусть частичное, показывает профессору что он оставил, чего не понял и не оценил. Виктор Шестрем однажды уже играл подобную роль - в своей «Вознице». Бергман высоко ценил этот фильм, и в «Земляничной поляне» есть дорожки, ведущие к фильму Шестрема.

Первая из них – сама повозка, катафалк, который в своем сне видит профессор Борг. Весь сон переполнен символами – часы без стрелок, человек без глаз, гроб падающий с повозки. Время вышло, ты был слеп и ты непременно умрешь.

Вторая – путешествие по своему прошлому. Исаак Борг невидимым посещает свой дом, встречается с кузинами и кузенами, видит, что уже тогда, в юности появились зачатки его отдаленности от людей.

В другом путешествии в прошлое у профессора уже появляется проводник. Он показывает Исааку его жену, ее измену, которую профессор уже видел, но которая ничему его не научила.

Герой Шестрема в «Вознице» совершает очень похожие путешествия. Он убит, он должен сменить возницу на призрачной повозке, но сначала ему покажут последствия его дел. Человек умер, но видя свое зло, смог раскаяться и был прощен, возвращен к жизни.

Профессор Борг физически жив, но считает себя мертвым, так как для него умерло все живое. Кажется – подмена понятий. Но если вокруг все суета, чепуха, пыль – тогда разве сам ты не пыль? Для других – не пыль, для других, для многих – живой человек, благодетель, врач, гордость семьи, отец, в котором нуждается сын. Видя это, Борг понимает, что совершил кражу – обокрал близких людей, лишив их своего внимания, лишив их даже права и надежды на свои внимание и интерес.

Оба героя Шестрема раскаиваются, оба перестают быть слепыми. Но если попытаться заглянуть в будущее – хватит ли силы воли у пьяницы из «Возницы» и хватит ли времени оставшейся жизни профессору из «Земляничной поляны». Или опыт знания сам по себе имеет цену?

Об этом спорили попутчики – будущий врач и будущий священник. Не случайно выбраны их профессии.

29 июля 2011 | 12:07
  • тип рецензии:

Этот фильм для меня Достоевский. В том аспекте, что я понимаю его, понимаю смысл, понимаю о чём он, только вот принять не могу.

Конечно, эгоизм губит человека... Но с другой стороны без эгоизма нельзя никак. Да и каков эгоизм у этого милого старичка? Заставляет сына выплачивать долг? Но разве это неправильно?

Я думаю, что дело здесь не столько в эгоизме, сколько в педантизме и хрестоматийном: 'Блажен, кто с молоду был молод'. Борг слишком правильно себя вёл всю жизнь, поэтому и Сара выбрала другого, поэтому и страдает сын, поэтому и мучилась его жена...

Вообще же фильм так трогательно сделан, так аккуратно, нежно хрупко. Он сам напоминает весенний цвет земляки. Он очень добрый, светлый и ясный. И у всех есть шанс что-то изменить. И даже сны Борга больше похожи не на суровый страшный суд, а скорее на отеческие наставления в адрес расшалившегося малыша.

А ещё я просто влюбилась в Ингрид Тулин. Она - истинное воплощение женской силы.

8 из 10

13 апреля 2010 | 22:48
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: