'Кон-Тики' - это каноническая история про торжество человеческой воли над тяготами невероятного пути. В центре такой истории всегда находится фанатично преданный своему делу, своей идее, религии или науке человек, сжигающий мосты, обрекающий остальных на трудности, но продолжающий идти вперед, к цели, которая, по-настоящему, серьезно и до конца, видна только ему одному. В этот раз таким героем оказался известный норвежский путешественник, потомок Одина, Тур Хейердал.
Сейчас, в век совершенных и столь продвинутых технологий, несмотря на регулярные попытки разного рода смельчаков или глупцов, очень трудно представить себе, что участок Тихого океана протяженностью 8000 километров можно форсировать на небольшом плотике. Чтобы только придумать это (я не говорю уже об осуществлении) нужно быть непомерно амбициозным человеком, желание которого своим именем раздвинуть горизонты неизведанного должно затмевать страх и сомнения. Наверное, подобные открытия и совершаются только такими людьми, устройство мозгов и всей нервной системы которых отличается от того, чем оснащен обычный человек.
Киношный Тур Хейердал, помаявшись без дела первую треть фильма, постучавшись лбом в закрытые двери и стены равнодушия, снарядив, наконец, экспедицию по воле случая, превращается в... Иисуса Христа. Да, именно сыном божьим становится Тур на плоту, а его спутники в тот или иной момент примеривают на себя маску Фомы Неверующего, сомневающегося в своем пророке. В какой-то момент сомневается и сам пророк, но все сомнения и все преграды - ничто перед стремлением достичь желанной цели.
Огорчила постоянная и не проходящая глупость персонажей: то никому ненужный и только пакостящий попугай 'на борту', то прогулки по краю скользко плота с акулами за бортом, то немотивированная агрессия в отношении безобидных водных существ. Я понимаю, что все эти моменты нужны для придания фильму пущей драматичности, для создания конфликтов внутри коллектива, но порой вставки этих моментов выглядели довольно картонно и искусственно, словно моменты замыслили, а как встроить их изящно в канву повествования не придумали. Еще бы хотелось увидеть объяснение, как шесть человек обходились без пресной воды 101 день в соленом океане.
А вот к картинке, к работе оператора у меня нет вопросов, одни комплименты. Очень все красиво, очень все хорошо держит зрителя.
Норвежцы приготовили образцовое зрелище для демонстрации в кинозалах. Для этого им пришлось вложить самые большие средства, которые когда-либо тратили в этой стране на кино. Не мудрено, ведь на кону был национальный престиж, одним из символов которого является мореплаватель Тур Хейердал и его плот «Кон-Тики». Именно на нём в 1947 году он пересёк Тихий океан, чтобы доказать свою гипотезу о том, что древние инки проделывали такие путешествия тысячи лет назад.
Мировая премьера картины, стартовавшей в Норвегии 24 августа 2012-го, собрала в кинотеатрах этой страны рекордное количество зрителей – 882 тысячи. Что для страны с населением в 5 миллионов жителей (это чуть больше, чем у нас проживает в одном только Санкт-Петербурге) является гигантским показателем. Но даже их не хватило для того, чтобы отбить гигантский бюджет в 16,6 млн. долларов, вложенных в производство. Поэтому норвежцы очень надеялись на мировой прокат и победу на оскаровской церемонии, которая могла стать лучшей рекламой для этого скандинавского блокбастера.
Плот «Кон-Тики» - безусловная реликвия страны. Её значение для соотечественников Хейердала вполне сопоставимо с мощами святых для некоторых истово верующих народов, или с мумией Ленина - для советских атеистов. Во всяком случае, это сооружение из девяти бальсовых брёвен размером от 10 до 14 метров вот уже 62 года хранится в музее «Кон-Тики», который привлёк за время своего существования более 15 миллионов туристов со всего мира. Можно только удивляться, почему культ Хейердала, одного из трёх величайших норвежских путешественников, наряду с Нансеном и Амундсеном, до сих пор не был воплощён в кино.
Тем более что в конце сороковых Хейердал сам внес неоценимый вклад в кинематограф, выпустив неигровой фильм о своём путешествии на «Кон-Тики», который был награжден «Оскаром» за лучший документальный фильм. Формально выход большого игровой картины, который может дать старт новому витку популярности экспедиции «Кон-Тики» (одноименная книга в своё время стала мегабестселлером, переведённым на 70 языков с общим тиражом в 50 миллионов экземпляров), совпал с двумя важными датами – десятилетием со дня смерти Хейердала и 65-летием самого путешествия.
А что же сам фильм? В соперничестве с «Любовью» Ханеке его трудно было назвать безусловным фаворитом на победу в оскаровской гонке, однако в нем есть всё для того, чтобы пережить в кинозале два часа удовольствия. Именно в кинозале, потому что «Кон-Тики» - это, прежде всего, зрелище, а уже потом удачная смесь фильма-путешествия, приключенческого кино и героического байопика из серии «Жизнь замечательных людей». Это не штучная авторская поделка, а именно командное производство: куча продюсеров и художников, два сценариста, два режиссера и два главных исполнителя с лицами идеально подходящими для обложек гламурных журналов.
Кроме того, это и тщательная компьютерная обработка, придающая глянцевый лоск картинке, и эффектные спецэффекты, придающие самому путешествию почти что планетарное значение уже одним только выразительнейшим тревелингом к звездам. Но как бы ни старались компьютерных дел мастера, самыми привлекательными здесь, скорее всего, будут «классические номера»: по меньшей мере, два напряженных столкновения путешественников с обитателями морских глубин. Думаю, не составит особого труда догадаться, какие именно представители океанической фауны наводили ужас на шестерых мореплавателей, и ещё будут наводить на многочисленных (хочется в это всё-таки верить) зрителей по всему миру.
Чтобы не отягощать патетику большого приключенческого кино, создатели убрали все бытовые подробности, которые как раз присутствовали в документальном первоисточнике. Но не забыли про ударные саспенс-сцены, ровно разбросав их по всему фильму, и про месседж, подкрепив его красноречивым образным рядом. Всё это должно способствовать появлению нужных эмоций, что заставят зрителей не только сопереживать, но и сделают соучастниками знаменитого путешествия длиной в 101 день и почти в 7000 километров.
Один из лучших фильмов, которые я посмотрела за последние два месяца - это я могу сказать наверняка. Люблю фильмы, снятые по реальным историческим событиям, тем более когда фильм делают такие страны, как Германия и Норвегия вместе с составом малоизвестных актёров. Обычно такие проекты получаются очень шикарными и по сюжету, и по картинке, и по смыслу.
Особых минусов у этой картины я не нашла, единственное 'но' - можно было бы сделать покороче, т.к. основные действия фильма происходят непосредственно на воде.
А вот плюсов очень много. Особенно порадовал Пол Сверре Валхейм Хаген (Тур). У него очень сложная роль. Отправиться в путешествие через Тихий океан (на самом деле зная, что он отнюдь не тихий) навстречу опасностям, и при этом верить в удачу - это, конечно, сложно... То же самое можно сказать про его товарищей, хотя их вера, как может показаться на первый взгляд, иногда подрывалась. К плюсам я так же отнесу красоту самих мест, где снимался фильм.
Я думаю, что всем любителям книги 'Путешествие на Кон-тики' фильм придётся по вкусу, так как на самом деле он добрый, приключенческий, о дружбе и любви, но не без опасностей.
Как прикольно было подмечено в одной из рецензий, загуглите слово 'Thor', и из 140 миллионов результатов вам выдадут персонажа скандинавской мифологии, он же один из Мстителей. Вам придется промотать колесиком мышки не один оборот, чтобы наткнуться на имя 'Тур Хейердал'. Сейчас этот человек не у всех на слуху, но в 1947 году этот уроженец Норвегии стал мировой сенсацией. Кто-то один-два раза слышал про его экспедиции через океаны на простом плоту, впервые про него я узнал из цикла Леонида Парфенова 'Намедни', где был указан материал про лодку 'Ра'. Но экспедиция 'Кон-Тики', прославившая Хейердала, содержит не меньше интересных деталей.
Норвегия относится к тем странам в плане кинематографа, которые не очень нам известны, но если и выдают фильмы, то становятся прям открытием. При желании из путешествий Хейердала можно было сделать целую киносерию, но создатели пошли по простому пути, показав самое начало. Тур - дикий фанатик по Полинезии, он постоянно всем говорит, что первые люди на эти острова прибыли не с Азии, а с Южной Америки. На что все ему крутили пальцем у виска. Но тем не менее Хейердал смог набрать команду единомышленников, уговорить президента Перу помочь с поставкой материалов (при этом использовав фактор человеческого честолюбия, мол, первые полинезийцы прибыли с Перу), и, по заветам Юрия Лозы, построить плот.
Можно упрекать фильм за то, что он не показывает такое количество материалов, на что был способен. Но я не думаю, что каждый день из путешествия Хейердала был прям полон сюрпризов. Нам показали основное, что происходило - бури, акулы, осознание того, что там вода, там вода, везде, блин, вода! И тут, кстати, наклевывается еще один потенциальный плюс фильма - операторская работа и вся визуальная часть просто сногсшибательна. Правда, создатели смогли построить хорошую картинку, концентрируя плот посреди океанской глади, они смогли показать акул, как живыми. Меня впечатляет тот момент, когда камера поднимается с плота и уходит прям в космические дали.
По поводу актеров не буду распинаться. Если и может поведение кого-то выбесить, так это создается лишь для атмосферы. Шесть человек дрейфуют посреди океана и без уверенности в благополучном конце, пять из них даже ни разу в море не выходили. Ну разве что кроме самого Хейердала, но причины его спокойствия не раскрываются в фильме, а в материалах по самому путешествию. Тур просто показан как человек, одержимый идеей, но некоторое сомнение экипажа делает команду живыми людьми. Не скажу, что актеры известны вашему уху (прежде всего по той причине, что мне лень произносить их капец какие длинные имена), хотя, если фильм родом из Скандинавских стран, то будьте уверены, что в его составе будет один из Скасгардов. Стеллан мало того, что хороший актер, так еще и наплодил кучу отпрысков, один из которых снялся в этом фильме.
Что я еще хочу выделить - для 2012 года в фильме с идеей отдаления от цивилизации заметен промежуток времени, так как в начале персонажи выбриты, а под конец путешествия все бородатые. В отличие от всяких 'Голубых лагун', где потенциальным робинзонам, похоже, регулярно предоставляются услуги косметических салонов и парикмахерских.
В целом мы получаем очень хорошее кино с отличными съемками и качественной работой, которое было номинировано на 'Оскар' как лучший иностранный фильм. Может, кто-то не поклонник всех этих историй про авантюристов, которые отправляются в путешествия с голым седалищем и верой в лучший исход. Но всякий раз, когда мы слышим эти истории, то не перестаем удивляться. Безумству храбрых поем мы песни, потому что сами бы вряд ли осмелились повторить такое.
Однажды, в далеком 1920 году, в заснеженной Норвегии шестилетний мальчик едва не утонул в озере во время неудачных прыжков по льдинам. Мальчика выловили и откачали, но боязнь воды преследовала его всю жизнь. Что, впрочем, не помешало ему семнадцать лет спустя доплыть до полинезийского острова Фату Хива и обосноваться там вместе с молодой женой Лив, а еще через девять лет – отправиться в полное опасностей путешествие через весь океан на плоту, в компании молодцов, практически не разбиравшихся в тонкостях мореходства. Звали этого мальчика Тур Хейердал.
Храбрый норвежец проделал путь в 5000 миль с целью доказать, что Полинезия заселялась не из Азии, а из Южной Америки, что океан для древних поселенцев являлся не препятствием, а средством передвижения. Причем Хейердал не настаивал на том, что эти миграции действительно имели место, а лишь обосновывал их возможность. Вышеупомянутый плот был построен по аутентичной модели мореплавателей прошлого — из бревен дерева бальса, без использования гвоздей, болтов и прочих твердых креплений. Соблюдая законы природы и трепетно относясь к мифологии полинезийцев, Хейердал нарек свой плот именем их первопредка и Бога Кон-Тики, который, согласно сказаниям, в незапамятные времена приплыл с Востока и высадил на острова первых поселенцев. Во время путешествия, богатого приключениями, команда Хейердала добросовестно вела своеобразные путевые заметки, фиксируя все происходящее на камеру. В 1950 году эти видео-отрывки были смонтированы в полноценную документальную ленту, удостоенную премии «Оскар». Камера с одинаковой бесстрастностью запечатлевала и рифы, и бури, и акул с прочими морскими обитателями… По прошествии более чем полувека режиссеры Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг («Бандитки», «Макс Манус: человек войны») решили представить экспедицию на Кон-Тики в ином ракурсе и создать ее субъективную картину, добавив красок и драматизма и подчеркнув философский аспект.
Тур Хейердал (П. С. В. Хаген) предстает перед нами в образе типичного романтического героя, одержимого безумной идеей и заражающего своим энтузиазмом таких же фанатиков. И мы верим, что он заслуженно добьется своей цели, несмотря на трудности с финансированием, скептицизм научного сообщества, укоры жены и недоверие товарищей по команде. И свое неумение плавать. Чем не Филеас Фогг XX века? Но чем дольше Кон-Тики бороздит просторы океана, тем ощутимее становится чувство заброшенности, вселенского одиночества, ореолом окутывающее плот. Если предположить, что исход авантюры Хейердала неизвестен, то всё экранное действо приобретает чуть ли не экзистенциальную окраску: Кон-Тики вырывается из мира людей и стремится в никуда, навстречу полной неизвестности, в которой моряки надеются обрести свою сущность. Камера прекрасного оператора Г. Х. Андреассена поднимается все выше, и постепенно Кон-Тики становится похожим на крошечный островок в безбрежном океане Соляриса, недвусмысленно намекая на шедевр А. А. Тарковского. Хейердал отчаянно желает достичь конца экспедиции, но, в то же время, он страшится этого, потому что именно в ней он черпает энергию и силы продолжать борьбу.
При определенной медитативности и лаконичности, свойственной скандинавским кинематографистам, Роннинг и Сандберг вдохнули в историю Тура Хейердала жизнь. Приятно видеть, что из документального фильма в художественный перекочевали многие детали, на первый взгляд, незначительные, но создающие необходимую атмосферу. В их числе – попугай Лолита, «единственная женщина на корабле»; модель плота, которую мастерил один из моряков; защитная корзина, оберегающая ныряльщика от нападения акул; и тому подобное. На «Золотом Глобусе» и «Оскаре» «Кон-Тики» не повезло — слишком сильной оказалась конкуренция в лице Михаэля Ханеке и его «Любви». Тем не менее, у себя на родине, в Норвегии, фильм стал не только самым кассовым в 2012 году, собрав порядка 14 миллионов долларов, но и самым дорогим в истории (хотя по голливудским меркам бюджет в 15 миллионов кажется мизерным). Главная заслуга режиссеров состоит в том, что они сумели выйти за узко национальные рамки и сделать байопик о Хейердале и плавании «Кон-Тики» привлекательным для любого зрителя. Рассказанная ими история воспринимается не как подвиг одного великого норвежца, а как гимн силе человеческого духа, интеллекта и несокрушимой воле к победе. Чего порой не хватает всем нам, верно?
Добротное кино. Вообще всегда сложно оценивать фильмы, снятые на реальных событиях: как правило, сам исторических фактов не знаешь, и полагаешься на создателей фильма.
Но данный фильм мне понравился именно как художественное произведение без привязки к конкретным фактам.
О чем фильм... О мечте, всепоглощающей, о братстве (если можно так выразиться в данном случае), о преодолении трудностей - 'через тернии к звездам'. О силе духа человеческого в конце концов.
Океан и его обитатели очень впечатлили. В общем всё здорово.
Да, если б американцы снимали, то у них не получилось бы, наверное, душевного фильма. Был бы просто хороший приключенческий фильм, с кассой и т.д. Но что-то, скорее всего, человеческое было бы упущено
Легкость - первое, что приходит на ум при просмотре этой ленты. И это главное впечатление, что, в принципе, в плюс. Но если подробно...
Норвегия пытается догнать Голливуд, это сразу бросается в глаза: надуманные моменты для разжигания интереса, типичный для современных голливудских лент пафос, 'прыги и скоки' действия... Не лучшие приемы. Но именно это теперь принято заимствовать, полагаясь на успех. Вот и история с Туром Хейердалом попала под раздачу. Спасает положение атмосфера и настроение бесшабашного авантюризма и натурные съемки. А так, откровенно говоря, было бы весьма плачевно. По сути недопустимые погрешности перекрывает азарт творящегося на экране. Если уж взялись реализовывать подобный проект, стоило бы проявить больше ответственности и внимания в его реализации. Но этим и не пахнет. А упор, видимо, делался на зрелищность.
С актерскими работами тоже не все ладно. К единственной женской роли тут претензий мало. Но главный исполнитель совершенно не понравился. Шкырится, глупо лыбится - в принципе, этим и исчерпываются все его актерские показатели. Ужасно раздражал и продавец холодильников. Неприятный персонаж. Я бы такого точно не спасал в отличие от героя Тобиаса Зантелмана (но это так, больше как личное). Вот Тобиас Зантелман и Густаф Скарсгард больше всех понравились. И краб.)
Сцены с акулами и подводными обитателями - это писк фильма. Тут уж не похвалить просто грех. Китовая, например, достаточно эффектно появляется (хотя момент с пузырьками воздуха - это зря, китовая не дышит атмосферным воздухом). А уж белые - само собой, даже бывалого впечатлят. Что касается людей непосредственно на плоту, то это по большей части либо волнения касательно надежности плавсредства, либо связь с землей. Чем и как они проводили остальное время все несколько месяцев, фильм не дает никакого представления. А очень жаль.
Как бы там ни было, но фильм все-таки стоит посмотреть. Он зрелищный, легкий, светлый. Дает пищу для ума. И хотя бы способен заинтересовать настоящей жизненной историей. А это уже немалый плюс.
Наткнулась я на 'Кон-Тики', когда гуглила фильмы про акул и каково было мое удивление, когда это оказался полноценный качественный приключенческий фильм, а не очередной проходняковый триллер по сёрфингистов и злых белых акул.
Сюжет рассказывает нам историю о путешественники Туре Хейердале, а именно о его экспедиции 1947 года - пересечение Тихого океана на плоту Кон-Тики. Это кстати абсолютно настоящая история, основанная на реальных событиях, что придает сюжету дополнительный шарм.
История тут выше всяких похвал, я сама являюсь большой фанаткой фильмов про путешествия и приключения, а тут как раз такой фильм. Сюжет динамичный (что неудивительно, представьте, пересечь на плоту Тихий океан!), в фильме множество событий - от нападения акул до встречи с гигантскими китами! Ну и куда же океан без шторма? Поэтому вы точно не заскучаете, режиссер справился со своей задачей на все 100%.
Туре Хейердаля играет актер Пол Сверре Валхейм. Тоже кстати норвежец, как и настоящий путешественник. Это тоже интересный ход создателей фильма, взять актера этой же национальности. Он идеально подошел на эту роль, как внешне (похож на Туре), так и мимикой, жестами и другими деталями, ты веришь, что этот тот самый человек, который боролся со стихией и одержал верх в этой схватке!
Графика у фильма потрясающая, все погодные условия выглядят реалистично, акулы, киты тоже не наводят на мысли о том, что это все не взаправду. Операторская работа на уровне - в фильме используются современные операторские решения, например, облеты камеры и прочее.
Музыка, как и должно быть в таких фильмах, воодушевляющая и динамичная - отражает схватку человека и стихии. Снимаю шляпу перед композитором!
В общем, у этого фильма нет слабых мест. Смотреть было очень захватывающе и интересно.
Вечер пятницы мог бы катастрофически и моментально быть испорченным, впустую потерянным или просто по достоинству недооценённым, если бы не Кон-Тики.
Кон-Тики, если не дословный римейк документального фильма 1947 года, который, к слову говоря, отхватил в 1952 году 'Оскар', как лучшая документальная лента, но хотя бы заслуженно хорошее биографическое кино с огромной долей приключения и духоподъёмным настроем.
Тур Хейердал - путешественник, учёный-антрополог в 1947 году совершает экспедицию на деревянном плоту через Тихий океан, используя только попутный ветер и течение, чтобы доказать, что именно племена Тики впервые заселили Полинезию. Расстояние, надо сказать, колоссальное для простого плота. По некоторым экспертным оценкам больше, чем от Москвы до Чикаго. Всё научное сообщество в это время крутит у виска, говоря что это технически невозможно, плот не управляем. Верёвки, скрепляющие брёвна, перетрутся из-за волн, и вообще, таких как он 'учёных-антропологов', мечтающих опровергнуть официальные данные много и лишь имея неопровержимые доказательства, добытые опытным путём, могут что-то изменить. В общем и целом им просто наплевать, об этом хотя бы говорит обещанное финансирование, клторое так и не дошло до получателя. Но наш герой не из робкого десятка (ещё бы, отправится в открытое плавание, не умея при этом плавать, это сурово, даже для норвежца), преисполненный не столько верой в Кон-Тики, сколько верой в себя, простой жаждой путешествия и неуёмным духом странствий, Хейердал отдаётся в плен природе, наряду с ещё пятью авантюристами.
'Кон-Тики' снят простенько, но со вкусом. Хотя для европейского кино красоты, показанные в фильме, самодостаточны и без мудрёных спецэффектов Голливуда, а главное они - естественны.
Несмотря на то, что большую часть времени герои проводят в открытом море и казалось бы, что ещё можно показать ведь в 'Жизнь Пи' уже всё показали и при том настолько красиво и эмоционально, что любое сравнение с детищем Энга Ли воспринимается в штыки. Но основной аттракцион Тур и компания отыгрывают бойко. Вот герои пытаются спустить парус, чтобы выжить во внезапно застигшем их шторме. А здесь на них нападает огромный кит, явно разозлённый расшалившимися нервишками одного из путешественников. А буквально пару минут спустя вся команда уже беззаботно восхищается ночным небом и каким-то удивительным свечением в воде, испускаемым её обитателями. И, конечно же, обязательный атрибут любого морского путешествия - встреча с акулой. А лучше с тигровой. А ещё лучше, если сразу с несколькими. Здесь подана по старинке волнующе и щекотливо пугающе.
Пожалуй эпизод с акулой самый запоминающийся из всей череды проблем, которые встают на пути к заветной цели. И это немного обидно. Ведь акула явно не самое трудное испытание, которое выпало на долю путешественникам. 101 день плавания. 101 день 6 человек на крохотном плоту находятся постоянно вместе. Атмосфера уныния и всеобщей паранойи. Стрессовых, критических ситуаций, выяснений отношений и просто стычек между ними, наверняка было больше, чем показал режиссер. И если Тура Хейердала ещё можно характеризовать, понять мотивы его стремлений победить свои страхи в схватке с судьбой по отрывкам его же воспоминаний, то характеры некоторых персонажей показаны как-то уж совсем пунктирной линией, сделав акцент только на психологическом состоянии. Хотя это в общей степени нисколько не портит впечатлений от фильма.
Пусть 'Кон-Тики' не красноречиво метафоричен, как 'Жизнь Пи', и приключение Тура не притча во языцех об обретении веры через череду неудач, но лишь история обычного человека с железным стремлением к открытиям, с непоколебимой верой в себя, в свои возможности, и не угасающей жаждой двигаться вперёд, когда все стоят, за время просмотра выполняет пожалуй свою главную функцию - вселяет уверенность и поднимает дух. А для великих свершений большего и не надо.
Тур Хейердал занимался тем, что называется экспериментальная археология, т.е. реконструкцией древних технологий, в данном случае - мореплавания. А вообще кажется, что ему просто нравилось бороздить моря, как капитану Джеку Воробью.
В книгах (кстати, нормальные научные труды, хотя их и оспаривают 'кабинетные ученые') он доказывал, что люди вполне могли и несколько тысяч лет назад заниматься мореплаванием между континентами. Хотя эти факты известны, но я например только у него прочитал, что индейцы Южной Америки (до завоевания испанцами) вполне себе заплывали на тысячи миль в Тихий океан и знали о расположении островов в нем.
Фильм «Кон-Тики», на мой взгляд, достаточно четко показывает Хейердала как ученого, убежденного в правильности своей идеи, и готового рискнуть жизнью, чтобы доказать свою правоту (переплывать океаны на деревянных или тростниковых плотах – это, мягко говоря, занятие для не заурядных людей, причем с точки и зрения личной храбрости, и организаторских способностей!), а также человека, который верил в то, что разные народы могут и должны жить в мире, несмотря на разницу в обычаях и уровне развития (поэтому он в свои экспедиции старался привлекать людей разных стран и культур, даже понимая неизбежные сопутствующие проблемы).
Из фильма понятно, и почему у Тура было несколько жен - те просто не выдерживали его увлеченность исследовательской работой.
Красивые виды океана и реконструкция примет времени 40-х годов.