Этому фильму немного не повезло. Уверен, что не выйди он в тот же год, что и 'Жизнь Пи' - крупных призов и коммерческих сборов было бы куда больше. Зато, принимая во внимание определенную схожесть - можно сравнить бюджеты картин. У 'Кон-Тики' бюджет не превышает 20 миллионов долларов - это в шесть раз меньше, бюджета фильма Энга Ли.
Тем не менее, это весьма солидные вложения, от которых никак нельзя было ожидать такой красоты. Создатели фильма постарались и сделали большое кино с яркими красочными цветами. Кино которое можно смотреть не вникая в сюжетные детали. Кино для которого нужен самый большой экран. Кино, ценность которого не сотрется с годами.
Приятно, что режиссер не стал фокусировать внимание зрителя на всех деталях путешествия. Достаточно было нескольких важных аспектов: как выбивались деньги; уверенность Тура в победе; схватка с акулами; кит; риф и боязнь за бревна. Этого хватило с лихвой для того, чтобы фильм был остросюжетным и интересным.
Это не приключенческая история, а кино про достижение своей мечты. Именно поэтому фильм показался мне очень сильным и просветляющим. Такое кино может вдохновлять и воодушевлять.
Существенную роль в успехе фильма сыграл и исполнитель главной роли. Я даже постараюсь запомнить его имя - Пол Сверре Валхейм Хаген. Потрясающая игра. В отличие от 'голливудских-зубров', того же Дэниела Дэй-Льюиса - он не наслаждался собой, не переигрывал, а четко и внимательно раскрывал непростой образ Тура Хейердала. У этого парня харизма Клинта Иствуда и очень большие перспективы, тут даже не до сравнений с Мадсом Миккельсеном.
Знаете, у меня есть увлечение - я просматриваю самые значимые фильмы разных лет и выделяю свои приоритеты. Так вот, 'Кон-Тики' безусловно входит в мою десятку лучших фильмов 2012 года. Ну а роль Пола Сверре Валхейм Хаген - в пятерку лучших мужских актерских работ.
В детстве, наверное, каждый мечтал бороздить просторы мирового океана на красивом трехмачтовом паруснике и открывать новые земли или исследовать уже нанесенные на карту. Но с годами такие заоблачные мечты превращаются в простые воспоминания. Для всех ли так происходит? Нет. В 1947 году, когда отголоски Второй Мировой войны еще отчетливо звучали в сознании людей, нашелся один отважный исследователь по имени Тур Хейердал, решивший проделать путь перуанских индейцев до полинезийских островов, тем самым доказав свою лично разработанную теорию об истинном заселении этой земли.
Неудивительно, что постановкой художественной картины о путешествии на «Кон-Тики» занялись соотечественники инициатора этой экспедиции норвежские режиссеры Хоакин Роннинг и Эспен Сандберг. История, основой которой стал документальный фильм, снятый во время путешествия, и книга, написанная Тур Хейердалом, все-таки имеет множество погрешностей, относительно правдивости излагаемых фактов. Тем не менее, даже грубые ошибки, вероятнее всего сделанные осознанно, не портят общего ощущения от просмотра, потому что постановщики прекрасно прочувствовали все основные моменты и качественно передали их на экран. Очень мощно и впечатляюще смотрится эпизод отплытия от берегов Перу маленького плота. Стало быть, такая нединамичная сцена, не наполненная никакими серьезными действиями, а все же имеет большое эмоциональное значение. Прекрасно вписанный саундтрек придает выходу в моря что-то значительное и наполняет зрительскую душу чувством непритворной торжественности.
Дальнейшие события не содержат в течение всего хронометража скучных моментов, из-за чего общая картинка выглядит цельной и не наскучивает. Стоит признать, что самые эмоциональные эпизоды во время передвижения по океанской глади были выдуманы самими авторами. Присутствует множество приукрашенных событий, созданных для большего драматизма действия. Налетевший буран, с сильными волнами и нескончаемым потоком дождя выглядит мощно. Хаос в команде и паническое рвение убрать парус и закрепить все на палубе выглядит шикарно. Страх перед водой и спасение из темной пучины Тур Хейердала (Пол Сверре Валхейм Хаген) действительно наполнены неким отчаянием и страхом. Но за это нельзя похвалить актеров, которые почти не прочувствовали своих персонажей; должное стоит отдать лишь режиссерам, которые, несмотря ни на что, справились со столь динамичной и эмоциональной сценой.
Самым положительным моментом для всего фильма «Кон-Тики» является динамичность и интерес по ходу событий, не исчезающие в течение двух часов. Каждый раз что-то происходит. В любой момент глаз зрителя порадуют яркое изображение морского мира, когда возле плота проплывают светящиеся голубым цветом медузы. Не уступает в накале эмоций эпизод встречи с китовой акулой, спокойно проплывающей под кормой плота. Страх члена команды и выпущенный в огромную рыбу гарпун придает нужную долю нервозности моменту из жизни команды. Потеря доброго друга – попугая и падения человеческого товарища в пучину с кишащими акулами – это действительно завораживающе и интригующе. Может, данный эпизод лишен некоторой доли логики и рассудка. Может, он выдуман авторами сценария и перенасыщен драматизмом, но в руках Хоакина Роннинаг и Эспена Сандберга все это преподнесено качественно, страшно и волнительно.
«Кон-Тики» – прекрасный пример того, какое большое значение для фильма имеет талантливый режиссер, в данном случае два постановщика. Картина не может похвастаться прекрасным актерским составом, который может преобразить картинку и вывести на новую ступень качества. Нет разумного подхода сценаристов к адаптации реального путешествия, все сведено к нелепым искажениям фактов. Но постановка всего фильма, развитие событий и наполнения истории красивым и душевным саундтреком всецело ложится на совесть режиссеров. Они отлично показали морскую и командную жизнь плота и заслужено заработали номинацию на премию «Оскар» в 2013 году.
Посмотрела с большим интересом! Знаю об этом путешественнике с мировым именем по книгам Юрия Сенкевича, который плавал с Туром на папирусных лодках 'Ра' (1969), 'Ра-II' (1970) и 'Тигрис' (1977-1978).
А вот как раз о первой экспедиции на плоту из бальсовых бревен 'Кон-Тики' знала мало. И фильм в большей степени заполнил этот пробел.
После его просмотра захотелось:
a) посмотреть документальный фильм об этих событиях, снятый самим Туром во время плавания, получивший премию 'Оскар' в 1951г. Думаю, он даст все ответы о быте отважных на корабле: что ели-пили, как и на чем готовили, что и сколько брали с собой, что учли и в чем просчитались. В замкнутом пространстве каждая мелочь-на вес золота. В фильме многие бытовые вопросы просто не раскрыты должным образом.
b) прочитать книгу 'Фату-Хива' об их с женой, Лив Кушерон-Торп, жизни на одноименном острове в полном(!) отрыве от цивилизации. Что должно было завладеть умами молодых и дерзких, что они получив дипломы, бросили все и умчались на край света?? Надеюсь на ответ в книге.
Сюжеты об этом удачно, по-моему, вплетены в общую канву фильма и помогают нам, зрителям, полнее раскрыть для себя характер и стремления Тура Хейердала.
А раз захотелось узнать больше, получить ответы на возникшие вопросы, расширив и свой кругозор, значит фильм затронул и заинтриговал.
Понравилась игра главного героя фильма. Верой и Волей был закален характер его персонажа, что вылилось в такое сильное Стремление познать и доказать, прежде всего себе, то, что занимало твой разум 10 долгих лет. Поставив все на карту, ОН-таки добился своего! И такому мужеству идти до конца позавидовали многие. Тогда и сейчас.
Безумству храбрых поем мы песню!
P.S. Безумно храбрым надо быть, чтоб отправиться покорять океан, не умея плавать...
Они сумели пройти все мели, и слишком мал для них был шар земной… (С)
«Кон-Тики» - это имя легендарного героя полинезийских сказаний, который приплыл из Южной Америки на острова Полинезии, дав начало местной культуре. А еще «Кон-Тики» - это фильм о том, как знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал, одержимый желанием доказать состоятельность своей теории о заселении Полинезии индейцами из Перу, совершил путешествие через Тихий океан, используя для этого плот, сконструированный в точности таким же образом, какой использовали полторы тысячи лет назад мифические герои полинезийских преданий. Плот, конечно же, тоже получил имя «Кон-Тики», а компанию Хейердалу составили пятеро других энтузиастов, среди которых был и известный шведский этнограф Бенгт Даниельссон.
Казалось бы, фильм о 101-дневном путешествии через океан может вызвать интерес разве что у натуралистов и поклонников передачи «Вокруг света». Однако режиссеру и актерам удалось настолько мастерски передать эмоции и настроение героев, что, несмотря на их на первый взгляд безрассудный поступок и, казалось бы, заранее обреченное на провал путешествие, зритель от всей души переживает и за них, и даже за взятого на борт попугая. Атаки акул, неизбежные стычки, шторм, сомнения в надежности плота – все это не дает расслабиться ни на минуту. А взгляд Хейердала, провожающего исчезающий за горизонтом берег, лучше всяких слов передает страх и надежду путешественника.
Но кроме сюжета впечатляют и съемки. Во-первых, своей грандиозностью и масштабностью. Все-таки нечасто европейский кинематограф может похвастаться такой многочисленной массовкой или настолько обширной географией съемок, ведь действие развивается то на Таити, то в Норвегии, то в Перу. Во-вторых, не оставляют равнодушными кадры, снятые на море: будь то встреча с китовой акулой или с ее обычными плотоядными родственниками, появление загадочных светящихся существ в воде, а также потрясающая метафора о ничтожности и одновременном величии человека – когда камера сначала фиксирует плот, на время ставший для Хейердала и его попутчиков целым миром, а затем взмывает вверх к небу. И вот уже плот теряется среди водной глади, да и сам океан выглядит лишь бесформенным пятном на поверхности Земли. После чего объектив камеры вновь возвращается к плоту, чтобы продолжить наблюдение за путешественниками.
Подводя итог, можно сказать, что фильмом «Кон-Тики» европейцы продемонстрировали то, как можно максимально бережно перенести на экран биографическую книгу, не приукрасив при этом биографию главных героев и, вместе с тем, не сделав картину скучной или нравоучительной. И пускай, все острова давным-давно открыты и исход этой экспедиции известен, но истории о самоотверженных и отчаянных путешественниках не устанут волновать умы новых охотников за приключениями, а сердца будут вновь тревожно замирать от тревоги за исследователей.
Легкость - первое, что приходит на ум при просмотре этой ленты. И это главное впечатление, что, в принципе, в плюс. Но если подробно...
Норвегия пытается догнать Голливуд, это сразу бросается в глаза: надуманные моменты для разжигания интереса, типичный для современных голливудских лент пафос, 'прыги и скоки' действия... Не лучшие приемы. Но именно это теперь принято заимствовать, полагаясь на успех. Вот и история с Туром Хейердалом попала под раздачу. Спасает положение атмосфера и настроение бесшабашного авантюризма и натурные съемки. А так, откровенно говоря, было бы весьма плачевно. По сути недопустимые погрешности перекрывает азарт творящегося на экране. Если уж взялись реализовывать подобный проект, стоило бы проявить больше ответственности и внимания в его реализации. Но этим и не пахнет. А упор, видимо, делался на зрелищность.
С актерскими работами тоже не все ладно. К единственной женской роли тут претензий мало. Но главный исполнитель совершенно не понравился. Шкырится, глупо лыбится - в принципе, этим и исчерпываются все его актерские показатели. Ужасно раздражал и продавец холодильников. Неприятный персонаж. Я бы такого точно не спасал в отличие от героя Тобиаса Зантелмана (но это так, больше как личное). Вот Тобиас Зантелман и Густаф Скарсгард больше всех понравились. И краб.)
Сцены с акулами и подводными обитателями - это писк фильма. Тут уж не похвалить просто грех. Китовая, например, достаточно эффектно появляется (хотя момент с пузырьками воздуха - это зря, китовая не дышит атмосферным воздухом). А уж белые - само собой, даже бывалого впечатлят. Что касается людей непосредственно на плоту, то это по большей части либо волнения касательно надежности плавсредства, либо связь с землей. Чем и как они проводили остальное время все несколько месяцев, фильм не дает никакого представления. А очень жаль.
Как бы там ни было, но фильм все-таки стоит посмотреть. Он зрелищный, легкий, светлый. Дает пищу для ума. И хотя бы способен заинтересовать настоящей жизненной историей. А это уже немалый плюс.
Сразу оговорюсь, что моя рецензия - исключительно о данном фильме, не о самом Туре Хейердале, а о персонаже, которого я увидела в фильме. А увидела я такого восторженного дурачка, который на авось решил переплыть море-окиян и утереть нос закостеневшим в своих взглядах учёных и всяким вумным морякам, которые не верят, что такое возможно...
Изначально фильм меня очень заинтересовал. Как же, путешествие через океан, рискованное и непредсказуемое, да ещё и на реальных событиях, ну как такое пропустить? Однако можно было и пропустить спокойно и ничего при этом не потерять. Откуда столько зелёных рецензий, я решительно не понимаю. Потому что фильм по большом счёту ни о чем. И дело не в задумке, а в реализации.
В начале показывается, как герой долго и упорно ищет финансирование. Столько экранного времени этому уделяется, что уже появляются мысли, что он отправляется в плаванье чисто бабла срубить. Но ведь нет же. Тогда зачем на этом такой акцент делать?
Главный герой выглядит безрассудным авантюристом, у которого начисто отсутствует инстинкт самосохранения и чувство безопасности, увлеченный сказаниями о Тики и свято в него верящим. Я уверена, что настоящий Тур Хейердал не был таким - ну просто не мог бы подобный человек совершить такую одиссею. Но в фильме герой воспринимается именно так.
Большая часть команды вообще непонятно откуда берётся, какие у них мотивы участия в этой авантюре - тоже неизвестно. И командой назвать всех их язык не поворачивается. Атмосфера на плоту весьма нездоровая - какие-то трения, разборки... это по идее должно вести либо к катастрофе, либо к глобальному примирению. Однако не приводит ни туда и ни сюда. А как бы хотелось побольше внимания к персонажам, задушевных и философских разговоров между ними... но увы. За время путешествия они творят такое количество глупостей, что диву даёшься - как они вообще куда-то доплыли (отсюда и название рецензии). Сцена с акулой - это что, блин, было?
И вот эта заявленная в синопсисе битва за жизнь с бушующей стихией, когда каждый день может стать последним... Неа. Непохоже. Ну да, штормик был, ну акулы плавали... но ощущения опасности не было. Не хотелось за героев переживать. 'Это невероятное путешествие навсегда изменит людей, которые рискнули в него отправиться.' Нифига. Герои совершенно статичны от начала фильма и до конца, и какие там перемены? (Разве что накладные бороды под конец появляются) Они изначально не раскрыты. Из команды более-менее прорисован только герой продавца холодильников, остальные не запоминаются вообще и никаких эмоций не вызывают.
Есть и положительный момент. Благодаря этому фильму я узнала о Туре Хейердале и его экспедиции. И очень хочется узнать всё из первых рук - из книги и документального фильма - как оно было на самом деле.. С этого, пожалуй, и следовало бы начинать - а сей 'шыдевр кинематографа' обойти стороной, как острый риф.
Жил на свете не так давно замечательный норвежский путешественник и учёный-этнограф Тур Хейердал. Он любил свою жену, детей, Океан и Полинезию. Любовь к последним двум однажды взяла верх и заставила его сесть в Перу на самодельный плот, оттолкнуться от берега и, отдав себя на волю ветров и течений, отправиться в бескрайние просторы Тихого океана. (Плавать сам, без плота, то есть с помощью рук и ног, он, кстати, не умел...). А вместе с ним на плот забрались ещё пять таких же авантюристов и любителей приключений. Тур хотел доказать всему учёному миру опытным путём (потому что на слово ему никто не верил), что полторы тысячи лет назад Полинезию заселили такие же, как и он (только древние и перуанские), любители поболтаться по волнам на связанных брёвнах...
Спустя чуть больше полувека двое других норвежцев, по праву гордясь своим выдающимся соотечественником, также преодолев все препятствия, взяли и сняли про него прекрасный фильм.
Так как история путешествия Тура сотоварищи была абсолютно реальна и подробно им же и описана, и у авторов фильма, и у зрителей сами собой отпадают ложные ожидания и соблазн пережить чересчур невероятные и опасные происшествия, которыми обыкновенно изобилуют такого рода истории (как вымышленные, так и нет). Никто никого, например, не съел: ни хищники путешественников, ни путешественники путешественников, ни даже путешественники хищников (хотя, конечно, всё могло бы быть и почти что было...). Да и коварные капризы погоды, жажда и проклятый человеческий фактор, приводящий зачастую к конфликтам, панике, а иногда и к опасному для окружающих безумию... не так уж сильно досаждали героям. Эти люди просто добровольно рискнули жизнью и на куче деревяшек, без всякой посторонней помощи, взяли и пересекли океан. И всё у них получилось! И было это прекрасно и величественно. И о том весь сказ... Для кого-то аналогичным личным опытом может стать прыжок с моста на верёвке, ночёвка в лесу в полном одиночестве или восхождение на Эверест в составе полностью укомплектованной и многолюдной экспедиции. Масштаб и продолжительность события у всех могут быть разными, но какое-то невероятное ощущение полноты жизни и особенной радости объединяет, наверное, всех, когда-либо испытавших нечто подобное. И когда Тур Хейендал (то есть Пол Сверре Валхейм Хаген, сыгравший его роль в фильме) уткнётся, наконец, в перуанский песок и засмеётся смехом победителя, пресловутая жажда приключений в ком-то спящем, может быть, зашевелится, а в ком и без того шевелится - возликует.
Экранизация рискованного путешествия Тура Хейердала стала своеобразным художественным воплощением документального фильма «Кон-Тики», получившего в 1952 Оскар. Видимо в дань памяти новая картина тоже была удостоена номинации, хотя предпосылок к этому не так уж и много.
Да, фильм придерживается реальной истории. Да, он снят красиво. Но на этом все достоинства и закончились. В основном зрителя ждет созерцание того, как шесть мужчин плывут на плоту по океану. Шторм, угроза нападения акулы, морская болезнь – все приключения в угоду реализма лишены всякой напряженности, а взаимоотношения персонажей хоть малой толики драматизма. Измученные путешествием герои даже в самых непривлекательных ракурсах выглядят лощено, а все интимные тонкости такого путешествия стыдливо опущены. Актерский состав тоже не стремится бросаться эмоциями, чопорно изображая мученическую мимику в крупных планах.
Картину все же посмотреть стоит. Хоть в дань памяти или же с целью самообразования, однако ждать художественной ценности от нее не стоит.
'Кон-Тики' - это каноническая история про торжество человеческой воли над тяготами невероятного пути. В центре такой истории всегда находится фанатично преданный своему делу, своей идее, религии или науке человек, сжигающий мосты, обрекающий остальных на трудности, но продолжающий идти вперед, к цели, которая, по-настоящему, серьезно и до конца, видна только ему одному. В этот раз таким героем оказался известный норвежский путешественник, потомок Одина, Тур Хейердал.
Сейчас, в век совершенных и столь продвинутых технологий, несмотря на регулярные попытки разного рода смельчаков или глупцов, очень трудно представить себе, что участок Тихого океана протяженностью 8000 километров можно форсировать на небольшом плотике. Чтобы только придумать это (я не говорю уже об осуществлении) нужно быть непомерно амбициозным человеком, желание которого своим именем раздвинуть горизонты неизведанного должно затмевать страх и сомнения. Наверное, подобные открытия и совершаются только такими людьми, устройство мозгов и всей нервной системы которых отличается от того, чем оснащен обычный человек.
Киношный Тур Хейердал, помаявшись без дела первую треть фильма, постучавшись лбом в закрытые двери и стены равнодушия, снарядив, наконец, экспедицию по воле случая, превращается в... Иисуса Христа. Да, именно сыном божьим становится Тур на плоту, а его спутники в тот или иной момент примеривают на себя маску Фомы Неверующего, сомневающегося в своем пророке. В какой-то момент сомневается и сам пророк, но все сомнения и все преграды - ничто перед стремлением достичь желанной цели.
Огорчила постоянная и не проходящая глупость персонажей: то никому ненужный и только пакостящий попугай 'на борту', то прогулки по краю скользко плота с акулами за бортом, то немотивированная агрессия в отношении безобидных водных существ. Я понимаю, что все эти моменты нужны для придания фильму пущей драматичности, для создания конфликтов внутри коллектива, но порой вставки этих моментов выглядели довольно картонно и искусственно, словно моменты замыслили, а как встроить их изящно в канву повествования не придумали. Еще бы хотелось увидеть объяснение, как шесть человек обходились без пресной воды 101 день в соленом океане.
А вот к картинке, к работе оператора у меня нет вопросов, одни комплименты. Очень все красиво, очень все хорошо держит зрителя.
Тур Хейердал занимался тем, что называется экспериментальная археология, т.е. реконструкцией древних технологий, в данном случае - мореплавания. А вообще кажется, что ему просто нравилось бороздить моря, как капитану Джеку Воробью.
В книгах (кстати, нормальные научные труды, хотя их и оспаривают 'кабинетные ученые') он доказывал, что люди вполне могли и несколько тысяч лет назад заниматься мореплаванием между континентами. Хотя эти факты известны, но я например только у него прочитал, что индейцы Южной Америки (до завоевания испанцами) вполне себе заплывали на тысячи миль в Тихий океан и знали о расположении островов в нем.
Фильм «Кон-Тики», на мой взгляд, достаточно четко показывает Хейердала как ученого, убежденного в правильности своей идеи, и готового рискнуть жизнью, чтобы доказать свою правоту (переплывать океаны на деревянных или тростниковых плотах – это, мягко говоря, занятие для не заурядных людей, причем с точки и зрения личной храбрости, и организаторских способностей!), а также человека, который верил в то, что разные народы могут и должны жить в мире, несмотря на разницу в обычаях и уровне развития (поэтому он в свои экспедиции старался привлекать людей разных стран и культур, даже понимая неизбежные сопутствующие проблемы).
Из фильма понятно, и почему у Тура было несколько жен - те просто не выдерживали его увлеченность исследовательской работой.
Красивые виды океана и реконструкция примет времени 40-х годов.