Все ученые считают, что мир должен их выслушать (с)
Наша фантазия меркнет перед настоящими историями, происходящими с людьми, рискующими своими жизнями ради науки и искусства. Таких мало, зато их судьбы неповторимы, а имена остаются навечно в истории человечества.
Путешественник Тур Хейердал отправляется в экспедицию, чтобы на небольшом плоту переплыть Тихий океан. Во время этого непростого путешествия каждому из членов команды пришлось пережить немало трудностей.
Режиссеры фильма распределили свое внимание на жизни Хейердала до экспедиции, подготовке к ней и самому путешествию. Получился некий коктейль из прошлого и настоящего одного из самых известных путешественников.
Сценаристы с легкостью разъясняют публике всю важность данной экспедиции, в нескольких сценах расписав характеры всех членов команды.
Актерский состав подобрался на проекте отлично, каждый из актеров добавляет свои нотки проекту.
Красочный мир океана показан с огромной любовью. Это не надуманная история спасения мальчика и целого зоопарка, а исторические факты, приправленные живыми, настоящими природными красотами.
«Кон-Тики» - прекрасный пример великолепного путешествия, которое снято на таком уровне, что зрители немедленно оказываются втянутыми в сюжет, даже те, кто не обладает достаточным воображением. Картина, впитавшая в себя черты «Кинг Конга» и «Жизни Пи», с которыми ее, несомненно, будут сравнивать, выгодно выделяется на их фоне, предлагая зрителям натуральность и факты, снятые на высоком профессиональном уровне.
Ещё в детстве Тур Хейердал отличался своим бесстрашным характером. С годами он только окреп и, вдобавок ко всему, им овладела жажда приключений. В 1937 году вместе с женой Агнес он отправился в антропологическую экспедицию на острова Полинезии. Местные старожилы рассказали легенду о первых поселенцах островов, приплывших с востока, хотя официально было принято считать, что они заселены переселенцами из азиатских стран. Тур Хейердал изложил эту теорию в своём научном труде, но в публикации ему было отказано из-за недостаточной доказательной базы. Сдаваться было ни в его правилах и он решается на рискованную авантюру.
Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг рассказали нам лишь один эпизод из богатой приключениями биографии, которой хватит не на один фильм и надеюсь продолжение последует. Эта же история о том, как в 1947 году шестёрка бесстрашных парней в возрасте от 26 до 33 лет в составе: руководителя, штурмана, кока, двух радистов и инженера, взяв достаточный запас армейских сухих пайков, отправилась на плоту, построенном из самой лёгкой древесины бальсового дерева по чертежам инков, к островам Полинезии. Старт был взят в перуанском порту Кальяна и плот направился по предполагаемому древнему маршруту инков. Сценарий основан на воспоминаниях самого Тура Хейердала. Как там всё происходило на самом деле, нам уже не узнать, поскольку воспоминания - штука гибкая, о чём не столь давно нам поведал Энг Ли в своём замечательном фильме 'Жизнь Пи'. К тому же, у экипажа большую часть времени путешествия отсутствовала связь с землёй, рация была 'вне зоны доступа'. Впрочем, довольно скепсиса. Рассказанная история получилась весьма интересной. Львиная доля успеха здесь принадлежит операторам. Впечатляющие натурные съёмки создают достоверную атмосферу. Океанские виды так и просятся на заставку рабочего стола. Сцены с акулами дадут 100 очков вперёд различным 'Челюстям'. Никаких чучел, всё натурально. Немного не хватило экстрима, возможно, путешественникам и вправду повезло и стихия была к ним благосклонна. Хотя, уже тот факт, что Тур Хейердал совершенно не умел плавать - уже экстрим.
Актёры хорошо справились со своими ролями и прежде всего исполнитель главной роли Пол Сверре Валхейм Хаген. От его персонажа исходит некая положительная энергия. Он ни минуты не сомневается в успехе начатого дела, поскольку уверен в своих силах и своём экипаже. Эта уверенность передаётся всей команде. На Кон-Тики царит благоприятная психологическая атмосфера. Лишь инженер (Андерс Баасмо Кристиансен), переживая за прочность плота, позволяет себе сорваться. Не могу обойти вниманием жену Тура, сыгранную Агнес Киттелсен. Она идеальное воплощение хранительницы домашнего очага, полностью понимающая мужа и посвятившая себя воспитанию детей.
Несмотря на некоторые шероховатости сюжета, картина в целом удалась. Она насквозь пропитана духом романтики. К сожалению, время тех, кто готов пуститься в странствие 'за туманом и за запахом тайги' безвозвратно миновало, миром правит капитал. Спасибо кино, что хоть иногда возвращает нам приятные воспоминания. Фильм заслуженно номинирован на премию 'Оскар' в категории 'Лучший иностранный фильм'. Отличная, позитивная история. Смотреть всем.
Они сумели пройти все мели, и слишком мал для них был шар земной… (С)
«Кон-Тики» - это имя легендарного героя полинезийских сказаний, который приплыл из Южной Америки на острова Полинезии, дав начало местной культуре. А еще «Кон-Тики» - это фильм о том, как знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал, одержимый желанием доказать состоятельность своей теории о заселении Полинезии индейцами из Перу, совершил путешествие через Тихий океан, используя для этого плот, сконструированный в точности таким же образом, какой использовали полторы тысячи лет назад мифические герои полинезийских преданий. Плот, конечно же, тоже получил имя «Кон-Тики», а компанию Хейердалу составили пятеро других энтузиастов, среди которых был и известный шведский этнограф Бенгт Даниельссон.
Казалось бы, фильм о 101-дневном путешествии через океан может вызвать интерес разве что у натуралистов и поклонников передачи «Вокруг света». Однако режиссеру и актерам удалось настолько мастерски передать эмоции и настроение героев, что, несмотря на их на первый взгляд безрассудный поступок и, казалось бы, заранее обреченное на провал путешествие, зритель от всей души переживает и за них, и даже за взятого на борт попугая. Атаки акул, неизбежные стычки, шторм, сомнения в надежности плота – все это не дает расслабиться ни на минуту. А взгляд Хейердала, провожающего исчезающий за горизонтом берег, лучше всяких слов передает страх и надежду путешественника.
Но кроме сюжета впечатляют и съемки. Во-первых, своей грандиозностью и масштабностью. Все-таки нечасто европейский кинематограф может похвастаться такой многочисленной массовкой или настолько обширной географией съемок, ведь действие развивается то на Таити, то в Норвегии, то в Перу. Во-вторых, не оставляют равнодушными кадры, снятые на море: будь то встреча с китовой акулой или с ее обычными плотоядными родственниками, появление загадочных светящихся существ в воде, а также потрясающая метафора о ничтожности и одновременном величии человека – когда камера сначала фиксирует плот, на время ставший для Хейердала и его попутчиков целым миром, а затем взмывает вверх к небу. И вот уже плот теряется среди водной глади, да и сам океан выглядит лишь бесформенным пятном на поверхности Земли. После чего объектив камеры вновь возвращается к плоту, чтобы продолжить наблюдение за путешественниками.
Подводя итог, можно сказать, что фильмом «Кон-Тики» европейцы продемонстрировали то, как можно максимально бережно перенести на экран биографическую книгу, не приукрасив при этом биографию главных героев и, вместе с тем, не сделав картину скучной или нравоучительной. И пускай, все острова давным-давно открыты и исход этой экспедиции известен, но истории о самоотверженных и отчаянных путешественниках не устанут волновать умы новых охотников за приключениями, а сердца будут вновь тревожно замирать от тревоги за исследователей.
Все, что возможно – сбудется! Все, чему сбыться не суждено – разум однажды постигнет, нужна только вечность...
Перуанские легенды говорили о народе богов пришедших откуда-то с севера. Они и создали в горах огромные каменные статуи. Впоследствии, после поражения в битве с инками на озере Титикака, этот народ во главе со своим вождем Кон-Тики (что означает 'Солнце-Тики') бесследно исчез. Кон-Тики увел своих людей на запад через океан. Так говорили легенды...
Там, где в любое время суток и года имеются восходящие потоки (термики, 'волны', подсос облаков) способные удержать и поднять на своих могучих 'плечах' планер. Одним из таких идеальных мест и являются крутые склоны Анд, расположенных в Перу, от океанского побережья до каменистого плато пустыни Наска. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на метеорологические карты и графики вертикальных разрезов погоды данного района. На одном из склонов Анд, выходящих к океану, начертан огромный знак – трезубец. Он виден и с воды и с воздуха, то есть с малых и больших высот. Присмотритесь, и вот уже не три зуба, а три птичьих пера – символ легкости, полета стремящиеся вверх. Они как три силы тяги, вцепившиеся в носовую часть и консолей вписанного в знак силуэта двухкилевого летательного аппарата. Вполне возможно, что это знак для потерявшего высоту планериста: 'Иди сюда, здесь всегда мощный восходящий поток'. Попадаются рисунки странных подпрыгивающих существ – возможно, они предупреждают планериста о неравномерности потока. От трезубца в глубь страны тянется прямая белая, хорошо видимая только с воздуха линия. Она идет через горы и долы и заканчивается на подходе к горному плато Наска. По-моему, это линия наибольшего 'благо действия' вертикальных воздушных потоков, спрямленная в рамках здравого смысла.
Вот 'посадочные полосы', предлагающие услуги для приземления практически с любым курсом. Их направления соответствуют розе ветров района. Вокруг мелкие и крупные камни, а полосы мягкие, ровные. Каменистый грунт пустыни на полосах снят до светлого глинистого слоя, поломка даже хрупкого планера при приземлении на такой грунт исключается. 'Треугольники' информируют планериста о возможном на этой полосе боковом ветре. 'Квадраты' – наилучшем месте приземления. Стилизованные фигуры птиц могут обозначать места стоянок. Именно около них попадаются крупные валуны, но форме и весу годные для швартовки планеров. Притом рисунки рассечены тонкими прямыми линиями – возможно, что это линейные указатели стоянок. Стоит обратить внимание на рисунок птицы 'без головы и клюва'. Вместо них как бы длинная, изогнутая в семь коленей 'шея'. Очень похоже на развернутый перед планером канат. А утолщение в конце не обозначает ли площадку, на которой могла стоять своеобразная катапульта из прирученных животных, способных дать планеру необходимое ускорение для взлета. Гигантские рисунки встречаются далеко не по всему Перу, а только на юге побережья, то есть там, где наилучшие условия для парения планеров... Не исключено, что этим же 'планеродромом' пользовались древние аэронавты. На плато найдены каналы с остатками горючих материалов в донном слое. В горах – наскальный рисунок похожей на аэростат угловатой формы. Неплохо бы провести эксперимент и с планерами. Может быть, древние народы все-таки летали, и не только для своего удовольствия, но и возили грузы по воздуху...
Широко шагает в последнее время норвежский кинематограф, каждые пару месяцев выпуская в мировой прокат по очередному, крепко сбитому, ладному фильму, будь то триллер, боевик, военная драма или, даже, зомби-хоррор. Вот добрались скандинавы и до жанра приключенческого кино. Благо тема родная - главный герой Тур Хейердал, прославленный норвежский путешественник и антрополог, поддержавший во второй половине двадцатого века славу страны первопроходцев и исследователей, родины Амундсена и Нансена.
О путешествиях Хейердала советские и российские читатели знают немало, его книги расходились в нашей стране миллионными тиражами, да и несколько плаваний с Хейердалом Юрия Сенкевича на лодках 'Ра' и 'Тигрис' добавило ему у нас известности. Тем интереснее было посмотреть на экране фильм-зарисовку его первого и самого, пожалуй, известного плавания - пересечение Тихого океана на бальсовом плоту 'Кон-тики'.
Фильм захватывает первую половину жизни норвежца, когда неизвестным еще миру антропологом овладела мысль подкрепить свои теории о том, что Полинезию колонизировали древние жители Южной Америки плаванием на плоту по предполагаемому маршруту колонистов. Собрав группу из пяти таких же безумцев, из которых только один владел морским делом, заручившись поддержкой перуанских властей, Хейердал построил бальсовый плот по древнеперуанским рецептам и лекалам и, не долго думая, отправился в путешествие длиной в восемь тысяч километров и продолжительностью сто дней.
Что сказать о фильме? Прежде всего запоминается отличная операторская работа, красочные морские и подводные съемки. Режиссура и сценарий неплохи, хотя оставляют нераскрытыми ряд вопросов - мотивации спутников Хейердала, которые толкнули их на путешествие, некоторые бытовые моменты. К примеру авторы так и не объяснили зрителю - что пил и чем питался экипаж плота за несколько месяцев странствия. Ведь не увезешь с собой воду и еду на три месяца, да и пойманную в море рыбу надо как-то готовить. В самом описании плавания есть несколько больших лакун - вот плот наконец после месяца в океане выруливает на нужное течение где-то около Галапагос, и почти сразу пристает к желанному атоллу на другом краю океана. Впрочем - у желающих все узнать появляется повод прочитать замечательную книгу Хейердала.
Согласно законам жанра в подобном фильме должно быть несколько остросюжетных моментов, чтобы душа у зрителя ушла в пятки и он вдоволь поволновался за героев, как в эпизоде со штормом, акулами, или пересечением барьерного рифа. Впрочем любой более-менее подкованный зритель знает, что Хейердал успешно совершил свое знаменитое путешествие, так что особо попереживать за героев не получается.
В целом очень неплохое, качественное кино с отличными натурными съемками, неплохими актерами. В меру безумное, как и сама команда 'Кон-тики, которая вопреки всем советам решилась пересечь океан на деревяшке. Но стоящее просмотра, причем на широком экране, чтобы можно было вдоволь насладиться безбрежной синевой океана.
Посмотрела с большим интересом! Знаю об этом путешественнике с мировым именем по книгам Юрия Сенкевича, который плавал с Туром на папирусных лодках 'Ра' (1969), 'Ра-II' (1970) и 'Тигрис' (1977-1978).
А вот как раз о первой экспедиции на плоту из бальсовых бревен 'Кон-Тики' знала мало. И фильм в большей степени заполнил этот пробел.
После его просмотра захотелось:
a) посмотреть документальный фильм об этих событиях, снятый самим Туром во время плавания, получивший премию 'Оскар' в 1951г. Думаю, он даст все ответы о быте отважных на корабле: что ели-пили, как и на чем готовили, что и сколько брали с собой, что учли и в чем просчитались. В замкнутом пространстве каждая мелочь-на вес золота. В фильме многие бытовые вопросы просто не раскрыты должным образом.
b) прочитать книгу 'Фату-Хива' об их с женой, Лив Кушерон-Торп, жизни на одноименном острове в полном(!) отрыве от цивилизации. Что должно было завладеть умами молодых и дерзких, что они получив дипломы, бросили все и умчались на край света?? Надеюсь на ответ в книге.
Сюжеты об этом удачно, по-моему, вплетены в общую канву фильма и помогают нам, зрителям, полнее раскрыть для себя характер и стремления Тура Хейердала.
А раз захотелось узнать больше, получить ответы на возникшие вопросы, расширив и свой кругозор, значит фильм затронул и заинтриговал.
Понравилась игра главного героя фильма. Верой и Волей был закален характер его персонажа, что вылилось в такое сильное Стремление познать и доказать, прежде всего себе, то, что занимало твой разум 10 долгих лет. Поставив все на карту, ОН-таки добился своего! И такому мужеству идти до конца позавидовали многие. Тогда и сейчас.
Безумству храбрых поем мы песню!
P.S. Безумно храбрым надо быть, чтоб отправиться покорять океан, не умея плавать...
Побывать в Осло и не посетить музей «Кон-Тики», посвященный экспедициям Тура Хейердала, - такое же преступление, как если не посетить музей «Васа» в Стокгольме, как если не осмотреть Колизей, находясь в Риме. Ведь Тур Хейердал – словно персонаж, сошедший со страниц лучших романов Жюля Верна – путешественник, ученый-антрополог, готовый пойти хоть на край света во имя своей веры. Веры в науку.
Во время раскопок на островах Полинезии Хейердал заметил, что культура местных жителей сильно напоминает культуру южноамериканских народов. Целью предпринятой в 1947 году экспедиции «Кон-Тики» являлось желание ученого доказать всему ученому сообществу возможность миграции коренного населения Перу на острова Полинезии. Для этого был построен плот, в точности соответствующий оным у древних людей. Надо ли говорить сколь рискованной была сия авантюра? А каким мужеством надо обладать?
Об этом и идет речь в фильме Хоакима Роннинга, Эспена Сандберга «Кон-Тики». Прежде всего, уже с первых кадров хочется отметить потрясающе красивые съемки. Природа выглядит настолько девственно чистой, что хочется с головой погрузиться в чарующую атмосферу путешествий. Завораживает и сопровождающая музыка, что не удивительно для европейского кинематографа. Или, быть может, мы просто так привыкли к голливудскому однообразию?
С таким радужным взором мы быстро приближаемся к началу основного действия картины и… вот он – вечный бич хорошего кино, не позволяющий стать чем-то больше, чем просто хорошим. Верно, сценарий. Действие разворачивается настолько быстро, что из всех персонажей только Хейердала и успеваешь понять и проникнутся его мотивами. Остальные его товарищи будто бы просто для массовки. Я уж не говорю о том, что в картине ни слова о том, как путешественники решали такие насущные вопросы как источники пресной воды, приготовление пищи. Но только стоит задаться подобными вопросами, как авторы опять радуют потрясающе красивой фауной океана, заставляют с замиранием сердца наблюдать схватку с акулами.
Концовка столь же жюль-верновская, как и сама история. Успех Тура Хейердала, отправившегося в опасное морское приключение при том, что он даже плавать не умел, не заставил себя ждать.
А впереди знаменитого норвежца еще ждет немало других опасных экспедиций – «Ра-1», «Ра-2», «Тигрис», но именно «Кон-Тики», именно первая его авантюра будет жить в сердцах людей, всякий раз заставляя восхищаться жертвенностью во имя собственной веры.
7 из 10
Еще раз настоятельно рекомендую к посещению музей 'Кон-Тики' в Осло.
Минусы. Много непонятного по фильму. Во время шторма парус почему-то не убрали, хотя первым делом нормальные люди даже на кораблях убирают парус, а тут – плот. Парус рвётся пополам, но потом он почему-то оказывается целым.
Радиостанция почему-то не работает в первое время, но потом вдруг даёт возможность передать несколько сигналов озабоченному научному сообществу, которое с восторгом их воспринимает. Странная радиостанция. Парус, радиостанция и прочее – в общем-то мелочи в сравнении с более серьёзными вещами.
Непонятно, каким образом был решён вопрос с пресной водой, ведь запасти её в необходимом количестве на плоту для питания 6 человек в течение запланированных 100 дней, было бы невозможно. Откуда же вода? Реально экспедиция была совершена, но в фильме не раскрыта эта важная деталь с пресной водой.
А каков должен быть объём запасов пищи на такую команду? Где эти запасы хранились на плоту, не понятно? Но самое непонятное, как пища готовилась, ведь за время пути огонь не разжигался ни разу? Понятно, что можно было питаться рыбой, но почему-то в фильме не показаны ни ловля рыбы, ни её поедание.
За 3 месяца путешествия в океане не встретилось ни одного корабля. Тихий океан большой и, вероятно, такое бывает...
Путешественники плывут непонятно куда, потому что лишь через довольно длительное время по секстану оказывается, что двигаются они в правильном направлении, что вызвало бурю эмоций и радости. Почему до этого направление не проверялось – не понятно?
Предводитель – не умел плавать. Это, безусловно, придавало его образу больше геройства, ибо, не умея плавать, он пустился в плавание через океан! Но почему за всю жизнь нельзя было научиться плавать, ведь это не трудно? Впрочем, реальность по фильму отражена лишь частично. Затея с переплыванием опасного рифа на 13 волне – замечательный идиотизм. Хотя для кино простительно.
И вообще вся жизнь на плоту представлена как-то скучно, не считая экстремальных эпизодов и красот живой природы.
Теперь о главном. Участники путешествия похожи на кучку безответственных идиотов, потому что зачем поплыл каждый из них, – непонятно. А ведь у многих были дети... Лишь главный герой явно одержим пламенной идеей, он учёный, и должен доказать неверующим лбам правоту своей гениальной гипотезы. Возможно, предполагалось, что своей идеей он зажёг и своих друзей, поэтому они отправились с ним в путь, но об этом как-то ничего не сказано. Какие именно последствия имело произведённое открытие, к сожалению, из просмотренной мной киноверсии узнать не удалось, потому что финальные поясняющие титры на непонятном языке не перевели. Но по логике ясно, что раз цель достигнута, то и сопутствующая героическому научному открытию слава – таки пришла.
Эмоциональный фон в фильме выражен очень неумело, лишь местами актёры были похожи на реальных участников происходящего. Во всём остальном либо недостаток актёрского мастерства, либо режиссура подкачала. В остросюжетных местах очень хорошо спасала правильное музыкальное сопровождение.
Вывод. Неплохой в целом фильм, и даже интересный, про героического Тура Хейердала и его команду океанских путешественников. Несмотря на обилие всяких огрехов, фильм очень хороший.