Итак, фильм 'Эффи', несомненно, является блестящей работой коллектива кинематографистов, принявших участие в его создании. Он пополнил коллекцию шедевров британского кинематографа. Язык произведения прост и изыскан, передает атмосферу колониальной Англии в мельчайших деталях. Впечатляет все: и внешние данные актеров, и их восприятие событий, и чувство меры в раскрытии внутреннего мира героев, и деликатность в оценке их поступков. Несмотря на пикантную подоплеку сюжета, события отображены целомудренно и эстетично. Глубина прочтения сюжета выше всяких похвал. Естественно, как и и любое другое произведение искусства, фильм рассчитан на интеллектуала, эстета и, вероятно, англомана, поскольку есть немало поклонников британской культуры как в самой Британии, так и за ее пределами. Пожелаем им приятного просмотра. И последнее: в фильме затронуты проблемы супружеского долга, моральных обязательств, женской чести и ее конфликта с природой. Героиня фильма, как и ее прототип, достойно вышла из трагического конфликта, в котором оказалась по милости обстоятельств. Можно провести параллель между ней и героиней экранизации пьесы Островского 'Сердце не камень', где жена престарелого купца хранит верность мужу, но при этом любит молодого приказчика, оставляя за собой право на сильное чувство и надежду на его реализацию, но достойным образом. Вечные ценности, победа чувства и разума над животным началом - все то, что пытается вытравить из сознания человека современные масс-медиа. Как оказалось, безуспешно. Жив курилка! Есть еще среди кинематографистов художники классической школы, несущие традиции высокого искусства в хижины и вертепы, мечущие бисер и звонящие в колокола...
Это совершенно простая история. Такая простая, что и подумать, кажется, нельзя о том, чтобы снять об этом фильм. Совершенно определенно, в мире происходит что-то необычное: люди хотят снимать и смотреть или катастрофически бурные экшены, или совсем тихие и невыразительные на первый взгляд картины.
К слову, картина. Это ведь именно картина, полотно – искусство в чистом виде, без каких-то особенных приемов, но так чисто выписанная и такая при этом удивительно невнятная, замечательно никакая, как акварель, растворенная туманом… Нет, это и правда искусство par excellence, и все составляющие фильма хороши сами по себе: актерская игра доведенная до тихого совершенства благодаря чудесной Дакоте Фаннинг, операторская работа, работа художника по костюмам и декоратора – и конечно режиссерская работа, чтобы собрать все это воедино. Кажется, что Ричард Лэкстон, снимавший до этого исключительно сериалы, не снимал никогда ничего вовсе, так свежо выглядит «Эффи». Нет, конечно, сюжет этого фильма можно пересказать одной фразой – но «Эффи» не станет от этого хуже. Ну, скажем: это фильм о неравном браке. Или так: девушка выходит замуж за старого придурковатого критика-богача и страдает. А потом встречает молодого художника… «Помогите моей жене, мистер Эверет!..» Чудо-фраза, определяющая многое в этом фильме. И ничего не происходит.
В этом фильме правда мало что происходит. Хотя герои постоянно куда-то переезжают, разговаривают, страдают... Много длинных планов (не Джейлан, конечно, но вспоминается в эти моменты почему-то именно он), много красивых пейзажей, короткие диалоги, табу на прикосновения и ни одного поцелуя за весь фильм, уж не говоря о чем-то большем… И кстати, никаких рыданий. Так, поблестят глаза от слез, и перестанут...
Это настолько необычное кино, что его впору было бы назвать арт-хаусным. И в то же время нет в нем натужности арт-хауса, нет этого обещания самому себе быть уникальным и не похожим ни на что виденное раньше… Нет, оно по-настоящему интересно порой, а порой – по-настоящему скучно. И привлекает оно, похоже, именно этой своей честностью.
Вот, в общем-то и все. Добавить можно разве что еще немного об актерах. Американка Дакота Фаннинг едва ли не лучше всех true-англичан в этом фильме. Грег Уайз настолько отвратителен, что даже не пытаешься понять, чего ж он все-таки никак не займется сексом со своей прекрасной юной женой. Даже не возникает вопроса, чего он вообще женился – так он мелок и мерзок… Только поневоле начинаешь задумываться, как же живет с ним в реальном – не киношном – браке актриса Эмма Томпсон... Она, кстати, единственная вызвала у меня в этом фильме когнитивный диссонанс – слишком ее кожа загоревшая, слишком губы перламутровы и вообще она вся немного слишком для 19 века…
Советовать этот фильм – это все равно, что приглашать прогуляться в тумане. Кому-то холодно и зябко, кому-то ничего не видно, а кому-то дышится легче и сказочно на душе. «Эффи» невероятно атмосферная и чистая работа. И очень, очень красивая.
Отвлекаясь от реальности персонажей фильма, а также того факта, что в истории остался Рёскин, а на его бесправную жену практически всем наплевать (что тогда, что сейчас), 'Эффи' - удивительно точное кино о том, как юная дева по наивности выходит замуж за чудовищное в своих масштабах скопище мужских недостатков.
Начнем с того, что у муженька 'оказался' очень богатый внутренний мир, крайне богатый, излишне богатый. Будь Эффи современной девушкой, она бы четыреста раз подумала, прежде чем связываться с человеком, задаривающим даме сердца сказки. Люди искусства, даже если это всего лишь критики - товарищи в целом сложные, даже когда они женщины. А уж творческий мужчина - это и вовсе кот в мешке, и речь даже не о том, что возлюбленная всегда будет на втором месте (в лучшем случае), а скорее о том, что редкого мужчину богатая духовная жизнь не превращает в существо, абсолютно не приспособленное для того, что называется 'нормальным браком'.
В наше просвещенное время самодостаточная женщина может составить с подобным персонажем неплохой тандем, если продолжит заниматься своими делами и будет воспринимать дражайшего супруга как приятное, но необязательное дополнение к своей и так в целом неплохой жизни. Во времена же многоуважаемого господина Рёскина чуть ли не единственной радостью прекрасных дам была забота о муже и детях. И в этот момент мы плавно переходим ко второму источнику страданий новобрачной.
Свежеиспеченый муж оказался еще и маменькиным сынком. Властную мамашу хлебом не корми - дай погиперопекать сыночка, а тот и рад. Причем делиться своим сладким беременем старшая госпожа Рескин не собирается, а те крохи заботы, которые она считает ниже своего достоинства, вроде заштопывания рубашек, доверяет только проверенным временем слугам. Ну что тут делать юной деве в те времена, когда фитнеса, спа и прочих развлечений для содержанок богатых мужей еще не придумали, а многочасовой полировкой ногтей она в жизни не увлекалась?
Ну да, разве что завести своего собственного ребенка - может, хоть об этом дадут немного позаботиться. Но с этим, в общем, тоже не вышло. Трагедия, что ни говори.
'Ударная' игра леди Фаннинг, впрочем, несколько снижает градус сочувствия, которое любой нормальный человек будет испытывать к попавшему в подобное положение, но даже если вы не увлекаетесь викторианской эстетикой и драмами богатых бездельников, фильм стоит посмотреть хотя бы для мотивации. Посмотришь так - и сразу радуешься, что у современного человека так много занятий и возможностей при полном отсутствии необходимости жениться/выходить замуж.
В драме Ричарда Лэкстона совсем немного прерафаэлитов (один, если быть точной), так как лента его, в конце концов, называется «Эффи Грей», а не «Данте Габриэль Россетти» или «Джон Уотерхауз».
Сюжетом картины послужила скандальная – в своё время – история брака Эффи Грей и Джона Рёскина. Когда они познакомились, Эффи была ещё совсем девочкой. В ожидании её совершеннолетия, Джон писал для Эффи истории и обсуждал с ней искусство. Вот, наступает счастливый миг, которого они так долго ждали: играет нежная музыка; перед лицом Господа я беру в жёны; я люблю его, он увезёт меня в Лондон… Что произошло потом доподлинно не известно.
Разница ли в возрасте, различие в темпераменте, уровень образования, влияние родителей Рёскина – что из этого привело их брак к краху, разрушило, не дав ему начаться? Лэкстон не даёт однозначного ответа, предлагая каждую из версий, или все сразу – как возможные.
Фильм Лэкстона – не смотря на «Офелию» Милле на постере – исключительно о любви и жажде её. Юная героиня расцветает в предчувствии скорого исполнения заветного желания и светится ярче венчальных свечей. Она же начинает засыхать и сереть, словно роза, срезанная и поставленная в дорогую вазу. Она ещё тщиться пробудить в супруге ответное чувство, тщится быть счастливой, но начинает понимать, что, кажется, совершила ошибку, и увядает запертая под надзором в позолоченной клетке. Изнывая от тоски и безысходности, Эффи уже смирилась с тем, что всю жизнь ей придётся прожить с чувством совершённой ошибки. Она надеялась, как нежная повилика обвить старый дуб и все дела, но в этом саду за цветами следит исключительно старшая миссис Рёскин, которая умело орудует ножницами и срезает лишнее. Когда казалось, что одинаковым серым дням не будет уже конца и последние лепестки уж скоро облетят… «Помогите моей жене, мистер Эверетт», - сказал заботливый супруг, и оказалось, что нежный цветок ещё можно реанимировать.
Признаться, мне не хватило в этом фильме искусства и характеров. «Эффи» - красивая, занятная, хорошая костюмная мелодрама, не больше, но и не меньше. Не смотря на то, что в заглавие вынесено имя героини, именно Джон Рёскин получился более ярким и выпуклым, что ли, образом. Особых претензий к актёрской игре Дакоты Фэннинг у меня нет, мне показалось, что её образ слабо именно продуман: её героиня – тривиальная провинциальная барышня в ожидании чуда. Хотя, в конце фильма она приобретает решительность и становится более активной участницей событий, переставая быть безвольным цветком, который каждый может переставить, куда ему угодно.
Возможно, вам показалось, что в моём отзыве было слишком много цветочных метафор, но, поверьте, их было меньше, чем поэтичных шотландских пейзажей и заплаканных глаз Фэннинг в фильме.
P. S. К слову сказать, Ричард Лэкстон является одним из режиссёров сериала «Детективное агентство Дирка Джентли» 2016-2017 гг. по Дугласу Адамсу, в котором роль Дирка Джентли исполнил Сэмюэл Барнетт, который, в свою очередь, сыграл Джона Милле в «Отчаянных романтиках».
Очень красивый, атмосферный фильм с шикарными видами Англии и Шотландии.
Как время идёт: Дакотка уже совсем взрослая, уже и замужнюю играет. Было очень и очень жаль её героиню - такая молодая и попала в заточение, ожидала принца, а получила гадкую лягушку. Я ей очень сопереживала, сделала бы ровно то же самое на её месте, хотя в то время это, наверное, казалось нонсенсом.
У ТомаСта там такой поэтичный, романтичный образ художника и по совместительству защитника героини, что закачаешься.
Но конечно, как и всегда в таких фильмах, всё так холодно, по-английски чопорно и скучновато. Но я знала, на что шла, когда начала смотреть. Так что впечатление, в целом, удовлетворительное. Смотреть любителям костюмированных, истинно английских фильмов про превратности любви.
Редкой красоты кинополотно, скорее даже ожившая живопись, особенно сцены на фоне природы, отсылающие к прекрасным пейзажам Джона Эверетта Милле, прерафаэлита, которые, в свою очередь, четко отсылают тебя к 'передвижникам', особенно к А.А. Шишкину с А.К. Саврасовым (к нему особенно).
А чего, собственно, удивляться, если снимал фильм Эндрю Данн, работавший с гениальным Олтманом 'Госфорд-парк' (одного этого было бы более чем достаточно!), но ещё был и невероятный по силе воздействия Good Висенте Аморима, Mrs.Henderson presents Стивена Фрирза, Stage beauty Ричарда Эйра...
А ещё сценарий, написанный Дэйм Эммой Томпсон, и она сама в очень яркой роли леди Истлейк, ее муж Грег Уайз в роли апологета прерафаэлитизма, критика и писателя Джона Рескина, Дэвид Суше, дивная Дама-Командор Джули Уотерс, Робби Колтрейн и Клаудиа Кардинале, впечатляет ' подарочный набор', не так ли?
Старшая из сестричек Фаннинг в роли музы Юфимии Грей (чудесная, очень чувственная и тонкая работа - могла на ее месте оказаться Сирша Ронан (было бы прекрасно, но иначе) и Кэрри Маллиган (слава богу, что нет!).
Дакота в этой роли так точна в этой своей заторможенности, передавая нежность и фарфоровую хрупкость наряду с качественными мозгами и внутренним стержнем, ибо в викторианской Англии женщины, отказывающиеся от подчинения мужу и его семье, а ещё когда своих средств нет - то пути всего 3: в бордель, в Темзу (ну или какой еще водоем поблизости), в работный дом, откуда путь только на кладбище.
Чудесный, изящный, улыбающийся, с полупрозрачной кожей, ясноглазый, с кудрями и бородой (что твой Джеймс Патрик Пейдж образца 1970 года), переигравший массу великих от Джорджа Гордона Байрона до Генриха VI, мистер Томас Сидни Джером Старридж в роли Джона Эверетта Милле, который там то в чем мать родила по берегу ходит, то, задыхаясь от ярости к Рескину и любви к его missus, портрет Рескина-старшего под дождем среди холмов Шотландии пишет.
Красивейшая с точки зрения чистого, дистиллированного искусства картина Ричарда Лэкстона, когда 'картинка', построение кадра, cast, костюмы, декорации, натура и эпоха, возможно, даже важнее, чем сценарий и диалоги героев. Разумеется, Эмма Томпсон была и остаётся блестящим сценаристом и выпускницей Кембриджа, и тут она свою работу выполнила как всегда на 'А'. Тем, кому не хватает истинной красоты, эстетики и подлинного искусства в каждой детали, а не чего-то пережеванного, адаптированного и банального - welcome on board.
Однобокая и хромоногая история получилась, на мой взгляд.
В целом фильм создан для создания атмосферы и призван в основном передавать настроение главных героев, сюжет здесь служит исключительно остовом и питательной средой для этих самых настроений и эмоций. Фильм скуп на слова и медитативен, большое количество времени Вы будете в тишине наблюдать за внутренними переживаниями персонажей. При таких вводных подбор актеров особенно важен, и Дакота Фаннинг, на мой взгляд, справилась хорошо. Тянуть большую часть хронометража фильма про личные переживания, не имея в арсенале ни эмоциональностини персонажа, ни его многословности, ни емкости и хлесткости реплик, согласитесь, довольно непросто, при этом она все же умудряется донести то, что происходит с ее героиней.
Далее о сюжете. Как мной уже было сказано, сюжет здесь не является главным, так что я не буду избегать его обсуждения. Непосредственно к самому сюжету у меня претензий нет, зато они есть к изложению истории и расставлению в ней акцентов.
Некоторым поворотным моментам уделено слишком мало внимания, а на некоторых второстепенных, напротив, чрезмерно концентрируются. Сцена первой брачной ночи получилась плоской, а ведь это один из основополагающих моментов фильма. Что и почему перещелкнуло в голове Рёскина не показано, сцена вышла скупой и невыразительной в плане его восприятии момента. Возникновению романтических чувств в отношениях Эверета и Эффи тоже уделено недостаточно внимания. При этом, надо отдать должное, хорошо передано, как меняется отношение Эверета к Джону, как зарождаются и стремительно крепнут антипатия и отвращение и попутно возникают сочувствие и симпатия к Эффи. Но романтическая составляющая на этом фоне потерялась. Совершенно напрасно уделено такое внимание последней сцене с Рёскиным. До этого отсутствие половой жизни служило дополнительным фактором в и без того тяжелых отношениях, далее оно стало средством достижения Эффи желаемой свободы, но в последней сцене на этой теме зачем-то был поставлен жирный восклицательный знак без особой на то нужды. Из-за этого намеренно сделанного акцента создается впечатление, что это действительно было корнем проблем взаимоотношений главных героев, а вовсе не отношение Джона к жене как таковое. Да и в сюжетном плане эту сцену вполне можно было бы урезать до бездиалогового вручения документов, фильм ничего бы не потерял. Зато плюнули 'импотентом' в Рёскина, даром что до выразительных жестов в адрес всего семейства не дошли, тоже было бы не менее уместно.
В плане раскрытия персонажей и характеров фильм вышел поразительно однобоким и черно-белым. Джон Рёскин плохой. Родители Джона Рёскина плохие. А остальные молодцы.
Помимо этого, у меня сложилось впечатление, что режиссер так до конца и не определился, про что у него фильм. По всему выходит, что это драма о взаимоотношениях, но периодически он вспоминает, что у него тут Рёскин и Миллес, и начинает швыряться картинами прерафаэлитов.
Я ждала этот фильм и не могу сказать, что жалею о потраченном на просмотр времени, но пересматривать и рекомендовать не буду.
Если верить Википедии, то Эмма Томпсон далеко не первая, кто решился облечь в художественную форму скандальную (для того времени) историю брака критика Джона Рёскина и Эффи Грей, которые развелись ввиду нежелания Рёскина консумировать отношения. Наверное, тогда, в Викторианскую эпоху, подобное и считалось чем-то из ряда вон выходящим, сейчас же, полтора века спустя, рассказ об этом не вызывает ничего, кроме зевоты, за исключением, пожалуй тех, кто интересуется творчеством прерафаэлитов, да и то вряд ли. Исходя из этого, совершенно непонятно, чем эта устаревшая и откровенно говоря, скучная история могла так заинтересовать Томпсон, что она аж сценарий написала. После изобретательных 'Разума и чувств' и дилогии об ужасной няне, данный байопик эквивалентен шагу назад.
'Эффи Грей' - это, безусловно, неудачный фильм, но плох он ни сценарием, ни качеством постановки, а тем, что в события на экране не вызывают никакого эмоционального отклика: всё так серо и безжизненно, что по прошествии ста минут, когда появляются финальные титры, в голове вертится один вопрос: 'Для чего это всё было снято?'. Полное представление об этом фильме можно получить элементарно ознакомившись с любой статьей, посвященной данной теме. Авторы тут не пытаются отыскать второе дно или как-то поглубже вникнуть в историю. Всё просто как дважды два: юная Эффи выходит замуж за мужчину, которому хорошо за 40 (хотя реальный Рёскин был всего лишь на 9 лет старше своей жены); он отказывается лишать её девственности; она страдает, чувствует себя неполноценной и неудовлетворенной (во всех смыслах); ну, и всем известный финал. Эффи тут невинное дитя, больше похожее на фарфоровую куколку, Рёскин производит впечатление человека, у которого не все дома, его родители - деспотичные тираны, а Эмма Томпсон сильно переигрывает. Возможно, если б это кино снимали для ТВ или же в качестве эпизода 'Отчаянных романтиков', сократив, при этом, этак на час, то всё было бы не так уж печально, а так, вышло чуть ли не полное фиаско.
И так «Эффи Грей». Фильм повествует о юной девушке, вышедшей замуж за известного критика Джона Рескина. Эффи красива, молода, и как бы с браком ей повезло. Ее муж известен и богат, и она неслыханно рада столь удачному выбору. Но, есть одно но! Критик не любит и не желает ее как женщину, в целом она для него словно красивенькая вещь. Персонаж Грега Уайза безумно увлечен собой, и своей работой. Брак для него чисто формальность. Он настолько живет любимым делом, что даже детей заделать жене не успевает. Точней не хочет. Ее тело внушает ему отвращение.
А на дворе не те годы, когда можно спокойно послать мужа, если он чем-то не угодил. Давление общества на женщину сильнейшее, и развод, по сути, невозможен. Эффи живет в чудесном замке. Но, она томится в нем, она несчастна. Но, У Эффи не остается иного выхода, кроме как покончить с положением нелюбимой жены, и бесправной марионетки. Тем более, появляется на пути то, что пробуждает в ней настоящую женщину.
Идея, затертая до дыр, была реализована в наихудшем формате. Честно, говоря, лучше посмотреть какой-нибудь (достойный) латиноамериканский, или турецкий сериал, где хотя бы такие темы как любовный треугольник, обыгрываются на порядок выше, и актеры стараются. Претензий к Эффи полно.
Во-первых, это сверхстереотипное кино, драматическая составляющая которого оставляет желать лучшего. Лично у меня данное творение никаких эмоций, кроме скуки, и желания поспать не вызвало. Во-вторых неплохо созданная викторианская эпоха ( костюмы, действия актеров, работа оператора, музыкальное сопровождение) рождает в тебе постоянно чувство де жа вю. Такое ощущение, что Эмма Томпсон просто взяла самые известные романтические фильмы, повествующие о той эпохе, пересмотрела, и решила от каждого взять что-то по чуть-чуть, внеся еще и свою тему, попахивающую страстями из бульварного романа.
Все, что было показано: угнетение женщины, бесправие, желание вырваться из под гнета, и иметь свой голос, обретение любви и счастья, мы уже увидели 10000 раз в других фильмах. И обыгрывалось это именно в подобном ключе. Не зря, уже сейчас кинокритики отмечают, что кино пустое. Я бы сказала, кино слишком типичное, шаблонное.
Забавен момент, когда у Эффи начинается катарсис, что было исполнено Фэннинг просто отвратительно. Ее бледное, скучающее, апатичное лицо на протяжении почти всего фильма должно было говорить зрителям, что у девушки что-то наподобие депрессии. В каждой сцене, где Фэннинг появлялась, она прямо таки пыталась всем своим видом кричать зрителю «Смотрите, я беправна. Смотрите, я безмолвна и грустна, у меня почти нет выхода». Но, прости, дорогая Дакота, не могла бы ты продемонстрировать это как-то иначе? Как-то достало уже это выражение лица- смесь скуки, пофигизма и апатии. Посмотри хотя бы на игру Кирстен Данст в Меланхолии. Там она тоже почти безмолвна, но депрессия, боль, страдания, и тревоги у нее ярко-выраженные.. Во всех последних фильмах, ну просто уничтожающих твою карьеру актрисы, было именно это самое дурацкое выражение скучающего лица. Причем подолгу. И оно приелось! А ведь тебя несколько лет назад называли самой перспективной молодой актрисой.
Думаю, что еще пара-тройка таких ролей, и Фэннинг забудет о возможности играть ведущие роли в хорошем кино. А на деле, просто хотелось поскорей выключить данный скучнейший фильм, с закосом под мыльную оперу из латинской Америки.
Да-да, хочу отметить, что Грей Уайз сыграл хорошо. Лично я поверила в этот образ нарцисса-карьериста. Мужчины, которому позволено многое, если не все, в виду особого статуса.
О, да, стоит отметить, что в мыльных операх отношения между влюбленными порой показаны в 500 раз лучше, чем развитие любовной линии в Эффи Грей. Между Дакотой и Стерриджем совершенно отсутствует химия.