К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Редмонд Барри был влюблён в свою кузину. Но та предпочла британского офицера. На дуэли Барри подстрелил обидчика. Стремясь избежать наказания за убийство, он сбегает из родного дома в Ирландию. За неимением средств к существованию, Барри вступает в армию. Так начинаются приключения амбициозного подонка, готового на всё, чтобы сделать свою жизнь лучше.

Жанр приключений я люблю больше всего. И я рад посмотреть несложную историю простого героя, который помогает людям, сражает драконов, любит своих друзей или свою принцессу и, в конце концов, достигает вершины. Примером идеальных приключений могу назвать истории Геральта из Ривии, Гона Фриггса, Арьи Старк, Балиана и Гарри Поттера. Как видите, таких историй всего пять. Далеко не каждое приключение способно меня так зацепить. Надо признать, что и история Барри мне поначалу нравилась. Мне казалось, что из этого подлого труса однажды может выйти настоящий герой. Но, с развитием истории, Барри становился всё хуже и хуже…

Его путь героя не доставил никому радости. Когда Редмонд Барри становится Барри Линдоном, он перестаёт быть человеком. Вместо трусливого мальчика лицемер и монстр, упивающийся своими новыми возможностями, властью и деньгами. Ну, и что вы думаете я полюблю историю про вот такого человека? Конечно, нет.

Фильм идёт 3 часа, и тот факт, что я смотрел три часа не отрываясь, поражает. Ведь человек мне неприятен, и всё же сюжет этого фильма был хорош. Мне чуть-чуть полюбилась эта драма Барри Линдона. Ведь она во многом поучительная. На плохом примере человек может научиться тому, каким быть не нужно. Подлость Барри не привела его к хорошему концу. И это правильно. Кроме того, это достаточно реалистичное завершение истории обыкновенного подонка.

Но даже эти драматические приключения не могут соревноваться с главным достоинством фильма. «Барри Линдон» в 1976 году взял 4 «Оскара» за декорации, музыку, костюмы и работу оператора. Эстетика фильма захватывает дух. Сочетание почти всех главных составляющих атмосферы просто заставляет наслаждаться фильмом про этого беспринципного человека. И этот фильм – украшение всего кинематографа.

7 из 10

22 ноября 2024 | 22:45
  • тип рецензии:

Ирландия

XVIII век

Редмонд Барри /Райан О`Нил/ - простой парень с большими мечтами и романтическим сердцем, живущий с овдовевшей матерью

Трёхчасовая картина Стэнли Кубрика представляет собой описание приключений Редмонда, который, как нетрудно догадаться, в процессе жизни сталкивается с различными людьми, попадает в разные ситуации и постепенно меняет свой характер и мировоззрение. Поскольку упоминание любых других персонажей будет являться спойлером, говорить о них я не буду.

У Кубрика я смотрела только «Сияние» и потому почему-то /как дура/ решила, что режиссёр этот во всех своих фильмах нагнетает переживательности и предпочитает нечто ужасненькое. «Барри Линдон» же поразил меня своей картинкой, приёмами, музыкой, костюмами и великолепными затяжными кадрами, снятыми на натуре.

Читала, что Кубрик специально не снимал в построенных декорированных павильонах и искал костюмы для картины на полотнах художников XVIII века. Он добился достоверности, снимая всё в реальных замках, парках, лесах, полях. Кроме того, и свет особо не ставили, снимая в настоящем освещении – свечи, свет из окон и т.д.

Оттого всё смотрится весьма очаровательно. Ты практически проваливаешься в этот исторический период, забывая о том, что перед тобой художественный фильм. Артисты все сыграли великолепно, не думала, что Райан настолько хорош. Видела его в «Истории любви», но там и роль-то у него соответствующая романтическая, а здесь он и невинный юнец, и развращённый гад с невинными глазами.

Красивый, интересный, наполненный постоянным действием фильм, насыщенный при этом затяжными кадрами и сценами с крупными планами артистов, играющих в эти моменты одними глазами, что я очень люблю. Рекомендую.

02 января 2024 | 11:55
  • тип рецензии:

«Барри Линдон» - это история ирландского аристократа-авантюриста XVIII века, прототипом которого послужил реальный персонаж из мелкого англо-ирландского дворянства. В ней этические нормы не могут быть сопоставлены с жизнью, ибо сама жизнь может обойтись без этих самых норм. Но может ли человек со своей судьбой противостоять нормам общества своего века? Погибельна лишь только мысль о том, кем человек должен быть, и кем он стал в итоге. Барри – странник, которому будет не суждено встретиться с собственной жизнью, ведь она – не что иное, как погружение его «Я» в то, что он не представляет, а лишь подстраивается под обстоятельства жизни. Драма этого человека в том, что он свободен по отношению к своему «Я» или так называемой судьбе. Он может отказать своему «Я» и идти наперекор судьбе, и тогда жизнь и реальность меняются местами коренным образом. Но к психологизму характеров главных героев и эпохе мы вернемся чуть позже, ведь говорят о фильме все же по другой причине.

«Барри Линдон» - это самая совершенная картина Кубрика с завораживающей операторской работой. Фильм снят при естественном освещении, как и сцены в замке в «Тропах славы», то есть без павильонов и современных интерпретаций костюмов. Такой подход имел место быть в нереализованном проекте Кубрика «Наполеон», с которым он обращался к продюсерам в 1968 году. Минимум расходов и максимум качества. Использование сверхскоростных объективов и минимум осветительной техники. С помощью объектива f/0.7 мы наблюдаем изумительные кадры замков, усадеб и плавный проход по большим комнатам. Кроме исторической достоверности от пудры до зубных щеток на экране, мы видим огромное влияние на режиссера творчества Шардена, Ватто и Цоффани. Леди Линдон, которую играет Беренсон, как будто сошла с портрета Гейнсборо, также видны черты ее сходства с героиней Мангано в «Смерти в Венеции»: та же безмолвность и пудра на лице.

Трудно спорить с Фредериком Джеймисоном, что картина Кубрика - это пастиш, то есть холст, на котором Кубрик создает свое особое застывшее время. Все действие тянется очень долго от первой дуэли Барри и его грабежа разбойниками до службы в британской армии и грабежа формы и лошади у офицера, дезертирство, ужин с немкой и вступление в прусскую армию, и, конечно же, разъезды по Европе. Вторая половина фильма вообще растягивается еще больше за счет диалогов, которые персонажи произносят, будто играя на сцене, и говоря языком классической литературы.

Но что парадоксально, первая часть, которую можно уподобить плутовскому роману, проигрывает второй части с ее фрейдистским анализом отношений двух маменькиных сынков, представленных не без доли иронии великого сатирика Кубрика.

Я не раз признавал, что Кубрик – великий шахматист от мира кино, который раз за разом разыгрывает свою гроссмейстерскую партию, и область кинематографии для него – большая доска для экспериментов. На протяжении всего фильма режиссер испытывает возможность заглянуть в век, где не было фотографии: он сделал своих персонажей призраками, застывшими на живописном полотне. Траурной тон эпохи и людям-призракам придает музыка барокко: Гендель, Бах и новая вариация «Сарабанды» Шуберта, их использование в фильме и регулярное повторение фрагментов Розенмен назвал бардаком, затянутым и нудным произведением. Пересматривая спустя несколько лет «Линдона», подобного не заметил и все три часа сидел завороженный, как будто очутившись в художественной галерее, где бонусом мне играет классическая музыка богов.

Как и Теккерей, Кубрик сравнивает своих персонажей с марионетками, только постановщик сделал Барри не таким болтливым, как у Теккерея, не бьющим свою жену и с угрызениями совести. Однако, этические нормы не могут быть сопоставлены с жизнью, ибо сама жизнь может обойтись без этих самых норм, и Кубрик это прекрасно понимает, и потому главный вопрос фильма: «Может ли человек со своей судьбой противостоять нормам общества своего века?» Но, как и Теккерей, Кубрик не желает заниматься морализаторством высшего и среднего класса, предпочитая задавать вопросы, нежели давать четкие ответы.

Ненормальность - вот та стезя, в которой кроется гений Кубрика. Кто он, Бог или шутник, который заставляет бедного Барри так полюбить свою кузину, чтобы в итоге взорваться во время трапезы. Институт семьи в понимании Кубрика - тот же неотъемлемый способ заработка, как и многие другие. В этом - вся ирония режиссера, он смеется Барри в лицо со всей его мужественностью и таким необязательным покиданием дома матери. Этим фильмом Кубрик подтвердил, что он – не только великий художник, но и не менее талантливый сатирик. Он смеется над грязью в армии, над бессмысленными клятвами в любви, которые бросают друг другу совсем незнакомые друг другу люди. Переходы из отшельничества в армию пруссаков – все это настолько бессмысленная суета...

Влюбленность богатой особы, которая обретает это чувство всего за шесть часов знакомства с Барри... Потеря сына и дележ всего и вся – вот вся ирония гения кинематографии, уловившего суть человеческого бытия, что нет ни победителей, ни побежденных, что все равны. Подобно любимому ученику Моммзена, Кубрик перенял у первого концепцию и следует ей в «Барри Линдоне»: «Историю следует писать с гневом и пристрастием». И так печально, что мы не увидели эпос под названием «Наполеон»…

07 марта 2023 | 09:31
  • тип рецензии:

Немного нарушим хронологию исследования и вместо «Заводного апельсина» рассмотрим следующий за ним фильм Кубрика «Барри Линдон», имеющий в кинокругах как восторженных сторонников вроде Мартина Скорсезе, так и противников вроде Стивена Спилберга, отпустившего в адрес этой картины всем известную шутку. Исследователи данной картины, в частности советский киновед Владимир Дмитриев, в заметке, посвященной Кубрику для кинословаря, отмечал некоторую общую рассудочность замысла режиссера и его исполнения, приведшему к «утверждению неминуемости победы смерти и времени над жизнью». С этим нельзя не согласится, тем более, что фильм лишен какой-то особой, присущей лишь Кубрику композиционной динамики: «Барри Линдон» же – кино хоть и чрезвычайно живописное, но статичное, в чем-то мертвое (и этим оно рифмуется с «Космической одиссеей», потому мы и рассматриваем этот исторический фильм сразу после нее).

Взяв на главные роли Райана О`Нила и Маризу Беренсон – актеров, исполненных утонченной, но холодной красоты, постановщик сразу же, с первых кадров дал зрителю понять, что перед ним расчисленное и механическое кино, кино, созданное биокомпьютером (как называет Кубрика один мой друг) в не меньшей степени, чем «Космическая одиссея». Однако, тем не менее, это кино значимое для истории искусства вовсе не только своей технической стороной (в частности использованием для камер специальных линз, применяемых NASA, позволяющих снимать при естественном освещении даже при одних свечах), а именно психологической глубиной. Да, Вы не ослышались! При всей скупости эмоций, статуарности, мумиподобности персонажей, во всех них клокочет жизненная сила, сдерживаемая английскими условностями и церемониями. «Барри Линдон» - исключительно английское кино, но такой критический взгляд за нацию Туманного Альбиона мог возникнуть только извне (впоследствии эстафету у Кубрика возьмет Джеймс Айвори, «самый английский из американских» режиссеров).

Данная картина в первой своей части чрезвычайно сложна по интонации: в частности в пафосных и мелодраматических сценах Кубрик использует иронию Теккерея для снижения впечатления у зрителя (в частности сцене ночлега Реймонда у немки). Вторая часть же почти напрочь лишена иронии, полна обреченности и меланхолии. Благодаря этому можно сказать, что перед нами – само богатство оттенков жизни: жажда нового в начале, готовность свернуть горы у истока жизни и обреченность судьбе при ее конце. Главный герой «Барри Линдона» - во многом антигерой не меньше, чем Алекс в «Заводном апельсине», ведь его заботит не любовь и даже не самореализация, а исключительно корыстные цели обустроиться в жизни, жажда более высокого социального места. Именно эти планы, а вовсе не жизнь, как считает Дмитриев, и попирает у Кубрика смерть. Для этого и нужна завершающая цитата из романа Теккерея, что так жили злые о добрые, богатые и бедные, а «теперь они все равны».

Равны перед лицом смерти, разрушены все их планы обмануть судьбу, подставить ножку другому, обосноваться в жизни и занять в ней ведущее положение – все это перед лицом смерти ничто, считает Кубрик. Все эти чины, звания, титулы, все, что образует жизнь Великобритании во все века, - ничто. Вот верный итог «Барри Линдона», а вовсе не торжество смерти над жизнью. Вместе с оператором Олкоттом Кубрик добился потрясающей визуальной аутентичности изображаемых событий: герои будто живут в ожившей картине (именно поэтому фильм статичен, он ритмично приближен к изображаемой эпохе), также и музыка Баха и Генделя невероятна в своем выразительном подчеркивании режиссерских мыслей и концепций о тщетности стараний человека материально обосноваться в мире перед лицом смерти.

Особенно, конечно, удалась, так восхитившая Скорсезе, сцена соблазнения Реймондом своей будущей жены: здесь только музыка, аккуратный монтаж, съемка при свечах и клокочущие под слоем церемоний эмоции. Почти ни одного слова! И как выразительно, как точно, как прекрасно! «Барри Линдон» - исключительно красивое кино и самой сути, самом нутре Великобритании, в которой возможно все кроме сословного равенства. Это очень неудобное для самих англичан кино, которое они сами никогда не снимут, ведь здесь столько иронии и критики в адрес того, чем они привыкли гордиться. Но более того, «Барри Линдон» - это еще и философское кино о том, что невозможно обмануть судьбу и жить на земле вечно, придаваясь удовольствиям и идя лишь верх по карьерной лестнице. Кино о том, что человек должен ставить себе соответствующие своей природе цели, иначе жизнь, судьба его накажет, а смерть все отберет.

Вместе с тем это действительно технически невероятно смелое кино, подлинная аудиовизуальная симфония красок и звуков, медленное по темпу, даже медитативное, но награждающее всякого зрителя нетривиальностью своих концептуальных выводов, своей жизненной мудростью и критиков всех возможных социальных и психологических условностей, призывающее зрителя к свободе в духе и жизни ради высоких, благородных целей, а не ради низменного расчета и корысти.

19 января 2023 | 18:05
  • тип рецензии:

Галантная Европа XVIII века, в которой даже Семилетняя война идет с галантным размахом. А в это же время в ирландской глуши начинает свое медленное восхождение молодой парнишка Редмонд Барри. Парень, в общем-то, без особых достоинств, но и без жгучих недостатков. Крепыш. Настойчив. В меру впечатлителен. Особенно в общении с женщинами. Но судьба его закинет и в армию (да еще и не в одну), и в прусскую полицию, и в компанию французского картежника, но больше всего Редмонд будет желать статуса и признания высшего общества. Впрочем, к этим пожеланиям он придет значительно позже. А пока его история начинается в родовом доме, где он влюбляется в свою грудастую кузину Нору. Правда, у той уже есть респектабельный жених-капитан, но Редмонда такие мелочи никогда по жизни не будут останавливать.

Одно из самых необычных и одновременно эстетских произведений Стэнли Кубрика, который своих поклонников радовал появлением новой картины в среднем раз в пятилетку. Кубрик поставил дорогущую историко-костюмированную драму, очень вольно экранизировав далеко не самое известное произведение Уильяма Теккерея «Карьера Барри Линдона». По общему первичному антуражу эта лента чем-то похожа с другой британской картиной 1963 года Тони Ричардсона «Том Джонс», которому американцы с какого-то перепоя вручили даже «Оскар» за лучший фильм. Но Ричардсон снял плутовскую комедию, которую очень скоро забыли даже ее современники. А Кубрик… ну, Кубрик – это вообще режиссер другого уровня, и фильмы он делает совсем иного осмысления.

В фильме, казалось бы, есть и центральный главный персонаж, и приключенческая канва с частой сменой локаций, но все это идет именно фоном. Кубрик переносит зрителя в аутентичный XVIII век, в котором все взаправдашнее – от мельчайших деталей одежды до таких же мельчайших деталей интерьеров, включая волнительное музыкальное сопровождение. «Барри Линдон» - это ожившая картинка той эпохи, где главное место отводится архитектуре, пейзажам и манерности. Да, здесь есть и глубина осмысленности. Но и здесь Кубрик оригинальничает. Он не берет какую-то особо выдающуюся историю с динамикой, подводными камнями и неожиданными разрешениями. По сути, Кубрик пережевывает обычную историю обычного человека с обычными способностями, который необычно высоко взлетел, но обычно больно упал. И если первая половина фильма – становление Барри Линдона – изобилует сюжетными поворотами, то уже вторая часть – это роковая манерность, приводящая всех, включая зрителя, к ожидаемому и даже анонсированному закадровым голосом, падению.

При этом, что интересно, Кубрик даже не пытается выдерживать какой-то привычный для зрителя темпо-ритм. Все три часа действа сюжет льется медленным киселем. Прогулки, беседы, лицезрение героев, интерьеры поместий, и снова прогулки и томительные взгляды. Здесь все также медленно, как и в настоящей жизни. И, тем не менее, фильм не отпускает. Кубрик с самых первых кадров заманивает в этот дивный XVIII век, и картинка уже преобладает над сюжетом, в котором злоключения главного героя кажутся только дополнительным бонусом.

Еще одна интереснейшая особенность фильма – режиссер не делает из главного героя, очень недурственно исполненного Райаном О’Нилом персонажа с преобладанием каких-то одних – положительных или отрицательных – качеств. Редмонд в каждой истории разный. Вначале инфантильный дурачок. В армии – крепыш, умеющий набить морду верзиле и проявить себя в бою. С женщинами – нечестен и эгоистичен, но одновременно и маменькин сынок. С пасынком – груб и необходителен, однако благороден в момент дуэли. Трогателен с родным сыном. И вот в этой многогранности он и интересен. Персонажи, окружающие главного героя, естественно, менее комплексны и демонстрируют именно те свои качества, с которыми в данный момент взаимодействует Редмонд. Но каждый герой у Кубрика по-своему колоритен, а самое главное, все они создают единый ансамбль той остановившейся во времени эпохи рококо, которую встряхнет только наполеоновское время.

Эстетски очень красивое кино. И что особо показательно, ничуть не устаревшее по своему восприятию.

7.5 из 10

04 июня 2022 | 08:30
  • тип рецензии:

'Барри Линдон' - исторический кинофильм кинорежиссера Стэнли Кубрика 1975-ого года. Сюжет повествует о простом ирландском парне Редмонде Барри, застрелившем на дуэли английского офицера, который затем был вынужден скитаться по самым разным уголкам Земли.

Сразу скажу: я разочарован. Кроме дотошно проработанных деталей эпохи XVIII века, классической музыки, которая даже редко появляется и не цепляет, потрясающей актерской работы не вижу режиссерского почерка Стэнли Кубрика. Реально очень скучно, нудно, неинтересно. Даже, признаюсь, не смог его досмотреть, а такое очень редко бывает. Здесь Вы не увидите каких-либо характерных для Стэнли Кубрика скрытых сложных метафор и очень глубокого посыла. Сам не понимаю, почему зрителям 'Барри Линдон' больше нравится, чем такие отличные фильмы, как 'Сияние' 1980-ого года и 'Заводной апельсин' 1971-ого года. Уверен, что если бы книга, по мотивам которой Стэнли Кубрик сделал свой фильм, была бы широко известной и прекрасно написанной, зрители так же бы негодовали от несоответствий фильма от книги, что и произошло с другими перечисленными мной фильмами. Сколько же вам нужно повторять: фильм не должен полностью соответствовать книге и быть лучше, чем она!

Смысл, как я понял, заключается в том, что опрометчивые решения могут привести к достаточно неприятным последствиям.

Рекомендую смотреть только историкам, которым нравится качественное погружение в историческую эпоху.

6 из 10

P. S. Лично мне кажется, что Стэнли Кубрик почти всю свою энергию на декорации и костюмы потратил, поэтому и получился такой проходный фильм. Если Вы с чем-то несогласны, напишите, пожалуйста, в комментариях, буду очень признателен.

21 мая 2022 | 15:49
  • тип рецензии:

'Барри Линдон' - исторический кинофильм кинорежиссера Стэнли Кубрика 1975-ого года. Сюжет повествует о простом ирландском парне Редмонде Барри, застрелившем на дуэли английского офицера, который затем был вынужден скитаться по самым разным уголкам Земли.

Сразу скажу: я разочарован. Кроме дотошно проработанных деталей эпохи XVIII века не вижу режиссерского почерка Стэнли Кубрика. Реально очень скучно, нудно, неинтересно. Даже, признаюсь, не смог его досмотреть, а такое очень редко бывает. Здесь Вы не увидите каких-либо характерных для Стэнли Кубрика скрытых сложных метафор и очень глубокого посыла. Но не так все плохо, актерская работа выполнена на пять с плюсом, интересна задумка, просто шедеврально выполнены декорации, костюмы персонажей. Сам не понимаю, почему зрителям 'Барри Линдон' больше нравится, чем такие отличные фильмы, как 'Сияние' 1980-ого года и 'Заводной апельсин' 1971-ого. Уверен, что если бы книга, по мотивам которой Стэнли Кубрик сделал свой фильм, была бы широко известной и прекрасно написанной, зрители так же бы негодовали от несоответствий фильма от книги, что и произошло с другими перечисленными мной фильмами. Сколько же вам нужно повторять: фильм не должен полностью соответствовать книге и быть лучше, чем она!

Смысл, как я понял, заключается в том, что опрометчивые решения могут привести к достаточно неприятным последствиям.

Рекомендую смотреть только историкам, которым нравится качественное погружение в историческую эпоху.

6 из 10

P. S. Лично мне кажется, что Стэнли Кубрик почти всю свою энергию на декорации и костюмы потратил, поэтому и получился такой проходный фильм. Если Вы с чем-то несогласны, напишите, пожалуйста, в комментариях, буду очень признателен.

18 мая 2022 | 19:30
  • тип рецензии:

Общеизвестно, что в начале 70-ых Стэнли КУБРИК грезил фильмом о Наполеоне, к которому долго и серьёзно готовился. Однако неудача «Ватерлоо» Бондарчука похоронила проект, продюсеры больше денег на него не давали. Тогда мастер совершил немыслимый разворот, обратившись от императора, «могучего баловня побед» (Пушкин) к зауряднейшему из смертных, протагонисту полузабытого романа Теккерея по имени БАРРИ ЛИНДОН. Съёмки начались весной 1973, премьера состоялась под Рождество 1975.

...Изначально его звали Редмонд Барри. Бедный помещик в Ирландии 1750-ых, юноша был вынужден искать счастья сначала на полях сражений Семилетней войны, последовательно в двух армиях, английской и прусской, затем – за карточным столом, в компании известного шулера-аристократа. Спустя годы скитаний по Европам Барри, охмурив молодую вдову, графиню Линдон, берёт её фамилию и заводит семейную, но не менее беспутную жизнь, проматывая состояние супруги. Добром это для него не кончится, о чём услужливо предупреждает титр второй части...

Мы не зря вспомнили молодого Александра Сергеевича с его элегией на смерть Наполеона: «То был сей чудный муж, посланник провиденья // Свершитель роковой безвестного веленья». Кубрик во время оно был вдвое старше и давно не страдал от романтических иллюзий; напротив, его «подопечный» выведен настолько безвольной жертвой обстоятельств, что ему трудно даже посочувствовать. Кто бы ни был здесь «свершителем веленья» – природа, общество, слепая фортуна? – взгляд автора-творца остаётся холодным и безучастным. Его персонажи подобны марионеткам на большой исторической сцене, движимым регламентом условностей, с рудиментами чувств и лишь зачатками морального закона.

Кубрик пошёл на поразительную провокацию, пригласив на главные роли крайне гламурных исполнителей – секс-символа 70-ых Райана О’НИЛА и супермодель Марису БЕРЕНСОН. С высоты прошедших десятилетий нам трудно оценить дерзость такого выбора, словно призванного показать – никакой контраст для него не чрезмерен, а всякая индивидуальность подлежит подчинению схеме.

И, конечно, фильм легендарен своим не имеющим аналогов тщанием в реконструировании эпохи. Все декорации здесь подлинны, костюмы аутентичны, а музыка – созвучна времени. Поистине космические усилия Кубрик и его группа приложила, чтобы снимать при свечах (электричества в XVIII веке, понятное дело, не знали). Для этого – у НАСА за миллионы долларов! – были закуплены уникальные линзы и использованы особые светосильные камеры. Никогда ещё эпоха рококо не выглядела на экране столь изысканно и авторитетно (4 «Оскара» тому свидетельство).

Хотел того Кубрик или нет, но все эти технические премудрости забирают на себя много внимания. Мизансцены слишком «картинны», общие планы – «открыточны». Здесь не бывает дождей (а ну как зальёт драгоценные объективы), и в каждом интерьере свечей вдвое больше, чем требует здравый смысл. Яркие мундиры с девственно чистыми – даже в боевых условиях – обшлагами усиливают театральность, а не правдоподобие.

Действо идёт три часа, и при том совсем не скучно, несмотря на стремление автора душить интригу в зародыше. Кубрик последователен в выхолащивании всякого живого чувства, в чём его адепты усматривают триумф творческого метода. Но вот беда, концепт дважды даёт сбой: сцены прощания Барри с сыном и его дуэли с пасынком – каждая по-своему – наполнены настоящим, а не искусственным киноволшебством, за которое режиссёру-ультраперфекционисту хочется многое простить.

Barry Lyndon ожидаемо вызвал злую и противоречивую критику, хотя со временем она прониклась раскаянием. Роджер Эбер в своей (хвалебной) рецензии приписал фильму «высокомерие гения». Полин Кэйл в своей (типично-погромной) определила его «шедевром в каждой незначительной детали» и обозвала «кино для журнального столика» (a coffee-table movie). Дэвид Томсон, хоть и включил его в свою антологию 1000 фильмов (должно быть, по разряду диковинок), насмешничал, что «185 минут – долгое время, чтобы зафиксировать отсутствие героя», а Райан О’Нил слишком готов к тому, чтобы оставить нам всякое суждение о себе. Винсент Кэнби был не более милосерден к его партнёрше, про которую отпустил ставшую крылатой фразу «Мариса Беренсон великолепно подходит к своим костюмам и парикам».

Самый короткий и остроумный комментарий принадлежал молодому (тогда ещё) Стивену Спилбергу, который сравнил опыт просмотра картины с «экскурсией в музей Прадо без перерыва на обед». Как человек, видевший и «Барри Линдона» и коллекцию Прадо дважды (на сегодняшний день), признаюсь, что в третий раз гораздо охотней отправлюсь в мадридский музей (основанный – вот ведь ирония – Бонапартом-старшим). Краски и формы там как минимум не уступают, а нюансов и эмоций всяко больше, чем в печально-похоронной сарабанде. И, что важно, есть настоящие характеры, ведь, как подметил наш главный поэт, «мы все глядим в Наполеоны»...

05 октября 2021 | 14:38
  • тип рецензии:

Плутовская история Барри Линдона обманула мои органы и незаметно украла внимание. Было красиво и нескучно.

К фильму есть несколько вопросов, поэтому считаю необходимым заявить:

1. Нужно добавить второй антракт (подлиннее первого) и растянуть картину до циклопических масштабов, используя материалы книги-первоисточника.

2. Ввести в сюжет пожилую прусскую Цирцею.

3. Опционально. Добавить отсылки на Джойса и Лимонова (подмигнуть Гомеру и нашему человеку).

От одиссеевой хитроумности Линдону досталась лишь хитрость (со значительными оговорками). Если Одиссей мог выдавать себя странником на протяжении дня для свинопаса Евмея, то Барри раскрылся перед шевалье-шулером в первую минуту знакомства. Мальчик оказался в центре трагедии на которую весело смотреть.

В современной России это была бы история по типу “Духлесса”, в конце которой некий плут-неудачник Максимушка возвращается в родную Башкирию с хроническим панкреатитом после неудачных криптоинвестиций и богемной жизни в москоу сити.

11 июля 2021 | 21:33
  • тип рецензии:

Если бы фильмы можно было использовать в качестве эпитафии умершим режиссерам, тогда для Стенли Кубрика ею наверняка стал бы 'Барри Линдон'. Его можно было бы использовать также и в качестве некролога, или надгробного памятника.

Ну и кроме того, 'Барри Линдон' - это эпитафия по тому фантастическому уровню кинорежиссуры, который существовал в мире в 70-е годы.

На самом деле нельзя сказать, что 'Барри Линдон' - это лучший фильм Кубрика. Используя спортивную терминологию, ни против 'Заводного апельсина', ни против 'Космической Одиссеи' двенадцати раундов 'Барри Линдон' не выстоял бы.

Но вот, скажем, 'Фаворитку' Лантимоса 'Барри Линдон' разделал бы как бог черепаху уже на первой минуте.

Чем особенно поражает 'Барри Линдон' - это тотальной реконструкцией эпохи не только в физическом (декоративном), но и в духовном плане. Актеры не просто играют героев XVIII века (вспомним в этом отношении ленты Марка Захарова), они вживаются в героев XVIII века, в их мысли и чувства. Здесь не Райан О'Нил изображает Барри Линдона на экране, а скорее наоборот - Барри Линдон появляется на экране, воплощаемый Райаном О'Нилом.

Вообще, режиссура Стенли Кубрика в 'Барри Линдоне' удивительно лаконична по своим приемам. Какую сцену ни возьми - она решена так, чтобы обойтись минимумом средств. (Впрочем, если для сравнения взять Василия Шукшина, то он работал точно так же. Так что это скорее традиция ушедшей эпохи).

Главная же отличительная черта 'Барри Линдона' - это отношение к зрителю. Современное кино так деградировало еще и потому, что с начала 1980-х все быстрее дрейфовало в сторону пропагандистской тоталитарной эстетики, в сторону манипуляции зрителем, в сторону режиссуры-маркетинга, а не режиссуры-искусства. Спасибо Стивену Спилбергу (хотя классическое выражение этой эстетики в 1980-х - это не картины Спилберга, а 'Иди и смотри' Элема Климова).

Если рассматривать коммерческую сторону 'Барри Линдона', то поразителен его мизерный бюджет - 11 миллионов долларов! Если бы сейчас снимался аналогичный проект, потребовалось бы миллионов 100, не меньше. Да, 'Фаворитка' обошлась в 15 миллионов, но там нет ни особо массовых сцен, ни сражений, локация ограничилась Англией (а Кубрик со съемочной группой пропутешествовал по всей Европе).

Типичный упрек в адрес 'Барри Линдона' - он очень затянут. Что ж, согласимся, фильм - очень длинный (хотя Спилбергу с его 169-минутным 'Райаном' уж лучше было бы помолчать. Кто бы говорил!). Однако действие его нигде не провисает, все сцены друг с другом спаяны накрепко. Сравните с любым современным блокбастером - ведь все они по сути сводятся к эйзенштейновскому 'монтажу аттракционов'.

О чем можно действительно пожалеть - то, что Кубрик снял фильм, а не телесериал. С другой стороны, сериалы такого уровня режиссуры и актерской игры тогда еще просто нигде не снимали. Конечно, сейчас бы сериал 'Барри Линдон' пошел бы на ура... вот только Стенли Кубрик уже много лет как умер.

Мир праху его. И мир праху великой кинорежиссуры 1960-х - 70-х.

04 ноября 2020 | 12:00
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: