К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Балабанов, на мой взгляд, единственный российский режиссер, который умеет снимать кино. После скандального 'Груза 200' и вольной экранизации Булгакова 'Морфий', которые были сняты в наиболее мрачном, депрессивном ключе и получили довольно смешанные отзывы критиков, Алексей Октябринович решил снять почти камерный, с мизерным бюджетом (по слухам, $50.000) фильм, где на главные роль взяты неизвестные актеры. Фильм ждал сильно, и он ни капли не разочаровал. Увидел все то, что хотел и что ожидал увидеть в фильме Балабанова.

Сюжет фильма разворачивается в небольшом городке, где на улицах лежит снег, повсюду обшарпаные ветхие здания и люди ходят в пушистых зимних шапках. В этом городке в своей кочегарке живет и трудится кочегар Иван Скрябин, участник войны в Афганистане, герой Советского союза, ныне контуженый. В его кочегарку время от времени заходят бандиты - бывшие однополчане кочегара, что бы закинуть в печь пару трупов, дочь - чтобы попросить у отца деньги, и две девочки, что бы посмотреть на огонь и послушать рассказы о плохих людях. Сам кочегар в свободное время пишет рассказ на старенькой печатной машинке и разделяет людей на хороших и плохих.

Кочегара окружают сплошь плохие, корыстные люди. Как и впредыдущих двух фильмах Балабанова - одни уроды. Эгоистичная и стервозная дочь, качающая из отца деньги, её завистливая подруга, друзья кочегара, которым нужна лишь его печь, что бы сжигать в ней трупы. Единственный положительный персонаж фильма – сам Кочегар. Он спасал людей в Афгане, любит свою дочь, верит бандитам, что они убивают плохих людей. И верит в хороших людей. До поры до времени.

Фильм получился на сто процентов Балабановским. Режиссерский почерк автора «Брата» и «Про уродов и людей» чувствуется с первых минут. Алексей в очередной раз доказал, что он является лучшим российским режиссером. В отличие от Феди Бондарчука и дворянина Михалкова, которые для своих последних фильмов взяли бюджет, сравнимый с голливудским, и при этом подсунули зрителю редкостный фуфел, Балабанов за небольшие деньги снял душевную и мощную картину, которая вряд ли оставит зрителя равнодушной. Пусть учатся у Балабанова, как снимать кино.

Немалую часть экранного времени герои ходят по заснеженным улочкам под сентиментальную музыку Дидюли или просто молчат. Диалогов в фильме немного, но они здесь и не так важны. Убийства в фильме происходит настолько легко, что иногда кажется, что это и нечеловеческая жизнь вовсе. У бандитов клички: сержант и бизон, имена их не называются, будто они и не люди вовсе. Все персонажи, кроме Кочегара – уроды. Единственный положительный, как я упоминал раньше, это сам Кочегар, в блестящем исполнении актера Якутского академического драматического театра им. П. А. Ойуновскоого, Михаила Скрябина, который наделил своего героя искренностью и человечностью.

У Кочегара доброе сердце, и с ним, в его безжалостно время, к сожалению, выжить было невозможно. Он по-детски наивен, верит сержанту, когда тот говорит, что он убивает только плохих, верит в любовь своей дочери и верит в хороших людей.

«Кочегар», на мой взгляд, фильм о том, что в нашем мире выжить с добрым сердцем практически невозможно.

В общем, кино получилось мощным, реалистичным, правдивым и трогательным. Почерк Балабанова чувствуется и в атмосфере, и в немногочисленных диалогах. Поклонникам режиссера – смотреть обязательно. Остальным – тоже. Балабанов – мастер. Лично для меня, «Кочегар» - лучший российский фильм года.

18 октября 2010 | 00:01
  • тип рецензии:

Я люблю тебя за то...(с)

Балабанов гений! Каждый новый его фильм - это, безусловно, реальная жизни с кровью, голыми частями тела и колоритными персонажами, воплощающими ту действительность, которая есть на самом деле: случается с каждым в подворотне, дома, на работе, в темных переулках и в кочегарках.

Середина 90-х годов ХХ столетия и не только

Это период, который с легкостью может ассоциироваться с таким определением, как 'беспредел': въехал в бок машины - водитель выскакивает, отдает тебе ключи и ставит срок три дня, если за это время машинка не будет стоять возле его дома, как новехонькая, то тебе несдобровать, ибо убить, как нечего делать...

Это период, когда друг, а тем более напарник по бизнесу, может в раз тебя предать и заказать киллеру, и ты уже в тот же день будешь кремирован в кочегарке, про которую нам и рассказывает Балабанов. Интересно, но чаще всего в центре фильма находятся люди, переплетение судеб, а в данном киношедевре главенствующее место занимает кочегарка, вокруг которой все и вертится. Возникает такое чувство, что Балабанову на людей смотреть совсем не интересно, ибо он видит их, как на ладони, они для него, как прочитанные книги или заученные стихи Пушкина в пятом классе второй четверти. Начиная с фильма 'Морфий', Балабанов все сильнее уходит в себя, выбирая тему, вещь, место, вокруг которых он рассыпает людей, а они, как мальчики-зайчики, кружат вокруг зеленой елки до тех пор, пока елка не будет сожжена, или дети перебиты друг дружкой. Что это? Кризис жанра, или кризис всего человечества? Стоит хорошенько подумать, предварительно насладившись кристальной работой мастера.

Балабанов вдыхает жизнь в российский кинематограф, но его настолько загаживают, что этого свежего глотка катастрофически не хватает для полноценного организма, которому приходится волей-неволей перекатываться в другие части Европы...

...что ты не любишь меня...(с)

13 октября 2010 | 21:30
  • тип рецензии:

Петербург середины девяностых. Зима. Старый якут Иван Скрябин, герой Советского Союза, контуженный в Афганистане, живет и работает в кочегарке, отдавая всю свою прибыль взрослой дочери (мама уже давно обосновалась в Штатах), и одним пальцем переосмысляет на старой печатной машинке прочитанный им в свое время рассказ о разбойниках-хайлахах. Время от времени старика навещают школьницы, желающие посмотреть на огонь и послушать истории о плохих людях и, собственно, те самые плохие люди, отправляемые в печку руками якобы хороших - бывших сослуживцев Ивана...

Алексей Октябринович Балабанов, двумя фильмами ранее смачно плюнувший в СССР, а затем ненадолго ушедший в Булгакова, вернулся вроде бы с очередной чернухой и в то же время создал свое самое большое, самое серьезное кино. В кадре и за ним (звуки из телевизора) время от времени кто-то кого-то трахает, огонь, коварно пожирающий тела, вступает в резонанс с ритмичной музыкой Дидюли, главный герой снова своего рода отщепенец, другой человек. Не оборотень в погонах и далеко не бесстрашный брат, но заторможенный (образ идеально подобран под Михаила Скрябина, который по-прежнему смотрится на экране несколько не от мира сего) ветеран, выброшенный по окончании войны на обочину жизни. Не пренебрегая цитатами из собственного творчества (те же 'Груз-200' и 'Брат' проявляются в отдельных эпизодах 'Кочегара' весьма отчетливо), действуя в своем излюбленной стиле и в рамках привычной реальности, режиссер умудряется показать нечто большее, чем непрекращающуюся даже в мирное время войну между сильным и слабым, внутри которой в зависимости от контекста одна сторона сменяет другую.

'Кочегар' - новое кино Балабанова о потерянном поколении, но уже не о молодом, восстанавливающем справедливость под звуки русского рока и презрительно огрызающемся в адрес гостей из ближнего зарубежья, а о более зрелом, для которого тот самый русский рок врывается в сердце в момент молчаливой скорби, а центральной фигурой в некотором роде и является гость, исполнитель самой грязной работы, мало кем принимаемый за человека. Приятно то, что при всей мрачности, жестокости своей подачи и заранее прогнозируемой безысходности типичного балабановского сюжета, фильм получается на удивление светлым, и печаль настоящего, абсолютного одиночества, пронзающая главного героя под занавес действа, будто озаряется здесь языками пламени вечно голодной печки.

Кроме прочего, по-своему интересной оказывается внутренняя реминисценция литературного труда кочегара в окружающую его реальность. Тринадцатый фильм Алексея Балабанова - это, при взгляде под определенным углом, еще и Булгаков. Рукописи не горят, а вот люди даже очень.

8 из 10

16 октября 2010 | 23:16
  • тип рецензии:

Главный герой Кочегар - ветеран с атрофированными после войны чувствами. Он живет незаметной жизнью и пишет рассказы, погружающие его в свой собственный мир, ограждающий от реалий.

Единственная ниточка связывающая его с реальностью - дочь, которой он помогает и ради которой живёт. Неожиданно эта единственная 'ниточка' рвётся и его жизнь теряет всякий смысл.

Кочегару остаётся завершить своё последнее дело - совершить возмездие за утрату последней надежды.

Современному поколению мне кажется сложно понять чувства отрешенности и безысходности людей с покалеченными судьбами в 90-е. И события тех лет судя по комментариям многим кажутся нереальными.

Фильм очень точно передаёт ощущение человека доведённого до края. Себя он уже 'списал' и единственное, что его держит - надежда на то, что его детям повезет больше, что у них будет абсолютно другая жизнь. Ради этого нужно жить, стараясь в меру возможностей помочь воплотиться этой мечте.

Фильм правдивый, без искусственно 'вылизанной' по шаблонам картинки. Здесь нет того привычного супер-героя которым бы зритель хотел стать, поэтому создаётся ощущение наблюдения со стороны, вызывающее при просмотре самые разные и противоречивые чувства.

10 из 10

27 апреля 2020 | 00:18
  • тип рецензии:

Так уж сложилось, что один из самых ярких представителей независимого кино в России, Алексей Балабанов не знает хороших добрых историй о замечательных людях, чья благодетель взяла бы верх над порочной сущностью мрачных времен, представителями которых они являются. Находятся те, кто ругает каждый фильм этого режиссера именно за «чернушность» тем и нежелание показывать на экране светлые и вечные чувства. Однако, фильмы Балабанова всегда становились небольшими, но ожидаемыми событиями в кино, ведь у одного из немногих, у него есть тема, которой он следует всю свою фильмографию, и сколь неприятной бы она не была, уже ее наличие вызывает уважение к этому человеку, наивно пытающемуся достучаться до масс, что «не надо искать тут смысла». Конечно же, не все менты упиваются собственной властью, и сельские врачи не поголовно подсаживаются на морфий, но в напряженные времена такие случаи имели место быть, но совершенно иной вопрос, с какой точки зрения это принимать. Вообще, в «Кочегаре» часто звучат слова «хороший» и «плохой», а саму идею фильма можно даже сформулировать, как желание некоторых, для собственной пользы видеть в плохом «хорошее», а в хорошем «плохое», потому что искренность бедна, а у убийц – деньги, власть и пушки. Но в 90-ых Балабанова понятия сбились, словно, чтобы научиться отличать добро от зла надо быть контуженным.

Впрочем, Балабанов, очень осторожен с материалом и вопреки мыслям, навеваемых его кино, вовсе не склонен пропагандировать жестокость или очернять действительность, максимально абстрагируясь от собственных героев. Из отдаленного укрытия, за кинокамерой, он смотрит на них, исключительно, как на персонажей. Это не те фильмы, о том, как надо жить, или как живет большинство, это байки жестокого времени о том «как иногда бывает», и, в силу жестоких обстоятельств бывает часто. Сам же Балабанов не устает утверждать, что не стоит искать философию в его историях, и максимум, что можно сделать, извлечь из них урок. В конце концов, его фильмы – это лишь истории, занятные, сбалансированные истории, где все линии тщательно продуманы, и в чем-то даже каноничны. Порой, как в «Кочегаре», в них даже нельзя выделить главных героев, и несколько интересных личностей просто пересеклись в одном неприятном деле, и для некоторых из них оно стало роковым. А если хочется подумать над фильмом, то хорошим вопросом станет: почему никто из них не вызвал сострадания.

И все-таки режиссер не упустил шанса в «Кочегаре» постебаться над теми, кто желает видеть в жизни и кино только светлые стороны, потому его якут-кочегар как раз старается видеть хорошее там, где его нет. Даже в шкафе в кожаной куртке, возящим в его кочегарку трупы на сожжение, этот старичок наблюдает только положительные стороны, ведь криминальный авторитет всегда по-доброму относился к дедушке, присаживался рядышком и рассказывал чудесные истории о том, какими плохими были убитые им люди, а сам он – Робин Гуд 90-ых. Другое дело, когда пришедшие посмотреть на огонь девочки просят старика рассказать им о «плохих людях», и кочегар начинает со слов: «плохих людей много». И в этом моменте отражается весь Балабанов, у которого, как и у этого дедушки с печатной машинкой найдется очень много историй про то, что «плохих людей много». Настолько много, что в авторских фильмах режиссера, «хороших» можно по пальцам пересчитать, а если скептически относится к реальности, то даже по пальцам одной изувеченной руки.

Кинематографичность Балабанова кроется в умении рассказывать просто. Он не акцентируется на убийствах или насилии, они идут ровно так, как будто и особенного-то ничего не происходит. Даже закадровая музыка носит лишь внешний характер, ее едва ли можно назвать уместной или неуместной – она добавляет ритма, создает настроение, но это ничуть не говорит об ее уникальности или незаменимости. В «Кочегаре» даже нет каких-то изысканных приемов и подтекстов, и это совершенно не вредит незамысловатой истории, являющейся тем, что она и есть. Даже с таким символичным элементом, как огонь, режиссер, явно не понимает, что делать – просто его все поддерживают, а он горит. А чукча оказался умным! Все естественно.

Если уж судить по похожести, то в большей степени «Кочегар» - все тот же «Груз 200»: те же тихие закоулки, бессмысленные убийства, и даже герой, надевший майорскую форму становится чем-то похож на жестокого милиционера, разве что, в этом образе, есть некоторое благородство, которое можно назвать офицерской честью, которая, возможно, могла бы что-то исправить в жестоком мире, а, возможно, она лишь его органичная часть. В любом случае, воспринимается история, как байка, искать смысл, в которой можно разве что со стороны. Ведь мир «Кочегара», как и «Груза…» находится где-то между абсурдностью «Счастливых дней» и реальностью, чего даже о «Морфии», вышедшем в прокат между ними, сказать нельзя. В «Кочегаре» тоже нет социальных элементов, все герои и сюжетные линии тесно сплетены в одну историю, и ее концы – конец всего, разве что девочка с папой полковником смотрятся чужеродными элементами из какого-то... лучшего мира.

«Я знал хорошего человека – он людей в печке сжигал, и думал, что он хороший. А оказалось – плохой»

17 октября 2010 | 00:55
  • тип рецензии:

Один из лучших, пронзительных и тяжёлых фильмов Алексея Балабанова, в центре которого стоит сложный и многогранный герой, живущий жизнью маленького человека. Большой человек, настоящий офицер, писатель, да ещё и из народов крайнего севера живет практически затворником, работает кочегаром. Дух времени, перевернувший всё с ног на голову, стирает различие между плохим и хорошим. Превозносит бандитов, а людей, живущих по совести, опускает на дно. Так доживает кочегар, то и дело пособляя бандюкам сжигать в печать неугодных людей. По сути, он связующее звено между двумя мирами: криминальным и человеческим. И суд он свой вершит с точки зрения совести, и отвечает за содеянное так, как подобает офицеру. Кровь за кровь. Такие вот звериные порядки наступают, как только в стране неразбериха.

Фильм пронизан жалостью к человеку, что вообще свойственно эстетике балабановского кино. Это та прекрасная Россия, которая теперь в кочегарке сжигает трупы таких же убийц и воров. По сути, Россия Достоевского: горько, беспросветно, серо, тоскливо… Но аж душу щемит – Родина. И любишь её «странною любовью». Вот такие фильмы Балабанова. Правда неприукрашенная, от которой душа болит.

Дух эпохи в музыке. Буквально заело «Словно ветер в степи, словно в речке вода…» ДиДюЛи. Может, вкусовщина, но я это всё люблю. В этом есть что-то настоящее, наивное, живое.

В общем, это такой сырец. Много чего можно было бы с точки зрения психологии докрутить, убрать ляпы. Герои кроме кочегара, надо признаться, все статичны, просто амплуа: дочка, бандиты и т.д.

07 декабря 2021 | 16:47
  • тип рецензии:

Тему якутов Балабанов поднимал и ранее - в своем фильме 'Река', который вышел в 2002 году спустя год после того, как съемки были остановлены после смерти главной актрисы. И тему 90-х Балабанов уже открывал 'Жмурками'.

Но 'Кочегар' - продукт совсем другого рода, это не 'Река' и не 'Жмурки'. И тем более не последний фильм режиссера 'Груз 200', ставший причиной и восхищения, и отвращения многих зрителей. Все на подсознательной почве ждали второго 'Груза 200' - такого же жесткого и трагичного. Поэтому 'Кочегар' был принят менее эмоционально.

Но кому был нужен второй 'Груз 200'? Никому. Балабанов отлично это понимает и поэтому не повторяется дважды. Каждый его фильм снят по-иному, чем предыдущие; сравните даже самые известные фильмы: 'Брата', 'Мне не больно' и 'Жмурки' - у них разная подача и даже разные жанры. Но самый странный факт о фильмах Балабанова - в них видны другие режиссеры. Если 'Жмурки' с его разговорами и съемками в авто напоминают Тарантино, то 'Кочегар' скорее сделан по-триеровски.

В новом фильме Балабанова больше арт-хаущины, чем во всех других - это и сцены ходьбы героев по снежному Питеру и практически отсутствующий диалог, который заглушается музыкой. Напряжение в картине растет, как у Триера, к концу. Как у Триера, мы видим здесь сексуальные сцены натуралистического характера. И если в самом начале нет явного депрессивэ, то где-то к финалу происходит щелчок - и нервы становятся не на месте. Это намного более сильный ход, по сравнению с тем же 'Грузом 200', когда на протяжении всего фильма атмосфера нагнетается все сильнее до тех пор, пока зрителю станет безразлична судьба всех героев фильма. Это значит, что Балабанов растет как режиссер.

На мой взгляд, очень странно позиционировать 'Кочегара' как фильм о лихих 90-х. Эта тема слишком избита стереотипами и сложно изображать ее без клише. У Балабанова это получилось - собственно, никакой привязки, кроме внешнего антуража, мы не видим. Это фильм скорее в продолжение темы Афганистана и в продолжении темы Якутии. Об этом говорит и показанная в конце экранизация рассказа Кочегара о том, как к якутам приходит белый человек. Так и весь фильм выглядит скорее как притча о 'человеке, который думал, что он хороший и сжигал людей'.

Очень странно слышать от людей, которые посмотрели фильмы Балабанова, то, что они не видят смысла или красоты в них. Балабанов всегда выносит смысл на поверхность - для понимания этого нужен лишь незамутненый стереотипами разум, который не испорчен 'правильными боевиками', где в конце гл. герою достается чемодан денег или мелодрамами, в финале которых в каждом доме наступает счастье и благодать. Что касается красоты - Балабанов совсем не наделяет героев и их поступки красотой и не хочет, чтобы мы сочувствовали этим людям, он их сам убивает на наших глазах, как бы это несправедливо нам не казалось. Именно по причине реалистичности и приземленности изображаемой картины сексуальные сцены показаны настолько натуралистично, а герои не проявляют своих эмоции (кроме Кочегара, получившего несчастное известие). Фильму придает особый колорит фигура Кочегара, которого сыграл Михаил Скрябин (наверняка личная находка Балабанова, так как у других режиссеров этот актер не снимался) - он выглядит очень органично и натурально.

Таким образом, не нужно ждать 'Кочегара' как чернушное продолжение 'Груза'. Новый фильм Алексея Балабанова, следует смотреть и принимать внутрь себя, а не как 'Груз 200' - пропускать мимо, потому что страшно.

ЗЫ. Скоро у Балабанова выходит новый фильм 'Кино'.

09 ноября 2010 | 22:14
  • тип рецензии:

1.

Жил человек маленький. Побывал на войне афганской. Не требуя от жизни больше, чем она может дать и не желая себе ничего лишнего, он, уйдя в отставку из-за контузии, устраивается в кочегарку, где и живет, пописывая время от времени произведение жизни всей. Работа идет медленно, но куда торопиться – пока горит огонь, время есть. Была у человека дочка-красавица, которую он любил просто, без громких слов, но оттого не менее сильно, чем любят другие. Иногда к нему в кочегарку приезжал знакомый по летам военным - перекинуться парой слов, да между делом сжечь в печи пару тел «очень плохих людей, настоящих мерзавцев и расточителей жизни, её не заслуживающих». Девяностые! А еще иногда заглядывала к хорошему кочегару маленькая девочка – смотрела на огонь, как в телевизор, и просила рассказать про плохих людей. И так могли б пройти долгие лета, не упади однажды, как в «Золушке», туфелька…

2.

Война – это другое, там все понятно: есть «наши», а есть «враги», и врагов ты должен убивать, а наших защищать. А здесь все «наши», но убийства почему-то продолжаются. И «наши» - это даже не национальность, не принадлежность одной земле, а буквально – знакомый, ближний. И этот мир закольцован на каком-то кругу ада. Ада, которого не надо, ибо ад среди нас, в нас. Здесь все друг друга знают, но ни во что друг друга не ставят, для каждого есть лишь своё «хочу/ не хочу». Жизнь человеческая - щепка. Повторяемость, закольцованность и замкнутость становятся основным приемом «Кочегара» и одновременно приговором времени, стране, человеку. В фильме можно увидеть и притчу, во многом благодаря рассказу о «плохом человеке», который пишет кочегар. И «плохой человек» - это не тот, второй, третий, а человек вообще, натура человека, однажды допустившего убийство, начавшего войну. В «Кочегаре» можно увидеть некий перелом в фильмографии Балабанова, так внезапно оборвавшейся, когда форма становится проще, а количество произнесенного сводится к минимуму, не уменьшая при этом количество сказанного. Но «Кочегар» - абсолютно балабановское кино. Снимаемое и снятое не для признания, сборов и наград, а из необходимости снимать кино. Это Питер, это девяностые, это война, это безупречный саундтрек, контрастирующий с картинкой, и тем самым подчеркивающий абсурдность происходящего и превращающий сюжет в грустный анекдот. Но пламя печи никого не пощадит. Всё – тлен. Все там будем. Поделом.

3.

А мы ждали нового «Брата»! А мы хотели увидеть что-то похлеще «Груза 200»! Фи-фи-фи! Что за форма? Халтура. Что за сюжет? Почему так условно? Что за схема? В чем высказывание? Что может извлечь зритель? Подкачал. Сдал, конечно, сдал. Ай-яй-яй. Не то, совсем не то. Что и кому Вы хотели сказать?

«Я просто снимаю кино», - ответил Режиссер, пожав плечами.

Почти теми же междометиями они встретили через два года «Я тоже хочу». А потом Режиссер ушел. И им не осталось ничего, кроме как заткнуться. Потому что когда был Балабанов и его кино, им было, что обсуждать. А о чем они будут говорить теперь – это пока вопрос открытый.

28 июня 2013 | 23:53
  • тип рецензии:

Тринадцатый фильм Алексея Балабанова. Уже привычным становится принимать в качестве пускай и неофициального (как в данном случае) слогана, при создании которого используется числительные (соответствующие порядку выхода фильмов). И, если напрячь память, то собственно, данный «отсчёт» киноработ А. Балабанова начался с фильма «Груз-200» и, кто знает, может, и в дальнейшем будет частенько применяться при создании словесного тематического приложения к его картинам.

Творения этого неординарного во всех отношениях режиссёра многие не понимают, но чаще всего просто не хотят принимать то, что на нас, собственно, и «выливает» Балабанов. Именно «выливает», потому что подобрать другие подходящие слова было бы весьма проблематично. Но, уж, как говорится: «что есть-то есть». Снова любимые 90-е, снова «зарисовки» из жизни бандитского Петербурга и снова неповторимая стилистика художественной передачи своего собственного оригинального материала. Но было бы совсем несправедливо не оценить по достоинству музыкальное сопровождение, которому в «Кочегаре» отведена не менее важная роль. Вообще, музыкальный вкус А. Балабанова всегда поражал тем, как при просмотре его фильмов музыка сливается с картинкой и наоборот, т.е. может сперва и кажется в какие-то моменты, что в данном эпизоде (сцене) музыка лишняя или её необходимо заменить, но постепенно именно музыка создаёт характер и соответствующее настроение, соединяясь с происходящим так, что становится чем-то неотделимым, создавая единое целое.

В своём тринадцатом по счёту фильме А. Балабанов в очередной раз показал нам то, к каким последствиям могут привести обстоятельства, возникшие в результате «сплетения» человеческих судеб. Ветеран Афганистана, майор, отправленный в отставку по состоянию здоровья, при всех своих регалиях работает в кочегарке. Но по факту это мрачное помещение является постоянным местом его проживания, куда частенько заезжает его, так называемый сослуживец, а в реальной жизни далеко незаконопослушный гражданин, после приезда которого обыкновенная кочегарка превращается в другое место, деятельность которого напрямую связана с оказанием ритуальных услуг. Среди других посетителей иногда бывают родная дочь, изредка приходящая его проведать, да две маленькие девочки, наблюдающие за пламенем в печи с разрешения «дяди кочегара».

В общем, Балабанов показал нам маленький мир одного человека, для которого кочегарка-место, куда не проникает солнечный свет, а вместе с ним и сама «река жизни». Кочегарка-это место его спасения, где он незаметно может пребывать сколь угодно времени, где его не трогают, да и он никого не беспокоит. Но может что-то, всё-таки, способно заставить кочегара выйти наружу, надеть свою офицерскую форму и показать, кто он есть на самом деле?...

Если углубляться в техническую составляющую работы режиссёра, то, на мой взгляд, здесь присутствует один очень важный элемент, который автор использует тонко и осторожно, но в тоже время он является незаменимой и важной частью всей художественной композиции в целом… Огонь. Огонь, который всегда был невольным свидетелем всего происходящего, всё «слышал» и «видел», а порой кажется и «чувствовал». Используя данный приём, нас заставили обратить внимание на эту деталь, напомнив о том, что огонь может символизировать ад, преисподнюю, но и в тоже время представлять собой символ очищения, благодатного огня, смотря на который кажется, что душа становится свободной от земных прегрешений.

«Кочегар» - ещё один фильм А. Балабанова, после которого ещё долгое время невозможно сформулировать свои ощущения, потому как они неоднозначны, из-за чего трудно дать объективную оценку того, что только что увидел. Но в этом весь Балабанов, такие фильмы больше всего ему и удаются. Это его «ниша», которую он вряд ли кому-либо уступит. Так что остаётся нам ждать только одного, а именно…четырнадцатого фильма Алексея Балабанова.

9 из 10

13 ноября 2010 | 10:00
  • тип рецензии:

Фильм для тех, кто ненавидит 90-е как время большой общественной деградации, вне зависимости от наличия собственных достижений. Не все, к примеру, смогут отдохнуть душой в красивом месте, где тусуются сплошь одни крутые, блюдущие себя, но всё засыпано их мусором. Даже если свой клочок чист, как можно радоваться реальной жизни во всеобщем срачье, когда мусор так и лезет в поле зрения, куда ни глянь?

А ведь привычка к житейской грязи может передаваться из поколение в поколение, и это только одна из смысловых нагрузок, которые несёт в себе фильм 'Кочегар'. Его кинематографический язык несложен и отражает жизнь на постсоветском пространстве как прозябание в очереди, ведущей в глобальный крематорий, где сжигается отработанный человеческий материал.

Цинизм происходящего на экране зашкаливает даже в мелочах, например, когда дочь - учредительница фирмы - для поддержания имиджа берёт у отца деньги из его нищенской пенсии. Интимные отношения героев фильма, которым уделено предостаточно много экранного времени, ассоциируются с отсроченной групповухой, что годится на видеоряд под похабную частушку: 'У меня была милёнка, я к милёнке хаживал. У неё была подружка, я обеим всаживал'. Оказывается, у некоторых людей секс - это ещё не повод для проявления человечности в своих чувствах живому человеку, если он рассматривается только лишь как инструмент наслаждения. Больно смотреть, с какой лёгкостью предают якутяночку, буквально автоматически меняя эту роскошную женщину и талантливую предпринимательницу на настоящую жабу - потому что так выгоднее! Потому что сыграло вековое 'курица не птица, баба не человек' или в современной обработке: 'женщина не человек, а друг человека'.

Несмотря на то, что главные действующие лица - русские по национальности - сплошь люди плохие, как и русские из этнографического пересказа, что пишет якут, всё же Балабанова нельзя обвинить в русофобии. В фильме показаны и хорошие русские - это две девочки, забирающие рукопись, и их папа полковник, что разрешил своим маленьким принцессам дружить с маленьким человеком - общаться со старым кочегаром.

05 марта 2019 | 22:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: