К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Картина «Телекинез» впервые была представлена зрителям на II фестивале фильмов ужасов «Хоррорфест» в Москве в декабре 2022 года. Там фильм получил разгромные оценки жюри. Любопытно, что один из членов жюри, выставивший «Телекинезу» 2 из 5, после напишет на профильном сайте хвалебную рецензию картине. На Кинопоиске же в первые дни общего проката (с 7 сентября 2023 года) появляется аж семь рецензий зрителей, причём сеанс даже в столице — днём с огнём! И все рецензии как одна положительные!

Любопытно, что старое название фильма (под ним он был представлен на «Хоррорфесте») — «Экстрасенс». Ни одно, ни другое не отражает содержание фильма, кроме того, существует множество других фильмов с такими же названиями. Это многое об отношении создателей к своему творению. Кстати, кто у нас создатели? Режиссёр — Константин Максимов, снявший чудовищный «Несокрушимый», пробует себя в хорроре!

К содержанию. После вроде бы атмосферного, но начисто слизанного со всяких «Заклятий» и прочего коммерческого хоррор-мусора, пролога, мы видим, к сожалению, не хоррор. Мы видим как создатели рассказывают нам о своих политических взглядах.

СССР, 1977 год. Разрушение святынь — это, конечно, печальный факт, но, может быть, поговорим о хорроре? Создатели так не считают. «Телекинез» подробно демонстрирует нам тысячу и одну сцену, как рабочие перестраивают одну из московских церквей в административное здание. Очень подробно рассказывают нам про быт местного попа Александра (Абашин). Зачем-то включают в хронометраж фильма обсуждение двух попов, куда бы после закрытия церкви им податься. Подробно разъясняют, что-де жителям местного многоквартирного дома после отъезда Александра придётся несладко — ближайшая церковь в двух часах езды (дело происходит в центре Москвы), а другой поп — какой-то нехороший. Как это всё повлияет на сюжет? Да никак.

Познакомив с попом Александром, фильм знакомит нас с остальными персонажами и окружением. Окружение — малодостоверный (особенно впечатляет одежда; ближе к концу — герои вообще не стесняются носить современную одежду) СССР семидесятых, тут всё ясно. Персонажи же не решаются ни на один спор о природе паранормальных явлений, предложенных картиной, все их диалоги преследуют только две цели. По десятому разу прогнать мысли по поводу «во что ты веришь»; показать, насколько герои, кроме, разумеется, попа Александра, зомбированы режимом.

И это наскучивает. Вводится новый персонаж — зритель уже без энтузиазма вопрошает «а ты-то на чём помешан?». Все зомбированы по-разному. Папа страдает от того, что работа высосала все соки из него, но считает это вариантом нормы. Дедушка борется с «мракобесием». Дочке промыли мозги так, что она воспринимает трагедию, случившуюся с отцом, как «он нас предал!». Зомбированность мамы можно описать только вымышленным диалогом, соответствующим духу фильма.

Папа:
- Я видел необъяснимые явления.
Дочь:
- Я видела необъяснимые явления.
Мама:
- Товарищ поп, они говорят, что видели необъяснимые явления.
Поп:
- Они говорят правду. Я тоже видел.
Мама:
- Ах ты мракобес! Ещё раз увижу тебя рядом с нами, заявлю в милицию!

Вот такие однобокие персонажи. Разве что мальчишка со двора оказался довольно нейтральным.

Почему же я не обсуждаю хоррор-составляющую? Вот, начинаю. Первый, за исключением, может быть, пролога, «страшный» момент происходит примерно на пятидесятой минуте. И тот — абсолютно унылый скример с очень громким звуком. Монтаж звука, кстати, потрясающий: при любой демонстрации паранормальных явлений звуковая дорожка становится в разы громче. Тут и ушки могут замироточить. Это, кстати, чуть ли не единственное, чем создатели решили пугать.

Настолько невзрачных «врагов», если речь не идёт о микробюджетном хорроре, я не видел, пожалуй, никогда. Если сказать, кто они, наверное, будет спойлер… С другой стороны, так нам не расскажут, кто они. Меня умилило, как создатели «Телекинеза» рассудили: «Всё гениальное — просто». То есть здесь буквально не используется ничего. Люди, собака. Говорят «враг появился словно из ниоткуда». Так в «Телекинезе» враг появляется буквально из ниоткуда! И аналогично исчезает: преимущественно, когда это надо сценаристам. Ни уникальных появлений, ни изобретательных приёмов, ни хоть что-нибудь не желают предложить нам создатели.

Хуже оказывается только кульминация. Опустим, что она длится несколько минут, невзрачная и незапоминающаяся. Опустим, что выбор места, где она состоится — моветон. Да ещё и угадывается в самом начале. В рецензии нельзя рассказать, как именно проходило «сражение», потому что это будет спойлер, я лишь хочу задать вопросы. Я правильно понял, что... надо просто молиться? А лучше - к молитве привлечь ещё больше людей? Это весь полёт мыслей создателей?

За что похвалить «Телекинез»? Да не за что. За то, что операторская работа не вызывает вопросов? Да в России уже давно научились «нормально» снимать. Музыки я не услышал. СССР недостоверен, но видели и гораздо хуже.

Актёры. Владислав Абашин — далеко не нулевой актёр. Кто-нибудь, спасите его карьеру! Девочка Алевтина Майер скорее понравилась. Ольга Погодина, Евгений Коряковский, Николай Добрынин смотрятся нормально, но и играть толком нечего.

Я не считаю, что российский хоррор мёртв. Есть же достойные проекты. «Телекинез» — конечно, не товар с конвейера Подгаевского, Капитонова и компании, но всё равно крайне неудачный проект.

2 из 10

12 сентября 2023 | 20:56
  • тип рецензии:

Многие годы киношкола в РФ реабилитируется, профессионалы из мира кинопрома всё глубже осваивают жанр хоррор, в котором столь преуспели западные коллеги. И самые знаменательные в наиболее успешных последних картинах у нас сейчас, пожалуй, именно фильмы в сеттинге советского прошлого. И пока жанр фильмов ужасов и мистических триллеров у нас только развивается, некоторые умельцы уже делают первые шаги не вперёд, но ввысь.

Константин Максимов в режиссёрском кресле умело переплетает веяние как культовой классики, так и мейнстрима. Во время просмотра то и дело ловишь себя на мысли – да, определённо вдохновлялись то «Астралом» Вана, то «Изгоняющим дьявола» Фридкина, то «Кэрри» Де Пальмы.

«Телекинез» несёт в себе и позитивные эмоции в ментальной, духовной сфере. Персонаж Владислава Абашина – своеобразный оммаж на персонажа-священника Джейсона Миллера из «Экзорциста». Но с эдакой славянской этнической перчинкой и задоринкой, свойственной нам, русским людям.

Насколько же успешно создателям удалось передать дух времени советского 1977 года? Можно сказать, что каст-лист составляли знающие своё дело люди. Актёрскую игру Ольги Погодины и Алевтины Майер можно отдельно похвалить за своеобразную экспрессивно нарочито переигрывающую подачу. Из ближайших примеров – такой представитель своего ремесла, как Николас Кейдж со свойственной ему экспрессией.

Профессор-физик, занимающийся изучением паранормальных явлений в строжайшей секретности, в лаборатории времён СССР проводит эксперимент на испытуемом, владеющем телепатическими способностями. Скачок электричества, гаснет свет, напряжение нарастает, а бодрый темпоритм картины не отпускает зрителя буквально ни на минуту. Открывается некое подобие астрала. И зрителю вместе с персонажами данной картины предстоит воочию пережить ужасное.

Создатели картины с теплом и уважением отнеслись к классике жанра, референсы из вышеупомянутых произведений ощущаются не столь навязчиво, сколько органично.

Не обошлось и без свойственного жанру финального сюжетного твиста, переворачивающего выстроенную в голове зрителя картину с ног на голову. Пазл складывается воедино, злоключения главных героев оканчиваются… Или же это только начало?

Конечно не обошлось и без ложки дёгтя – местами не хватает размаха в повествовании, явно ощущается нехватка бюджета. Но наши русские люди всегда найдут выход и по максимуму выжмут из ситуации.

А что же мы имеем в сухом остатке? Уверенно ощущающий себя мистический триллер в сеттинге Советского Союза, заигрывающий с классическими представителями, но раскрывающий тему чуть по-новому. На безрыбье, да в наше время – определённо любопытное кино, достойное просмотра уютным осенним вечером.

7 из 10

08 сентября 2023 | 13:22
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: