«Как бы я хотел... чтобы ты был в состоянии чувствовать боль даже после смерти.»
Пожалуй, начну с того, что южнокорейский кинематограф явление совершенно уникальное. Он кардинально отличается от голливудского. Большинство фильмов содержат в себе очень жестокие откровенные сцены, которые обычный среднестатистический зритель не привык лицезреть. Такое кино естественно на любителя и не каждому придется по вкусу. Мне нравится натуралистичность в кинематографе, в разумных пределах конечно, но в южнокорейском кино мне больше всего нравится режиссура и работа операторов. В фильмах очень много статических кадров, которые казалось бы, должны быть не очень интересными, но эти сцены поставлены очень хорошо и выбран такой ракурс камеры, что взгляд невозможно оторвать, настолько эти кадры притягательны. На сегодняшний день я посмотрел не так уж и много представителей южнокорейского кинематографа, всего около 20 фильмов, но уже сейчас понимаю, что с радостью продолжу свое знакомство с ним!
'Я видел Дьявола' - это отменный триллер, каких я не видел очень давно. В картине настолько небанальный, интересный и захватывающий сюжет, что, во-первых, почти два с половиной часа просмотра пролетели незаметно и ничуть меня не утомили, а во-вторых, все это время я сидел в кресле и переживал за главного героя, чуть ли не сжимая кулаки и не скрещивая пальцы. Конечно, кому-то сюжет может показаться обычным и банальным, но лично я такой задумки еще нигде не видел. Этот фильм тоже не стал исключением, в нем довольно много жестоких сцен, в том числе и сексуального характера. Но лично мне такая откровенность пришлась по душе, потому как все выглядит очень правдоподобно и натуралистично.
Желание мести толкает главного героя на поступки, которые при других обстоятельствах он бы никогда не совершил. Однако месть, даже хорошо спланированная и подготовленная, способна лишь привести к новым жертвам, в то время как прошлое это уже не вернет, а на душе легче не станет...
Актер Мин-Сик Чои был знаком мне по фильмам 'Олдбой' и 'Сочувствие госпоже месть'. Актер очень хороший и запоминающийся. Не позволил он усомниться в своем таланте и на этот раз. Его герой получился настоящим маньяком и психом, которому нужно лишь убивать и удовлетворять свои плотские потребности. Но больше всего мне понравилась игра Бён Хон Ли, этого актера я видел в первый раз, но буду с нетерпением ждать его новых ролей. Он великолепно показал переживания, чувства и эмоции своего героя, такие как боль утраты любимого человека, контролируемые ярость и гнев, смятение и безысходность...
В результате мы получает триллер, который держит в напряжении захватывающим сюжетом и стремительным развитием событий. Картину, выполненную в интересном стиле с великолепной операторской работой, от которой просто трудно оторваться, разве что, зажмурившись при очередной чересчур откровенно жестокой сцене. Фильм с хорошими актерами и шикарной музыкой. Кино, снятое не в Голливуде, которое способно удивить вас чем-то новым, тем чего вы еще не видели в кинематографе...
Признаюсь, поначалу фильмы вроде 'Воспоминаний об убийстве' и 'Преследователя' мне не особо понравились ввиду своеобразной подачи и часто непроизвольной комичности некоторых ситуаций, но, внимательно всмотревшись я понял, что корейцы совершенно шикарно снимают триллеры. Яркая, сочная картинка, динамика, жесть и наличие идей ставят их на порядок выше выдохшихся голливудских триллеров про маньяков. 'Я видел дьявола' - отменно снятый и сыгранный фильм о том, что зло может быть искоренимо таким же злом, но в эту игру легко можно заиграться и самому потерять человеческий облик. Режиссер Джи-вун Ким. снявший роскошную психоделическую хоррор-драму 'История двух сестер' (2003), снова демонстрирует высший класс режиссуры, а исполнивший главную роль Бьюнг-Хун Ли, запомнившийся по роли Сторм Шэдоу в 'Броске кобры', очень хорош в роли одержимого мстителя. Плюс к этому кино в фильме полно шикарных сцен, включая изобретательно снятую резню в такси и отличный финал. Очень жесткий, яркий и динамичный, но при том глубоко копающий фильм.
Что будет если объединить двух наиболее известных в мире корейских актёров в рамках фильма о мстителе одиночке? А если доверить постановку топовому режиссёру, чьи работы за пределами полуострова известны, едва ли не более чем на родине? Ответ – самый ожидаемый корейский фильм года. Фильм, который должен бы стать лакмусовой бумажкой всей национальной кинематографии.
Южнокорейское кино середины двухтысячных производило впечатление самого пассионарного в мире. Ким Ки Дук в конце девяностых стал одной из главных фестивальных звёзд. В 2004-ом Пак Чхан Ук со своим “Олдбоем” сумел совместить признание в Каннах с неслабым зрительским успехом в мировом масштабе. Ситуация для современной киноиндустрии практически уникальная. Трудно представить себе, чтобы Никита Сергеевич или Алексей Октябринович срывали джек-пот в мировом прокате, брали бы при этом призы на главных мировых киносмотрах и становились культовыми в околомировом масштабе. Создателю “Олдбоя” это удалось.
А в 2005 году опять же в Каннах состоялась премьера “Горечи и сладости”, и в мировом масштабе взошла звезда Ким Джи Вуна. Его следующий фильм эстетский постмодернистский вестерн “Хороший, плохой, долбанутый” тоже был представлен в конкурсе на лазурном берегу, значимых наград не получил, но сам факт участия в главном мировом киносмотре это уже показатель. При этом фильм стал вторым в национальном бокс-офисе по итогам года. Любопытная получается ситуация: у себя на родине Ким Джи Вун вполне себе мейнстримный кинодел, а в Европе считается автором. С Ук Паком ситуация чуть сложнее, увлекшись жанровыми экспериментами, он потихоньку отошёл от явного мейнстрима и направился своей дорогой. Так что поклонникам “Олдбоя” осталось уповать на его коллегу.
Новый фильм Ким Джи Вуна содержит в себе почти всё, чем знаменита за пределами полуострова корейская кинематография. Первое: этот фильм история мести. Второе: главные роли в сюжете играют представители двух самых популярных “профессий” в корейском кино – серийный убийца и представитель спецслужб. Третье: фильм буквально переполнен сценами “ультранасилия”. Всё, чего можно было ожидать, здесь есть. Остаётся только понять работают ли все эти элементы. На первый взгляд всё работает. До высот паковского “Сочуствия госпоже месть” фильм, конечно, не поднимается, однако тема трагедии мстителя отработано здесь на все 100. Путь мести у Вуна не просто путь саморазрушения, о чём было сказано и снято немало, но путь тотального апокалипсиса – морального и физического уничтожения всех, рядом с кем этот путь проходит. Количество случайных жертв жестокой игры, которую затевает шпион в самоволке с целью вернуть убийце троекратно боль и ужас своей убитой невесты, - едва не выходит за разумные пределы. С точки зрения эксплуатации пыток и особо изощрённых способов умерщвления тоже всё в порядке. Сцен подобных стоматологическому хардкору из “Олдбоя” здесь нет, но, всё же, поклонникам “азиатского экстрима” скучно не будет.
Всё есть, всё работает. Но есть и устойчивое чувство тупика, ожидания оправдываются, но ведь если чем и брали корейские триллеры, так это своей непредсказуемостью. Ожидания не просто оправдывались. Всегда был ещё шок. Было ощущение мощного удара поддых. В “Я видел дьявола” этого нет. Выверенность и просчитанность действия заменили собой свободу и ярость. Впрочем, и сам Ким Джи Вун похоже это понимает и вовсю готовится вслед за своим старшим товарищем Пак Чхан Уком к голливудскому дебюту. Сегмент корейского кино, заданный “Олдбоем” остался без обоих своих лидеров. А “я видел дьявола” – возможно последний значимый фильм этого кинотренда.
Корейский кинематограф уже давно доказал своё превосходство в категории не глупых и сильных лент. Что было не раз доказано в работах таких режиссеров как Ким Ки Дук, Пак Чхан Ук, Кан Чже Гю и другими режиссерами. Но даже при этом, корейский кинематограф за частую оказывается, чем то достаточно андерграундным. Пока речь не доходит до определенного революционного проекта. Подобным проектом и стал данный фильм, который по количеству обсуждений и ажиотажа переплюнул даже культового “Олдбоя”. При этом, фильм приковал внимание всех. От интеллектуальных критиков, до простого рядового зрителя. А Ким Чжи Ун снял пожалуй самую сильную свою работу и один из самых сильных фильмов, что я когда либо видел.
Ким Чжи Ун сделал главную ставку на атмосферу и настроение ленты, которое мгновенно переходит зрителю при просмотре ленты. Не смотря на явное доминирование жанра триллер и обилию жестокости в данной ленте, фильм создаёт образ исключительно драматической ленты. В связи с чем, в первую очередь при просмотре ощущается боль, грусть и некий тяжелый осадок, которые впечатляют на ряду с самой лентой. Как и определенные действительно жесткие моменты ленты. Взять хотя бы момент убийства возлюбленной героя или же финал, которые оставляют после себя полное опустошение. Когда как невероятная жестокость данной ленты, создаёт достаточно инородное впечатление.
Фильм переполнен сценами невероятной жестокости. Где мы видим фонтаны крови, расчленёнку, оторванные конечности, откровенную демонстрацию насилия, внутренних органов и многое другое. Что для людей впечатлительных станет настоящей пыткой при просмотре ленты. Ведь даже мне человеку с крепкими нервами порой было не по себе. Хотя элемент определенной зрелищности во всём этом конечно же есть.
Что лишь подчеркивают роскошные съемки данной ленты. Где мы видим нечто очень стильное, композиционное, с чувством кадра и крупными кадрами как холодного оружия, так и многого другого. Что создаёт образ некой зрелищности. Взять хотя бы великолепный экшн ряд в доме с маньяками или же мясорубку в такси. Где камера кружится в салоне по кругу и несколько раз. Что делает данную работу Кима Чжи Уна не только осмысленной, но и достойным отражением искусства на экране.
Очень редко я вижу фильмы, которые несут в себе действительно сильный сценарий и немаловажный смысл. Одним из подобных приятных подарков и стал данный фильм. Ведь главная изюминка ленты не в кровавых и жестоких подробностях происходящего на экране. А скорее реальное отражение жизни в невероятно живых двух персонажах ленты. Ведь в отличии от большинства лент, где герой по мере развития сюжета превращается в чудовище, тут он им и являлся еще в самом начале ленты. Вот только потеря возлюбленной открыла дверь этому чудовищу. После чего, даже сам охотник и убийца почувствовал себя жертвой. В связи с чем, мораль ленты на лицо.
Нельзя победить зло не превратившись в это самое зло. Ведь мы живём в мире, где добро не способно противостоять столь сильному врагу. А желая остановить чудовище, ты обязан стать им же. Только никто им не становится. В каждом из нас есть зло. Только у кого то, она сильно запечатана за стальными воротами. У кого то оно становится частью личности. А месть тут отпирает все двери. В связи с чем, в данной ленте нет жертв. Все являются охотниками в столь опасном, беспощадном и полном маньяками мире. Где по мере развития сюжета мы видим даже других маньяков, которые оценивают действия героя даже слишком экстремальными. В связи с чем, весь фильм держится на противостоянии двух героев.
Ведь месть тут исключительно бессмысленна и была лишь в начале ленты. Когда как, дальнейшее развитие сюжета приводит к желании, просто переиграть оппонента. Ведь даже не смотря на это, сюжет картины максимально приближен к реальной жизни и будто выдернут оттуда. В связи с чем, тут нет стандартного разделения на хорошее и плохое.
Ведь именно тут демонстрируется то, что каждый из нас сочетает в себе как плохое, так и хорошее. Важно лишь сохранить человечность даже в нечеловеческих моментах. В связи с чем, наблюдать за шокирующими и суровыми откровениями ленты без каких либо эмоций очень сложно. Как и в достаточно жестоком финале ленты. Где жалко не только главного героя ленты. Но и тех, кто пострадал по его вине. В связи с чем, фильм так же и о том, что всегда нужно думать о последствиях своих решений.
Обычно маньяков нам демонстрируют в качестве внешне тихих и милых людей. В данной же ленте, Ли Бён Хон и Чои Мин Шик продемонстрировали две грани одного и того же образа. Бён Хон отразил на экране то чудовище, которое долго время он хранил в себе. А Мин Шик показал образ серийного убийцы, который ничуть не скрывается откровенным совершением преступлений и даже ждёт, что бы его поймали. Оба актера справились настолько великолепно, что фильм превращается в настоящий театр двух актеров.
Бён Хон вытянул весь драматизм данной ленты и наблюдая за его страданиями (так же и за слёзами) его становится по человечески жаль. Как человека, который потерял возлюбленную. А такое никому не хочется желать. Когда как Мин Шик сыграл настоящее олицетворение зла на экране. Беспощадное, хладнокровное и невероятно сильно отталкивающее. Остальные актеры сыграли великолепно. Но всё же остались в тени вышеуказанного дуэта. Хотя не выделить талант и привлекательность О Сан Ха, Ким Юн Сэ и Ким Ин Сэ просто нельзя.
Музыка получилась неописуемо великолепной. Композитор ленты Моуг постарался на славу. Ведь ему удалось как выдать невероятно богатую на звучания музыку, так и удержать фильм в тишине как можно дольше. Хотя в целом, работа получилась скорее даже не напряженной и не динамичной. А исключительно драматичной. Ведь треки получились настолько пронизывающими, опустошающими и грузными, что сама музыка управляла моим настроением в течении просмотра ленты больше всего.
10 из 10
Напряженное, жестокое, мрачное, суровое, реалистичное, шокирующее и достаточно грузное драматическое полотно. Безусловно настоящее событие в корейском кинематографе и пожалуй тот редкий случай, когда звание “шедевр” создано для подобных лент. Ведь описать всю содержательность ленты, её смысл и визуальные превосходства словами просто невозможно. В связи с чем, это тот фильм, который обязательно стоит посмотреть самому.
Пока Ким Чжи Ун готовится снимать в своём голливудском кино-дебюте экс-губернатора штата Калифорния, у поклонников современного южно-корейского кинематографа в целом, и его знакового режиссёра в частности, есть возможность ознакомиться с последней, на данный момент, работой мастера.
Ядром сюжета является достаточно востребованная тема мести за любимого человека. Невесту главного героя зверски убивают, и он, сам будучи человеком не простым, а являясь агентом спецслужб, берёт расследование в свои руки, и быстро сужает круг подозреваемых до одного 'человека' (весьма сомнительное применение данного определения к подобным индивидам), на которого указывают неопровержимые улики. Да и у зрителя сомнений быть не может, так как режиссёр не прячет нам лицо маньяка с самого начала. После такой динамичной завязки дальнейшее развитие событий можно охарактеризовать, как продолжительную дуэль, нескончаемый танец двух охотников, попеременно одерживающих верх в этой жестокой битве. Ким Чжи Ун показывает на экране жестокий мир, в котором извращенцы и маньяки встречаются на каждом шагу, провоцируя отвращение и праведный гнев у зрителя, и используя их для достижения необходимого эмоционального эффекта. Хладнокровный главный герой в противостоянии выродку, на чьей совести не одна невинная смерть, является олицетворением справедливости до тех пор, пока в их игру не становится втянуто слишком много пассивных игроков; и ту жизненную аксиому, что за всё приходится платить, в полной мере вынуждены будут осознать оба героя, так как месть также имеет свою цену.
Несмотря на кажущуюся линейность, картина далеко не так проста, и беря явный уклон в зрелищный криминальный триллер, она обладает ощутимой глубиной, чему в немалой степени способствует тот факт, что Ким Чжи Ун не видит проблемы в объёмном хронометраже - и это позволяет фильму подобрать необходимый ритм в динамике развития сюжета, добавляет ему осмысленности и способствует большему психологическому воздействию на зрителя. Подобный подход помогает режиссёру легко найти нужный баланс в постановке, ввиду чего фильм выглядит цельным и законченным, детально продуманным и проработанным в своей структуре. Для тех, кто хорошо знаком с корейским кинематографом, данная лента может поначалу показаться не оригинальной. Но всё же стоит отметить, что снят фильм превосходно, и качество его исполнения с лихвой компенсирует возможную вторичность. Практически каждый элемент постановки заслуживает похвалы - будь то сильная игра актёров, уверенная камера оператора, работа художника или проникновенный саундтрек. И, конечно, экшн-сцены впечатляют, так же, как и бескомпромиссная жестокость картинки. Пусть в основе лежат уже отработанные идеи - красота той формы, в которой они представлены не оставляет равнодушным.
Являясь ярчайшим представителем южно-корейского мэйнстрима, 'Я видел дьявола' эксплуатирует показное насилие в кадре в полной мере, смакуя всевозможные ракурсы; но делает это настолько качественно и мастерски, с особой, присущей жанру эстетикой, что это в контексте сюжета выглядит лишь художественным средством, но никак не само-целью. Всё это, в совокупности с не малой глубиной и цепляющей остротой сюжета, и типичной для корейцев красотой картинки являет нам жёсткий и эффектный криминальный триллер; ещё одну достойную ленту, которую записал Ким Чжи Ун в актив южно-корейского кинематографа.
Глава 1. Красное на белом Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
(Мф. 2:18)
Праздничный снегопад безмятежно покрывает землю чистой, невинной свежестью. Испанская гитара кутает душу в свой мелодичный перебор. Ветки деревьев покорно склоняются под тяжестью белых шапок. Обновленный мир дышит сказкой. В такую ночь, когда фонари вдоль автострады вылавливают из тьмы искры волшебства, хочется верить в чудеса. В то, что все будет хорошо, что твои родные и близкие всегда будут рядом, что счастье, спрятанное в теплоте домашнего камина, никогда не оставит твой уютный и милый дом. И незнакомец на дороге лишь хочет помочь, потому что добро всегда побеждает зло.
Но нет. Не для того Чхве Мин Сик проходил через два круга Трилогии Мести, чтобы играть отзывчивых самаритян. Его безудержный талант к безумию на экране достоин большего. И вот его губы растягиваются в проклятой улыбке. Неподготовленный зритель беспомощно отводит взгляд – лучше пусть под моей кроватью прячутся Бугимен с сотней японских утопленниц, чем владелец подобного оскала! Царь Ирод послал своих подданных избивать младенцев из страха быть осмеянным, но что движет этим чудовищем, когда оно отбирает у нас священные дары? Ответ прост, как бы ни пытались запутать нас психиатры, - бесконтрольная и бесконечная жестокость. Черной дырой она всасывает в себя всякие надежду и любовь, которые способна повстречать, фокусируясь в точке зрачков бездушных глаз. Человек с таким взглядом ест таких, как ты, на завтрак. Ни сомнений, ни жалости, ни сострадания.
Глава 2. Охота на охотника Я обожаю то, чем занимаюсь, и хочу продолжать.
Джек Потрошитель
Кровь идет по сточной трубе. Куски недавно освежеванной молодой женщины не стесняясь влезают в кадр. В оркестр вступают пронзительные скрипки и решительный Ли Бён Хон.
Узнав о потере жены Менелай нашел ей отличную замену – испепеленную Трою. Сотрудник корейской разведки – не спартанский царь, обязан следовать закону. Но и обиду ему нанесли куда большую, чем просто задетое самолюбие. Искренняя скорбь и праведный гнев идут рука об руку. Нет больше мыслей и желаний, кроме как выследить виновника и причинять ему жуткую боль столько времени, сколько представится возможным. Бодрые ритмы ударных то и дело сменяются вкрадчивыми звуками фортепиано. Шаг за шагом до точки невозврата и дальше без остановки.
Стремительная игра в кошки-мышки интригующе меняет загонщика и зверя ролями, издевательски подбрасывает новые экспонаты в кунсткамеру, непринужденно заставляет зрителя дрожать в напряженном отвращении. Страна победившего капитализма уже привычно балует западного потребителя незамутненными фонтанами крови, как бы освежающими потрепанную и облапанную грязными руками статую Вендетты. При таком обилии натурализма и сюжетного накала сложно не сопереживать событиям, да и актеры все как на подбор радуют удачным отыгрышем персонажей. А в центре всего – непредсказуемый, омерзительный, ужасающий, поразительный, блистательный психопат в исполнении Мин Сика. Убегая, он ведет преследователя за собой. Догоняя – не колеблется ни секунды. Если ты повстречал его на своем пути – ты уже проиграл. Ни сомнений, ни жалости, ни сострадания.
Глава 3. Взгляд в бездну Труп врага всегда пахнет хорошо.
Карл IX
Он смотрит в глаза Дьяволу. И видит в них себя. Теперь не так много различий. Оба выглядят паршиво. Для обоих это личное. В этом причудливом аэрохоккее есть пара правил из русской рулетки и не бывает победителей. Самое время для духовых.
Смело, эффектно, бескомпромиссно показывает Ким Чжи Ун грязь рода человеческого, рефреном проводя идею о бесплодности мести. Зачем? Наверное, затем, зачем люди так часто возвращаются в искусстве к событиям Библейских трагедий, Уайтчапельской резни, Варфоломеевской ночи – это и зрелищно, и поучительно. Только в случае с «Я видел Дьявола» это скорее зрелищно, чем поучительно. Мораль увязалась вслед за основными действующими лицами в область безотчетной разнузданности. «Из-за таких тварей я иногда жалею, что родился человеком», - слова одного из героев застывают в голове единственным разумным выводом после двух с половиной часов эстетичного насилия, циничного садизма и захватывающего ужаса. Больной и смрадный экстерьер окупается выбросом адреналина, но не оставляет желания задумываться над увиденным. Ни сомнений, ни жалости, ни сострадания.
Вряд ли тогда, в 1895 году, братьям Люмьер могло придти в голову, что рано или поздно сквозь объектив камеры люди начнут заглядывать в самые темные уголки души, раз за разом выискивая там табуированные некогда темы. Корея режиссера Ким Чжи Уна подобна лицу юной девы, обезображенному скальпелем лишившегося рассудка хирурга, и сокрытому под прозрачной шелковой вуалью. Сквозь тонкую ткань обыденности видны грубые вздутые рубцы. Чем дольше всматриваешься в это уродство, тем отчетливей становится каждая деталь. Лицо словно зловонная воронка, кровавая яма, путь в жестокий делирий, который так не хочется принимать за явь.
На самом деле 'Akmareul boatda' - коробка с двойным дном. Обманчивый синопсис обещает зрителю жестокий revenge movie, где ослепленный местью федерал методично калечит престарелого маньяка. Все не так просто, ведь это вовсе не 'I Spit on Your Grave' Монро, где жажда эпатажа вытеснила всякое здравомыслие. Насилие в фильме Чжи Уна становится искусством и даже имеет свою философию, как бы жутко это не прозвучало. Игра в шахматы с дьяволом в любой момент может смениться кровавым шаффлбордом, где каждый ход продумать уже невозможно, остается только принять правила. Воплощение хладнокровия и отрешенности в герое Ли Бён Хона обманчиво, ведь в глубине души натянуты струны отчаянья и боли, тогда как внутри дьявола пугающая пустота, бездна, в которой безупречный полицейский больше всего на свете жаждет увидеть животный страх и страдание. Его месть не сводится к банальной мясорубке, но являет собой тщетную попытку поставить мясника на место жертвы. Однако, с невозмутимостью Штрайхера на Нюрбергском процессе, одержимый сексом и изощренными умертвлениями, психопат с кривой ухмылкой принимает вызов. Жестокость, порожденная озверелостью врожденной, заведомо обречена на провал и никакого сурового взгляда отомстившего перед финальными титрами, неважно, чувствуешь себя победителем или нет - остается только отчаянно захлебываться в порывах рыданий.
Сущность персонажа Чхве Мин Сики, вновь вооружившегося окровавленным строительным молотком, как ни странно, совершенно не выпадает из общей картины конкретного киномира. Тут ведь гротеск поджигает на каждом шагу, вот и полицейские мечутся в броуновском хороводе на месте преступления и передают по рукам, словно реликвию, пакет с отрубленной головой. В каком-то смысле фильм можно отнести к жанру 'road movie', а путешествие гонимого охотником психопата превращается в паломничество, где вместо духовного поиска - жажда насилия, а вместо святой горы - провонявшая спекшейся кровью бойня. И если встретившийся на обочине путник не агнец на заклание, то запросто не меньшее зло: в ночном пригороде разъезжает такси 'в последний путь' с циничными грабителями на борту, а захолустным отелем управляет любитель расчлененки, смакующий садистские истории за поеданием красного мяса (говядина ли?). Если секс, то обязательно грубый, если грабеж, то только после свидания с курносой. Парадоксально, но режиссер не показал ничего такого, чего бы не случалось в реальности, он просто собрал все это в единую галерею садизма и выставил на всеобщее обозрение.
В 1994 году, когда казнили печально известного 'клоуна-убийцу' Джона Гэйси, собравшаяся у стен тюрьмы толпа ликовала. Но сам Гэйси, отчаянно оттягивавший собственные похороны на протяжении нескольких лет, ни капли не раскаялся в учиненных им зверствах, и даже весьма цинично предложил надсмотрщику поцеловать его в зад. Так и вымышленный душегуб Кьёнг-Чу явил собой истинного дьявола, у которого нет ничего, что можно отнять, но готового забрать все самое дорогое...так, забавы ради, без особых на то причин.
Я отомщу за тебя. Этот больной ублюдок будет чувствовать боль в тысячу раз сильнее, чем чувствовала ты. Я обещаю.
Мужик сказал – мужик сделал, так что в следующие два с половиной часа на экране предстоит увидеть столько жести и действий, логичных только для корейского кино, что слабонервным лучше не смотреть, а вот впечатлительным в самый раз.
На первый взгляд кино представляет собой ещё одну из историй о мести, которые в Корее можно уже определять в новый жанр, для пущей аппетитности приправленная смачными подробностями жестких и изощрённых способов причинения боли. На самом же деле фильм многогранней, чем он кажется, но и не настолько, чтобы кровь перестала быть красной, а удар ножом стал означать нечто большее, чем удар ножом.
Насилие ради насилия – скажете вы, а я отвечу, что насилие, как неотъемлемая часть кинособытий, формирующих особенную реальность в разуме зрителя. Гипертрофированное зло самоуничтожается, когда грань дозволенного стирается с первым же циничным заявлением злодея. Ни больше, ни меньше, а только жестокая реальность корейского триллера, ставшая неофициальной фишкой их новой волны. Неограниченность насилия даёт полномочия удалить цветовые категории в условном мире кино, снять ярлыки с понятных всем вещей, делая их непонятными. Смешивая понятия о добре и зле в единый сплав из неопределённых эмоций, Ким Чжи Ун интерпретирует жестокость по-своему. Хотя бы полемический вопрос «Из чьих уст могла прозвучать заглавная фраза» достоин уважения.
Несколько картонная завязка и фантастические герои не становятся препятствием для создания стильного и необычного триллера. Голливудская педантичность и корейская безбашенность сражаются в одном фильме, но так и не до конца понятно, что победило. Чисто жанровые клише и авторское издевательство над пространством невольно проявляются в относительной принадлежности к неонуару, точнее подвиду - Кей-нуару. Ещё один шаг к «голливудской» самобытности Ким Чжи Уна, где допущения нелогичности используются не просто так, а для достижения неизбежного катарсиса и однозначность изначально выбранных образов героев не мешает раскрытию характеров мстителей где-то на подсознательном уровне и окончательному вырисовыванию их психологических портретов кровью на полу.
Картина почти полностю видна, но только завершающие штрихи за автора должен сделать кто-то другой. Общие черты показаны довольно чётко, но детали нужно додумать самому, именно по-своему понять, что есть это кино. Если убрать в сторону причину мести и маньячную сущность героев, то сам по себе сюжет состоит из серии детских игр: прятки, догонялки, доктор. И при этом самому зрителю предоставляется раскраска, где нужно решить, придавать ли истории серьёзный, взрослый окрас, или оставить как есть, сказав, что за этим ребячеством ничего больше не стоит. И, наверное, если Пак Чхан Ук признал в фильме младшего брата его знаменитой трилогии мести, то что-то в этом есть. Пусть отмщение здесь однобоко, представлено лишь физической расправой, но тем оно и примечательно, что как есть показывает именно старомодную месть посредством причинения боли, по которой после многих экзистенциальных исканий на эту тему можно было соскучиться. И есть только один нерешённый вопрос, мораль всего, если хотите: так ли она эффективна, если подобные подонки не чувствуют боли и не осознают греха? И не от того плачет бедный Ким Су Хьён, что птичку жалко, а от того что не сдержал обещание, не заставил ублюдка почувствовать хоть какую-то боль.
Ненависть и чувство мести. Столь глубокие, что стали едва ли не определяющими род человеческий. Они рождены в каиновой крови и преследуют человека с библейских времён. Преследует с телеэкранов и полос газет, на которых очередной индивид в восторженной эйфории задушил беременную женщину или изнасиловал ребёнка. И моё сознание медленно лихорадит желанием заковать подонка в испанские сапоги и сжимать его голень до треска костей. Ухватить его голову шейной ловушкой и вести к гаротте, периодически посыпая кровоточащие раны солью. Усадив паскудника на перекладину и зафиксировав его череп (быть может мне потребуется немного скотча…), я начну медленно вворачивать стальной болт в его затылок, пока не увижу в его вспыхивающих зрачках отмирание нервных волокон. Но мне всегда нужно будет больше. Больше боли, страданий. Его… Или моих собственных?
Ким Чжи Ун отправился в жутковато-манящие путешествие-исследование глубин ненависти в людских душах. При этом завязка сюжета даже несколько банальна. Ужасная смерть любимой и желание мести, сладкой и отчаянной. Ким словно сам напоминает зрителю об ироничном факте будничности закрепившейся в нашей жизни смерти. Предусмотрительно поместив в кадр миловидного мстителя в исполнении Ли Бён Хона и его оппонента Чхве Мин Сика, неоднократно отметившегося в ролях мрачных северокорейских офицеров и в легендарном «Олдбое», режиссёр медленно стирает разницу между ними, контрастируя между внешним и внутренним. Он максимально насытил картину жестокостью, сделав её обыденной, создав квинтэссенцию образцов корейского кинематографа, со свойственными молотками и прочим столярным оборудованием для ликвидации друг дружки. Но даже не это заставило власти выпустить фильм не только ограниченным прокатом, но и в отредактированном формате. Ким Чжи Ун пренебрёг всеми принципами кинематографического прочтения образа мстителя. Пренебрёг столь ярко, что меркнут даже самые изощрённые персонажи как классический граф Монте-Кристо или голливудский «Законопослушный гражданин». Режиссёр не ставит перед своим героем никаких морально-нравственных рамок в его мести. Нет, знакомых нам, сентиментальных воспоминаний, робко теребящих фото погибшей, благородных целей остановить маньяка и прочего. Герой самозабвенно упивается своей местью и ему безразличны косвенные потери его погружения в бездну собственного ада.
Постепенно, когда удовольствие от физического терзания, становится чем-то привычным и не доставляющим удовлетворения, в ход идёт психический арсенал травли и унижений. В любую секунду, когда жертва будто вырвалась на свободу и желает, к примеру, вкусить сладости орального секса мститель ворвётся в его жизнь противопожарным баллоном по голове или заточенной бритвой по лодыжке. Режиссёр медленно подводит зрителя к осознанию предельно обоснованного факта, что месть бездонна и неутолима, а ненависть нельзя изжить. И, чем больше ты черпаешь силы в этих чувствах, тем они становятся острее. А в итоге только они и остаются. Именно эти постулаты и оттолкнули часть общественности от этого кинополотна, как отталкивает зеркало молодящуюся старуху. Призывы к примирению становятся не только наивно-детскими, но и лживыми, ведь душа уже отравлена, отравлена насильно.
Более того, Ким Чжи Ун заполнил этот жестокий мир чёрным юмором, веющим могильным холодком. Его маньяк сам становится жертвой маньяков, его каннибалы и насильники сами изнасилованы и съедены. Что может быть более прозаично-ироничным, чем бредущий по шоссе убийца, бормочущий себе под нос о безумии современного мира? Подобные социальные выводы закономерны на фоне тотальной расчленёнки. И чем больше голов катится с очередного эшафота, тем больше укрепляется в голове осознание безнадёжности существующей системы взаимоотношений человека.
При этом, несмотря на безразличие героя к морали, ты ловишь себя на мысли неуёмной симпатии к нему. Словно дремлющие в тебе чувства обрели своего идола. Им более не нужны фиговые листки социальных табу. Они взглянули в зеркало и не отпрянули от ужаса. Но именно они, после смерти объекта ненависти, будут ковылять по дороге в никуда, умываясь слезами, как и главный герой. Они будут рыдать, как дети, у которых отобрали любимую игрушку. И кого в итоге увижу я в зеркале? Дьявола, нежно укрывшегося в ворохе штампованных лозунгов, общественных рамок и глупых обесцененных клятв из серии «я никогда не»…
Не судите строго - буду критиковать. Критиковать за многое: тема мести - одна из распространенных в корейском кино. Не буду приводить пример, кто знает - тот поймет. Складывается ощущение, что в южной Корее самое большое число маньяков на душу населения, возможно, так оно и есть, а может это 'фишка' корейских режиссеров и сценаристов (кто знает?).
Герой Ли Бён Хона во имя мести поставил на карту очень много жизней, в том числе своих родных. Нет ему за это прощения. добро никогда не побеждает зло - ЗЛО побеждает ЗЛО. И мы прекрасно это видим. Воплощая план мести, он из Человека постепенно перевоплощается в того за кем он охотился - маньяка, только у него есть мотив-смерть любимой. Но и это его не оправдывает. Как же можно дать маньяку ходить по земле и сеять зло, когда ты должен защищать мир и покой граждан - я не пойму. Насколько надо стать черствым, чтобы такое допустить. ведь наш 'положительный' герой Ким Су-Хьен знает, убийца и дальше продолжит свое кровавое дело. клятва-клятвой, но есть предел разумного, не надо доходить до крайности. Надо оставаться ЧЕЛОВЕКОМ во всех ситуациях, какие бы невзгоды вам не пришлось пережить...
Ладно, хватит о плохом. не ожидал, что картина окажется настолько откровенной и жестокой. И это радует, как и во многих корейских фильмах. Такого больше нигде не увидишь. Вы скажете, что 'пила', 'молодежные триллеры» (каких в Голливуде снимают очень много) и т.д. более жестокие и кровавые. Я скажу, НЕТ. Не буду говорить только о 'я видел дьявола', скажу о самом корейском кинематографе. Более изысканных, захватывающих фильмов этого жанра не найдешь. Каждую минуту нас заставляют переживать, надеяться, что все будет хорошо, возмездие придет вовремя... Но каждый раз понимаешь - это не голливудские'HAPPY ENDы'.
Итак, подведу итог: фильм на любителя, но смотреть надо всем -это факт. Приятного просмотра.