История Сема Чейлдерса (реального человека, если кто не в курсе) явно не входит в число заурядных, это повествование о силе человеческого духа и великодушие к тем, на кого все махнули рукой. Фильм «Проповедник с пулеметом» - жалкая попытка перенести на экран историю из жизни, попытка почти провальная. Но обо всем по порядку.
Что мы имеем на входе: отличный драматический сюжет, хороших актеров, показавших весьма достойную игру, сердобольные глаза несчастных африканских детишек. Что получилось на выходе: бездарная режиссура, неоправданные надежды на просмотр достойного фильма, проходное кино, неприятное послевкусие от которого не прошло даже спустя несколько месяцев после просмотра.
Начну с того, что само повествование идет как-то прерывисто, вот в самом начале мы видим героя Батлера, выходящего из мест не столь отдаленных, его жену и маленькую дочь и тут пошло «галопом по Европам», невнятная, скомканная история того, как заклятый нарушитель закона, дебошир и алкоголик Батлер превращается в доброго самаритянина. Такие глубинные перемены в сознании человека, а уделено им всего нечего. Да дело даже не в хронометраже, а в том, как бездарно отображен этот период жизни героя в фильме. И игра Батлера здесь и при чем, актер старался, выдавал зрителю муки раскаяния, моментами вызывая сострадание к герою. Но одной игры актера мало, когда у режиссера фильма руки не с того места растут.
Ладно, Бог с ним, оставим надежды на вторую половину фильма, собственно основную. Но, увы и ах, эта часть картины тоже не очень радует. Все выглядит как-то обрывисто, даже немного не логично. Стоит отдать должное, все же было пару мощнейших сцен, когда казалось, вот оно, началось то кино, которого ожидала с самого начала просмотра, но это только отдельные сцены.
Хорошо, думаю я, возможно, режиссер решил сделать ставку на экшн, ведь даже в названии фильма упоминается оружие. Не тут-то было, за весь фильм пару сцен перестрелок, да таких, что если вы избалованы хорошими американскими боевиками, вам они покажутся весьма неудачными.
Финал фильма не привнес ясности, не дал ощущения завершения истории или хотя бы логической запятой. И только кадры, сопровождавшие титры, на которых реальные Сем и его чернокожие детишки, тронули меня. Вот сижу и думаю, может, стоило снять фильм в стиле псевдо документалки? Все же лучше, чем недо драма и недо боевик.
Вывод: режиссеру идти учить матчасть и не братья за хорошие, перспективные проекты пока ума-разума не наберется, актерам внимательнее выбирать проекты, дабы напрасно не рвать жили там, где это уже мало что изменит, а толковым мастерам киноискусства взять на заметку историю про Сема, возможно, через пару-тройку лет это и выльется в хорошую картину, достойную биографии хорошего человека.
История Сэма Чайлдерса, бывшего байкера-наркомана, ставшего проповедником и защитником детей в Судане, пребывающем в состоянии гражданской войны. Трудно даже поверить, что один человек действительно умудрился через все это пройти, 'Фильм основан на реальных событиях' - эта набившая оскомину фраза тут как никогда к месту.
Что мы знаем о байкерах? Это такие брутальные дядьки в черной коже, с банданами, бородатые, в ореоле амбре из пива и пота и с железным конем-харлеем. Они колесят с боевыми подругами по пыльным дорогам, играют в бильярд и живут по уставу, как в армии. В общем, настоящие мужики.
Что мы знаем о наркоманах? К сожалению, тоже осведомлены, и думаю, неплохо: систематически употребляющий различные наркотики, стардающий зависимостью от них и способный ради дозы на все, даже на убийство.
Что мы знаем о пятидесятниках? Намного меньше, чем о байкерах или наркоманах, почти ничего - какие-то американские протестанты, одни из многих.
Что мы знаем о Судане? Думаю, что не все даже знают в какой части света эта страна. А уж о судьбах детей, страдающих и гибнущих в гражданской войне, тем более.
Какая благодарная почва для многогранного и захватывающего сюжета, если найти хорошего сценариста, можно было бы даже затронуть массового зрителя! Тут тебе и осознание никчемности жизни наркомана, и обретение Веры, дающей силы перебороть зависимость, и направление неукротимой энергии героя в мирное русло - строительство жилых домов, своей церкви, и поездка в Судан для постройки детского приюта в самом сердце военных действий! Эх... То ли продюсеры поставили сценариста в рамки, то ли сам сценарист не по себе ношу потянул, фильм вышел провальным. Слишком много событий не удалось сложить в одну общую линию - получился запутанный клубок из разных по стилистике сюжетных нарезок, которые призван объединить Джерард Батлер. А финал вообще неожиданно наступает. Два часа заявленного времени по ощущениям тянут на все 4.
Джерард Батлер, безусловно, старался изо всех сил - после съемок фильма он, мне кажется, навсегда утратил озорной блеск в глазах, настолько, видимо, его затронула история персонажа. Однако при всей его внешней брутальности, внутренне он совершенно неагрессивный и незлой человек, наоборот, мягкий и чувствительный, поэтому здесь он смотрится немного нелепо, хотя в 'Геймере' был весьма органичен. Особенно он натужен в образе байкера и проповедника, хотя очень старается. Мне кажется, он чувствует, что пора перейти от комедий и боевиков к серьезным фильмам, но пока что единственной его серьезной ролью является наемный отец из 'Дорогого Фрэнки'. Все же, думаю, в 'Проповденике' Батлер выложился полностью и не его вина, что сценарий плоский и невыразительный.
Невыразимо жаль видеть утраченные огромные возможности для создания серьезного драматического кино.
4 из 10.
P.S. История героя напоминает о персонаже Роберта де Ниро в 'Миссии'.