Начнем с того, что я не люблю документальные фильмы, кроме научных выпусков или исторических (но тут тоже много исключений). Мне понравилось наблюдать за процессом творчества. Интересный фильм. Что касается искусства, то спорно это все. Что-то определенно является искусством, а что-то вульгарщиной и глупой карикатурой. Но рисуют здорово в любом случае. Рисковые ребята. Я вот не понимаю почему это во всем является подсудным делом. Например парень, который рисует тени предметов. Никаких намеков на власть, никаких издевок над обществом, никакого насилия, ничего, просто красиво. Инсталляции интересные. Но для меня очень многое слишком уж экстравагантно. А во многом просто китч, особенно у свихнувшегося «Мистера Мозгоправа». Какое-то все пустое. А брать шедевры искусства и переделывать в дешевки – вот это точно преступление. Я вот была в нескольких галереях современного искусства. Что можно сказать? Такую откровенно говоря ерунду может сделать кто угодно. А вот вылепить скульптуру Микеланджело или хотя бы повторить картину Тициана не может никто. Такое ощущение, что после эпохи Возрождения, искусство то ли достигло своего пика, то ли вообще начало вымирать. А глупая публика считает себя истинными коллекционерами и ценителями прекрасного, собирая кучу, по сути, мусора. Ха, наивняк. И кто кому еще мозги промывает? Поп-культура…думаю от этого слова нужно оставить только «поп». Двусмысленно получается, да? На то и рассчитано.
Рассказчик повеселил, такой простой, молодцом! Но как художник….повторю реплику Бэнкси: «*пауза* эм *пауза*…только тогда я понял, что Терри никакой не режиссер, а просто ненормальный» и вот эта вспомнилась «я всегда поощрял своих знакомых заниматься искусством…больше я этого делать не буду»
Я только что полистал инстаграм Мистера Мозгоправа. Он регулярно обновляется, последнее фото было загружено два дня назад. По фотографиям видно, что работа идет, предметы искусства создаются. А раз создаются, значит, есть спрос. Но существует ли сам мистер Мозгоправ? Или это всего лишь проект Бэнкси? Этот вопрос теперь не дает мне покоя.
Самый загадочный хулиган нашего времени, открывший себе лаз с улицы в дорогие галереи, Бэнкси не перестает удивлять. Перед просмотром, я думал, что фильм будет о самом художнике, в некотором роде так и оказалось, но совсем не так как я себе это представлял. История, рассказанная в фильме, является яркой иллюстрацией к вопросам о современном искусстве. Художественная ценность объектов определяется рыночной ценой, Бэнкси демонстрирует это зрителю, создав симулякр в лице Терри Гетта. Безумный француз на протяжении нескольких лет всюду следовал за стрит артистами, вооруженный ручной камерой, не обремененный конкретной целью, просто отдавался своей страсти фиксировать все на видео. Но когда съемки кончились, вместо того чтобы смонтировать фильм, Терри сам решил стать художником, ведь теперь ему известна вся кухня. И у него это получилось, легко и просто. Замешав без всякой рефлексии коктейль из стрит-арта и поп-арта, он смогу угодить как критикам, так и зрителям. Теперь он известный художник, востребованный в арт-мире под никнеймом Мистер Мозгоправ!
Когда Умберто Эко написал «Имя Розы», он поставил к стенке весь художественный мир с его ценностями и загадками. Теперь искусство можно творить по рецепту, достаточно только внимательно изучить предмет. Постмодернизм дает каждому возможность стать творцом, дело лишь в напоре. Для обывателя отличить искусство от пустышки в современном мире просто невозможно. Единственный критерий это цена. В этом плане Мистера Мозгоправа можно считать полностью состоявшимся.
И вопросы, вопросы, вопросы… И ни одного ответа. Вся история, рассказанная в фильме, имеет доказательства, творчество Мистера Мозгоправа существует, выставки проводятся, инстаграм опять же работает. Неужели это все произошло на самом деле? Или Бэнкси создал человека, определил его судьбу как художника, так же как он создает свои уличные полотна, жестко и злободневно, сделал карьеру плохого, но популярного художника для Терри Гетта? Или может быть Терри Гетта и есть Бэнкси? Вот это было бы круто…
Буду ждать въедливого документалиста, который заинтересуется этой темой и выведет всех этих пройдох на чистую воду.
С каждым новым днём интересы публики становятся ещё разборчивее, а её вкусы и желания – всё более претенциозными. Любая всплывающая в хаосе человеческой культуры сверхидея, претендующая на оригинальность, непременно должна развиваться и, потому, тщательно оберегаться от посторонних. Идеалистов, то есть тех, кто безвозмездно собирает извилины на гладкой мозговой поверхности всё более тупеющей массовой культуры, единицы. Нынешнее поколение обладающих уникальными способностями людей, чаще всего становится заложником собственного дара, превращающего частную жизнь в объект куда более пристального внимания, нежели само творчество. И потому, искренне удивляет тот факт, что Бэнкси до сих пор остаётся неразгаданной тайной для современников. При этом, в высшей степени наивно полагать, что умение этого человека оставаться неуловимым, в том числе, для спецслужб – исключительно его заслуга.
Не только жанры смешались в этом странном фильме, здесь смешались мечты о чём-то по-настоящему великом. Безымянные ценности уникальной в своём роде стрит-артовской культуры зримо обретают малопривлекательные буржуазные оттенки, сводя к нулю и без того шаткие принципы «уличного искусства», априори стремящегося к публичной конспирации. Искусство ведь тоже в некотором роде живой организм. Чем более открытым оно становится, тем быстрее теряет свою неповторимость и сугубо интимную значимость.
Название фильма аллегорично, но за ним кроются более чем серьёзные вопросы, ставящее огромный вопросительный знак над будущим не только искусства, но и всех, кто хоть немного связан с ним. Оно охотно разбирается на сувениры ещё со времён многоуважаемого Энди Уорхолла, но тогда это была благоприятная тенденция, а сейчас – нет. И в скором времени рискует превратиться в бутафорию общественной жизни. В очередной раз Материалисты будут радоваться победе над Идеалистами, тем же снова придётся жалеть о своей доверчивости к людям с капитальным блеском в глазах, но в дураках останутся не они, а простые смертные, в большинстве своём далёкие от представления о другой стороне популяризации креативных идей. Существует только один способ разрубить этот гордиев узел противоречий – разлюбить искусство во всех смыслах, но вряд ли такое возможно. Даже если это когда-нибудь случится, непременно найдутся те, кто обладает искусством заставлять любить искусство.
Всё-таки, удобнее этому фильму верить и принимать его как историю нашедших своё место в жизни людей, реальные имена которых, как в романе Замятина «Мы», заменены условными обозначениями. При всей неодинаковости, каждый в своём роде талантлив и успешен. Не будь их случайной встречи в Лос-Анджелесе, не было бы этой совместной картины, и всех споров вокруг неё. Новейшее искусство, донельзя размытое и оболганное, всё ещё объединяет людей. И это прекрасно.
ЧТО ОЖИДАЛА УВИДЕТЬ: с творчеством Banksy (хотя как-то странно называть то, что он делает «творчеством», по-моему, тут нужно немного другое определение) я была знакома достаточно давно, однако «Выход через сувенирную лавку» попался мне на глаза только сейчас. Каких-то конкретных ожиданий у меня не было, скорее было любопытно, что же вытворит Banksy на этот раз.
ЧТО УВИДЕЛА: ну что ж, Banksy остался верен себе: такого шикарного фарса, к тому же еще и на тему современного искусства, я не видела уже давно!
Это достаточно сложная тема, потому что современное искусство во многом само и так уже является фарсом, буффонадой, китчем... называйте, как хотите. И это вполне закономерно, потому что искусство прошло уже практически все этапы развития от примитивного изображения, через классицизм, ренессанс, импрессионизм, кубизм и абстракцию, вне зависимости от принятой им формы, оставаясь отображением реальности художника, точнее его восприятия реальности. И только Поп-арт не был восприятием реальности: это была сама реальность. Доказательством тому могут служить работы Энди Уорхолла, взять хотя бы его суп Campbell или порошок Brillo и сразу становится ясно, что изобразительному искусству уже просто некуда развиваться. Как писал американский художественный критик и философ Артур Данто, искусство стало пост-историческим, достигло пределов своих возможностей и стало... философией. А так как философия никогда не была легко доступной массовой аудитории, на смену настоящему искусству пришел китч, для начала, в виде Поп-арта, который многие рассматривали как дурачество, псевдоискусство не достойное быть воспринятым всьерьез. Однако впоследствии именно китч стал любимым направлением современного обывателя.
Но вернемся к фильму: честно говоря, я не сразу сообразила, что происходит, пока не увидела картины Mr. Brainwash'а. Посредством всей этой истории с Тьерри Гетта Banksy в очередной раз посмеялся (как я мягко-то выразилась, а?) над массовой аудиторией, пользуясь ее любовью к пустой экстравагантности - основополагающему принципу китча.
Вообще, мне иногда кажется, что Banksy попал в очень странную ситуацию: откровенно высмеивая при помощи своих граффити скудоумие современного общества потребителей, он стал кумиром этого общества. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что Banksy перешел к более замысловатым и сложным провокациям, одной из которых стал и псевдо-документальный «Выход через сувенирную лавку».
Обратная сторона пиара: посредственность в массы или что хавает пипл
Когда смотришь первую половину фильма, создается впечатление, что речь – о стрит-арте через призму видеодокументалиста этого творчества. Некто Тьерри Гетта живет в Лос-Анджелесе и занимается продажей сэконд-хэнда. Он живет по принципу: «Я всегда с собой беру видеокамеру». Тьерри снимает на камеру все: себя, семью, бизнес, случайных прохожих, полицейских и т.п., пока в 1999 году во время поездки во Францию не знакомится ближе с деятельностью своего двоюродного брата. Брат, известный под псевдонимом «Спейс Инсайдер» (космический захватчик), является одним из пионеров мирового стрит-арта. Он собирает из мозаики персонажей компьютерных игр – космических захватчиков – и развешивает их на улицах городов по всему миру. Тьерри со своей видеокамерой везде сопровождает брата, снимает реакцию людей, стычки с полицейскими и т.п. Брат постепенно знакомит его с другими уличными художниками из разных стран, включая Шепарда Фейри, который впоследствии знакомит его с Бэнкси, отправляется с этими художниками «в ночное», снимает их творчество. Постепенно у него скапливается уникальный видеоматериал. Живые легенды современного стрит-арта за работой оказались запечатленными его камерой: Seizer, Zevs, Neckface, Sweet Toof and Cyclops, Ron English, Dotmasters, Swoon, те же Шепард Фейри и Бэнкси. Материал копится, но дальше с ним ничего не происходит – Тьерри его не просто не монтирует, даже не просматривает и не всегда подписывает те килотонны отснятых кассет, которые у него накапливаются.
В 2006 году Бэнкси приезжает в ЛА с персональной выставкой. Выставка собирает звезд шоу-бизнеса, коллекционеров, которые готовы скупать его работы за огромные деньги. Инсталляция «Смерть телефонной будки» была продана за полмиллиона долларов. В сознании людей произошел переворот: если раньше уличные художники были вне закона и вынуждены скрывать свои настоящие имена и внешность, то сейчас серьезные коллекционеры по всему миру готовы скупать их работы наряду с творениями Дали, Пикассо и пр.
И с этого момента начинается вторая часть фильма – о том, в какой момент происходит подмена понятий, и люди начинают переставать отличать искусство от дешевого пиара.
После выставки Бэнкси выходит на Тьерри и просит его заняться монтажом отснятого материала и показать людям мир стрит-арта с другой стороны, изнутри. Уличное искусство начало коммерцилизироваться, но люди за деньгами не видят идеи стрит-арта. И эту идею нужно было показать будущим фильмом. Тьерри берется за дело и через полгода приезжает в Англию демонстрировать кумиру плод своего упорного труда. «Вообще, неприятная ситуация, когда тебе показывают свою работу, а она такое говно, что даже не знаешь, что и сказать. Это был полуторачасовой трейлер, не пригодный для просмотра», - Бэнкси (цитата из фильма). Когда стало окончательно понятно, что Тьерри – не режиссер, а городской сумасшедший, Бэнкси решил попробовать самостоятельно отсмотреть отснятый материал и смонтировать его. И чтобы получить доступ к пленкам, сказал Тьерри что-то вроде: «Езжай к себе, займись творчеством, я тут сам все отсмотрю», иными словами, уезжай и не мешайся под ногами. И Тьерри со своей непосредственностью воспринял слова как приказ: отложить камеру и самому стать художником. Тем более к тому времени Тьерри и сам стал понемногу «стритартить»: сфотографировал себя с камерой, заказал отрисовку этой фотографии, получившееся изображение увеличил в разных масштабах (в т. ч. на площадь в 30 кв. м) и развесил по всему ЛА.
И с этого момента Тьерри начал PR-проект по продвижению себя в массы как современного художника. Если большинство художников совершенствуются годами, ищут свой стиль, манеру, то Тьерри проскочил эту стадию. Надо сказать, что продвижение он начал выстраивать грамотно, по всем правилам Котлера и Манна:
1. Начал с нейминга, и уже с первой минуты окрестил себя «Мистер Мозгоправ», решив, что его миссия ни много, ни мало – промывать людям мозги.
2. В то время как большинство художников начинают скромно, Тьерри был склонен обставить рождение Мистера Мозгоправа с максимальной помпой: расклеивание по городу плакатов с собственным изображением теперь обрело особый смысл.
3. Нанял художников, иллюстраторов, скульпторов, которые должны делать всю грязную работу и генерировать основные идеи, он только вмешивается в процесс творчества и говорит, что нужно добавить или убрать. Иными словами, собрал вокруг себя арт-рабов, не желая самому делать грязную работу.
4. Обзвонил всех легенд стрит-арта, тем более что со многими был знаком лично, и попросил каждого поместить информацию о его грядущей персональной выставке на своих сайтах, страничках в соцсетях и рассылках. А также дать цитату для пресс-релиза. Никому особо не хотелось этого делать, но, так как публика в большинстве своем интеллигентная, то отказать никто не осмелился. И. т.д.
Итог бурной деятельности:
1. В первый же день работы выставку посетило 4000 человек.
2. К концу первой недели Тьерри наторговал «искусством» почти на миллион долларов
3. Изначально выставка планировалась 5 дней, в итоге продлилась 2 месяца
4. Его работы стали появляться в галереях и на выставках по всему миру от Нью-Йорка до Пекина
5. Имя Тьерри Гетта, весьма заурядного художника (хотя понятие «художник» в данном случае плох применимо), вдруг обрело какой-то вес в мире искусства
Вобщем, пипл схавал. Схавал примитивные приемы, которые даже идеями нельзя назвать: сырое безыдейное подражание растиражированным работам культовых художников. Слизанные у Энди Уорхолла приемы были воплощены в безумном количестве повторений и цветовых решений: «Уорхолл повторял знаковые образы, пока они не теряли всякий смысл, однако, в том, как он это делал, он сохранял их знаковость. А Тьерри окончательно лишил их всякого смысла», - Бэнкси, цитата из фильма.
Лосанджелесские лохи назвали эти приемы Тьерри смесью стрит-арта и поп-арта, новым словом в искусстве. С другой стороны, возможно специфика города такова, что любой кипеж на всякий случай воспринимается как знаковое событие, к которому нужно приложиться.
И тут на первый план выходят легенды стрит-арта, явно в растерянности и в шоке от того, что Тьерри не просто извратил саму идею стрит-арта, он ее еще и удачно продал! Именно это обиднее всего. То, что люди в своей массе ведутся не на идею, не на концепцию, не на искусство, а на дешевый пиар и сомнительную рекламу.
«Я думаю, что феномен Тьерри, его увлечение стрит-артом, его превращение в художника… И то, как на него повелись все эти лохи, что он наторговал «искусством» на огромные деньги за короткое время… С антропологической, социологической точки зрения это удивительное событие, изучив которое, мы, может быть, узнаем много нового», - Шепард Фейри.
«Я всегда поощрял всех своих знакомых заниматься искусством… Думал, что все должны им заниматься… Я больше этого делать не буду», - Бэнкси.
Кстати, Космический Захватчик со своим кузеном после этого прекратил общение.
'Картина стоит столько, сколько за неё даст дурак'
Понятие L'art pour l'art или 'искусство ради искусства' превращается из эстетической концепции XIX века в забавный оксюморон века XXI. Коммерциализация, подобно щупальцам осьминога, распространяется как никогда широко и охватывает всё решительнее основные сферы жизни современного человека, в том числе и культурную. Разумеется, 'бренный металл' во все времена и эпохи играл в отношениях Художника и Заказчика одну из ключевых ролей. Нельзя поспорить, что процесс художественного созидания - хоть и творческая, но всё же работа, поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы качественно выполненная работа была по достоинству оплачена. Проблема же модификации 'искусства ради искусства' в 'искусство ради денег' заключается именно в заурядной штамповке безвкусных и низкосортных 'шедевров' на угоду публике. Что уж тут говорить о какой-то идейности.
В сложившейся ситуации вполне неудивительно, что чуть ли не единственным наиболее честным видом искусства стало творчество уличных художников. Конечно же, речь идет не о определяющих надписях на заборах или рисунках нецензурного очертания, а о работах, которые обращают на себя внимание своей оригинальностью, уместно вписываются в окружающую среду и вступают в диалог с проходящим наблюдателем. Идея - вот главная цель и задача граффити.
Режиссёр фильма 'Выход через сувенирную лавку', знаменитый своим творческим остроумием художник Бенкси, выражает свое отношение к проблемам уличного искусства, являясь при этом одновременно и участником, и созерцателем. Основной персонаж, суетливый и назойливый фотограф мистер Брейнвошер, вращающийся благодаря своей навязчивости в среде наиболее влиятельных художников граффити, и сам заражается идеей стать великим и знаменитым, ввиду чего обращается за помощью, не к кому-нибудь, а прямиком к Бенкси. К чему это приводит, с горечью в голосе резюмирует сам режиссер в конце своего фильма.
Помимо вопросов, связанных с насущными проблемами мотивации современных художников, кино с достаточной долей иронии демонстрирует неосведомленность толпы в вопросах искусства, её ориентирование на массовое потребительство и воодушевлённую готовность этой самой толпы быть оставленной в дураках.
«Выход через сувенирную лавку» - это история Тьерри Гетта, француза по происхождению, живущего в Лос-Анджелесе, который пытается снять фильм о Бэнкси, - так говорится в анонсах. И это факт. В фильме действительно запечатлены документальные хроники и интервью с самым известным в мире анонимным современным художником (или просто графитчиком - как больше нравится). Человек, рядом с которым появляется титр «Бэнкси», продолжает скрывать свое лицо и голос, но не мысли. Однако камера француза, одержимого съемками всей своей жизни и фиксированием работы стрит-арт художников, вдруг поворачивается на него самого, и вот мы уже смотрим фильм Бэнкси о Тьерри - «Мистере Мозгоправе» и его «художественном взлете».
Фильм внутри фильма и фильм-перевертыш официально определен как документальный, но это лишь до просмотра. Бэнкси (или его команда) создали удивительное кино, по всем законам драматургии, при этом перемешав реальность и выдумку и сохранив интригу до самого конца. Намеки на нереальность Мозгоправа, профессиональная съемка Тьерри в тот момент, когда он снимает на свою камеру Космического Захватчика в начале 2000-ых, мелкие реплики Бэнкси («Часть обаяния Тьерри в его неправдоподобности») доставляют огромное удовольствие и составляют пазлы в целое. Авторы играют с нами, но и дают подсказки, спасибо. После просмотра вы назовете это кино чем угодно – мокьюментари, пранкьюментари, мистификацией, провокацией, манипулированием, художественной документалистикой, и еще, и еще - но это будет уже не важно. А что же важно? Наверное, как и в случае со слоном на выставке Бэнкси в Нью-Йорке (когда публика и критики увидели какие угодно символы в этом образе, кроме самого слона) ответы лежат перед носом.
«Не совсем нормальный человек с камерой» превращается в современного арт-деятеля, причем с подачи самого Бэнкси. Художник и режиссер меняются местами – отличный ход. «Я же никто. Как будто лег спать и проснулся художником», - дивится Тьерри. И мы вместе с ним. Ведь мы ему уже сочувствуем - нам показали его жизнь, поселили в его семью, поделились сокровенным (умерла мама, а он пропустил этот момент и с тех пор всю жизнь фиксирует на пленку). Как создаются шедевры Мистером Мозгоправом? Он копирует фотографии, фотошопит их, разбрызгивает краску… Все это равнозначно магазину винтажной одежды Тьерри - закупаешься сэконд-хэндом, добавляешь пару деталей (или даже просто слов, немного мифологии) - и ставишь ценник в разы выше первоначального. И это работает. Причем - на разных уровнях, а не только в рамках крутых голливудских тусовок, где шедевральные экземпляры Элвиса с автоматом вместо гитары расходятся за кругленькую сумму по домам коллекционеров. Вот вы посещаете галерею современного искусства (в любом городе, где они есть). Ваши эмоции? Хотя нет, подождите, вы закончили просмотр и как раз идете через сувенирную лавку. Не проходите мимо. Все что вы видели на стенах музея – здесь, в нужном вам формате, на необходимом материале – от обоев до футболок. Да, выходит вон оно - такое искусство Сегодня. «Это вроде бы как … революция», - иронизирует Бэнкси устами Мозгоправа. Самоирония здесь не пропитывает весь фильм. Она легкая и воздушная - в наивности Тьерри, громкой критике его работ со стороны «мамонтов» стрит-арта, в безапелляционных заявлениях Бэнкси («Я всем своим друзьям всегда советовал заниматься искусством… Больше я не буду»).
И знаете что? Все просмотры этого фильма в разном окружении заканчивались похожими размышлениями и дискуссиями (как и большинство рецензий на счет «Выхода чрез сувенирную лавку») - о том, что же считать искусством, что мотивирует художника, кто в сегодняшнее время вообще может считаться художником, каковы же критерии искусства и так далее в зависимости от настроения. Самовыражение, созидание, отклик аудитории на твои ценности, которые ты выражаешь в произведении, сама коммуникация? Как писал любимый Воннегут во «Времетрясении» про брата-физика, вдруг ставшего художником: «Он вообще никому не расскажет, кто автор этих работ и как они были сделаны. Ему просто хочется, чтобы надутые критики сломали себе все мозги и усрались с натуги, пытаясь ответить на его иезуитски невинный вопрос: «Это искусство или нет?».
И эти наши размышления и разговоры в любом случае полезны и прекрасны, наверное, пока не начинаешь понимать – что и тут Бэнкси нас развел. Он развел публику на своем искусстве, он создал Мозгоправа – и еще раз развел публику (и речь не только о деньгах), он снял фильм и заявил нам, что этот фильм не о нем, он заставил нас говорить на эти глубокие темы после просмотра кино! И это не плохо. Просто мы не видим этого слона. Не сразу. «Жизнь прекрасна» называет Бэнкси безумную выставку Мозгоправа. «Жизнь прекрасна» пишет он граффити руками Тьерри на старой кирпичной стене и тут же разваливает ее экскаватором. Жизнь прекрасна и коротка. Вот оно послание. Будьте Бэнкси, будьте Мозгоправом, делайте, что хотите и то, что вам нравится, тащитесь от процесса, будьте одержимыми, зарабатывайте деньги - кучу денег, играйте с реальностью, снимайте кино – живите. Вот жена Тьерри взяла заброшенную мужем камеру и начала снимать, свою жизнь. А Бэнкси - он, конечно, «больше никому никогда не будет помогать снимать документальное кино про стрит-арт».
Я всегда поощрял всех своих знакомых заниматься искусством. Думал, что все должны им заниматься.. Я больше этого делать не буду…
Начну наверное с того что посмотреть данный фильм меня сподвиг чей-то пост в каком-то блоге. Рецензия из двух строчек гласила: 'Фильм, который сделал сам себя. Уникальная картина, подобных ей не будет. Советую. Основан полностью на реальных событиях.' Под записью прилагался постер, увидев на нем надпись 'Banksy' я определилась с планами на вечер.
Стрит-арт для меня нечто прекрасное, работы Banksy, Above, Vhils, ROA, Mentalgassi, иного слова кроме 'шедевры', подобрать не могу. Пусть работники музеев не имеющих отношения к современному искусству забросают меня тапками, но работы данных художников действительно шедевры и имеют право встать в один ряд с признанными гениями былых времен. Новое время, новые герои. Жаль что чаще всего, в странах бывшего советского союза стрит-арт можно назвать лишь вандализмом не имеющим смысла. Не отрицаю что и у нас есть гении, но это все же исключение нежели правило.
Что касается самого фильма, прекрасная работа. Редко встретишь документальный фильм способный так захватить, не заставить скучать, а после оставить еще и 'пищу' для размышления. Было приятно окунуться в мир уличной графики. Но после осталось много внутренних противоречий...Не создал ли Banksy образ Тьерри Гетта как зацикленного только на выручке художника-самозванца специально? Можно ли назвать поставленные на поток, распечатанные на принтере и обрызганные краской работы, искусством? По сути чужие стиль и 'фишки' выдавать за свои?
Но с уверенностью могу сказать что поле просмотра захотелось творить.
-Я всегда поощрял всех своих знакомых заниматься искусством. Думал, что все должны им заниматься... Я больше этого делать не буду.
Как человеку, мягко говоря, мало знающему стрит-арт, мне было интересно увидеть этот мир изнутри. С самого начала фильма Бэнкси (один из самых знаменитых современных художников) предупредил зрителей о том, что фильм получился в общем-то не о нем, а о Мистере Мозгоправе - Тьерри Гетта. Получается, именно он собрал большинство материала для этой 'документалки'. Молодым Тьерри овладела 'страсть видеокамеры' - он снимал всегда и везде. По стечению обстоятельств, он окунается в жизнь стрит-арта, начинает собирать материал обо всех уличных художниках. Его целью становится неуловимый Бэнкси. Тот самый, который нарисовал на палестинской стороне разделительной стены пробитое насквозь место, открывающее вид на побережье. Он любит примерять противогазы на известные всем лица и вешать свои картины в известные музеи.
В фильме четко прослеживается грань между независимым искусством и коммерцией. Творения Бэнкси называют 'художественным терроризмом'. В картине, можно так сказать, противопоставляются две выставки - Бэнкси и Мистера Мозгоправа. Ярко выраженный стиль Бэнкси, его игра с обыденными вещами и заимствованные идеи Тьерри. Второй, проходя по уже знакомому пути, создает из 'хлама' искусство, причем в большинстве своем усилиями команды, состоящей из огромного количества человек.
Невозможно точно определить, что это, действительно документальный фильм или мокьюментари? А вдруг парень в капюшоне - это не Бэнкси? Хотя вряд ли это имеет большое значение. Фильм показывает механизмы арт-площадки, героев 'однодневного искусства'. Просыпаясь утром, мы можем заметить на одной из городских стен - результат воображения художника, но мы и понятия не имеем, кто это сделал и как, можем лишь догадываться - зачем. Наверное поэтому, незамысловатые картинки так привлекают наше внимание.
Думаю, в основном все привыкли видеть документальные фильмы в сосредоточенном и строгом виде, но после просмотра фильма 'Выход через сувенирную лавку', понимаешь, что перед тобой нечто новое. Такое чувство неспроста, ведь режиссер картины - Бэнкси - скандально известный английский андерграундный художник-граффитист. Лента недаром заполучила премию 'Оскар' в 2011 году. Фильм заставляет задуматься, какую роль и цель в наше время несет искусство.
Первая часть фильма очень ярко показывает, как проникает в жизнь такое новое течение, как стрит-арт. Это очень важно, что люди стараются создать новые направления в искусстве. Конечно, стрит арт отчасти можно назвать 'хулиганским' творчеством, но, тем не менее, это также является культурным развитием общества.
Вторая часть 'Выхода через сувенирную лавку' - полная противоположность первой части фильма. Это уже антиискусство. 'Я всегда поощрял всех своих знакомых заниматься искусством. Думал, что все должны им заниматься... Я больше этого делать не буду...' Да, Бэнкси по большей части прав в этом, потому как сейчас искусство зачастую становиться искуственным, оно теряет всякий смысл и, что может быть еще хуже, превращается в бизнес. Многие 'ценители искусства' под влиянием пиара и рекламы просто не понимают этого.
В начале истории тяжело даже представить, что деятельность Терри Гуэтты может развернуться до таких масштабов. Да, это несомненно нужно назвать феноменом, осталось только решить, в хорошем смысле или в плохом. Положительным моментом здесь является то, что Терри обладает огромной страстью к своим идеям, что очень важно, когда ты занимаешься каким-либо творческим ремеслом, ведь, в это нужно вкладывать всю душу. Правда, страсть нужно направлять в правильное русло...
Добавило ярких красок в общую картину и хорошее чувство юмора самого стрит-художника Бэнкси. Думаю, очень многим знакома '...неприятная ситуация, когда тебе показывают свою работу, а она... ты даже не знаешь, что сказать...'
Да, не стоило преждевременно выдавать Терри за зрелого художника. Хочется дать всей его деятельности название 'без-ство': БЕЗискусСТВО, БЕЗрассудСТВО, БЕЗидейСТВО, БЕЗумСТВО. Но... так или иначе, любому произведению искусства есть место в нашем мире, остается только решить, достойно оно нашего внимания или нет.