К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Превосходный мистический ужастик, созданный на родине поедателей лягушек и сладких круасанов. Этот оригинальный и уникальный триллер, поставленный, между прочим, дебютантом, смешал в себе несколько очень необычных жанровых элементов, тем самым если родил и не новый поджанр, то, по крайней мере, новое направление для страшного кино. Здесь у нас и чёрная магия, и мощный психологизм, и замкнутое пространство жуткой тюремной камеры. В общем, всё, что способно с лихвой удовлетворить ценителя интересного и уникального хоррора. Можно сказать, «Книга теней» это тот случай, когда у картины практически невозможно найти похожих аналогов, перед нами оригинальная, уникальная, самодостаточная история, почти полностью лишённая штампов и клише. Звучит невероятно, но это на самом деле так. Давайте обо всём по порядку. Для начала нам показывают интригующий пролог, отчётливо намекающий на присутствие в картине чего-то мистического, далее, авторы знакомят нас с главными героями фильма, коих в картине четверо и все они мужчины (ну, не совсем все, но об этом попозже).

Режиссура как для дебюта, в фильме отменная: Валетт не слишком хорошо умеет пугать, но вот интриговать у него получается на все сто. И хотя в фильме не особо много действия, даже сцены болтовни смотрятся с интересом благодаря умению постановщика грамотно работать с актёрами и тактом повествования. Заинтриговав зрителя интересным прологом, Эрик впоследствии виртуозно перебрасывает наше внимание на главного героя – скромного менеджера Каррера, получившего большой тюремный срок за финансовые махинации на фирме и теперь обречённого на постоянную компанию крайне неприятных личностей в лице трёх зеков-сокамерников. Трансвестит-мордоворот Маркус очень колоритен, но как-то не слишком убедителен. Такой боров с замашками агрессивного самца-доминатора и вдруг сиськи отрастил! Не очень-то я поверил, что его самым сокровенным желанием было стать женщиной, очень уж не по-женски он себя вел. Пожирающий всё и вся инфантильный гей-пассив Маргаритка, раскрыт не особо хорошо, да и роль у него на порядок меньше, чем у остальных. Гораздо интереснее старик Лассаль, если не ошибаюсь. Вот этот дядька мощный и интересный герой, такой неожиданный переход по ходу фильма от безобидного старичка-интеллигента до самого зловещего из сокамерников... Впрочем, как я говорил ранее все актеры в этом фильме хороши.

Далее, втянув зрителя в атмосферу грязной тюремной камеры, авторы медленно, но непрерывно начинают нагнетать мистику: жуткие шорохи, непонятно каким образом перемещающиеся предметы, ну и, конечно же, таинственная книга, найденная Каррером замурованной в одной из стен камеры. Книга, которая не только способна подарить её обладателю таинственные, страшные знания чёрной магии, но и даже будучи непочтенной может натворить немало бед всякому, кто без должного уважения относится к ней. Далее, я ничего рассказывать о сюжете фильма не хочу, поскольку тем самым рискую испортить о нём всё впечатления. Достаточно будет сказать, что здесь не будет глупых не убиваемых маньяков в латексных масках и тошнотворных дискуссий на тему соблазнения шлюховатых одноклассниц. Это глумливый, кровавый, затягивающий, подобно пауку муху, фильм ужасов. Ценители творчества Говарда Лавкрафта наверняка прикрепят к ленте ярлык, представляющий последнюю как некую вольную экранизацию. Ну, или же «как бы» экранизацию. В «Книге теней» атмосфера самая что ни на есть лавкрафтовская, даже, несмотря на тот факт, что знаменитый маэстро хоррора, не имел в амплуа прародителя и основателя с предложенной историей ничего общего.

Не слишком хорошее впечатление производит «магическая» сторона фильма. Невооружённым глазом видно, что сценарист явно тяготит к таинствам эзотерических учений, но вот уровень его познания остаётся на уровне любителя. Нам не будут открывать никаких впечатляющих подробностей, освещающих происхождение демонических сил. Авторы вполне могли бы пригласить для консультации какого-нибудь чёрного мага, чтобы более эффектно позабавить публику, а то оккультная сторона ленты проработана достаточно поверхностно, но надо отдать создателям должное, отсебятины в повествование они почти не внесли, именно поэтому фильм никоим образом не заденет чувств любителей эзотерики. Даже магическое прошлое зачинателя торжества, Данвера, авторы предпочли никак не освещать, поставив зрителя в известность лишь о том, что последний некогда увлекался практическими проделками безбожного колдовства.

Как и в любом современном французском хорроре, авторы не скупятся на обилие кровавых и мясных моментов, из которых в память наиболее врезается сцена с молниеносной кастрацией, а также копошение руками в разодранной грудной клетке. Не обошлось и без чёрного юмора, но надо отдать сценаристу должное: атмосферы он совсем не сбивает и эклектики в ленту не вносят. Возможно, этому способствовала страна-производитель, всё-таки у французов с комедией всегда было на порядок лучше, чем у жителей пятидесяти штатов. Но, безусловно, в «Книге теней» преобладает не юмор. Как и обещано, у нас здесь имеются самые настоящие ужасы с вышеперечисленной красивой расчлененной, прекрасной клаустрофибичной атмосферой (пожалуй, это единственный ужастик на тюремную тему, где страх тюремного заключения действительно чувствуется как нечто реалистичное), а также колоритными героями картины. Что действительно разочаровывает, так это кульминация ленты. От подобного рода саспенса ждёшь явно более феерической и насыщенной развязки, которая если и не расставит все точки над i, то, по крайней мере, захватит и удивит зрителя. Вместо этого, авторы выдали откровенно пресный и скучный финал, без особого рода изысков (но и без штампов, уже на этом спасибо). Всё-таки мог Эрик Валетт более продуманно закончить эту столь захватывающую историю.

В итоге: «Книга теней» это, вне всякого сомнения, один из самых лучших жанровых представителей своего времени. В меню этого кулинарного хоррор - деликатеса имеется интересный сюжет, пугающая атмосфера, прекрасные актёрские работы и яркий визуальный ряд. К сожалению, к полноценному шедевру фильм причислить не удастся из-за очень слабой и непродуманной концовки, здорово портящей впечатление от всей картинки. Если бы не эта неприятная шероховатость, итоговый балл в обзоре был бы максимальным.

9 из 10

28 февраля 2014 | 15:03
  • тип рецензии:

'Будь осторожен в своих желаниях – иначе ты можешь получить то, что хочешь…' Именно таким мог бы быть слоган этого фильма, полностью отразив основную идею, заложенную его создателями.

Вообще, словом, которое возникает на протяжении всего просмотра вплоть до окончания картины, является эпитет «странный», но не в контексте необычности, а именно в том смысле, когда кажется что что-то не так… Это ощущение появляется в момент знакомства с героями фильма и длится на протяжении всего экранного времени. Суть этого чувства кроется отнюдь не в претензиях к режиссерской работе, сценарию и т.д., а именно в том настроении, которым наполнен фильм и которым он пытается наполнить зрителя. Серая атмосфера безразличия и холодности, от которой невольно хочется отгородиться, являет собой несомненный плюс в плане воссоздания тюремного «климата» и одновременно предстает главным недостатком картины.

Человек, смотрящий «Книгу Теней», несомненно захвачен некой тайной, ему интересно узнать, что произойдет в конце концов, но… он не сопереживает героям. Не может. Фильм словно сам отталкивает от этого.

Вся четверка актеров, сыгравшая главные роли, заслуживает исключительно похвалы. Им удалось вжиться в своих персонажей. Другое дело, что персонажи эти сыграли злую шутку с ними – весь фильм зрителя не покидает странное чувство отвращения к ним.

История сама по себе довольно интересна. Странные геометрические рисунки на страницах книги, мелькающие в заклинаниях имена Йог-Сотота, Дзаттоггуа, Хастура отсылают прямиком к леденящим душу произведениям Г. Ф. Лавкрафта.

Знает ли человек, чего он хочет на самом деле? Именно на этот вопрос ищут ответ создатели картины. И их ответ-мнение, явленный зрителю в финале, тяжел и холоден.

А потому, в заключении хочется пожелать читающим эту рецензию, возрадуйтесь, найдя лампу с джинном, но не спешите произносить желания. Подумайте, действительно ли это то, что Вы хотите???

Действительно ли Вы хотите заглянуть в 'Книгу Теней'?

6 из 10

22 сентября 2010 | 21:04
  • тип рецензии:

Первый просмотр этого фильма меня слегка шокировал и оставил на мне смутные непонятные ощущения. Каждый персонаж был интересен по-своему. Поразила история убийства своей жены Лассаля своей девственной натуральностью повествования испытанного.

Я долго еще помнила мистическую жуткую атмосферу фильма. Вспоминала конец, как один из самых оригинальных, приведшего к выводу `осторожнее в своих желаниях`...

Советовала знакомым посмотреть и удивлялась почему никому не нравится.

Спустя несколько лет пересмотрела фильм и мягко говоря разочаровалась, даже показался немного скучным.

17 ноября 2009 | 23:56
  • тип рецензии:

Малифик - что в переводе с французского Зловредный - или как обозвали наши прокатчики Книга теней - что по моему скромному мнению звучит интересней и соответствует содержанию, поведает историю о дряхлом дневнике маньяка, страницы которого испещрены различными оккультными символами и письменами, на свою беду обнаруженный в кладке старой тюрьмы парочкой главных героев. Это история о том, что зло творит себя само - и не важно в чьи руки оно попадет, пользы и блага не будет.

Данный фильм как страшная сказочка на ночь. Успокаивает и убаюкивает. Погружает в атмосферу чего-то мистически темного, запредельного и оттого безусловно влекомого. Когда разум коротит, заостряя от основания позвонка до самого кончика ровняя по струнке, а волоски на загривке топорщатся дыбом. И можно почувствовать себя тем заключенным, который очень стремится сбежать, увидеться с сыном, ведь каждый найдет ради чего проживать день грядущий. Или стать книгой, - книга это на мой взгляд еще один актер, но его как ни странно не видно, но он ощутимо прокрадывается в голову.

Книга теней - прекрасный пример старого доброго кинематографа, когда атмосфера прямо-таки вытекающая из телеэкрана глушит все недостатки, и не оставляет места для логичных, но таких никчемных и ненужных вопросов. Это отличный показатель того, как можно с помощью одной бессменной локации и небольшого количества актеров создать что-то поистине увлекательное и интригующее, что будет держать у экрана и не отпустит по завершении.

Потирая ручонки как ловкий шулер, сидящий на шконке, будет выпытывать: что ты хочешь.

26 июля 2020 | 13:14
  • тип рецензии:

Быт порядочных арестантов нарушен внезапным появлением древнего артефакта. Четверо сокамерников, трое опытных, и один первопроходец. Колоритный любитель мужчин, его вынужденный любовник, и мудрый, начитанный мужчина средних лет. В камеру приезжает новенький. От колорита тюремной жизни вчерашний семьянин ловит осознание объективной реальности. Усугубляется все недвусмысленными шутками и лютым эмоциональным накалом. Тайник, и обнаруженная в нем книга служит инструментом безысходности. Результатом пребывания, у кое кого длительного, а кому то не предвещает ничего хорошего. Потому заключённые цепляются за возможность скрасить пребывание в застенках, пусть и весьма необычным способом.

Сразу чувствуется различие, между интерпретацией тюремного быта пост советского пространства, и реалий, европейских. Совершенно безумная компания собралась. Начиная с дикого, по меркам расового отечественного зрителя, как-бы сам факт наличия гомосексуала, отвечающего за дисциплину в камере. И беря во внимание факт, что это не женственная натура, а звериный нрав, с постоянной жаждой сношения. Это, so creepy. Через негативные, и откровенно мрачные проявления человеческой натуры детально раскрыты все персонажи. Отец, ясное дело хочет домой, и он единственный адекватный персонаж. Остальная часть ансамбля погрязла в безумии и не видит возможности в дальнейшей полноценной жизни. Если для 'отца' книга- есть лазейка, и символ надежды, то для сокамерников, непонятный артефакт, не более чем символ развлечения, и способ скоротать неумолимое время. Атмосфера чернушного спектакля зашкаливает. Оставьте надежды о современных условиях, холод камеры отныне твой друг, а здоровенный извращенец, единственный товарищ на ближайшие много лет.

Человек человеку волк. Гласит народная мудрость. Но сможет ли магический артефакт послужить новым хозяевам? Или надежды не оправдаются? История вертится, по спирали однообразных дней ползет скользкое ощущение неполадок в тюремном быту, мистицизм выходит из-за кулис, но его присутствию уже никто не удивляется. Зло умеет находить вынужденных паломников. Мораль сей басни такова, что полагаться на сомнительные предметы с той стороны не стоит, особенно если речь идёт о рукописном гримуаре. Понравилось как раскрываются личности, трансформация образов от скучающих заключённых к типажным личностям, с их драматизмом и мотивацией. Внезапное смирение рождает повороты сюжета. Увлекательно наблюдать вовлечение в тайный ритуал, сопровождаемое галлюцинациями и искажением реальности. Чего только не сделаешь ради свободы?

13 февраля 2021 | 14:10
  • тип рецензии:

'Книга теней' - мистический триллер с лёгким оттенком сумасшествия, что так свойственно французским фильмам. Ничего оригинального в нём нет, наоборот, нечто похожее мы уже видели очень много раз. Даже финал, который должен был стать чем-то непредсказуемым, таковым не является. Как ни крути, а некоторых Голливудских штампов избежать всё-таки не удалось, вместе с тем есть в картине и существенное отличие от типичных американских хорроров, заключающиеся в нестандартном подходе к созданию центральных персонажей, характеры которых не похожи ни на одного из привычных героев фильма ужасов.

'Страшные' истории про всякого рода загадочные книги, влекущие за собой череду кровавых смертей бывших её владельцев, давно уже ничем не удивляют, что, собственно, можно сказать и про данный фильм, развязка которого очевидна с первых минут появления в кадре зловещей книги. В то же время, сказать, что такая откровенная предсказуемость пошла ему во вред, тоже нельзя. Предполагая о плачевных последствиях 'дружбы' с книгой, кульминация становится практически единственным фактором, ради которого хочется досмотреть сие кино до конца. Если бы ни некоторые нюансы, такие как обилие жестокости и специфическое место действия картины, то 'Книга теней' могла бы запросто сойти за одну из серий детского ситкома 'Боишься ли ты темноты?'. Режиссёр, по-видимому, даже не ставил себе за цель хоть чем-то напугать искушённого зрителя.

Никаких резких звуков, жутких тварей и хотя бы захудалого отрицательного персонажа нет. События в фильме развиваются неторопливо и без единого намёка на неожиданный поворот в сюжете. Проявление сверхъестественных возможностей книги, которой подверглись четверо осуждённых, ограниченно рамками одной тюремной камеры, из-за чего может создаться ложное предположение, что фильм относится к жанру психологический триллер, когда люди находящиеся в небольшого размера помещении начинают подвергать друг друга моральным и физическим пыткам. На самом же деле, никакого накала страстей разглядеть не удаётся. Заключённые живут так, будто бы отдыхают в гостинице. Что-что, а показать тюремные будни Эрик Валетт явно не ставил себе за цель.

Логичнее всего было бы сделать местом действия психиатрическую палату, так как у каждого, кроме главного героя, огромнейшие проблемы с психикой. Гермафродит, всеядный аутист и профессор шизофреник - дружная компания, за которой придётся наблюдать все полтора часа. Так что, если не ужасами, то комедией 'Книгу теней' можно назвать легко. Нельзя точно утверждать, с чем связана некоторая бредовость сценария, но люди, писавшие его, вряд ли находились в трезвом состоянии. Если бы не эта своеобразная отличительная черта картины, она бы ничем не выделялась среди себе подобных сказок про проклятые вещи, сыгравшие роковую роль в жизни своих хозяев. При условии, что мрачная атмосфера киноленты удачно сочеталась бы ещё и с качественно выстроенным саспенсом, 'Книга теней' пополнила б ряды первоклассных триллеров.

Про актёров, на удивление, нельзя сказать ничего плохого. Конечно Жеральд Ларош немного переигрывал, к тому же, из-за адекватности своего героя был не так интересен, как другие персонажи. Зато остальные отлично справились со своими ролями. И Кловис Корнийяк, которому некоторое время пришлось поносить искусственную грудь, и Филипп Лоденбаш, чей хитрый взгляд наблюдал за сокамерниками, пытавшимися разгадать секрет книги и, в конце концов, Димитри Рато, представший перед зрителем в виде умалишённого парня со зверским аппетитом - все играли убедительно, что большая редкость для малобюджетного кино.

'Книга теней' - фильм, который понравится далеко не каждому. Уж каким-то слишком фриковым он получился. В остальном же неплохой псевдохоррор на один раз.

7 из 10

10 февраля 2011 | 22:28
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: