История эта охватывает три летних дня и пронизывает три эпохи. Два пришельца из 28 века устраивают в 20 веке базу, перед тем как отправиться в век 13-ый ради спасении уникального ученого. Свидетелем и участником их работы становится случайно оказавшаяся в центре событий девушка Анна.
Элегантный сюжет придуманный легендарным фантастом Киром Булычевым был воплощен дважды (на данный момент); на Ленинградском телевидении в 1980 году и в 1989 году на Свердловской киностудии. Конечно, фильм гораздо зрелищнее скромной телепостановки, но и у версии ленинградцев есть свои достоинства. Самый бросающийся в глаза плюс это строгая красавица Наталья Данилова в главной роли авантюрной Анны. Актриса на пике своей красоты, какие сияющие глаза, какие плечики, шея! Хороша она и как современная амазонка, не дающая спуску нагловато вторгшимся в её летнее бунгало путешественникам из далекого будущего, и в наряде средневековой княжны Магды; властная, уверенная в себе, не княжна - королева! К тому же образ Анны вышел по-хорошему феминистским, даже немного жестковатым (в отличии от Анны Юлии Ауг в версии 1989 года, на которую пришельцы из будущего смотрят свысока, и которая всегда угодливо готова сделать завтрак, сварить кофейку), и показывает как меняется роль женщины от почти бесправной Магды, пешки в политических играх князей и рыцарей, до образованной, бесстрашной, самостоятельно мыслящей Анны. You've Come a Long Way, Baby! Джентльмены же из будущего в исполнении Юрия Демича и Виталия Юшкова сдержанны и воспитаны, к строптивости Анны проявили максимум такта. Ещё один плюс этой экранизации - более детальные объяснения о концепции временной спирали, о гениях и их тяжелой судьбе (в фильме 1989 многое из этого было убрано). Нельзя не отметить и ленинградского Акиплешу - Владимира Особика, сыграл он хорошо и броско, но очень уж страшный, отталкивающий внешне получился Акиплеша и несколько статичен, совсем по другому этот образ решил Владимир Гостюхин, его Акиплеша не так жуток и гораздо более подвижный.
Во многом же телеспектакль уступает фильму, особенно в сценах из Средневековья; странные, слишком уж театральные декорации, костюмы тоже далеки от исторических реалий. Скучными получились образы боярина Романа и князя Вячеслава, а Божьи дворяне смехотворны. Жаль что не визуализировали переход Анна в прошлое. Ощущения осажденного города, которому грозит смертельная опасность, тоже не особо передано; массовка слишком малочисленная, спецэффекты беднейшие, сцены боев отсутствуют (фильм 1989 исправил именно эту ошибку, там экшена, побоища, насилия предостаточно). Не знаю что тому виной, то ли малое финансирование, то ли недостаток драйва в режиссуре Глеба Селянина.
Итог: Безусловно 'Похищение чародея' 1980 года это телеспектакль со всеми плюсами и минусами этой формы, во многом он уступает фильму 1989 года, но есть у него и свои очевидные достоинства. Если вы вдохновились повестью Кира Булычева рекомендую посмотреть и ту и другую версию, они дополняют друг друга и чуть по разному раскрывают и характеры и события.