Трагедия и чудо: Диалог с Жизнью в «Магнолии» Пола Томаса Андерсона
Жизнь – это трагическое чудо. Такая мысль мелькает сквозь весь фильм «Магнолия» Пола Томаса Андерсона. Всех героев этого чуда объединяет одно. Они – марионетки загадочной игры с загадочным Высшим замыслом. Никто из них не познает его до конца. Зритель занимает роль Всесильного Наблюдателя, который приподнимается как бы над ними. Занимает роль Творца.
Случайное стечение обстоятельств связывает героев всех в одну жизненную нить. И связь эта настолько сильна и эмоционально насыщенна, что ее уже не впору называть случайностью.
Притворство героев перед другими становится невыносимым. И как только их болевой порог превышается, симулировать «радость» ускользающей рутины становится невозможно. Трагичность этой ситуации, на первый взгляд, погружает их в полную беспомощность.
Но, став совершенно беспомощными и приняв этот факт, примирившись с собственной безнадежностью, они сплетаются воедино Судьбой и находят друг в друге развязку, утешительное или роковое избавление от собственных проблем, определяющих фундамент их личности в этом проходящем мире.
Под напором внутренних неразрешенных конфликтов механизм обычной жизни героев выходит из строя. Страх разлетается в пух и прах перед осознанием неизбежного конца, в том числе физического конца.
Известный шоумен Фредди Меркьюри говорил: «Шоу должно продолжаться», – но все более частые попытки изображать это шоу публично обнажают его фальшь (эта тема как раз буквально обыграна в фильме). Так не для того ли оно должно продолжаться, чтобы рано или поздно нервный пузырь лопнул? И чтобы после этого оно потеряло моральное право начинаться вновь?
«Магнолия» – это фильм про то, как одновременно у каждого из героев развязывается мертвый узел жизни. Он лопается под напором голодного вдоха воздуха. У каждого героя своя судьба, но все одинаково погружены в безвоздушное пространство, из которого, кажется, выбраться вот-вот станет невозможно. Но каким-то чудом они выбираются. И ключевое слово здесь – именно «чудо». Оно сюжетно переплетается с любовной линией и образует с ней родственную связь.
Остается задаться вопросом: что такое Жизнь? Это такое же живое и мыслящее существо, как и мы с Вами? Она тоже нас чувствует, как и мы ее? И вмещает ли она только чисто человеческий спектр эмоций или ее «эмоциональный арсенал» гораздо более обширный и утонченный?
Хочет ли она, чтобы мы почувствовали ее и на ее уровне восприятия нас самих? И является ли языком общения с Ней та самая Любовь, которую люди «вроде бы» должны дарить друг другу? И таков ли язык общения не только между собой, но и с самой Жизнью? Возможно, Жизнь достаточно коварна, чтобы не предъявлять открыто нам свою мораль на этот счет. Но при этом достаточно жестоко наказывает за ее нарушение.
Остается гадать. И, пожалуй, единственный «прок» от просмотра «Магнолии» – это невозможность вернуться в замкнутость своей жизни, выйти на более обширное «гадальное поле», которому не видно «края и конца».
Невозможно закрыть глаза, уже открыв их шире. Потому что закрывать станет слишком больно. Зритель (как и персонажи друг с другом) уже связан такой же прочной нитью с Фатумом. Ему ничего не остается, как в осознании неизбежности учиться с Ним говорить – на Его языке. Весь фильм если не задуман, то смотрится как колоссальный трансцендентальный задел.
Но, наверное, самая незамысловатая мораль фильма в следующем. Невозможно осознать весь трагично-чудесный, вообразить себе необъятный объем жизни без взрыва наших повседневных рутинных «нервных пузырей». Этому, можно предположить, он и посвящен.
Дорога очищена, мусор убран. Остается только идти – навстречу себе, своим людям и Жизни. И испытать себя на прочность в диалоге и в схватке с Судьбой.
Хотелось бы сразу отметить, что в отличие от Олтменовского мордоворота в «Коротком монтаже» вышедшего годами ранее, склейка кадров в Магнолии доведена чуть ли не до совершенства, комканный нарратив которой позволяет не только сильнее проникнуться судьбами представленных персонажей, но и взглянуть на мир людей в совершенно ином свете. В третьей по счёту, действительно большой киноленте Пола Томаса Андерсона заметны не только работа над ошибками из прошлых его фильмов, не только идеально переосмысленный сюжетный фундамент, вечно странствующий из одного сносного сериала в другой в поисках понимания, но и сокрушение четвёртой стены вовсе.
Давайте будем честными, у каждого из нас порой бывало такое чувство, что хотелось понаблюдать за абсолютно незнакомыми людьми, и с каждой минутой такого 'безучастия' в маленьких, но событиях этих незнакомцев, все больше хотелось принять участие. Также и Пи. Ти. Андерсон, сродни Творцу, как хочет играется судьбами своих персонажей, каждый из которых, превосходно обыгранный актерским ансамблем, являет собой образы так знакомые нам в повседневности, и от части напоминающие нас. Андерсон играется со зрителем, и в тоже время восхищается всеми теми событиями, что позволяет ему родить Кинематограф, он ходит по той грани, что только позволяет Кино. Поэтому якобы выпадающий из этой трагикомедии элемент мюзикла с песней 'Save Me', иронично попавший в настроенческую волну всех тех героев, тут же нивелируется аутентично переданной Томом Крузом детской истерикой 'на Оскар', передающей то ли ненависть, то ли любовь к умирающему отцу. Все эти противоречивые, местами даже утомительные (так что порой хотелось даже выключить) пердюманокли, Андерсону, так же как и его однофамильцу-сказочнику, удалось сплести в единый клубок многочисленных эмоций и сгусток мультивариативной энергии. Искусно преправленный, не утихающей ни на минуту проникновенной и в то же время несколько комедийной музыкой, этот ком - есть не что иное, как наша с вами жизнь, которая подобно магнолии казалось бы будет цвести вечно.
И только на мгновение вся эта суета, бесконечная людская кутерьма приостанавливается и замирает, — буквально размазывается в лепёшку, перед лицом феномена, свидетельствующего о том, что за всем этим 'безобразием' действительно кто-то может наблюдать
И разрази меня гром, я вовсе не хочу сравнивать «Магнолию» с недавно просмотренным «Антихристом» Триера, где автор, также как и природа, бескомпромиссны со зрителем. Я всего лишь хочу сказать, что мистеру Андерсону! удалось создать нечто большее, чем просто аттракцион для развлечений
Крепкая взрослая драма с хорошей игрой актёров, о том что нужно ценить как никак каждый момент в своей жизни и каждый шаг, ошибка-влияет на будущее.
Отличная игра актёров, не ожидал такой потрясающей игры от Тома Круза, а то засиделся в боевичках он что-то, порой уже надоедает смотреть его в боевиках, а тут он блестнул талантом, сопереживал его герою, т. к. с виду он такой весёлый, а внутри оказывается поломанный человек, как и все мы. Все мы не идеал как никак!
Филипп Сеймур Хоффман хорошо отыграл, хороший был актёр на самом деле, очень жаль что больше нет его на нашем свете!(.
Остальные персонажи мне неочень запомнились, потому что им не так много времени уделено, разве что бывшему ТВ звезде, который не можешь даже на пластинку для зубов заработать, все таки иногда маленькие ошибки меняют наше будущие, даже самые незначительные для нас!
Фильм понравится не многим из-за своей затянутости(аж целых 3 часа),да и данное кино больше для истинных Киноманов, а не для обычного зрителя, воспитанном на Marvel блокбастерах и всяких боевичках, но поверьте-посмотрите этот фильм обязательно, уж лучше потратить время на Магнолию, чем просто упустить время впустую, а если не понравится-ну ничего страшного,3 часа хоть и время и за это время происходит очень много событий, но посмотреть фильм ничего плохого, я понимаю смотреть какой-нибудь Трэш 2х часовый, но данное кино как Магнолия обязательно к просмотру, потому что оно оригинальное. Конец увы не приходит к логическому завершению, потому что после такого конца стоит подумать, поразмышлять, но зато рёжиссер подкинул своих фишек в фильм, чего стоит только финальная сцена с лягушками, ну это очень оригинально!
Но фильм всё таки не прям идеален, минусы всё таки есть:
Некоторые актёры видно переигрывают или играют, ,Ай иди от меня зритель, я кривляю лицо в камеру',но всё таки простительно, потому что сценарий фильма очень и очень грамотный, всё очень продумано до мельчайших деталей, что не отпускает глаза от экрана и заставляет на протяжении 3х часов наблюдать жизни наших героев.
Музыка сделана потрясающе, без неё бы многое фильм потерял всё таки, всё так гармонично!
Всё таки ливень из лягушек дал всем героям второй шанс прожить свою жизнь по новому, а нам стоит жить одну единственную жизнь и не допускать глупых ошибок, как допускали герои данного фильма.
«Магнолия»-сильная драма с сильным актёрским составом и очень грамотным сценарием, даже если он вам не понравится, то уж равнодушным фильм вас не оставит уж точно, потому что он раскрывает нам очень жизненную тему и научит многому!
«Магнолия» Пола Томаса Андерсона, пришедшая к нам из девяностых, которая, скорее всего не будет понятна большинству зрителей с точки зрения правдоподобности происходящего, тем не менее, может задеть какие-то человеческие струны в душе каждого. Так было со мной, когда пять лет назад, посмотрев с жутким переводом эту картину, я обливалась горючими слезами и под конец совсем забыла, чем же все закончилось. Смотреть ее все же стоит в более зрелом возрасте, когда у тебя уже есть некий жизненный опыт. Иначе три часа просиживания перед экраном покажутся самыми долгими в жизни. Сама размеренная манера происходящего, не смотря на драматичность и трагичность, кажется жутким занудством. Но, сразу же выделяешь оригинальную манеру повествования, в виде переплетающихся историй героев.
Хочу сказать, что Том Круз, который сыграл Фрэнка Ти Джея, создатель методики «Соблазни и уничтожь». Не смотря на то, что этот именитый актер, и любимец женщин, он мне как раз-таки импонирует в роли мерзавца. С этакими зализанными волосами в хвостик. При учете того, что он выглядит здесь весьма не сексуально, исходя из того, что он говорит о «членах» и «покорителях вагин», в его взгляде и манере себя вести прослеживается крайняя точка безумия. Не смотря на то, что он выставляет себя самоуверенным альфа-самцом, в его броне пробила маленькую брешь, сующая везде нос журналистка (Эйприл Грэйс). Эта темнокожая дама, казалось бы, не поддается на обаяние и не верит в то, что пытается говорить Фрэнк. К тому же на то они и журналисты, чтобы капаться в чужом нижнем белье.
Джимми Гейтор (Филип Бейкер Холл) весьма пожилой ведущий шоу «Что знают дети?», хлыщет виски прям перед выступлением. И при этом никто не говорит ему и слова в упрек. Жена, коллеги и прочие, кто знает о его трагедии, любят, поддерживают и переживают за него. Чтобы уследить за историей, надо смотреть, как плавно одна перетекает в другую, возвращается, снова перетекает. Я могла бы сравнить 'Магнолию' с рекой. Единственным человеком, который не принимает Джимми – этого пожилого, казалось бы, импозантного мужчину, является его истеричная дочурка наркоманка. Поведение этой девушки тоже набирает свой определенный накал страстей. Казалось бы, как можно орать: пошел вон, собственному отцу, когда он приходит к ней на поклон, а может и проститься. И вот в один день, все нити которые тянутся из прошлого, сплетаются воедино и вылазят наружу. На это действительно стоит посмотреть, потому что становятся волосы дыбом, от осознания того, как сильно ломается психика и калечатся жизни из-за родителей, которые не умеют воспитывать детей. Как взрослые, казалось бы, гениальные в чем-то и ответственные люди, прекрасно справляющиеся со своей работой, не могут справиться с тараканами, которые у них в голове.
Еще история того, как у постели умирающего старика сидит Фил Парма (Филип Сеймур Хоффман), который здесь предстает очень сострадательным персонажем, казалось в нетипичной для него роли. И молодая жена Линда Партридж (Джуллиана Мур), которая носится по кабинетам одних уполномоченных лиц, к другим, казалось бы, готовая выйти из себя, с бессилием от борьбы со смертью. Кажется, что ее утонченность, но в то же время несчастье, которое она переживает, отражаются на ее лице, при учете того, что она пытается сохранить это самое лицо. В общем, довольно именитых актеров скинули и перемешали в одном котле. Смесь получилась адская, но это только начало.
Самыми положительными и несчастными персонажами здесь я считаю – умного ребенка Донни Смита (Уильям Х. Мэйси) или про то, как гения ударила молния, или что происходит с людьми, когда они теряют свои способности. Может он был этаким показателем, что даже у них не все так гладко. И у них могут быть свои глупые мечты. Кажется для любого зрителя найдется здесь показательная история о человеческих судьбах, может сильно преувеличенная в масштабах происходящего на экране, но это только для того, чтобы сильнее проникнуть в голову того, кто за ней наблюдает. Глуповатый полицейский Джим Карринг (Джон Си Райли), который, тем не менее, старается пересилить себя и выполнять свою работу. Так же как и умный ребенок Стэнли (Джереми Блэкман), который помимо своего интеллекта имеет душу, физические потребности и вовсе не марионетка, которой можно помыкать.
Проследить за сотней актеров, задействованных в этом фильме с первого раза практически невозможно. И каждый раз, его можно посмотреть под новым углом. Можно задать множество глупых вопросов: а почему магнолия? А почему лягушки с неба? Раздражаться глупостью и наивностью людей. Но, здесь отображена вся человеческая природа, с ее низостью и пороками. Она местами раздражает, удивляет, учит, но для просмотра оной нужен особый психологический настрой, чтобы удалось все понять, и не впадать в истерию, как герои этой картины. Очень рекомендую для тех, кто любит умное кино, и наберитесь терпения, развязка будет не скоро.
Режиссёр Пол Томас Андерсон - яркий представитель независимого авторского кино, которое, по правде говоря, всё равно пользуется спросом у зрительской аудитории, так что кинотеатры не прочь демонстрировать его картины, так что Пол Томас Андерсон находится всё-таки на той очень и очень тонкой грани между независимым кино и эксплуатационным. К тому же Пол Томас Андерсон является ещё и любимчиком критиков, а также жюри различных кинофестивалей и нередко его ленты становятся конкурсантами и на 'Оскаре' в том числе. Я не знаком (пока что?) с его лучшей, по мнению многих, картиной 'Нефть', вообще из обозримых мною фильмов пока что знаю режиссёра только по одному-единственному - трагикомедии 'Любовь, сбивающая с ног' (2002), но пришёл черёд и ознакомиться с 'Магнолией', которая была особенно отмечена на Берлинском кинофестивале, получив 'Золотого медведя'.
В первую очередь в глаза бросается подбор актёров. Он заставляет удивиться такому составу и уже только из-за него хочется посмотреть 'Магнолию'. Том Круз, Джулианн Мур, Филип Сеймур Хоффман, Филип Бэйкер Холл, Уильям Х. Мэйси и мелькнувший в ряде эпизодов Томас Джэйн - не правда ли такой подбор заставляет, чтобы картину поставить в первые номера списка 'Что посмотреть в ближайшее время'? А если ещё и прочитать превью к картине, то вообще не остаётся никаких сомнений, что 'Магнолия' вскоре будет увиденной. Водоворот событий, состоящий из несколько параллельно идущих сюжетных линий, где их герои по касательной влияют на персонажей из других историй. Этакий 'эффект бабочки' с замкнутом пространстве одного города, ведущий к глубоко драматическим ситуациям, если не сказать, трагическим. Это не киноальманах на подобие 'Париж, я люблю тебя', это тщательно продуманная и детализированная киноверсия того как каждый человек неуловимым касанием может изменить судьбу другого и направить её в совершенно неожиданное русло.
И всё это происходит под аккомпанемент потрясающей музыки от композитора ленты Джона Брайона. Она энигматической змеёй проникает вовнутрь и там всё завивает клубком. От этого погружаешься в атмосферу картину в кульминационных эпизодах подкожно ощущаешь тот драматизм, который охватил героев 'Магнолии'. Замечательный саундтрек у фильма - несомненно. Кроме того фильм отличается необычными и даже пугающими вставками от её режиссёра Пола Томаса Андерсона, которыми он вуалирует особенные сцены в картине. Этим Андерсон весьма похож на Кшиштофа Кисьлёвского, который создавал свои картины при помощи казалось бы побочных звуков и эффектов, но они создавали тот самый неповторимый антураж с почерком польского постановщика. И вот у Пола Томаса Андерсона таким особым эффектом обладает дождь - он словно поёт в унисон с музыкой Брайона, а когда с неба начинают падать...узнаете сами, что там будет падать, но этот фрагмент 'Магнолии' оставляет взбудораженные эмоции от необъяснимости явления.
Том Круз в этом фильме предстаёт в образе мачо-мена, женоненавистника, который, однако, не отказывается от сексуальной связи с объектами своих нападок. Но этот образ, как и многие другие не будет столь однозначным, как это может показаться на первый план. Практически во всех героях картины Андерсона есть второе дно, которое откроется лишь со временем и в самый неожиданный момент. И самый показательный из таких образов - у Филипа Бэйкера Холла. Приятный мужчина в возрасте, ведущий детской программы, он должен быть к детям и их родителям снисходительным и относится ко всем с уважением, но какая же червоточина может быть у этого человека? Узнаете, если захотите посмотреть 'Магнолию'. Бурю эмоций вызвала Джулианн Мур, которая очень выразительно продемонстрировала свою героиню и её чувственность не вызывала сомнений в своём реализме. По-своему удивляет герой от Уильяма Х. Мэйси, который неожиданно почувствовал острую необходимость высказаться, но принесёт ли это ему долгожданного освобождения?.. И многие, многие другие смогут удивить и изумить зрителя.
В общем, каждый отдельно взятый персонаж - это отдельно взятая история, отдельно взятая фигура, которые создают один отдельно взятый день в большом городе. Пол Томас Андерсон будто говорит в этом фильме: 'Судьбы рушатся, судьбы создаются' и как именно это происходит лучше Вам увидеть самим, если 'Магнолия' Вас заинтересовала.
'Какая же ты странная. ., Магнолия !' - вот такая фраза пришла в голову на финальных титрах. И затем..размышления. О себе, о героях, о своих близких и дальних и снова о героях фильма, хотя слово 'герой' в данном случае абсолютно неуместно. Это Мы. И те, кто живет с нами рядом и не очень, с кем мы каждодневно сталкиваемся, конфликтуем и делим что-то, кто нас так, злит и причиняет боль, раздражает и мы сполна платим им тем же. Так же раздражало начало и развитие фильма: 'да что вы все такие запутанные в себе и в своих иллюзорных проблемах?!'. Как то сами по себе складывались ярлыки: эта истеричка, эта наркоманка и тоже истеричка. Кто вообще сделал вас такими и зачем я вообще смотрю этот фильм?. Но он затягивал и не отпускал, менял ритм, настроение, он говорил: ' ты что не слышишь? я же сказал, КТО..! '.
А потом пошел дождь... Видимо Бог не знает способа, как еще достучаться до Земли. И эта шоко-терапия работает. Кто?- Я. Каждый. Пока каждый не остановит в себе ненависть, раздражительность, истерику, пока не оторвется от своего 'мне так плохо', не сделает над собой усилие, до тех пор мы все коллективно и будем производить это самое 'плохо' и одиноко умирать, отравленные сожалениями об утраченной возможности любить, радоваться и видеть рядом тех, кто хочет оставаться рядом. Рождаться снова и снова повторять свои ошибки, продолжая цепь неслучайных случайностей и закономерных совпадений.
Фильм для 'взрослых душ', для гурманов, оставляющий послевкусие. Для каждого свое.
'Магнолия', снятая на стыке тысячелетий, по совместительству является своего рода переходной работой в творчестве Пола Томаса Андерсона (которому на тот момент было лишь 29 лет). В картине заметен ряд схожестей с предыдущим фильмом постановщика - под названием 'Ночи в стиле буги', снятым двумя годами ранее. Схожести эти заключаются в следующем. Во-первых, обоим лентам присуща своеобразная смесь из жанров (комедия, драма, а порой даже сложно сформулировать, что ты смотришь, настолько это сочетание необычно), порой внезапно сменяющих друг друга, подобно тому, как сильный дождь вдруг заканчиваясь, сменяется спокойным ясным днем. Во-вторых, изрядная доля актеров из 'ночей' перекочевала в данную картину, в следствии чего, невольно возникают интересные параллели между характерами героев.
Важность же 'Магнолии' заключается в том, что несмотря на проскальзывающие время от времени комедийность и аляповатость, постановщик, все же, наибольшее время отводит драме. Поздние же работы Андерсона ('Нефть', 'Мастер'), уже полностью преобразуются в данный жанр, а комедийность всецело заменяется эпичностью, философией, жестокостью. И надо признать, такие фильмы удаются ему лучше, однако несмотря ни на что, Пол, судя по всему, решил вернуться к первоистокам, если обратить внимание на ожидающий нас лишь в апреле следующего года - 'Врожденный порок', где главную роль исполнит Хоакин Феникс (снявшийся также в последней работе Андерсона - 'Мастер').
Сюжет как таковой строится на переплетении судеб казалось бы непричастных друг к другу людей, решивших вдруг серьезно задуматься о прошлом и настоящем, дабы изменить грядущее. Подобно главным действующим лицам 'Соляриса', снятого Андреем Тарковским, герои 'Магнолии', по Андерсону, также могут искупить все свои грехи лишь искренне раскаявшись, тем самым очистившись, переродившись. Кажется, что переломить самих себя и встретиться, героям помогает Провидение, некие высшие силы (а не череда просто череда случайных действий, как может показаться сначала), словно вконец уставшие от моря греха, в пучине которого оказались наши братья по несчастью. В конце концов - вся наша жизнь есть череда различных событий, случайных и целенаправленных, ожидаемых и непредсказуемых - 'как коробка шоколадных конфет', одним словом, и 'никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется'. Однако есть одно 'но', а точнее даже не один, а целых два варианта. № 1. Плыть по течению, всецело вверив свою жизнь случаю, или же уметь видеть этот самый случай, а видя - действовать, иначе говоря - 'ловить момент'. А это уже вариант под № 2. Решать всегда вам.
'Мы можем забыть о прошлом, но прошлое о нас не забудет'.
Гениальное кино. Грандиозное событие мирового кинематографа на стыке двух веков. Многомерный фильм, разбивающий иллюзии и фальшивый блеск. Вершина художественного мастерства. Это все о 'Магнолии', картине, в которой постепенно переплелись судьбы разных людей. Несмотря на продолжительность драмы, она нисколько не затянута, ибо каждый пазл планомерно встраивается в общую мозаику, являясь неотъемлемым элементом целостной картины. Вся атмосфера пропитана стильной и завораживающей музыкой.
В интервью ее создатель Пол Томас Андерсон сказал, что «… я и вправду считаю что „Магнолия“, к счастью или нет, является лучшим фильмом, который я когда-либо создам». Любопытно, что он самостоятельно написал сценарий за две недели в возрасте 29 лет, доказав, что он величайший режиссер современности. В качестве пролога Андерсон взял за основу городскую легенду о предположительном самоубийстве вымышленного человека по имени Роналд Опус, который спрыгнул с крыши девятиэтажного дома и мог остаться в живых в связи с сеткой, но погиб из-за роковой случайности. В то время, когда он пролетал мимо окна 8-го этажа, в его голову попал заряд дроби. Все решила доля секунда, которая, как показывает сама действительность, способна и спасти жизнь, и забрать ее. Человеческое существование ведь и состоит из многих удачных, нелепых, роковых, трагических, спасительных совпадений и случайностей. Однако не стоит забывать, что случай - это псевдоним Бога на этой земле.
Актерский состав картины органично подобран. Каждый вжился в свою роль. Особо отмечу превосходную игру Тома Круза, который согласился играть в данной картине на нерентабельных для него финансовых условиях, всего за 100 000 долларов. 'Магнолия' кардинально доказывает его значительные актерские способности. Этот фильм разрушит представления тех, кто, возможно, еще сомневается в его таланте. Джулианна Мур и Филип Сеймур Хоффман, в частности, также на высоком уровне справились со своими ролями.
Подобно прекрасному цветку магнолии, имеющему 240 видов, символу непорочности, благородства, настойчивости и ушедшей любви, каждая история сочетает что-то связанное с ним или противоположное. Все персонажи вызывают какие-то чувства, например, жалость. Зритель увидит и маску, и настоящую человеческую натуру, и лицемерие, и отчаяние, и доброту, и воздаяние за грехи, и низменные пороки, и многое другое. Основная мысль фильма, я думаю, что каждый в итоге будет отвечать за свои совершенные действия и расплачиваться за плохие поступки. Поэтому следует помнить об 'эффекте бумеранга' и 'эффекте бабочки', центровых законов Вселенной.
'Магнолия', сочетающая тонкие и ювелирные отточенные узоры, состоит из ряда новелл, повествующих о следующих личностях.
- Фрэнк Мэки - мотивационный оратор, обучающий соблазнению, циничный, эгоистичный снаружи, оказывается человеком с надломленной судьбой, непростым детством и ранимой душой.
- Линда Патридж вышла замуж по расчёту, изменяла мужу, но к концу пребывания супруга на этой земле осознала, что любит его. Но, увы, время вспять не повернешь.
- Стэнли Спектор - вундеркинд, обладающий феноменальной памятью, являющийся белой вороной среди детей и игрушкой в руках своего алчного отца, зарабатывающего на нем. Ребенку не хватает внимания со стороны близких ему людей и он просит только то, чтобы папа был к нему добрее.
- Донни Смит - известный вундеркинд 60-х годов, 'взрослый Стэнли', который представляется жалким и глубоко несчастным неудачником, никому уже не нужным.
- Эрл Патридж - умирающий тяжело больной старик, прелюбодей. Он бросил свою семью, когда его жена умирала от рака, в трудную минуту жизни. Но потом судьба посмеялась над ним и он уже сам оказался смертельно болен.
- и др.
'Лягушачий дождь', редкое метеорологическое и крайне нериятное погодное явление, присутствует в данном невероятно жизненном фильме о человеческих чувствах и ошибках. Здесь дождь из лягушек олицетворяет собой, предполагаю, зловещий знак, кару небесную. Недаром, 'казнь лягушками' была одной из 'десяти казней египетских'.
В силу того, что такой удивительной силы фильм, как «Магнолия», существует, было бы очень сложно попробовать написать на него рецензию человеку, который с миром кино знаком достаточно поверхностно. Но в то же время после просмотра этой эпической драмы режиссера и сценариста Пола Томаса Андерсона захотелось сделать тщетную попытку зафиксировать некоторые свои впечатления от этого, несомненно, выдающегося фильма.
«Магнолия», как и все живое в природе, – результат естественного развития; она не возникла сама по себе. Во-первых, эта картина показывает мирок одного из районов Лос-Анджелеса, города, в котором будущий режиссер родился и вырос. Значительная часть героев причудливой киномозаики Андерсона так или иначе связана со средоточием лицемерия – телевидением. Его отец Эрни Андерсон был теле-актером, а затем и менеджером крупной телевизионной компании. Поработал в телеиндустрии и сам П. Т. Андерсон. Во-вторых, «Магнолия» считается произведением, вдохновленным «Коротким монтажем»Роберта Олтмена, учеником которого Андерсон себя считает, и памяти которого он посвятил другой свой фильм – «И будет кровь». «Магнолия», тем не менее, является абсолютно самодостаточным произведением. Если «Короткий монтаж» был снят мэтром, автором нескольких шедевров, которому никому ничего уже не нужно было доказывать, то фильм Андерсона стал его opus magnum, поэтому в нем все-таки немного больше энергии, эмоционального надрыва. Олтмен создает психологическое полотно американского общества как, безусловно, талантливый, но все же сторонний исследователь, а Андерсон, как мне кажется, переживал вместе со своими персонажами те же эмоции, что и они. По этой причине в «Магнолии» порочные или просто несчастные герои вызывают у зрителя большее сочувствие. И если «Короткий монтаж» дает искусный слепок американского общества, то «Магнолия» уже претендует на жанр притчи, которая полна предапокалиптических страстей.
П. Т. Андерсон создал блестящий сценарий, который содержит в себе мастерски переплетенные друг с другом истории нескольких героев, испытывающих по той или иной причине разочарование от жизни. Во многом они сами загнали себя в угол; однако причина их фрустрации кроется не только в их собственных поступках. Пересказанная в начале фильма известная мистификация о неудачном самоубийстве, которое обернулось свершившимся убийством, указывает зрителю на то, насколько зависимы судьбы людей не только от их собственных решений и деяний, но и от тех, кто находится поблизости от них. Фильм снят с сумасшедшей энергией, он действительно приковывает к экрану. Во многом это заслуга не только П. Т. Андерсона как сценариста и режиссера, но и оператора картины – Роберта Элсвита, который позже получит «Оскар» за работу над фильмом «И будет кровь». Другая важная составляющая, которая подчеркивает наиболее напряженные моменты «Магнолии», создавая эффект crescendo, – музыка композитора Джона Брайона, а также песни, исполненные известной в Америке рок-исполнительницей Эйми Мэнн, которые, напротив, словно закрывают кульминационные моменты, придавая импульс новому витку повествования. Можно обратить внимание, что начало рассказа предваряет исполненный Мэнн многолетний хит Хэрри Нильсона‘One’. Под мелодию этой песни мы знакомимся с героями фильма, она подчеркивает их отчужденность и одиночество. Другой ключевой момент фильма связан с песней ‘Save Me’, которую герои, находящиеся в разных точках Лос-Анджелеса, начинают наедине с собой напевать. Находясь на грани нервного срыва, они почему-то вспоминают один и тот же куплет, словно ощутив в глубинах своего сознания тягу к преодолению своего одиночества. Актерскому ансамблю удалось с блеском передать это «бытовое отчаяние». Хороши без исключения все: Филип Бейкер Холл, Филип Сеймур Хоффман, Уильям Х. Мэйси, Джейсон Робардс, Джон Си Рэйли, Джулианна Мур, Мэлора Уотерс, Джереми Блэкман… Особо стоит упомянуть о Томе Крузе, чья великолепная игра поражает, поскольку рушит привычный стереотип о красавчике и супергерое, созданный «Невыполнимой миссией» и другими «крутыми» фильмами.
Заслуга всех актеров и режиссера в том, что им удалось воссоздать, может, и не вполне оригинальное, но от этого не менее правдивое видение «общественного договора», согласно которому жизнь вне общества невозможна. Эгоизм и равнодушие порождают порочный круг факторов, которые коверкают судьбы людей. Безответной глупость людская не остается – миазмы дурных поступков, намерений, чувств отравляют всю улицу Магнолий, всю Калифорнию, всю Америку и весь мир. И небеса, к которым взывает отчаяние героев, не в силах очистить прозрачными водами эту грешную землю, которую, словно Древний Египет, покрывает дождь из лягушек. Библейским страстям – библейский катаклизм: Лос-Анджелес Олтмена накрывает вполне реальное землетрясение, а Лос-Анджелес Андерсона – настоящая казнь египетская. А когда этот дождь, ставший для людей подобием ветхозаветного знамения, окончится, перед ними будет выбор, который стоит перед каждым человеком ежедневно: оставить свою душу навеки в Египте, или, преодолевая духовную леность, отправиться на поиски Обетованной Земли. Буквально отправляться, впрочем, никуда и не требуется: нужно лишь внимательно присмотреться. А пугающий дождь свидетельствует лишь о том, что далеко не все потеряно. Иначе вся суша вновь бы исчезла под водами мирового океана.
Магнолия здесь не только цветок, но и название одной из улиц в пригороде Лос-Анджелеса, что по воле режиссёра превратилась в микрокосмос, объединяющий судьбы и непростые человеческие отношения. В этом образе нашла своё выражение переломная эпоха конца одного и начала другого тысячелетия, а равно и авторское беспокойство об устройстве мира. В прологе картины предлагаются 3 невероятных сюжета о роли случайности в нашей жизни и роковых стечений обстоятельств. Невероятные совпадения, случающиеся в жизни, связывают и судьбы восьми основных героев фильма, чьи истории переплетаются подобно лепесткам магнолии.
Среди выбранных постановщиком персонажей выделяются: умирающий от рака телеведущий, его дочь-наркоманка, порвавшая с отцом отношения по причине, якобы, его сексуальных домогательств, свято верящий в справедливость коп, влюбившийся в эту самую наркоманку, юный вундеркинд, принимающий участие в передаче, которую ведёт бывший вундеркинд, ныне законченный лузер, не сумевший приспособиться к взрослой жизни, пожилой телепродюсер, его молодая жена, вышедшая замуж по расчёту, и теперь раскаивающаяся в содеянном, сын продюсера - шоумен сексистской ТВ-программы под названием 'Соблазни и погуби', который ненавидит отца, потому что тот некогда бросил его с матерью на произвол судьбы…
Плотный событийный ряд меж тем умещается в одни календарные сутки. Более того, вторая треть фильма представляет собой всё нарастающую кульминацию, когда посредством параллельно развивающегося действия влияние на зрителя усиливается до такой степени, что «противостоять» эмоциональному напору происходящего становится просто невозможно. Особенно, если учесть, что фильм длится три часа, невольно заставляя вспомнить фреску Роберта Олтмена 'Короткие планы' (1993). Но в отличие от патриарха Олтмена, молодой Пол Томас Андерсон долгое время избегает всяческих ироничных пассажей. Более того, рок (как и рак, впрочем) является здесь определяющим мотивом для тех нешуточных страстей, что разыгрываются на экране.
Но на кульминационном пике рефлексия всеобщего непонимания вдруг сменяется массовым единением, в буквальном смысле - пением героев в унисон. Этот момент становится той точкой отсчёта, после которой кино социально-психологической диагностики преобразуется в философскую притчу «со следами» авторских метафор. Порой слишком «глубоких» и где-то даже рискованных. Так дождь из гигантских жаб (одна из них серьёзно повредит физиономию одному из персонажей) предстаёт чем-то вроде кары небесной, наказанием Господним, обрушенным на головы земных грешников. Столь необычный вид осадков будет моментом истины, что приведёт героев к раскаянию, а зрителя к тому самому переживанию, что принято называть катарсисом.
Несмотря на абсолютную достоверность града смачно шлепающихся об асфальт жаб, пробивающих капоты машин и даже хрупкие крыши, режиссёр уверял, что все земноводные были настоящими, но при этом во время съёмок ни одно из них не пострадало. Если же говорить об аналогиях столь смелой аллегории, то нечто похожее тремя годами раньше использовал Спайк Ли в фильме 'Девушка 6', но у него с неба падали телефоны. В отличие от традиционной голливудской продукции, Андерсон снял кино без меркантильного расчёта. По итогам года международное жюри критиков именно 'Магнолии' вручило Гран-при ФИПРЕССИ, назвав её лучшим фильмом сезона. В этом соревновании она на 2 голоса обошла 'Танцующую в темноте' Ларса фон Триера.