Кто такой Спартак? О нём написаны книги и исторические исследования, поставлены балеты и мюзиклы, снято множество фильмов, как о личности легендарной и заслуживающей восхищение и - согласно идеологии, бытовавшей в нашей стране во времена СССР - быть примером для подражания подростков. Отдать жизнь за свободу, быть готовым умереть за свои идеалы - это поистине великая цель, которую, конечно, пытались воплотить в жизнь и до, и после Спартака, но именно его имя лучше других сохранилось на скрижалях истории.
Сама я по образованию историк и мне было интересно посмотреть этот фильм и с профессиональной точки зрения. Точнее пересмотреть - но одно дело воспоминания более чем десятилетней давности о VHS-овской записи и совсем другое - сейчас на DVD. И что сразу бросилось в глаза - создатели постарались подойти к истории максимально правдоподобно, что в костюмах, что в вооружении. Никаких шлемов греческого образца на легионерах, никаких гард на мечах, гладиаторские бои поставлены просто идеально, а сцена сражения армии рабов с армией Красса - это просто пример для подражания. И наряду с этими фактами присутствуют весьма капитальные ляпы - начиная с того, что Спартак стал рабом не по рождению и заканчивая тем, что сам он погиб в бою.
Но хватит об истории, перейдём к самому фильму с художественной точки зрения. Кто-то сказал, что он затянут - не знаю, как вы, но я посмотрела все три с лишним часа на одном дыхании, та же Клеопатра смотрится намного тяжелее. Пусть Кубрик остался недоволен проделанной им же работой - не смотрела достаточно много его фильмов, так что сказать не могу, что такого особенного в его стиле - но тем не менее он подарил нам настоящую легенду, героический эпос, который будут смотреть и ещё через полсотни лет.
Что касается актёров, сыгравших в нём - уже одни имена Кирка Дугласа, Джин Симмонс, Лоуренса Оливье, Питера Устинова, Тони Кёртиса не позволяют сомневаться в их профессионализме. Про Оливье хочется сказать особо - я видела дошедшие до нас изображения настоящего Красса, но всегда представляю его именно таким, каким его показал этот гениальный британский актёр.
Это было время, когда в Голливуде снимали фильмы на исторические сюжеты один за одним. Какие-то забылись, какие-то навсегда потеряны - плёнка не вечна, а какие-то навсегда вошли в золотой кинофонд мировой культуры, в том числе и Спартак.
До начала просмотра была надежда, что фильм снимался по классической книге «Спартак» Рафаэлло Джованьоли. Потому что та книга с детства вызывает у меня до предела трепетные чувства. Так что списать ли это на сентиментальность и ностальгию, или же на то, что остальные романы про Спартака и правда сюжетно слабее того столь покорившего произведения, но фильм не вызвал при просмотре особо неистовых ощущений. Постоянно вспоминался роман Джованьоли, его проработанный психологический фон, выписанный до мелочей быт, словно стояли перед глазами иссиня-чёрные кудри и белоснежная кожа Валерии, томной и нежной матроны, и аквамариновые глаза и рыжеватые волосы коварной куртизанки Эвтибиды...
Однако это не означает, что фильм вызвал отторжение, что от просмотра стало худо. Нет, смотрелся он даже легко и быстро, несмотря внушительную продолжительность. То, что возлюбленная Спартака тут рабыня, отвечает за необходимую душещипательность. Лагерь гладиаторов на отдыхе умилителен, фокусы, которые показывает молодой юноша, его поэзия — увлекают. Недурные костюмы, которые хорошо к тому же сочетаются друг с другом и с интерьерами в цветовой гамме, а выбор колорита это довольно ответственное мероприятие. И конец содержит в себе человечную и обнадёживающую установку: если хоть один ребёнок, которому суждена была жизнь раба, стал свободным, то значит не напрасны жертвы, не напрасна борьба, пусть даже полегло целое войско, ведь если хоть одного человека удалось вырвать и отспорить у вроде бы неотвратимой доли, то и для других перемена участи возможна.
Но что больше всего придавало повествованию остроту, оживляло, обеспечивало характерные, индивидуальные черты, так это два персонажа второго плана. Ланиста (то есть хозяин гладиаторской школы) Лентул Батиат, прижимистый, чующий свою выгоду, плутоватый, постоянно себе на уме. И сенатор, пухленький, тучный, питающий слабость к самым прихотливым и желанным дарам жизни, особливо же к окружению из обаятельных прелестниц. Разговоры Батиата с сенатором чудесно разряжают обстановку, а в конце они и вовсе совершают, хоть в том числе и по своим сображениям, достойный поступок. Что и завершает печальную, но таящую неподвластное времени притяжение легенду о самом известном на свете фракийце.
Спартак был фракийским наёмником, который в первом веке до рождества Христова служил в римской армии, но потом за некие прегрешения был разжалован в рабы и продан в школу гладиаторов. Гладиатором Спартаку быть отчего-то не хотелось, и он совместно с группой аналогично мыслящих коллег задумал побег. Но какая-то крыса их сдала, и к Спартаку с товарищами пришла вооружённая охрана с целью мягко объяснить их неправоту. Отмороженные гладиаторы, однако, не растерялись – схватили, что было под рукой (а дело происходило на кухне), и буквально вилками затыкали всех подряд. Выйдя за порог школы, бывшие рабы (в количестве человек семидесяти) вдохнули воздух свободы и незамедлительно принялись за достойные свободного человека занятия: а именно, за грабежи и рейды. Спустя некоторое время успешного насаждения демократических ценностей по окрестным поселениям, тусовка Спартака увеличилась за счёт присоединившихся рабов аж в тысячу раз и превратилась из небольшого бандформирования в настоящую армию. В течение всего восстания (которое длилось пару лет) свирепые рабы неоднократно забарывали превосходящие силы римских зондер-команд, высылаемых для подавления, пока наконец благородные патриции не поняли всю серьёзность положения и не отрядили на борьбу со Спартаком почти все имеющиеся легионы. При таком раскладе выиграть сражение было нереально, и почти всех восставших рабов римляне порубили в мясо прямо на поле битвы. А выживших шесть тысяч рабов в назидание остальным распяли вдоль всей дороги из Капуи в Рим.
Примерно так всё происходило на самом деле (по крайней мере, согласно античным историкам). Фигура Спартака навеки стала символом борьбы против всевозможных угнетений – недаром дедушка Карл Маркс считал его одним из любимых своих героев пролетариата. А в 1951 году другой коммунист (уже американский) по имени Говард Фаст написал про Спартака книгу – сидя в демократической штатовской тюрьме за свои политические взгляды. Ну и ещё лет десять спустя права на экранизацию книги купил Кирк Дуглас, пригласил в качестве режиссёра Стэнли Кубрика и нанял ещё одного коммуниста (Далтона Трамбо) для написания сценария. Так на свет появилась эпическая трёхчасовая лента, ставшая для Кубрика первым опытом съёмки настоящего блокбастера.
С самого начала становится ясно, что по стилистике и пафосу происходящего перед нами чуть ли не опера – первые минут семь зритель втыкает в чёрный экран и слушает увертюру. Подобный фокус повторяется и в середине с интермедией: казалось бы, согласно нынешней любви ко всему быстрому – непростительная трата экранного времени и внимания смотрящих. Однако эта атмосфера старомодного пафосного эпика идёт фильму скорее на пользу. По крайней мере, никаких претензий к весьма упрощённому и исключительно положительному персонажу Спартака не возникает – так точно, таким и должен быть. Своим волевым подбородком с ямочкой Кирк Дуглас, как ледокол «Ленин», прокладывает рабам путь к свободе и достоинству – настоящий революционер. Не менее интересно наблюдать за буржуазной грызнёй благородных римских политиков, которые улыбаются друг другу в банях, но при этом от взаимной ненависти разве что кушать не могут.
В общем, мне просмотр фильма однозначно доставил удовольствие – и затянутым не показался, и актёрская игра в кассу, и вообще со всех сторон приятный.
Самый дорого фильм Голливуда в начале 60-х. Пока Стэнли Кубрик работал на компанию Кирка Дугласа, он вынужден был снять несколько работ с актёром (по контракту), поэтому после «Тропы славы» (1957) вышел великолепный исторический эпос про восстание рабов в Италии. Это самый «некубриковский» фильм режиссёра, примерно такой же, как «Аладдин» Гая Ричи. Работа на студию и полный контроль Дугласа и его команды не подарили нам привычных наплывов камеры, параллельных съёмок и симметрии, но картина вышла всё равно превосходной.
О восстании Спартака было снято немало работ, но одну из первых и более значимых для кино принёс в мир Кубрик. Рабство открывает нам взор на историю, где, разумеется, главному герою уделено больше внимания. Такой противник системы, чтобы зритель сразу заметил его, а работорговец выкупил. Из пояснения римлян мы узнаём немного о главном смутьяне, но кадры горных работ и рабского труда веют драматическими нотками.
Несмотря на хромакей, который приковывает внимание, фильм пробирает своим великолепным сюжетом, интригует похлеще современных исторических работ, а за счёт большого хронометража, позволяет пройти весь путь героя. Неспешно развиваются и дела знати, сильных мира сего. Равномерно, не спеша, картина вводит политические нотки правителей, знакомит с полководцем Красом и разделяет героев на положительных (насколько это возможно в работорговлеческом мире) и отрицательных. Именно благодаря раскрытой истории большое внимание уделяется школе гладиаторов, где мы знакомимся с традициями римлян, с предательствами, издевательствами и честью.
Спартака помещают в жестокие условия существования, где при всей гнили герой сохраняет человеческий облик. Великолепно показаны тренировки гладиаторов, и, главное, не только развитие физической силы, но и жизнь в школе гладиаторов. Было приятно наблюдать за ежедневными действиями воинов: приём пищи, дружеские разговоры, ночные ублажения, которые ещё больше превозносят Спартака как идола.
Развитие получает романтическая деталь, но в рабском положении она ещё больше ценится, а отображение её на экране вселяет приятные нотки в повествовании. Великолепный Кирк Дуглас вызывает восторг, от его мужественного образа веет уверенностью и силой, с которыми он проходит через все невзгоды. Пожалуй, боевые фильмы с множествами сражений оказали бы совершенно иной эффект от исторического эпоса, но расчётливая, неспешная нить сюжета данного проекта отображает отнюдь не бои, а характер человека, неизменно живущего свободой даже при заключении.
На параллельном плане развивается политическая игра полководца и работорговца, где одеяло добродетеля перетягивает на себя работорговец. В мире, где слуги и рабы вынуждены влачить жалкое существование, можно найти нотки доброты. Переход от тренировок до поединка прекрасно сочетается с настроением вражеской знати, а высмеивание женщинами низшие слои общества вызывает порцию негодования, омерзения и жалости к Спартаку. После рокового события, который захватывает дух, можно заключить мини-вывод, что как бы не требовали боёв повелители, человеческие качества рабов, живущих вместе, тренирующихся вместе, трапезничающих вместе – сильнее воли тиранов. Безупречный эпизод вызывает спектр эмоций и дарит наслаждение от исторической драмы.
Наступает пора антракта. Я уже и забыл, что раньше длинные киноленты снимались с перерывами, чтобы зрители смогли перевести дух и заняться временными своими делами. Итак, intermission (Альфред Хичкок тоже следовал правилам кино, паузы и у него в работах замечены). Вторая часть ленты бурлит действиями, будто получает ускоренный курс. Восстание рабов, которое хорошо аргументировано первой половиной фильма, набирает обороты, даря смуту в парламенте и вселяя надежду в души рабов. Поход армии рабов – это отличное представление того, куда могут завести сила веры, крепкий дух и закалённый характер. Главное в таком деле – выбрать своего лидера, за которым будут следовать приспешники. Естественно, Спартак стал не просто вожаком, он стал символом свободы и справедливости. Кирк Дуглас потрясающе смотрится на экране, даже при любовных диалогах со своей возлюбленной Виргинией. Хромакей местами бил ниже пояса, но ты прекрасно понимаешь, что технологии 60-х ограничены. Вспоминается поездка на автомобиле в «Психо» Хичкока, тоже 1960-го года.
Ближе к финалу от жалкого раба не осталось и следа, перед нами Легенда – Спартак. Весь фильм нас подводили к потрясающим эмоциональным эпизодам, которые через экран передают уважение, преданность и энергию. Да и задача полководца Краса теперь не в подавлении восстания, а в охоте на Спартака. Уничтожить героя? Этого мало. Необходимо развеять легенду о Спартаке, которая дала Италии революционные изменения под напором восстания рабов.
Почему это был самый дорогой фильм? Да за сражение рабов с армией Рима стоит дать все награды этой картине. (Собственно, их и дали). Бой и эффекты подарили отличный эпик. Даже не обращаешь внимания на бутафорскую кровь, потому что следишь за главным героем. 3 заслуженных технических Оскара и 1 за роль второго плана. Это революционное кино в Голливуде про… революцию в Италии. Блестящая работа.
Финал. Последний бой - великолепная драматическая конструкция, где драма набирает обороты и сражает зрителя наповал.
Пятидесятичетырёхлетний Энтони Манн не смог завершить съёмки этого постановочного боевика, а ведь вполне неплохо (в отместку?) вскоре реализует два похожих проекта, «Эль Сид» /1961/ и «Падение Римской империи» /1964/. Причиной послужил конфликт с Кирком Дугласом, исполнителем заглавной роли и продюсером, который, не найдя общего языка с опытным кинематографистом, призвал к сотрудничеству молодого, тридцатилетнего Стэнли Кубрика. Не иначе, как популярный актёр рассудил, что с размахом воспроизводимые исторические события посвящены всё тем же, извилистым «тропам славы»? Как бы то ни было, Дуглас не противодействовал Кубрику в стремлении сотворить «первую интеллектуальную эпопею», как, по воспоминаниям кинокритика Роджера Эберта, окрестили картину в момент выхода, подчёркивая отличие от прежних западных «фильмов-колоссов». К сожалению, из «созвездия» актёров Американская киноакадемия выделила лишь Питера Устинова, представшего в облике изворотливого Батиата, не отметив ни Лоуренса Оливье, исключительно убедительного в каждом жесте и произносимом Крассом слове, ни Чарльза Лотона, воплотившего напоследок удивительный образ престарелого эпикурейца и искушённого публичного политика. Хотя в большей степени признания заслуживала режиссура или, как минимум, блистательный сценарий, тем более что Кирк рисковал репутацией, предложив сотрудничество (официально, с указанием в титрах фамилии) кинодраматургу Дугласу Трамбо, который, сам находясь в «чёрном списке», должен был адаптировать роман Говарда Фаста, опубликованный в 1951-м за собственный счёт и спровоцировавший обвинения писателя в антиамериканской деятельности. Это даже дало повод Джону Уэйну и Хедде Хоппер, принадлежавшим к т.н. правому крылу «фабрики грёз», публично, ещё до премьеры, обрушиться на авторов за «марксистскую пропаганду»! В таком контексте премии «Оскар» художникам и художникам по костюмам кажутся, скорее, утешительными, а опытный оператор Рассел Метти вообще счёл вручённую награду насмешкой, поскольку Кубрик (помимо того, что использовал часть материала, отснятого Манном) предпочитал лично выстраивать мизансцены и продумывать, не советуясь, движения камеры.
Вольность трактовки биографии Спартака, о которой сохранились неполные сведения, простительна и даже закономерна, поскольку диктовалась стремлением не только драматизировать (в голливудской традиции – мелодраматизировать) Историю или придать действию максимально зрелищный характер. Хотя в фильме, обстоятельном, неторопливом по ритму, действительно наличествует несколько впечатляющих эпизодов, прежде всего – напряжённый гладиаторский поединок с Драбой и кульминационная батальная сцена, по праву отнесённая (даже в слегка усечённом виде, без натуралистичных деталей)к высшим достижениям тех лет. Считается, что Спартак пал в бою весной 71-го года до н. э., во время генерального сражения с армией Красса, а вовсе не был распят вместе с шестью тысячами других повстанцев. Однако именно принципиальный (как всегда у режиссёра!) финал является философским итогом произведения, отличающегося удивительной идейно-художественной целостностью, в отличие от насыщенных туманными, как бы необязательными политическими аллюзиями «Багряницы» /1953/ Генри Костера и «Александра Великого» /1955/ Роберта Россена, довольно эклектичных по религиозному пафосу работ Сесиля Блаунта Де Милля и «Бен-Гура» /1959/ Уильяма Уайлера...
Кубрик показывает рабов морально сильными и благородными (если не изначально, то – под воздействием вдохновляющих речей вождя), готовыми отдать жизнь за товарищей и семьи, тем самым предельно заостряя контраст с римской знатью, сочетающей неприятие инакомыслия с крайней степенью нравственной развращённости, духовного упадка. Трамбо не стесняется проводить (правда, уже ретроспективно) параллели с позорной эпохой «маккартизма», исследуя механизм вызревания тоталитарных тенденций в высших кругах общества, истово старающихся сохранить свою элитарность. Причём недостойная жажда власти, которой одержим Марк Красс, лелеющий планы стать диктатором, ослабив влияние трибуна-демократа Гракха, тесно переплетена с низменными сексуальными инстинктами, проявляющимися не только в стремлении Марка обладать возлюбленной Спартака Варинией, но и в тайной страсти к рабу Антонию. Мощное эпическое дыхание фильма, скрупулёзно (вплоть до галереи скульптур и дощечек, служащих фоном для вступительных титров!) воспроизведённая атмосфера не оттеняют анализа социально-политических механизмов, подводя к важной мысли о том, что восстание ускорило установление в Риме императорской формы правления: лишь сильное государство могло сохранить существующий общественный строй. Однако распятый на кресте Спартак не случайно вызывает ассоциацию с Иисусом Христом, причём библейская аллюзия не кажется декларативной, как в упомянутой «Багрянице». Человек, отчаянно сопротивлявшийся языческой тирании Рима и, как говорится в закадровом тексте, опередивший время на две тысячи лет в стремлении свергнуть рабство, отказавшись, вопреки обыкновению, наречь себя «царём», слышит слова Варинии, что его сын будет жить свободным, достигнув того, что стало мечтой и делом жизни отца…
Оригинальное визуальное решение (бросающийся в глаза контраст красных одеяний мятежных рабов и белых тог на облечённых властью римлянах) лишний раз свидетельствует о намерениях авторов создать не просто фильм о восстании, но произведение, революционное по духу, – о победе революции даже в том случае, когда она потерпела поражение. Мотив, близкий Фасту и Трамбо, прекрасно согласуется с воззрениями самого Кубрика, раз за разом пытавшегося проникнуть в тайну диалектической смены событий, в чём особенно преуспеет в поздних шедеврах. Это в значительной степени послужило гарантией от неизбежного для подобных произведений устаревания, компенсируя уступки жёстким требованиям киноиндустрии в иных аспектах. Возможно, и огромный зрительский успех представленной, как вещала реклама, «истории раба, который бросил вызов Римской империи», собравшей в национальном прокате $30 млн. (третье место в сезоне), объясняется не в последнюю очередь актуальностью подтекста. Тем более в СССР, где в прокате 1967-го первую и вторую серию «Спартака» посмотрело соответственно 63 и 59 миллионов человек, а в 1984-м, благодаря повторному выпуску, аудитория увеличилась ещё на 28,2 миллиона. Кирк Дуглас же так и остался в благодарной зрительской памяти в образе непокорного, доброго, мудрого Спартака, затмившем его не менее выдающиеся актёрские работы у Винсента Миннелли, Уильяма Уайлера и того же Кубрика.
Любопытно проследить за тем, какой урок был извлечён из «Спартака». Отдавая должное моде, крупнейшие американские режиссёры, начиная с того же Манна и вовсе не заканчивая Джоном Хьюстоном, Николасом Рэем, Джозефом Лео Манкевичем, всё-таки не проявляли, с размахом воспроизводя на экране полулегендарные события, особого энтузиазма, не углубляясь ни в психологию, ни в философско-политические изыскания. Единомышленником Стэнли выступил разве что Дэвид Лин, хотя и обращавшийся (в частности, в «Лоуренсе Аравийском» /1962/) к не столь отдалённым эпохам, реконструируя хитросплетения жизни конкретного человека и… огромных империй. По иронии судьбы, подлинных последователей Кубрик – вне зависимости от прямого влияния «Спартака» – обрёл среди восточноевропейских режиссёров, у которых по-настоящему зрелищные батальные эпизоды не заслоняют актуальный подтекст. В Голливуде же опыт оказался по-настоящему востребован лишь несколько десятилетий спустя. Триумф «Гладиатора» /2000/ Ридли Скотта, поразившего публику отнюдь не только специальными эффектами и захватывающими трюками, возродил интерес к «пеплумам» на более серьёзном уровне, помимо прочего – вдохновив на создание двух новых произведений о Спартаке.
«Спартак» - фильм, снятый в 1960 году, по-прежнему поражает воображение
Признаться, я с некоторой опаской начала смотреть фильм «Спартак», снятый Стэнли Кубриком в 1960 году. С момента его выхода на экран прошло более 60 лет.
Фильм снят в прошлом веке, когда кинематограф был совсем не таким, как сейчас – не было современных спецэффектов, а костюмы с декорациями были не на таком уровне, как современные. Да, был страх, что разочаруюсь, потому что какие-то эпизоды могут показаться смешными, если смотреть на них глазами человека, живущего в 21 веке.
Была приятно удивлена. Да что там! Поражена! Отличный фильм! Несмотря на то, что он снят очень давно, от него не отдает нафталином. Смотрится вполне современно. «Спартак» снят на таком уровне, что даже сейчас это выглядит очень достойно.
В фильме классно все – игра артистов, съемка батальных сцен, декорации, костюмы. Все очень убедительно. Фильм динамичный, не без глубины и философских размышлений о свободе выбора. В нем нет душной наигранности и схематичного изображения даже второстепенных персонажей. Все очень гармонично. Стэнли Кубрик – гениальный режиссер, еще раз в этом убедилась!
Впрочем, есть небольшой нюанс, отличающий старый фильм от современных. Если бы «Спартак» снимался в наше время, главный герой наверняка выглядел бы гораздо моложе и красивее. Вряд ли в роли Спартака стали бы снимать 44-летнего Кирка Дугласа. Да, он замечательно сыграл свою роль, однако «Оскара» ему все же за нее не дали. Зато «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана получил Питер Устинов, сыгравший владельца гладиаторской школы Лентула Батиата. Этот британский актер имеет русско-французско-немецкие корни. То есть наш человек, можем гордиться!
Сложно сказать что-то по поводу исторической достоверности фильма. Скорее всего, его можно считать достоверным настолько, насколько верными являются наши знания и представления о происходящем до нашей эры. Создатели фильма ориентировались на материалы античных историков Плутарха и Аппиана. Спартак погиб в 71 году до н. э., так что мы далеко не всю правду знаем о вожде восстания гладиаторов. Наверняка его образ несколько героизирован, а в показе исторических событий есть какой-никакой художественный вымысел. Ну и что? Все исторические фильмы такие.
Кстати, американские старые фильмы – это нечто удивительное. «Унесенные ветром» сняты вообще в 1939 году, то есть намного раньше «Спартака», а фильм ого-го: даже спустя почти 100 лет после выхода выглядит современно и задает планку. Так что, ребята, смотрите классику. Не прогадаете!
'Спартак' - фильм великого режиссёра Стэнли Кубрика, который описывает борьбу за свободу. Эта борьба не только за свободу слова или действия - это так же борьба за своботу чувств, а именно - любви. Режиссёр решил показать Спартака в этом мировом шедевре кинематографа не как могущественного полководца, а как обычного воина ('Я обычный человек, как и все'), сражающегося за свою идею, идею справедливости и равенства.
В фильме огромное колличество зрелищных, красивых и, порой, шокирующих моментов. Сцены массовых рокировок Римских легионеров, сцена с тысячими умерших воинов на поле сражения, сопровождённая звуками плача ребёнка и финальная сцена аллеи, уставленной по-бокам распятыми борцами за свободу в языческой Италии - о многом говорят.
Фильмы Стэнли Кубрика я почти не смотрю. Не попадаются на глаза, не слишком интересно, хотя было бы занятно взглянуть на `С широко закрытыми глазами` или `Сияние`. `Спартак` - один из немногих исторических фильмов, которые я с удовольствием смотрю.
Яркая, непередаваемая атмосфера Голливуда и манеры снимать кино в то время - вот отличительные черты этого фильма. К сожалению, есть масса исторических неточностей. Например, я ни разу не слышала, что он был рабом с рождения. Зато те неточности добавили в фильм оттенок большей драматичности, чтобы это был не просто очередная историческая киношка с яркими сценами боя.
Кирк Дуглас, на мой взгляд, как и его сын Майкл - великолепный актер того времени. Он очень понятно изобразил Спартака. Правда, опять же есть неточности. Ну откуда грубому рабу знать о таких вещах как благородство по отношению к бывшим хозяевам, если он раб с рождения? Вот настоящему историческому Спартаку это вполне могло быть известно. Тем не менее это очень интересный персонаж. Гордый, свободолюбивый и неизменный до самого конца. Когда уцелевшие после боя сидят на земле, а Красс выискивает Спартака, то один за другим начинают выкрикивать остальные, не давая ответить реальному Спартаку: `Я - Спартак!` `Я - Спартак!!!`. Очень сильный и мощный момент. Поневоле задумываешься: каким же должен быть человек, чтобы ради него было готово умереть столько народу?
Лоуренс Оливье, играющий Марка Лициния Красса - нестандартную личность древнего времени - не подкачал. Правда, он в основном играл в театральных постановках и прославился тем, что играл шескпировских героев, да ролью адмирала Нельсона в фильме, где он снимался вместе со своей женой Вивьен Ли - `Леди Гамильтон`. Красс получился хитрым интриганом, но преданным патриотом. Но опять же, он хочет превратить Рим в великую державу исключительно ради своих целей.
Тони Кертис, к творчеству которого я отношусь с большим уважением, сыграл совсем молодого юношу с трогательным взглядом и который с непонятным остервенением говорит: `Я пришел, чтобы драться`. Их финальная сцена драки со Спартаком держит в напряжении. И все-таки погибает именно он.
Джин Симмонс, которая хоть и не стала звездой мирового масштаба, зато смогла занять достойное место в пантеоне голливудских актрис. Именно актрис, а не безликих кукол, лишь изображающих нужные эмоции. Самая сильная сцена - разговор с Крассом. Но опять же неясно, откуда взяться этому тонкому благородству и утонченности у простой рабыни. А ведь она по-женски проницательна и умна. Но еще и красива, красива нешаблонной красотой, а именно ее шарм и обаяние привносят изюминку в фильм. А то обычно женщины, играющие роли такого типа, просто дополнение к мужскому образу мачо. А здесь это изящное приятное дополнение.
Об остальных актерах. Чарльз Лоутон (Гракх) - производит впечатление весьма энергичного старикашки, у которого все в порядке с мозгами, но опять же преследующего свои цели. Питер Устинов (Батиат), такой хитренький, слегка трусливый, привносящий даже некий юмор. Джон Гэвин играл Гая Юлия Цезаря. Уж это личность просто легендарная! А он то ли его не раскрыл, то сценаристы не задумались. Он где-то там, на заднем плане, хотя на самом деле в то время Цезарь уже достиг определенных успехов.
Массовые сцены, которые наверняка сожрали пол-бюджета, легкий налет юмора в отдельных сценах, общая стилистическая выдержанность - все это и сделали фильм классикой.
Римская империя до сих пор считается одной из самых великих империй. Но, как и в любой империи, основой величия были рабы. Пока их господа получали образование, равного которому не было нигде ещё очень долго, миллионы рабов погибали под плетью. Спартак был рабом, он работал на каменоломне. За непокорность Спартака решили казнить, но не успели. Хозяин школы рабов-гладиаторов выкупил Спартака и отправил тренироваться убивать таких же рабов, как и он сам.
Только сильный человек способен быть свободным, и только свободный – счастливым. Этот фильм Стэнли Кубрика – эпическая история о рабе, который хотел стать свободным и не бросил других. Он хотел освободить весь мир от рабства. И он не успокоился бы, пока весь мир не станет свободным. Из всех людей, придумавших себе ложный смысл жизни, больше всего меня увлекают люди, сражающиеся за свободу. Ужасно, когда один человек свободен распоряжаться тобой, как хочет, и ещё хуже видеть в таком положении других.
И в Спартаке нет ничего особенного. Простой, дерзкий и храбрый мужичок. Он необразован и простодушен. Борец за свободу. Мне понравился фильм «Спартак», прежде всего, персонажами. Прекрасные актёры очень ярко и живо изобразили героев эпических рассказов. Сравнивая с «Троей» (2004) и другими фильмами-эпопеями, видно, что обычно их также делают поэтично яркими. Не забываем также, что «Спартак» – это фильм 1960-го года. Наверняка, тут, в основном, актёры театра, и каждая их фраза, даже самая тихая, поёт и восклицает.
Я долго не хотел смотреть этот фильм, ведь по кадрам из интернета он мне не казался привлекательным. Ещё он идёт почти 3 с половиной часа… Посмотреть его мне нужно было только в рамках ознакомления с творчеством Стэнли Кубрика. И своими первыми работами Кубрик меня не покорил. Но фильм «Спартак» для меня приятным открытием.
К сожалению, уже на третьем часу было такое впечатление, что я уже всё понял. Да, смотреть интересно, но я уже всё понял. То есть можно было сократить где-то, ужаться, но лучше описать пару дубов, как Толстой, чем не объясниться до конца. Такое смешанное впечатление получилось. Но, вообще, это первый фильм на моей памяти, в хронометраж которого вошёл антракт! И при том, что фильм очень долгий, меня из персонажей никто не начал бесить, продолжали проговариваться интересные афоризмы. В этом фильме есть, что послушать. И я уверен, что и при повторных просмотрах можно выцепить для себя по паре интересных или красивых мыслей.
Хочу также отметить, что несмотря на то, что это боевик, этот фильм можно показывать детям с малых лет. Также я уверен, что показывать с детства такие фильмы не только можно, но и нужно, потому что именно такое кино воспитает сильную личность. При этом и взрослым этот фильм покажется интересным. Особенно рекомендую его посмотреть тем, кто, как и я, интересуется творчеством Стэнли Кубрика.
Фильм «Спартак» стал для меня своеобразным открытием. До этого был знаком с личностью Спартака только по книжке Рафаэлло Джованьоли, и благодаря, весьма скромным упоминаниям моего школьного учителя по истории России. Открытием стал потому, что сильнейшим образом интересовало творчество Стэнли Кубрика. А именно он и выступал режиссером этой длинной киноленты. Режиссер Стэнли Кубрик хорош тем, что снимает весьма неоднозначные картины по смыслу, а самое главное, не ведется на поводу у всяких людей, вроде тех, что финансируют производство фильмов. Снимает, так как хочет, а не так как сказали - и это важно. К сожалению, со Спартаком так не вышло, но вышло все же неплохо, несмотря на то, что сам Кубрик окрестил сценарий «глупым морализаторством».
Окрестил, но снял. И снял вместе с Кирком Дугласом, который играет Спартака. (Еще бы он играл не Спартака, выступая продюсером фильма.) Более того, Кирк позвал всех своих именитых друзей, на второстепенные роли, от чего фильм, естественно, стал только лучше.
Кирк Дуглас играет Спартака – и это бесподобно. Нет каких-то чудовищных, героических кривляний, вроде тех, что свойственны актерам нашего десятилетия. Он не брызжет слезами и соплями, когда теряет товарищей в бою и даже! ДАЖЕ! Картинно не вопит, устремив свою рабскую глотку, к голубому небу солнечного Неаполя. Моё мнение – это лучший вариант того, как можно изобразить вождя восставших людей – простого, в тоже время сильного, властного, но справедливого.
Естественно вождь, не обошелся без вождихи. Спутницу подобрали, действительного достойную. Ее играет Джин Симмонс. Героиню зовут Вариния.
Вариния и Спартак, как это и полагается, любят друг друга. И любят не так, как это показывают сейчас по телевизору, то есть, не как животные (хотя у нас, сейчас, через 90 веков - наоборот), а как нормальные люди – по-человечески.
Их любовь, начинается с того, что Спартак отказывается насиловать её, как это полагается в школе гладиаторов, после успешного дня сечи и резкого фитнесса (рубить дешевых, в то время, афро-негров и бегать от стрел). Влюбившийся Спартак, просто, садится рядом на скамейке, не смутившись положения и того, что о нем подумают (это бывает полезно, если вы здравомыслящий человек). Вариния, по привычке оголяется – он отказывается от животных утех. По загоревшимся глазам Спартака, очевидна любовь с первого взгляда. Вариния все понимает, и зачехляет все прелести обратно, кротко улыбаясь, словно несорванный, весенний цветок. Пожар страсти накаляет экран и сердца зрителей! Игра двух актеров бесподобна.
Недурно выступил взбесившийся, зажравшийся Марк Лициний Красс, который, однако, был талантливым полководцем римских легионов и хитрым политиканом. В фильме, он как на ладони (за это я и люблю кинематограф). И все его злостные выходки, по ходу дела, направлены либо на умерщвление и унижение Спартака, либо на услаждение своих амбиций, огромных, как в то время, Рим. Его играет Лоуренс Оливье (Не путать фамилию с салатом, она, кстати, также распространена во Франции, как и наша Иванов. Там, каждый, уж если не второй, так третий – салат). Выяснилось, что Марк Лициний не дурак до женщин (это важно, так как в то время многие патриции не гнушались молодыми пацанами). И конечно! По воле случая, точнее таланта сценариста, ему приглянулась - Вариния. Но Вариния – не дура 21-ого века - она верна своему Спартаку. И поэтому, когда злобный Красс, отловил бедную возлюбленную Спартака, и стал ее всячески умасливать (буквально мазать маслом), вешать на нее всякое, золотое барахло весом в 25 кило, она взяла и послала его, сказав, что Спартак, не такое хамло и хитрая гадюка. Да и вообще, заявила, что Красс, боится Спартака, на что тот, покраснел, как первоклассница, и убежал в свои покои, прятаться за античный гобелен.
На протяжении всего фильма, не устаешь удивляться, как сняли такое, в то время (1960 год). Грандиозность съемок с массовкой поражает воображение. Все битвы сняты, как-будто в реальности. Громадное количество людей собрали. И в тоже время, на заднем фоне не маячат статисты в кроссовках, с телефонами и лимонадом – все снято четко, и невольно проникаешься духом битвы. Хочется схватить канцелярский нож и бросится в бой за Спартаком и за свободу! Кстати! Тема свободы, четко раскрыта всеми монологами Спартака. Он естественно, постоянно выступал перед рабским народом и те за ним шли. И шли они не только за ним, но и за свободой, которою он олицетворял. Кадр, где римские легионеры грозят восставшим, но плененным рабам, казнью, если они не выдадут из своей толпы Спартака, а те в свою очередь один за другим поднимаются и говорят «Я Спартак!» - достоин всех наград и слез радости и людского счастья. Спартак, кстати, и сам был рад. Что так удачно вышло.
Напоследок скажу одно – смотреть нужно обязательно. Конечно, исторической правоты мало. Имена, да и только. У Джованьоли одно, у Кубрика второе, у Говарда Фаста вообще третье. Но сама история. История человека, отдавшего жизнь, чтобы быть свободным, и сделать свободным остальных – достойна вашего времени на все 100 процентов.