К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Полуторачасовой разговор о жизни и смерти двух пожилых уже людей, каждый из которых, не тварь дрожащая, но право имеет. Один право имеет, оттого, что прочитал несколько тысяч книг и вообще профессор, а второй – дружен с Самим Богом, запросто с Ним разговаривает и других с Ним легко познакомить может (да и в тюрьме он свои права вполне демонстрировал). В общем, типичные американцы – и Бога имеют, и право, и почти все остальное (ну разве что железной дверью пока еще не обзавелись). Ситуация, однако, осложняется тем, что у одного из героев прав как бы больше, чем у другого, поскольку буквально перед фильмом Черный перехватил Белого в его прыжке на тот свет. И на основании большего количества прав (а принцип демократии: прав тот, у кого больше прав), большую часть фильма Черный настойчиво так Белого на путь правый наставляет. Наставления эти лично меня порядком напрягали, да и Белому, как я понимаю, они тоже были не по душе, но как человек образованный и к демократии привыкший (к тому же дверь была заперта) Белый их терпеливо выслушивал (а я, честно признаюсь, перематывал). Но, в конце концов, Белый не выдержал, и весьма доходчиво объяснил Черному, что право праву рознь и что супротив его «белых» прав, все «черные» права - это просто ничто. Да что там «черные» права, в свете «белых» прав - «все есть ничто» (это не оксюморон, это - права Белого). И услышав о таких «белых» правах, Черный вынужден был дверь-то отворить и Белого-то выпустить, а потом принялся пенять Богу на то, что Тот, дескать, какие-то не те слова в сценарии прописал (неправым в этом фильме оказался то ли автор, то ли Бог).

Этот фильм вызвал у меня чувство легкого снисхождения: несчастные, но наивные американцы пытаются осмотреться в аду, в котором мы пребываем уже почти столетие и много чего здесь уже видели. При этом если фигура Белого вызвала у меня как бы сочувствие, то фигура Черного вызвала у меня едва ли не раздражение. Рассуждения Черного я бы назвал бредом, а манеру его поведения - кривлянием, которое, на мой взгляд, в обстоятельствах данного фильма совершенно неуместно. Мысли и настроения Белого, на мой взгляд, выглядят и более осмысленными, и более прочувствованными, что, впрочем, не сделало их для меня более близкими. А из всех полутора часов разговоров этого фильма, более-менее стоящими мне показались только мысли Белого о коллапсе цивилизации и о вызванном им его личном «белом» коллапсе. Масштаб внутреннего коллапса Белого я бы оценил, как максимально возможный, однако, замечу, принципиально недостижимый. Но сама связь между внешним и внутренним коллапсом Белого показалась мне весьма надуманной, а слова, которыми Белый пытается выразить свои взгляды, показались мне не совсем адекватными его статусу - при заявленной начитанности профессора (четыре с лишним тысячи книг!), он бы мог кого-нибудь умного процитировать, а не нести маловыразительную отсебятину уровня полуграмотного негра.

Не смотрите этот фильм - лучше какую-нибудь умную книжку почитайте, можете даже ту, которая в фильме на столе лежала.

P.S. Также в этом фильме меня неприятно поразило полное замалчивание женского вопроса - когда обсуждаются вопросы жизни и смерти, упоминание о роли женщины в процессе является, на мой взгляд, весьма уместным. Однако «герои» дружно обходят этот момент молчанием, что у меня вызывает смутные подозрения, что они не белый и черный, а оба одного оттенка…

4 из 10

20 ноября 2012 | 08:56
  • тип рецензии:

Этот фильм для торжества настоящих самоубийц. При чём не для тех, кто для привлечения внимания режет себе вены поперёк или, наглотавшись смертельной дозы таблеток, предварительно вызывает скорую, а для настоящих, которые лишают себя жизни быстро, решительно и без лишнего шума.

Дело в том, что победивший в споре профессор, хоть и не говорит вслух, но, очевидно, придерживается той же мысли, что и его оппонент - глупый и необразованный негр - нужно быть там, где тебя больше всего не хватает. Только негр пребывает для этого в 'плохом' районе среди отпетых наркоманов и преступников, а профессор - в мире живых. Также, как и негр, профессор фанатично уверен в правильности своих слов отсутствия смысла жизни и точно также пытается в этом убедить и других людей. Вот и оставляет плачущего негра в слезах на полу, хотя мог ничего и не говорить. Но, скорей, в правильности проповеди самоубийства зрителя убеждают создатели фильма, вложив необходимую победную речь в уста белого профессора.

Я не буду перечислять свои личные доводы против победившего мировоззрения в фильме. Пусть для каждого они прозвучат свои. Но кинокартина утащит за собой в смерть, в безволие к жизни ещё множество таких глупых и необразованных людей, наподобие негра-проповедника из 'Вечернего экспресса «Сансет Лимитед»', поведшихся на пустопорожние переливания слов и терминов, и для меня это не будет служить утешением.

04 ноября 2015 | 22:27
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: