'Сказание о Рустаме', 'Рустам и Сухраб', ' Сказание о Сиявуше'. Эти три фильма, три бриллианта стихотворно-эпического кинематографа от режиссера Кимягарова, во время их всесоюзного проката имели очень высокую, но неправильно сформированную популярность... Зрителю, в основном состоящему из довольно юного поколения, эти картины представлялись как красивые эпичные сказки, с довольно качественными по тем временам батальными сценами, харизматичными героями и пр. атрибутами хорошего легкого кино... Но на самом деле настоящему зрителю надо было сильно повзрослеть, чтобы ощутить величие настоящего драматизма этой трилогии... На самом деле краски и динамика фильмов была настолько высока по тем временам, что зритель порою за этой эпотажностью не успевал разглядеть утонченность и великую красоту средневековой персидской поэзии, а точнее гениальной на мой взгляд адаптации на русский язык сюжетов из знаменитого трактата Фирдоуси 'Шахнаме'.
Для тех, кто ценит великое мировое литературное наследи я рекомендую эти фильмы категорически. На самом деле, наверно лучшим из трех, конечно же, можно считать фильм Рустам и Сухраб. Драматургическая печаль, историческая и нравственная безысходность, несмотря даже на некоторую карикатурность действий, в этом фильме достигла своего апогея. Тем самым первый фильм 'Сказание о Рустаме' явился своего рода прологом к этому главному действу... Кроме того создатели Рустама и Сухраба в окончании фильма как бы поставили точку, объявив о скорой смерти главного персонажа.
И все же, на мой субъективный вкус, появление нового сюжета о Сиявуше, пусть и не стало полным логичным продолжением предыдущих фильмов, все же стало своеобразной жемчужиной, возродившей к жизни казалось бы уже 'умерщвленную' историю о судьбе великого богатыря Рустама и его сына...
Кроме того, для тех, кто особо внимательно следил за переплетениями судеб и действий героев, фильм история о Сухрабе оставила маленькую червоточину, казалось бы малозаметную деталь, которая при ближайшем рассмотрении едва не пошатнула непоколебимый рыцарский облик самого Рустама. А именно в том случае, когда постаревший и непобедимый доселе лев Рустам начинал терять силы в битве, которую он был вынужден принять по велению дьявольских интриг, что, собственно, и привело к одной из самых величайших трагедий, созданных и описанных в рамках лучших образцов мировой эпической литературы.
Низкий поклон режиссеру Кимягарову и всем, кто принял участие в популяризации этого мирового литературно-исторического наследия на русскоязычном экране...
И отдельное спасибо тем, кто работал над переводом и адаптацией текста.
Стихи, независимо от самих картин, пусть временами получались и несколько шероховаты в угоду сохранения первозданности, но все же эти стихи, которыми исполнены картины, сами по себе являются маленькими творческими шедеврами.
Истории о Сииявуше я бы поставил этим фильмам твердые 8.5 баллов, немного снизив оценку лишь за некоторые технические огрехи и иногда слегка избыточной романтичности в игре молодых персонажей...