К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В фильме хорошо передана атмосфера 50х годов. Ладыгин чувствует себя неловко из—за того, что живет в роскошной квартире, имеет большую дачу. Алексей полностью погружен в науку, не интересуется деньгами и материальными благами. Так действительно и было. Быть богатым было неприлично и даже стыдно. Профессия ученого была одной из самых престижных, научных работников было мало, им создались все условия.

Сейчас все наоборот. Богатство принято выставлять напоказ, заниматься наукой - странно и даже ненормально, а брал правят рвачи и хамы типа Констанции Львовны.

Фильм снят динамично, нет затянутых сцен, увлекает с первого эпизода. Актеры играют хорошо. Молодая Скобцева хороша во всех отношениях. Но, конечно, фильм держится на замечательной игре В.Меркурьева, который убедительно изображает доброго, весёлого, простодушного, но тщеславного человека. Снижаю оценку из-за некоторой прямолинейности в изображении персонажей.

8 из 10

20 сентября 2012 | 04:56
  • тип рецензии:

Дебютная картина А. Столбова 'Обыкновенный человек' представляет собой экранизированный вариант одноимённой пьесы Л. Леонова. Большого успеха театральная постановка, увы, не имела, но зато можно констатировать, что её экранное воплощение получилось на порядок лучше. Сценарий к фильму был написан А. Столбовым и Л. Леоновым при участии мэтра советского кино М. Ромма. В картине снялась целая плеяда замечательных актёров того времени. Так же, как и для постановщика А. Столбова, фильм стал дебютной работой в кино выдающегося оператора В. Юсова, впоследствии снявшего на камеру такие шедевры, как 'Я шагаю по Москве', 'Иваново детство', 'Андрей Рублёв', 'Солярис', 'Они сражались за Родину' и др.

В хитросплетениях родственных связей героев 'Обыкновенного человека' не так-то просто уловить всё и сразу, тем более, что события развиваются динамично и фильм весьма насыщен разговорами. Попробуем разобраться: популярный оперный певец Ладыгин (Василий Меркурьев) живёт с красивой и умной женой Верой (Евгения Козырева); в большой квартире певца, помимо хозяев, также обитают племянник Ладыгина молодой перспективный учёный Алексей (Георгий Куликов) и родная сестра хозяйки изящная девушка Кира (Ирина Скобцева). К указанному 'постоянному составу' квартиры разве что можно ещё добавить домработницу Парашу (Александра Панова). Однако, число персонажей фильма существенно увеличивается за счёт прибывших гостей: сначала приезжает мать Киры - пожилая и болтливая Констанция Львовна (Серафима Бирман); затем появляется бодренький мужчина в годах - 'обыкновенный человек' Павел Свеколкин (Петр Константинов), друг и однополчанин Ладыгина по Гражданской войне; вместе со Свеколкиным приезжает его юная дочь Аннушка (Роза Макагонова).

Так как действие начинается в пятницу вечером, всё семейство уезжает загород на дачу, и Ладыгин приглашает туда же своего старого друга. Однако, явно стесняясь нынешнего скромного статуса Свеколкина, певец представляет его своим родственникам, как президента дальневосточной академии наук. При этом дочь псевдо-президента Аннушка разочаровывается в Ладыгине, превратившегося на певческом поприще в вальяжного и самовлюблённого павлина, инфантильного в быту, но стабильно посматривающего 'налево'. (Ладыгин жене: 'Милая, никогда тебе не изменял!'. Та в ответ: 'Но всегда был в полной готовности!') Зато теперь Аннушка с головой влюбляется в умного и одержимого наукой Алексея. У Алексея глубокие и взаимные чувства с Кирой, но их любовь подвергается серьёзным испытаниям: будучи максимально вовлечённым в эксперименты на обезьяне, молодой учёный совсем не находит времени на невесту. Масла в огонь подливает коварная Констанция Львовна, вдруг решившая, что куда более выгодная партия для её дочери - успешный Ладыгин, нежели его ушедший в науку племянник. (К. Л. дочери про Ладыгина: 'Спел разок потише - вот тебе люстра! Спел погромче - чернобурая лиса! Мой тебе совет - бери в мужья певца!') Единственное, что может остановить Констанцию Львовну в её интриге - это слухи о том, что Алексей выдвинут на соискание государственной премии...

Лично для меня главное достоинство 'Обыкновенного человека' - феноменальная игра актёров, снимающихся в картине. Например, стержнем фильма стоит признать блистательно созданный Василием Меркурьевым образ Ладыгина - человека, безусловно, обаятельного, хотя и небезупречного. Впечатляют своей убедительностью и ярким внешним очарованием исполнительницы двух женских ролей - Ирина Скобцева и Евгения Козырева (мне особенно понравилась последняя). Но отдельного разговора, конечно, заслуживает Серафима Бирман. Её героиня Констанция Львовна - нечто уникальное! Сыграть женщину настолько коварную, надоедливую, болтливую, бесцеремонную - это большое искусство перевоплощения! Лексика Констанции Львовны достойна разбора на цитаты. Приведу несколько таковых: 1) 'Дайте мне в дорогу корочку чёрного хлеба!' 'Но мама, мы вам приготовили курочку!' 'Нет! Только корочку чёрного хлеба и стакан воды!'; 2) 'Мы хоть и слабые существа, а тоже имеем свой голос! Мы, женщины, с боями завоевали это право!'; 3) 'Молодые девушки перед тем, как проснуться, всегда спят со страшной силой!' А крылатая фраза 'Здравствуй, дружок!' - тоже отсюда, из уст Констанции Львовны...

Картина умная и ироничная, смешная и грустная, фееричная и поучительная - она бесподобна сразу со многих точек зрения.

Самым же непонятным и самым загадочным для меня остался факт того, что данная картина, которую смело можно назвать классикой советского кинематографа, так и осталась единственной для Александра Столбова!

8.5 из 10

08 августа 2012 | 07:46
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: