- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
В 2005 году Владимир Мирзоев озадачился идеей снять полнометражную экранизацию произведения Андрея Платонова «Котлован». Учитывая, что «Котлован» - повесть довольно сложная и многослойная, имеющая элементы как антиутопического произведения, так и притчи, и даже где-то пародии, стоит признать – цель перед собой Мирзоев поставил трудновыполнимую, особенно если вспомнить детали его ранней творческой биографии. Ведь до этого режиссер отметился пошловатой комедией на животрепещущую тему потери девственности и фильмом, который никто и никогда не видел. Но, как говорил Гёте, в дерзанье волшебство.
Однако на съемках что-то пошло не так. Мирзоев ввязался в продолжительный конфликт с продюсером фильма Гинзбургом, в результате чего финансирование картины заморозили, а из того, что успели отснять к тому моменту, по продюсерскому велению и хотению смонтировали короткометражку длительностью в 40 минут.
Сегодня этот материал будет интересен, пожалуй, либо поклонникам литературного первоисточника, либо почитателям таланта актера Петра Мамонова, почему-то всю жизнь считавшего себя музыкантом. Так как это далекий 2005 год, когда «Игла» уже давно всеми позабылась, а на экраны кинотеатров еще не вышел «Остров», во мгновения ока превративший Мамонова в звезду отечественного кинематографа первой величины, материал, отснятый Мирзоевым, тем паче вызовет любопытство у ценителей всяческих кинораритетов, что можно найти на просторах Всемирной паутины. Собственно, вышеозначенным категориям и рекомендуется к просмотру совместное творение Гинзбурга и Мирзоева. Неподготовленным же зрителям в эти 40 минут придется туго.
Фильм стилизован под немое кино – по большей части черно-белый визуальный ряд с разной периодичностью прерывается черным экраном, на котором затейливым шрифтом выгравированы ключевые реплики диалога, видимо призванные добавить не только щепотку экстравагантности, но и понимания происходящего. Впрочем, это не значит, что кино беззвучно. Те же самые реплики вслед за их появлением повторяет нестройный хор шепотов, мужских и женских, повторяет много раз. Озвучиваются и некоторые, на первый взгляд, случайные фразы, создавая, как это ни банально, эффект грома среди ясного неба. Безусловно, подобные примочки работают на создание тягучей, монотонной и давящей атмосферы, и здесь, кажется, наступает тот момент, где можно, нацепив очки с толстыми линзами и в роговой оправе, рассуждать о том, что главное при переносе литературного произведения на экран – схватить общее настроение первоисточника, воссоздать дух, вдохнуть жизнь в мертвые на бумаге буквы. Неизвестно, появилась ли эта «новаторская» озвучка в угоду желаниям продюсера, или она присутствовала в первоначальном замысле Мирзоева, ясно одно – в конечном итоге многочисленные арт-эффекты сыграли плохую шутку с конечным результатом. Логика и структура фильма, связи с литературной основой были отданы на откуп внешней красоте и эстетике. И если принять во внимание тот факт, что чувство той самой эстетической составляющей у всех развито по-разному, то открытый вопрос ценности «Случайного взгляда» закрыть однозначным ответом не представляется возможным.
Сегодня остается только гадать, что за фильм в итоге вышел бы у Мирзоева, если бы в родовой процесс не вмешались высшие силы в лице Гинзбурга. Вполне вероятно, фильм бы стал возможностью перспективного режиссера заявить о себе, а может, карьера фильма продолжилась бы и дальше. Картина собрала бы все премии, какие могла бы и заняла бы почетное место на полках с dvd-дисками у любителей отечественного кино. Но в истории остался лишь жалкий огрызок от наполеоновских планов, на который можно бросить случайный взгляд. А можно его сфокусировать на чем-нибудь поинтереснее.
|
прямая ссылка
08 апреля 2015 | 21:23
irineus
Дитя свободы и порока, войди под своды пищеблока
Владимиру Мирзоеву удалось снять что-то настолько оригинальное, эстетически-филигранное, что это 'нечто' практически невозможно комментировать. А если ещё учесть то, что работа не была закончена. Фильм 'слили', а то что есть смонтировали из отснятых 2/3 материала. Поражает, в первую очередь, то что в фильме, при его смешном бюджете, и том что даже его весь не получили, игра актёров на самом высочайшем уровне. Нет ни одной слабой или диссонирующей роли. Вообще, игра такого уровня, в современных Российских фильмах редко встречается. Ну и конечно состав актёров. Мамонов и Суханов просто невероятно играют. Но и их трудно выделить, все молодцы. Операторская работа, также на очень высоком уровне.
Трудно говорить о смысловой нагрузке фильма. Отсутствие нравственной почвы и фундамента, супружеские измены, лицемерие у одних. Кому какое дело, кто с кем спит? Радикальные понятия добра, милосердия, честности, и дикие методы их отстаивания у других. Ребёнок, которому неизвестно с которыми будет лучше.
Интересный диалог:
- Мы пойдём строить новую, светлую жизнь.
- А что вы можете построить, что вы видели? Откуда идёте - туда и придёте.
Чтобы построить что-то действительно стоящее, в плане семейных отношений, нужно действительно опираться на положительный опыт, иметь перед глазами примеры.
Но, понимания и смыслов здесь можно увидеть бесчисленное множество, или вообще не увидеть. Главное это стилистика. Декорации, антураж, вообще картинка, в гармонии со звуковым рядом доставляют огромное эстетическое удовольствие. Хочется тутже пересмотреть ещё раз. Правда, это относится к любителям нестандартного, я бы сказал, 'странного' кино. В общем любителям всего необычного рекомендуется к обязательному просмотру.
10 из 10
|
прямая ссылка
27 августа 2013 | 10:40
Сложно судить и оценивать эту экранизацию платоновского 'Котлована', поскольку итоговый результат получился совсем не таким, каким задумывали его режиссер Владимир Мирзоев со товарищи. Причина тривильная - финансовые затруднения. Проще говоря, бюджет фильма присвоил себе продюсер Гинзбург.
Как бы то ни было, от Платонова 'Случайный взгляд' так же далек, как сам Платонов от Майн Рида. Лента состоит из двух практически не пересекающихся сюжетных линий - люмпены воспитывают девочку-сироту (тут еще наблюдаются переклички с 'Котлованом') и две сестры пытаются поделить одного мужа (здесь первоисточником не пахнет вообще).
Но главное - то, как это снято. 'Случайный взгляд' стилизован под легкое и развлекательное немое кино: реплики героев подаются в виде вставок на черном фоне, набранные 'старинным' шрифтом. Но фильм не полностью немой. Большинство звуков отсутствует, но отдельные - например, звон бьющейся посуды или возня дерущихся людей - слышны. Причем кажутся искусственными - похоже, их записали отдельно и наложили на видеоряд. А фразы, набранные на черном фоне, озвучиваются шепотом, повторяемые несколькими голосами вперемешку. Ощущение странного, загадочного сна усиливает общая нестройность и нелогичность происходящего на экране.
Да, Мирзоев занимается ничем иным, как созданием онейрической реальности. Эмоции героев довольно условны, сюжетные ходы и развязки намечены лишь пунктиром - но так и должно быть во сне. В общем, 'Случайный взгляд' (название происходит из романса, исполняемого в фильме - думаю, в общем контексте нет резона ломать голову над его смысловой нагрузкой) стоит воспринимать лишь как этюд, авторский эксперимент, причем вполне удачный. Если ваша душа тянется ко всему хоть сколько-нибудь нестандартному, смело рекомендую данное произведение.
7 из 10
|
прямая ссылка
11 ноября 2011 | 22:37
|
|