Недавно мы получили актуальное, пожалуй, самое суровое, достоверное в своей правдивости, художественное высказывание о войне на западе Африки, в нем же режиссер Кэри Фукунага, постарался подчеркнуть всё несчастье, легшее на плечи населения буферного района, о котором идёт речь, в особенности затронув детей. Не забыв показать бедность и лишение, он также показал небольшие радости маленьких жителей Африки: воображаемое телевидение без кинескопа, небольшие бытовые радости, возможность получения начального образования, семья, походы в церковь. Автор, ведомый самими актёрами, коих в основном сыграли, сами беженцы из этого региона, они же не понаслышке знакомые с ужасами войны, ощутившие боль, утрату, повидавшие кровь, смерть, — данное и легло тяжким, необходимым грузом на весь сюжет, придав картине истинный вид войны, когда смотришь «Безродных зверей», возникает ощущение, будто смотришь в окно. Ведь в действительности, кто знает, всё может, кардинально изменится сегодня, то, что недавно смотрело на тебя с экрана, может перейти в реальность, понимаю слишком суровый диагноз, да задуматься стоит.
По техническим параметрам, оглядываясь на небольшой бюджет картины, могу уверить, картинка качеством не уступает «Кровавому Алмазу» Эдварда Цвика, так схожего с полнометражным кинофильмом производства Netflix по содержанию, однако заметно уступающего ей в его остроте подачи. Из актёров выделяются двое, непрофессионал юный Абрам Атта (сыгравший самого себя, очень сильно), и уже опытный, выглядящий как надо, на своём нужном месте командир Идрис Эльба, последний, кстати, достоин получить свои премиальные, от него здесь исходит пугающая мощь.
Перед нами предстало доказательство, современное телевидение уже полностью готово ворваться на церемонию киноакадемиков с громким, жестким заявлением. Важность же произведения заключается ещё в самой судьбе главного героя, маленького африканца, глаза его просят мира, они лишённые семьи, — у многих детей Африки участь сложилась таким же образом. Надеюсь как раз это, даст повод задуматься о том что, уже полувека на черном континенте проливается кровь. Хотя уверен, всё обойдётся парой-тройкой престижных премий, на остальное, как это было всегда принято, на Западе закроют глаза, хотелось бы верить в обратное, но как мы знаем из сводки новостей, ситуация там очень тяжёлая.
История о том, что люди не могут прекратить убивать друг друга там, вот о чём фильм. Название, собой это подразумевает, о том, что зверей в мире джунглей намного больше, чем людей, и как раз именно в этом мире, в котором проживает Агу, лучше скорее стать им, чтобы выжить, чем остаться человеком. Десятилетнему ребёнку предстоит сделать важный выбор...
Конкретно самой режиссуры, у меня невольно сложилось впечатление, что Африка сняла фильм о себе сама, знаю, звучит странно. Насколько же режиссеру вместе со съёмочной бригадой, удалось проникнуться с уважением и пониманием к жертвам и участникам событий, которые, что печально пока ещё не скоро закончатся.
Первая полнометражная лента производства интернет-сервиса Netflix не оставила равнодушным буквально никого. С премьеры на Венецианском кинофестивале и дальнейших фестивальных показах до релиза (16 октября) на сайте, а также в ограниченном прокате, военный фильм Кэри Фукунаги обескуражил как критиков, так и зрителей, успевших оценить данное произведение. Работа поистине получилась выдающейся.
Эта история о юноше по имени Агу, которого исполнил фактически парень с улицы – Абрам Атта. Он – не актер, до этого ни разу не появлялся в кадре, на вид просто 10-ти летний чернокожий парень из небольшой африканской деревни. Однако Фукунага решил полностью доверить главную роль в своем фильме этому парню, и как оказалось, не прогадал – Абрам Атта был удостоен особой награды на Венецианском кинофестивале за свою актерскую игру. Решение казалось удивительным, но только до тех пор, пока не уведешь сам фильм. Поверьте, после просмотра его награда становится самой очевидной вещью на планете. Агу живёт со старшим братом, сестрой, матерью, отцом и дедушкой в буферной зоне между повстанцами и государственными военными где-то в Африке, близ Нигерии. Естественно, каждый день для них – это хождение по иголкам босиком. Но юный Агу пытается хоть как-то развеселиться в таком положении, то с друзьями напевая песни, то с ними же пытаясь продать часовым «телевизор воображения». Ясно дело, что мир в таком месте долго продержаться не может, и зону эвакуируют, оставляя только мужское население, которое должно будет дать отпор повстанцам. Несмотря на то, что Агу еще очень юн для боевых действий, его не удается эвакуировать вместе с матерью и сестрой. Мужская часть семьи вынуждена прятаться и скрываться от огня по всей деревни. Вскоре их настигает неизбежное, однако Агу удается сбежать из ежовых рукавиц солдат в лес. А там он встречает харизматичного лидера повстанцев (Идрис Эльба), который берет юношу под своё крыло.
Кино действительно очень брутальное, о таком говорят, что после просмотра волосы на груди растут в два раза быстрее. Фукунага решил не говорить нам в очередной раз, что война – это плохо, он намерен показать – как именно это плохо. Зритель проходит весь путь от юного Агу с мягкими руками до Агу-солдата, крепко держащего ружьё. Он цепляется за жизнь, делает, то, что должен, и мы не вправе осуждать его за это. Одними из последних слов его отца стали: «Мы должны быть сильными», и для Агу это эта фраза приобрела абсолютный характер, став невербальным лозунгом его жизни. «Безродные звери» могут вполне отчетливо восприниматься современным антивоенным трактатом. Здесь нет фальшивой картинности происходящего, здесь нет пацифистической пропаганды или политического подтекста – кино максимально приближенно к реальности. Это делает фильм Фукунаги чуть ли не главным военным фильмом современного кинематографа. Снято множество отличных фильмов про войну, как про Первую мировую, так и про Вторую, однако киноделы продолжают делать кинофильмы того временного периода и жанра, который на данный момент стал избыточным. Но, к сожалению, войны не прекращаются, очаги волнения сейчас больше сконцентрированы в различных районах Африки и на Ближнем Востоке, нежели в Европе. И хороших военных фильмов о современной ситуации в мире – раз, два и обчёлся. Да, у нас есть «Уцелевший» Питера Берга и «Повелитель бури» с «Целью номер один» Кэтрин Бигелоу, но всё это Ближний Восток. А Фукунага пытается привлечь наше внимание именно к африканской проблеме.
Обычно Кэри Фукунага ассоциируется с великолепным первым сезоном «Настоящего детектива», забывая о его вполне сносных «Джейн Эйр» и «Без имени». В «Безродных зверях» Кэри выступает не только в роли режиссера, он здесь еще продюсер, оператор и сценарист. Трудно поверить, но с каждой из своих амплуа он справился на «отлично». Очень сильный сценарий, адаптированный им самим по книге Узодинмы Ивалы и грамотная режиссура позволяет воспринимать фильм как насыщенную и развивающуюся историю. С технической стороны здесь также все на высочайшем уровне. Операторская работа и монтаж создают впечатления того, что нам показывают именно то, что нужно: каждый кадр на своем месте, и насыщенность граничит с плавностью. Обычно я не обращаю такого внимания на подобные нюансы (если только это не работа Любецки), но здесь всё сделано так искусно и органично, будто боясь лишним кадром сбить весь ритм фильма. Отдельного упоминания заслуживает филигранная операторская работа во время передвижения Агу по ярко-рыжему от глины окопу. Также весьма удачным ходом Фукунаги стала игра на балансе цвета, как в кадре, так и в целых сценах (например, во время штурма деревни была добавлена очень интенсивная красная цветовая гамма в цветы и листья деревьев, будто предсказывая лужи крови). О таком трудно рассказать, лучше самому увидеть.
Как я уже сказал, юный Абрам Атта прекрасно справился с ролью. Его персонаж проходит глубочайшее личностное изменение, постепенно от необузданного страха смерти приходя к мысли, что «единственный способ прекратить сражение – умереть». Идрис Эльба в роли командира повстанцев выжигает целые поселения своими пламенными речами. Не знаю, есть ли на данный момент более очевидный номинант на Оскар за «Лучшую роль второго плана» в этом году. Порыв его героя, властность, опять же, харизма, страсть и противоречия отношения к нему – смотреть и пропускать через себя всё это - одно удовольствие. Я всегда считал Эльбу прекрасным актером, и тут он сполна доказывает нареченный мной титул.
Настоящий исполнительный шедевр Кэри Фукунаги на каждом производственном уровне с выдающимися актерскими партиями от Абрама Атты и Идриса Эльбы. Кино, к которому точнее всего подходит лишь одно очень избитое определение – «мощное». Фильм показывает то, о чем мы догадываемся, но не знаем насколько всё плохо. Жестокость войны без прикрас, история, полная жертв, как человеческих, так и психологических. Один из лучших фильмов года.
«Солнце, зачем ты освещаешь этот мир? Я хочу взять тебя в ладони и сжимать, пока ты не перестанешь сиять. Так останется только темнота. И больше никому не придется смотреть на все ужасные вещи, которые тут происходят.»
О тебе, моя Африка, шёпотом, в небесах говорят серафимы..
Чёрные лица, налитые кровью глаза, брызги крови на объективе, единственное чего не хватает - запах смерти, к счастью экран его не передаёт, но для особо впечатлительных Агу подробно расскажет о том, как пахнут покойники. Кошмар войны без прикрас, войны показанной глазами ребёнка, никакой он не подросток, в начале фильма Агу - маленький, шаловливый мальчишечка с обаятельной, широкой (как поцелуй смерти) улыбкой. Забавная сцена продажи корпуса от лампового телевизора, сменяется сценой массовой казни, в которой гибнут отец и старший брат героя.
Метаморфоза: ребёнок - заложник - убийца, путь от маменькиного чада к существу, которое не заслуживает называться по имени (на первых порах будут звать 'оно'), а затем к полноправному участнику повстанческого отряда. Первый убитый, групповое изнасилование, смерть товарищей - этого достаточно для того, чтобы повзрослеть? В финале фильма Агу - маленький старичок, мальчик с мёртвыми глазами. Взрослые дяди решают свои задачи, делят ресурсы, детишечки с калашами - расходный материал, погибнут - всегда можно набрать новых, бабы нарожают.
Несмотря на происходящее, Агу не ожесточился - он задумывается о происходящем, он - не тупая машина для убийств, он страдает, скучает по матери, его внутренние диалоги с матерью - самые трогательные моменты в фильме. Бог не отвечает на обращения ребёнка, а на маму всегда можно положиться, она не подведёт. Нисхождение в ад, предполагает возвращение обратно, к нормальной жизни, единственное место где режиссёр сфальшивил - концовка, слишком слащавенько и оптимистично, в целом кино очень жизненное. После окончания фильма чувствуешь эмоциональное выгорание, опустошённость.
Одна из самых сильных сцен фильма - сцена атаки, предваряемая ритуальным танцем Эльбы. Хрипящие рты, вздувшиеся вены, ярость хтонических богов, незримо витающих над полем битвы, вихрь атаки сметающий врага - при просмотре этой сцены кожей ощущаешь витающую в воздухе ненависть, ещё немного и она материализуется. В середине фильма режиссёр применяет отличный приём со сменой линзы, обдолбанный Агу изумлённо видит мир в новом цвете, а может вся наша жизнь - это искусно наведённый морок, галлюцинация?
Война показана буднично, рутинно, вот бойцы закидываются наркотой перед боем (они ещё маленькие, им страшно), вот окопы залитые водой, блюющий часовой, идущий в бой голым боец по прозвищу 'Штатив' весело помахивает внушительных размеров членом (вариант психической атаки из 'Чапаева') - именно эта обыденность страшна, расчеловечивание происходящее незаметно - 'хочешь съесть это, Страйкер?' спрашивает герой Эльбы, показывая на Агу. Антивоенный пафос картины очевиден, это одно из самых сильных высказываний о войне за последнее время.
Предвижу восхищение игрой Эльбы, он кажется уже получил какую - то номинацию за эту роль, но в фильме он - не главный герой, и больше похож на какого - то Ханумана царя обезьян, чем на привычного Эльбу. Огромный, потный, заросший дурным волосом, вместо гладкого, бритого черепа на экране маячит голова с каким - то коконом на макушке (ближе к середине её стыдливо прикроют грязным шарфиком). Сходство с вожаком стада горилл поразительное. Он вроде бы должен изображать инфернальную злобу и коварство, но выглядит усталым и каким - то сдутым, видимо уровень комфорта на съёмках далёк от привычного. Абрам Атта с его расшлёпанным носом - картошкой, раскосыми глазами и солнечной улыбкой выглядит более живо и органично. Есть в фильме потрясающая сцена игры в прятки, смотришь и понимаешь, что все герои - обычные мальчишки, озорные, хитроватые, святые в своей детскости.
В день, когда объявили номинантов на Оскар и я писала список своих 'довольств'/недовоств по этому поводу, кто-то из пользователей КП вдруг спросил: 'А почему Вы забыли упомянуть то, как несправедливо обделили номинацией Идриса Эльбу, ведь он был очень достоин?' На тот момент мне было нечего ответить, но сейчас могу с уверенностью сказать этому человеку, что включаю этот факт в список своих НЕдовольств, ибо он реально заслужил, как минимум, номинацию. Не знаю, почему не дали. Причина 'это телефильм' не катит, ибо фильм выходил в ограниченный прокат.
Была поражена, когда узнала, что Кэри Фукунага явился и режиссёром, и сценаристом, и оператором, и продюсером данной картины. Мало того, что и швец, и жнец, и на дуде игрец, так ещё и не имеет никакого прямого отношения к Африке. Я думала, что реально снимал какой-то афроамериканец, который в детстве жил во всём этом. Настолько глубоко вовнутрь он залез, что просто браво! Все два часа я смотрела, не отрываясь. Честно говоря, устала смотреть фильмы, идущие по два с лишним часа, ибо часто тайминг можно было смело сокращать без потерь, здесь же считаю, что он оправдан. Было не то, что интересно, что будет дальше, было волнительно и очень страшно.
Честно Вам скажу, я очень болела за Агу и вообще не понимаю тех, кто думает (а такие есть, как оказалось), что ему, чтоб оставаться человеком и не превращаться в зверя, надо было сделать другой выбор в один ключевой момент, когда была своеобразная проверка и 'проходной билет' на членство в группировке. Да посмотрела бы я на тех людей, которые так говорят, в аналогичной ситуации... Хоть им и не 10 лет от роду. На самом деле бедный-бедный ребёнок. И все, кто там был, бедные. Это просто чудо, что пережив всё это, он смог не потерять человеческое. Я искренне верю, что он сможет оправиться от этого кошмара, хотя призраки и запахи будут преследовать всегда, как бы страшно ни было это признавать...
Всё говорит о том, что войны бессмысленны, гражданские - ещё бессмысленней, а войны, где участвуют маленькие дети, - это вообще за гранью... Дети - это чистые ангелы, святое. Самое страшное, что в один момент они играют в прятки, а в другой - убивают. Бедные несчастные чудовища (этот перевод слова 'beast' тоже считаю правомерным в данном случае)...
Понравилось, что всё показано не с целью выбить из зрителя слезу. Конечно, было 3 момента, где слёзы наворачивались на глаза, но вот чтоб рыдать навзрыд - не было такого. Почему считаю это плюсом? Потому что когда мы на эмоциях, то не можем оценить адекватно весь масштаб трагедии. Главный упор на то, что жалко детей, и всё. Здесь же показывают проблему масштабней, обращают внимание на более глобальные вещи.
Относительно игры актёров.
Честно говоря, вот если бэйби-актёра Джейкоба Тремблэ из 'Комнаты' я просто мечтала увидеть в номинантах на Глобус и Оскар, то Абрама Атту - нет. В смысле для простого мальчика из маленькой деревушки он сыграл шикарно, но вот в основном пробили меня не его эмоции. В то же время его награду на Венецианском фестивале считаю заслуженной. Почему? А вот только ради закадрового текста, изложенного им. Это просто надо слышать. Ужасный африканский акцент и смысл сказанного бьют наотмашь своей то правдивостью, то детской наивностью, то стариковской мудростью, то безысходностью, то крохотной надеждой...
Про Эльбу уже сказала. Он был великолепен 'в звериной шкуре'. Страшный предводитель зверёнышей, горилла-заводила. Причём знаете, даже к нему в какие-то моменты возникает жалость, ибо он сам вырос скорее всего в такой же муштре и зомбировании и ничего другого не знал. Есть в нём какие-то черты от человека, но конечно, для меня всё перекрыл один момент. Слава Богу, что не показали подробности, ибо тогда я бы его точно возненавидела и смотреть бы дальше не смогла.
В целом, со времён 'Отеля Руанда' это лучший фильм, который я видела об Африке. Качественный, по-мужски жёсткий, не пытающийся давить на жалость и рассказанный как будто из сердца самой этой многострадальной страны.
Африканское селение, дружная семья, дружная деревня… Агу был самым обычным счастливым мальчишкой. Но всю его жизнь перевернуло всего лишь одно жестокое слово - война.
Война застала десятилетнего мальчика врасплох, внезапно разлучила с матерью и младшей сестрой, также быстро и стремительно убила отца, старшего брата, дедушку, свела с безжалостным фанатичным Командиром. Пожалуй, я не видела ещё такого кровавого, жестокого и, главное, правдоподобного фильма об Африке и о войне. Война… она показана без пафоса, без хвалёных надежд о вере, несении справедливости в мир. Жестокость, убийства, убийства… ещё раз убийства. «Дикари же, что с них взять», - может кто-то сказать. Но такое, когда солдаты врывают в дом и насилуют женщину, когда солдаты убивают простого инженера, который оказался на важном мосту не в то время и не в то место, когда командиры сражаются не за справедливость, а за власть, когда дети держат в руках оружие, происходит ВЕЗДЕ. Просто нам, детям второй половины 20 века, неведанно это.
Военные дни в фильме переданы очень просто, так, как будто это норма... Да, для Агу война стала нормой. Пропасть, которая разделяла довоенную привычную жизнь с друзьями и мерзкие вылазки на врагов, стёрта. Солдаты веселятся с блудными женщинами, мальчишки в перерывах между боями играют в жмурки. Такие моменты пугают.
Главный герой, мальчишка Агу, вызывает то умиление, когда по-детски нелепо заглядывается на красивую девочку, то уважение, когда тащит на себе умирающего друга, то отвращение, когда расстреливает женщину. Но в каждом кадре одно - жалость. У него отобрали семью, отобрали будущее. Что может ждать мальчика, который в 10 лет застрелил не одного человека, забил ногами маленькую девочку? Ничего хорошего. Трудно представить Агу каким-нибудь инженером, врачом, просто крестьянином, обрабатывающим землю. Последние слова Командира стоят до сих пор в ушах у меня «вы вернётесь ко мне. Скорее всего, они никогда не отпустят Агу.
Лишённый отца, лишённый матери, к кому может пойти ребёнок? Только к взрослому, который примет его… Может быть, это ответ на главный вопрос - почему таким стал Агу? Таким его сделал Командир, отец отряда, местный король, чьи речи жадно впитывал одинокий мальчишка.
Зацепил меня ещё один момент в самом начале фильма. Очень незаметно, мельком говорится, что из-за войны в деревни нет школы, и дети вынуждены заниматься разной чепухой, чтобы убить время. Вот так, медленно, постепенно, лишая человека с детства образования, делая из него сначала мусорщика, а потом бандита с большой дороги, создают зверей…
Фильм тяжёлый, страшный. Но он о жизни. Он о войне.
10 из 10
P.S. Мама, теперь я могу говорить только с тобой, потому что Бог не слушает.
После просмотра этой невероятной картины, вообще тяжело что-либо сказать, ты весь в глубоком размышлении о тайне нашего бытия, о жизни что сопутствует нам, о том, что, как я привык думать, мы (многие люди) все же счастливые. И у нас нет настолько страшной участи, как у других. И в то время пока мы сытые нежимся в теплом кресле, другие в голоде и холоде страдают от постоянных мучений своей горькой жизни. И нередко под ужасную раздачу попадают и самые маленькие представители человечества - дети. Дети прошедшие ад этой жизни. Дети, которые не по годам в одночасье стали взрослыми и серьезными людьми, не повидавшие ничего хорошего в этой жизни. Они ступают на дорогу зла, дорогу, которая в концовке никуда-то собственно и не ведет. Ужасная и узкая тропинка под названием - война.
Собственно, долго не увиливая, заявляю, что эта картина именно об этом. Сюжет рассказывает нам печальную историю мальчика по имени Агу, который в один день теряет всех кто ему дорог. И волей случая оказывается в лесу, где его и обнаруживает команда наемников во главе с актёром Идриса Эльба. И вот постепенно нам во всех серых и черных красках демонстрируют его направление на данный путь. Боже мой, что только он не перенес, что только он не видел и что только с ним не делали. На самом деле за этим было очень тяжело наблюдать, и от осознания того, что так в действительности и бывет становится очень страшно и жутко. Тебя одолевает сильные беспокойства, хотя просмотр все еще идет они тебя и вовсе не покидают. А напротив накидывают все еще больше размышлений, которые просто поражают мозг и сердце острой стрелой темой этого фильма.
Конечно поподробнее стоит расписать о актерах этого фильма. На главной роли у нас мальчик Агу, которого первый раз сыграл Абрам Атта, это так сказать его бенефис в кино. И должен сказать, он вышел просто отлично. Настолько раскрытый персонаж насколько это возможно. Все его переживания, размышления и небольшая дилемма между добром и злом, заставляла меня переживать и сопереживать ему, то через что ему пришлось пройти вызывало настоящий страх. И я конечно его понимаю, пройти через такое сможет далеко не каждый, собственно как он и подчеркнул это в своей заключительной речи. Главного же командира и персонажа второго плана сыграл всем небезызвестный Идрис Эльба, который просто сто процентов вписался в своего экранного героя. Он более жесткий и взрослый человек, который и глазом не моргнет да убьет кого-то. Но все же назвать его плохим у меня язык не повернется. Были отдельные сцены, где показывали что все же он пытается остаться человеком. И стоит сказать Эльба его потрясающе сыграл, я видел ему дали номинацию на золотой глобус, чтож, он ее без сомнения заслужил. Это как раз тот момент когда трейлер к фильму вообще не разу не обманывает. Показали его таким, какой он и есть.
Как железо заостряется железом, так и эти два актера заостряют друга, в особенности видно, что над Абрам Атто хорошенько потрудились, вот реально он составляет буквально 70 процентов данной картины, и со всеми этими 70 процентами он отлично справляется. Он и его персонаж обладают несомненно чем - то невероятным и непростым. Также стоит отметить и остальных актеров заднего плана, которые показали себя также во всей красе. И не сочтите меня расистом, но весь фильм нам показывают только афро-американцев, и это очень хорошо, я считаю. Показали так сказать, только их жизнь, и только их законы по которым они живут. Собственно, немного об этом. Суровые 'джунгли' в которых существуют эти бандиты, показаны очень жизненно и пугающе. Даже взять например как они с друг другом общаются, или как дети уже не в сознательном возрасте учатся наглядно убивать, какие у них ритуалы, и как они проходят проверку на пригодность. Это всё, очень отталкивающе и страшно. Вызывает отвращение и необъяснимую жалость к детям, угнетенных пытками. А ведь оно так и есть, и это очень печально.
Хочется подчеркнуть, что фильм тяжелый. Как я уже написал ранее в нем полно насилия, жестокости и всяких самых страшных вещей. Кровь показывают в открытую, дабы показать насколько все плохо. Но это на мой взгляд прибавило красок в фильм, пусть и грустных, но которые вызывают самые настоящие впечатления и эмоции. Увиденное сильно врезается в память и от этого становится действительно жутко.
С другой стороны к фильму можно конечно подкопаться, мол это просто агитка, новый претендент гонки Оскара в этом году, как многие говорят, но даже если оно и так, то мне глубоко все равно, ведь фильм отличный и произвел на меня глубокие впечатления. Он работает, а большего-то и не требуется.
А далее, можно и наоборот похвалить, например режиссуру фильма, режиссер Кэри Фукунага великолепно поставил фильм, особенно не вдаваясь в подробности он сделал простое, но в тоже время сильное кино, удивительно, но он выступил, оператором, сценаристом, режиссером и даже продюсером фильма. Браво! Что еще сказать? Но несмотря на все это, в фильме еще подчеркнута и актуальная, остросоциальная правда нашей жизни, в виде морали, которая движется весь фильм. И ты постоянно думаешь и думаешь. А я считаю, если фильм и вправду живой, и заставляет над чем-то задуматься, то он стоит высшего балла и конечно большущего респекта Кэри Фуканаге, номинацию на Оскаре за хоть что нибудь точно должен получить. Но навряд ли сам Оскар, хотя все может быть. В общем, всем смотреть фильм! Название полностью характеризует картину. Один из самых лучших фильмов прошлого года.
'Безродные звери' - это остросоциальный и насколько возможно правдивый фильм. Наполненный просто до верха разнообразными мыслями и актуальной моралью. Фильм о суровых реалиях нашего мира, о том, что дети не по годом начинают взрослеть толком не повидав ничего хорошего в этой жизни и лишь одним единственным для них становится война. Жестокая, беспощадная тварь, которая делает из них просто жестоких, ничего не способных любить зверей.
P.S. Люди не жалуйтесь на жизнь, знайте вы намного счастливее некоторых.
'Безродные звери' - долгожданный фильм режиссера Кэри Фукунаги, который для многих стал известен благодаря своей феноменальной работе над первым сезоном сериала 'Настоящий Детектив'. Кэри очень долго шел к реализации этого проекта, но только после успешной работы с HBO, получил полную творческую свободу. Медиасервис потокового вещания Netflix предложил автору реализовать его идею, сценарий 'Безродных зверей' дождался своего звездного часа.
Первые слухи о проекте не заставили себя долго ждать, в сеть утекли новости о том, что главную роль в фильме исполнит обладатель Золотого Глобуса (Cериал 'Лютер'), харизматичный англичанин Идрис Эльба. Внимание людей к проекту резко возросло, представлять Идриса в роли полевого командира Африканских повстанцев было крайне интересно, рейтинги ожиданий взлетели вверх, оставляя многие грядущие картины далеко позади.
Первый трейлер картины не разочаровал, нам показали именно то, что мы ожидали увидеть. Жестокость, кровь, изможденные тельца детей с оружием в руках и его... Настоящего лидера, за которого не жалко отдать свою жизнь. Человека, за которым хочется идти, плюя на трудности и невзгоды сыплющиеся на голову. И пускай мы видели подобное в других картинах подобной направленности, Кэри Фукунага за камерой предавал этому совершенной иное, уникальное видение.
Премьера картины подкралась незаметно. В пучине октябрьских релизов я мог бы смело позабыть о ней, однако слишком уж сильна моя любовь к творчеству режиссера, подарившего нам первый сезон 'Настоящего Детектива'. Отложив все дела, я жадно прильнул к экрану телевизора, окунувшись в атмосферу 'Безродных зверей' на два с лишним часа...
Представьте себя маленьким ребенком, живущим полноценной жизнью. Играющим с другими детьми, влюбляющимся и познающим себя. А теперь представьте, что весь ваш крохотный мир был уничтожен. Исчез, испарился, утонув в кровавом океане неизбежности, имя которому - война. Теперь вы больше не ребенок, плевать на флаг вашей страны, плевать на понятия морали, теперь вы - солдат. Ваша цель убивать других, ваш лучший друг - верная винтовка. 'Хорошо' и 'Плохо', границы стираются, основной целью становится выживание. Выживание любой ценой.
Главный герой картины, юноша по имени Агу в исполнении Абрама Атта, которому предстоит пройти все ужасы войны в партизанском отряде, убивающим не столько за освобождение страны, сколько за корыстные интересы командира. Он - не зверь, не дьявол, он всего лишь заблудшая душа, которой нужно указать верный маршрут.
Отдельно хочется сказать про Идриса Эльбу, который блестяще справился с поставленной задачей, играя мессию и конченную мразь одновременно. Как бы мерзок не был его персонаж, невольно задаешь себе вопрос: А пошел бы я в бой за таким лидером? Преклонил бы я перед ним колено в знак уважения? Готов ли я умереть за него? Мощнейшая заявка на получение второго Золотого Глобуса в копилку актера.
Итог. 'Безродные звери' - Суровый антивоенный манифест, кричащий во весь голос в попытке достучаться до ваших сердец: Делайте любовь, а не войну! Остановите кровопролитие, отбросив оружие в сторону! Но как это обычно бывает, людям стоящим за войнами плевать на подобные призывы. Войны развязываются ради денег и пока они идут, карманы причастных будут наполняться хрустящими банкнотами пропитанными кровью. Им плевать на все остальное.
'Я хочу схватить тебя, Солнце, и давить, давить, чтобы стало темно и никто не увидел того ужаса, что здесь происходит'.
Традиционно садясь за просмотр такого рода фильмов, настраиваюсь на то, что будет непросто увидеть и, самое главное, 'переварить' кинопроизведение.
В сюжете фильма фигурирует некая африканская страна, где 'низы не могут, а верхи не хотят'. И обыкновенный мальчик, доселе живший в спокойном поселении, вынужден стать на сторону повстанцев.
Во время просмотра не покидала мысль, что смотрю просто отрывок жизни, документальное кино, если хотите, - так точно и искренне сыграть роли могли только те люди, которые всё это пережили на самом деле. Разруха, повальная нищета, отсутствие каких бы то ни было благ жизни - от этого взвоет не только человек. Это та черта, та точка отсчета, когда ниже и хуже уже некуда, поэтому остается только вверх, искать справедливости, выгрызая ее зубами, ведь терять уже нечего, ведь за спиной ничего нет. Только ты сам. И это сладкое и красивое будущее, какое у тебя может быть.
Фильм этот отнюдь не жесткий, а скорее наоборот, несколько смягченно показывающий некоторые эпизоды. На самом деле, там, где значение имеет только то, что ты из себя представляешь физически и духовно, и сколько за твоей спиной верных людей, на излишнюю демократию рассчитывать не приходится. Тогда исчезает все лишнее и напускное.
И мальчик, волею судеб вынужденный принять участие в войне, в полней мере ощутил все ее ужасы. Этому взгляду уже чужды будут беспечность и веселье. Ведь он привык по-другому.
Фильм привлекает внимание к проблеме образования в развивающихся странах, к тому, что, закончи эти дети хотя бы начальную школу и научись они отличать добро от зла, все пошло бы по-другому. А так всего и выбора: или помирай, или иди убивать, в надежде заработать. Выбор очевиден, по-моему.
Повторюсь еще раз: актеры сыграли изумительно, сюжет и его подача - на высоком уровне. Атмосферность - также потрясающая, присутствует чувство полного погружения в фильм.
Итого, за вычетом нескольких недомолвок, вроде: откуда ведется финансирование войны, - фильм достоин оценки 'отлично'.
Очень сильная и необычная военная драма, с шоковым эффектом, продюсером, сценаристом, режиссёром и оператором которой стал в одном лице Кэри Фукунага, известный как режиссёр первого сезона знаменитого 'Настоящего детектива'. Фукунага задумал фильм за десять лет до съёмок - как только вышел роман Узодинмы Ивеалы 'Звери без родины'.
Действие картины происходит в одной из неспокойных африканских стран, имя которой останется за кадром. В небольшой деревне, за порядком в которой следят миротворцы, в христианской семье проживает мальчик Агу (Абрам Атта). Когда правительственные войска подступают к деревне, семья разделяется: мать с младшими детьми уезжает вместе с другими беженцами. А Агу, хотя и слишком мал, но места ему не находится, и он остаётся с отцом и старшим братом. Спустя несколько часов вступившие войска расстреляют его отца и всех жителей деревни, одному только Агу и удастся спастись - он убежит в джунгли. А в джунглях его подберёт повстанческий отряд во главе с командиром батальона (Идрис Эльба), который возьмёт мальчугана под свою 'опеку'. Надо сказать, что хрен редьки не слаще - и правительственные войска, и повстанцы одинаково жестоки. Правда, повстанцы - это в основном дети, которые живут в озверелом страхе и ненависти. Чтобы выжить, Агу придётся подавить в себе человечность и стать таким же жестоким и беспощадным, как остальные мальчишки-бойцы.
Фильм был показан на Венецианском кинофестивале, и Абрам Атта, ни разу не профессионал, он никогда до этого не снимался в кино, получил за исполнение роли Агу премию Марчелло Мастроянни. Да, на момент съёмок ему было всего 15 лет, а выглядел он вообще как обычный 10-летний ребёнок. Но сыграл настолько потрясающе и выразительно, что не отметить его творческое достижение было никак нельзя. Он и на некоторых других фестивалях за эту свою роль имел награды и номинации.
Среди актёров, играющих в фильме, только один профессионал, и игра его безупречна - это Идрис Эльба, известный как Лютер в одноимённом сериале или Стрелок в только что вышедшей на экраны 'Тёмной башне'. Вы представьте себе школьного учителя в берете, как у Че Гевары, окружённого вооружёнными до зубов, мальчишками. Только этот учитель учит одному - убивать. Он программирует пацанов, используя шаманские техники. По сути, это невероятный подонок, негодяй, отморозок, вызывающий отвращение, но при этом в нём немало и обаяния. Впрочем, Агу, к несчастью своему, очень быстро поймёт, какое исчадие ада представляет из себя командир батальона.
Фильм Фукунаги очень честный, как правило, критики его характеризуют как 'бескомпромиссный'. Он о безжалостности войны. О том, как ребёнок может в мгновение ока потерять все радости детства, оказаться втянутым в омут войны и остаться один на один со страшным воинственным братоубийственным миром, где человек человеку волк. И, тем не менее, в картине есть надежда - ведь в мальчике Агу, окружённом нелюдями, несмотря ни на что, сохраняется человеческое...
В общем, это всё, добавлю только, что Фукунага как оператор ничуть не хуже, чем режиссёр или сценарист. Отменная работа.
Любое военное кинополотно всегда 'неудобно' к просмотру. Можно собирать челюсть с пола при виде техреализации высадки в Нормандии и штурма Окинавы, а можно разрыдаться от кадров геноцида в Плашове и Аушвице или боязно отводить глаза от действий зондеркоманд.
Человек-это животное, единица природы, не на миг не останавливающаяся в процессе своего эволюционирования, где пальма первенства принадлежит ИНСТИНКТАМ! Любовь, вера, преданность идеалам и себе подобным, милосердие, жертвенность-лишь перманентные декоративные маркеры человечества. Ну ответьте мне, у какого вида животных внутривидовые убийства являются абсолютом для построения и регулирования собственного социума?
Тяга к кровопролитию- неотъемлемый атрибут звериного отсека генома человечества. Прогресс и культура заведомо проиграли эту схватку. Иначе бы не было больше 70-ти миллионов убитых и искалеченных жизней за всё 20-е столетие. Включите зомбоящик. Палестина, Сирия, Донбасс, ИГИЛ, убийства, изнасилования, лишение прав и свобод, милитаристская геополитика... Природа всегда найдет выход. Пропетлять не удасца. Дискурсы и эмпирические исследования типа: Причины конфликтов? Бенефициары? Кто спонсирует? Последствия? - обязательные спутники этого вечного кровопролитного пиршества. Кого волнует косвенный ущерб? Да всем насрать! Кроме окопавшихся бедолаг.
Я презираю историю как науку. Эта 'девушка легкого поведения' всегда изворотливо умудрялась плясать под коньюнктурную дудку и извращенно манипулировалась псевдопатриотическими рычагами госаппарата. Однако дипломная работа 'Звери без родины' нигерийца Узодинма Ивеалы, защищённая в Гарварде, вселяет надежду в историческую компетентность. Что принимать за истину- каждый решает сам!
Краеугольная идея киноленты стара как мир-место человеческого существа во всепоглощающем кровавом фарше братоубийственной мясорубки, мутация его инстинктов и поступков, корень природной сути.
Слабонервные завизжали о вопиющей эксплуатации детского ультра-насилия, которое с преднамеренным расчётом швыряет зрителя в ад гражданской войны. Шокировать зрителя детоубийством и расчлененкой партизанского быта- не было целепологанием создателей. Какого искушенного зрителя удивишь сегодня чернухой? Авторы в очередной раз показали, насколько ничтожна и малозначительна человеческая жизнь в масштабе очередной ИДЕИ (да-да идея стоит за всем). Кто-то безвозвратно преклоняет колени пред инстинктом самосохранения, а в ком-то ещё теплится КОД ЖИЗНИ, ДОБРОТЫ и ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.
Причины войны всегда одинаково банальны: религиозные распри, этническая и классовая нетерпимость, авторитарные режимы.
Кому война как мать родна? Распильщикам бюджета, идейным радикалам и статусу религии как высшей инстанции.
Кто страдает-указывать излишне.
Немного о художественном аспекте...
Многие проплевались от увиденного. Обвинения в трешанине посыпались как из рога изобилия. Друзья мои, вы или в розовых очках или слепы. Вы надеялись, что кинолента с таким кричащим названием и синопсисом обойдется без чернушной военщины? Без страшных партизанских будней? Без детоубийства и калейдоскопа изнасилований? Без экзекуций и наркоты? Если-да, то вы с другой планеты. Всесожжение- это кровавое месиво, где существует единственная цель-уцелеть. Точка.
Визуально-техническая часть исполнена блестяще. Саунд нагнетает жуткую атмосферу безысходности, камера статична и безупречно выбирает ракурс, постепенно вдавливая в депресняк, пиротехническая часть-на высоте, казни- атмосферны и более чем реалистичны.
Идрис Эльба словно сросся с образом деспотичного и бескомпромиссного комбрига. Его афроакцент-это нечто! Абрам Атта стал настоящим актерским открытием. На фоне локальных Помпей его персонаж испытывает двойное перерождение, которое пацанюра живо отыгрывает и лицом, и телом.
Вердикт: Безродные звери-очень вязкое, неприятное, тяжелое, но правдивое произведение, являющееся диагнозом сути человеческой природы.
Зачем такое снимать? Чтобы знать, переваривать и ПОМНИТЬ!
После просмотра у меня всплыли всего два вопроса: как бы действовал я, окажись в подобных обстоятельствах и чем же таким важным опять занят наш Отец Всевышний?
P.s. Дебют Netflix в полном метре- выше всяких похвал. Машина войны- уже в сети.