Лёд тронулся, господа присяжные заседатели, или Киса и Ося были здесь
«А может тебе ещё дать ключ от квартиры, где деньги лежат?»(с) Бендер
Существуют такие произведения, которые смело можно назвать бессмертными. Шедевр Ильфа и Петрова под названием '12 стульев' любят все, от мала до велика. Герой книги Остап Бендер стал именем нарицательным и несмотря на свои шалости, уважаем и популярен в наши времена. Искрометный одесский юмор, забавные персонажи, курьёзные ситуации - всё это сделало '12 стульев' народным достоянием. В 1971 году выходит первая экранизация произведения, режиссёром которой стал Леонид Гайдай.
История поисков стула с брильянтами мадам Петуховой знакома почти каждому. Тёща, будучи при смерти, рассказала зятю Воробьянинову о спрятанных драгоценностях. Кроме Кисы, охотником за сокровищами стал и отец Фёдор, который подслушал разговор Ипполита Матвеевича с Петуховой. Киса обзаводится новым партнёром, молодым человеком приятной наружности по имени Остап Бендер. Бендер - сын турецкоподанного, представитель 'интеллигентных аферистов' называет себя 'великим комбинатором' и полностью уверен в своих силах. Зрителя ждёт более 2-ух часов удовольствия. Заскучать Вам точно не придётся. Бендер и Воробьянинов на своём пути встречают такое огромное количество персонажей, что их слишком долго перечислять. Каждый из них обладает ярко выраженный индивидуальностью, и тем не менее дают себя обдурить обаятельному Остапу.
Юмор в фильме (и в книге, соответственно) просто отменный. Каждый диалог заставляет хохотать. Чуть ли не все фразы разобраны на цитаты. Конечно же, половина из данных шедевральных фраз принадлежит главному действующему лицу Остапу Бендеру. Из его речей можно понять, что он обладает превосходным чувством юмора и, кроме этого, неплохо философствует и разбирается в жизни.
«Набил бы я тебе рыло, только Заратустра не позволяет.» (с)
«Ну вас к чёрту! Пропадайте здесь с вашим стулом! А мне моя жизнь дорога как память!» (с)
«Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора.» (с)
«Мы чужие на этом празднике жизни.» (с)
Замечательные актёры сделали фильм ещё прекраснее. Я глубоко уважаю Андрея Миронова, но образ Бендера больше подходит Арчилу Гомиашвили. Как известно, Остап - сын турецкоподанного, в его жилах течёт арабская кровь. Благодаря Арчилу, в Бендере течёт в добавок и грузинская. Гомиашвили сыграл просто изумительно. Бедолагу Кису Воробьянинова превосходно воплотил в жизнь Сергей Филиппов. Компания актёров в картине собралась приличная: Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Владимир Этуш и далее по списку. Все сыграли хорошо.
Вывод: '12 стульев' - забавная, озорная, а самое главное, смешная комедия. Экранизация гениального произведения Ильфа и Петрова. Прошло уже более 40-ка лет, а данный фильм можно и хочется пересматривать. Эта кинолента, как хорошее вино, - с каждым годом становится всё лучше. Смотреть всем обязательно!
Интересно, что в своих режиссерских работах Леонид Гайдай использовал не только оригинальные сценарии, но и культовые произведения знаменитых авторов, которые были адаптированы для больших экранов. И одной из таких книг оказалась «12 стульев» от Ильи Ильфа и Евгения Петрова, которую Гайдай превратил в двухсерийный полнометражный фильм.
Главным героем истории становится Остап Ибрагимович Бендер, самоуверенный аферист, который без гроша в кармане прибывает в некий провинциальный город, где узнает, что в нем находится опальный дворянин Воробьянинов, мечтающий поправить свое бедственное положение. Бендер узнает, что теща завещала Воробьянинову огромное состояние, которое находится в одном из стульев ее гарнитура. Да только проблема в том, что стулья давно пропали и теперь их надо найти.
Бендер уговаривает дворянина, чтобы тот взял его в долю и соглашается помочь в поисках тех самых стульев. Казалось бы, что такой пройдоха, как Бендер точно сможет найти их без особых проблем и очень скоро герои получают наводку касательно того, где может быть бесценный гарнитур, но все оказывается совсем не так просто, и стулья постоянно выскакивают из рук Бендера и Воробьянинова. И если вначале они могли получить себе весь гарнитур, то теперь будут охотиться отдельно за каждой вещицей.
Из сатиричного и ироничного произведения Ильфа и Петрова Леонид Гайдай создал свою фирменную комедию абсурда, которая естественно понравилась его поклонникам. А вот некоторые ценители книжного оригинала посчитали, что Гайдай наоборот опошлил первоисточник и сделал из него непритязательную комедию. Конечно, в этом есть для смысла, и тем не менее все равно стоит признать, что экранная версия вышла довольно забавной и веселой, с множеством отличных шуток и все той же сатирой, пускай и не настолько острой и замысловатой.
Интересно, что главную роль в фильме получил на тот момент не самый известный актер Арчил Гомиашвили, которого ввиду плохого знания русского языка даже переозвучили. И тем не менее Арчил сыграл очень уверенно и для многих зрителей он и стал тем самым идеальным Остапом Бендером. Он ироничен, самоуверен и импозантен. И именно таким должен быть настоящий Бендер.
«12 стульев» от Леонида Гайдая – это приятная и веселая комедия с авантюрными нотками и отличным актерским составом. Фильм смотрится очень легко и неизменно веселит. Именно такая комедия просто не может не поднимать настроение.
Не смотря на всю гениальность Андрея Миронова и Сергея Юрского, Арчил - это для меня единственный образ Остапа. Даже 'Теленка' я смотрю как совсем другой фильм, фильм не про Остапа Бендера.
Для описания таких фильмов подходит только одно словосочетание (пусть и заезжанное) - Шедевр на все времена!
Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» был настолько популярным у читателей, что в разное время на экраны вышло сразу несколько версий этой авантюрной истории. Когда-то этот роман даже был экранизирован в Голливуде, и хотя сейчас эта картина далеко не всем известна, но главное здесь то, что мировая аудитория также высоко оценила оригинал и была не против посмотреть полнометражный фильм по мотивам известной истории. В 1971 году в СССР также вышли «12 стульев» и скажу, что этот фильм действительно считается одним из лучших произведений, снятых по мотивам книги Ильфа и Петрова.
В город Старгород прибывает Остап Бендер. У него нет денег и имущества, но есть уверенность в том, что очень скоро ему повезет и он словит свою удачу. Познакомившись с бывшим дворянином Кисой Воробьяниновым, Бендер узнает, что его покойная теща раскрыла очень важный секрет – в одном из 12-ти стульев ее гарнитура спрятаны бриллианты. Это огромное состояние, которое не должно попасть в чужие руки, а потому Воробьянинову и Бендеру суждено заключить пари и отправиться на поиски клада.
Проблема только в том, что советская власть изъяла имущество дворян и гарнитур впоследствии был распродан на аукционе самым разным людям. Теперь Бендеру и его компаньону приходится отправиться в путешествие по всей стране, чтобы отыскать вожделенный стул. В этом пути им предстоит отправиться на Кавказ, плавать на теплоходе и даже принять участие в шахматном турнире. И все это ради мечты, которая постоянно куда-то ускользает…
Многие из того, что было в оригинальном романе Ильфа и Петрова, авторы данной экранизации по тем или иным причинам упустили. Гайдай хотел снять понятную и доступную всем авантюрную комедию, исключив из истории изрядную долю сатиры. Он сделал это из лучших побуждений и хотя многие поклонники романа это приняли не очень хорошо, массовый зритель, и я в том числе, считаю, что так вышло даже лучше. Мы смотрим реально интересную и увлекательную историю про поиски сокровищ и тут ничего лишнего попросту не нужно.
Считаю также и то. что Арсил Гомиашвили идеален в роли Остапа Бендера. Он на момент работы с Гайдаем был малоизвестным грузинским актером и он по возрасту гораздо старше Бендера. Но все же роль обаятельного негодяя у него удалась хорошо. И пускай за него говорят и поют другие актеры и исполнители, обаяние Гомиашвили никуда не делось и он стал одним из лучших Бендеров во всех экранизациях классики. Кроме того. Можно вечно наблюдать за тем, как он издевается над Кисой Воробьяниновым, сыгранным Сергеем Филипповым. Это настолько разные по характеру герои, что в паре они просто великолепны и даже Миронов и Папанов из последующего телевизионного фильма с ними не сравнятся.
Мне очень нравится этот вариант классики, который снял Леонид Гайдай. И даже если вы очень сильно любите роман Ильфа и Петрова, я считаю, что этот фильм по любому нужно посмотреть, ведь это фактически идеальная комедия и отличное развлечение.
Едва ли не единственный серьезный момент во всем фильме. Неожиданно, странно, но… До чего проникновенно звучит! Что это? Минутная слабость? Или Великие комбинаторы тоже люди?
Понятно, что Бендер у каждого свой. Лично я сперва «познакомился» с сыном турецкоподданного в киноверсии М. Захарова. Бесконечно далекий (в силу дошкольного возраста) от суеты с сокровищами, помню, искренне переживал по поводу предательски загубленной «молодой жизни». Одним словом, А. Миронов долгое время рассматривался мной практически как единственно возможный Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей.
А потом появился он… И стало ясно, что никакие «О Рио, Рио», «Белеет мой парус…» и иже с ними не идут ни в какое сравнение со «Стройной креолкой цвета шоколада». Без вариантов.
И если того – первого – парня мне было просто жалко как безвинно пострадавшего от рук вероломного напарника, то этот… Этот как никто другой заслуживал полной победы. Его «Двести!» на злополучном аукционе должны, просто обязаны, были стать триумфом, демонстрацией победы Личности над стадом, толпой. Увы!.. Герой родился не в ту эпоху.
Обсуждать прочих участников драмы мне бы, честно говоря, не хотелось. Не ровен час, кого-то можно забыть, тогда как проходных ролей в этой картине, подозреваю, нет вообще. Каждый эпизод, сцена – законченная миниатюра абсолютно шедеврального уровня. И в то же время все они – включая самого «гофмаршала» (и прочее, и прочее, и прочее) – суть фигуры гораздо меньшего порядка по сравнению с тем, кто был заранее обречен в борьбе с системой, но (и это уже из другого фильма), тем не менее, «хотя бы попытался!»
Выдающийся фильм. Идеальное звучание каждой авторской фразы в истинно творческой аранжировке. И это не случайность. Впереди у Л. Гайдая еще будет столь же блистательная экранизация произведений не менее выдающегося автора-сатирика. А пока он дает зрителю возможность насладиться феноменальным прочтением рожденных гением И. Ильфа и Е. Петрова, культовых для каждого, кто обладает хоть какими-то зачатками чувства юмора, реплик, выбрать любимую среди которых, такое ощущение, невозможно в принципе. И это «Избранное». И это
Кто критикует этот фильм, актеров и их игру, видно не понимает истинное искусство. Этот фильм необъяснимая удача, стиль которого абсолютно вырывается из советского кино. Он как фирменные часы, где все колесики, пружинки и винтики так подогнаны к друг другу, что образуют совершенное целое. Может, именно долгое время скрытый гений Филиппова явился тригером этого необычного успеха. Советская власть чувствовала, что Филиппов другой, чуждой ей масти и потому держала его на унижающих его истинное достоинство как актера подсобных ролях. И наконец гений Филлипова рскрылся в полной своей мере. Роль Кисы Воробьянинова явилась его лебединой песней. Филиппов показал, что он не уступает таким великим комическим актерам, как Фернандель, Жорж Мельес, Луи де Фюнес, Тото, Роберто Бениньи и др. Можно предположить, что именно талант Филиппова явился причиной такой целостности картины и ее необычного стиля, вдохновив и Гайдая на особую режиссуру, которая отличается удивительной точностью, в отличие от др. его фильмов. Здесь все мизансцены, ритм фильма, совершенное взаимодействие актеров, их подбор — всё являют собой сенсанционный шедевр. Единственное, что портит гениальный фильм, это пошлая, примитивная и прямоленейная музыка Зацепина. Видно Гайдай по инерции, учитывая прежний успех в их совместном сотрудничестве, взял его в этот фильм, в высочайший стиль которого он со своей совковой музыкой не смог вписаться. Возможно и Гайдай это понял, но уже было наверное поздно и невозможно поменять композитора.
Этот фильм истинная жемчужина советского (русского) кино, который останется в истории навеки и который можно смотреть безконечно, и это никогда не утомляет. Только гадкую музыку во время просмотра нужно вовремя отключать.
Существует множество экранизация одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев», но экранизация Леонида Гайдая, по моему скромному мнению, выделяется среди остальных. Почему? Так я вам отвечу: потому что именно Гайдай смог передать тот самый саркастический юмор, ту самую сатиру над эпохой и тех самых запоминающихся персонажей из романа, имена которых до сих пор можно услышать во многих «бородатых» анекдотах. Именно благодаря этому фильму в головах людей сложился образ «обманщика обманщиков» Остапа Бендера и «отца русской демократии» Ипполита Матвеевича. Дабы не быть голословным, разберу всё по порядку.
Сюжет и атмосфера:
Я не раз уже говорил, что Гайдай – мастер советской комедии. Его фильмы и по сей день являются достоянием каждого человека. Да, конечно, многие думают, что раз уже есть роман, то экранизировать его проще простого. Это огромное заблуждение. У каждого человека свое представление обо всём на свете и излагать его в виде фильма или книги очень трудно. Надо прекрасно понимать что ты хочешь донести людям и как ты хочешь это донести, при этом нельзя отходит от оригинала. У Гайдая это получилось. Сюжет погружает зрителя в атмосферу азартного приключения, наполненную довольно острым юмором. Надо понимать, что роман был написан в 1927 году под давлением жесточайшей цензуры, поэтому в нем, как и в экранизации, чувствуется «просоветская» горечь. Но это не мешает искренне смеяться над алчными попами, бывшими дворянами и «отважными борцами за русскую монархию».
Актерская игра:
Прекрасный подбор актеров, которые в точности выразили тех персонажей, которых подарил нам роман. Арчил Гомиашвили просто был создан для роли Остапа Бендера. Его харизма, мимика, жесты, речь, юмор – лучшее, что есть в фильме. Колкие фразы, наполненные сатирой, в его исполнении вызывают на лице неподдельную улыбку. Филлипов прекрасно сыграл Кису Воробьянинова – глупенького, но вселяющего какую-то доброту в зрителя, героя. Это один из самых запоминающихся дуэтов в советском кинематографе. Уважаю Миронова и Папанова, но все же дуэт в фильме Гайдая как-то роднее.
Операторская работа:
Во всех фильмах Гайдая операторская работа довольно похожа друг на друга. Это определенная «фишка» Гайдая, являющаяся основой для происходящего на экране юмора. Ускоренное воспроизведение кадров, подбор ракурсов, анимация делают фильм таким, каким мы все его знаем и любим.
Музыка:
Во всех комедийных фильмах Гайдая композитором выступает один человек – Александр Зацепин. Человек, который подарил всему миру песни, которые до сих пор являются обязательным атрибутом каждого русского застолья и праздника. Слова и мотивы песен знакомы и заучены нами с детства, поэтому оставляют за собой ощущение чего-то далекого и родного.
В заключении хочу сказать, это один из тех фильмов, к которым человек будет возвращаться всю его жизнь. На нём выросло не одно поколение, и он до сих пор способен вызвать смех у тех, кто смотрит его в первый раз. Так что определенно стоит посмотреть этот шедевр. Время точно будет потрачено не зря.
После триумфального шествия по стране гениальных комедий Л. Гайдая, некогда неизвестный и невостребованный режиссёр-профан превратился в корифея комедийного жанра, чьи фильмы каждый раз занимали первые места в кинопрокате, достигая всё новых рекордов посещаемости... После блестящей 'Бриллиантовой руки' Гайдай обратился к литературной классике, решив реализовать свою давнюю мечту - экранизировать популярнейший роман И. Ильфа и Е. Петрова 'Двенадцать стульев', написанный в 1927 году. И в итоге в 1971 году на экраны вышёл новый фильм Л. Гайдая 'Двенадцать стульев'. Но в прокате он занял лишь седьмое (!) место, больно ударив по устоявшемуся реноме гения комедии, могущего смять любых конкурентов. А спустя пять лет М. Захаров снял свою четырёхсерийную версию, несмотря на свои явные недостатки по сравнению с гайдаевским фильмом, она многими признавалась лучшей и наиболее выдающейся. А этот очередной шедевр мэтра некоторые считают провальным и неудачным кинофильмом, хотя и не умаляющим заслуг великого мастера комедии. Но так ли это?
Конечно нет. Этот фильм 'проглатываешь', в отличии от растянутой и скучной версии Захарова - версия Гайдая энергичная и динамичная, интересная, захватывающая и, при этом, передаёт дух авантюризма и предприимчивости, которой 'дышит' главный герой Остап Бендер и его незадачливый, но корыстный напарник Ипполит Матвеевич Воробьянинов. В отличии от напыщенного и претенциозного псевдоостапа Миронова и жалкого и несмешного Кисы Папанова в захаровской версии, Арчил Гомиашвили в роли Бендера и Сергей Филиппов в роли Воробьянинова смотрятся гармонично, естественно, всецело и наиболее точно передавшими характер их героев на фоне крайне неординарных событий, в которые их завлекла алчность и тяга к обогащению.
Также порадовал Михаил Пуговкин, блестяще исполнивший роль отца Фёдора, а остальные, второстепенные персонажи получились намного более выразительными и яркими, чем у Захарова( особенно Крачковская и Вицин), в фильме которого актёры часто переигрывали.
Музыка украшает этот фильм, насыщая его ещё большей динамикой, придавая ему особый шарм. Зачастую, сам не замечаешь как начинаешь пританцовывать под её ритм по ходу просмотра. Текста немного, и он придаёт литературный стиль фильму, что отлично вписывается в его концепцию.
В общем, Гайдай доказал, что может снимать не только легковесные комедии, но и более серьёзное кино, подарив нашему кинематографу этот гениальный фильм, ставший, как в своё время роман Ильфа и Петрова, классикой
Честно скажу, что считаю это не самым сильным фильмом Гайдая. И кино Захарова мне нравится больше. Да, а кстати, был же ещё Юрский. А вообще, к слову, гениальное произведение Ильфа и Петрова экранизировались пару десятков раз. И первая экранизация была в 1933 году в Польше. Есть что-то сюрреалистическое и абсурдное. Ионеско, кстати тоже любил стулья. А в СССР экранизировали впервые в 1966 году в рамках телеспектакль (был некогда такой жанр, который как-то реновировал из мною известных наверное только Ларс Фон Триер).
Но вот сам культовый образ Бендера, так любимый у протобумеров наверное более правильный и естественный всё же у Гайдая. Более человечный наверное.
А так, что бы не вливаться в профанацию, только эпитеты. Фарса и клоунады хватает. Связь с реалиями. Заграница нам поможет. Ситкомовская беготня (комедия положений по старому) и трюки в классическом стиле чаплиновсеой комедии. Ясен перец, что к образам тоже много привязок, отсюда и комедия характеров. Оптимистичная трагикомедия.
Товарищ Бендер при всей своей харизме, как бы ничего хорошего вроде не делал, и с точки зрения советского человека жизнь прожил зря. Но финальные кадры говорят о другом. Да он был корыстным паразитом, но благодаря оптимизму и обаянию заслужил только любовь. Быть обоятельным оптимистом тоже очень важно для любого типа общества. И при этом, хочется, что бы заседание не заканчивалось никогда. Но правда жизни, которая не сахар, говорит об обратном. С другой стороны, есть и новые герои своего времени.
Попытки экранизировать «12 Стульев» предпринимались по всему миру, однако первый успех пришёл именно к постановке Леонида Гайдая, культового советского режиссёра. Следует заметить, вполне заслуженный успех. Это не удивительно, ведь «12 Стульев» приходится на период расцвета его творчества. К 1971 году он уже представил нам знаменитую троицу Трус - Балбес - Бывалый, очаровательного студента Шурика и загипсованного Семёна Семёновича. Так на волне успеха Леонид Гайдай знакомит нас с собственным видением авантюрной комедии Ильфа и Петрова.
«12 Стульев» - великолепная книга, которой Гайдай сделал достойную экранизацию. К сожалению, судить о качестве этой экранизации можно лишь посредством сравнения. В моём личном видении, она несколько проигрывает четырёхсерийной версии фильма, снятой пятью годами позже с Андреем Мироновым в главной роли. Этому есть несколько причин.
Во-первых, Гайдай несколько сократил роман и слегка изменил диалоги. Экранизация Захарова гораздо ближе к оригиналу, да и хронометраж имеет в два раза больший.
Во-вторых, экранизация Захарова больше напоминает театральную постановку. Игра актёров кажется мне более убедительной и живой. Таким образом, зритель не отходит далеко от литературной формы, оставаясь в рамках драматургии. Гайдай же просто снял хороший качественный фильм.
В-третьих, это музыкальное сопровождение. Безусловно, здесь фильм проигрывает минисериалу. Опять же исключительно вследствие своего формата.
В-четвёртых, это Андрей Миронов. Прирождённый Остап Бендер. Этим всё сказано.
Тем не менее, «12 Стульев» Гайдая - замечательная комедия, которая практически полностью передаёт весь шарм, созданный в романе Ильфа и Петрова. Этот фильм стоит в одном ряду с такими шедеврами культового режиссёра, как «Бриллиантовая рука» или «Операция Ы».
8 из 10
P.S.: Советовать смотреть ту или иную экранизацию бессмысленно. Нужно смотреть обе, и уже после этого решать, какая из них понравилась больше. В любом случае, оценка будет крайне субъективна.