К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Снег, падая на тротуары Копенгагена, превращается в грязь. У подъезда безликого блочного дома — мертвое тело семилетнего мальчика. На ногах — дешевые кроссовки с протертыми подошвами. У него, должно быть, сильно мерзли ноги. Над телом судорожно завывает мать с уродливо раздутым от многолетнего пьянства лицом. Смилла сосредоточенно наблюдает за методичными движениями санитаров скорой помощи. Ее сердце разбито, но разум не затуманен горем. Исайа был ее другом. Навязанным пасынком, которого она неоднократно пыталась прогнать, пока однажды не пустила в свою убогую сырую квартиру. В пустую безликую жизнь. Ее радовали только цифры и снег. Его — рассказы о Гренландии и любые крохи внимания с ее стороны. Грубость, замкнутость Смиллы его не смущала. Для Исайи они были снежным покровом, под которым он интуитивно, по-детски угадывал доброе сердце. Смелость, волю, интеллект, не находящих себе применения в тесном квадрате постылого быта; обросших раздражением и отвращением в бездействии. Кто она, Смилла? Фальшивая северянка. В прошлом - богатая девочка с хорошими манерами, дочь известного врача. Участница полярных экспедиций, геолог и ученый. Сейчас — изгнанница. Потерянная, запорошенная злобой, стоящая над телом мальчика и видящая в нем свое спасение, вновь разгоревшийся огонь, вновь обретенную цель, — доказать, что смерть Исайи была насильственной и наказать виновных. Убийство — это оскорбление души. Мне нужно, чтоб душа Исайи обрела покой.

Почему у мальчика была посмертно взята проба тканей? Почему глава известного медицинского центра покинул свой обитый кожей кабинет, чтобы в канун Рождества провести формальное вскрытие ребенка из малоимущей семьи? Почему на похоронах был замечен владелец крупной рудодобывающей компании, учредитель экспедиции, некогда унесший жизнь отца Исайи? Почему бывший бухгалтер этого конгломерата настолько сломлена виной, что оставляет личные приписки «мне жаль» на официальных пенсионных бланках? Что скрывают архивы? Что скрывает полиция? Что мог знать больной ребенок, загнанный на крышу, и кто этот «друг» этажом ниже, который предлагает Смилле свою помощь? Этот безымянный, заикающийся механик с подозрительно чистыми руками и автомастерской, в которой он никогда не бывает? Почему он готовит ей ужин и спрашивает «могу я вас поцеловать?». Что, как Исайа, он видит под ее многолетними душевными льдами?

Меняются локации, меняются свидетели, меняется течение повествования. Неизменно только черное небо и упорство Смиллы. А также изумительная красота Джулии Ормонд, диссонирующая с повсеместной бесприютностью и грубостью, ее собственной колючестью и резкостью, твердой каменистостью характера, но привлекательная симбиозом веры и цинизма. Отсылающая к трилогии Стига Ларссона, Лисбет Саландер и классическим тенденциям безжалостно реалистичного, сугубо европейского, почти арт-хаусного кино. По мере продвижения вперед картина заметно теряет свою социальную озлобленность, этнические ремарки на тетрадных полях, размеренность и поэтичность изложения, все больше скатываясь в колею традиционного американского боевика. И вот уже пещеры и пустыни мертвой суши — пристанище банальности и одномерности, развязка — сухой кивок «Секретным материалам: Битве с будущим», а образы в поспешной и неаккуратной дорисовке — дань приличиям. Два слова, брошенные вскользь Механиком и призванные, видимо, раскрыть его таинственную личность, меня отнюдь не впечатлили. Подумалось: не трогали бы лучше авторы картины основы бондианы, а ограничили бы персонажа Бирна сугубо романтической миссией в судьбе мисс Ясперсон.

И все же эстетика, морозный воздух Дании и выдержанность в черно-бело-синей гамме скрывают под собственным снежным покровом суетность, надуманность и предсказуемость второй половины картины и великодушно позволяют «Смилле» запомниться своей аудитории достоинствами, ярко выраженными в первой ее части. Силой женского характера. Цепким исполнением Ормонд. Мистическим «чувством снега».

18 июля 2012 | 16:37
  • тип рецензии:

Фильм оставил весьма смешанные чувства.

С одной стороны — европейское кино с пусть и, прямо скажем, не самым оригинальным сюжетом, но с первых же кадров дающим понять, что оно разительно отличается от голливудских аналогов. Нет суетливого народа на улицах, нет никакого ажиотажа, показана своеобразная меланхоличность датского города, картинка не брызжет яркими красками. Камера довольна статична, ее не кидает из стороны в сторону, как пьяного матроса, ничто в кадре не кричит: 'Посмотри сюда, я блокбастер!' Практически арт-хаусная подача сюжета.

С другой же стороны, фильм идет всего минут 30-40, после чего начинаются голливудские штампы, промахи, а местами и вообще абсурд. Я понимаю, что режиссер хотел показать интуитивность действий главной героини (Джулия Ормонд), но в итоге мне, как зрителю, все чаще хотелось вскрикнуть: 'Да что за бред!'

Смилла, являющаяся наиобычнейшей соседкой погибшего мальчика, начинает свое расследование, вполне профессионально опрашивает людей — знакомых и не очень, ведет себя как заправский детектив. Что характерно, люди не посылают ее, а вполне даже отвечают на вопросы. Феерический абсурд, на котором завершается фильм — старушка, давно уволенная из крупной исследовательской организации, у которой в коридоре висит ключ от главного входа и архива организации. Дальше больше — следящий за Смиллой сосед, которого тоже обеспокоила смерть мальчика, тоже внезапно оказывается в архиве той организации. Их архив просто проходной двор. Хочешь прогуляться вечером — сходи в архив. Когда за двумя главгероями следит черный внедорожник в роли классического голливудского клише, они спокойно от него отрываются, а затем уже сами следуют за ним. На расстоянии метров в 100. На машине, которую невозможно не заметить. Разумеется, у них все получается.

И вот такими совершенно неуместными фрагментами наполнен остаток фильма. Завершается картина одним из самых избитых штампов американского кино — большим взрывом, который погребает под собой все проблемы, а вместе с ними и попытки режиссера сделать что-то внятное.

Вообще, сложилось ощущение, что фильм делали два режиссера — один снял первую тридцатиминутку в интригующем ключе, а второй завалил всю задумку бесталанной реализацией. При этом удивителен тот момент, что фоном этим киношным банальностям служит все те же красивые съемки, природа, снег. Много снега, очень много снега. Возможно, главным героем стоит считать именно его. Кроме него в фильме очень хороша Джулия Ормонд в роли Смиллы. Неплох Гэбриел Бирн. А вот главный злодей словно сошел со страниц комиксов — он плосок и карикатурен, типичный голливудский главзлодей без проблесков сознания.

Подытожу тем, что фильм меня огорчил. Не разочаровал, не отторгнул, а именно огорчил. Очень жаль, что хорошая задумка, блестящая работа над завязкой сюжета и операторская работа озарили лишь начало картины. Будь в этом ключе сделан весь фильм — я бы аплодировал в рост, ибо даже в таком, рассыпающемся на оплошности виде он к себе притягивает.

Искренне жаль, что постановочная бригада не решилась следовать своим же задумкам и сделала картину для потребления широкими массами.

6 из 10

18 февраля 2011 | 11:16
  • тип рецензии:

Не знаю, как отнесется к этому фильму человек, который перед этим не читал 'Фрекен Смилла и ее чувство снега' Петера Хёга. Я прочитала. Поэтому полфильма смеялась в голос.

Понятно, что очень сложно экранизировать любой роман. Бывают попытки более удачные, бывают менее. Эта, к сожалению, менее...

В книге автор постепенно, шаг за шагом приоткрывает завесу тайны: изначально нет ничего, ни одного факта, лишь интуиция Смиллы, лишь ее стремление к действию. В фильме интрига практически раскрыта в первые 20 минут фильма.

Персонажи получились действительно какими-то картонными (при всем моем глубоком уважении к Джулии Ормонд и Гэбриелу Бирну) образ Тёрка искалечили до невозможности. Абсолютно не переданы отношения между персонажами: Смиллы с отцом, с механиком, Яккельсеном, Рауном, в конце концов. Последние полностью отсутствуют...

И, конечно же, финал... Традиционный для американского кинематографа, хотя фильм вроде бы европейский (ну кто сказал режиссеру, что драка и взрыв в финале обязательны?)... Получилось плоско и пошло...

Однако, стоит упомянуть и о достоинствах фильма. Вижу одно неоспоримое - это работа визажиста с Джулией Ормонд - выглядит она в этом фильме потрясающе!

13 ноября 2010 | 20:51
  • тип рецензии:

Помимо заявленной Джулии Ормонд, в картине принимают участие Г. Бирн, Р. Харрис, Р. Лоджиа, Т, Уилкинсон, М. Адорф, В. Редгрейв. Столь звёздному интернациональному составу исполнителей фильм, конечно, обязан имени режиссёра - двукратного обладателя пальмовой ветви каннского фестиваля Билле Аугуста.

Чисто фестивальный классик, сделавший себе имя на длинных бытовых драмах обратился к мейнстриму, решив снять триллер. Как правило, подобная смена полюсов к хорошему не приводит. Поклонники оценившие ранние работы воспринимают такой шаг, как продажность, а для широкой публики, проходящей мимо арт хауса, результат кажется чересчур усложнённым. Этой участи не избежали Годар, Феллини, Бергман, Трюффо и т.д. Аугуст ряды пополнил. 'Смилла' в прокате провалилась, критикой не замечена, а режиссёр вернулся к истокам. Нельзя сказать, что исход несправедлив. Фильм далёк от идеала, но тем не менее заслуживает внимания. Необычный, по сюжету, захватывающий детектив теряет к финалу глубинность замысла заявленную с первой красивейшей сцены падения метеорита на глазах охотника 150 лет назад и его безнадёжного бегства на упряжке с лайками.

Профессиональная работа с актёрами и умение создавать атмосферу закручивает, более чем на час, интригу в тугой узел так оригинально, что не оторвёшься от экрана. Детектив как повод для размышлений о силах природы и беззащитности человека; его недостижимой мечты в слиянии с природой, ибо пессимистичесский взгляд режиссёра даёт понять, 'что венец творения' может и высок в своих стремлениях (что тоже не факт), но телом слаб и любой оживший доисторический червь легко его поработит. Плюс побочные линии о загрязнении окружающей среды, цене прогресса и человеческой разобщённости.

Последние полчаса разваливают сюжет и подтекст до основания, сводя замысел к банальным решениям. И если в течении просмотра чувствуешь, что смотришь умный фильм, то после, понимаешь, что посмотрел средненький триллер голливудского образца. Возможно студии не дали режиссёру права на окончательный монтаж и сами угробили картину.

Всё же Аугуст убедительно продемонстрировал владение киноязыком и приёмами саспенса. 'Смилла', наверняка разочарует рядового зрителя, но синефилу доставит определённое удовольствие.

7 из 10

12 мая 2010 | 11:39
  • тип рецензии:

Этот фильм, честно говоря, как мне показалось, стоит сам по себе в стороне от других фильмов своего жанра.

Во-первых, главную роль здесь играет атмосфера фильма. Обстановка скандинавского города со своим нордическим характером полностью переносится на зрителя, затягивая его в свои объятия. Оставшееся время в течении дня вы будете погружены в настроение фильма.

Во-вторых очень точно подобранные актера не дают даже повода задуматься о том, что они лишние в этом фильме.

Режиссер - Билле Аугуст мелькал в кино, но именитым назвать его трудно. Однако этот сценарий, написанный по одноименной книге снял замечательно.

И остается необсужденным сам сценарий. Достаточно интересно закрученный сюжет, чем-то напоминающий ставшего в последнее время знаменитым Дэна Брауна. Так что фильм должен понравиться всем любителям жанра триллер.

7 из 10

27 июня 2006 | 20:35
  • тип рецензии:

Очень хорошее начало и очень плохой конец. Несколько затянутое начало фильма компенсируется некой тайной, которую необходимо распутать героине, и местом действия фильма - романтически-пугающий зимний Копенгаген. Но чем ближе развязка, тем банальнее становится сюжет. А развязка вообще 'высосана из пальца' и смехотворна. Это и сгубило вообщем положительную оценку фильма.

11 июня 2006 | 16:35
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: