- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Да, несуразностей столько, что устанешь перечислять. Но фильм как-то всё это делает вторичным.
Давно российский экран не видел такого. Тем более экран военного фильма. Это что-то совсем другое, возвращающее нас к суровым советским или югославским чёрно-белым военным фильмам. Тогда не боялись некрасивой, обыденной и логичной безысходности.
На большой экран фильм этот не выйдет, потому что на нём нельзя есть поп-корн и запивать газировкой. Потому что это не экшен и не лихая отсебятина о войне.
Это просто картина войны. Зрелище страшное, потому что показана обречённость ввергнутых в войну людей. Просто людей. Изначально предназначенных совсем для другой жизни. Если угодно – это притча о дикой несправедливости войны. Война ломает не только обыденную повседневность, она делает нелепыми поступки нормальных людей. И неизбежно нелепыми.
Не выполняются войсковые уставы, рвётся войсковая связь, бросаются на произвол судьбы раненые, вчерашние русские мальчишки в шинелях готовы убивать друг друга из-за нелепого приказа, герой Александра Михайлова живёт только сейчас, без будущего. Но в этом настоящем он живёт по-человечески, по внутреннему долгу. Он делает то, что должно делать. Он был и есть ведущий. И за ним нужную военную работу делают другие.
Не важно, что бойцы уже в погонах – это фильм про сорок первый год. Эти обстоятельства и характеры, и действия – оттуда. Этому веришь.
8 из 10
|
прямая ссылка
03 августа 2024 | 18:57
Много истерик. Не так много, как привычно видеть в современном российском кинематографе, но их много. Истерики в основном ненатуральные.
Внутренняя движущая сила мотивов разных поступков персонажей непонятная, и потому складывается представление какой-то бездушности всего происходящего, какой-то механичности и импульсивности.
Герои в большинстве своём рассуждают и ведут себя, как свихнувшиеся с ума. Множество поступков не поддаются рациональному объяснению применительно к происходящим событиям, как с самими героями, так и в глобальном смысле. И даже когда уже все «карты» оказываются полностью раскрытыми, главный герой продолжает вести себя неадекватно: в финальном эпизоде показывают красивую картинку, которая на самом деле ничего не значит, кроме нелогичности и бредовости данного поступка. Объясню: на месте боя осталось много убитых, но только двух из них понадобилось куда-то зачем-то перемещать... Куда? – не ясно. Зачем? – не понятно. Зато – красивая картинка уплывания в туман, после того как смерть навсегда примирила двух «братушек-петушков»...
Сюжет, ввиду своей дебильности, вынужден регулярно подкидывать рояли в кустах: то партизан-людоед, то сумасшедшая женщина, то «секретный» комбриг, то все вместе взятые, ничего не знающие о субординации или хоть какой-нибудь дисциплине. В целом неудивительно для сценария на тему «военно-психологической жести», написанному женщиной. Ведь даже женщина-военнослужащий в этом сюжете тоже ничего не знает о субординации, о своих непосредственных должностных обязанностях, о профессионализме и т.п. необходимых в военной обстановке вещах.
Вместо того, чтобы как-то ухаживать за ранеными (она ведь хирург! – хотя бы перевязки делать периодически), женщина-военный врач лишь констатирует, что раненые мрут и мрут. Вероятно, развешанные повсеместно бинты должны выстраивать в сознании зрителя какие-то логические взаимосвязи, но тотальный всеобщий бред не позволяет этого сделать. Всё, чем может помочь военный врач раненому, – это влить ему в глотку спирта, с предупреждением, что проглотить надо сразу, чтобы горло не жгло. Это пять! Осмотр и перевязки уже ни к чему, ибо что может быть лучше спирта?! А ведь на дворе уже 1943 год, в войска уже вернули погоны! Т. е. первая трагическая растерянность и хаос военной внезапности уже давно позади, люди привыкли к войне, знают, на что она похожа и что нужно делать. Вместо этого мы видим лишь бессилие, неспособность, непрофессионализм и как последний действенный выход в любой ситуации – истерики. Единственный более-менее цельный персонаж – политрук, ловко управляющий всеми вокруг и организующий порядок хотя бы в своём ближайшем окружении. Но он, разумеется, отрицательный персонаж, ибо сталинский цепной пёс не может быть хорошим по определению.
Спасает ли фильм участие хорошего актёра Александра Михайлова? – нет. Наоборот, усугубляет неприятное ощущение. Играет Михайлов хорошо, но диалоги, мотивация и действия, обусловленные сюжетом, бросают тягостную серую тень на его героя: он такой же мутный персонаж, как и остальные, запутавшийся в собственных желаниях и намерениях, с частично атрофированным чувством опасности и страха смерти, не имеющий в жизни высокой осмысленной цели. Очевидно, что автор сценария сама не понимала своего героя, и оставила зрителю лишь набор из невнятных зарисовок для личного додумывания и фантазирования.
В фильме много сюжетных незавершённостей: офицерский паёк, медицинские инструменты, сумасшедшая женщина, прощальные письма родным. Но главная из них – центральный герой, от всего отстранённый и мудро парящий над любой схваткой, с мутной направленностью личности, намерениями и жизненными принципами.
Картина тяжко грешит возможной хронологией, т. к. в один неполный день здесь происходит невероятное количество событий.
Нельзя назвать этот фильм антисоветским, но в целом направленность именно такая: несчастные герои попали под каток жестоких военных событий, где почему-то нет места личному подвигу, а всё решается внесудебными расправами. Или судебными, но заведомо несправедливыми. Если же личный подвиг присутствует, то родина в лице командования его не оценивает, сводя на нет любое благое намерение. Всё в сюжетах подобного рода превращается в бессмысленность и жалкую попытку выживания, здесь нет общей идеи о победе, о справедливой войне, о всеобщих страданиях народа. Здесь только личности, которых давит жестокая власть и война... Мелочность сценария просто вопиющая, но, к сожалению, сценаристы подобного рода этого не поймут, потому что воспитаны на идеях потребления и эгоцентризма. В сюжетах от подобных авторов нет понимания, что родина в опасности, что всё должно быть подчинено главному – победе над врагом. Вместо этого нужно снова и снова возвращаться к перестроечной блевотине о невинно-перманентно-страдающих жертвах репрессий, внесудебных расправах и жестокой бездушной власти. Скажу ещё раз, фильм не ярко антисоветский, но общий вектор именно такой.
Плюсы. Антураж для такого проходного фильма сделали неплохо, и, похоже, что львиная часть бюджета ушла сюда.
Вывод. Хороший ли это фильм? Нет. Скорее он просто никакой. Лучше бы я его не смотрел и не терял время. (Смотрел по рекомендации).
|
прямая ссылка
05 июля 2023 | 13:37
«Разжалованный» добротный фильм о микроэпизоде войны, когда в течение пары-тройки дней встречаются совершенно непохожие люди, проводят бок о бок время, и в конце концов война всем подводит свой итог. Несмотря на то, что нет масштабных боев, а бюджет не большой, создателям удалось вложить в ленту нерв, который не отпускает до финала. Герои этого фильма неоднозначны – не исполнивший в первом бою приказ лейтенант прав по своему, но и виновен тоже, приказ то не исполнил. Конвоирующий его следователь тоже не безгрешен – поддался лести и тщеславию, теперь вот имеет трудности с доставкой арестованного. Боец Красной Армии, приданный в помощь для конвоирования, имеет свой взгляд на происходящие вещи. Такие вот характеры столкнулись на передовой и идут в тыл, по местам боев и освобожденным территориям. Жутковатые пейзажи фронтовой полосы сопутствуют их в пути. В фильме нет пространных диалогов, только лейтенант следователь пытается оправдать свои действия и убеждает в справедливости военно-полевого суда, остальные говорят мало, скупо и по делу. Самые запоминающиеся слова о том, что напишут родителям о том, что их сын струсил и был наказан за это. Как бы дико не звучало это для нас, но по воспоминаниям старшего поколения подобные известия с фронта были позором для семьи. И мысли обоих молодых лейтенантов крутятся вокруг этого, что они опозорили родственников. Развязка ленты до ужаса банальна и увы правдива, и от этого становится немного не по себе, ярче демонстрирует юношеский максимализм героев.
Александр Михайлов в этом фильме сыграл отлично, умудренный возрастом солдат с житейской простотой относится к происходящему. Свой секрет он раскроет только в конце и даст такое же простое человеческое объяснение произошедшему. Никита Тезин (разжалованный лейтенант) и Филипп Бажин (следователь – лейтенант) сыграли вполне натурально, характеры и мотивы поступков героев переданы очень хорошо.
Из недостатков отмечу некоторые «чернушные» эпизоды, которые портили общее впечатление – политработник интриган в батальоне (очень уж карикатурным получился), людоед в яме (по-моему все отметили его неуместность), госпиталь с умирающими солдатами без лекарств и еды (все таки наступали наши, а не отступали, могли и должны были сообщить куда следует о нем, да и маршевые роты не прошли бы мимо штаба дивизии). В остальном вполне смотрибельный фильм, который заставляет задуматься о многих вещах.
7 из 10
|
прямая ссылка
17 мая 2017 | 23:47
Заголовок вам ничего не напоминает? А он здесь очень даже актуален. Во-первых, потому, что фильм как раз в тех местах и снимался. Во-вторых, по времени и характеру действие картины должно происходить именно там, и очень жаль, что в ней этот участок фронта ничем и никак не обозначен (хотя бы как дань памяти той войне, ведь в нашей киноклассике всегда есть 'привязка к местности' и фронтам- см. 'А зори здесь тихие', 'Горячий снег' и т.д.). В-третьих... дождитесь финала.
...А на той войне многое случалось, порой столь парадоксальное и немыслимое, что и представить нельзя. Оказывается, был случай, когда боец из миномёта сбил немецкий самолёт (шанс попадания, наверное, один из миллиона!). Я в одной из рецензий назвал фантастикой существование 'колхоза им. Гитлера', а выяснилось, что фашисты реально создавали такие хозяйства... Каждый год раскрываются новые архивные подробности ВОВ, записываются и публикуются ранее нерассказаные (прежде всего по политическим соображениям) воспоминания ветеранов. Так что не стоит огульно (а надо- доказательно!) обвинять сценаристку 'Разжалованного' Наталию Портнову в высасывании из шариковой ручки неправдоподобных фактов (разве что 'партизан-канибал', пожалуй, действительно... чересчур). Всё остальное вполне могло быть, даже забытые раненые (при наступлении забывали не то что старшину с полевой кухней). Единственное, что явная неправда- не мог быть тыл совершенно пустым, тем более что фронт проходил не в Сибири, а в центре европейской части страны! Похоже, тыловики попросту 'не вписались' в идею картины и её малый бюджет...
А идея очень даже хороша, как и сам фильм, тяжёлый, драматичный, снятый в лучших традициях советского 'неформального' военного кино. И хотя до глубины 'Проверки на дорогах' и 'Восхождения' ему километра два, всё равно он- впечатляющая попытка сохранить эти самые традиции, не имеющая ничего общего с новомодными сериальными военно-приключенческими 'стрелялками'. Но не стоит забывать и о 'прототипе'- фильме 'Двое в степи'(1962), к которому я вас тут же и отсылаю.
Если бы не вышеназванные недостатки, не пародийный образ сопливого особиста, поставил бы я 'Разжалованному' 8 (ой, совсем забыл о финальной сцене, где экс-комбриг предстаёт в образе Харона- сильно!), но приходится только 7 с плюсом.
7 из 10
|
прямая ссылка
08 июля 2012 | 18:35
Помню, часто получал за сочинения в школе оценку 5/2: `пять` за содержание и `два` - за орфографию.
В фильме чувствуется дух, - здоровый и честный, - но он еле держится в теле, состоящем из передёргиваний и неточностей.
Неужели нельзя снять хороший фильм о великой отечественной войне, - настоящий, страшный, неоднозначный (какие, бывало, снимали в СССР), - без всяких там людоедов, откладывающих челюсти, или спятивших баб, идущих зачем-то с вилами к далёкому стожку, или раненных, брошенных в штабе дивизии (!) под присмотром одного (!) врача!
Перефразируя известного профессора, хотелось бы дать совет сценаристу: `Не читайте бульварных газет, голубушка!`
Натуральные съёмки радуют глаз, - но тут же огорчают какой-то `недопроизведённостью`. Трудно отделаться от ощущения, что снимали в соседней лесополосе, в местах, где бомжи греются. Но, в общем, режиссёрская заявка не из худших.
Александру Михайлову - респект. Старый конь. Добрый. Мало таких осталось. Уже только поэтому можно посмотреть. Разок.
6 из 10
|
прямая ссылка
06 декабря 2009 | 06:37
Фильм потряс до глубины души. Заставляет задуматься, насколько все неоднозначно в этом мире. Какие все же страшные испытания выпали на долю наших дедов! Как можно было пережить весь этот ужас, оставшись при этом Человеком. Трусость, глупость, жестокость, отвага, доброта, милосердие - жесткая смесь всех человеческих качеств.
Как можно утверждать, что люди так не поступали? Неужели вы ТАМ были и видели? Мне думается, что именно так они и поступали. Иначе мы бы просто не одержали эту победу! Благодаря таким людям мы выстояли!
И где там нелепицы?
Во время войны было много неразберихи, путаницы, паники. Там было возможно все.
Хорошо, что есть такие фильмы. Если наша молодежь будет смотреть их вместо передачи `Дом-2`, наша страна станет совсем другой.
|
прямая ссылка
24 ноября 2009 | 21:40
Крайне ненатуральный фильм в части мотивов поступков и того, что случается после этих поступков. Человек не выполняет приказ своего командира, и все начинают ему сочувствовать. Ну не бывает такого.
Это только одно из, а вообще - одна нелепица на другой... Заметно все таки, что сценарий писала женщина - редко они могут про войну нормально написать...
И что самое страшное - молодежь, посмотрев на оценки, будет думать, что война где то так и выглядела. Может она так и выглядела - с этой частью в фильме все нормально, но люди там так не поступали.
|
прямая ссылка
10 сентября 2009 | 18:27
Все мы привыкли видеть фильмы о войне как поле боя. Этот фильм не из этого числа. Судьбы людей, такие разные и переплетающие в водовороте этой страшной трагедии мирового масштаба, показаны так, что поневоле думаешь, как мы все забыли о том, как каждый настоящий русский человек отдавал себя полностью этой войне, желая только одного - победы.
Описание того, как тяжело и страшно было жить в то время и хотя бы просто не сойти ума... Раскрыты грани понимания человеческого морального и нравственного 'нормально'. Как стирались эти границы и во всеобщем хаосе каждая человеческая судьба того времени была трагедией. Где правда, как ее искать и ради чего жить? Поневоле задумываешься над этими вечными вопросами.
Вечная память нашим дедам и прадедам.
10 из 10
|
прямая ссылка
04 сентября 2009 | 19:18
|
|